Азар Бигдели
Азар Бигдели | |
---|---|
![]() Рукопись книги Азара Бигдели «Аташкаде-йе Азар» . Копия, сделанная в Каджаре, Иран , 1824 г. | |
Рожденный | 7 февраля 1722 г. Исфахан , Сефевидский Иран |
Умер | 1781 г. (58–59 лет) Кум , Песок Иран |
Псевдоним | Азар [1] |
Занятие | Антолог, поэт |
Заметная работа | Аташкаде-йе Азар |
Родственники |
Хаджи Лотф-Али Бег Азар Бигдели , [а] более известный как Азар Бигдели ( персидский : آذر بیگدلی ; « Азар » был его псевдонимом; 1722–1781), был иранцем. [6] антолог и поэт. Он в основном известен своей биографической антологией около 850 персидских поэтов , « Аташкаде-йе Азар» ( букв. « Храм огня Азара » ), которую он посвятил иранскому правителю Карим-хану Занду ( годы правления 1751–1779). Написанная на персидском языке , академик- персидист Дж.Т.П. де Брейн считает ее «самой важной персидской антологией восемнадцатого века». [7] Азар был ведущей фигурой движения базгашт-э адаби ( букв. « литературное возвращение » ), которое стремилось вернуть стилистические стандарты ранней персидской поэзии.
Жизнь
[ редактировать ]
Азар родился 7 февраля 1722 года в Исфахане , королевской столице Сефевидского Ирана , во времена хаоса и нестабильности. В год его рождения государство Сефевидов вступило в заключительную стадию распада, и мятежные афганцы достигли Исфахана. Азар и его семья были вынуждены переехать из Исфахана в Кум , где они владели недвижимостью, и он прожил там 14 лет. [8] Семья Азара происходила из бигделиской ветви туркменского племени Шамлу . [9] Его предки и другие члены племени Шамлу переселились из Сирии в Иран в 15 веке, в последние несколько лет правления Тимура , и поселились в Исфахане, где служили правителям Ирана. [10] Многие из родственников Азара занимали видное место в эпоху позднего Сефевидов и во время последующего правления Надир-шаха ( годы правления 1736–1747) как дипломаты и бюрократы. [ нужна ссылка ]
Примерно в 1735 или 1736 году отец Азара Ага Хан Бигдели Шамлу был назначен губернатором Лара и прибрежных районов провинции Фарс Надер Шахом и Азаром, и его семья переехала в Шираз , столицу провинции Фарс. [11] В 1737 или 1738 году, после смерти отца, Азар совершил паломничество в Мекку и к шиитским святыням в Иране и Ираке. [12] Его последующее прибытие в Мешхед совпало с возвращением Надир-шаха из его успешной индийской кампании . Впоследствии Азар записался в армию Надера и сопровождал его войска в Мазандаран , Азербайджан и Персидский Ирак . [13] После смерти Надера в 1747 году Азар служил своим племянникам и преемникам Адель-шаху ( годы правления 1747–1748) и Ибрагим-шаху ( годы правления 1748), а также претендентам Сефевидов Исмаилу III и Сулейману II, прежде чем удалиться в свое скромное поместье в Куме. [14]
Когда Карим Хан Занд ( годы правления 1751–1779) взошел на трон, Азар решил посвятить свое время научным занятиям и вернулся в Исфахан, где он и другие поэты движения базгашт-е адаби воспользовались мирными условиями при Карим-хане. правление и поддержка губернатора Занда города Мирзы Абд ол-Ваххаба (умер в 1760 г.), который был покровителем искусств. [15] Город был разграблен Али Мардан-ханом Бахтиари в 1750 году, и, как сообщается, Азар потерял около 7000 своих ранних написанных стихов ; однако при жизни он все еще оставался уважаемым поэтом. [16] В 1774 или 1775 году Азар был вынужден снова покинуть Исфахан из-за плохого правления губернатора Занда Хаджи Мохаммеда Ранани Исфахани (занимавший должность; 1760–1765). [17] Он и его друг Хатеф Исфахани (умер в 1783 г.), который также был уроженцем Исфахана и членом движения базгашт-е адаби , в конце концов оказались в Кашане , где их общий друг Сабахи Бидголи (умер в 1803 г.) прожил большую часть своей жизни. жизнь. [18] Дружба Азара, Хатефа и Сабахи засвидетельствована во многих их стихах, в которых они заявляют о своем восхищении и преданности друг другу. [19] Азар был в Кашане, когда произошло Кашанское землетрясение 1778 года , в результате которого он потерял своего брата и свой дом. [20] Таким образом, он был вынужден снова переехать, скорее всего, в Кум, где и умер три года спустя, в 1781 году. [21]
Литературная карьера
[ редактировать ]Аташкаде-йе Азар
[ редактировать ]Азар в основном известен своей персидской антологией ( тазкере ) около 850 персидских поэтов , Аташкаде-йе Азар («Храм огня Азара»), которую он начал писать в 1760/1 и которая считается «самой важной персидской антологией». XVIII века» академика персидских исследований Дж.Т.П. де Брейна. [22] Названия глав метафорически основаны на слове «огонь». [23] Академик персидских исследований Джалал Матини объясняет, что Азар выбрал такие названия, чтобы подчеркнуть свою миссию по защите персидской поэзии как члена движения базгашт-е адаби . [24]
Книга состоит из двух разделов, оба из которых Азар назвал маджмаре (буквально « курильница »). Первый маджмаре делится на один шоле («пламя»), посвященный поэзии королей, принцев и эмиров ; три агара («угольки») о поэтах Ирана, Средней Азии ( «Туран» ) и Индии ( «Индостан» ); и один forūḡ («свет»), состоящий из приложения, посвященного поэтам-женщинам. [25] Три ахгара разделены географическим разделением на пять, три и три шарареха («искры») соответственно, каждый из которых начинается с краткого описания задействованного региона. [26] Основной ссылкой Азара в этой части книги была антология, написанная поэтом периода Сефевидов Таки ол-Дином Кашани (умер после 1607/8 г.), известная как Холашат ол-ашар («Суть стихов»). [27] Второй маджмаре , то есть секция, состоит из двух партоу («балок»). [28] Первая часть посвящена поэтам-современникам Азара (некоторые из которых были его друзьями), тогда как вторая часть состоит из биографии Азара и избранных его стихов. [29]

Все поэты в «Аташкаде-е Азар» упоминаются под псевдонимами , а книга расположена в алфавитном порядке. Все стихи каждого поэта, вошедшие в книгу, были расположены в соответствии с рассматриваемой рифмой. Длина текста, который он написал о каждом поэте, варьируется; в то время как немногие получили подробные биографии, по большей части каждому поэту было посвящено две-три строки, и он столь же скуп в избранных им отрывках из их произведений . [30] Азар посвятил Аташкаде-йе Азар , завершенный незадолго до своей смерти, иранскому правителю Карим-хану Занду . Хотя произведение в первую очередь посвящено поэтам, оно также содержит сведения по истории Ирана после афганского вторжения 1722 года, краткую автобиографию и подборку стихотворений Азара. [31]
Проза « Аташкаде-йе Азар» , хотя и демонстрирует некоторые специфические недостатки, часто встречающиеся в персидской литературе XVIII века, в основном проста и четко сформулирована. Подробное введение к рассказу о поэтах-современниках включает несколько отрывков поэтической прозы, которые Матини описывает как хорошо написанные. [32] Что касается отрывков, в которых написаны современные поэтические произведения, принцип Азара, по-видимому, заключался в том, чтобы предоставить первый выбор тем стихам, которые он слышал сам непосредственно от рассматриваемых поэтов; этих поэтов , выбирая из более ранних поэтов однако его заявления о том, что он тщательно изучил диваны , опровергаются тщательным изучением более ранних тазкерехов, доступных Азару. [33]

Азара «Аташкаде» часто копировали уже после того, как она была написана. Его несколько раз литографировали XIX века в Британской Индии , начиная с 1833/4 года. Отчет о всей работе был предоставлен в 1843 году англо-ирландским ученым Натаниэлем Бландом . Год спустя, в 1844 году, в Лондоне Бланд опубликовал первый раздел, посвященный королевским поэтам, под названием «Атеш Кедах», или «Храм огня» . Сокращение «Аташкаде » было написано братом Азара Эсхаком Бегом Удри (умер в 1771/2 г.) под именем Тазкере-йе Эсхак и содержит только стихи Азара. Литографическое издание 1860/1 года из Бомбея (ныне Мумбаи) было переиздано в Тегеране , столице Ирана, в 1958 году. Комментированное печатное издание Атаскаде Хасана Садата Насири ( 4 тома, Тегеран, 1957–99) все еще находится в стадии разработки. [34]
Базгашт -э адаби
[ редактировать ]Учитель Азара, Мир Сайед Али Моштак Исфахани (ок. 1689–1757), начал движение «литературного возвращения» ( базгашт-э адаби ) к стилистическим стандартам ранней персидской поэзии. [35] «Аташкаде » , как и многие другие современные поэзии Исфахана и Шираза , была примером базгашт -е адаби, ведущей фигурой которого был Азар. [36] Движение отвергло то, что считалось чрезмерным « индийским стилем » ( сабк-е хенди ) в персидской поэзии, и стремилось, по мнению иранолога Эхсана Яршатера , «возврата к более простой и крепкой поэзии старых мастеров в противовес изнеженной и искусственной поэзии». стих, в который выродилась поэзия Сефевидов». [37] Благодаря своим связям с басгашт-е адаби , Азар заслуживает большой похвалы среди авторов, которые избегали индийского стиля и пытались вернуть речь ранних персидских поэтов. Он критикует перса Саиба Тебризи (умер в 1676 г.), одного из основных представителей персидской поэзии «индийского стиля», а также его последователей. [38]
Азар восхваляет своего учителя Мир Сайеда Али Моштака Исфахани в «Аташкаде» : [39]
после того как он [т. е. Моштак] разорвал цепь стихов, которая годами находилась в недостойной хватке поэтов прошлого, он с огромным усилием и неописуемыми усилиями восстановил ее. Разрушив для современных поэтов основы стихосложения, он обновил здание поэзии, построенное красноречивыми древними.
На поэзию, определившую Азара, также повлиял его дядя по отцовской линии, Вали Мохаммад Хан Бигдели (умер в 1763 г.). [40]
После катастрофического Кашанского землетрясения 1778 года Азар (а также Хатеф и Сабахи) написали стихи, посвященные этому событию, в которых они не только выразили свое личное горе, но и стремились помочь аудитории понять катастрофу землетрясения, как показывают персидские исследования. академик Мэтью К. Смит объясняет: «В значимом историческом и духовном контексте и чтобы показать путь вперед». [41] Эти конкретные стихи, которые дают представление о движении базгашт-э адаби «помимо простого подражания более ранним стилям», подчеркивают участие членов движения в социальной сфере Ирана того времени и значимость их поэзии для современной аудитории. . [42] Азар (и Хатеф) выбрали таркиб-банд , который представляет собой строфическую форму, часто используемую для элегических тем. [43]
Другие работы
[ редактировать ]Академики-персидисты Дж.Т.П. де Брейн и Матини объясняют, что помимо дивана Азара (сборника стихотворений конкретного автора) в него входят касидехи ( панегирики ), газели (короткие лирические стихотворения из синтаксически независимых куплетов) и катехи (лирические стихотворения на одном теме), четыре дошедших до нас маснави (стихотворения в рифмующихся куплетах на любую тему): ему приписывают [44] Юсоф о Золайха (фрагменты появляются в « Аташкаде» ); Маснави-э Азар , короткое любовное стихотворение, отражающее Суз-у годаз («Горение и плавление»), стихотворение Аги Мохаммада Садека Тафреши, популярное во времена Азара; Саки-наме («Книга виночерпия») и Моганни-наме («Книга певца»). Азар, возможно, также написал « Ганджинат ол-хакк » («Сокровищница истины», произведение в стиле « » Саади Ширази ) Голестана и « Дафтар-э но асеман» («Книга девяти небес»), антологию. современной поэзии. [45]
Примечания
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Брёйн 2011 .
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн 2011 .
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн 2011 .
- ^ де Брёйн, 2011 ; Ханауэй 1989 , стр. 58–60.
- ^ де Брёйн 2011 .
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183; Дорфер 1989 , стр. 251–252.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ Матини 1987 , с. 183; де Брёйн 2011 .
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183; Смит 2019 , с. 179.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Смит 2019 , с. 179.
- ^ Смит 2019 , с. 179.
- ^ Смит 2019 , с. 180.
- ^ Смит 2019 , стр. 180, 191.
- ^ Смит 2019 , стр. 191–192.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183; Шарма 2021 , с. 314.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн 2011 .
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ Матини 1987 , с. 183; де Брёйн 2011 .
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн 2011 .
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183; Ханауэй 1989 , стр. 58–60.
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183; Парсинежад 2003 , с. 21.
- ^ Яршатер 1986 , с. 966; де Брёйн 2011 .
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ Матини 1987 , с. 183; Ханауэй, 1989 , стр. 58–60; Смит 2019 , с. 179 (примечание 6).
- ^ Банки 1987 , с. 183.
- ^ Смит 2019 , стр. 180–181.
- ^ Смит 2019 , с. 180.
- ^ Смит 2019 , с. 181.<ссылка
- ^ де Брёйн, 2011 ; Матини 1987 , с. 183.
- ^ де Брёйн 2011 .
Источники
[ редактировать ]- де Брёйн, JTP (2011). «Основа, Хаджи Лутф Али Бег» . Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Дорфер, Герхард (1989). «Бигдели» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/3: Библиографии II – Болбол I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 251–252. ISBN 978-0-71009-126-0 .
- Ханауэй, Уильям Л. мл. (1989). «Базгашт-э Адаби» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/1: Байджу – Бехруз . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 58–60. ISBN 978-0-71009-124-6 .
- Матини, Джалал (1987). «Год Бигдели » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/2: Аваэль аль-макалат – Азербайджан IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 183. ИСБН 978-0-71009-114-7 .
- Парсинежад, Ирадж (2003). История литературной критики в Иране, 1866–1951: Литературная критика в произведениях просвещенных мыслителей Ирана - Ахундзаде, Кермани, Малкома, Талебофа, Марагеи, Касрави и Хедаята . Айбекс Паблишерс, Инк. ISBN 978-1588140166 .
- Шарма, Сунил (2021). «Местные и трансрегиональные места в творчестве сефевидских литераторов». В Мелвилле, Чарльз (ред.). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана Том. 10 . ИБ Таурис. ISBN 978-0755633784 .
- Смит, Мэтью С. (2019). «Преданные Землей и Небом: Поэзия катастроф и восстановления в Иране восемнадцатого века». Журнал персидских исследований . 11 (2): 175–202. дои : 10.1163/18747167-12341326 . S2CID 150451074 .
- Яршатер, Эхсан (1986). «Персидская поэзия в периоды Тимуридов и Сефевидов». В Локхарте, Лоуренс; Джексон, Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20094-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аманат, Аббас (2019). «Вспоминая Персидский край». В Аманате, Аббас ; Ашраф, Ассеф (ред.). Персидский мир . Брилл. стр. 15–62. ISBN 978-9004387287 .
- Киа, Мана (2014). Азара «Представление Ирана до национализма: геокультурные значения земли в Аташкаде ». В Агайе — Камран Скот; Мараши, Афшин (ред.). Переосмысление иранского национализма и современности . Издательство Техасского университета. стр. 89–112. ISBN 978-0292757509 .
- Киа, Мана (2020). Персидские личности: воспоминания о месте и происхождении до национализма . Издательство Стэнфордского университета. стр. 1-336 страниц. ISBN 978-1503610682 .