Асир-э Исфахани

Мирза Джалал Мохаммад ( ок. 1620-48 ), который наиболее известен как Асир-э Исфахани ( Асир ) и Шахрестани , был поэтом Сефевидского Ирана 17-го века . Он был писателем-новатором, чье творчество содержит образцы всех традиционных персидских поэтических форм , придворным вельможей и зятем шаха («короля») Аббаса Великого ( годы правления 1588-1629).
Биография
[ редактировать ]Подробностей о жизни Асира известно немного. [1] Родом из персов , он родился у Мирзы ибн Момена в городе Исфахан , Сефевидский Иран . [2] Его семья была уважаемыми сайедами. [а] из Шахрестана, района на востоке Исфахана. [2] [1] Брак Асира с Малек Нисой Бегум, дочерью Сефевид- шаха («короля») Аббаса Великого ( годы правления 1588-1629), закрепил высокий социально-экономический статус семьи. [2] [1] После этого дом Асира стал центром оживленной литературной жизни Исфахана. [2] [1] Асир учился у поэта Фасихи Херави (умер в 1639–1640 гг.) и был в контакте с другими выдающимися поэтами того времени, такими как Салек Казвини (умер в 1674 г.) и Саиб Тебризи (умер в 1676 г.), с которыми он часто обменивался газелями (короткими лирическими стихотворениями). состоящее из рифмующихся куплетов). [2] Литературные произведения Асира были высоко оценены Калимом Кашани , персидским поэтом из Хамадана , который процветал в Индии Великих Моголов , что свидетельствует о том, что работы Асира путешествовали по Индии при его жизни, хотя он этого не делал. [2]
Хотя в Сефевидском Иране обычно пили вино, по словам одного из первых биографов Асира Мохаммада Тахера Насрабади ( ок. 1618-79 ), который был частым гостем в доме Асира, Асир был пристрастием к алкоголю, что стало причиной его ранней смерти. [2] [1] Согласно третьему изданию Энциклопедии ислама , даты смерти Асира сильно различаются от 1/1630 до 1658/9. Самый ранний источник информации об Асире, сефевидский историк Вали Коли Бег (умер после 1674 года), датирует 1648 год, что хорошо согласуется с другими известными фактами из жизни Асира. [2]
Его псевдоним «Асир» означает «заключенный». [1] Далее повествуя об этом имени, Энциклопедия Ираника добавляет:
Согласно Мохаммаду-Али Тарбиату , Мирза Джалал был заключен в тюрьму шахом Сафи вместе с некоторыми из королевских родственников в 1042/1633 году, и поэтому он принял псевдоним Асир (Узник). Никаких доказательств этому представлено не было. Более того, ни в одном из его произведений не было обнаружено смены псевдонима. На протяжении всей его карьеры его псевдонимом определенно был Асир, и его предполагаемое заключение, вероятно, является мифом, основанным на значении слова « асир» . [1]
Литературная продукция
[ редактировать ]Дошедшие до нас произведения Асира содержат примеры всех традиционных персидских поэтических форм. [2] Его касыды (панегирики), тарджи-банды и таркиб-банды (строфические стихи с припевом и без него соответственно) восхваляют шиитских имамов , а несколько его китов (лирических стихотворений на одну тему) прославляют события, произошедшие во время правления. Шаха Сафи ( годы правления 1629-1642). [2] Асир также написал рубайят ( четверостишия ) и несколько коротких маснави (стихи в рифмующихся куплетах на любую тему). [2] Асир, однако, наиболее известен примерно тысячей газелей и фрагментов газелей , которые составляют большую часть его дивана (сборника стихов). [2] В основном они имеют любовную тематику и отличаются изысканным использованием поэтических образов. [2]
Асир упоминался несколькими антологами и биографами как создатель так называемого «индийского стиля» ( сабк-е хенди ) в персидской поэзии. [1] [2] Это представление, по-видимому, возникло из-за комплиментов, которые Саиб Тебризи, известный как величайший поэт «индийского стиля», сделал Асиру, назвав себя подражателем поэзии Асира. [1] Шир Али Хана Люди В «Мирас ол-Хаял» («Зеркало воображения») (1691) Асир упоминается как «основатель хиял-банди » — создания причудливых, образных представлений, определяющей черты «индийского стиль» ( сабк-э хенди ) в персидской поэзии. [2] Ранний критик Насрабади уточнил свою похвалу Асира, отметив неравномерность его работ. [2] Более поздний биограф Валих Дагистани (умер в 1756/7 г.) сказал, что некоторые стихи Асира «спустились в долину бессмысленности» и создали достойный осуждения прецедент. [2] Тем не менее, согласно Энциклопедии ислама , Дагистанец признал, что хорошие стихи Асира были очень хорошими, а современный историк литературы Забихолла Сафа демонстрирует богатство смысла, который Асир в своих лучших проявлениях мог сконцентрировать в одном стихе. [2] Критическое издание газелей Шарифи Вильдани исследует эти противоречивые утверждения. [2]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.51.2.201 Фирузкухи, К. Амири (1987). "АССИР ЭНФХАНИ " Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 7 . пп. 765–766.
- Лосенский, Пол Э. (2009). «Асир-и Исфахани» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .