Имя Имададдина
Насими | |
---|---|
Рожденный | Али Насими в. 1369/70 |
Умер | в. 1418/19 Алеппо , Мамлюкский султанат (ныне Сирия) |
Занятие | Поэт |
Язык |
Сеид Али Имададдин Насими [а] ( Азербайджанский : سئید علی عمادالدّین نسیمی , латинизированный : Seyid Əli İmadəddin Nəsimi ; ок. 1369/70 – ок. 1418/19 ), широко известный как просто Насими ( نسیمی , əsimi 14-15 веков ), был поэтом- хуруфитом , который сочинял стихи на родном азербайджанском , а также персидском и арабском языках. Его считают одним из величайших тюркских поэтов своего времени и одним из самых выдающихся деятелей азербайджанской литературы .
увлекся суфизмом Насими родился около 1369–1370 гг., получил хорошее образование и в раннем возрасте . Став верным приверженцем движения хуруфизм, Насими покинул Азербайджан , чтобы распространять хуруфизм в Анатолии , а затем и в Алеппо после казни его основателя и учителя Насими Фазлаллаха Астарабади . хуруфита, В Алеппо он приобрел последователей в качестве шейха- но столкнулся с сопротивлением со стороны суннитских кругов, которые в конечном итоге убедили султана мамлюков отдать приказ о его смерти за его религиозные убеждения примерно в 1418–1419 годах. Насими был казнен и похоронен в суфийской ложе ( такья ) в Алеппо.
Среди его сохранившихся произведений есть два дивана (сборника стихов) на азербайджанском и персидском языках, а также несколько стихов на арабском языке. Стихи Насими в основном посвящены хуруфизму и содержат множество отсылок к исламским текстам. Его поэзия сочетает в себе гармоничные мелодии и понятные выражения с более сложными темами, связанными с религией. Насими оказал большое влияние на тюркскую литературу и повлиял на многих крупных будущих поэтов, таких как Хабиби , Хакики (псевдоним Джахан Шаха ), Хатаи (псевдоним Исмаила I ) и других. Он также считается основателем азербайджанской классической поэзии аруз (поэзия с использованием количественной просодии) и поэзии газелей (форма любовной поэзии), а также первым лириком в классической огузской тюркской литературе.
Имя
[ редактировать ]Имя Насими было Али. [2] но он принял эпитет ( лакаб ) Имададдин [б] («Столп веры»), который заменил его первоначальное имя. [3] Некоторые источники приписывают ему другие имена, такие как Несимуддин, Джелаледдин и Омер. [6]
Его самый распространенный псевдоним был Насими. Его этимология оспаривается, но наиболее правдоподобно объясняется как отголосок Наими, псевдонима учителя Насими Фазлаллаха Астарабади . [2] Возможно, оно также произошло от арабского слова «насим» , что означает «ветер, дуновение ветра». [7] Он также время от времени использовал другие псевдонимы, такие как Хусейни, Хашими, Сейид, Али и Имад. [8] Его эпитет Имададдин или титул сейид (обозначающий его заявление о происхождении от исламского пророка Мухаммеда ) часто добавляются, чтобы отличить его от других фигур, которые также носили имя Насими. [2]
Биография
[ редактировать ]Большая часть жизни Насими считается неясной. Год его рождения неизвестен, но без убедительных доказательств обычно предполагается, что это 1369–1370 годы. [2] Его точное место рождения также оспаривается: утверждается, что это Шемахи , Тебриз , Багдад , Алеппо , Шираз или Диярбакыр . [9] Он был азербайджано-тюркского происхождения . [10] и говорил на азербайджанском как на родном языке, [11] а также свободное владение персидским и арабским языками . [2]
Насими в детстве получил хорошее образование и начал заниматься суфизмом . с раннего возраста [6] Находясь в Тебризе, он встретил мистика Фазлаллаха Астарабади, который познакомил его с хуруфизмом . Насими некоторое время пробыл с ним в Баку и Ширване и стал одним из самых верных приверженцев движения хуруфизм, а также преемником Астарабади ( халифа ). [12] После того, как Тимуридов император Миран Шах казнил Астарабади за его религиозные взгляды, Насими покинул Азербайджан и отправился в Анатолию , чтобы распространять хуруфизм. Он прибыл в Бурсу во время правления Мурада I ( годы правления 1362–1389), но там его не приветствовали. Он также пытался встретиться с суфийским святым Хаджи Байрамом Вели в Анкаре , но ему отказали из-за его хуруфийских убеждений. [13]
Не найдя в Анатолии подходящей среды для своих верований, он отправился в Алеппо, который был главным центром хуруфитов в Сирии в то время . Исламский ученый Ибн Хаджар аль-Аскалани писал о деятельности Насими в Алеппо как шейха -хуруфита и его растущих последователей. Он использовал свои поэтические способности для дальнейшего распространения своих убеждений. Его идеи, такие как «человеческое лицо является проявлением Бога» и «описание всех органов тела буквами». [с] столкнулся с сопротивлением в суннитских кругах. [3] В Алеппо Насими продолжал бороться за свободу выражения мнений посредством своей поэзии, бросая вызов строгим правилам и религиозной нетерпимости. [15] Некоторые современные арабские источники сообщают, что группа мусульманских ученых-суннитов, последователей основных юридических школ, пыталась добиться убийства Насими депутатом- мамлюком на основании смутных слухов от Алеппо, но им это не удалось. Затем депутат, как сообщается, передал дело мамлюкскому султану Аль-Муайяду Шейху ( годы правления 1412–1421) в Каире , который приказал убить Насими, вероятно, из-за его религиозных убеждений; Насими иногда называют кафиром или неверующим. [2] По словам тюрколога Михаэля Гесса, хотя некоторые источники утверждают, что Насими был убит, сняв с него кожу заживо, в современных источниках нет четких доказательств этого. В некоторых текстах упоминается снятие кожи, но, возможно, оно было сделано посмертно с целью публичного показа. [2] Наиболее вероятный год казни - 1418–1419, хотя некоторые историки предполагают 1417 год, а также предлагались и другие даты. [2] Тело Насими было похоронено в такке (суфийском домике), названном его именем в Алеппо. [16]
Считается, что казнь Насими имела политическую составляющую из-за его тюркского происхождения, которое сблизило его с конкурирующими мамлюками тюркскими династиями в Сирии и Анатолии. По словам Гесса, приказ Аль-Муайяда раздать части тела Насими местным тюркским правителям, таким как Дулкадир и Ак Коюнлу, был мотивирован политикой. [2]
Поэзия
[ редактировать ]Среди сохранившихся произведений Насими есть два дивана (сборника стихов), один на азербайджанском, другой на персидском языке. [17] XVI века Хотя османский поэт и библиограф Латифи утверждал, что у Насими был « диван существование арабского дивана , никаких доказательств существования такого произведения обнаружено не было. на всех трех языках», подразумевая также [18] Его азербайджанский диван содержит более четырехсот газелей (разновидность любовной поэзии) и несколько сотен других стихотворений, в том числе маснави (стихотворение, написанное рифмованными куплетами ) и четверостишия (четырёхстрочное стихотворение). [3] По словам тюрколога Кэтлин Беррилл, Насими смог сохранить качество своего азербайджанского языка в своих стихах, используя форму аруж (поэзия с использованием количественной просодии). Это отличает его от более поздних поэтов, которые в значительной степени полагались на заимствования из персидского языка из-за того, что Беррилл назвал «отсутствием навыков» в освоении формы аруж . [19] Его персидский диван состоит почти из трехсот газелей и обсуждает такие темы, как хуруфизм, восхваление Двенадцати Имамов и Имама Али , а также Фазлаллаха Астарабади. [3]
Стиль письма Насими часто предполагает повторение звуков и грамматических закономерностей. Его стихи в основном посвящены хуруфизму и содержат множество ссылок на исламские тексты, такие как Коран . Однако некоторые убеждения, лежащие в основе его стихов, выходят за рамки основного направления ислама. Майкл Хесс утверждает, что поэзия Насими сочетает в себе понятный язык с более сложными темами, связанными с хуруфизмом. Хесс также отмечает, что, хотя стихи Физули остаются популярными благодаря своей эмоциональной глубине и техническому мастерству, лежащие в их основе концепции не так широко понимаются. [2] Беррилл отмечает, что некоторые стихи Насими могут быть трудными для чтения из-за их сложных религиозных отсылок, а когда это не так, они передают его темы любви через «легкие, гармоничные мелодии». [20]
Наследие
[ редактировать ]Насими считается одним из крупнейших деятелей тюркской литературы . [20] По мнению современной ученой Сакины Беренджян, Насими был первым крупным поэтом не только в азербайджанской, но и во всей тюркской литературе. [21] Его влияние на поэзию распространилось по всему тюркскому миру и повлияло на таких крупных поэтов, как Хабиби , Хакики (псевдоним Джахан Шаха ), Хатаи (псевдоним Исмаила I ) и других. [22] Насими также считается основоположником азербайджанской классической поэзии аруж , поэзии газелей , а также первым лириком в классической огузско-тюркской литературе. [23] Его произведения оказали значительное влияние на развитие как азербайджанской, так и османской литературы . [24] Стиль Насими оказал большое влияние на общий стиль азербайджанской поэзии. [25] По мнению профессоров турецкой литературы Азми Билгина и Ильяса Узюма, тимуридского поэта Али-Шира Наваи хвалебные слова в адрес Насими показывают, что он также считался «важной личностью в среднеазиатском тюркском мире». [3]
В 1973 году ЮНЕСКО объявила, что 600-летие со дня рождения Насими будет отмечаться во всем мире. В торжествах, прошедших в Баку и Москве, приняли участие представители многих стран . [26] Токаю Мамедову было поручено создать статую Насими. [27] Из-за сжатых сроков завершения Токай Мамедова сотрудничала со своим коллегой Ибрагимом Зейналовым. Изначально были подготовлены 69-сантиметровая модель и 2-метровый макет статуи . Впоследствии на основе этого макета была создана 6,5-метровая статуя Насими, установленная в одном из центральных садов города. [28] В Азербайджане 2019 год объявлен «Годом Насими» в ознаменование 650-летия со дня рождения поэта. [29] Именем Насими также названы улица, станция метро и район в Баку. В его честь также назван Национальный институт лингвистики Азербайджана. Кроме того, о его жизни есть азербайджанский биографический фильм 1973 года .
В 2019 году астероид, открытый в обсерватории Клет в 1995 году, получил название «32939 Насими» в честь поэта. [30]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Беррилл 1972 , с. 17; Британика 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гесс 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Билгин и Узюм 2007 .
- ^ Деревни 1988 .
- ^ Mir-Kasimov 2022 , p. 276.
- ^ Jump up to: а б Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 .
- ^ Беррилл 1972 , с. 26.
- ^ Услуер 2013 .
- ^ Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 ; Беррилл 1972 , стр. 18–19, 27.
- ^ Деревни 1988 ; Балан 2008 г .; Беррилл 1972 , с. 46.
- ^ Серебро 2020 , с. 238.
- ^ Гесс 2021 ; Билгин и Узюм 2007 ; Джавади и Беррилл, 1988 .
- ^ Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 ; Беррилл 1972 , с. 21, 30.
- ^ Алгар 2004 .
- ^ Асгарзаде 2007 , с. 10.
- ^ Билгин и Узум 2007 ; Уотенпо 2004 , с. 126; Беррилл 1972 , с. 27.
- ^ Гесс 2021 ; Серебро 2020 , с. 4.
- ^ Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 ; Беррилл 1972 , с. 32.
- ^ Беррилл 1972 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Беррилл 1972 , с. 53.
- ^ Беренгиан 1988 , с. 39.
- ^ Гесс 2021 ; Билгин и Узум 2007 ; Беррилл 1972 , с. 76.
- ^ Беррилл 1972 , с. 53; Гесс 2016 .
- ^ Джавади и Беррилл 1988 ; Береньян 1988 , с. 16.
- ^ Беррилл 1972 , с. 76.
- ^ Билгин и Узум 2007 ; Исмаилова 2019 .
- ^ Фариз Гусейнов (30 января 2019 г.). «Свет слов мыслящего поэта» . medeniyet.az Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года.
- ^ Зохра Фаражова (27 января 2019 г.). «Монументальный гений» . azerbaijan-news.az. Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года.
- ^ ЮНЕСКО 2019 .
- ^ Исабалаева 2019 .
Источники
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (2004). «Хорофизм» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XII/5: Гомосексуализм III – Человеческая миграция II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 483–490. ISBN 978-0-933273-79-5 .
- Асгарзаде, Алиреза (декабрь 2007 г.). «В поисках глобальной души: Азербайджан и проблема множественной идентичности» (PDF) . Ближневосточный обзор международных отношений . 11 (4): 7–18. Архивировано (PDF) из оригинала 27 апреля 2023 года . Проверено 11 апреля 2023 г.
- Балан, Канан (1 июля 2008 г.). «Безвременность, абсурд, мечты и другие иллюзии: турецкая игра теней». Ранняя популярная визуальная культура . 6 (2): 171–185. дои : 10.1080/17460650802150424 . ISSN 1746-0654 . S2CID 191493938 .
- Беренжан, Сакина (1988). Азербайджанские и персидские литературные произведения в Иранском Азербайджане двадцатого века . К. Шварц. ISBN 978-3-922968-69-6 .
- Билгин, Азми и Узюм, Ильяс (2007). «Несими» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 33 (Nesi̇h – Османы) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. ISBN 978-975-389-455-5 .
- Беррилл, Кэтлин РФ (1972). Четверостишия Несими тюркского Хуруфи четырнадцатого века . Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-087896-7 .
- Дорфер, Герхард (1988). «Азербайджан viii. Азербайджанский турецкий» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 245–248. ISBN 978-0-71009-115-4 .
- Гюмуш, Кудрет Сафа (2020). «Сравнительный обзор газелей «Йок», написанных повторным голосом Несими и Шейхи». Международный журнал исследований языка, литературы и фольклора TÜRÜK (на турецком языке). 8 (23): 236–252. дои : 10.12992/turuk1052 . ISSN 2147-8872 . S2CID 234894220 . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- Хесс, Майкл Р. (2016). «Газель (Qəzəl) в азербайджанской литературе» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27386 . ISSN 1873-9830 .
- Хесс, Майкл Р. (2021). «Насими, Имаддин» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_40738 . ISSN 1873-9830 .
- Исабалаева, Ильхама (4 июня 2019 г.). «Планета имени азербайджанского поэта Имадеддина Насими» . Информационное агентство «Тренд» . Проверено 16 июля 2023 г.
- Исмайлова, Ламан (3 декабря 2019 г.). «Поэзия Насими представлена в Латвии» . Азерньюс . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- Джавади, Х.; Беррилл, К. (1988). «Азербайджан х. Азербайджано-турецкая литература» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 251–255. ISBN 978-0-71009-115-4 .
- «Сейид Имадеддин Несими» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- Мир-Касимов, Орхан (2022). Али. Хорошо охраняемый секрет: фигуры первого мастера шиитской духовности . Шиитский ислам: тексты и исследования. Том. 3. Брилл . стр. 265–287. дои : 10.1163/9789004522435_013 . ISBN 978-90-04-52242-8 .
- «Президент Ильхам Алиев объявляет 2019 год Годом Насими» . Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО . 14 января 2019 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2023 года . Проверено 6 июля 2023 г.
- Услуер, Фатих (2013). «Несими, шейх Имадуддин Сейид Несими» . Словарь названий турецкой литературы (на турецком языке). Университет Ахмета Есеви . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- Ватенпа, Эгнар Зейтлян (1 января 2004 г.). «Децентрирование покровительства: дервишские ложи и пожертвования семнадцатого века». Образ османского города : 123–174. дои : 10.1163/9789047404224_009 . ISBN 978-90-474-0422-4 . S2CID 242585469 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В азербайджанском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: İmadəddin Nəsimi.
- СМИ, связанные с Насими, на Викискладе?