Jump to content

Имя Имададдина

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Несими )

Насими
Насими сидит, обхватив колено руками, на фоне города
Изображение Микаила Абдуллаева , 1973 год.
Рожденный Али Насими
в. 1369/70
Умер в. 1418/19
Алеппо , Мамлюкский султанат (ныне Сирия)
Занятие Поэт
Язык

Сеид Али Имададдин Насими [а] ( Азербайджанский : سئید علی عمادالدّین نسیمی , латинизированный : Seyid Əli İmadəddin Nəsimi ; ок. 1369/70 – ок. 1418/19 ), широко известный как просто Насими ( نسیمی , əsimi 14-15 веков ), был поэтом- хуруфитом , который сочинял стихи на родном азербайджанском , а также персидском и арабском языках. Его считают одним из величайших тюркских поэтов своего времени и одним из самых выдающихся деятелей азербайджанской литературы .

увлекся суфизмом Насими родился около 1369–1370 гг., получил хорошее образование и в раннем возрасте . Став верным приверженцем движения хуруфизм, Насими покинул Азербайджан , чтобы распространять хуруфизм в Анатолии , а затем и в Алеппо после казни его основателя и учителя Насими Фазлаллаха Астарабади . хуруфита, В Алеппо он приобрел последователей в качестве шейха- но столкнулся с сопротивлением со стороны суннитских кругов, которые в конечном итоге убедили султана мамлюков отдать приказ о его смерти за его религиозные убеждения примерно в 1418–1419 годах. Насими был казнен и похоронен в суфийской ложе ( такья ) в Алеппо.

Среди его сохранившихся произведений есть два дивана (сборника стихов) на азербайджанском и персидском языках, а также несколько стихов на арабском языке. Стихи Насими в основном посвящены хуруфизму и содержат множество отсылок к исламским текстам. Его поэзия сочетает в себе гармоничные мелодии и понятные выражения с более сложными темами, связанными с религией. Насими оказал большое влияние на тюркскую литературу и повлиял на многих крупных будущих поэтов, таких как Хабиби , Хакики (псевдоним Джахан Шаха ), Хатаи (псевдоним Исмаила I ) и других. Он также считается основателем азербайджанской классической поэзии аруз (поэзия с использованием количественной просодии) и поэзии газелей (форма любовной поэзии), а также первым лириком в классической огузской тюркской литературе.

Имя Насими было Али. [2] но он принял эпитет ( лакаб ) Имададдин [б] («Столп веры»), который заменил его первоначальное имя. [3] Некоторые источники приписывают ему другие имена, такие как Несимуддин, Джелаледдин и Омер. [6]

Его самый распространенный псевдоним был Насими. Его этимология оспаривается, но наиболее правдоподобно объясняется как отголосок Наими, псевдонима учителя Насими Фазлаллаха Астарабади . [2] Возможно, оно также произошло от арабского слова «насим» , что означает «ветер, дуновение ветра». [7] Он также время от времени использовал другие псевдонимы, такие как Хусейни, Хашими, Сейид, Али и Имад. [8] Его эпитет Имададдин или титул сейид (обозначающий его заявление о происхождении от исламского пророка Мухаммеда ) часто добавляются, чтобы отличить его от других фигур, которые также носили имя Насими. [2]

Биография

[ редактировать ]

Большая часть жизни Насими считается неясной. Год его рождения неизвестен, но без убедительных доказательств обычно предполагается, что это 1369–1370 годы. [2] Его точное место рождения также оспаривается: утверждается, что это Шемахи , Тебриз , Багдад , Алеппо , Шираз или Диярбакыр . [9] Он был азербайджано-тюркского происхождения . [10] и говорил на азербайджанском как на родном языке, [11] а также свободное владение персидским и арабским языками . [2]

Насими в детстве получил хорошее образование и начал заниматься суфизмом . с раннего возраста [6] Находясь в Тебризе, он встретил мистика Фазлаллаха Астарабади, который познакомил его с хуруфизмом . Насими некоторое время пробыл с ним в Баку и Ширване и стал одним из самых верных приверженцев движения хуруфизм, а также преемником Астарабади ( халифа ). [12] После того, как Тимуридов император Миран Шах казнил Астарабади за его религиозные взгляды, Насими покинул Азербайджан и отправился в Анатолию , чтобы распространять хуруфизм. Он прибыл в Бурсу во время правления Мурада I ( годы правления 1362–1389), но там его не приветствовали. Он также пытался встретиться с суфийским святым Хаджи Байрамом Вели в Анкаре , но ему отказали из-за его хуруфийских убеждений. [13]

обратитесь к подписи
Вид на Алеппо, где Насими провел последние годы своей жизни и где он был казнен и похоронен

Не найдя в Анатолии подходящей среды для своих верований, он отправился в Алеппо, который был главным центром хуруфитов в Сирии в то время . Исламский ученый Ибн Хаджар аль-Аскалани писал о деятельности Насими в Алеппо как шейха -хуруфита и его растущих последователей. Он использовал свои поэтические способности для дальнейшего распространения своих убеждений. Его идеи, такие как «человеческое лицо является проявлением Бога» и «описание всех органов тела буквами». [с] столкнулся с сопротивлением в суннитских кругах. [3] В Алеппо Насими продолжал бороться за свободу выражения мнений посредством своей поэзии, бросая вызов строгим правилам и религиозной нетерпимости. [15] Некоторые современные арабские источники сообщают, что группа мусульманских ученых-суннитов, последователей основных юридических школ, пыталась добиться убийства Насими депутатом- мамлюком на основании смутных слухов от Алеппо, но им это не удалось. Затем депутат, как сообщается, передал дело мамлюкскому султану Аль-Муайяду Шейху ( годы правления 1412–1421) в Каире , который приказал убить Насими, вероятно, из-за его религиозных убеждений; Насими иногда называют кафиром или неверующим. [2] По словам тюрколога Михаэля Гесса, хотя некоторые источники утверждают, что Насими был убит, сняв с него кожу заживо, в современных источниках нет четких доказательств этого. В некоторых текстах упоминается снятие кожи, но, возможно, оно было сделано посмертно с целью публичного показа. [2] Наиболее вероятный год казни - 1418–1419, хотя некоторые историки предполагают 1417 год, а также предлагались и другие даты. [2] Тело Насими было похоронено в такке (суфийском домике), названном его именем в Алеппо. [16]

Считается, что казнь Насими имела политическую составляющую из-за его тюркского происхождения, которое сблизило его с конкурирующими мамлюками тюркскими династиями в Сирии и Анатолии. По словам Гесса, приказ Аль-Муайяда раздать части тела Насими местным тюркским правителям, таким как Дулкадир и Ак Коюнлу, был мотивирован политикой. [2]

Две страницы азербайджанского дивана Насими с азербайджанскими стихами, написанными арабской вязью.
Страницы азербайджанского дивана Насими

Среди сохранившихся произведений Насими есть два дивана (сборника стихов), один на азербайджанском, другой на персидском языке. [17] XVI века Хотя османский поэт и библиограф Латифи утверждал, что у Насими был « диван существование арабского дивана , никаких доказательств существования такого произведения обнаружено не было. на всех трех языках», подразумевая также [18] Его азербайджанский диван содержит более четырехсот газелей (разновидность любовной поэзии) и несколько сотен других стихотворений, в том числе маснави (стихотворение, написанное рифмованными куплетами ) и четверостишия (четырёхстрочное стихотворение). [3] По словам тюрколога Кэтлин Беррилл, Насими смог сохранить качество своего азербайджанского языка в своих стихах, используя форму аруж (поэзия с использованием количественной просодии). Это отличает его от более поздних поэтов, которые в значительной степени полагались на заимствования из персидского языка из-за того, что Беррилл назвал «отсутствием навыков» в освоении формы аруж . [19] Его персидский диван состоит почти из трехсот газелей и обсуждает такие темы, как хуруфизм, восхваление Двенадцати Имамов и Имама Али , а также Фазлаллаха Астарабади. [3]

Стиль письма Насими часто предполагает повторение звуков и грамматических закономерностей. Его стихи в основном посвящены хуруфизму и содержат множество ссылок на исламские тексты, такие как Коран . Однако некоторые убеждения, лежащие в основе его стихов, выходят за рамки основного направления ислама. Майкл Хесс утверждает, что поэзия Насими сочетает в себе понятный язык с более сложными темами, связанными с хуруфизмом. Хесс также отмечает, что, хотя стихи Физули остаются популярными благодаря своей эмоциональной глубине и техническому мастерству, лежащие в их основе концепции не так широко понимаются. [2] Беррилл отмечает, что некоторые стихи Насими могут быть трудными для чтения из-за их сложных религиозных отсылок, а когда это не так, они передают его темы любви через «легкие, гармоничные мелодии». [20]

Наследие

[ редактировать ]
Марка с изображением Насими на одной стороне и пером на другой.
Азербайджанская марка, посвященная 650-летию со дня рождения Насими, 2019 г.

Насими считается одним из крупнейших деятелей тюркской литературы . [20] По мнению современной ученой Сакины Беренджян, Насими был первым крупным поэтом не только в азербайджанской, но и во всей тюркской литературе. [21] Его влияние на поэзию распространилось по всему тюркскому миру и повлияло на таких крупных поэтов, как Хабиби , Хакики (псевдоним Джахан Шаха ), Хатаи (псевдоним Исмаила I ) и других. [22] Насими также считается основоположником азербайджанской классической поэзии аруж , поэзии газелей , а также первым лириком в классической огузско-тюркской литературе. [23] Его произведения оказали значительное влияние на развитие как азербайджанской, так и османской литературы . [24] Стиль Насими оказал большое влияние на общий стиль азербайджанской поэзии. [25] По мнению профессоров турецкой литературы Азми Билгина и Ильяса Узюма, тимуридского поэта Али-Шира Наваи хвалебные слова в адрес Насими показывают, что он также считался «важной личностью в среднеазиатском тюркском мире». [3]

В 1973 году ЮНЕСКО объявила, что 600-летие со дня рождения Насими будет отмечаться во всем мире. В торжествах, прошедших в Баку и Москве, приняли участие представители многих стран . [26] Токаю Мамедову было поручено создать статую Насими. [27] Из-за сжатых сроков завершения Токай Мамедова сотрудничала со своим коллегой Ибрагимом Зейналовым. Изначально были подготовлены 69-сантиметровая модель и 2-метровый макет статуи . Впоследствии на основе этого макета была создана 6,5-метровая статуя Насими, установленная в одном из центральных садов города. [28] В Азербайджане 2019 год объявлен «Годом Насими» в ознаменование 650-летия со дня рождения поэта. [29] Именем Насими также названы улица, станция метро и район в Баку. В его честь также назван Национальный институт лингвистики Азербайджана. Кроме того, о его жизни есть азербайджанский биографический фильм 1973 года .

В 2019 году астероид, открытый в обсерватории Клет в 1995 году, получил название «32939 Насими» в честь поэта. [30]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется как Несими . [1]
  2. ^ Также пишется как Имадеддин, [1] Имадуддин, [3] ʿЭмад-ад-Дин, [4] или Имад ад-Дин. [5]
  3. ^ Ключевой характеристикой хуруфизма был сложный нумерологический анализ букв персидско-арабского алфавита и попытка связать их с человеческой формой. [14]
  1. ^ Jump up to: а б Беррилл 1972 , с. 17; Британика 2023 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гесс 2021 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Билгин и Узюм 2007 .
  4. ^ Деревни 1988 .
  5. ^ Mir-Kasimov 2022 , p. 276.
  6. ^ Jump up to: а б Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 .
  7. ^ Беррилл 1972 , с. 26.
  8. ^ Услуер 2013 .
  9. ^ Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 ; Беррилл 1972 , стр. 18–19, 27.
  10. ^ Деревни 1988 ; Балан 2008 г .; Беррилл 1972 , с. 46.
  11. ^ Серебро 2020 , с. 238.
  12. ^ Гесс 2021 ; Билгин и Узюм 2007 ; Джавади и Беррилл, 1988 .
  13. ^ Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 ; Беррилл 1972 , с. 21, 30.
  14. ^ Алгар 2004 .
  15. ^ Асгарзаде 2007 , с. 10.
  16. ^ Билгин и Узум 2007 ; Уотенпо 2004 , с. 126; Беррилл 1972 , с. 27.
  17. ^ Гесс 2021 ; Серебро 2020 , с. 4.
  18. ^ Билгин и Узюм 2007 ; Услуер 2013 ; Беррилл 1972 , с. 32.
  19. ^ Беррилл 1972 , с. 57.
  20. ^ Jump up to: а б Беррилл 1972 , с. 53.
  21. ^ Беренгиан 1988 , с. 39.
  22. ^ Гесс 2021 ; Билгин и Узум 2007 ; Беррилл 1972 , с. 76.
  23. ^ Беррилл 1972 , с. 53; Гесс 2016 .
  24. ^ Джавади и Беррилл 1988 ; Береньян 1988 , с. 16.
  25. ^ Беррилл 1972 , с. 76.
  26. ^ Билгин и Узум 2007 ; Исмаилова 2019 .
  27. ^ Фариз Гусейнов (30 января 2019 г.). «Свет слов мыслящего поэта» . medeniyet.az Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года.
  28. ^ Зохра Фаражова (27 января 2019 г.). «Монументальный гений» . azerbaijan-news.az. Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года.
  29. ^ ЮНЕСКО 2019 .
  30. ^ Исабалаева 2019 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e565923040a15976bf12143551fa1ff0__1719464460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/f0/e565923040a15976bf12143551fa1ff0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imadaddin Nasimi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)