Садики Бег
Садики Бег , также известный как Садики Бег Афшар, был художником, поэтом, биографом, рисовальщиком, солдатом и миниатюристом периода Сефевидов . [ 1 ] Родившийся в Тебризе в 1533 году, он несколько лет прожил странствующим дервишем, прежде чем поселился в Казвине , где занял несколько должностей при королевском дворе. В конце концов, в 1596 году он был уволен с поста в королевской библиотеке, и последние годы своей жизни он провел, сосредоточившись на собственном писательстве, прежде чем умер в Исфахане в 1610 году. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Садики-бек родился в Тебризе, исторической столице династии Сефевидов, в туркменском племени Худабандалу в 940/1533 году. [ 3 ] Он происходил из знатного рода турецких солдат, которые мигрировали из Сирии, чтобы поддержать шаха Исмаила, основавшего династию Сефевидов в 1501 году. [ 4 ] [ 5 ] Его отец был убит, когда Садики был молод, и, несмотря на благородное прошлое его семьи, он остался без наследства. [ 1 ] Следовательно, Садики Бег провел много лет в качестве странствующего дервиша, прежде чем в возрасте 32 лет решил заняться искусством и поэтической наукой. [ 2 ] Он переехал в Казвин в 1568 году и попросил своего ученика и племянника Музаффара Али, слывшего невероятным художником-фигуристом, научить его стилю ранее известного художника Бихзада . [ 3 ] [ 6 ]
Королевские встречи
[ редактировать ]Первоначально Садики-бек был приглашен служить под началом шаха Исмаила II, недолгое правление которого длилось с 1576 по 1577 год. После этого краткого королевского назначения, когда султан Мохаммад Хуадбанда находился у власти с 1577 по 1587 год, он покинул Казвин, чтобы сражаться в битве при Астарабаде (около 1581 года). [ 2 ] После битвы он жил в иранских городах Хамадан , Лахиджан и Йезд . [ 7 ]
Он отсутствовал при королевском дворе на протяжении всего правления Мухаммада Худабанды, с 1576 по 1588 год, и в это время он сосредоточился на одностраничных работах, а не на крупномасштабных рукописях. [ 2 ] В конце концов, когда в 1581 году к власти пришел шах Аббас I , Садики вернулся ко двору и стал главой королевской библиотеки в Казвине. [ 5 ] Его высоко ценили королевские деятели, но не любили его коллеги при дворе, и в 1596 году он был уволен из библиотеки. Однако, несмотря на потерю этой роли, он сохранил официальный титул и зарплату и регулярно консультировался с шахом Аббасом I по поводу рукописей и другие королевские подданные до конца своей жизни. [ 4 ] [ 2 ]
Рисование
[ редактировать ]Несколько произведений, приписываемых Садики Бегу, сохранились в современных музеях и частных коллекциях, а его работы часто характеризуются уникальными цветами, четкими контурами и жесткими сюжетами. Многие из его самых известных иллюстраций были созданы во время работы при королевском дворе, и он руководил созданием нескольких важных королевских томов. До правления шаха Исмаила II он внес одну картину в копию «Гаршаспнамы» Асади , заказанную правителем Сефевидов Тахмаспом. [ 2 ] После этой статьи он продолжил иллюстрировать дополнительные королевские рукописи для более поздних правителей.
Он внес большой вклад в создание «Шанамы» шаха Исмаила II и считается автором семи из сохранившихся картин. Точно так же он написал три пьесы для крупной Шанамы по заказу шаха Аббаса I. [ 2 ] Этот экземпляр частично сохранился в библиотеке Честера Битти в Дублине, хотя он остается неполным и в нем отсутствуют несколько страниц. [ 5 ] В дополнение к своим рукописным иллюстрациям историк Сефевидов Искандар Бег Мунши приписывает Садики Бегу все рисунки и многие картины в королевском дворце Казвина и зале собраний в Чехель Сотуне. [ 8 ]
В 1593 году, незадолго до ухода со своей королевской службы, Садики Бег лично заказал и проиллюстрировал копию книги Кашифи «Анвар-и Сухайли» («Огни Канопуса»). В том вошли 107 рисунков, возможно, все они были созданы самим Садики, и это демонстрирует его личный вклад в искусство. [ 2 ] Некоторые ученые, такие как Б. В. Робинсон, приписывают эти миниатюры исключительно Садики, хотя другие, такие как Бэзил Грей, полагают, что они принадлежат нескольким художникам. Однако остается вероятность, что он заказал эту работу на личные средства. [ 2 ]
Он также был известен популяризацией иранского «каллиграфического стиля рисования». Этот метод очевиден в таких работах, как «Дракон и облака» (около 1600 г.), которые в настоящее время хранятся в Метрополитен-музее. [ 9 ] Примеры работ Садики сохранились в нескольких музеях и частных коллекциях и являются высоко ценимыми образцами произведений искусства эпохи Сефевидов. В 1996 году миниатюра, выполненная гуашью на золотой бумаге, Portrait d'une Jeune Femme Assise sur un Rocher (1590), приписываемая Садики, была продана на аукционе в Париже за 80 000 французских франков (15 792 доллара США; 12 604 евро; или 10 301 британский фунт). . В рукописи, находящейся в коллекции маркиза Бьюта , написано: «Садики Бег, редкость эпохи, второй Мани, Бихзад того времени». [ 10 ]
Письмо
[ редактировать ]Родным языком Садики был чагатай , однако он владел еще двумя турецкими литературными языками. «Маджма аль-хавасс » («Жизнь художников») считается одним из самых важных его письменных произведений и содержит биографические очерки некоторых ведущих поэтов, художников и знатоков той эпохи. [ 1 ] Эта работа была вдохновлена турецкими поэтами Али-Широм Наваи , Баки и Физули и включает биографии 330 поэтов, а также образцы их произведений. [ 4 ] Кроме того, « Маджма аль-Хавасс» разделен на восемь разделов и включает подробную информацию о современных правителях, турецких государственных деятелях и персидских поэтах. [ 1 ]
В дополнение к этому произведению он написал знаменитый «Канун ас-Сувар » («Каноны живописи») между 1576 и 1602 годами. Эта работа представляет собой трактат о технике живописи, опубликованный персидскими стихами, и, как сообщается, он «нарисовал тысячи чудесных портретов». [ 11 ] [ 12 ] Произведения Садики Бега являются важным инструментом для интерпретации исторических персидских миниатюрных картин, поскольку он подробно описывает стили и дает инструкции по созданию произведений искусства. Его персидский стиль письма был вдохновлен классическими персидскими художниками, в том числе Хакани , Захиром , Камалем од-Дином Эсмаилом и Саади Ширази . [ 4 ] Историки отмечают, что он избегал политики, воздерживаясь от использования религиозных конфессий для обозначения различных техник в своем искусстве, и использовал классические стили, критикуя современные практики. [ 4 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ганджей, Турхан (1957). «Обзор до- и раннего исламского построения турецких стихов» . Ислам . 33 (1-2). дои : 10.1515/islm.1957.33.1-2.142 . ISSN 0021-1818 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (1 января 2009 г.). «Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Рощи» . doi : 10.1093/acref/9780195309911.001.0001 . ISBN 978-0-19-530991-1 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Неджипоглу, Гюльру; Пейн, Алина Александра, ред. (2016). Истории орнамента: от глобального к локальному . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16728-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Горовиц, Йозеф (2013). Коранические исследования . Исследования по истории и культуре исламского Востока. Вальтера де Грюйтера и компании Берлин-Лейпциг: ISBN 978-3-11-118686-3 .
- ^ Jump up to: а б с Гоуинг, Лоуренс, изд. (1995). Биографический словарь художников (Перед. ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-3252-5 .
- ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла, ред. (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . OCLC 232605788 .
- ^ «Frontmatter» , Карл Великий, Мухаммед и арабские корни капитализма , Исследования по истории и культуре исламского Востока, Берлин, Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 16 января 2006 г., стр. I – X, doi : 10.1515/9783110202830 .fm , ISBN 978-3-11-020283-0 , получено 5 мая 2021 г.
- ^ Истории орнамента: от глобального к локальному . Гюльру Нечипоглу, Алина Александра Пейн. Принстон. 2016. ISBN 978-0-691-16728-2 . OCLC 913572960 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Результаты для «Садики Бег» - Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Кембриджская история Ирана . УБ Фишер. Кембридж: Университетское издательство. 1968–1991. ISBN 0-521-06935-1 . OCLC 745412 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ ПУРИНТОН, НЭНСИ; УОТТЕРС, МАРК (1991). «ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДНЕВЕКОВЫМИ ПЕРСИДСКИМ ХУДОЖНИКАМИ» . Cool.culturalheritage.org . Проверено 21 мая 2021 г.
- ^ Барри, Майкл А. (2004). Фигуративное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Гератского (1465–1535) . Бихзад активного века (англоязычное изд.). Париж. п. 186. ИСБН 978-2-08-030421-6 . OCLC 56653717 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Неджипоглу, Гюльру (2016). «Ранний современный цветочный: влияние орнамента в визуальных культурах Османской империи и Сефевидов». В Неджипоглу, Гюльру; Пейн, Алина (ред.). Истории орнамента: от глобального к локальному . Издательство Принстонского университета. стр. 132–155.
- Грей, Бэзил (1986). «Искусство в период Сефевидов». В Джексоне, Питер; Локхарт, Лоуренс (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов. Издательство Кембриджского университета. стр. 877–912.