Салман Мумтаз
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Салман Мумтаз | |
---|---|
Салман Мумтаз | |
Рожденный | |
Умер | 6 сентября 1941 г. | (57 лет)
Причина смерти | застрелен в тюрьме |
Национальность | азербайджанский |
Гражданство | СССР |
Образование | муллы Школа в Ашхабаде |
Известный | сбор, публикация и пропаганда классического азербайджанского литературного наследия , а также обнаружение неизвестных рукописей ряда азербайджанских поэтов и ашугов. |
Супруг | Зейнаб Мумтаз |
Дети | Искендер Мумтаз, Шахла Мумтаззаде |
Научная карьера | |
Учреждения | Азербайджанский филиал Академии наук СССР |
Салман Мумтаз ( азерб . Salman Məmmədəmin oğlu Əsgərov ; 20 мая 1884, Нуха — 6 сентября 1941, Орел ) — азербайджанский поэт , историк литературы , библиограф, собиратель средневековых рукописей. Был членом Союза азербайджанских писателей с 1934 года, научным сотрудником 1-го разряда сектора литературы Азербайджанского отделения Академии наук Советского Союза , директором отдела азербайджанской литературы Азербайджанского национального института. научных исследований с 1929 по 1932 год. [ 1 ] Салман Мумтаз (псевдоним Салман Мамедамин оглу Аскеров ; 20 мая 1884 — 6 сентября 1941) — известный азербайджанский литературовед и поэт . Он родился в Шеки в 1884 году. В своих усилиях по сбору, публикации и пропаганде классического литературного наследия он обнаружил неизвестные рукописи ряда азербайджанских поэтов и ашугов . Став жертвой репрессий , он был арестован в 1937 году и расстрелян в 1941 году, находясь в заключении в Орле .
Мумтаз училась в Ашхабаде . С 1910 года он начал выступать против религиозного фанатизма и суеверий своими стихами и фельетонами в « Молле Насреддине» и других журналах. Помимо родного азербайджанского , он свободно владел персидским , арабским , русским , турецким и урду языками. Мумтаз подготовил к изданию произведения Имадеддина Насими , Ковси Тебризи , Моллы Панаха Вагифа , Гасым-бея Закира , Мирзы Шафи Вазе и других азербайджанских поэтов-классиков. В 1927-1928 годах он опубликовал два тома азербайджанской поэзии ашика . Он также составил научные тексты Хатаи , Физули и других. [ 2 ]
В октябре 1937 года Мумтаз стал жертвой Большой чистки , когда его арестовали и приговорили к десяти годам лишения свободы. Его расстреляли в сентябре 1941 года в городе Орле, находясь в тюрьме. Собранные им 270 рукописей были уничтожены во время ареста. 17 ноября 1956 года он был посмертно реабилитирован Верховным судом СССР.
Его жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Салман Мамедамин оглы Аскеров родился 20 мая 1884 года в Гянджалинском районе Нухи (ныне Шеки, азербайджанский город). [ 3 ] [ 4 ] Отец Салмана, Мамедамин, был купцом, и его семья долгое время жила в Средней Азии.
Дед Салмана Агааласгар был очень богат. Вскоре после его смерти умерла и его жена, а дом сгорел. Его осиротевший сын Мамедамин укрывается у своего дяди, который нажил их богатство, и работает ювелиром. Он посещает Мешхед . На обратном пути он пробирался через Ашхабад, так как слышал, что здесь продаются земли по очень дешевой цене. Машхади Мамедамин на золото, привезенное из Шеки, покупает в Ашхабаде много земли, строит себе дом. За короткое время у него появился караван-сарай и он стал владельцем магазина. Мамедамин, который собирался перевезти свою семью, жившую в Шеки, в новый дом, который он построил в Ашхабаде, умер от пневмонии в 1887 году в возрасте 32 лет. [ 4 ]
В 1900 году жена Мамедамина Машхади Захра-ханум (1865-1938) забрала из Баку своего младшего брата Кербалая Аскара и отправилась в Ашхабад, чтобы приобрести богатство Мамедамина. Она также привозит в Ашхабад своих сыновей Салмана и Асхара. Затем она берет с собой старшего брата Карбалая Мовсума. Захра Ханум, родственница Мирзы Фатали Ахундзаде , была вдумчивой и способной женщиной. Она покупает большую коробку и наполняет ее золотом, пока ее сыновья не вырастут (позже Салман Мумтаз потратил это золото на покупку азербайджанских рукописных книг и благотворительность). [ 4 ]
Салман Мумтаз с детства очень интересовался наукой; он прекрасно знал персидский и арабский языки. Он учился в Ашхабаде, где также выучил персидский и арабский языки. Здесь он выучил персидский и арабский языки, а также урду у учителя по имени Мирза Асадулла. [ 5 ] В 1893 году 9-летний Салман встретился в Ашхабаде с Мирзой Алекпером Сабиром . Благодаря этой встрече у Мумтаз появляется страсть к литературе. Проучившись у муллы 3 месяца, Салман упорно трудился день и ночь до 22 лет, освоил персидский, арабский, русский и урду языки, а также усвоил наизусть основы восточной литературы. [ 4 ] Благодаря сильному интеллекту Салман выучил наизусть множество стихов. Знание языков исламских народов пробудило в нем интерес к восточной литературе. [ 5 ]
Салман, занимающийся торговлей на ткацком станке своего дяди Кербалая Мовсума, начинает собирать турецкие (азербайджанские) рукописи. [ 6 ]
Партнерство с журналом Моллы Насреддина
[ редактировать ]По данным турецкого литературного критика Явуза Акпынара, в 1908-1909 годах, после выхода в свет в Тбилиси «Журнала Моллы Насреддина», Салман Мумтаз также входил в число авторов этого сатирического журнала. В то же время он писал и стихи в классическом стиле . Вместе с друзьями он основал литературное собрание в Ашхабаде. [ 5 ] В 1908-1909 годах Мумтаз привлек внимание читателей своими сатирическими стихами и статьями, которые позже были опубликованы в «Журнале Моллы Насреддина», а также в других органах азербайджанской печати. По словам Явуза Акпынара, «В своих классических произведениях Мумтаз выразил читателю свою любовь к своей стране и народу, показал и разоблачил недостатки общественной жизни. [ 5 ]
По свидетельству азербайджанского литературоведа и историка Адалет Тахирзаде, 1906 год стал переломным моментом в его мыслях: Мумтаз, приехавшая в Ашхабад, переписывалась со сборником «Моллы Насреддина» и присылала ему много новостей, а иногда и стихов. «Путеводитель Мозалан-бея», написанный совместно с Абдуррахим-беем Хагвердиевым и Гурбанали Шарифзаде и опубликованный в журнале «Молла Насреддин» в 1908 году, считается одним из его творческих успехов. В 1910 году вторая двухнедельная встреча с Мирзой Алекпером Сабиром еще больше связала его с литературой: после поощрения Сабира в журнале «Молла Насреддин» стала появляться подпись Мумтаза «Хортдан бей». [ 6 ]
В 1913 году в Тифлисе в издательстве «Гейрат» Мирзы Джалиля Мамедкулизаде вышла его первая книга «Опыт и биография Сейида Ахмеда Хатифа Исфахани». Салман Асгарзаде, проживавший в Тбилиси 3 месяца, встретился с Аббасом Саххатом, обладающим глубокими познаниями в области литературы, истории и искусства и помог издать книгу «Hophopname» Мирзы Алекпера Сабира, скончавшегося 2 года назад. Все финансирование журнала "Молла Насреддин" обеспечивает Мумтаз, который дружит с Мирзой Джалилем в Тбилиси. [ 6 ] В 1913 году газета «Икбал» писала о Салмане Мумтазе, одном из 11 современных поэтов своего времени на Кавказе: «Своими 12 стихотворениями в журнале «Молла Насреддин», под прозвищем Салман Аскеров или Мюмтаз, он показывает недостатки нации и служит своим пером, чтобы указать путь к спасению. [ 7 ] В 1916 году Салман Мумтаз изо всех сил пытался поставить в Ашхабаде «Олюлэр» Джалила Мамедгулузаде, но местные власти не разрешили этого.
Салман Мумтаз выступал против религиозного фанатизма и суеверий в своих стихах и фельетонах , которые он писал в журнале «Молла Насреддин», который издавался в Ашхабаде до 1918 года. Мюмтаз также оказывал помощь в распространении журнала «Молла Насреддин» в Средней Азии и других регионах. .
Вернуться в Азербайджан
[ редактировать ]Салман Мумтаз вернулся в Баку со своей семьей в 1918 году и начал работать журналистом в газете « Азербайджан ». В этот период в результате национально-освободительной борьбы азербайджанского народа против царской России независимое государство Северного Азербайджана и первая парламентская республика мусульманского Востока — Азербайджанская Демократическая Республика было создано в ходе Первой мировой войны . [ 8 ]
Когда Салман Мумтаз переехал в Баку, он некоторое время жил в 3-м доме на Краснокрестовском (ныне улица Шейха Шамиля), на территории брата жены Агарзы. Он открыл собственный магазин в доме 6/23 на Барятинского (бывшая улица Фиолетова, ныне - улица Абдулкарима Ализаде). Салман Мумтаз, член общества «Зеленое перо» с 1919 года, потратил много денег на успешное функционирование общества. [ 8 ]
Понимая, что независимость Азербайджана является национальным достоянием, Салман Мумтаз высоко оценил Нуру-пашу , генерала Османской армии, командующего Кавказской исламской армией, и Энвер-пашу , военного министра Османской империи и политического деятеля. В 1918 году Салман Мумтаз встретил Нуру-пашу и прочитал газель «Öyün millət!» что посвящено ему. Мумтаз посвятила мухаммас «Энверийе» Энвер-паше. [ 7 ]
Азербайджанский актер и режиссер Рза Тахмасиб вспомнил литературные встречи Гусейна Джавида в гостинице Тебриза и отметил: [ 9 ]
Салман Мумтаз наизусть и под приятную мелодию прочитал стихи на персидском и азербайджанском языках. У него была очень хорошая память.
Салман Мумтаз предпочел провести дополнительные исследования. Аскеров сосредоточил всю свою энергию на сборе, исследовании, выявлении, публикации и распространении азербайджанской литературы. [ 10 ]
В 1924 году Салман Асгарзаде был представителем областного управления отдела «Азернефть-снабжение» со складами в Нухе, Гутгашене , Закатале , Гахе и Лагодехи . Он также работал в Комиссариате народного просвещения. [ 8 ]
Академическая деятельность
[ редактировать ]После установления Советской власти в Азербайджане он активно занимался сбором, публикацией и исследованием классического литературного наследия, обнаружил несколько неизвестных рукописей произведений азербайджанских поэтов и ашиков. С 1920 по 1925 год Мумтазу удалось собрать около 200 книг, статей и рукописей различных писателей у представителей азербайджанской литературы и искусства. Он публиковал статьи об азербайджанской литературе под названием «Забытые листья» в газете «Коммунист». В 1920 году Салман Мумтаз был организатором и председателем комиссии по восстановлению азербайджанской литературы. Мумтаз также опубликовала 15 работ по истории азербайджанской литературы и 2 работы по народной литературе, три тома сочинений Мухаммада Физули, сборник «250 поэтов», диван «Хатаи», «Сайед Ахмед Хатиф», «Али Бакуви», «Шеки Савлари». » и др. является автором работ.
В 1925-1926 годах Салман Мумтаз опубликовал в издательстве «Коммунист» книги 24 поэтов из серии азербайджанской литературы – Имадеддина Насими, Говси Тебризи, Нишата Ширвани, Ага Масиха Ширвани, Молла Панаха Вагифа, Гасим бея Закира, Мирзы Шафи Вазе и других. газета. Многие из них были первыми коллективными изданиями произведений поэтов.
Он издал книгу «Эл шаирлэри» (1-2 тома в 1927-1928 гг.; переиздан в 1935 г.) и статы Сары Ашика (1927, 1934), содержащие образцы поэзии Ашика.
Салман Мумтаз участвовал в 1-м тюркологическом съезде, проходившем в Баку в 1926 году. Здесь Мумтаз представил свою новую книгу «Насими» и преподнес ее в подарок. Салман Аскерзаде встретился здесь с академиком, профессором Мехметом Фуатом Кепрюлюзаде, с творчеством которого он близко знаком, и основателем журнала «Фююзат» профессором Али беком Гусейнзаде. (В 1950 году Мехмет Фуат Кёпрюлюзаде приехал из Турции в СССР в качестве министра иностранных дел Турции. Он снова обратился с просьбой о встрече с Салманом Мумтазом и получении о нем официальной информации. Однако его просьба осталась без ответа. Потому что Салман Мумтаз стал жертвой репрессии были и уже не живы). Среди участников съезда был татарский писатель Азиз Губайдуллин. Выступая на съезде, Азиз Губайдуллин заявил, что Салман Мумтаз публиковал произведения азербайджанских поэтов в газете «Коммунист», и перед каждой публикацией биографические сведения, написанные Салманом Мумтазом о поэтах, были «самыми ценными биографическими сведениями», и он оценил его усилия. Также в 1926 году академики Василий Бартольд и Сергей Ольденбург, посмотревшие личную библиотеку Мумтаза («Библиотека-Мумтазия»), были впечатлены научной структурой библиотеки, многочисленными планировками и богатством находившихся в ней рукописей.
Деятельность и творчество Салмана Мумтаза в некоторой степени были вдохновлены постановлениями руководства Азербайджанской ССР в области литературы и искусства 1925-1932 годов.
В этот период Мумтаз написала различные произведения и опубликовала новые книги. Профессор, научный сотрудник, доктор философских наук А.М. Набиев в своей книге «Идиомы и эмоции нашего народа» рассказал о произведениях Мумтаза «Сары ашик» и «Эль шаирлери», написанных в этот период его творчества.
С 1929 по 1932 год Салман Мумтаз работал заведующим секцией докапиталистической азербайджанской литературы Азербайджанского государственного научно-исследовательского института.
С 1932 года он был научным сотрудником Азербайджанского государственного музея. Одновременно с 1933 по 1936 год Салман Мумтаз возглавлял отдел классического наследия издательства «Азернашр». С февраля 1933 года Мумтаз работал научным сотрудником отдела литературного наследия Азербайджанского отделения ЭА СССР. С апреля 1937 года он заведовал литературным отделом Азербайджанского отделения. Также Мумтаз была первоклассным сотрудником отдела литературы Института языка и литературы Азербайджанского отделения Академии наук СССР.
Первый съезд писателей СССР в Москве.
[ редактировать ]В 1934 году Салман Мумтаз участвовал в Первом съезде советских писателей, в Доме Союзов проходившем в Москве . Присутствовавший на конференции Мамед Кязым Алекперлы выступил с речью и в своем докладе отметил, что Салман Мумтаз сыграл важную роль в изучении наследия поэта Мирзы Шафи Вазе и его несравненных заслуг перед азербайджанской литературой. Салман Мумтаз также был близким другом Максима Горького. С великим писателем он познакомился на первом съезде писателей СССР. Максим Горький сделал несколько фотографий с азербайджанскими писателями. На фотографиях Салман Мумтаз сидит рядом с Максимом Горьким. По полученной информации, Горький купил Салману Мумтазу дом в Москве. В тот год Салман Мумтаз оказал неоценимую помощь в составе делегации, отправленной из Азербайджана в Москву для участия в праздновании 1000-летия Фирдоуси.
Другие вклады
[ редактировать ]Были доступны исследования Салмана Мумтаза по литературным и историческим предметам. Он также интересовался этими исследованиями и любил топонимику. Мумтаз много путешествовал и во время своих путешествий выучил географические названия городов и сел. Мумтаз путешествовал просто с рюкзаком и собственной обувью.
Салман Мумтаз также работал над составлением научных и критических произведений классиков азербайджанской литературы. Он освоил биографии и труды Имададдина Насими, Шаха Исмаила Хатаи, Хабиби, Мухаммада Физули, Моллы Вали Видади, Моллы Панаха Вагифа, Исмаила бея Гутгашинли и других, а также воспоминания Мирзы Алекпера Сабира и Аббаса Саххата. Салман Мумтаз был близким другом известного поэта и критика Мирзы Алекпера Сабира. Еще одной областью исследований и интересов Салмана Мумтаза было написание о жизни Мирзы Алекбара и чтение произведений Сабира. Салман Мумтаз, а также журнал «Молла Насреддин», газеты «Азербайджан» и «Коммунист», «Занбур», «Гаджи Лейлак», «Туту», «Шейпур», «Фукара Фуюзати», «Куртулуш», «Братская помощь». Журналы «Маариф и Культура», «Гызыл Шарк», «Восточная женщина», а также журналы «Сада», «Гунеш», «Революция», «Ачыг соз», «Коммунист», «Тараки», «Ени Икбал». «, «Икбал»», сотрудничал с газетами «Адабият газетеси», в этих газетах и журналах Салман Мумтаз «Ашгабатлы», «Васвасы», «Эшшекарысы», «Момин Чиновник», «Мумтаз» (в переводе с арабского это слово). означает «избранный», «избранный среди других»), «Сагсаган», «Воробей», «Сарчагулу», «С.М.», «С.Аскеров», «Туркмендость», «Хортдангулу бек», «Хортданбейзаде», «Чалаган». и другие подписи, писал сатирические и лирические стихи, статьи и фельетоны, прозаические произведения. Эти произведения Мумтаза до сих пор не собраны. Помимо родного азербайджанского языка, Салман Мумтаз освоил арабский, персидский, турецкий, урду и русский язык.
Салман Мумтаз, получивший духовную силу от таких личностей, как Мирза Алекпер Сабир и Мирза Джалил Мамедгулузаде, свое художественное творчество создавал в общении с такими друзьями, как Абдуррахим бек Хагвердиев, Гусейн Джавид, Гусейн Садик (Сейид Гусейн), Абдулла Шаиг, Джафар Джаббарлы, Микаил Мушфик. . Определенный след в его мировоззрении наложила и близость со Львом Толстым, Максимом Горьким, Рабиндранатом Тагором, Садреддином Айни и другими мастерами слова.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Васильков Я. В., Гришина А.М., Перченок Ф.Ф. «ВОСТОКАЛИСТЫ ПОД РЕПРЕССИЯМИ В 20-50-Е ГГ.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2023 года . Проверено 28 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Эд. С. Колосова, изд. (2009). «Мумтаз Салман Мамедаминоглу» (на азербайджанском языке). Энциклопедический словарь прозвищ. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ "Салман Мумтаз" . Официальный сайт Союза писателей Азербайджана. Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2015-01-15 .
- ^ Jump up to: а б с д Тахирзаде 2002 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Явуз Акпинар. «Азербайджанское литературоведение» (PDF) . Публикации Дерги. п. 478.
- ^ Jump up to: а б с Тахирзаде 2002 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Агаяр, Шериф (10 марта 2015 г.). «Друг Горького, суровый ответ Багирову, вырытая могила» . «Тарикс» (на азербайджанском языке). news.lent.az. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Тахирзаде 2002 , с. 5.
- ^ «Кто устроил званый обед для Хоссейна Джавида?» (на азербайджанском языке). National.az 27 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 г. . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Тахирзаде 2002 , с. 6.
Источники
[ редактировать ]- Выдающиеся личности Шеки
- Тахирзаде, А. Салман Мумтаз (2002), Баку , Биографический очерк : Кур.
- Гулизаде М. Мумтаз // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4. — С. 1016.
- РУФУЛЛАЕВ, Кадим. «ПОТВИЧИ И БАСНИ В ИЗУЧЕНИИ САЛМАНА МУМТАЗА». ТУРАН-САМ 16, вып. 62 (2024): 57–61.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гасымова, Аида Шахлар (1 января 2015 г.). «Красный террор против исламских рукописей: случай коллекции рукописей Салмана Мумтаза». Журнал исламских рукописей . 6 (1): 17–46. дои : 10.1163/1878464X-00601003 . ISSN 1878-4631 .
- Азербайджанские литературоведы
- азербайджанские учёные
- азербайджанские поэты
- Азербайджанские публицисты
- 1884 рождения
- 1941 смертей
- Поэты 20 века
- советские историки литературы
- Советские писатели-мужчины
- Писатели-мужчины 20-го века
- Азербайджанцы казнены Советским Союзом
- Люди, казненные Советским Союзом из огнестрельного оружия