Jump to content

Салман Мумтаз

Салман Мумтаз
Салман Мумтаз
Салман Мумтаз в 1917 году.
Рожденный ( 1884-05-20 ) 20 мая 1884 г.
Умер 6 сентября 1941 г. ( 1941-09-06 ) (57 лет)
Причина смерти застрелен в тюрьме
Национальность азербайджанский
Гражданство СССР
Образование муллы Школа в Ашхабаде
Известный сбор, публикация и пропаганда классического азербайджанского литературного наследия , а также обнаружение неизвестных рукописей ряда азербайджанских поэтов и ашугов.
Супруг Зейнаб Мумтаз
Дети Искендер Мумтаз, Шахла Мумтаззаде
Научная карьера
Учреждения Азербайджанский филиал Академии наук СССР

Салман Мумтаз ( азерб . Salman Məmmədəmin oğlu Əsgərov ; 20 мая 1884, Нуха — 6 сентября 1941, Орел ) — азербайджанский поэт , историк литературы , библиограф, собиратель средневековых рукописей. Был членом Союза азербайджанских писателей с 1934 года, научным сотрудником 1-го разряда сектора литературы Азербайджанского отделения Академии наук Советского Союза , директором отдела азербайджанской литературы Азербайджанского национального института. научных исследований с 1929 по 1932 год. [ 1 ] Салман Мумтаз (псевдоним Салман Мамедамин оглу Аскеров ; 20 мая 1884 — 6 сентября 1941) — известный азербайджанский литературовед и поэт . Он родился в Шеки в 1884 году. В своих усилиях по сбору, публикации и пропаганде классического литературного наследия он обнаружил неизвестные рукописи ряда азербайджанских поэтов и ашугов . Став жертвой репрессий , он был арестован в 1937 году и расстрелян в 1941 году, находясь в заключении в Орле .

Мумтаз училась в Ашхабаде . С 1910 года он начал выступать против религиозного фанатизма и суеверий своими стихами и фельетонами в « Молле Насреддине» и других журналах. Помимо родного азербайджанского , он свободно владел персидским , арабским , русским , турецким и урду языками. Мумтаз подготовил к изданию произведения Имадеддина Насими , Ковси Тебризи , Моллы Панаха Вагифа , Гасым-бея Закира , Мирзы Шафи Вазе и других азербайджанских поэтов-классиков. В 1927-1928 годах он опубликовал два тома азербайджанской поэзии ашика . Он также составил научные тексты Хатаи , Физули и других. [ 2 ]

В октябре 1937 года Мумтаз стал жертвой Большой чистки , когда его арестовали и приговорили к десяти годам лишения свободы. Его расстреляли в сентябре 1941 года в городе Орле, находясь в тюрьме. Собранные им 270 рукописей были уничтожены во время ареста. 17 ноября 1956 года он был посмертно реабилитирован Верховным судом СССР.

Его жизнь

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Салман Мамедамин оглы Аскеров родился 20 мая 1884 года в Гянджалинском районе Нухи (ныне Шеки, азербайджанский город). [ 3 ] [ 4 ] Отец Салмана, Мамедамин, был купцом, и его семья долгое время жила в Средней Азии.

Дед Салмана Агааласгар был очень богат. Вскоре после его смерти умерла и его жена, а дом сгорел. Его осиротевший сын Мамедамин укрывается у своего дяди, который нажил их богатство, и работает ювелиром. Он посещает Мешхед . На обратном пути он пробирался через Ашхабад, так как слышал, что здесь продаются земли по очень дешевой цене. Машхади Мамедамин на золото, привезенное из Шеки, покупает в Ашхабаде много земли, строит себе дом. За короткое время у него появился караван-сарай и он стал владельцем магазина. Мамедамин, который собирался перевезти свою семью, жившую в Шеки, в новый дом, который он построил в Ашхабаде, умер от пневмонии в 1887 году в возрасте 32 лет. [ 4 ]

В 1900 году жена Мамедамина Машхади Захра-ханум (1865-1938) забрала из Баку своего младшего брата Кербалая Аскара и отправилась в Ашхабад, чтобы приобрести богатство Мамедамина. Она также привозит в Ашхабад своих сыновей Салмана и Асхара. Затем она берет с собой старшего брата Карбалая Мовсума. Захра Ханум, родственница Мирзы Фатали Ахундзаде , была вдумчивой и способной женщиной. Она покупает большую коробку и наполняет ее золотом, пока ее сыновья не вырастут (позже Салман Мумтаз потратил это золото на покупку азербайджанских рукописных книг и благотворительность). [ 4 ]

Салман Мумтаз с детства очень интересовался наукой; он прекрасно знал персидский и арабский языки. Он учился в Ашхабаде, где также выучил персидский и арабский языки. Здесь он выучил персидский и арабский языки, а также урду у учителя по имени Мирза Асадулла. [ 5 ] В 1893 году 9-летний Салман встретился в Ашхабаде с Мирзой Алекпером Сабиром . Благодаря этой встрече у Мумтаз появляется страсть к литературе. Проучившись у муллы 3 месяца, Салман упорно трудился день и ночь до 22 лет, освоил персидский, арабский, русский и урду языки, а также усвоил наизусть основы восточной литературы. [ 4 ] Благодаря сильному интеллекту Салман выучил наизусть множество стихов. Знание языков исламских народов пробудило в нем интерес к восточной литературе. [ 5 ]

Салман, занимающийся торговлей на ткацком станке своего дяди Кербалая Мовсума, начинает собирать турецкие (азербайджанские) рукописи. [ 6 ]

Партнерство с журналом Моллы Насреддина

[ редактировать ]

По данным турецкого литературного критика Явуза Акпынара, в 1908-1909 годах, после выхода в свет в Тбилиси «Журнала Моллы Насреддина», Салман Мумтаз также входил в число авторов этого сатирического журнала. В то же время он писал и стихи в классическом стиле . Вместе с друзьями он основал литературное собрание в Ашхабаде. [ 5 ] В 1908-1909 годах Мумтаз привлек внимание читателей своими сатирическими стихами и статьями, которые позже были опубликованы в «Журнале Моллы Насреддина», а также в других органах азербайджанской печати. По словам Явуза Акпынара, «В своих классических произведениях Мумтаз выразил читателю свою любовь к своей стране и народу, показал и разоблачил недостатки общественной жизни. [ 5 ]

По свидетельству азербайджанского литературоведа и историка Адалет Тахирзаде, 1906 год стал переломным моментом в его мыслях: Мумтаз, приехавшая в Ашхабад, переписывалась со сборником «Моллы Насреддина» и присылала ему много новостей, а иногда и стихов. «Путеводитель Мозалан-бея», написанный совместно с Абдуррахим-беем Хагвердиевым и Гурбанали Шарифзаде и опубликованный в журнале «Молла Насреддин» в 1908 году, считается одним из его творческих успехов. В 1910 году вторая двухнедельная встреча с Мирзой Алекпером Сабиром еще больше связала его с литературой: после поощрения Сабира в журнале «Молла Насреддин» стала появляться подпись Мумтаза «Хортдан бей». [ 6 ]

В 1913 году в Тифлисе в издательстве «Гейрат» Мирзы Джалиля Мамедкулизаде вышла его первая книга «Опыт и биография Сейида Ахмеда Хатифа Исфахани». Салман Асгарзаде, проживавший в Тбилиси 3 месяца, встретился с Аббасом Саххатом, обладающим глубокими познаниями в области литературы, истории и искусства и помог издать книгу «Hophopname» Мирзы Алекпера Сабира, скончавшегося 2 года назад. Все финансирование журнала "Молла Насреддин" обеспечивает Мумтаз, который дружит с Мирзой Джалилем в Тбилиси. [ 6 ] В 1913 году газета «Икбал» писала о Салмане Мумтазе, одном из 11 современных поэтов своего времени на Кавказе: «Своими 12 стихотворениями в журнале «Молла Насреддин», под прозвищем Салман Аскеров или Мюмтаз, он показывает недостатки нации и служит своим пером, чтобы указать путь к спасению. [ 7 ] В 1916 году Салман Мумтаз изо всех сил пытался поставить в Ашхабаде «Олюлэр» Джалила Мамедгулузаде, но местные власти не разрешили этого.

Салман Мумтаз выступал против религиозного фанатизма и суеверий в своих стихах и фельетонах , которые он писал в журнале «Молла Насреддин», который издавался в Ашхабаде до 1918 года. Мюмтаз также оказывал помощь в распространении журнала «Молла Насреддин» в Средней Азии и других регионах. .

Вернуться в Азербайджан

[ редактировать ]

Салман Мумтаз вернулся в Баку со своей семьей в 1918 году и начал работать журналистом в газете « Азербайджан ». В этот период в результате национально-освободительной борьбы азербайджанского народа против царской России независимое государство Северного Азербайджана и первая парламентская республика мусульманского Востока — Азербайджанская Демократическая Республика было создано в ходе Первой мировой войны . [ 8 ]

Когда Салман Мумтаз переехал в Баку, он некоторое время жил в 3-м доме на Краснокрестовском (ныне улица Шейха Шамиля), на территории брата жены Агарзы. Он открыл собственный магазин в доме 6/23 на Барятинского (бывшая улица Фиолетова, ныне - улица Абдулкарима Ализаде). Салман Мумтаз, член общества «Зеленое перо» с 1919 года, потратил много денег на успешное функционирование общества. [ 8 ]

Понимая, что независимость Азербайджана является национальным достоянием, Салман Мумтаз высоко оценил Нуру-пашу , генерала Османской армии, командующего Кавказской исламской армией, и Энвер-пашу , военного министра Османской империи и политического деятеля. В 1918 году Салман Мумтаз встретил Нуру-пашу и прочитал газель «Öyün millət!» что посвящено ему. Мумтаз посвятила мухаммас «Энверийе» Энвер-паше. [ 7 ]

Азербайджанский актер и режиссер Рза Тахмасиб вспомнил литературные встречи Гусейна Джавида в гостинице Тебриза и отметил: [ 9 ]

Салман Мумтаз наизусть и под приятную мелодию прочитал стихи на персидском и азербайджанском языках. У него была очень хорошая память.

Салман Мумтаз предпочел провести дополнительные исследования. Аскеров сосредоточил всю свою энергию на сборе, исследовании, выявлении, публикации и распространении азербайджанской литературы. [ 10 ]

В 1924 году Салман Асгарзаде был представителем областного управления отдела «Азернефть-снабжение» со складами в Нухе, Гутгашене , Закатале , Гахе и Лагодехи . Он также работал в Комиссариате народного просвещения. [ 8 ]

Академическая деятельность

[ редактировать ]

После установления Советской власти в Азербайджане он активно занимался сбором, публикацией и исследованием классического литературного наследия, обнаружил несколько неизвестных рукописей произведений азербайджанских поэтов и ашиков. С 1920 по 1925 год Мумтазу удалось собрать около 200 книг, статей и рукописей различных писателей у представителей азербайджанской литературы и искусства. Он публиковал статьи об азербайджанской литературе под названием «Забытые листья» в газете «Коммунист». В 1920 году Салман Мумтаз был организатором и председателем комиссии по восстановлению азербайджанской литературы. Мумтаз также опубликовала 15 работ по истории азербайджанской литературы и 2 работы по народной литературе, три тома сочинений Мухаммада Физули, сборник «250 поэтов», диван «Хатаи», «Сайед Ахмед Хатиф», «Али Бакуви», «Шеки Савлари». » и др. является автором работ.

В 1925-1926 годах Салман Мумтаз опубликовал в издательстве «Коммунист» книги 24 поэтов из серии азербайджанской литературы – Имадеддина Насими, Говси Тебризи, Нишата Ширвани, Ага Масиха Ширвани, Молла Панаха Вагифа, Гасим бея Закира, Мирзы Шафи Вазе и других. газета. Многие из них были первыми коллективными изданиями произведений поэтов.

Он издал книгу «Эл шаирлэри» (1-2 тома в 1927-1928 гг.; переиздан в 1935 г.) и статы Сары Ашика (1927, 1934), содержащие образцы поэзии Ашика.

Салман Мумтаз участвовал в 1-м тюркологическом съезде, проходившем в Баку в 1926 году. Здесь Мумтаз представил свою новую книгу «Насими» и преподнес ее в подарок. Салман Аскерзаде встретился здесь с академиком, профессором Мехметом Фуатом Кепрюлюзаде, с творчеством которого он близко знаком, и основателем журнала «Фююзат» профессором Али беком Гусейнзаде. (В 1950 году Мехмет Фуат Кёпрюлюзаде приехал из Турции в СССР в качестве министра иностранных дел Турции. Он снова обратился с просьбой о встрече с Салманом Мумтазом и получении о нем официальной информации. Однако его просьба осталась без ответа. Потому что Салман Мумтаз стал жертвой репрессии были и уже не живы). Среди участников съезда был татарский писатель Азиз Губайдуллин. Выступая на съезде, Азиз Губайдуллин заявил, что Салман Мумтаз публиковал произведения азербайджанских поэтов в газете «Коммунист», и перед каждой публикацией биографические сведения, написанные Салманом Мумтазом о поэтах, были «самыми ценными биографическими сведениями», и он оценил его усилия. Также в 1926 году академики Василий Бартольд и Сергей Ольденбург, посмотревшие личную библиотеку Мумтаза («Библиотека-Мумтазия»), были впечатлены научной структурой библиотеки, многочисленными планировками и богатством находившихся в ней рукописей.

Деятельность и творчество Салмана Мумтаза в некоторой степени были вдохновлены постановлениями руководства Азербайджанской ССР в области литературы и искусства 1925-1932 годов.

В этот период Мумтаз написала различные произведения и опубликовала новые книги. Профессор, научный сотрудник, доктор философских наук А.М. Набиев в своей книге «Идиомы и эмоции нашего народа» рассказал о произведениях Мумтаза «Сары ашик» и «Эль шаирлери», написанных в этот период его творчества.

С 1929 по 1932 год Салман Мумтаз работал заведующим секцией докапиталистической азербайджанской литературы Азербайджанского государственного научно-исследовательского института.

С 1932 года он был научным сотрудником Азербайджанского государственного музея. Одновременно с 1933 по 1936 год Салман Мумтаз возглавлял отдел классического наследия издательства «Азернашр». С февраля 1933 года Мумтаз работал научным сотрудником отдела литературного наследия Азербайджанского отделения ЭА СССР. С апреля 1937 года он заведовал литературным отделом Азербайджанского отделения. Также Мумтаз была первоклассным сотрудником отдела литературы Института языка и литературы Азербайджанского отделения Академии наук СССР.

Первый съезд писателей СССР в Москве.

[ редактировать ]

В 1934 году Салман Мумтаз участвовал в Первом съезде советских писателей, в Доме Союзов проходившем в Москве . Присутствовавший на конференции Мамед Кязым Алекперлы выступил с речью и в своем докладе отметил, что Салман Мумтаз сыграл важную роль в изучении наследия поэта Мирзы Шафи Вазе и его несравненных заслуг перед азербайджанской литературой. Салман Мумтаз также был близким другом Максима Горького. С великим писателем он познакомился на первом съезде писателей СССР. Максим Горький сделал несколько фотографий с азербайджанскими писателями. На фотографиях Салман Мумтаз сидит рядом с Максимом Горьким. По полученной информации, Горький купил Салману Мумтазу дом в Москве. В тот год Салман Мумтаз оказал неоценимую помощь в составе делегации, отправленной из Азербайджана в Москву для участия в праздновании 1000-летия Фирдоуси.

Другие вклады

[ редактировать ]

Были доступны исследования Салмана Мумтаза по литературным и историческим предметам. Он также интересовался этими исследованиями и любил топонимику. Мумтаз много путешествовал и во время своих путешествий выучил географические названия городов и сел. Мумтаз путешествовал просто с рюкзаком и собственной обувью.

Салман Мумтаз также работал над составлением научных и критических произведений классиков азербайджанской литературы. Он освоил биографии и труды Имададдина Насими, Шаха Исмаила Хатаи, Хабиби, Мухаммада Физули, Моллы Вали Видади, Моллы Панаха Вагифа, Исмаила бея Гутгашинли и других, а также воспоминания Мирзы Алекпера Сабира и Аббаса Саххата. Салман Мумтаз был близким другом известного поэта и критика Мирзы Алекпера Сабира. Еще одной областью исследований и интересов Салмана Мумтаза было написание о жизни Мирзы Алекбара и чтение произведений Сабира. Салман Мумтаз, а также журнал «Молла Насреддин», газеты «Азербайджан» и «Коммунист», «Занбур», «Гаджи Лейлак», «Туту», «Шейпур», «Фукара Фуюзати», «Куртулуш», «Братская помощь». Журналы «Маариф и Культура», «Гызыл Шарк», «Восточная женщина», а также журналы «Сада», «Гунеш», «Революция», «Ачыг соз», «Коммунист», «Тараки», «Ени Икбал». «, «Икбал»», сотрудничал с газетами «Адабият газетеси», в этих газетах и ​​журналах Салман Мумтаз «Ашгабатлы», «Васвасы», «Эшшекарысы», «Момин Чиновник», «Мумтаз» (в переводе с арабского это слово). означает «избранный», «избранный среди других»), «Сагсаган», «Воробей», «Сарчагулу», «С.М.», «С.Аскеров», «Туркмендость», «Хортдангулу бек», «Хортданбейзаде», «Чалаган». и другие подписи, писал сатирические и лирические стихи, статьи и фельетоны, прозаические произведения. Эти произведения Мумтаза до сих пор не собраны. Помимо родного азербайджанского языка, Салман Мумтаз освоил арабский, персидский, турецкий, урду и русский язык.

Салман Мумтаз, получивший духовную силу от таких личностей, как Мирза Алекпер Сабир и Мирза Джалил Мамедгулузаде, свое художественное творчество создавал в общении с такими друзьями, как Абдуррахим бек Хагвердиев, Гусейн Джавид, Гусейн Садик (Сейид Гусейн), Абдулла Шаиг, Джафар Джаббарлы, Микаил Мушфик. . Определенный след в его мировоззрении наложила и близость со Львом Толстым, Максимом Горьким, Рабиндранатом Тагором, Садреддином Айни и другими мастерами слова.

  1. ^ Васильков Я. В., Гришина А.М., Перченок Ф.Ф. «ВОСТОКАЛИСТЫ ПОД РЕПРЕССИЯМИ В 20-50-Е ГГ.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2023 года . Проверено 28 февраля 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Эд. С. Колосова, изд. (2009). «Мумтаз Салман Мамедаминоглу» (на азербайджанском языке). Энциклопедический словарь прозвищ. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 3 июня 2020 г.
  3. ^ "Салман Мумтаз" . Официальный сайт Союза писателей Азербайджана. Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2015-01-15 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Тахирзаде 2002 , с. 3.
  5. ^ Jump up to: а б с д Явуз Акпинар. «Азербайджанское литературоведение» (PDF) . Публикации Дерги. п. 478.
  6. ^ Jump up to: а б с Тахирзаде 2002 , с. 4.
  7. ^ Jump up to: а б Агаяр, Шериф (10 марта 2015 г.). «Друг Горького, суровый ответ Багирову, вырытая могила» . «Тарикс» (на азербайджанском языке). news.lent.az. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 22 августа 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Тахирзаде 2002 , с. 5.
  9. ^ «Кто устроил званый обед для Хоссейна Джавида?» (на азербайджанском языке). National.az 27 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 г. . Проверено 2 июня 2020 г.
  10. ^ Тахирзаде 2002 , с. 6.

Источники

[ редактировать ]
  • Выдающиеся личности Шеки
  • Тахирзаде, А. Салман Мумтаз (2002), Баку , Биографический очерк : Кур.
  • Гулизаде М. Мумтаз // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4. — С. 1016.
  • РУФУЛЛАЕВ, Кадим. «ПОТВИЧИ И БАСНИ В ИЗУЧЕНИИ САЛМАНА МУМТАЗА». ТУРАН-САМ 16, вып. 62 (2024): 57–61.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гасымова, Аида Шахлар (1 января 2015 г.). «Красный террор против исламских рукописей: случай коллекции рукописей Салмана Мумтаза». Журнал исламских рукописей . 6 (1): 17–46. дои : 10.1163/1878464X-00601003 . ISSN   1878-4631 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52cb081b36b86a31f79d36ff0f56896b__1721361120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/6b/52cb081b36b86a31f79d36ff0f56896b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salman Mumtaz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)