Мирза Хасан Алкадари
Мирза Хасан ад-Дагистани аль-Кури Алькадари | |
---|---|
Рожденный | Балаханы, Дагестан , Кавказский Имамат. | 15 октября 1834 г.
Умер | 12 сентября 1910 г. | (75 лет)
Заметная работа | Китаб Атар-и Дагистан |
Мирза Хасан Алкадари ( лезгинский : Хясан Абдулагьян хва Алкьвадарви ) — северокавказский исламский правовед ( факих ), историк, поэт, просветитель в дореволюционном Дагестане .
Биография
[ редактировать ]Он родился в селе Балаханы, расположенном в современном Унцукульском районе (не путать с Балаханами , Азербайджан ) 15 октября 1834 года в этнической лезгинской семье. [ 1 ] [ 2 ] Его отец Абдулла был родом из села Алькадар Куринского ханства (ныне Сулейман-Стальский район ) и переехал в село Балаханы вместе со своим учителем и тестем Мухаммадом Яраги из-за давления со стороны Аслан-бека, правителя Куринского ханства. Абдулла Алькадари считался большим знатоком различных наук: грамматики, логики, Корана , хадисоведения , толкования снов , математики, основ стихосложения и т. д.
Он учился в селе Ахты у Мирзы Али аль-Ахти. Он изучал труды известных восточных авторов по астрономии « Шарх аль-Мулахас » и философии « Шарх аль-Хидаят ». Алькадари отзывался об аль-Ахты с большим уважением и гордостью и посвятил ему несколько своих касидов-панегириков. [ 3 ] Под его руководством Алькадари изучил основы исламского правоведения, а также свободно владел арабским, тюркским и персидским языками. Он писал на азербайджанском языке . и [ 4 ] [ 5 ]
После окончания университета он преподавал арабский язык в родном Алькадаре. Алкадари занимал должности секретаря Юсуф-хана , хана Куры , члена окружного суда ( диванбеги ) и наиба Южного Табасарана. Двенадцать лет он писал книги и сотрудничал с известными на тот момент газетами и журналами. Он также вел оживленную переписку с видными учеными, поэтами и религиозными деятелями. Как исламский правовед, его подход к хадисам был несколько либеральным, он был не против перенять европейские обычаи в одежде, [ 6 ] граммофон [ 7 ] и был читателем «Моллы Насреддина» , азербайджанского журнала, критиковавшего в то время мулл.
Звание юнкера получил во время службы служащим Кюринского окружного суда в 1865 году. В прапорщики был произведён в бытность наибом Южного Табасарана в 1867 году. В 1871 году дослужился до подпоручика, а в 1874 году — до поручика .
восстание в Дагестане и Чечне После того как в 1877 году вспыхнуло , Алькадари был обвинен в участии в этом восстании. Был заключен в тюрьму и сослан в город Спасск в 1879 году . Тамбовской губернии В Спасске он вступил в тесные связи с местными татарскими мусульманами, так как обладал знаниями ислама и шариата . Алькадари подробно описал свои впечатления от края, в котором ему пришлось провести четыре года, в книге « Диван аль-Мамнун ». В 1883 году смог вернуться по амнистии, объявленной Александром III . Вернувшись из ссылки, Хасан открыл школу в родном селе. Там он обучал элементарным знаниям чтения, письма, арифметики, географии, астрономии, истории Дагестана. Он также сотрудничал с газетой «Акинчи» в Баку под псевдонимом « Мамнун » с 1875 по 1876 год и газетой «Зия», издававшейся в Тбилиси с 1879 по 1880 год. Фиридун бек Кочарли в своих «Темах по истории азербайджанской литературы» считал его азербайджанским поэтом.
Работает
[ редактировать ]Алькадари является автором многих книг на классическом арабском, тюркском, персидском языках. Особую известность имеет его знаменитая историческая хроника «Китаб Атар-и Дагистан» («Исторические сведения о Дагестане»), охватывающая историю народов Дагестана на протяжении многих веков. [ 8 ] Первое издание книги было издано в 1903 году в Баку на азербайджанском языке при финансовой поддержке Гаджи Зейналабдина Тагиева . [ 2 ] а в Махачкале в 1929 году книга была издана на русском языке (переводчиком выступил сын Алкадари — Али Гасанов). В 1910 году он написал « Джираб аль-Мамнун » и опубликовал его в 1912 году, в котором изложены основные положения шариата (в основном шафиитской юридической школы) и другие вопросы ислама. [ 1 ] В 1913 году он написал « Диван аль-Мамнун » — сборник стихов, в котором подробно описаны события 1877 года.
Семья
[ редактировать ]Алкадари был женат на Салихат ханум (1843-1908), имел 7 сыновей и 5 дочерей:
- Ахмед (1853-1929)
- Абу Муслим (1861—1911) — наиб Табасарана, получил образование в Петербурге , служил поручиком в личной гвардии Александра III.
- Али Искандер (ум. 1943) — государственный и государственный деятель, автор первого учебника для дагестанских школ «География Дагестана».
- Выставлено (1865-1916)
- Абдулла (1865-1916)
- Абдул Али (1868-1928) — известный востоковед, перевел Китаб Атар-и Дагистан с азербайджанского на русский язык.
- Готфрид Хасанрин (1900-1965) — композитор, основоположник дагестанской классической музыки, лауреат Государственных премий.
- Генрих Гасанрин (1910-1973) — контр-адмирал, конструктор, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда.
- Абдурахман (1869-1892)
- Зайнаб (1871-1872)
- Рейханат (1873-1953)
- Абдул-Латиф (1871-1935)
- Абидат (1877-1923)
- Секинат (1881-1882)
- Абдул-Хаким (1883-1888)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гулд, Ребекка; Шихалиев, Шамиль (2017). «За пределами дихотомии «Таклид/Иджтихад»: правовая мысль Дагестана под властью России» . Исламское право и общество . 24 (1/2): 142–169. дои : 10.1163/15685195-02412p06 . ISSN 0928-9380 . JSTOR 44634467 .
- ^ Jump up to: а б Абдуллаев, Кямран (31 декабря 2017 г.). «По Дивануль-Мамнуну Жизнь Хасана аль-Кадари, его научная личность и деятельность на Кавказе» . Журнал теологического факультета Караденизского технического университета (KTUİFD) (на турецком языке). 4 (2): 109–134. ISSN 2148-5011 .
- ^ "Мирза'али ал-Ахты" . www.gazavat.ru (in Russian) . Retrieved 2021-06-12 .
- ^ «Азербайджано-тюркская поэма Хасана аль-Алкадари (Дагестан) – глобальная литературная теория» . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Ян, Эгберт (2008). Национализм в поздней и посткоммунистической Европе . Номос. п. 308. ИСБН 978-3-8329-3969-4 .
- ^ Рациус, Эгдунас; Желязкова, Антонина (25 сентября 2017 г.). Исламское лидерство на европейских землях бывшей Османской и Российской империй: наследие, вызовы и перемены . БРИЛЛ. п. 234. ИСБН 978-90-04-35268-1 .
- ^ Компаньен, Франсуаза; Марач, Ласло Карой; Верстег, Лия (2010). Исследование Кавказа в XXI веке: очерки культуры, истории и политики в динамичном контексте . Издательство Амстердамского университета. п. 73. ИСБН 978-90-8964-183-0 .
- ^ Кемпер, Майкл; Кюгельген, Анке фон; Ермаков, Дмитрий (1998). Мусульманская культура в России и Средней Азии в XVIII – начале XX века: Межрегиональные и межэтнические отношения . Шварц. стр. 43–45. ISBN 978-3-87997-269-2 .