Акинчи
![]() | |
![]() Титульный лист «Акинчи» , 1875, № 1 | |
Тип | Еженедельно |
---|---|
Владелец(и) | Гасан бек Зардаби |
главный редактор | Гасан бек Зардаби |
Основан | 22 июля 1875 г |
Язык | азербайджанский |
Прекращена публикация | 29 сентября 1877 г. |
Штаб-квартира | Баку , Российская Империя. |
Тираж | 300-400 (1875) |
«Акинчи» ( азербайджанский : Əkinçi , اکينچی ), также транслитерируемая как «Экинчи» («Культиватор»), была первой газетой на азербайджанском языке, издававшейся в Баку (тогда часть Российской империи , ныне столица Азербайджанской Республики ) между 1875 годом. и 1877. Это была первая газета, полностью напечатанная на азербайджанском языке, а также первая газета в России, напечатанная на тюркском языке . [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Основанное журналистом, учителем и ученым, Московского университета выпускником Гасаном беком Зардаби , «Акинчи» считалось почти революционным не только как первое периодическое издание, выходившее на азербайджанском языке, но и как средство достижения масс. Чтобы сделать средства массовой информации доступными для низших классов, Зардаби пропагандировал реформы в буквальном азербайджанском языке, направленные на то, чтобы сделать его более разговорным, исключив громоздкие выражения и заимствованные слова из персидского и арабского языков, используемые в основном в религиозных текстах и классической поэзии. Таким образом, Акинчи часто подвергался критике со стороны литераторов, которые находили его письменный стиль слишком разговорным. [4] На самом деле, его специально выбрали для написания и публикации простым разговорным языком, чтобы низшим, в основном необразованным (тогда) массам было легче уловить основную идею всех этих сатирических стихов и статей.
Российский губернатор Кавказа Дмитрий сочувствовал Старосельский начинаниям Зардаби и поддержал его в создании Акинчи . Он также был тем, кто предложил название газеты, которое, по его мнению, убедило бы власти в том, что «Акинчи» - это неполитический журнал, занимающийся распространением сельскохозяйственной техники. Помимо статей, посвященных сельскому хозяйству, Зардаби публиковал материалы, связанные с медициной и биологией , а также редакционные статьи, посвященные социальному и культурному состоянию мусульман на Кавказе. [5] Первый номер « Акинчи» вышел 22 июля 1875 года.
Уход Старосельского был фактором, который, среди прочего, способствовал закрытию периодического издания 29 сентября 1877 года. Другими причинами были отсутствие спонсорства и небольшое количество читателей (которых реакционное духовенство часто вводило в заблуждение, заставляя верить в «греховную природу»). нерелигиозных текстов), несмотря на то, что газета раздавалась бесплатно. За 26 месяцев существования «Акинчи» привлекло всего 300 постоянных читателей. [4] Тем не менее, ее существование во многом способствовало развитию журналистики в Азербайджане и созданию азербайджаноязычных газет и журналов, таких как «Зия» (в 1879 г.), «Зия Гафгазия» (в 1880 г.), «Кешкул» (в 1883 г.), «Шарг-и рус» (в 1883 г.). 1903), Иршад , Хаят (оба в 1905 году), Фиюзат , Такаммуль и Молла Насреддин (все в 1906 году), после чего азербайджанская пресса вступила в новый этап развития. [6]
22 июля, день первой публикации «Акинчи» , был объявлен в 2010 году Днем национальной прессы в Азербайджане. [7]
Важность и влияние
[ редактировать ]Создание Акинчи было важно по нескольким причинам. Во-первых, с выходом в свет «Акинчи» пресса стала рассматриваться как средство массовой информации, основа образовательных реформ и инструмент формирования общественного и общественного сознания. Гасан бек Зардаби в первом номере журнала сказал, что газета должна отражать реальность того места, которое она представляет, и должна отражать нужды и желания жителей данной территории. [8] Еще одним важным фактором и эффектом, вызванным Акинчи, стало появление впервые системы журналистики и поколения журналистов. Также впервые начали проявляться профессиональные принципы. Официальное использование азербайджанского языка стало основой функционирования журнала. Акинчи также во многом помог объединить образованных людей и проложить путь для следующего образованного и мыслительного поколения. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Н., А. (1930). Луначарский, А. В. (ред.). ЗАРДАБИ Гасан-бег Меликов. Литературная энциклопедия (на русском языке). Том. 4. Москва: Издательство Коммунистической Академии.
- ^ Беннигсен, Александр ; Лемерсье-Келькежай, Шанталь (1964). Пресса и национальное движение среди мусульман в России до 1920 г. (на французском языке). Гаага, Париж: Mouton & Co., с. 27. дои : 10.1515/9783112318256 . ISBN 9783112318256 .
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1981). Пантюркизм в Турции: исследование ирредентизма . Лондон: C. Hurst & Co., с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б (на русском языке) Все началось с Акинчи . Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine Нигяр Джафаровой. Наш век . 5 августа 2005 г. Проверено 19 мая 2007 г.
- ^ Äkinjý и самоопределение Азербайджана. Архивировано 27 октября 2009 г. в Wayback Machine Эваном Сигелом . Первоначально опубликовано в книге Майкла Урсинуса, Кристофа Херцога и Рауля Мотики (ред.), Гейдельбергские исследования по истории и культуре современного Ближнего Востока, том. 27 (Франкфурт-на-Майне и др.: Питер Ланг, 2001). Архивировано 24 октября 2009 г.
- ^ (на русском языке) Между адаптацией и самоутверждением. Архивировано 15 октября 2007 г. в Wayback Machine Евой Марией Ош. Сахаров-центр.ру
- ^ Сегодня Национальный день прессы. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine . Азербайджанское агентство печати. 22 июля 2013 г. Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Аширли, Акиф (2009). История азербайджанской прессы . Баку: Наука и образование. стр. 11, 12.
Гасан-бек Зардаби на примере «Акинджи» подошел к прессе как к средству массовой коммуникации, основе просвещения, факту формирования общественного и политического сознания. Глубокие мысли, такие как «газета каждой провинции должна быть зеркалом этой провинции», «она должна раскрывать хорошее и плохое», «каждая проблема и просьба народа должны быть напечатаны в этой газете, чтобы люди, которые смотрят в газете видеть людей так, как будто они смотрят в зеркало» — вот основные идеи наших современных средств массовой информации. Принципы остаются.
- ^ Аширли, Акиф (2009). История азербайджанской прессы . Баку: Наука и образование. стр. 11, 12.
С помощью издания «Акинджи» он сформировал систему и поколение журналистики в Азербайджане, создал профессиональные принципы, сделал азербайджанский язык основой своей деятельности в официальном статусе. Эта газета, являющаяся носителем идеи Просвещения, оказала большие исторические услуги в воспитании поколения национально мыслящей интеллигенции. Завершение истории нашей национальной прессы публикацией «Акинчи» отражает исторические реалии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на азербайджанском языке) Несколько статей из Акинчи
