Jump to content

Фикх

(Перенаправлено из исламской юриспруденции )

Фикх
арабский فقهюриспруденция
Романизация Фикх
Буквальный смысл «глубокое понимание»
«полное понимание»

Фикх ( / fiː k / ; [1] арабский : فقه [фикх] ) — исламская юриспруденция . [2] Фикх часто называют человеческим пониманием и практикой шариата . [3] это человеческое понимание божественного исламского закона, раскрытого в Коране и Сунне (учениях и практиках исламского пророка Мухаммеда и его сподвижников). Фикх расширяет и развивает шариат посредством интерпретации ( иджтихада ) Корана и Сунны исламскими юристами ( улемами ). [3] и осуществляется посредством постановлений ( фетв ) юристов по поставленным перед ними вопросам. Таким образом, в то время как шариат мусульмане считают неизменным и непогрешимым, фикх считается ошибочным и изменчивым. Фикх касается соблюдения ритуалов, морали и социального законодательства в исламе, а также экономической и политической системы. практике существуют четыре известные школы ( мазхаб ) фикха В современную эпоху в суннитской , а также две (или три) в шиитской практике. Человек, обученный фикху , известен как факих ( мн. ч .: факаха ). [4]

Образно говоря, фикх означает знание исламских правовых норм из их источников. Выведение религиозных постановлений из их источников требует от муджтахида (человека, осуществляющего иджтихад ) глубокого понимания различных дискуссий в области юриспруденции. Факих считается должен смотреть глубоко в суть дела и не довольствоваться лишь видимым смыслом, а человек, который знает только внешний вид дела, не факихом . [2]

Исследования фикха традиционно делятся на Усул аль-фикх ( принципы исламской юриспруденции , букв. корни фикха, альтернативно транслитерируемые как Усул аль-фикх ), методы юридической интерпретации и анализа; и Фуру' аль-фикх (букв. ветви фикха), разработка постановлений на основе этих принципов. [5] [6] Фуру' аль-фикх является продуктом применения Усул аль-фикха и совокупным продуктом человеческих усилий по пониманию божественной воли. Хукм ) — ( мн .: ахкам это особое решение в конкретном случае.

Этимология

[ редактировать ]

Слово фикх – арабский термин, означающий «глубокое понимание». [7] : 470  или «полное понимание». Технически это относится к своду исламского права, извлеченному из подробных исламских источников (которые изучаются в принципах исламской юриспруденции ) и к процессу получения знаний об исламе посредством юриспруденции. Историк Ибн Халдун описывает фикх как «знание правил Бога, которые касаются действий людей, которые сами связаны с подчинением закону в отношении того, что требуется ( ваджиб ), греховно ( харам ), рекомендуется ( мандуб ), не одобряется ( макрух )». или нейтральный ( муба )». [8] Это определение единодушно среди юристов.

В современном стандартном арабском языке фикх также стал означать исламскую юриспруденцию. [9] Таким образом, невозможно говорить о главном судье Джоне Робертсе как об эксперте по общего права фикху Соединенных Штатов или о египетском ученом-юристе Абд Эль-Раззаке Эль-Санхури как эксперте по фикху гражданского права Египта.

Согласно суннитской исламской истории, суннитские законы следовали хронологическому пути:

Повеления и запреты, избранные Богом, были раскрыты через Пророка как в Коране, так и в Сунне (слова, дела и примеры Пророка, переданные в виде хадисов ). Первые мусульмане ( сахабы или сподвижники) услышали и повиновались, и передали эту суть ислама. [11] последующим поколениям ( Табиун и Таби' ат-Табиин или преемникам/последователям и преемникам преемников), по мере того как мусульмане и ислам распространялись из Западной Аравии на завоеванные земли на север, восток и запад, [12] [Примечание 1] где она была систематизирована и уточнена. [11]

Историю исламской юриспруденции «обычно делят на восемь периодов»: [14]

  • первый период закончился смертью Мухаммеда в 11 году хиджры. [14]
  • второй период, «характеризующийся личными интерпретациями» канона сахабами или сподвижниками Мухаммеда, продолжавшийся до 50 г. хиджры. [14]
  • с 50 г. хиджры до начала второго века хиджры шла конкуренция между «традиционалистским подходом к юриспруденции» в Западной Аравии , где был открыт ислам, и «рационалистическим подходом в Ираке». [14]
  • «золотой век классической исламской юриспруденции» с «начала второго до середины четвертого века, когда возникли восемь «наиболее значительных» школ суннитской и шиитской юриспруденции». [14]
  • с середины четвертого века до середины седьмого века хиджры исламская юриспруденция «ограничивалась разработками в рамках основных юридических школ». [14]
  • «Темный век» исламской юриспруденции длился с падения Багдада в середине седьмого хиджры (1258 г. н. э.) до 1293 г. хиджры/1876 г. н. э.
  • В 1293 году хиджры (1876 год н.э.) османы систематизировали ханафитскую юриспруденцию в Маджаллах эль-Ахкам-и-Адлия . До середины 20 века н. э. последовало несколько «движений возрождения юриспруденции», вызванных «знакомством с западным юридическим и технологическим прогрессом». Мухаммад Абдо и Абд эль-Раззак эль-Санхури были произведениями этой эпохи. [14] Однако Абду и Эль-Санхури были модернистами. Османский шариат XIX века был основан на взглядах ханафитской школы.
  • Последней эпохой стала эпоха « исламского возрождения », которое «основано на отказе от западных социальных и правовых достижений» и развитии специфически исламских государств, социальных наук, экономики и финансов. [14]

Период становления исламской юриспруденции восходит ко времени первых мусульманских общин. В этот период юристов больше интересовали вопросы авторитета и преподавания, чем теория и методология. [15]

Прогресс в теории и методологии произошел с приходом раннего мусульманского юриста Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии (767–820), который систематизировал основные принципы исламской юриспруденции в своей книге «Ар-Рисала» . В книге подробно описаны четыре корня права ( Коран , сунна , иджма и кияс ), при этом уточняется, что основные исламские тексты (Коран и хадисы) следует понимать в соответствии с объективными правилами интерпретации, полученными в результате научного изучения Арабский язык. [16]

Вторичные источники права развивались и уточнялись в последующие века, состоящие преимущественно из юридического предпочтения ( истихсан ), законов предыдущих пророков ( шара ман каблана ), преемственности ( истишаб ), расширенной аналогии ( маслаха мурсала ), блокирования средств ( садд ад-зариа ), местные обычаи ( урф ) и высказывания сподвижника Пророка ( каваль ас-сахаби ). [17]

Схема первых ученых

[ редактировать ]
Исламские школы мысли

Коран устанавливает права, обязанности и правила, которых должны придерживаться люди и общества, например, торговля процентами . Затем Мухаммед привел пример, записанный в сборниках хадисов, показывающий людям, как он практически реализовал эти правила в обществе. После кончины Мухаммеда у юристов возникла необходимость принимать решения по новым правовым вопросам, где такого постановления нет в Коране или хадисах, пример исламского пророка Мухаммеда относительно аналогичного случая. [18] [19]

В годы, предшествовавшие Мухаммеду, община в Медине продолжала использовать те же правила. Люди были знакомы с практикой Мухаммеда и поэтому продолжали использовать те же правила.

Учёные, показанные на схеме ниже, обучались у сподвижников Мухаммеда , многие из которых поселились в Медине. [20] Муватта [21] Малика ибн Анаса был написан как консенсус мнений этих ученых. [22] [23] [24] Муватта [21] Малик ибн Анас цитирует 13 хадисов от имама Джафара ас-Садика . [25] Аиша также обучала своего племянника Урву ибн Зубайра . Затем он обучал своего сына Хишама ибн Урва , который был главным учителем Малика ибн Анаса, чьим взглядам следуют многие сунниты, а также учил Джафара ас-Садика. Касим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр , Хишам ибн Урва и Мухаммад аль-Бакир обучали Зейда ибн Али , Джафара ас-Садика, Абу Ханифы и Малика ибн Анаса.

Имам Джафар ас-Садик, имам Абу Ханифа и Малик ибн Анас вместе работали в Масджид ан-Набави в Медине. Наряду с Касимом ибн Мухаммадом ибн Аби Бакром, Мухаммадом аль-Бакиром, Зайдом ибн Али и более чем 70 другими ведущими юристами и учеными.

Аш-Шафии обучал Малик ибн Анас. Ахмада ибн Ханбала обучал Аш-Шафии. Мухаммад аль-Бухари путешествовал повсюду, собирая хадисы, а его отец Исмаил ибн Ибрагим был учеником Малика ибн Анаса. [26] [27] [28] [29] [30]

Muhammad, The final Messenger of God(570–632 the Constitution of Medina, taught the Quran, and advised his companions
Abdullah ibn Masud (died 653) taughtAli (607–661) fourth caliph taughtAisha, Muhammad's wife and Abu Bakr's daughter taughtAbd Allah ibn Abbas (618–687) taughtZayd ibn Thabit (610–660) taughtUmar (579–644) second caliph taughtAbu Hurairah (603–681) taught
Alqama ibn Qays (died 681) taughtHusayn ibn Ali (626–680) taughtQasim ibn Muhammad ibn Abi Bakr (657–725) taught and raised by AishaUrwah ibn Zubayr (died 713) taught by Aisha, he then taughtSaid ibn al-Musayyib (637–715) taughtAbdullah ibn Umar (614–693) taughtAbd Allah ibn al-Zubayr (624–692) taught by Aisha, he then taught
Ibrahim al-Nakha’i taughtAli ibn Husayn Zayn al-Abidin (659–712) taughtHisham ibn Urwah (667–772) taughtIbn Shihab al-Zuhri (died 741) taughtSalim ibn Abd-Allah ibn Umar taughtUmar ibn Abdul Aziz (682–720) raised and taught by Abdullah ibn Umar
Hammad bin ibi Sulman taughtMuhammad al-Baqir (676–733) taughtFarwah bint al-Qasim Jafar's mother
Abu Hanifa (699–767) wrote Al Fiqh Al Akbar and Kitab Al-Athar, jurisprudence followed by Sunni, Sunni Sufi, Barelvi, Deobandi, Zaidiyyah and originally by the Fatimid and taughtZayd ibn Ali (695–740)Ja'far bin Muhammad Al-Baqir (702–765) Muhammad and Ali's great great grand son, jurisprudence followed by Shia, he taughtMalik ibn Anas (711–795) wrote Muwatta, jurisprudence from early Medina period now mostly followed by Sunni in Africa, Sunni Sufi and taughtAl-Waqidi (748–822) wrote history books like Kitab al-Tarikh wa al-Maghazi, student of Malik ibn AnasAbu Muhammad Abdullah ibn Abdul Hakam (died 829) wrote biographies and history books, student of Malik ibn Anas
Abu Yusuf (729–798) wrote Usul al-fiqhMuhammad al-Shaybani (749–805)al-Shafi‘i (767–820) wrote Al-Risala, jurisprudence followed by Sunni, Sunni sufi and taughtIsmail ibn IbrahimAli ibn al-Madini (778–849) wrote The Book of Knowledge of the CompanionsIbn Hisham (died 833) wrote early history and As-Sirah an-Nabawiyyah, Muhammad's biography
Isma'il ibn Ja'far (719–775)Musa al-Kadhim (745–799)Ahmad ibn Hanbal (780–855) wrote Musnad Ahmad ibn Hanbal jurisprudence followed by Sunni, Sunni sufi and hadith booksMuhammad al-Bukhari (810–870) wrote Sahih al-Bukhari hadith booksMuslim ibn al-Hajjaj (815–875) wrote Sahih Muslim hadith booksDawud al-Zahiri (815–883/4) founded the Zahiri schoolMuhammad ibn Isa at-Tirmidhi (824–892) wrote Jami` at-Tirmidhi hadith booksAl-Baladhuri (died 892) wrote early history Futuh al-Buldan, Genealogies of the Nobles
Ibn Majah (824–887) wrote Sunan ibn Majah hadith bookAbu Dawood (817–889) wrote Sunan Abu Dawood Hadith Book
Muhammad ibn Ya'qub al-Kulayni (864- 941) wrote Kitab al-Kafi hadith book followed by Twelver ShiaMuhammad ibn Jarir al-Tabari (838–923) wrote History of the Prophets and Kings, Tafsir al-TabariAbu Hasan al-Ash'ari (874–936) wrote Maqālāt al-islāmīyīn, Kitāb al-luma, Kitāb al-ibāna 'an usūl al-diyāna
Ibn Babawayh (923–991) wrote Man La Yahduruhu al-Faqih jurisprudence followed by Twelver ShiaSharif Razi (930–977) wrote Nahj al-Balagha followed by Twelver ShiaNasir al-Din al-Tusi (1201–1274) wrote jurisprudence books followed by Ismaili and Twelver ShiaAl-Ghazali (1058–1111) wrote The Niche for Lights, The Incoherence of the Philosophers, The Alchemy of Happiness on SufismRumi (1207–1273) wrote Masnavi, Diwan-e Shams-e Tabrizi on Sufism
Key: Some of Muhammad's CompanionsKey: Taught in MedinaKey: Taught in IraqKey: Worked in SyriaKey: Travelled extensively collecting the sayings of Muhammad and compiled books of hadithKey: Worked in Persia

В книгах, написанных этими оригинальными юристами и учеными, между ними очень мало богословских и юридических различий. Имам Ахмад отказался записывать и систематизировать данные им религиозные постановления. Они знали, что могли допустить ошибку в некоторых своих суждениях, и ясно заявили об этом. Они никогда не представляли свои постановления словами: «Вот этот суд — суд Бога и Его пророка». [31] Существует также очень мало текстов, написанных самим Джафаром ас-Садиком . Все они отдают приоритет Корану и хадисам (практике Мухаммеда). Они чувствовали, что Коран и хадисы, пример Мухаммеда дают людям практически все, что им нужно. «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, завершил Мою милость к вам и утвердил для вас ислам как религию» (Коран 5:3). [32]

Эти учёные не делали различия между собой. Они не были суннитами или шиитами. Они чувствовали, что следуют религии Авраама, как описано в Коране: «Скажи: Аллах говорит истину; следуйте же религии Авраама, праведного. И он не был одним из многобожников» (Коран 3:95). ).

Большинство разногласий касается законов шариата, разработанных в рамках иджтихада , где такого постановления нет ни в Коране, ни в хадисах исламского пророка Мухаммеда относительно аналогичного случая. [31] Когда эти юристы отправлялись в новые районы, они были прагматичны и продолжали использовать те же правила, которые были приняты в этой области в доисламские времена. Если население чувствовало себя комфортно с этим, это было справедливо, и они использовали иджтихад, чтобы сделать вывод, что это так. не противоречить Корану и хадисам. Как поясняется в Муватте [21] Малик ибн Анас . [22] Это облегчило интеграцию различных общин в Исламское Государство и способствовало быстрому расширению Исламского Государства.

Чтобы уменьшить разногласия, аш-Шафии предложил отдать приоритет Корану и хадисам (практике Мухаммеда) и только потом смотреть на консенсус мусульманских правоведов ( иджма ) и рассуждения по аналогии ( кияс ). [22] Это привело к появлению таких юристов, как Мухаммад аль-Бухари. [33] посвятив свою жизнь сбору правильных хадисов в таких книгах, как «Сахих аль-Бухари» («Сахих» переводится как достоверный или правильный). Они также считали, что суждение Мухаммеда было более беспристрастным и лучшим, чем их собственное.

Эти оригинальные юристы и ученые также выступали в качестве противовеса правителям. Когда они увидели несправедливость, все эти ученые выступили против нее. По мере того как государство расширялось за пределы Медины, права различных общин, закрепленные в Конституции Медины, все еще применялись. Коран также дал дополнительные права гражданам государства и эти права также применялись. Али, Хасан и Хусейн ибн Али выразили свою преданность первым трем халифам, поскольку они соблюдали эти условия. Позже Али, четвертый халиф, написал в письме: «Я не подходил к людям, чтобы получить от них присягу на верность, но они пришли ко мне с желанием сделать меня своим эмиром (правителем). Я не протягивал к ним рук, чтобы они могли принести мне присягу на верность, но сами протянули ко мне руки». [34] Но позже, по воле судьбы ( Предопределение в исламе ), когда к власти пришел Язид I , деспотический правитель, Хусейн ибн Али, внук Мухаммеда, почувствовал, что это было для него испытанием от Бога и его обязанностью противостоять ему. Затем Абдаллах ибн аз-Зубайр , двоюродный брат Касима ибн Мухаммада ибн Аби Бакра, противостоял правителям Омейядов после того, как Хусейн ибн Али был предан жителями Куфы и убит сирийской римской армией, которая теперь находится под контролем Язида I, правителя Омейядов. [35] Затем Абдаллах ибн аз-Зубайр выступил против Омейядов и изгнал их войска из Хиджаза и Ирака. Но затем его силы были истощены в Ираке, когда он пытался остановить хариджитов. Затем вторглись Омейяды. После длительной кампании в свой последний час Абдаллах ибн аз-Зубайр попросил совета у своей матери Асмы бинт Абу Бакр, дочери Абу Бакра, первого халифа. Асма бинт Абу Бакр ответила своему сыну: [36] «Ты лучше знаешь сам по себе, что если ты на истине и призываешь к истине, иди вперед, ибо люди более благородные, чем ты, были убиты, а если ты не на истине, то какой ты злой сын и ты погубил себя и тех, кто с тобой. Если ты скажешь, что если ты стоишь на истине и будешь убит от рук других, то ты не будешь по-настоящему свободен». Абдаллах ибн аз-Зубайр ушел, а позже также был убит и распят сирийской римской армией, которая теперь находится под контролем Омейядов и возглавляется Хаджаджем. Мухаммад ибн Аби Бакр, сын Абу Бакра, первого халифа и воспитанный Али , четвертым халифом, также был убит Омейядами . [37] Затем Аиша вырастила и обучила своего сына Касима ибн Мухаммада ибн Аби Бакра, который позже научил своего внука Джафара аль-Садика .

, состоящая из 45 томов / 18 500 страниц, Аль Маусуа Аль Фикхия Аль Кувейта является крупнейшей печатной энциклопедией по фикху; на его создание ушло 40 лет, и позже он был переведен на урду, тамильский, персидский, малайский и бенгальский языки.

В ранний период Омейядов участие общества было более активным. Коран и пример Мухаммеда были основным источником права, на основе которого принимало решение сообщество. Если это приносило пользу обществу, было справедливым и не противоречило Корану и примеру Мухаммеда, оно принималось. Это облегчило интеграцию в Исламское государство различным общинам римского, персидского, среднеазиатского и североафриканского происхождения, что способствовало быстрому расширению Исламского государства. С учеными в Медине консультировались по более сложным судебным вопросам. Шариат и официальные более централизованные школы фикха возникли позже, во времена Аббасидов. [38]

Компоненты

[ редактировать ]
Правовые системы мира

Источники шариата в порядке важности:
Первоисточники

  1. Коран
  2. Хадис

Вторичные источники

3. Иджма , т.е. коллективное рассуждение и согласие среди авторитетных мусульман определенного поколения, и его интерпретация исламскими учеными.
4. Иджтихад , т.е. независимое юридическое обоснование исламских юристов. [39] [40]

Большинство мусульман-суннитов рассматривают Кияс как центральный столп иджтихада . [40] С другой стороны; Захириты , Ахмад ибн Ханбал , Аль-Бухари , ранние ханбалиты и т. д. отвергли Кияс среди суннитов. Точно так же шиитские юристы почти единогласно отвергают как чистый разум, так и аналогический разум; рассматривая оба эти метода как субъективные. [41] [42] [43]

Коран вуду дает четкие указания по многим вопросам, например, как совершать ритуальное очищение ( ) перед обязательными ежедневными молитвами ( салатами ). Что касается других вопросов, например, Коран утверждает, что необходимо совершать ежедневные молитвы ( салат ) и поститься ( саум ) в течение месяца Рамадан , но дальнейшие инструкции и подробности о том, как выполнять эти обязанности, можно найти в традициях Мухаммеда, поэтому Коран и Сунна в большинстве случаев являются основой ( шариата ).

Некоторые темы не имеют прецедентов в ранний период ислама. В таких случаях мусульманские правоведы ( фукаха ) пытаются прийти к выводам другими способами. Юристы- сунниты используют исторический консенсус сообщества ( иджма ); большинство в современную эпоху также используют аналогию ( Кияс ) и взвешивают вред и пользу новых тем ( Истислах ), а большинство использует юридические предпочтения ( Истихсан ). Выводы, полученные с помощью этих дополнительных инструментов, составляют широкий набор законов, и их применение называется фикхом . Таким образом, в отличие от шариата , фикх не считается священным , и школы мысли имеют разные взгляды на его детали, не рассматривая другие выводы как кощунственные . Такое разделение толкований на более детальные вопросы привело к появлению разных школ мысли ( мазхаб ).

Эта более широкая концепция исламской юриспруденции является источником ряда законов по различным темам, которыми мусульмане руководствуются в повседневной жизни.

Категории компонентов

[ редактировать ]

Исламская юриспруденция ( фикх ) охватывает два основных направления:

  1. Правила относительно действий и,
  2. Правила в отношении обстоятельств, связанных с действиями.

Эти типы правил также можно разделить на две группы:

  1. Поклонение ( Ибадаат )
  2. Сделки и сделки (с людьми) ( Муамалаат )

Правила относительно действий (« амалийя» — عملية) или « типов решений » включают в себя:

  1. Обязательство ( фард )
  2. Рекомендация ( мустахаб )
  3. Допустимость ( муба )
  4. Отказ от рекомендации ( макрух )
  5. Запрет ( харам )

Правила в отношении обстоятельств ( вадиа' ) включают в себя:

  1. Состояние ( шарт )
  2. Cause (sababПричина
  3. Превентор ( мани )
  4. Разрешение / Принудительное ( рухса, азима )
  5. Действительный/Коррумпированный/Недействительный ( сахих, фасид, батил )
  6. Во времени/Отложено/Повторить ( адаа, кадаа, иада )

Методологии юриспруденции

[ редактировать ]

Образ действий мусульманского юриста известен как усул аль-фикх («принципы юриспруденции»).

Существуют разные подходы к методологии, используемой в юриспруденции для вывода исламских постановлений из первоисточников шариата (исламского права). Основными методологиями являются методологии суннитов , шиитов и ибадитов . Хотя и сунниты, и шииты (шииты) разделены на более мелкие подшколы, различия между шиитскими школами значительно значительнее. Ибадиты следуют только одной школе без разделений.

Фатава

Хотя использование судебных решений в качестве юридических прецедентов и прецедентного права занимает центральное место в западном праве, важность института фетвы (необязательных ответов исламских ученых-правоведов на юридические вопросы) была названа «центральным элементом развития» исламской юриспруденции. [44] Частично это происходит из-за «вакуума» в другом источнике исламского права, када (правовых постановлениях назначенных государством исламских судей) после падения последнего халифата Османской империи. [14] Хотя эта практика в исламе восходит ко временам Мухаммеда, согласно по крайней мере одному источнику (Мухаммад Эль-Гамаль), она «создана по образцу римской системы респонса » и дает спрашивающему «решающее преимущество первопричины при выборе». вопрос и его формулировка». [14]

Аргументы за и против реформы

Каждая школа ( мазхаб ) отражает уникальную сферу или культуру (культурную практику, находящуюся под влиянием традиций), в которой жили сами классические юристы, когда выносились решения. Некоторые предполагают, что дисциплина иснада , которая была разработана для проверки хадисов, облегчила также запись и подтверждение постановлений юристов. Это, в свою очередь, сделало их гораздо легче имитировать ( таклид ), чем бросать им вызов в новых контекстах. Аргумент заключается в том, что школы были более или менее заморожены на протяжении веков и отражают культуру, которой просто больше не существует. Ученые-традиционалисты считают, что религия существует для того, чтобы регулировать человеческое поведение и воспитывать моральные качества людей, и, поскольку человеческая природа фундаментально не изменилась с момента возникновения ислама, призыв к модернизации религии, по сути, является призывом к смягчению всех законов и институтов.

Ранний шариат имел гораздо более гибкий характер, и некоторые современные мусульманские ученые считают, что его следует обновить, а классические правоведы должны утратить особый статус. Это потребует формулирования нового фикха, подходящего для современного мира, например, как это предлагают сторонники исламизации знаний , который будет иметь дело с современным контекстом. Против этой модернизации выступает большинство консервативных улемов . Ученые-традиционалисты считают, что законы контекстуальны и учитывают такие обстоятельства, как время, место и культура, а принципы, на которых они основаны, универсальны, такие как справедливость, равенство и уважение. Многие мусульманские ученые утверждают, что, хотя технологии, возможно, и продвинулись вперед, основы человеческой жизни не изменились.

Области юриспруденции

[ редактировать ]

Школы юриспруденции

[ редактировать ]

Существует несколько школ фикха ( араб . مذهب maḏhab ; мн. مذاهب maḏāhib ).

Карта мусульманского мира с основными мазхабами

Каждая школа суннитского ислама названа в честь учеников классического юриста, который их преподавал. Суннитские школы (и места , где они обычно встречаются)

Школы шиитского ислама включают:

Полностью отделенный как от суннитских, так и от шиитских традиций, хариджитский ислам развил свою собственную особую школу.

Эти школы разделяют многие из своих правил, но различаются по конкретным хадисам, которые они считают достоверными, и по весу, который они придают аналогии или разуму ( кияс ) при разрешении трудностей.

Взаимосвязь между (по крайней мере, суннитскими) школами юриспруденции и конфликт между единством шариата и разнообразием школ выразил ханафитский учёный XII века Абу Хафс Умар ан-Насафи , который писал: «Наша школа правильна с возможностью ошибки, а другая школа заблуждается с возможностью быть правильной». [46]

Влияние на западные законы

[ редактировать ]

Ряд важных правовых институтов был разработан мусульманскими юристами в классический период ислама, известный как « Золотой век ислама» . Одним из таких институтов была Хавала , ранняя неформальная система передачи ценностей , которая упоминается в текстах исламской юриспруденции еще в 8 веке. Сама Хавала позже повлияла на развитие агентства в общем праве и гражданском праве, таком как аваль во французском праве и авалло в итальянском праве. [47]

Вакф трастами в исламском праве , сложившийся в VII–IX веках, имеет заметное сходство с в английском трастовом праве . [48] Например, каждый вакф должен был иметь вакифа (учредителя), мутавиллиса (попечителя), кади (судью) и бенефициаров. [49] Закон о доверительном управлении, разработанный в Англии во времена крестовых походов в XII и XIII веках, был введен крестоносцами, которые, возможно, находились под влиянием институтов вакфа , с которыми они столкнулись на Ближнем Востоке . [50] [51]

В классической исламской юриспруденции стороны в суде могут получить нотариально заверенные показания от трех до двенадцати свидетелей. Если показания всех свидетелей совпадают, нотариусы удостоверят их единогласные показания в юридическом документе, который может быть использован в поддержку иска истца. [52] Нотариусы освобождают судью от трудоемкой работы по заслушиванию показаний каждого свидетеля, а их документы служат для юридического удостоверения каждого устного показания. [53] Школа Малики требует от двух нотариусов собрать как минимум двенадцать показаний очевидцев по определенным юридическим делам, в том числе связанным с незарегистрированными браками и земельными спорами. [54] [55] Джон Макдиси сравнил эту группу из двенадцати свидетельских показаний, известную как лафиф , с английскими судами присяжных по общему праву при Генрихе II , предполагая связь между реформами короля и правовой системой Королевства Сицилия . Ранее островом управляли различные исламские династии. [56] [57]

Некоторые другие фундаментальные институты общего права , возможно, были адаптированы из аналогичных правовых институтов исламского права и юриспруденции и введены в Англию норманнами после нормандского завоевания Англии и Сицилийского эмирата, а также крестоносцами во время крестовых походов . В частности, «королевский английский контракт, иском, защищенный долговым отождествляется с исламским Акдом , английская ассиза новых расследований отождествляется с исламским истихкаком , а английское жюри отождествляется с исламским лафифом ». Джон Макдиси предположил, что английские правовые институты, такие как « учебный метод , лицензия на преподавание », « юридические школы, известные как судебные гостиницы в Англии и медресе в исламе» и «европейская комменда » (исламский кирад ), также могли возникнуть из исламского права. [57] Методология юридического прецедента и рассуждение по аналогии ( кияс ) также схожи как в исламской, так и в системе общего права. [58] Эти влияния побудили некоторых ученых предположить, что исламское право, возможно, заложило основы «общего права как единого целого». [57]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ например, суннитский ханбалитский ученый/проповедник Аль-Хасан ибн Али аль-Барбахари (ум. 941), который правил улицами Багдада с 921 по 941 годы н. э., настаивал на том, что «тот, кто утверждает, что существует какая-либо часть ислама, с которой Сподвижники Пророка не предоставили нам и назвали их [сподвижников Пророка] лжецами». [13]
  1. ^ «Фикх» . Словарь английского языка Коллинза .
  2. ^ Перейти обратно: а б фикха Британская энциклопедия
  3. ^ Перейти обратно: а б Фогель, Фрэнк Э. (2000). Исламское право и правовая система Саудовской Аравии: исследования Саудовской Аравии . Брилл. стр. 4–5. ISBN  9004110623 .
  4. ^ Глассе, Сирил, Новая энциклопедия ислама , Альтамира, 2001, стр. 141
  5. ^ Колдер 2009 .
  6. ^ Шнайдер 2014 .
  7. ^ Мохаммад Таки аль-Модарреси (26 марта 2016 г.). Законы ислама (PDF) . ЭнлайтПресс. ISBN  978-0994240989 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2019 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
  8. ^ Леви (1957). п. 150.
  9. ^ Анис, Ибрагим (1998). аль-Муджаджм аль- Васит Бейрут, Ливан: Дар аль-Фекр. п. 731.
  10. ^ Маген, Зеев (2003). «Мертвая традиция: Йозеф Шахт и истоки «популярной практики» ». Исламское право и общество . 10 (3): 276–347. дои : 10.1163/156851903770227575 . JSTOR   3399422 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Хоутинг, «Джон Уонсбро, ислам и монотеизм», 2000 : стр.513.
  12. ^ Хойланд, На пути Бога , 2015 : стр.223
  13. ^ Кук, Майкл (2000). Коран: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 109 . ISBN  0192853449 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Эль-Гамаль, Исламские финансы , 2006 : стр. 30–31.
  15. ^ Вайс, Бернард Г. (2002). Исследования по теории исламского права под редакцией Бернарда Г. Вайса (Лейден: EJ Brill, 2002, стр. 3, 161).
  16. ^ Вайс, Бернард Г. (2002). Исследования по теории исламского права под редакцией Бернарда Г. Вайса (Лейден: EJ Brill, 2002, стр. 162).
  17. ^ Ньязи, Имран Ахсан Хан (2000). Исламская юриспруденция (УсулАй-Фикх) . Исламабад: Издательство Исламского исследовательского института.
  18. ^ Асадулла, Абубакр (2009). Ислам против. Запад . iUniverse. ISBN  9780595501571 .
  19. ^ Рехман, Джавайд (7 июня 2005 г.). Практика исламского государства, международное право и угроза терроризма . Харт. ISBN  9781841135014 .
  20. ^ «улама» . bewley.virtualave.net . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с «Муватта» . bewley.virtualave.net . Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Коулсон, Ноэль Джеймс (1994). История исламского права . ISBN  9780748605149 .
  23. ^ Хоутсма, М. Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. ISBN  9004097910 .
  24. ^ Шарон, Моше (1986). Исследования по исламской истории и цивилизации . БРИЛЛ. ISBN  9789652640147 .
  25. ^ Аль-Муватта имама Малика ибн Анаса, перевод Аиши Бьюли (Книга № 5, Хадис № 5.9.23) (Книга № 16, Хадис № 16.1.1) (Книга № 17, Хадис № 17.24.43) (Книга № 20, Хадис №20.10.40) (Книга №20, Хадис №20.11.44) (Книга №20, Хадис №20.32.108) (Книга №20, Хадис №20.39.127) (Книга №20, Хадис №20.40. 132) (Книга № 20, Хадис № 20.49.167) (Книга № 20, Хадис № 20.57.190) (Книга № 26, Хадис № 26.1.2) (Книга № 29, Хадис № 29.5.17) (Книга № 36) , Хадис № 36.4.5) Аль-Муватта. Архивировано 13 октября 2010 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Хасим, Сяфик (2006). Понимание женщин в исламе . Равноденствие. ISBN  9789793780191 .
  27. ^ Колдер, Норман; Моджаддеди, Джавид Ахмад; Риппин, Эндрю (2003). Классический ислам . Психология Пресс. ISBN  9780415240321 .
  28. ^ Брокопп, Джонатан Э.; Нойснер, Джейкоб; Сонн, Тамара (27 сентября 2005 г.). Иудаизм и ислам на практике . Рутледж. ISBN  9781134605538 .
  29. ^ «Джафар ас-Садик» .
  30. ^ «ИМАМ ДЖАФАР БИН МУХАММАД АС-САДИК (АС)» . www.ziaraat.org . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Курцман, Чарльз (2002). Модернистский ислам, 1840–1940 гг . ISBN  9780195154689 .
  32. ^ «Сура Аль-Маида [5:3] – Благородный Коран – القرآن الكريم» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года. Сура Корана Аль-Маида (стих 3). Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine.
  33. ^ Бухари, Сахих. «Сахих Бухари: читайте, изучайте, ищите в Интернете» .
  34. Нахдж уль Балага, письмо 54.
  35. ^ Наджибабади, Акбар Шах (2001). История Ислама Т.2. Эр-Рияд: Даруссалам. п. 110. ISBN   9960-892-88-3 .
  36. ^ «Совет Асмы бинт Абу Бакра (ра) своему сыну Абдулле ибн Зубайру (ра)» . Ummah.com — Мусульманский форум . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
  37. ^ Нахдж аль-Балага Проповедь 71, Письмо 27, Письмо 34, Письмо 35
  38. ^ Муавия, восстановитель мусульманской веры. Автор: Аиша Бьюли, с. 68
  39. ^ Рашид Рида, Мухаммад (1996). Магомеданское Откровение . Александрия, Вирджиния: Публикации Аль-Саадави. п. 127. ИСБН  1-881963-55-1 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Иршад Абдель Хакк (2006). Рамадан, Хишам М. (ред.). Понимание исламского права: от классического к современному . Роуман Альтамира. ISBN  9780759109919 . Проверено 17 августа 2016 г.
  41. ^ Б. Халлак, Ваэль (2005). ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ПРАВА . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 124, 127. ISBN.  978-0-521-80332-8 .
  42. ^ Лукас, Скотт С. (2006). «Правовые принципы Мухаммада Б. Исмаила аль-Бухари и их связь с классическим салафитским исламом». Исламское право и общество . 13 (3): 292. дои : 10.1163/156851906778946341 .
  43. ^ Мансур Моаддел, Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс , стр. 32. Чикаго : Издательство Чикагского университета , 2005.
  44. ^ Эль-Гамаль, Исламские финансы , 2006 : стр. 32
  45. ^ Лакхани, М. Али (2017). Вера и этика: видение исмаилитского имамата . Издательство Блумсбери. п. 4. ISBN  978-1786733900 . Место исмаилитов в теологическом плюрализме мусульманского сообщества лучше всего выражено в заявлении их имама на Международной исламской конференции, состоявшейся в Аммане в июле 2005 года: «Наша историческая приверженность мазхабу Джафари и другим мазхабам, близким к нему, и оно продолжается под руководством потомственного исмаилитского имама того времени. Эта приверженность также находится в гармонии с нашим принятием суфийских принципов личного поиска и баланса между захиром и духом или интеллектом, который означает захир».
  46. ^ Браун, Джонатан AC (2014). Неверное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . стр. 50-51 . ISBN  978-1780744209 . Проверено 4 июня 2018 г.
  47. ^ Бадр, Гамаль Мурси (весна 1978 г.). «Исламское право: его связь с другими правовыми системами». Американский журнал сравнительного права . 26 (2 – Материалы Международной конференции по сравнительному правоведению, Солт-Лейк-Сити, Юта, 24–25 февраля 1977 г.). Американское общество сравнительного правоведения: 187–198 [196–98]. дои : 10.2307/839667 . JSTOR   839667 .
  48. ^ Радостный 1988
  49. ^ Гаудиози 1988 , стр. 1237–40
  50. ^ Хадсон 2003 , с. 32
  51. ^ Гаудиози 1988 , стр. 1244–45
  52. ^ Лоуренс Розен (2000). Справедливость Ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 7-9. ISBN  9780198298847 .
  53. ^ Рон Шахам (2010). Свидетель-эксперт в исламских судах . Издательство Чикагского университета. п. 4-8. ISBN  9780226749358 .
  54. ^ Бодуэн Дюпре (2021). Позитивное право мусульманского мира . Издательство Кембриджского университета. п. 205-210. ISBN  9781108960137 .
  55. ^ Энн Элизабет Майер, изд. (1985). Собственность, социальная структура и право на современном Ближнем Востоке . СУНИ Пресс. п. 54-64. ISBN  9780873959889 .
  56. ^ Аль-Родхан, Наиф РФ (2012). Роль арабо-исламского мира в подъеме Запада: последствия для современных транскультурных отношений . Пэлгрейв Макмиллан. п. 73. ИСБН  978-0-230-39320-2 . Проверено 25 мая 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  57. ^ Перейти обратно: а б с Макдиси, Джон (1 июня 1999 г.). «Исламские истоки общего права» . Обзор права Северной Каролины . 77 (5): 1635 . Проверено 25 мая 2020 г.
  58. ^ Эль-Гамаль, Махмуд А. (2006). Исламские финансы: право, экономика и практика . Издательство Кембриджского университета . п. 16 . ISBN  0-521-86414-3 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4d2406d34630d86861381e492b42d7c__1722225600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/7c/e4d2406d34630d86861381e492b42d7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fiqh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)