Фикх
Фикх | |
арабский | فقهюриспруденция |
---|---|
Романизация | Фикх |
Буквальный смысл | «глубокое понимание» «полное понимание» |
Часть серии о |
Исламская юриспруденция ( фикх ) |
---|
Исламоведение |
Часть серии о |
ислам |
---|
Фикх ( / fiː k / ; [1] арабский : فقه [фикх] ) — исламская юриспруденция . [2] Фикх часто называют человеческим пониманием и практикой шариата . [3] это человеческое понимание божественного исламского закона, раскрытого в Коране и Сунне (учениях и практиках исламского пророка Мухаммеда и его сподвижников). Фикх расширяет и развивает шариат посредством интерпретации ( иджтихада ) Корана и Сунны исламскими юристами ( улемами ). [3] и осуществляется посредством постановлений ( фетв ) юристов по поставленным перед ними вопросам. Таким образом, в то время как шариат мусульмане считают неизменным и непогрешимым, фикх считается ошибочным и изменчивым. Фикх касается соблюдения ритуалов, морали и социального законодательства в исламе, а также экономической и политической системы. практике существуют четыре известные школы ( мазхаб ) фикха В современную эпоху в суннитской , а также две (или три) в шиитской практике. Человек, обученный фикху , известен как факих ( мн. ч .: факаха ). [4]
Образно говоря, фикх означает знание исламских правовых норм из их источников. Выведение религиозных постановлений из их источников требует от муджтахида (человека, осуществляющего иджтихад ) глубокого понимания различных дискуссий в области юриспруденции. Факих считается должен смотреть глубоко в суть дела и не довольствоваться лишь видимым смыслом, а человек, который знает только внешний вид дела, не факихом . [2]
Исследования фикха традиционно делятся на Усул аль-фикх ( принципы исламской юриспруденции , букв. корни фикха, альтернативно транслитерируемые как Усул аль-фикх ), методы юридической интерпретации и анализа; и Фуру' аль-фикх (букв. ветви фикха), разработка постановлений на основе этих принципов. [5] [6] Фуру' аль-фикх является продуктом применения Усул аль-фикха и совокупным продуктом человеческих усилий по пониманию божественной воли. Хукм ) — ( мн .: ахкам это особое решение в конкретном случае.
Этимология
[ редактировать ]Слово фикх – арабский термин, означающий «глубокое понимание». [7] : 470 или «полное понимание». Технически это относится к своду исламского права, извлеченному из подробных исламских источников (которые изучаются в принципах исламской юриспруденции ) и к процессу получения знаний об исламе посредством юриспруденции. Историк Ибн Халдун описывает фикх как «знание правил Бога, которые касаются действий людей, которые сами связаны с подчинением закону в отношении того, что требуется ( ваджиб ), греховно ( харам ), рекомендуется ( мандуб ), не одобряется ( макрух )». или нейтральный ( муба )». [8] Это определение единодушно среди юристов.
В современном стандартном арабском языке фикх также стал означать исламскую юриспруденцию. [9] Таким образом, невозможно говорить о главном судье Джоне Робертсе как об эксперте по общего права фикху Соединенных Штатов или о египетском ученом-юристе Абд Эль-Раззаке Эль-Санхури как эксперте по фикху гражданского права Египта.
История
[ редактировать ]Согласно суннитской исламской истории, суннитские законы следовали хронологическому пути:
- Аллах → Мухаммад → Сподвижники → Последователи → Фикх . [10]
Повеления и запреты, избранные Богом, были раскрыты через Пророка как в Коране, так и в Сунне (слова, дела и примеры Пророка, переданные в виде хадисов ). Первые мусульмане ( сахабы или сподвижники) услышали и повиновались, и передали эту суть ислама. [11] последующим поколениям ( Табиун и Таби' ат-Табиин или преемникам/последователям и преемникам преемников), по мере того как мусульмане и ислам распространялись из Западной Аравии на завоеванные земли на север, восток и запад, [12] [Примечание 1] где она была систематизирована и уточнена. [11]
Историю исламской юриспруденции «обычно делят на восемь периодов»: [14]
- первый период закончился смертью Мухаммеда в 11 году хиджры. [14]
- второй период, «характеризующийся личными интерпретациями» канона сахабами или сподвижниками Мухаммеда, продолжавшийся до 50 г. хиджры. [14]
- с 50 г. хиджры до начала второго века хиджры шла конкуренция между «традиционалистским подходом к юриспруденции» в Западной Аравии , где был открыт ислам, и «рационалистическим подходом в Ираке». [14]
- «золотой век классической исламской юриспруденции» с «начала второго до середины четвертого века, когда возникли восемь «наиболее значительных» школ суннитской и шиитской юриспруденции». [14]
- с середины четвертого века до середины седьмого века хиджры исламская юриспруденция «ограничивалась разработками в рамках основных юридических школ». [14]
- «Темный век» исламской юриспруденции длился с падения Багдада в середине седьмого хиджры (1258 г. н. э.) до 1293 г. хиджры/1876 г. н. э.
- В 1293 году хиджры (1876 год н.э.) османы систематизировали ханафитскую юриспруденцию в Маджаллах эль-Ахкам-и-Адлия . До середины 20 века н. э. последовало несколько «движений возрождения юриспруденции», вызванных «знакомством с западным юридическим и технологическим прогрессом». Мухаммад Абдо и Абд эль-Раззак эль-Санхури были произведениями этой эпохи. [14] Однако Абду и Эль-Санхури были модернистами. Османский шариат XIX века был основан на взглядах ханафитской школы.
- Последней эпохой стала эпоха « исламского возрождения », которое «основано на отказе от западных социальных и правовых достижений» и развитии специфически исламских государств, социальных наук, экономики и финансов. [14]
Период становления исламской юриспруденции восходит ко времени первых мусульманских общин. В этот период юристов больше интересовали вопросы авторитета и преподавания, чем теория и методология. [15]
Прогресс в теории и методологии произошел с приходом раннего мусульманского юриста Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии (767–820), который систематизировал основные принципы исламской юриспруденции в своей книге «Ар-Рисала» . В книге подробно описаны четыре корня права ( Коран , сунна , иджма и кияс ), при этом уточняется, что основные исламские тексты (Коран и хадисы) следует понимать в соответствии с объективными правилами интерпретации, полученными в результате научного изучения Арабский язык. [16]
Вторичные источники права развивались и уточнялись в последующие века, состоящие преимущественно из юридического предпочтения ( истихсан ), законов предыдущих пророков ( шара ман каблана ), преемственности ( истишаб ), расширенной аналогии ( маслаха мурсала ), блокирования средств ( садд ад-зариа ), местные обычаи ( урф ) и высказывания сподвижника Пророка ( каваль ас-сахаби ). [17]
Схема первых ученых
[ редактировать ]Коран устанавливает права, обязанности и правила, которых должны придерживаться люди и общества, например, торговля процентами . Затем Мухаммед привел пример, записанный в сборниках хадисов, показывающий людям, как он практически реализовал эти правила в обществе. После кончины Мухаммеда у юристов возникла необходимость принимать решения по новым правовым вопросам, где такого постановления нет в Коране или хадисах, пример исламского пророка Мухаммеда относительно аналогичного случая. [18] [19]
В годы, предшествовавшие Мухаммеду, община в Медине продолжала использовать те же правила. Люди были знакомы с практикой Мухаммеда и поэтому продолжали использовать те же правила.
Учёные, показанные на схеме ниже, обучались у сподвижников Мухаммеда , многие из которых поселились в Медине. [20] Муватта [21] Малика ибн Анаса был написан как консенсус мнений этих ученых. [22] [23] [24] Муватта [21] Малик ибн Анас цитирует 13 хадисов от имама Джафара ас-Садика . [25] Аиша также обучала своего племянника Урву ибн Зубайра . Затем он обучал своего сына Хишама ибн Урва , который был главным учителем Малика ибн Анаса, чьим взглядам следуют многие сунниты, а также учил Джафара ас-Садика. Касим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр , Хишам ибн Урва и Мухаммад аль-Бакир обучали Зейда ибн Али , Джафара ас-Садика, Абу Ханифы и Малика ибн Анаса.
Имам Джафар ас-Садик, имам Абу Ханифа и Малик ибн Анас вместе работали в Масджид ан-Набави в Медине. Наряду с Касимом ибн Мухаммадом ибн Аби Бакром, Мухаммадом аль-Бакиром, Зайдом ибн Али и более чем 70 другими ведущими юристами и учеными.
Аш-Шафии обучал Малик ибн Анас. Ахмада ибн Ханбала обучал Аш-Шафии. Мухаммад аль-Бухари путешествовал повсюду, собирая хадисы, а его отец Исмаил ибн Ибрагим был учеником Малика ибн Анаса. [26] [27] [28] [29] [30]
В книгах, написанных этими оригинальными юристами и учеными, между ними очень мало богословских и юридических различий. Имам Ахмад отказался записывать и систематизировать данные им религиозные постановления. Они знали, что могли допустить ошибку в некоторых своих суждениях, и ясно заявили об этом. Они никогда не представляли свои постановления словами: «Вот этот суд — суд Бога и Его пророка». [31] Существует также очень мало текстов, написанных самим Джафаром ас-Садиком . Все они отдают приоритет Корану и хадисам (практике Мухаммеда). Они чувствовали, что Коран и хадисы, пример Мухаммеда дают людям практически все, что им нужно. «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, завершил Мою милость к вам и утвердил для вас ислам как религию» (Коран 5:3). [32]
Эти учёные не делали различия между собой. Они не были суннитами или шиитами. Они чувствовали, что следуют религии Авраама, как описано в Коране: «Скажи: Аллах говорит истину; следуйте же религии Авраама, праведного. И он не был одним из многобожников» (Коран 3:95). ).
Большинство разногласий касается законов шариата, разработанных в рамках иджтихада , где такого постановления нет ни в Коране, ни в хадисах исламского пророка Мухаммеда относительно аналогичного случая. [31] Когда эти юристы отправлялись в новые районы, они были прагматичны и продолжали использовать те же правила, которые были приняты в этой области в доисламские времена. Если население чувствовало себя комфортно с этим, это было справедливо, и они использовали иджтихад, чтобы сделать вывод, что это так. не противоречить Корану и хадисам. Как поясняется в Муватте [21] Малик ибн Анас . [22] Это облегчило интеграцию различных общин в Исламское Государство и способствовало быстрому расширению Исламского Государства.
Чтобы уменьшить разногласия, аш-Шафии предложил отдать приоритет Корану и хадисам (практике Мухаммеда) и только потом смотреть на консенсус мусульманских правоведов ( иджма ) и рассуждения по аналогии ( кияс ). [22] Это привело к появлению таких юристов, как Мухаммад аль-Бухари. [33] посвятив свою жизнь сбору правильных хадисов в таких книгах, как «Сахих аль-Бухари» («Сахих» переводится как достоверный или правильный). Они также считали, что суждение Мухаммеда было более беспристрастным и лучшим, чем их собственное.
Эти оригинальные юристы и ученые также выступали в качестве противовеса правителям. Когда они увидели несправедливость, все эти ученые выступили против нее. По мере того как государство расширялось за пределы Медины, права различных общин, закрепленные в Конституции Медины, все еще применялись. Коран также дал дополнительные права гражданам государства и эти права также применялись. Али, Хасан и Хусейн ибн Али выразили свою преданность первым трем халифам, поскольку они соблюдали эти условия. Позже Али, четвертый халиф, написал в письме: «Я не подходил к людям, чтобы получить от них присягу на верность, но они пришли ко мне с желанием сделать меня своим эмиром (правителем). Я не протягивал к ним рук, чтобы они могли принести мне присягу на верность, но сами протянули ко мне руки». [34] Но позже, по воле судьбы ( Предопределение в исламе ), когда к власти пришел Язид I , деспотический правитель, Хусейн ибн Али, внук Мухаммеда, почувствовал, что это было для него испытанием от Бога и его обязанностью противостоять ему. Затем Абдаллах ибн аз-Зубайр , двоюродный брат Касима ибн Мухаммада ибн Аби Бакра, противостоял правителям Омейядов после того, как Хусейн ибн Али был предан жителями Куфы и убит сирийской римской армией, которая теперь находится под контролем Язида I, правителя Омейядов. [35] Затем Абдаллах ибн аз-Зубайр выступил против Омейядов и изгнал их войска из Хиджаза и Ирака. Но затем его силы были истощены в Ираке, когда он пытался остановить хариджитов. Затем вторглись Омейяды. После длительной кампании в свой последний час Абдаллах ибн аз-Зубайр попросил совета у своей матери Асмы бинт Абу Бакр, дочери Абу Бакра, первого халифа. Асма бинт Абу Бакр ответила своему сыну: [36] «Ты лучше знаешь сам по себе, что если ты на истине и призываешь к истине, иди вперед, ибо люди более благородные, чем ты, были убиты, а если ты не на истине, то какой ты злой сын и ты погубил себя и тех, кто с тобой. Если ты скажешь, что если ты стоишь на истине и будешь убит от рук других, то ты не будешь по-настоящему свободен». Абдаллах ибн аз-Зубайр ушел, а позже также был убит и распят сирийской римской армией, которая теперь находится под контролем Омейядов и возглавляется Хаджаджем. Мухаммад ибн Аби Бакр, сын Абу Бакра, первого халифа и воспитанный Али , четвертым халифом, также был убит Омейядами . [37] Затем Аиша вырастила и обучила своего сына Касима ибн Мухаммада ибн Аби Бакра, который позже научил своего внука Джафара аль-Садика .
В ранний период Омейядов участие общества было более активным. Коран и пример Мухаммеда были основным источником права, на основе которого принимало решение сообщество. Если это приносило пользу обществу, было справедливым и не противоречило Корану и примеру Мухаммеда, оно принималось. Это облегчило интеграцию в Исламское государство различным общинам римского, персидского, среднеазиатского и североафриканского происхождения, что способствовало быстрому расширению Исламского государства. С учеными в Медине консультировались по более сложным судебным вопросам. Шариат и официальные более централизованные школы фикха возникли позже, во времена Аббасидов. [38]
Компоненты
[ редактировать ]Источники шариата в порядке важности:
Первоисточники
Вторичные источники
- 3. Иджма , т.е. коллективное рассуждение и согласие среди авторитетных мусульман определенного поколения, и его интерпретация исламскими учеными.
- 4. Иджтихад , т.е. независимое юридическое обоснование исламских юристов. [39] [40]
Большинство мусульман-суннитов рассматривают Кияс как центральный столп иджтихада . [40] С другой стороны; Захириты , Ахмад ибн Ханбал , Аль-Бухари , ранние ханбалиты и т. д. отвергли Кияс среди суннитов. Точно так же шиитские юристы почти единогласно отвергают как чистый разум, так и аналогический разум; рассматривая оба эти метода как субъективные. [41] [42] [43]
Коран вуду дает четкие указания по многим вопросам, например, как совершать ритуальное очищение ( ) перед обязательными ежедневными молитвами ( салатами ). Что касается других вопросов, например, Коран утверждает, что необходимо совершать ежедневные молитвы ( салат ) и поститься ( саум ) в течение месяца Рамадан , но дальнейшие инструкции и подробности о том, как выполнять эти обязанности, можно найти в традициях Мухаммеда, поэтому Коран и Сунна в большинстве случаев являются основой ( шариата ).
Некоторые темы не имеют прецедентов в ранний период ислама. В таких случаях мусульманские правоведы ( фукаха ) пытаются прийти к выводам другими способами. Юристы- сунниты используют исторический консенсус сообщества ( иджма ); большинство в современную эпоху также используют аналогию ( Кияс ) и взвешивают вред и пользу новых тем ( Истислах ), а большинство использует юридические предпочтения ( Истихсан ). Выводы, полученные с помощью этих дополнительных инструментов, составляют широкий набор законов, и их применение называется фикхом . Таким образом, в отличие от шариата , фикх не считается священным , и школы мысли имеют разные взгляды на его детали, не рассматривая другие выводы как кощунственные . Такое разделение толкований на более детальные вопросы привело к появлению разных школ мысли ( мазхаб ).
Эта более широкая концепция исламской юриспруденции является источником ряда законов по различным темам, которыми мусульмане руководствуются в повседневной жизни.
Категории компонентов
[ редактировать ]Исламская юриспруденция ( фикх ) охватывает два основных направления:
- Правила относительно действий и,
- Правила в отношении обстоятельств, связанных с действиями.
Эти типы правил также можно разделить на две группы:
Правила относительно действий (« амалийя» — عملية) или « типов решений » включают в себя:
- Обязательство ( фард )
- Рекомендация ( мустахаб )
- Допустимость ( муба )
- Отказ от рекомендации ( макрух )
- Запрет ( харам )
Правила в отношении обстоятельств ( вадиа' ) включают в себя:
- Состояние ( шарт )
- Cause (sababПричина
- Превентор ( мани )
- Разрешение / Принудительное ( рухса, азима )
- Действительный/Коррумпированный/Недействительный ( сахих, фасид, батил )
- Во времени/Отложено/Повторить ( адаа, кадаа, иада )
Методологии юриспруденции
[ редактировать ]Образ действий мусульманского юриста известен как усул аль-фикх («принципы юриспруденции»).
Существуют разные подходы к методологии, используемой в юриспруденции для вывода исламских постановлений из первоисточников шариата (исламского права). Основными методологиями являются методологии суннитов , шиитов и ибадитов . Хотя и сунниты, и шииты (шииты) разделены на более мелкие подшколы, различия между шиитскими школами значительно значительнее. Ибадиты следуют только одной школе без разделений.
- Фатава
Хотя использование судебных решений в качестве юридических прецедентов и прецедентного права занимает центральное место в западном праве, важность института фетвы (необязательных ответов исламских ученых-правоведов на юридические вопросы) была названа «центральным элементом развития» исламской юриспруденции. [44] Частично это происходит из-за «вакуума» в другом источнике исламского права, када (правовых постановлениях назначенных государством исламских судей) после падения последнего халифата Османской империи. [14] Хотя эта практика в исламе восходит ко временам Мухаммеда, согласно по крайней мере одному источнику (Мухаммад Эль-Гамаль), она «создана по образцу римской системы респонса » и дает спрашивающему «решающее преимущество первопричины при выборе». вопрос и его формулировка». [14]
- Аргументы за и против реформы
Каждая школа ( мазхаб ) отражает уникальную сферу или культуру (культурную практику, находящуюся под влиянием традиций), в которой жили сами классические юристы, когда выносились решения. Некоторые предполагают, что дисциплина иснада , которая была разработана для проверки хадисов, облегчила также запись и подтверждение постановлений юристов. Это, в свою очередь, сделало их гораздо легче имитировать ( таклид ), чем бросать им вызов в новых контекстах. Аргумент заключается в том, что школы были более или менее заморожены на протяжении веков и отражают культуру, которой просто больше не существует. Ученые-традиционалисты считают, что религия существует для того, чтобы регулировать человеческое поведение и воспитывать моральные качества людей, и, поскольку человеческая природа фундаментально не изменилась с момента возникновения ислама, призыв к модернизации религии, по сути, является призывом к смягчению всех законов и институтов.
Ранний шариат имел гораздо более гибкий характер, и некоторые современные мусульманские ученые считают, что его следует обновить, а классические правоведы должны утратить особый статус. Это потребует формулирования нового фикха, подходящего для современного мира, например, как это предлагают сторонники исламизации знаний , который будет иметь дело с современным контекстом. Против этой модернизации выступает большинство консервативных улемов . Ученые-традиционалисты считают, что законы контекстуальны и учитывают такие обстоятельства, как время, место и культура, а принципы, на которых они основаны, универсальны, такие как справедливость, равенство и уважение. Многие мусульманские ученые утверждают, что, хотя технологии, возможно, и продвинулись вперед, основы человеческой жизни не изменились.
Области юриспруденции
[ редактировать ]Школы юриспруденции
[ редактировать ]Существует несколько школ фикха ( араб . مذهب maḏhab ; мн. مذاهب maḏāhib ).
Каждая школа суннитского ислама названа в честь учеников классического юриста, который их преподавал. Суннитские школы (и места , где они обычно встречаются)
- Ханафитский ( Турция , Египет , Балканы , Левант , Средняя Азия , Южная Азия , Китай , Северный Кавказ и Татарстан )
- Малики ( Северная Африка , Западная Африка и Восточная Аравия )
- Шафииты ( Индонезия , Малайзия , Бруней , Курдистан , Египет , Восточная Африка , Йемен , Керала и Мальдивы )
- Ханбали ( Саудовская Аравия ); см . ваххабизм
- Захири (сообщества меньшинств в Марокко и Пакистане )
- Добро пожаловать в Хадис
- Джарири , Лайти , Аузаи , Саури и Куртуби больше не существуют.
Школы шиитского ислама включают:
- Джафари Твелвер ( Иран , Азербайджан , Ирак и Ливан )
- Ja'fari Isma'ili [45] (сообщества меньшинств в Индии , Центральной Азии , Леванте , Йемене и Пакистане )
- Зайди (сообщества меньшинств в Йемене )
Полностью отделенный как от суннитских, так и от шиитских традиций, хариджитский ислам развил свою собственную особую школу.
Эти школы разделяют многие из своих правил, но различаются по конкретным хадисам, которые они считают достоверными, и по весу, который они придают аналогии или разуму ( кияс ) при разрешении трудностей.
Взаимосвязь между (по крайней мере, суннитскими) школами юриспруденции и конфликт между единством шариата и разнообразием школ выразил ханафитский учёный XII века Абу Хафс Умар ан-Насафи , который писал: «Наша школа правильна с возможностью ошибки, а другая школа заблуждается с возможностью быть правильной». [46]
Влияние на западные законы
[ редактировать ]Ряд важных правовых институтов был разработан мусульманскими юристами в классический период ислама, известный как « Золотой век ислама» . Одним из таких институтов была Хавала , ранняя неформальная система передачи ценностей , которая упоминается в текстах исламской юриспруденции еще в 8 веке. Сама Хавала позже повлияла на развитие агентства в общем праве и гражданском праве, таком как аваль во французском праве и авалло в итальянском праве. [47]
Вакф трастами в исламском праве , сложившийся в VII–IX веках, имеет заметное сходство с в английском трастовом праве . [48] Например, каждый вакф должен был иметь вакифа (учредителя), мутавиллиса (попечителя), кади (судью) и бенефициаров. [49] Закон о доверительном управлении, разработанный в Англии во времена крестовых походов в XII и XIII веках, был введен крестоносцами, которые, возможно, находились под влиянием институтов вакфа , с которыми они столкнулись на Ближнем Востоке . [50] [51]
В классической исламской юриспруденции стороны в суде могут получить нотариально заверенные показания от трех до двенадцати свидетелей. Если показания всех свидетелей совпадают, нотариусы удостоверят их единогласные показания в юридическом документе, который может быть использован в поддержку иска истца. [52] Нотариусы освобождают судью от трудоемкой работы по заслушиванию показаний каждого свидетеля, а их документы служат для юридического удостоверения каждого устного показания. [53] Школа Малики требует от двух нотариусов собрать как минимум двенадцать показаний очевидцев по определенным юридическим делам, в том числе связанным с незарегистрированными браками и земельными спорами. [54] [55] Джон Макдиси сравнил эту группу из двенадцати свидетельских показаний, известную как лафиф , с английскими судами присяжных по общему праву при Генрихе II , предполагая связь между реформами короля и правовой системой Королевства Сицилия . Ранее островом управляли различные исламские династии. [56] [57]
Некоторые другие фундаментальные институты общего права , возможно, были адаптированы из аналогичных правовых институтов исламского права и юриспруденции и введены в Англию норманнами после нормандского завоевания Англии и Сицилийского эмирата, а также крестоносцами во время крестовых походов . В частности, «королевский английский контракт, иском, защищенный долговым отождествляется с исламским Акдом , английская ассиза новых расследований отождествляется с исламским истихкаком , а английское жюри отождествляется с исламским лафифом ». Джон Макдиси предположил, что английские правовые институты, такие как « учебный метод , лицензия на преподавание », « юридические школы, известные как судебные гостиницы в Англии и медресе в исламе» и «европейская комменда » (исламский кирад ), также могли возникнуть из исламского права. [57] Методология юридического прецедента и рассуждение по аналогии ( кияс ) также схожи как в исламской, так и в системе общего права. [58] Эти влияния побудили некоторых ученых предположить, что исламское право, возможно, заложило основы «общего права как единого целого». [57]
См. также
[ редактировать ]- Абдулла аль-Харари
- Традиционалистское богословие
- Бахар-и-Шариат
- Глоссарий ислама
- Указатель статей по исламу
- Юриспруденция Джафари
- Очерк ислама
- Список исламских терминов на арабском языке
- Маруф
- Мизан - всеобъемлющий трактат о содержании ислама, написанный Джаведом Ахмедом Гамиди.
- Палестинский закон
- Школы исламского богословия
- Источники исламского права
- Урф
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ например, суннитский ханбалитский ученый/проповедник Аль-Хасан ибн Али аль-Барбахари (ум. 941), который правил улицами Багдада с 921 по 941 годы н. э., настаивал на том, что «тот, кто утверждает, что существует какая-либо часть ислама, с которой Сподвижники Пророка не предоставили нам и назвали их [сподвижников Пророка] лжецами». [13]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Фикх» . Словарь английского языка Коллинза .
- ^ Перейти обратно: а б фикха Британская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б Фогель, Фрэнк Э. (2000). Исламское право и правовая система Саудовской Аравии: исследования Саудовской Аравии . Брилл. стр. 4–5. ISBN 9004110623 .
- ^ Глассе, Сирил, Новая энциклопедия ислама , Альтамира, 2001, стр. 141
- ^ Колдер 2009 .
- ^ Шнайдер 2014 .
- ^ Мохаммад Таки аль-Модарреси (26 марта 2016 г.). Законы ислама (PDF) . ЭнлайтПресс. ISBN 978-0994240989 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2019 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Леви (1957). п. 150.
- ^ Анис, Ибрагим (1998). аль-Муджаджм аль- Васит Бейрут, Ливан: Дар аль-Фекр. п. 731.
- ^ Маген, Зеев (2003). «Мертвая традиция: Йозеф Шахт и истоки «популярной практики» ». Исламское право и общество . 10 (3): 276–347. дои : 10.1163/156851903770227575 . JSTOR 3399422 .
- ^ Перейти обратно: а б Хоутинг, «Джон Уонсбро, ислам и монотеизм», 2000 : стр.513.
- ^ Хойланд, На пути Бога , 2015 : стр.223
- ^ Кук, Майкл (2000). Коран: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 109 . ISBN 0192853449 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Эль-Гамаль, Исламские финансы , 2006 : стр. 30–31.
- ^ Вайс, Бернард Г. (2002). Исследования по теории исламского права под редакцией Бернарда Г. Вайса (Лейден: EJ Brill, 2002, стр. 3, 161).
- ^ Вайс, Бернард Г. (2002). Исследования по теории исламского права под редакцией Бернарда Г. Вайса (Лейден: EJ Brill, 2002, стр. 162).
- ^ Ньязи, Имран Ахсан Хан (2000). Исламская юриспруденция (УсулАй-Фикх) . Исламабад: Издательство Исламского исследовательского института.
- ^ Асадулла, Абубакр (2009). Ислам против. Запад . iUniverse. ISBN 9780595501571 .
- ^ Рехман, Джавайд (7 июня 2005 г.). Практика исламского государства, международное право и угроза терроризма . Харт. ISBN 9781841135014 .
- ^ «улама» . bewley.virtualave.net . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Муватта» . bewley.virtualave.net . Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Коулсон, Ноэль Джеймс (1994). История исламского права . ISBN 9780748605149 .
- ^ Хоутсма, М. Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. ISBN 9004097910 .
- ^ Шарон, Моше (1986). Исследования по исламской истории и цивилизации . БРИЛЛ. ISBN 9789652640147 .
- ^ Аль-Муватта имама Малика ибн Анаса, перевод Аиши Бьюли (Книга № 5, Хадис № 5.9.23) (Книга № 16, Хадис № 16.1.1) (Книга № 17, Хадис № 17.24.43) (Книга № 20, Хадис №20.10.40) (Книга №20, Хадис №20.11.44) (Книга №20, Хадис №20.32.108) (Книга №20, Хадис №20.39.127) (Книга №20, Хадис №20.40. 132) (Книга № 20, Хадис № 20.49.167) (Книга № 20, Хадис № 20.57.190) (Книга № 26, Хадис № 26.1.2) (Книга № 29, Хадис № 29.5.17) (Книга № 36) , Хадис № 36.4.5) Аль-Муватта. Архивировано 13 октября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Хасим, Сяфик (2006). Понимание женщин в исламе . Равноденствие. ISBN 9789793780191 .
- ^ Колдер, Норман; Моджаддеди, Джавид Ахмад; Риппин, Эндрю (2003). Классический ислам . Психология Пресс. ISBN 9780415240321 .
- ^ Брокопп, Джонатан Э.; Нойснер, Джейкоб; Сонн, Тамара (27 сентября 2005 г.). Иудаизм и ислам на практике . Рутледж. ISBN 9781134605538 .
- ^ «Джафар ас-Садик» .
- ^ «ИМАМ ДЖАФАР БИН МУХАММАД АС-САДИК (АС)» . www.ziaraat.org . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Курцман, Чарльз (2002). Модернистский ислам, 1840–1940 гг . ISBN 9780195154689 .
- ^ «Сура Аль-Маида [5:3] – Благородный Коран – القرآن الكريم» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года. Сура Корана Аль-Маида (стих 3). Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine.
- ^ Бухари, Сахих. «Сахих Бухари: читайте, изучайте, ищите в Интернете» .
- ↑ Нахдж уль Балага, письмо 54.
- ^ Наджибабади, Акбар Шах (2001). История Ислама Т.2. Эр-Рияд: Даруссалам. п. 110. ISBN 9960-892-88-3 .
- ^ «Совет Асмы бинт Абу Бакра (ра) своему сыну Абдулле ибн Зубайру (ра)» . Ummah.com — Мусульманский форум . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Нахдж аль-Балага Проповедь 71, Письмо 27, Письмо 34, Письмо 35
- ^ Муавия, восстановитель мусульманской веры. Автор: Аиша Бьюли, с. 68
- ^ Рашид Рида, Мухаммад (1996). Магомеданское Откровение . Александрия, Вирджиния: Публикации Аль-Саадави. п. 127. ИСБН 1-881963-55-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Иршад Абдель Хакк (2006). Рамадан, Хишам М. (ред.). Понимание исламского права: от классического к современному . Роуман Альтамира. ISBN 9780759109919 . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Б. Халлак, Ваэль (2005). ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ПРАВА . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 124, 127. ISBN. 978-0-521-80332-8 .
- ^ Лукас, Скотт С. (2006). «Правовые принципы Мухаммада Б. Исмаила аль-Бухари и их связь с классическим салафитским исламом». Исламское право и общество . 13 (3): 292. дои : 10.1163/156851906778946341 .
- ^ Мансур Моаддел, Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс , стр. 32. Чикаго : Издательство Чикагского университета , 2005.
- ^ Эль-Гамаль, Исламские финансы , 2006 : стр. 32
- ^ Лакхани, М. Али (2017). Вера и этика: видение исмаилитского имамата . Издательство Блумсбери. п. 4. ISBN 978-1786733900 .
Место исмаилитов в теологическом плюрализме мусульманского сообщества лучше всего выражено в заявлении их имама на Международной исламской конференции, состоявшейся в Аммане в июле 2005 года: «Наша историческая приверженность мазхабу Джафари и другим мазхабам, близким к нему, и оно продолжается под руководством потомственного исмаилитского имама того времени. Эта приверженность также находится в гармонии с нашим принятием суфийских принципов личного поиска и баланса между захиром и духом или интеллектом, который означает захир».
- ^ Браун, Джонатан AC (2014). Неверное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . стр. 50-51 . ISBN 978-1780744209 . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Бадр, Гамаль Мурси (весна 1978 г.). «Исламское право: его связь с другими правовыми системами». Американский журнал сравнительного права . 26 (2 – Материалы Международной конференции по сравнительному правоведению, Солт-Лейк-Сити, Юта, 24–25 февраля 1977 г.). Американское общество сравнительного правоведения: 187–198 [196–98]. дои : 10.2307/839667 . JSTOR 839667 .
- ^ Радостный 1988
- ^ Гаудиози 1988 , стр. 1237–40
- ^ Хадсон 2003 , с. 32
- ^ Гаудиози 1988 , стр. 1244–45
- ^ Лоуренс Розен (2000). Справедливость Ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 7-9. ISBN 9780198298847 .
- ^ Рон Шахам (2010). Свидетель-эксперт в исламских судах . Издательство Чикагского университета. п. 4-8. ISBN 9780226749358 .
- ^ Бодуэн Дюпре (2021). Позитивное право мусульманского мира . Издательство Кембриджского университета. п. 205-210. ISBN 9781108960137 .
- ^ Энн Элизабет Майер, изд. (1985). Собственность, социальная структура и право на современном Ближнем Востоке . СУНИ Пресс. п. 54-64. ISBN 9780873959889 .
- ^ Аль-Родхан, Наиф РФ (2012). Роль арабо-исламского мира в подъеме Запада: последствия для современных транскультурных отношений . Пэлгрейв Макмиллан. п. 73. ИСБН 978-0-230-39320-2 . Проверено 25 мая 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с Макдиси, Джон (1 июня 1999 г.). «Исламские истоки общего права» . Обзор права Северной Каролины . 77 (5): 1635 . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Эль-Гамаль, Махмуд А. (2006). Исламские финансы: право, экономика и практика . Издательство Кембриджского университета . п. 16 . ISBN 0-521-86414-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Колдер, Норман (2009). «Право. Правовая мысль и правоведение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
- Дой, Абд ар-Рахман И. и Кларк, Абдассамад (2008). Шариат: исламское право . Та-Ха Паблишерз Лтд., ISBN 978-1-84200-087-8 (в твердом переплете)
- Чилардо, Агостино, «Фикх, История», в книге «Мухаммад в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего» (2 тома), под редакцией К. Фицпатрика и А. Уокера, Санта-Барбара, ABC-CLIO , 2014, Том I, стр. 201–206.
- Дален, Ашк (2003), Исламское право, эпистемология и современность. Юридическая философия в современном Иране , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 9780415945295
- Эль-Гамаль, Махмуд А. (2006). Исламские финансы: право, экономика и практика (PDF) . Издательство Кембриджского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 3 апреля 2018 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
- Гаудиози, Моника М. (апрель 1988 г.). «Влияние исламского закона вакфа на развитие траста в Англии на примере Мертон-колледжа» . Обзор права Пенсильванского университета . 136 (4). Обзор права Пенсильванского университета: 1231–1261. дои : 10.2307/3312162 . JSTOR 3312162 . S2CID 153149243 .
- Хоутинг, GR (2000). «16. Джон Уонсбро, ислам и монотеизм». В поисках исторического Мухаммеда . Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 489–509.
- Хадсон, А. (2003). Акции и трасты (3-е изд.). Лондон: Издательство Кавендиш. ISBN 978-1-85941-729-4 .
- Леви, Рубен (1957). Социальная структура ислама . Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-09182-4 .
- Макдиси, Джон А. (июнь 1999 г.). «Исламские истоки общего права». Обзор права Северной Каролины . 77 (5): 1635–1739.
- Шнайдер, Ирен (2014). «Фикх». В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref:oiso/9780199739356.001.0001 . ISBN 9780199739356 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Потц, Ричард, Исламское право и передача европейского права , European History Online , Майнц: Институт европейской истории , 2011. (Проверено 28 ноября 2011 г.).
- [Саид, Абу Хайян, Исламская юриспруденция (3 декабря 2023 г.). Доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=4651796 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4651796 .]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виды ханафитских юридических постановлений (ахкам)
- [Саид, Абу Хайян, Исламская юриспруденция (3 декабря 2023 г.). Доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=4651796 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4651796 .]
- СМИ, связанные с исламской юриспруденцией, на Викискладе?