Аль-Вакиди
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Умар ибн Вакид аль-Аслами | |
---|---|
Заголовок | Аль-Вакиди |
Персональный | |
Рожденный | в. 130 г. хиджры / 747 г. н. э. Медина |
Умер | 207 г. хиджры / 823 г. н.э. |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Основной интерес(и) | История Ислама |
Известные работы | Китаб ат-Тарих ва аль-Магази («Книга истории и кампаний») |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Умар ибн Вакид аль-Аслами ( арабский : أبو عبد الله محمد بن عمر بن واقد الاسلمي , романизированный : Абу Абдаллах Мухаммад ибн Умар Вакид аль-Аслами ) ( ок. 130–207 гг . хиджры ; обычно называют обычно известный как аль-Вакиди (араб. الواقدي ; ок. 747–823 гг . н.э. ) был ранним мусульманским историком и биографом исламского пророка Мухаммеда , специализирующимся на его военных кампаниях. Его фамилия происходит от имени его деда Вакид, и, таким образом, он прославился как аль-Имам аль-Вакиди. [1] Он служил судьей ( кади ) у аббасидского халифа аль-Мамуна . Некоторые произведения аль-Вакиди известны через его писца и ученика (в области жанра аль-магази ) Ибн Саада . [2] [3]
Биография
[ редактировать ]Аль-Вакиди родился в Медине около 748 года нашей эры (130 года хиджры ). Он был мавлой (клиентом) Абдаллаха ибн Бурайды из Бану Аслам Медины. По словам Абу Фараджа аль-Исфахани, мать аль-Вакиди была дочерью Исы ибн Джафара ибн Саиба Хасира, перса , и правнучкой Саиба , который познакомил Медину с музыкой. [4] Среди его выдающихся учителей были Ибн Аби Тахаб Ма'мар бин Рашид, Малик ибн Анас и Суфьян аль-Саври . [1] Он жил в Медине во времена Абу Ханифы и Джафара ас-Садика и учился в Масджид ан-Набави как ученик Малика ибн Анаса. Аль-Вакиди также имел доступ к внукам сподвижников Мухаммеда. Аль-Вакиди первоначально зарабатывал на жизнь торговлей пшеницей, но когда в возрасте 50 лет случилось бедствие, он эмигрировал в Ирак во время правления Харуна ар-Рашида . Он был назначен судьей восточного Багдада, а наследник Харуна ар-Рашида аль-Мамун позже назначил его кади военного лагеря в Ресафе . [4]
Аль-Вакиди сосредоточился на истории, и многие его сверстники признавали его мастером этого жанра. [1] Его книги о ранних исламских экспедициях и завоеваниях предшествуют большей части суннитской и шиитской литературы позднего периода Аббасидов. [1] Его работы о битвах Мухаммеда и его товарищей считались достоверными большинством ранних исламских ученых. [5] Хотя его работы по-прежнему считаются важным источником по ранней исламской истории, более поздние авторы оспаривали надежность его работ. Среди западных востоковедов, которым нравились его труды, — Мартин Лингс . [6]
Работает
[ редактировать ]Аль-Вакиди прежде всего известен своим «Китаб ат-Тарих ва аль-Магази» ( араб . كتاب التاريخ والمغازي, «Книга истории и кампаний»), которая является единственной частью его корпуса, которая полностью сохранилась. [7] В нем описаны сражения, которые вел Мухаммед , а также жизнь Мухаммеда в городе Медина . [8] Работа основана на более ранней сире Ибн Исхака , хотя включает детали, которых нет в тексте Ибн Исхака. [9] [10]
Ряд работ, описывающих исламские завоевания , приписывается аль-Вакиди, хотя сейчас считается, что большинство этих приписываний ошибочны. [8] Футух аль-Шам ( араб . كتاب فتوح الشام, «Книга завоеваний Сирии »), новеллизация завоеваний исламской армией византийской Сирии, традиционно приписывалась аль-Вакиди. Современные ученые обычно классифицируют Футух аль-Шам как ошибочно приписываемое более позднее произведение, датируя его примерно временем Крестовых походов , хотя некоторые ученые полагают, что небольшая часть текста может быть прослежена до аль-Вакиди. [11] [12] [13] [14] [15] Помимо изображения сражений исламских армий, работа также подробно описывает доблесть различных мусульманских женщин, в том числе Хинд бинт Утба , Хавла бинт аль-Азвар и Асмы бинт Аби Бакр . [16] [17]
По словам Ибн ан-Надима , аль-Вакиди является автором книги, подробно описывающей смерть Хусейна ибн Али . [18] хотя эта работа не сохранилась. Другие утерянные тексты, приписываемые аль-Вакиди, включают книгу, описывающую последние дни жизни Мухаммеда. Работы ученика аль-Вакиди Ибн Саада могут содержать некоторые выдержки из этих текстов. [19]
Опубликованные издания
[ редактировать ]Английский
[ редактировать ]- Переведено, отредактировано Ризви Файзером и опубликовано в США и Канаде издательством Routledge, 270 Madison Avenue, New York. онлайн-ссылка
Исламская критика
[ редактировать ]Вакиди подвергался критике относительно своей научной надежности со стороны многих более поздних исламских ученых-суннитов, в том числе:
- аш-Шафии (150-204 гг. хиджры) сказал: «Все книги аль-Вакиди — ложь. В Медине было семь человек, которые фальсифицировали авторитетные источники, одним из которых был аль-Вакиди». [20]
- Яхья ибн Маин (158-233 гг. хиджры) сказал: «Он слабый. Он ничто. Ненадежный!» [21]
- Али ибн аль-Мадини (161-241 гг. хиджры) сказал: «Он выдумывает хадис». [21]
- Исхак ибн Рахвайх (161-238 гг. хиджры) сказал: «По моему мнению, он один из тех, кто выдумывает хадисы». [20]
- Ахмад ибн Ханбал (164-241 гг. хиджры) сказал: «Он лжец, изменяет традиции». [21] [ необходимы дополнительные ссылки ]
- Абу Зура ар-Рази (193-264 гг. хиджры) сказал: «(Сочинение Вакиди) Заброшенный, Слабый» [20]
- Аль-Бухари (194-256 гг. хиджры) сказал: «Аль-Вакиди был оставлен в хадисах. Он выдумывает хадисы». [21] [ необходимы дополнительные ссылки ]
- Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази (195-277 гг. хиджры) сказал: «Он выдумывает хадисы. Мы отказались от его хадиса». [22]
- Абу Давуд (202-275 гг. хиджры) сказал: «Я не пишу его хадисы и не передаю (хадисы) на его авторитет. Я не сомневаюсь, что он составлял хадисы». [22]
- аль-Баладхури (207-278 гг. хиджры) сказал: «Аль-Вакиди — матрук (известный как лжец). [23]
- Ан-Насаи (214-303 гг. хиджры) сказал: «Лжецов, известных тем, что они сфабриковали хадисы Посланника Аллаха, четверо. Это: Ибн Аби Яхья в Медине, аль-Вакиди в Багдаде, Мукатил ибн Сулейман в Хорасане и Мухаммад. ибн Саид в Сирии». [22] [ необходимы дополнительные ссылки ]
- Ибн Ади (277-365 гг. хиджры) сказал: «Его традиции небезопасны, и от него (при принятии его традиций) существует опасность» [21]
- Ад-Даракутни (306-385 гг. хиджры) сказал: «В нем (в его репортажах) есть слабость». [21]
- Ан-Навави (631-676 гг. хиджры): «Их (учёные-мухаддисы) пришли к единому мнению, что аль-Вакиди слаб» [22]
- Аль-Захаби (675-748 гг. хиджры) сказал: «Достигнут консенсус относительно слабости аль-Вакиди». [21] [ необходимы дополнительные ссылки ]
- Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. хиджры) сказал: «Он был оставлен, несмотря на обширность его знаний». [24]
- Мухаммад Насируддин аль-Албани (1914-1999 гг. н. э.) сказал, что аль-Вакиди — лжец. [25]
Даже среди тех, кто сомневался в его подлинности, многие по-прежнему считали его столпом истории и принимали его рассказы в этом отношении. Ибн Хаджар Аскалани пишет: «Он приемлем в повествованиях о битвах, по мнению наших сподвижников, и Аллах знает лучше». [26]
Некоторые из его критических замечаний изложены в книгах, написанных столетия спустя, хотя заявленная критика исходит от людей, родившихся примерно в его время. [ нужна ссылка ]
Западная критика
[ редактировать ]Патриция Кроун приводит аль-Вакиди в качестве примера феномена, когда чем дальше исламский комментарий о жизни Мухаммеда был удален во времени от его жизни и событий Корана, тем больше информации он давал.
Если один рассказчик случайно упомянет о набеге, следующий рассказчик узнает дату этого набега, а третий узнает все, о чем аудитория может пожелать услышать. [27]
И это несмотря на то, что содержание более поздних комментариев зависело от более ранних источников, что предполагало, что, если более поздние комментарии отличались по длине от более ранних работ, они должны быть короче, поскольку некоторые факты о первых днях были утеряны или забыты. (Кроун объяснил это явление приукрашиванием рассказчиков.)Комментарии аль-Вакиди были намного больше, чем работы древнейшей пророческой биографии Ибн Исхака (умер в 767 г.), несмотря на то, что более поздние работы аль-Вакиди охватывали более короткий период времени (только период Мухаммеда в Медине). [27]
Вакиди всегда будет давать точные даты, места, имена там, где их нет у Ибн Исхака, отчеты о том, что послужило толчком к экспедиции, различную информацию, чтобы придать цвет событию ... Но, учитывая, что вся эта информация была неизвестна Ибн Исхаку, ее ценность крайне сомнительно. И если ложная информация накапливалась с такой скоростью за два поколения между Ибн Исхаком и аль-Вакиди, трудно избежать вывода, что за три поколения между Пророком и Ибн Исхаком должно было накопиться еще больше. [27] [28]
Историк Майкл Кук приводит пример разницы в рассказах о смерти отца Мухаммеда Абдуллы ибн Абд аль-Мутталиба . Ибн Исхак сообщает, что некоторые говорят, что он умер, когда мать Мухаммеда была беременна, когда Мухаммед родился, а некоторые говорят, что Мухаммеду было 28 месяцев; другой комментатор (Ма'мар ибн Рашид) говорит, что он умер в Ятрибе после того, как его отправили туда закладывать запасы фиников. [29] Примерно полвека спустя аль-Вакиди рассказывает, что
'Абдалла уехал в Газу по делам, на обратном пути заболел и умер в Ятрибе после того, как покинул караван, с которым он был, чтобы его выхаживали родственники. Вакиди также смог указать возраст Абдаллы на момент смерти и точное место его захоронения. ...[что смерть] произошла... когда Мухаммад был еще в утробе матери,
и что, хотя существовали «другие версии этого дела», его версия была лучшей. [29]
Ранние исламские ученые
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Исламское завоевание Сирии. Перевод «Футухушама», сделанный аль-Имамом аль-Вакиди. Архивировано 12 октября 2013 г. в Wayback Machine , стр. х-кси. Пер. Мауляна Сулейман аль-Кинди.
- ^ Мухаммед в истории, мысли и культуре , ABC-CLIO, 25 апреля 2014 г., стр. 278, ISBN 9781610691789
- ^ Литература ислама , The Scarecrow Press, 20 сентября 2006 г., стр. 107, ISBN 9781461673149
- ^ Jump up to: а б Файзер, Ризви (2018). «Вакиди, аль-». В Йозефе Мери (ред.). Возрождение Рутледжа: Средневековая исламская цивилизация (2006): Энциклопедия - Том 2 . Рутледж. ISBN 9781351668132 .
- ^ Аль-Захаби , Сияр Алам ан-Нубала , том. 9, с. 462.
- ^ Мухаммад ибн Умар Вакиди в Let Me Turn the Tables.
- ^ аль-Халиди, Тариф (1994). Арабская историческая мысль в классический период . Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН 9780521465540 .
- ^ Jump up to: а б аль-Вакиди (2013). "Введение". Жизнь Мухаммеда: Китаб аль-Магази Аль-Вакиди . Перевод Ризви Файзера. Рутледж. ISBN 9781136921148 .
- ^ Литтл, Дональд П. (2005). «Повествовательные темы и приемы в Китаб аль-Магази аль-Вакиди». У Германа Ландольта (ред.). Разум и вдохновение в исламе: теология, философия и мистицизм в мусульманской мысли . ИБ Таурис. ISBN 9781850434702 .
- ^ Файзер, Ризви С. (ноябрь 1996 г.). «Мухаммед и мединские евреи: сравнение текстов Китаб Сират Рауль Аллах Ибн Исхака с Китаб аль-Магази Аль-Вакиди». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 28 (4): 463–489. дои : 10.1017/S0020743800063790 . JSTOR 176149 . S2CID 162540387 .
- ^ Бевилаква, Александр (2018). Республика арабской письменности: ислам и европейское просвещение . Гарвардский университет. п. хв. ISBN 9780674975927 .
- ^ Рихан, Мохаммед (2014). Политика и культура племени Омейядов: конфликты и фракционность в ранний исламский период . ИБ Таурис. п. 176. ИСБН 9781780765648 .
- ^ Ландау-Тассерон, Элла (2000). «Новые данные о старой рукописи: Андалузская версия произведения под названием Футух аль-Шам» . Аль-Кантара . 21 (2): 361. doi : 10.3989/alqantara.2000.v21.i2.431 .
- ^ Мерле, Шукри Р. «Арабская историография». Исламский ежеквартальный журнал . 34 (1): 22.
- ^ Шнайнер, Йенс (2012). Пол Кобб (ред.). Черты ислама: исследования в честь Фреда МакГроу Доннера . Брилл. п. 166. ИСБН 9789004231948 .
- ^ Исламское завоевание Сирии Перевод «Футух аш-Шам» аль-Имама аль-Вакиди Перевод Мауляны Сулеймана аль-Кинди, страницы 325-332 «Kalamullah.Com | Исламское завоевание Сирии (Футухушам) | аль-Имам аль-Вакиди» . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 г. Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Уолтон, Марк В. (2003), Ислам в войне, Издательская группа Greenwood, ISBN 0-275-98101-0 , с. 30
- ^ Холмс Кац, Мэрион (2007). Рождение Пророка Мухаммеда: преданное благочестие в суннитском исламе . Рутледж. п. 7. ISBN 9781135983949 .
- ^ Шумейкер, Стивен Дж. (2011). Смерть Пророка: Конец жизни Мухаммеда и начало ислама . Издательство Пенсильванского университета. п. 77. ИСБН 9780812205138 .
- ^ Jump up to: а б с Ибн Аби Хатим, т.4 ч.1 стр.21
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мухаммад ибн Ахмад аль-Захаби , Мизан аль-Итидал фи Накд ар-Риджал , т. 3 страница 110
- ^ Jump up to: а б с д Ибн Хаджр аль-Аскалани , Тахзиб аль-Тахзиб , том 9, стр. 366, № 604, [Хайдарабад, 1326 г. по хиджре. Юсуф Аббас Хашми, Зайнаб бинт Джахаш, «Исламская культура», том XLI, № 1, Хайдарабад (Индия), 1967]
- ^ аль-Баладхури, Ахмад бин Яхья бин Джабир ; Мухаммад Арафа, Айман (2015). Футухул Булдан Завоевание стран от Фатху Мекки до страны Синда (электронная книга) (на индонезийском языке). Перевод Мастури Ильхама; Абидин Зухри. Восточная Джакарта, Ява, Индонезия: Пустака аль-Каутсар. п. 205. ИСБН 9789795926993 . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Ибн Хаджр аль-Аскалани , Тахзиб аль-Тахдиб , том 2, стр. 194, [Каир, 1960]
- ^ аль-Албани, Силсалат аль-Хадис ад-Даифа , номер 6013.
- ↑ Талхис аль-Хабир, том 7, стр. 57.
- ^ Jump up to: а б с Кроун, Патрисия (1987). Мекканская торговля и возникновение ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 223.
- ^ Пикард, Джон (2013). За мифами: основы иудаизма, христианства и ислама . АвторДом. п. 352. ИСБН 9781481783637 . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кук, Майкл (1983). Мухаммед . Издательство Оксфордского университета. стр. 63–64 . Проверено 27 октября 2019 г.