Абу аль-Гази Бахадур
Абу аль-Гази Бахадур | |
---|---|
![]() Портрет Абу аль-Гази в музее Хивы | |
Хан Хивы | |
Царствование | 1643–1663 |
Предшественник | Исфандияр Хан |
Преемник | Ануша Хан |
Рожденный | Старый Ургенч , Хивинское ханство. | 24 августа 1603 г.
Умер | 1664 Хива | ( 1664-00-00 )
Проблема | Ануша Хан |
Отец | 'Араб Мухаммад Хан |
Религия | Суннитский ислам |
Абу аль-Гази Бахадур ( Чагатай : Абу аль-Гази Бахадур Хан ; узбекский : Абулгози Баходирхон , Абулгази , Эбулгази , Абу-л-Гази , 24 августа 1603 — 1664) был ханом Хивы до с 1643 года хана, и был очень хорошо образован, написав два исторических труда на хивинском диалекте чагатайского языка . [ 1 ] Он был потомком Чингисхана через Араб-шаха . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Ургенче и Хивинского ханства был вторым сыном правителя Арабского Мухаммад-хана . Поскольку он родился через 40 дней после того, как его отец разгромил набег уральских казаков , его назвали «Абул -Гази » ( Сын воина ). не назначил его губернатором Кат Он прожил в Ургенче 16 лет, пока его отец . К концу правления его отца против него вспыхнула гражданская война со стороны его братьев Хабаш-султана и Ильбарс-султана. [ 3 ] Абулгази был вынужден бежать в Самарканд и укрыться при дворе имама Кули-хана в Бухаре, где прожил два года. Его младший брат Афган Мухаммед бежал в Россию, где стал жителем Касимского ханства . Другой его брат Исфандияр-хан наконец одержал победу, стал ханом в 1623 году и предложил Абулгази губернаторство Ургенча, места его рождения.
Жизнь в изгнании
[ редактировать ]Правив на посту губернатора в течение 3 лет, он восстал, когда его брат посетил Хазорасп , но потерпел поражение и бежал к Есим-хану Казахского ханства в 1626 году. Пробыв у него 3 месяца, он перешёл на сторону Турсуна Мухаммад-хана, соперника Есим-хан в Ташкенте . Прожив здесь еще 2 года, он снова бежал к Имаму Кули и в 1629 году попытался захватить Хиву. [ 4 ] Исфандияр схватил его и выслал в Абивард , чей губернатор Сефевидов отправил его ко Сафи I двору в Исфахане . Он жил там в изгнании с 1629 по 1639 год, изучая персидскую и арабскую историю. Позже он бежал от двора Сефевидов на Балканы и жил среди племени Теке . некоторое время [ 5 ] Позже он отправился в Калмыцкое ханство в 1641 году и попытался заручиться Хо Орлука помощью .
Царствование
[ редактировать ]Наконец он вступил на престол в 1643 году после смерти своего брата. Но его положение было безопасным только вокруг Ургенча, когда Хива была захвачена Бухарским ханством . Абулгази сумел закрепить свое положение только в 1645 году, когда умер Надир Мухаммад-хан Бухарский.
В первые годы своего правления он провел борьбу с мятежными туркменскими племенами после суммарной казни 2000 туркменских старейшин в Хазораспе в 1646 году. К 1653 году ему удалось подчинить себе большую часть каракумских и мангышлакских племен. [ 5 ] Он также отражал набеги калмыков в 1649, 1653 и 1656 годах. К концу своего правления - в 1655 и 1662 годах - он начал крупную кампанию против Бухары , которая продолжалась вплоть до правления его преемника. Он оставил престол своему сыну Ануше-хану и умер в Хиве в 1663 году.
Работает
[ редактировать ]Абу аль-Гази известен как автор двух исторических трудов: «Генеалогия туркмен» Шаджара-и Таракима, законченная в 1661 году, и «Генеалогия турок» Шаджара-и Тюрк, законченная в 1665 году. Это важные источники для современных знаний о туркменах. История Средней Азии. [ 6 ]
Шаджара-и Тюрк
[ редактировать ]«Шаджара -и Тюрк» был выдающимся произведением Абу аль-Гази, его название по-разному переводилось как «Генеалогия турок» и «Генеалогия татар», причем «шаджара» по-арабски означает «генеалогия». Поскольку слово «татар» вместо «тюрков» было широко распространённым неправильным употреблением, в настоящее время устарело называть труд «Шаджара-и Тюрк» «Генеалогией татар», а не «Генеалогией тюрков», поскольку это работайте над турками . По словам Абу аль-Гази, в «Шаджара-и Тюрк» он использовал труды Рашид-ад-Дина Хамадани , Шараф ад-Дина Али Йезди и других писателей, всего 18 исторических источников, и исправлял их в соответствии с тюркскими устными традициями, которые его учили как принца. [ 7 ] Рукопись «Шаджара -и Тюрк» была приобретена в Тобольске у бухарского купца шведскими офицерами, задержанными в русском плену в Сибири; Используя местных грамотных татар, шведские офицеры сначала перевели книгу на русский язык, а затем перевели ее на другие языки. Французский перевод «Шаджара -и Тюрк» впервые был издан в Лейдене в 1726 году, французский перевод послужил оригиналом для русского перевода, изданного в 1768-1774 годах, в 1780 году он был издан отдельно на немецком и английском языках, а в XVIII в. был широко прочитан в Европе.
В XIX и XX веках были опубликованы многочисленные критические переводы Шаджара -и Тюрк , служащие историческими источниками для современных учёных. Первый критический перевод, выполненный профессиональными учеными, был опубликован в Казани в 1825 году. Турецкий перевод текста, опубликованного в Казани, был выполнен филологом Ахмедом Вефик-пашой и первоначально опубликован в 1864 году. Самым влиятельным западным изданием была Histoire des Mogols et des. Татары пар Абул-Гази Бехадур Хан, публикация, перевод и аннотация барона Демезона , Санкт-Петербург, 1871–1874 гг. [ 8 ]
Никита Бичурин первым заметил, что биография эпического предка тюркского народа Огуза-Кагана Абу аль-Гази и тюрко-персидские рукописи ( Рашид ад-Дин , Хундемир , Абулгази) имеют поразительное сходство с Маодуна биографией . в китайских источниках (распря между отцом и сыном и убийство первого, направление и последовательность завоеваний и др.). Это наблюдение, подтвержденное другими учеными, связывало в научной литературе имя Маодуна с эпической личностью Огуза-Кагана. [ 9 ] Сходство тем более примечательно, что на момент написания китайские летописи не были переведены ни на восточные, ни на западные языки, и Абу аль-Гази не мог знать ни о восточных хуннах, ни о Маодуне.
Литературное значение «Шаджара-и Тюрк» состоит в том, что Абу аль-Гази открыто выступал против чагатайского литературного языка, поскольку он носил сильное персидское влияние. Язык Абу аль-Гази является легким, простым народным языком хивинских узбеков и весьма отличается от чагатайского литературного языка. Стиль Абу аль-Гази, несмотря на научность его сочинений, отличается ясностью и богатством словарного запаса, перемежается народными узбекскими выражениями и пословицами. [ 10 ]
Сын Абу аль-Гази, Абу аль-Музаффар Ануша Мухаммад Бахадур , поручил завершить дело своего отца Шаджара-и Тюрка некоему Махмуду бин мулле Мухаммаду Заману Ургенчу. Он был завершен в 1665 году. В работе перечислена тюркская генеалогия, начиная с библейского Адама и прародителя тюрков Огуз-хана, и приводятся легендарные подробности об их потомках, включая Чингиз-хана и династию Шейбанидов , что дает хорошее представление о монгольских и тюркских языках. взгляды на историю того времени.
Работает
[ редактировать ]- Шаджара-и Таракима («Генеалогия туркмен», 1659 г.)
- Шаджара-и Тюрк («Генеалогия тюрков», 1665 г.)
Наследие
[ редактировать ]В его честь был назван астероид 16413 Абулгази , открытый 28 января 1987 года Эриком Уолтером Эльстом в обсерватории Ла Силья Чили в .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартольд, Василий В. , Четыре исследования по истории Центральной Азии , 1 (Лейден: Э.Дж. Брилл, 1956), стр.65.
- ^ Села, Рон (2013). Рашид ад-Дин: агент и посредник культурных обменов в Ильханидском Иране . Коллоквиум Института Варбурга (издательство Лондонского университета). п. 213.
- ^ Abdurasulov, Ulfat; Dono, Ziyaeva (Ziyoyeva) K. H. A. M. I. D. O. V. N. A. Хорезм в истории государственности Узбекистана. Ташкент, 2013. Отв. ред. Э.В. Ртвеладзе, Д.А. Алимова [co-authored] [ Khwarazm in the history of statehood of Uzbekistan ] (in Russian). p. 156.
- ^ «ЭБУЛГАЗИ БАХАДИР ХАН» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бахадур Хан, Абу'л-Гази (1996). Ольмез, Зухал (ред.). Шечере-и Теракиме (Генеалогия туркмен) . Серия исследований турецкого языка (на турецком языке). Анкара: Симург. п. 22. ISBN 978-975-7172-09-3 .
- ^ Синор, Денис, Внутренняя Азия: история, цивилизация, языки; Программа обучения (Блумингтон: Университет Индианы, 1969), стр.59.
- ^ Абу аль-Гази, «Генеалогическая история татар»//Перевод с французского языка , Российская Императорская Академия Наук, 1778, с. 16
- ^ Кононов А.Н., "Абу аль-Гази. Генеалогия туркмен. От редакции" // Восточная литература. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г. Проверено 23 января 2011 г.
{{cite web}}
:CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) (на русском) - ^ Таскин В.С., Материалы по истории сюнну, пер., Москва, Наука, 1968, Том. 1, с. 129
- ^ «Абу аль-Гази» // Литературная энциклопедия. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 г. Проверено 23 января 2011 г.
{{cite web}}
:CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) (на русском)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диана, Али Акбар; Бернджян, Фархуд (2015). «Абу аль-Гази Бахадур Хан» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Ольмез, Зухал (2022). «Шара-и Тюрк и история монголов». Журнал Немецкого восточного общества . 172 (2): 439–450. дои : 10.13173/ZDMG/2022/2/11 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Абу аль-Гази Бахадур». Британская энциклопедия . 2006. Британская энциклопедия Интернет. 11 июня 2006 г. < http://search.eb.com/eb/article-9003414 >