Книга идолов
«Книга идолов» ( Китаб аль-Аснам ), написанная арабским ученым Хишамом ибн аль-Кальби (737–819), является одним из наиболее важных произведений исламской эпохи, описывающим и представляющим исламскую концепцию богов и обрядов доисламские арабские религии . Книга изображает доисламскую арабскую религию как преимущественно политеистическую и виновную в идолопоклонстве (идолопоклонстве) до прихода Мухаммеда , в том числе в Каабе , выдающейся святыне Мекки . Для Аль-Кальби это было деградировавшее состояние религиозной практики со времен чистого монотеизма, который в исламской религии был установлен Авраамом ( ханифом ), когда была основана Кааба. [1] [2]
Обзор
[ редактировать ]В целом « Книга идолов» представляет собой подробный список идолов и святилищ, и для каждого из них также описывается их географическое положение и связанное с ними племя. Менее последовательно Аль-Кальби также будет предлагать дополнительную информацию о каждом идоле/святилище, например, о том, как он был разрушен в исламскую эпоху. Каждая запись короткая, а весь текст занимает пятьдесят шесть страниц по двенадцать строк на каждой стороне в первичной рукописи текста. Самая длинная запись посвящена богине аль-Уззе которая упоминается в суре 53 Корана Манат как одна из трех «дочерей Аллаха» наряду с Аль-Лат и , . Три богини описаны в последовательных записях в « Книге идолов» , как и единственные другие языческие божества, названные в Коране, пять, упомянутые в суре 71 . Помимо этого, нет никакой другой очевидной логики в том, как Аль-Кальби расположил записи в своей работе. Наглядные цитаты из доисламской арабской поэзии иногда появляются в записях Аль-Кальби наряду с меньшим количеством цитат из Корана. Записи в работе Аль-Кальби иногда прерываются, чтобы дать объяснение тому, как человечество стало идолопоклонником после вмешательства Бога в послание Авраам , который, как полагают, принес людям вокруг него форму чистого монотеизма. [3]
История композиции и авторство
[ редактировать ]Существуют свидетельства того, что Книга Идолов является продуктом более ранних традиций и возникает в результате длительного процесса наращивания, переработки, интерполяции и содержит множество повторений, вариантов и перерывов. Одна и та же тема иногда трактуется несколько раз в разных частях текста противоречивым образом. Нюберг утверждал, что «Книга идолов» содержит основной текст, восходящий к Аль-Кальби: этот текст был передан Абу Бакру Ахмаду ибн Мухаммаду аль-Джавхари (ум. 944–45), последнему звену в более коротких иснадах (цепях передачи) во второй половине работы, который добавил к этому основному тексту другие сообщения за пределами Книги , которые, по его мнению, были приписаны Аль-Кальби. Позже к тексту были прикреплены приложения, содержащие информацию еще о двух идолах. Даже тогда, похоже, были дополнительные редакции текста, которых сегодня не существует. Например, Якут аль-Хамави (ум. 1229) много цитирует из Книги , но содержит материалы, которых сегодня нет в ее рукописях. Таким образом, Хоутинг заявляет, что Аль-Кальби нельзя считать автором «Книга идолов» в современном смысле этого слова, как совокупная работа, кажется результатом растущего объединения отдельных сообщений и традиций на протяжении веков. [4]
Религиозный ландшафт доисламской Аравии
[ редактировать ]Коран 71:23 называет пять языческих божеств: Вадд , Сува, Ягут , Яук и Наср . Ибн аль-Кальби наряду с Ибн Исхаком связывает поклонение таким божествам с Южной Аравией . Напротив, племена северной и центральной Аравии предпочитали поклонение трем « дочерям Аллаха », аль-Лату , аль-Уззе и Манат (упоминаемым в Коране 53:19–20). В общей сложности восемь языческих божеств, названных в Коране, описываются как доминирующие в религиозном поклонении основных географических регионов доисламской Аравии. Поскольку предыдущим пяти божествам поклонялись на большем расстоянии от Хиджаза по сравнению с Дочерями Аллаха, их статус одновременно считался более низким по сравнению с Дочерями. [5]
Аль-Кальби утверждает, что североаравийское племя Низар обычно говорило: [6]
«Вот я, Аллах! А вот и я! (Лаббайка Аллахумма! Лаббайка!) Вот я! Нет у тебя партнера (шарика), кроме твоего! Вы имеете власть над ним и над тем, чем он владеет». Их использовали для провозглашения его единства через талбият , связывая с ним своих богов и передавая свои дела в его руки.
В то же время, хотя Аравия в значительной степени вошла в состояние идолопоклонства, Аль-Кальби утверждает, что существовал остаток монотеизма, который оставался жив со времен Авраама . Эти монотеистические деятели называются ханифами . Примером ханифа из традиционной литературы был Варака ибн Науфал . По этому поводу Аль-Кальби писал: [7]
Но [несмотря на идолопоклонство и многобожие, распространившиеся среди арабов] существовали пережитки времен Авраама и Измаила, которым они [арабы] следовали в своих ритуалах – почитание святилища, обход его вокруг, хадж , умра , стояние на Арафа и Муздалифа, принесение в жертву животных и совершение ихляля [ т. е. тальбии ] во время хаджа и умры – вместе с внесением вещей, которые не принадлежали к этому.
Кааба
[ редактировать ]По словам писателя девятого века Аль-Азраки , бог Хубал был главным божеством, обитавшим в Каабе в Мекке до времен Мухаммеда . Аль-Кальби разделяет аналогичную традицию, согласно которой Хубал является главным богом племени курайшитов . В археологических записях есть только одна набатейская надпись, в которой упоминается Хубал, где это имя может выступать в качестве эпитета бога Душары . Другие мусульманские источники также сообщают, что Хубала почитали вместе с некоторыми меньшими языческими божествами и баэтилами в Каабе. [8]
Аль-Кальби предлагает две причины того, как многобожие стало доминировать в доисламской Мекке из чистого монотеизма, установленного Авраамом. Первый, который также встречается в трудах Ибн Исхака , вращается вокруг персонажа по имени Амр бин Лухай , который собрал несколько идолов во время своих путешествий по Сирии и установил их в Каабе, когда вернулся. По второму объяснению, Мекка переживала перенаселение и поэтому люди начали ее покидать. Любой, кто уходил, уходил со священным камнем из святыни. Через некоторое время первоначальное значение/функция камней было забыто, и их стали принимать за идолов. Эта вторая версия похожа на идею, высказанную историком пятого века Созоменом , автором одного из первых документов, связывающих арабов с измаильтянским наследием. По мнению Созомена, большой промежуток времени между Авраамом и нынешними днями привел к забвению старого обычая. [9]
Аль-Кальби также описывает три доисламских святилища, называемых «Каабой», помимо того, что расположен в Мекке. [10]
Идолы
[ редактировать ]Аль-Кальби пишет, что идол, или аннам , — это почитаемая фигурка, напоминающая человека, сделанная из дерева, золота или серебра. Однако, если он сделан из камня, его называют аутаном . [11] В Коране слова, обозначающие «идол» или «статуя», включают ватан (множественное число аутан ) и шанам (множественное число ашнам ). Эти термины используются в основном для описания тех, кто жил в прошлые века (за исключением Корана 22:30), тогда как для современных ситуаций используются такие термины, как тагхут и джибт , хотя точное значение обоих терминов неточно, а последнее неясно. ( легомен хапакс то есть он используется только один раз), который появляется в Коране 4:51. Эти два термина можно использовать для описания своего рода обвинений в идолопоклонстве против конкурирующих монотеистических групп. [12]
Надежность
[ редактировать ]Исламские традиции об идолопоклонническом прошлом впервые были серьезно изучены Джеральдом Хотингом в его книге «Идея идолопоклонства и возникновение ислама» (1999). По мнению Хотинга, обвинения в идолопоклонстве против прошлого доисламской Аравии отсутствовали в Коране и зависят от более поздних исламских источников. По словам Хотинга, обвинения в идолопоклонстве были обычным риторическим оружием против других монотеистических конкурентов. В результате этого явления коранические мушрикуны после длительного периода устной передачи и развития традиции превратились в политеистических идолопоклонников. Следовательно, для таких историков, как Хоутинг, изображения доисламской арабской религии, подобные тем, которые содержатся в « Книге идолов» Ибн аль-Кальби, не являются надежным представлением прошлого. [13] Более того, в отличие от сборника арабских традиций об арабской религии, его лучше понимать как «сборник характерных монотеистических традиций и идей, адаптированных для отражения мусульманских концепций и проблем». [14] Хотинг считает, что некоторые из имен богов в традиции могут быть историческими, но такие имена могли быть выведены из теофорических имен современных арабов. Исламские традиции об этих богах, в свою очередь, отражают более поздние разработки и предположения, построенные на выводах о существовании таких богов из таких теофорических имен. [15]
Археологические данные также оказались противоречащими тексту Аль-Кальби. Например, несмотря на то, что он изображал религию Южной Аравии накануне ислама, в Южной Аравии не известно никаких политеистических надписей после того, как Малкикариб Юхамин , король Химьяритского королевства , принял монотеизм в последней четверти четвертого века нашей эры. Никаких археологических свидетельств существования любого из восьми языческих божеств, названных в Коране, не известно в доисламской Аравии, в более широком смысле, после четвертого века. В отличие от простого археологического молчания, археологические данные изображают внезапное исчезновение политеистических кругов на рубеже пятого века нашей эры. [16] Более того, ассоциация Аль-Калби доисламской поэзии Худхали с многобожием противоречит типу религиозных обрядов, фактически описанных в предполагаемом корпусе поэзии Худхали. [17] В общих чертах, описание ритуального использования культовых камней и статуй по всей Аравии, сделанное Аль-Кальби, противоречит тому факту, что с археологической точки зрения ни одно из них не известно нигде в Аравии и в какой-либо период времени за пределами северо-западной Аравии и Набатеи . Таким образом, Кристиан Жюльен Робин интерпретирует Аль-Кальби как преувеличившего пространственный масштаб таких практик и использования этих ритуальных объектов в более широком смысле. [18]
Контекст
[ редактировать ]Ибн аль-Кальби Наряду с «Книгой идолов» , основные мусульманские источники по (особенно политеистической) религии в доисламской Аравии включают работы ат-Табари (в первую очередь его «История пророков и царей ») и Ибн Исхака ( «Ас-Сира ан-Набавия»). ). [19] Существует также Книга сообщений о Мекке Аль -Азраки . Дополнительные попытки описать доисламскую арабскую религию включают попытки Масуди (ум. 345/956), Шахрастани (ум. 548/1153) и даже Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (ум. 1206/1792), основатель ваххабизма . [20] Говорят, что Аль-Джахиз (ум. 868) написал произведение с тем же названием, что и у Аль-Кальби, но оно утеряно. [21]
Прием
[ редактировать ]«Книгу идолов» широко цитировал Якут аль-Хамави (ум. 1229) до такой степени, что Юлиус Велльхаузен (1844–1918) смог работать с работами Аль-Кальби посредством этих цитат и цитат до открытия ее рукописи. в годы после его смерти. [22]
Обнаружение рукописи
[ редактировать ]Ахмад Заки-паша , египетский филолог Текст обнаружил ; он купил единственную сохранившуюся рукопись на аукционе в Дамаске. [2] а рукопись, одна из многих в его обширной коллекции, была подарена государству после его смерти в 1934 году. Заки-паша объявил о своем открытии на XIV Международном конгрессе востоковедов . [23]
Переводы
[ редактировать ]- Фарис, Набих Амин (1952). Хишам ибн-аль-Кальби, Книга идолов или Китаб аль-Аннам . Принстон: Принстон, UP. Английский перевод.
Издания
[ редактировать ]- Ибн Аль-Кальби, Китаб аль-Аннам, изд. Р. Клинке-Розенбергер. Лейпциг: О. Харрасовиц, 1941.
- Ибн аль-Кальби, Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Саиб. Китаб аль-Аннам: Ан Аби аль-Мундхир Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Саиб аль-Кальби. Под редакцией Ахмада Заки. 3-е изд. Каир: Матбаат Дар аль-Кутуб аль-Мисрия, 1995.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Браун, Дэниел В. (2004). Новое введение в ислам . Уайли-Блэквелл. стр. 15–16. ISBN 978-0-631-21604-9 .
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 1999 , с. 68, 88–95.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 89–90.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 90–92.
- ^ Грассо 2023 , с. 184.
- ^ Грассо 2023 , с. 188.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 36.
- ^ Грассо 2023 , с. 176–177.
- ^ Грассо 2023 , с. 178.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 93.
- ^ Грассо 2023 , с. 186.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 55–60.
- ^ Грассо 2023 , с. 179–180.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 98, см. 98–110.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 111–119.
- ^ Грассо 2023 , с. 185–186.
- ^ Миллер 2024 , с. 201.
- ^ Хили 2023 .
- ^ Грассо 2023 , с. 177–178.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 62–64.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 88.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 89.
- ^ Симсар, Мехмед А. (1953). «Преподобный Хишама Ибн-Аль-Кальби, Книга идолов или Китаб аль-Ашнам ». Зеркало . 28 (1): 166–69. дои : 10.2307/2847201 . JSTOR 2847201 .
Источники
[ редактировать ]- Грассо, Валентина (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Издательство Кембриджского университета.
- Хоутинг, Джеральд (1999). Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории . Издательство Кембриджского университета.
- Хили, Джон (2023). «Священные камни» . Древняя Ареябия .
- Миллер, Натаниэль (2024). Возникновение арабской поэзии: от региональной идентичности к исламской канонизации . Издательство Пенсильванского университета.
Дополнительная литература
[ редактировать ]- ХС Нюберг. «Заметки о Книге идолов Ибн аль-Кальби». Лунд: Свенский институт в Риме. Сер. 2, Том 1, 1939. С. 346–66.