Jump to content

Книга идолов

«Книга идолов» ( Китаб аль-Аснам ), написанная арабским ученым Хишамом ибн аль-Кальби (737–819), является одним из наиболее важных произведений исламской эпохи, описывающим и представляющим исламскую концепцию богов и обрядов доисламские арабские религии . Книга изображает доисламскую арабскую религию как преимущественно политеистическую и виновную в идолопоклонстве (идолопоклонстве) до прихода Мухаммеда , в том числе в Каабе , выдающейся святыне Мекки . Для Аль-Кальби это было деградировавшее состояние религиозной практики со времен чистого монотеизма, который в исламской религии был установлен Авраамом ( ханифом ), когда была основана Кааба. [1] [2]

В целом « Книга идолов» представляет собой подробный список идолов и святилищ, и для каждого из них также описывается их географическое положение и связанное с ними племя. Менее последовательно Аль-Кальби также будет предлагать дополнительную информацию о каждом идоле/святилище, например, о том, как он был разрушен в исламскую эпоху. Каждая запись короткая, а весь текст занимает пятьдесят шесть страниц по двенадцать строк на каждой стороне в первичной рукописи текста. Самая длинная запись посвящена богине аль-Уззе которая упоминается в суре 53 Корана Манат как одна из трех «дочерей Аллаха» наряду с Аль-Лат и , . Три богини описаны в последовательных записях в « Книге идолов» , как и единственные другие языческие божества, названные в Коране, пять, упомянутые в суре 71 . Помимо этого, нет никакой другой очевидной логики в том, как Аль-Кальби расположил записи в своей работе. Наглядные цитаты из доисламской арабской поэзии иногда появляются в записях Аль-Кальби наряду с меньшим количеством цитат из Корана. Записи в работе Аль-Кальби иногда прерываются, чтобы дать объяснение тому, как человечество стало идолопоклонником после вмешательства Бога в послание Авраам , который, как полагают, принес людям вокруг него форму чистого монотеизма. [3]

История композиции и авторство

[ редактировать ]

Существуют свидетельства того, что Книга Идолов является продуктом более ранних традиций и возникает в результате длительного процесса наращивания, переработки, интерполяции и содержит множество повторений, вариантов и перерывов. Одна и та же тема иногда трактуется несколько раз в разных частях текста противоречивым образом. Нюберг утверждал, что «Книга идолов» содержит основной текст, восходящий к Аль-Кальби: этот текст был передан Абу Бакру Ахмаду ибн Мухаммаду аль-Джавхари (ум. 944–45), последнему звену в более коротких иснадах (цепях передачи) во второй половине работы, который добавил к этому основному тексту другие сообщения за пределами Книги , которые, по его мнению, были приписаны Аль-Кальби. Позже к тексту были прикреплены приложения, содержащие информацию еще о двух идолах. Даже тогда, похоже, были дополнительные редакции текста, которых сегодня не существует. Например, Якут аль-Хамави (ум. 1229) много цитирует из Книги , но содержит материалы, которых сегодня нет в ее рукописях. Таким образом, Хоутинг заявляет, что Аль-Кальби нельзя считать автором «Книга идолов» в современном смысле этого слова, как совокупная работа, кажется результатом растущего объединения отдельных сообщений и традиций на протяжении веков. [4]

Религиозный ландшафт доисламской Аравии

[ редактировать ]

Коран 71:23 называет пять языческих божеств: Вадд , Сува, Ягут , Яук и Наср . Ибн аль-Кальби наряду с Ибн Исхаком связывает поклонение таким божествам с Южной Аравией . Напротив, племена северной и центральной Аравии предпочитали поклонение трем « дочерям Аллаха », аль-Лату , аль-Уззе и Манат (упоминаемым в Коране 53:19–20). В общей сложности восемь языческих божеств, названных в Коране, описываются как доминирующие в религиозном поклонении основных географических регионов доисламской Аравии. Поскольку предыдущим пяти божествам поклонялись на большем расстоянии от Хиджаза по сравнению с Дочерями Аллаха, их статус одновременно считался более низким по сравнению с Дочерями. [5]

Аль-Кальби утверждает, что североаравийское племя Низар обычно говорило: [6]

«Вот я, Аллах! А вот и я! (Лаббайка Аллахумма! Лаббайка!) Вот я! Нет у тебя партнера (шарика), кроме твоего! Вы имеете власть над ним и над тем, чем он владеет». Их использовали для провозглашения его единства через талбият , связывая с ним своих богов и передавая свои дела в его руки.

В то же время, хотя Аравия в значительной степени вошла в состояние идолопоклонства, Аль-Кальби утверждает, что существовал остаток монотеизма, который оставался жив со времен Авраама . Эти монотеистические деятели называются ханифами . Примером ханифа из традиционной литературы был Варака ибн Науфал . По этому поводу Аль-Кальби писал: [7]

Но [несмотря на идолопоклонство и многобожие, распространившиеся среди арабов] существовали пережитки времен Авраама и Измаила, которым они [арабы] следовали в своих ритуалах – почитание святилища, обход его вокруг, хадж , умра , стояние на Арафа и Муздалифа, принесение в жертву животных и совершение ихляля [ т. е. тальбии ] во время хаджа и умры – вместе с внесением вещей, которые не принадлежали к этому.

По словам писателя девятого века Аль-Азраки , бог Хубал был главным божеством, обитавшим в Каабе в Мекке до времен Мухаммеда . Аль-Кальби разделяет аналогичную традицию, согласно которой Хубал является главным богом племени курайшитов . В археологических записях есть только одна набатейская надпись, в которой упоминается Хубал, где это имя может выступать в качестве эпитета бога Душары . Другие мусульманские источники также сообщают, что Хубала почитали вместе с некоторыми меньшими языческими божествами и баэтилами в Каабе. [8]

Аль-Кальби предлагает две причины того, как многобожие стало доминировать в доисламской Мекке из чистого монотеизма, установленного Авраамом. Первый, который также встречается в трудах Ибн Исхака , вращается вокруг персонажа по имени Амр бин Лухай , который собрал несколько идолов во время своих путешествий по Сирии и установил их в Каабе, когда вернулся. По второму объяснению, Мекка переживала перенаселение и поэтому люди начали ее покидать. Любой, кто уходил, уходил со священным камнем из святыни. Через некоторое время первоначальное значение/функция камней было забыто, и их стали принимать за идолов. Эта вторая версия похожа на идею, высказанную историком пятого века Созоменом , автором одного из первых документов, связывающих арабов с измаильтянским наследием. По мнению Созомена, большой промежуток времени между Авраамом и нынешними днями привел к забвению старого обычая. [9]

Аль-Кальби также описывает три доисламских святилища, называемых «Каабой», помимо того, что расположен в Мекке. [10]

Аль-Кальби пишет, что идол, или аннам , — это почитаемая фигурка, напоминающая человека, сделанная из дерева, золота или серебра. Однако, если он сделан из камня, его называют аутаном . [11] В Коране слова, обозначающие «идол» или «статуя», включают ватан (множественное число аутан ) и шанам (множественное число ашнам ). Эти термины используются в основном для описания тех, кто жил в прошлые века (за исключением Корана 22:30), тогда как для современных ситуаций используются такие термины, как тагхут и джибт , хотя точное значение обоих терминов неточно, а последнее неясно. ( легомен хапакс то есть он используется только один раз), который появляется в Коране 4:51. Эти два термина можно использовать для описания своего рода обвинений в идолопоклонстве против конкурирующих монотеистических групп. [12]

Надежность

[ редактировать ]

Исламские традиции об идолопоклонническом прошлом впервые были серьезно изучены Джеральдом Хотингом в его книге «Идея идолопоклонства и возникновение ислама» (1999). По мнению Хотинга, обвинения в идолопоклонстве против прошлого доисламской Аравии отсутствовали в Коране и зависят от более поздних исламских источников. По словам Хотинга, обвинения в идолопоклонстве были обычным риторическим оружием против других монотеистических конкурентов. В результате этого явления коранические мушрикуны после длительного периода устной передачи и развития традиции превратились в политеистических идолопоклонников. Следовательно, для таких историков, как Хоутинг, изображения доисламской арабской религии, подобные тем, которые содержатся в « Книге идолов» Ибн аль-Кальби, не являются надежным представлением прошлого. [13] Более того, в отличие от сборника арабских традиций об арабской религии, его лучше понимать как «сборник характерных монотеистических традиций и идей, адаптированных для отражения мусульманских концепций и проблем». [14] Хотинг считает, что некоторые из имен богов в традиции могут быть историческими, но такие имена могли быть выведены из теофорических имен современных арабов. Исламские традиции об этих богах, в свою очередь, отражают более поздние разработки и предположения, построенные на выводах о существовании таких богов из таких теофорических имен. [15]

Археологические данные также оказались противоречащими тексту Аль-Кальби. Например, несмотря на то, что он изображал религию Южной Аравии накануне ислама, в Южной Аравии не известно никаких политеистических надписей после того, как Малкикариб Юхамин , король Химьяритского королевства , принял монотеизм в последней четверти четвертого века нашей эры. Никаких археологических свидетельств существования любого из восьми языческих божеств, названных в Коране, не известно в доисламской Аравии, в более широком смысле, после четвертого века. В отличие от простого археологического молчания, археологические данные изображают внезапное исчезновение политеистических кругов на рубеже пятого века нашей эры. [16] Более того, ассоциация Аль-Калби доисламской поэзии Худхали с многобожием противоречит типу религиозных обрядов, фактически описанных в предполагаемом корпусе поэзии Худхали. [17] В общих чертах, описание ритуального использования культовых камней и статуй по всей Аравии, сделанное Аль-Кальби, противоречит тому факту, что с археологической точки зрения ни одно из них не известно нигде в Аравии и в какой-либо период времени за пределами северо-западной Аравии и Набатеи . Таким образом, Кристиан Жюльен Робин интерпретирует Аль-Кальби как преувеличившего пространственный масштаб таких практик и использования этих ритуальных объектов в более широком смысле. [18]

Контекст

[ редактировать ]

Ибн аль-Кальби Наряду с «Книгой идолов» , основные мусульманские источники по (особенно политеистической) религии в доисламской Аравии включают работы ат-Табари (в первую очередь его «История пророков и царей ») и Ибн Исхака ( «Ас-Сира ан-Набавия»). ). [19] Существует также Книга сообщений о Мекке Аль -Азраки . Дополнительные попытки описать доисламскую арабскую религию включают попытки Масуди (ум. 345/956), Шахрастани (ум. 548/1153) и даже Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (ум. 1206/1792), основатель ваххабизма . [20] Говорят, что Аль-Джахиз (ум. 868) написал произведение с тем же названием, что и у Аль-Кальби, но оно утеряно. [21]

«Книгу идолов» широко цитировал Якут аль-Хамави (ум. 1229) до такой степени, что Юлиус Велльхаузен (1844–1918) смог работать с работами Аль-Кальби посредством этих цитат и цитат до открытия ее рукописи. в годы после его смерти. [22]

Обнаружение рукописи

[ редактировать ]

Ахмад Заки-паша , египетский филолог Текст обнаружил ; он купил единственную сохранившуюся рукопись на аукционе в Дамаске. [2] а рукопись, одна из многих в его обширной коллекции, была подарена государству после его смерти в 1934 году. Заки-паша объявил о своем открытии на XIV Международном конгрессе востоковедов . [23]

Переводы

[ редактировать ]
  • Фарис, Набих Амин (1952). Хишам ибн-аль-Кальби, Книга идолов или Китаб аль-Аннам . Принстон: Принстон, UP. Английский перевод.
  • Ибн Аль-Кальби, Китаб аль-Аннам, изд. Р. Клинке-Розенбергер. Лейпциг: О. Харрасовиц, 1941.
  • Ибн аль-Кальби, Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Саиб. Китаб аль-Аннам: Ан Аби аль-Мундхир Хишам ибн Мухаммад ибн ас-Саиб аль-Кальби. Под редакцией Ахмада Заки. 3-е изд. Каир: Матбаат Дар аль-Кутуб аль-Мисрия, 1995.
  1. ^ Браун, Дэниел В. (2004). Новое введение в ислам . Уайли-Блэквелл. стр. 15–16. ISBN  978-0-631-21604-9 .
  2. ^ Jump up to: а б Хоутинг 1999 , с. 68, 88–95.
  3. ^ Хоутинг 1999 , с. 89–90.
  4. ^ Хоутинг 1999 , с. 90–92.
  5. ^ Грассо 2023 , с. 184.
  6. ^ Грассо 2023 , с. 188.
  7. ^ Хоутинг 1999 , с. 36.
  8. ^ Грассо 2023 , с. 176–177.
  9. ^ Грассо 2023 , с. 178.
  10. ^ Хоутинг 1999 , с. 93.
  11. ^ Грассо 2023 , с. 186.
  12. ^ Хоутинг 1999 , с. 55–60.
  13. ^ Грассо 2023 , с. 179–180.
  14. ^ Хоутинг 1999 , с. 98, см. 98–110.
  15. ^ Хоутинг 1999 , с. 111–119.
  16. ^ Грассо 2023 , с. 185–186.
  17. ^ Миллер 2024 , с. 201.
  18. ^ Хили 2023 .
  19. ^ Грассо 2023 , с. 177–178.
  20. ^ Хоутинг 1999 , с. 62–64.
  21. ^ Хоутинг 1999 , с. 88.
  22. ^ Хоутинг 1999 , с. 89.
  23. ^ Симсар, Мехмед А. (1953). «Преподобный Хишама Ибн-Аль-Кальби, Книга идолов или Китаб аль-Ашнам ». Зеркало . 28 (1): 166–69. дои : 10.2307/2847201 . JSTOR   2847201 .

Источники

[ редактировать ]

Дополнительная литература

[ редактировать ]
  • ХС Нюберг. «Заметки о Книге идолов Ибн аль-Кальби». Лунд: Свенский институт в Риме. Сер. 2, Том 1, 1939. С. 346–66.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3341944a4a53112af4f36c274319d72__1721759100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/72/d3341944a4a53112af4f36c274319d72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of Idols - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)