Монотеизм в доисламской Аравии
Практика политеистической религии доминировала в доисламской Аравии до четвертого века. [ 1 ] Надписи, выполненные различными письменностями, используемыми на Аравийском полуострове, включая набатейское письмо , сафаитское и сабайское письмо, свидетельствуют о практике политеистических культов и идолов до четвертого века, тогда как материальные свидетельства, начиная с пятого века, являются почти категорически монотеистическими. [ 2 ] Именно в эту эпоху возникли христианство , иудаизм и другие родовые формы монотеизма (по-разному описываемые как «языческий монотеизм», «языческий монотеизм», «химьяритский монотеизм», «арабский монотеизм», «ханифизм», «рахманизм» и т. д.). ) становятся заметными среди арабского населения. [ 3 ] В Южной Аравии правящий класс Химьяритского царства обратился в иудаизм (хотя публично поддерживалась более нейтральная форма монотеизма), и наблюдается прекращение политеистических надписей. Монотеистическая религия сохранялась, поскольку власть в этом регионе перешла к христианским правителям, главным образом Абрахе , в начале шестого века.
Предмонотеистическая эпоха
[ редактировать ]Ранние свидетельства арабского многобожия включают Асархаддона «Анналы» , в которых упоминаются Атарсамайн , Нухай , Рулдаиу и Атаркурума. Геродот в своей «Истории» сообщил, что арабы поклонялись Оротальту (отождествляемому с Дионисом ) и Алилат (отождествляемому с Афродитой ). [ 4 ] Страбон заявил, что арабы поклонялись Диониса и Зевса . Ориген заявил, что они поклонялись Дионису и Урании . [ 4 ] Точно так же поздние набатейские , сафаитские и сабайские надписи свидетельствуют о почитании широкого спектра священных камней и политеистических божеств вплоть до четвертого века. [ 3 ]
Южная Аравия
[ редактировать ]Обращение в иудаизм
[ редактировать ]Первым римским императором , принявшим христианство, был Константин Великий . Первая зарегистрированная попытка обратить регион Аравии в монотеистическую веру приписывается Констанцию II , его преемнику. Согласно греческому историку Филосторгию (ум. 439) в его «Церковной истории» 3.4, Констанций послал арианского епископа, известного как Теофил Индийский (также известный как «Теофил Йеменский»), к Тарану Юханиму , тогдашнему царю южноаравийского Химьяритского царства. обратить народ в христианство. Согласно отчету, Феофилу удалось основать три церкви, одна из них в столице Зафаре . [ 5 ] Однако Таран не принял христианство. Несколько десятилетий спустя правящий класс Химьяритского королевства обратился в иудаизм во время правления Малкикариба Юхамина , потенциально мотивированный желанием дистанцироваться от Византийской империи . [ 6 ] Именно в середине четвертого века надписи внезапно переходят от политеистических призывов к упоминанию верховного бога Рахманана (чье имя означает «Милосердный»). [ 7 ] Сабаикская надпись, относящаяся к этому времени, под названием Джа 856 (или Фа 60) описывает замену политеистического храма, посвященного богу аль-Мака, микрабом ( который может быть эквивалентом синагоги или оригинальной формой организации, местной для Химьяритский иудаизм [ 8 ] ). Факты свидетельствуют о резком разрыве с многобожием, совпавшем с внезапным появлением еврейских и арамейских слов (« алам » /мир, барака /благословение, хайманот /гарантия, kanīsat /зал собраний) и личных имен (Yṣḥq/Исаак, Йхвд/Иуда). ), Yws'f/Джозеф). [ 6 ]
Христианское правление в шестом веке
[ редактировать ]Вскоре после этого, вызванного резней христианской общины Наджрана во время правления воинственного еврейского правителя Зу Нуваса в начале шестого века, произошло вторжение Аксумского королевства в Эфиопии, что привело к изгнанию еврейского руководства из региона. [ 9 ] Сумьяфа Ашва пришел к власти, но вскоре был свергнут своим соперником Абрахой , положив начало периоду эфиопского христианского правления над южной Аравией в 530 году. [ 10 ] В период христианства в Эфиопии христианство, похоже, стало официальной религией. [ 11 ] Начали строиться многие церкви. [ 12 ] Например, надпись RIÉ 191, обнаруженная в Аксуме , описывает строительство церкви у побережья Йемена. Надпись на плотине Мариб 548 года упоминает священника, монастырь и настоятеля этого монастыря. [ 13 ] Как и в химьяритский период, христианские надписи продолжают ссылаться на монотеистическое божество с использованием имени Рахманан , но теперь эти надписи сопровождаются крестами и упоминаниями Христа как Мессии и Святого Духа. Например, одна (поврежденная) надпись, как например в Ist 7608-бис. Другая обширная надпись, CIH 541, документально подтверждает, что Абраха спонсировал строительство церкви в Марибе , а также призывала/упоминала Мессию, Дух и празднования, устраиваемые священником в другой церкви. Более поздняя исламская историография также приписывает Абрахе строительство церкви в Сане . Надписи Абрахи содержат относительно низкую христологию, возможно, призванную успокоить еврейское население, а их формулы напоминают описания Иисуса в Коране . [ 14 ] ( Надпись Джебель-Дабуб — еще одно южноаравийское христианское граффито, датируемое шестым веком и содержащее доисламский вариант басмалы . [ 15 ] В то время как предшественник Абрахи более явно обозначал Иисуса как Сына Рахманана и как «Победителя» (что соответствует аксумскому описанию Калеба из Аксума ) и использовал тринитарные формулы, Абраха начал описывать Иисуса только как «Мессию» Бога (но не Сын) и, более тесно присоединившись к сирийскому христианству , заменил аксумское христианство сирийскими заимствованиями. В более широком смысле, отделение Химьяра Абрахи от Акумситского царства соответствовало его большей приверженности христианству, пропагандируемому в Антиохии и Сирии. Надписи из этого региона исчезают после 560 г. [ 11 ] Влияние Абрахи в конечном итоге распространилось на завоеванные им регионы, включая регионы Восточной Аравии, Центральной Аравии, Медину в Хиджазе и неопознанное место под названием Гзм. [ 16 ]
Источники
[ редактировать ]Эпиграфия
[ редактировать ]За немногими исключениями, все надписи четвертого-шестого веков не являются политеистическими: [ 17 ] среди более чем ста монументальных надписей, которые могли бы свидетельствовать о политеистическом культе, только две из них подтверждают это, а также менее десяти надписей из деревянных останков. [ 18 ] Точно так же из 58 дошедших до нас позднесабайских надписей, в которых упоминается теоним Рахманан периода еврейского правления на юге Аравии, ни одну из них нельзя назвать языческой или политеистической. Обращение к альтернативным божествам было редким явлением, хотя это позволяет предположить, что культ, окружавший Рахманана, был генотеистическим, а не чисто монотеистическим. Когда в начале шестого века в Южной Аравии установилось христианское правление, дошедшие до нас надписи стали чисто монотеистическими. [ 19 ]
Эпиграфические свидетельства также свидетельствуют о распространении иудаизма за пределы Южной Аравии, на северо-запад Аравии. [ 20 ] [ 21 ] а также христианство во всех основных регионах Аравии. [ 2 ] включая северную Аравию и южный Левант, южную Аравию, западную Аравию, [ 22 ] и через залив Восточной Аравии. [ 23 ] [ 24 ] Все палеоарабские надписи пятого и шестого веков, обнаруженные во всех основных регионах Аравийского полуострова и в южном Леванте, являются либо монотеистическими, либо явно христианскими. [ 25 ] Эти надписи также демонстрируют проникновение монотеизма в ранее считавшиеся оплоты или сохранившиеся бастионы язычества и политеизма, такие как Думат аль-Джандаль и Таиф (который ибн аль-Кальби считал центром культа Аль-Лата в шестом веке). ). [ 25 ] Эти надписи относятся к Богу с использованием таких терминов, как Аллах, аль-Илах ( «л-льх» ) и Рабб («Господь»). Несокращенная форма Al-Ilāh/ ʾl-ʾlh , как полагают, имеет место среди христиан как изоморфизм или калька греческого выражения ho theos , именно так еврейское слово ʾĕlōhîm передается в Септуагинте . [ 26 ] Эта несжатая форма продолжала использоваться христианами до десятого века, даже когда форма llh в Коране появилась с двумя последовательными ламами без хамзы. [ 27 ] Одним из примеров несжатой формы исламской эпохи является надпись Язида . [ 28 ]
Литература исламской эпохи
[ редактировать ]Историографические источники мусульманской эпохи, такие как «Книга идолов» Хишама ибн аль-Кальби восьмого века , а также сочинения йеменского историка аль-Хасана аль-Хамдани о религиозных верованиях Южной Аравии, продолжают изображать доисламскую Аравию как доминирующую. политеистическими практиками до внезапного разрыва, вызванного приходом Мухаммеда и его карьерой между 610 и 632 годами. [ 29 ] Однако сборники доисламской поэзии исламской эпохи лишь время от времени описывают идолов или политеистическую практику и в основном демонстрируют монотеистические или генотеистические убеждения. [ 30 ] [ 31 ] Коран ) все также может иногда ссылаться на остатки политеистических божеств в двух отдельных стихах, но его наиболее достоверные описания «ассоциаторов» ( мушрикун чаще понимаются, поскольку первоначально они постулировались Юлиусом Велльхаузеном , как ссылки на монотеистические/генотеистические божества. люди, которые не оспаривали верховенство Аллаха, но вместо этого верили в других существ (например, ангелов), которые выступали в качестве посредников в преданности единому высшему Богу. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Ибн Хазм (ум. 1064) пытается описать широкий ландшафт доисламских религиозных верований в своем «Джамхарате ансаб аль-Араб» (Сборнике арабской генеалогии): [ 35 ]
все [месопотамские племена] Ияд и Рабиа, и Бакр, и Таглиб, и Намар, и [восточные] Абд аль-Кайсы являются христианами, так же как и [сирийский] Гассан, и [южные] Бану Харит ибн Каб в Наджране, и [ северный] аль-Тайи, Танух, многие из [сирийского] Калба и всех жителей [Наджди] Тамима и [иракского] Лахма, проживающих в Хире. Химьяры были евреями, как и многие из Кинда. У Хасама вообще не было религии (ла тадин би-шай' аслан). Зороастризм (аль-маджусийа) появился среди тамимов, и говорят, что Лакит ибн Зурара обратился в зороастризм (кад тамаджасса). Остальные арабы поклонялись идолам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хойланд, Роберт Г. (2003). Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама (перепечатано, (дважды) изд.). Лондон: Рутледж. п. 139. ИСБН 978-0-415-19534-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс, Габриэль Саид (2023). Возникновение ислама: классические традиции в современной перспективе (2-е изд.). Крепость Пресс. стр. 4–5. ISBN 978-1-5064-7388-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 123–127. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Текстиль, Хавьер (1977). Языческий Бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. п. 70. ИСБН 978-0-691-07220-3 .
- ^ Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 90. ИСБН 978-0-415-72880-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 26–29. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–298. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–303. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 73–76. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Бауэрсок, GW (2012). Столкновение империй в поздней античности . Лекции Менахема Стерна в Иерусалиме. Уолтем, Массачусетс: Издательство Университета Брандейса. п. 24. ISBN 978-1-61168-320-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 153–154, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003 .0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 149, номер домена : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2015). «Химьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности: эпиграфические свидетельства». Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 164–167. ISBN 978-0-19-965452-9 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 98–102. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2022). «Доисламская басмала: размышления о ее первом эпиграфическом свидетельстве и ее первоначальном значении». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 52 : 1–28.
- ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 978-1-009-25296-6 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 143–144. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Гайда, Ивона (2017). «Заметки о монотеизме в древней Южной Аравии». В Бахосе, Кэрол; Кук, Майкл (ред.). Ислам и его прошлое: Джахилия, поздняя античность и Коран . Оксфордские исследования авраамических религий. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 247–256. ISBN 978-0-19-874849-6 .
- ^ Кьер, Сигрид К. (2022). « Рахман до Мухаммеда: предыстория Первого мира (Сулха) в исламе» . Современные азиатские исследования . 56 (3): 776–795. дои : 10.1017/S0026749X21000305 . ISSN 0026-749X .
- ^ Хойланд, Роберт Г. (2011). «Евреи Хиджаза в Коране и в их надписях». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Новые взгляды на Коран . Коран в его историческом контексте. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91–116. ISBN 978-0-415-61548-8 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 54–78. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 79–119. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Лэмпорт, Марк А., изд. (2018). Энциклопедия христианства на глобальном Юге: Том 2 . Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. стр. 665–667. ISBN 978-1-4422-7157-9 .
- ^ Брикель-Шатонне, Франсуаза; Деби, Мюриэль (2023). Сирийский мир: в поисках забытого христианства . Перевод Хейнса, Джеффри. Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 115–122. ISBN 978-0-300-25353-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Джаллад, Ахмад; Сидки, Хайтем (2022). «Палеоарабская надпись на маршруте к северу от Таифа» . Арабская археология и эпиграфика . 33 (1): 202–215. дои : 10.1111/aae.12203 . ISSN 0905-7196 .
- ^ Синай, Николай (2019). Дарующий дождь, Костелом, Сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американская восточная пресса. п. 7.
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (02 декабря 2021 г.), « Пусть Бог помнит о короле Язиде»: дальнейшие размышления о надписи Язида и развитии арабской письменности» , Поздние античные ответы на арабские завоевания , Брилл, стр. . 195–211, номер домена : 10.1163/9789004500648_009 , ISBN. 978-90-04-50064-8 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Линдстедт, Илкка (30 ноября 2020 г.). «Обзор Николая СИНАИ, Дарителя дождя, Костелома, Сводящего счеты: Аллах в докоранической поэзии» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 5 (с1): 58–73. дои : 10.1515/jiqsa-2020-06s106 . ISSN 2474-8420 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 2–3, 38–39, 143. ISBN. 978-90-04-68712-7 .
- ^ Синай, Николай (2019). Дарующий дождь, Костелом, Сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американская восточная пресса. стр. 19, 57–63.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 129–133. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Ватт, В. Монтгомери (1975-01-01), «Вера в «Высшего Бога» в доисламской Мекке» , Труды XII Международного конгресса Int. доц. по истории религий, проходившей при поддержке ЮНЕСКО и под эгидой ЮНЕСКО. Международного Совет Филоса. и гуманистические исследования в Стокгольме, Швеция, 16–22 августа 1970 г. , Brill, стр. 228–234, doi : 10.1163/9789004378490_025 , ISBN 978-90-04-37849-0 , получено 22 февраля 2024 г.
- ^ Хоутинг, Джеральд Р. (1999). Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 978-0-521-65165-3 .
- ^ Кроун, Патрисия (2013). «Коран Мушрикун и воскресение (Часть II)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 76 (1): 1–20. дои : 10.1017/S0041977X12000596 . ISSN 0041-977X . JSTOR 41811251 .
- ^ Миллер, Натаниэль А. (2024). Возникновение арабской поэзии: от региональных идентичностей к исламской канонизации . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 57. ИСБН 978-1-5128-2530-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зороастризм в Аравии (База данных Древней Аравии)