Jump to content

Монотеизм в доисламской Аравии

Практика политеистической религии доминировала в доисламской Аравии до четвертого века. [ 1 ] Надписи, выполненные различными письменностями, используемыми на Аравийском полуострове, включая набатейское письмо , сафаитское и сабайское письмо, свидетельствуют о практике политеистических культов и идолов до четвертого века, тогда как материальные свидетельства, начиная с пятого века, являются почти категорически монотеистическими. [ 2 ] Именно в эту эпоху возникли христианство , иудаизм и другие родовые формы монотеизма (по-разному описываемые как «языческий монотеизм», «языческий монотеизм», «химьяритский монотеизм», «арабский монотеизм», «ханифизм», «рахманизм» и т. д.). ) становятся заметными среди арабского населения. [ 3 ] В Южной Аравии правящий класс Химьяритского царства обратился в иудаизм (хотя публично поддерживалась более нейтральная форма монотеизма), и наблюдается прекращение политеистических надписей. Монотеистическая религия сохранялась, поскольку власть в этом регионе перешла к христианским правителям, главным образом Абрахе , в начале шестого века.

Предмонотеистическая эпоха

[ редактировать ]

Ранние свидетельства арабского многобожия включают Асархаддона «Анналы» , в которых упоминаются Атарсамайн , Нухай , Рулдаиу и Атаркурума. Геродот в своей «Истории» сообщил, что арабы поклонялись Оротальту (отождествляемому с Дионисом ) и Алилат (отождествляемому с Афродитой ). [ 4 ] Страбон заявил, что арабы поклонялись Диониса и Зевса . Ориген заявил, что они поклонялись Дионису и Урании . [ 4 ] Точно так же поздние набатейские , сафаитские и сабайские надписи свидетельствуют о почитании широкого спектра священных камней и политеистических божеств вплоть до четвертого века. [ 3 ]

Южная Аравия

[ редактировать ]

Обращение в иудаизм

[ редактировать ]

Первым римским императором , принявшим христианство, был Константин Великий . Первая зарегистрированная попытка обратить регион Аравии в монотеистическую веру приписывается Констанцию ​​II , его преемнику. Согласно греческому историку Филосторгию (ум. 439) в его «Церковной истории» 3.4, Констанций послал арианского епископа, известного как Теофил Индийский (также известный как «Теофил Йеменский»), к Тарану Юханиму , тогдашнему царю южноаравийского Химьяритского царства. обратить народ в христианство. Согласно отчету, Феофилу удалось основать три церкви, одна из них в столице Зафаре . [ 5 ] Однако Таран не принял христианство. Несколько десятилетий спустя правящий класс Химьяритского королевства обратился в иудаизм во время правления Малкикариба Юхамина , потенциально мотивированный желанием дистанцироваться от Византийской империи . [ 6 ] Именно в середине четвертого века надписи внезапно переходят от политеистических призывов к упоминанию верховного бога Рахманана (чье имя означает «Милосердный»). [ 7 ] Сабаикская надпись, относящаяся к этому времени, под названием Джа 856 (или Фа 60) описывает замену политеистического храма, посвященного богу аль-Мака, микрабом ( который может быть эквивалентом синагоги или оригинальной формой организации, местной для Химьяритский иудаизм [ 8 ] ). Факты свидетельствуют о резком разрыве с многобожием, совпавшем с внезапным появлением еврейских и арамейских слов (« алам » /мир, барака /благословение, хайманот /гарантия, kanīsat /зал собраний) и личных имен (Yṣḥq/Исаак, Йхвд/Иуда). ), Yws'f/Джозеф). [ 6 ]

Христианское правление в шестом веке

[ редактировать ]

Вскоре после этого, вызванного резней христианской общины Наджрана во время правления воинственного еврейского правителя Зу Нуваса в начале шестого века, произошло вторжение Аксумского королевства в Эфиопии, что привело к изгнанию еврейского руководства из региона. [ 9 ] Сумьяфа Ашва пришел к власти, но вскоре был свергнут своим соперником Абрахой , положив начало периоду эфиопского христианского правления над южной Аравией в 530 году. [ 10 ] В период христианства в Эфиопии христианство, похоже, стало официальной религией. [ 11 ] Начали строиться многие церкви. [ 12 ] Например, надпись RIÉ 191, обнаруженная в Аксуме , описывает строительство церкви у побережья Йемена. Надпись на плотине Мариб 548 года упоминает священника, монастырь и настоятеля этого монастыря. [ 13 ] Как и в химьяритский период, христианские надписи продолжают ссылаться на монотеистическое божество с использованием имени Рахманан , но теперь эти надписи сопровождаются крестами и упоминаниями Христа как Мессии и Святого Духа. Например, одна (поврежденная) надпись, как например в Ist 7608-бис. Другая обширная надпись, CIH 541, документально подтверждает, что Абраха спонсировал строительство церкви в Марибе , а также призывала/упоминала Мессию, Дух и празднования, устраиваемые священником в другой церкви. Более поздняя исламская историография также приписывает Абрахе строительство церкви в Сане . Надписи Абрахи содержат относительно низкую христологию, возможно, призванную успокоить еврейское население, а их формулы напоминают описания Иисуса в Коране . [ 14 ] ( Надпись Джебель-Дабуб — еще одно южноаравийское христианское граффито, датируемое шестым веком и содержащее доисламский вариант басмалы . [ 15 ] В то время как предшественник Абрахи более явно обозначал Иисуса как Сына Рахманана и как «Победителя» (что соответствует аксумскому описанию Калеба из Аксума ) и использовал тринитарные формулы, Абраха начал описывать Иисуса только как «Мессию» Бога (но не Сын) и, более тесно присоединившись к сирийскому христианству , заменил аксумское христианство сирийскими заимствованиями. В более широком смысле, отделение Химьяра Абрахи от Акумситского царства соответствовало его большей приверженности христианству, пропагандируемому в Антиохии и Сирии. Надписи из этого региона исчезают после 560 г. [ 11 ] Влияние Абрахи в конечном итоге распространилось на завоеванные им регионы, включая регионы Восточной Аравии, Центральной Аравии, Медину в Хиджазе и неопознанное место под названием Гзм. [ 16 ]

Источники

[ редактировать ]

Эпиграфия

[ редактировать ]

За немногими исключениями, все надписи четвертого-шестого веков не являются политеистическими: [ 17 ] среди более чем ста монументальных надписей, которые могли бы свидетельствовать о политеистическом культе, только две из них подтверждают это, а также менее десяти надписей из деревянных останков. [ 18 ] Точно так же из 58 дошедших до нас позднесабайских надписей, в которых упоминается теоним Рахманан периода еврейского правления на юге Аравии, ни одну из них нельзя назвать языческой или политеистической. Обращение к альтернативным божествам было редким явлением, хотя это позволяет предположить, что культ, окружавший Рахманана, был генотеистическим, а не чисто монотеистическим. Когда в начале шестого века в Южной Аравии установилось христианское правление, дошедшие до нас надписи стали чисто монотеистическими. [ 19 ]

Эпиграфические свидетельства также свидетельствуют о распространении иудаизма за пределы Южной Аравии, на северо-запад Аравии. [ 20 ] [ 21 ] а также христианство во всех основных регионах Аравии. [ 2 ] включая северную Аравию и южный Левант, южную Аравию, западную Аравию, [ 22 ] и через залив Восточной Аравии. [ 23 ] [ 24 ] Все палеоарабские надписи пятого и шестого веков, обнаруженные во всех основных регионах Аравийского полуострова и в южном Леванте, являются либо монотеистическими, либо явно христианскими. [ 25 ] Эти надписи также демонстрируют проникновение монотеизма в ранее считавшиеся оплоты или сохранившиеся бастионы язычества и политеизма, такие как Думат аль-Джандаль и Таиф (который ибн аль-Кальби считал центром культа Аль-Лата в шестом веке). ). [ 25 ] Эти надписи относятся к Богу с использованием таких терминов, как Аллах, аль-Илах ( «л-льх» ) и Рабб («Господь»). Несокращенная форма Al-Ilāh/ ʾl-ʾlh , как полагают, имеет место среди христиан как изоморфизм или калька греческого выражения ho theos , именно так еврейское слово ʾĕlōhîm передается в Септуагинте . [ 26 ] Эта несжатая форма продолжала использоваться христианами до десятого века, даже когда форма llh в Коране появилась с двумя последовательными ламами без хамзы. [ 27 ] Одним из примеров несжатой формы исламской эпохи является надпись Язида . [ 28 ]

Литература исламской эпохи

[ редактировать ]

Историографические источники мусульманской эпохи, такие как «Книга идолов» Хишама ибн аль-Кальби восьмого века , а также сочинения йеменского историка аль-Хасана аль-Хамдани о религиозных верованиях Южной Аравии, продолжают изображать доисламскую Аравию как доминирующую. политеистическими практиками до внезапного разрыва, вызванного приходом Мухаммеда и его карьерой между 610 и 632 годами. [ 29 ] Однако сборники доисламской поэзии исламской эпохи лишь время от времени описывают идолов или политеистическую практику и в основном демонстрируют монотеистические или генотеистические убеждения. [ 30 ] [ 31 ] Коран ) все также может иногда ссылаться на остатки политеистических божеств в двух отдельных стихах, но его наиболее достоверные описания «ассоциаторов» ( мушрикун чаще понимаются, поскольку первоначально они постулировались Юлиусом Велльхаузеном , как ссылки на монотеистические/генотеистические божества. люди, которые не оспаривали верховенство Аллаха, но вместо этого верили в других существ (например, ангелов), которые выступали в качестве посредников в преданности единому высшему Богу. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Ибн Хазм (ум. 1064) пытается описать широкий ландшафт доисламских религиозных верований в своем «Джамхарате ансаб аль-Араб» (Сборнике арабской генеалогии): [ 35 ]

все [месопотамские племена] Ияд и Рабиа, и Бакр, и Таглиб, и Намар, и [восточные] Абд аль-Кайсы являются христианами, так же как и [сирийский] Гассан, и [южные] Бану Харит ибн Каб в Наджране, и [ северный] аль-Тайи, Танух, многие из [сирийского] Калба и всех жителей [Наджди] Тамима и [иракского] Лахма, проживающих в Хире. Химьяры были евреями, как и многие из Кинда. У Хасама вообще не было религии (ла тадин би-шай' аслан). Зороастризм (аль-маджусийа) появился среди тамимов, и говорят, что Лакит ибн Зурара обратился в зороастризм (кад тамаджасса). Остальные арабы поклонялись идолам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хойланд, Роберт Г. (2003). Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама (перепечатано, (дважды) изд.). Лондон: Рутледж. п. 139. ИСБН  978-0-415-19534-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс, Габриэль Саид (2023). Возникновение ислама: классические традиции в современной перспективе (2-е изд.). Крепость Пресс. стр. 4–5. ISBN  978-1-5064-7388-8 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 123–127. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Текстиль, Хавьер (1977). Языческий Бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. п. 70. ИСБН  978-0-691-07220-3 .
  5. ^ Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 90. ИСБН  978-0-415-72880-5 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 26–29. ISBN  978-94-6298-806-4 .
  7. ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–298. ISBN  978-0-521-51717-1 .
  8. ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–303. ISBN  978-0-521-51717-1 .
  9. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 73–76. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  10. ^ Бауэрсок, GW (2012). Столкновение империй в поздней античности . Лекции Менахема Стерна в Иерусалиме. Уолтем, Массачусетс: Издательство Университета Брандейса. п. 24. ISBN  978-1-61168-320-2 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 153–154, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003 .0004 , ISBN  978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
  12. ^ Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 149, номер домена : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0004 , ISBN  978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
  13. ^ Робин, Кристиан Жюльен (2015). «Химьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности: эпиграфические свидетельства». Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 164–167. ISBN  978-0-19-965452-9 .
  14. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 98–102. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  15. ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2022). «Доисламская басмала: размышления о ее первом эпиграфическом свидетельстве и ее первоначальном значении». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 52 : 1–28.
  16. ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН  978-1-009-25296-6 .
  17. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 143–144. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  18. ^ Гайда, Ивона (2017). «Заметки о монотеизме в древней Южной Аравии». В Бахосе, Кэрол; Кук, Майкл (ред.). Ислам и его прошлое: Джахилия, поздняя античность и Коран . Оксфордские исследования авраамических религий. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 247–256. ISBN  978-0-19-874849-6 .
  19. ^ Кьер, Сигрид К. (2022). « Рахман до Мухаммеда: предыстория Первого мира (Сулха) в исламе» . Современные азиатские исследования . 56 (3): 776–795. дои : 10.1017/S0026749X21000305 . ISSN   0026-749X .
  20. ^ Хойланд, Роберт Г. (2011). «Евреи Хиджаза в Коране и в их надписях». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Новые взгляды на Коран . Коран в его историческом контексте. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91–116. ISBN  978-0-415-61548-8 .
  21. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 54–78. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  22. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 79–119. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  23. ^ Лэмпорт, Марк А., изд. (2018). Энциклопедия христианства на глобальном Юге: Том 2 . Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. стр. 665–667. ISBN  978-1-4422-7157-9 .
  24. ^ Брикель-Шатонне, Франсуаза; Деби, Мюриэль (2023). Сирийский мир: в поисках забытого христианства . Перевод Хейнса, Джеффри. Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 115–122. ISBN  978-0-300-25353-5 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Аль-Джаллад, Ахмад; Сидки, Хайтем (2022). «Палеоарабская надпись на маршруте к северу от Таифа» . Арабская археология и эпиграфика . 33 (1): 202–215. дои : 10.1111/aae.12203 . ISSN   0905-7196 .
  26. ^ Синай, Николай (2019). Дарующий дождь, Костелом, Сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американская восточная пресса. п. 7.
  27. ^ Аль-Джаллад, Ахмад (02 декабря 2021 г.), « Пусть Бог помнит о короле Язиде»: дальнейшие размышления о надписи Язида и развитии арабской письменности» , Поздние античные ответы на арабские завоевания , Брилл, стр. . 195–211, номер домена : 10.1163/9789004500648_009 , ISBN.  978-90-04-50064-8 , получено 21 февраля 2024 г.
  28. ^ Линдстедт, Илкка (30 ноября 2020 г.). «Обзор Николая СИНАИ, Дарителя дождя, Костелома, Сводящего счеты: Аллах в докоранической поэзии» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 5 (с1): 58–73. дои : 10.1515/jiqsa-2020-06s106 . ISSN   2474-8420 .
  29. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 2–3, 38–39, 143. ISBN.  978-90-04-68712-7 .
  30. ^ Синай, Николай (2019). Дарующий дождь, Костелом, Сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американская восточная пресса. стр. 19, 57–63.
  31. ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 129–133. ISBN  978-90-04-68712-7 .
  32. ^ Ватт, В. Монтгомери (1975-01-01), «Вера в «Высшего Бога» в доисламской Мекке» , Труды XII Международного конгресса Int. доц. по истории религий, проходившей при поддержке ЮНЕСКО и под эгидой ЮНЕСКО. Международного Совет Филоса. и гуманистические исследования в Стокгольме, Швеция, 16–22 августа 1970 г. , Brill, стр. 228–234, doi : 10.1163/9789004378490_025 , ISBN  978-90-04-37849-0 , получено 22 февраля 2024 г.
  33. ^ Хоутинг, Джеральд Р. (1999). Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN  978-0-521-65165-3 .
  34. ^ Кроун, Патрисия (2013). «Коран Мушрикун и воскресение (Часть II)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 76 (1): 1–20. дои : 10.1017/S0041977X12000596 . ISSN   0041-977X . JSTOR   41811251 .
  35. ^ Миллер, Натаниэль А. (2024). Возникновение арабской поэзии: от региональных идентичностей к исламской канонизации . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 57. ИСБН  978-1-5128-2530-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1757a8286e953880a2b92b0cd24b363__1723399260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/63/f1757a8286e953880a2b92b0cd24b363.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monotheism in pre-Islamic Arabia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)