Иудаизм в доисламской Аравии
Иудаизм практиковался как религия на Аравийском полуострове, по крайней мере, с первого века до нашей эры. Это также первая монотеистическая религия Аравии . Арабские евреи были лингвистически разнообразны и могли различаться в своей религиозной практике. Присутствие евреев лучше всего засвидетельствовано в Северо-Западной и Южной Аравии . Иудаизм на короткое время стал политически значимым в четвертом веке, когда правители Королевства Химьяр обратились в иудаизм.
Неизвестно, как иудаизм впервые проник в Аравию. [ 1 ] Некоторые предположения предполагают, что еврейская миграция произошла после разрушения Второго Храма во время иудейско-римских войн в первом веке. [ 2 ] или во время завоеваний или преследований со стороны персов , вавилонян или римлян , но данных, подтверждающих это, не существует. [ 3 ] [ 4 ] Кроме того, плохо понимаются религиозное разнообразие и нормативный или ненормативный характер арабского иудаизма. [ 5 ]
Языки
[ редактировать ]Доисламские евреи не были едины лингвистически. В Аравии по-разному говорили на греческом , арамейском , арабском и сабайском языках . [ 6 ]
Переводов религиозных писаний на доисламские арабские языки не было, и по этой причине их содержание передавалось религиоведами устно. [ 7 ]
Источники
[ редактировать ]Эпиграфия
[ редактировать ]Основным источником информации о жизни и деятельности доисламских арабских евреев является эпиграфика . Лишь немногие эпиграфы явно идентифицируют автора как еврея, поэтому для вывода об его еврейской идентичности обычно используются другие маркеры, например включение еврейских имен (т. е. ономастика , хотя этот метод имеет некоторые ограничения). [ 8 ] ), еврейские выражения и использование еврейской письменности. [ 9 ]
Список еврейских эпиграфов
[ редактировать ]Этот список составлен на основе сборника Роберта Хойланда за 2012 год. Надписи охватывают по меньшей мере пять столетий, только тридцать один, если все они будут приняты как еврейские, написаны на различных письменностях/языках, хотя большинство из них на набатейском арамейском языке , обычно кратки и географически ограничены, поскольку почти все происходят из Хегра или Аль-Ула . [ 10 ]
Текст | Место | Тип | Дата | Скрипт/Язык |
---|---|---|---|---|
Это могила, которую Шубайту, сын Алиу, еврей ( yhwdy ), сделал для себя, своих детей и Амирата, своей жены. Они могут быть похоронены в нем по наследству. И никто посторонний не имеет права быть похороненным в ней, и если кто-либо из упомянутых выше детей Шубайту или их законных наследников пожелает написать на эту гробницу дарственную или какой-либо документ, то он не будет иметь доли в этой гробнице. И это было в первый день Аба, третьего года царя Малику, царя набатейцев. Это сделал Абд Ободат, сын Вахбаллахи. | Хегра | Надпись на могиле | 42/43 г. н.э. | Набатейский арамейский |
Манассия, сын Натана, приветствие/прощание | Хегра | Строительство, основание солнечных часов | 1 век н. э. | Набатейский арамейский |
Это стела, которую Яхья, сын Симона, построил для своего отца Симона, который умер в месяце Сиван 201 года. | аль-Ула | Надпись на могиле | 307 г. н.э. | Набатейский арамейский |
Да запомнится Иакову, сыну Самуила, добрая память | Хегра | Граффити | 3-5 вв. | Набатейский арамейский |
Это памятник Исайе Небаллате, сыну Иосифа, вождю Таймы, который Имрам и Ашмв, его братья, воздвигли для него в месяце Ияр 98 года провинции. | Время | Граффити | 203 ЕК | Набатейский арамейский |
Это стела и гробница, которую построил Адион, сын Хания, сына Самуила, вождя Хегры, для своей жены Мавии, дочери вождя Таймы, Амра, сына Адиона, сына Самуила, умершего в месяце Аба в 251 год, возраст 38 лет | Хегра | Надпись на могиле | 356/7 г. н.э. | Набатейский арамейский |
Дэниел | Хегра | Граффити | 1-3 вв. н. э. | Набатейский арамейский |
Абию, сын Салму | аль-Ула | Граффити | 1-3 вв. н. э. | Набатейский арамейский |
Пусть Эзера помнят хорошо | Хегра | Граффити | 1-3 вв. н. э. | Набатейский арамейский |
Азария, сын Асии | аль-Ула | Граффити | 3-1 вв. до н.э. | Лихианит (деданит) |
«Ахавом, сыном Симака, похороненным [здесь]»
или «Для Ахава, сына Симака, есть могила» |
аль-Ула | Граффити | 3-1 вв. до н.э. | Лихианит (деданит) |
Привет/Прощание, Иосиф, сын Авию. | аль-Ула | Граффити | 1-3 вв. до н.э. | Набатейский арамейский |
Леви | аль-Ула | Граффити | 1-3 вв. н. э. | Набатейский арамейский |
Пусть помнят Ганама, сына Йехуды | Умм Джудайид | Граффити | 1 век до нашей эры - 1 век нашей эры | Набатейский арамейский |
Пусть хорошо помнят Иосифа, сына Ганама. Мир | Умм Джудайид | Граффити | 1 век до нашей эры - 1 век нашей эры | Набатейский арамейский |
Воистину, пусть помнят Симона, сына Адию | Хегра | Граффити | 3-5 вв. н. э. | Набатейский арамейский |
Пусть Лахму, сын Йехуды, хорошо помнят | аль-Ула | Граффити | 3-5 вв. н. э. | Набатейский арамейский |
Мир над могилой Руха, жены его, дочери Иосифа, сына Рра, родом из Курайи, которая умерла в двадцать шестой день апреля сто семьдесят пятого года. | аль-Мабият | Надпись на могиле | 280 г. н. э. | Набатейский арамейский |
Это Ависало(м?), сын Сусанны. | аль-Ула | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
Благословение Атура, сына Менахема, и раввина Иеремии. | аль-Ула | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
Пусть Самуил, сын Гиллеля, будет благословлен и защищен | Драйв Хаггаг | Граффити | 2-4 вв. н.э. | Иврит/арабский |
Благословенно имя моего Господа | Халат | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
Нам/Нуайм, сын Исаака, доверяет Богу. Он написал (это). | аль-Ула | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
Вот что написал. . . ( hd mh ktb ) и вот что. . . | аль-Ула | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
И Исмаил, сын Садка, написал: | аль-Ула | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
Да будет благословен Бог / Благослови Бога | аль-Ула | Граффити | Неопределенный | Иврит/арабский |
Это гробница, которую Абдай, сын Таймы, построил для ПН, который [умер?] двадцать седьмого числа ш[ебата?]. . . двести лет десять/двадцать. . . | аль-Ула | Надпись на могиле | 4 век нашей эры? | Набатейский арамейский |
. . . млрд. . . бн б[р] . . . ytpt y . . . клхв. . . вн. . . | Время | Памятный | Неопределенный | Набатейский арамейский / еврейский арамейский |
Современная литература
[ редактировать ]Современные источники греческой и сирийской литературы мало говорят об арабском иудаизме или еврейских общинах. [ 11 ] Единственное упоминание из классической античности - это Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» , где он описал Ирода Великого, отправившего 500 человек из своей личной гвардии, чтобы помочь Элию Галлу , римскому губернатору и генералу, в завоевании Южной Аравии в 26–24 годах до нашей эры. Ссылки на Аравию в Палестинском Талмуде и Вавилонском Талмуде редки: многие из них касаются только регионов южной Палестины или Трансиордании , хотя некоторые, очевидно, относятся к регионам внутри полуострова. [ 12 ]
В начале седьмого века одним из лучших источников иудаизма, еврейских верований и обычаев в Хиджазе (и Аравии в целом) был Коран . [ 13 ] что предполагает существование евреев как в мекканских , так и в мединских сурах : они упоминаются 23 раза с использованием корня hwd , 43 раза под рубрикой фразы «Дети Израиля» и 32 раза в категории «Люди Книги». . [ 3 ] Другим источником является Конституция Медины , договор между государством Мухаммеда и еврейской общиной Медины , который историки широко признают историческим. [ 14 ]
Несовременная литература
[ редактировать ]Поэзия, приписываемая доисламским арабским евреям
[ редактировать ]В исламских сборниках доисламской поэзии иногда упоминаются еврейские поэты. [ 1 ] хотя сложно оценить их подлинность [ 15 ] и, по сравнению с эпиграфами, их сложнее датировать, и они подвержены более позднему влиянию исламизации. [ 16 ] В «Табакат фухул аш-шуара » («Поколения самых выдающихся поэтов»), составленном басранским традиционалистом и филологом Мухуммадом ибн Салламом аль-Джумахи (ум. 846), содержится список еврейских поэтов. Коллекционер арабско-арабских древностей Абу ль-Фарадж аль-Исфахани (ум. 976) также дал разрозненные ссылки на одиннадцать еврейских поэтов в своей «Китаб аль-агани» («Книга песен»). Поэты, о которых они говорят, следующие, за которыми следует (J), если их упоминает аль-Джумахи, и (I), если они упоминаются аль-Исфахани:
- Самаваль ибн Адия [ 17 ] (Дж) (Я)
- Аль-Раби ибн Абу аль-Хукайк (Дж) (I)
- Кааб ибн аль-Ашраф (J) (I)
- Шурайх ибн Имран (Дж) (I)
- Сая (Шуба) ибн Гарид/Арид (J) (I)
- Абу Кайс ибн Рифаа (J) (I)
- Дирхам ибн Зайд (Дж)
- Абу л-Дхайял (J) (I)
- Сара из Курайи (I)
- Кааб ибн Саад из Курайсы (I)
- Аус ибн Дани из Курайсы (I)
Согласно некоторым традициям, Имру аль-Каис также принял иудаизм. [ 1 ]
В поэзии, приписываемой этим деятелям, редко упоминаются точные исторические детали или религиозные выражения. [ 9 ] хотя некоторые стихотворения, приписываемые ас-Самавалу в сборнике Асмаийат, явно религиозны. [ 18 ] Кроме того, аль-Джумахи предлагает очень мало биографии каждого из этих деятелей, кроме пересказа популярных анекдотов, с которыми связаны некоторые из них. Аль-Исфахани приводит более подробные биографические сведения. Например, он говорит, что Ас-Самаваль ибн Адия был уроженцем Таймы (на северо-западе Аравии), чей отец был связан с Гасанидами . Он жил в семейном доме, который часто называли замком и звали аль-Аблак. В популярных историях описывается его верность и преданность, например, история, в которой он отказывается сдать владения Имру аль-Кайса врагам Имру, несмотря на их попытку осадить его замок. Помимо Самауала, единственным еврейским поэтом, заслужившим некоторую известность, был ар-Раби ибн Аби ль-Хукайк, вождь племени Надир. В самых ранних источниках этот персонаж не упоминается, а упоминается только его сын Кинана. Вместо этого только в работах аль-Исфахани описаны подвиги ар-Раби. [ 19 ]
Арабская историография
[ редактировать ]Несовременные арабские историографические источники, такие как источники аль-Хамдани , считаются второстепенными в своей способности обеспечить историческую реконструкцию иудаизма в доисламской Аравии. [ 20 ] Якуби (ум. 897) утверждал, что весь Йемен когда-то был евреем, тогда как Ибн Хазм (ум. 1064) говорит, что евреями был весь Химьяр плюс некоторые части Кинды. [ 21 ] В этой литературе также подчеркивается важность еврейской общины Медины и ее племен, в первую очередь Бану Надир , Бану Кайнука и Бану Курайза . Тем не менее, данные о размере и природе еврейской мединской общины в доисламских свидетельствах остаются призрачными. [ 22 ] [ 23 ]
Северо-Западная Аравия
[ редактировать ]Свидетельства о евреях и иудаизме из северо-западной Аравии во многом основаны на эпиграфах. стал еврей по имени Исайя Одна из надписей 203 года указывает на то, что главой Таймы , что позволяет предположить, что евреи могли хотя бы время от времени достигать властных позиций в Западной Аравии. Его отец и брат также описаны под библейскими именами. Другая надпись, датируемая 356–357 годами, предполагает существование еврейских глав как Хегры , так и Дедана . В одной деданитской надписи упоминается раввин. [ 24 ] [ 25 ] Недавно выявленный эпиграф Уджаднаб 538 указывает на присутствие арабоязычных евреев в Западной Аравии четвертого века. [ 26 ]
Есть и литературные свидетельства. Мидраш Рабба предполагает, что два раввина третьего века считали, что им было бы полезно поехать в аль-Хиджр (Хегра) / Мадаин Салих, чтобы улучшить свой арамейский язык. По словам Прокопия , византийского историка VI века, когда он комментировал остров Тиран и, возможно, вход в Акабский залив , «евреи издревле жили в автономии, но в правление этого Юстиниана они стали подвластными к римлянам». [ 27 ]
Хаггей Мазуз утверждал, что арабский иудаизм Хиджази был раввинистическим и галахическим. [ 28 ] но его диссертация подверглась критике за некритическую опору на традиционные источники. [ 22 ] [ 29 ] Тем не менее, хотя точная идентичность (или группа идентичностей), которой придерживались евреи-хиджази, остается не совсем ясной, многие признают, что ее форма была либо раввинской, либо, по крайней мере, в некоторой степени взаимодействовала с раввинской традицией. [ 30 ]
Центральная и Восточная Аравия
[ редактировать ]Свидетельства существования евреев или иудаизма в этом регионе незначительны. Кристиан Жюльен Робин предположил, что правитель одного из племен в центральной Аравии, Худжр, мог быть евреем. утверждает, что в восточной Аравии Иосиф Флавий сын царя Адиабены первого века обратился в иудаизм. [ 31 ]
Южная Аравия/Йемен
[ редактировать ]
Королевство Химьяр
[ редактировать ]Преобразование правящего класса
[ редактировать ]К 300 году Химьяритское царство победило другие политические единицы (включая королевства Саба , Катабан и Хадрават ) и стало правящей силой южной Аравии, впервые объединив регион. В середине-конце четвертого века Химьяр или, по крайней мере, его правящий класс принял иудаизм, отойдя от политеистической практики. [ 32 ] Эти события описаны в « Книге химьяритов» V века Церковной истории» Аномея и « Филосторгия . В таких источниках мотивом обращения является желание части химьяритских правителей дистанцироваться от Византийской империи , которая пыталась обратить их в христианство. Обращение от многобожия и институционализация иудаизма в качестве официальной религии в этих источниках приписывают Малкикарибу Юхамину (ок. 375–400). Согласно традиционным исламским источникам, обращение произошло при его сыне Абу Карибе (ок. 400–445). [ 33 ] Именно в середине четвертого века надписи внезапно переходят от политеистических призывов к упоминанию верховного бога Рахманана . [ 34 ] Сабаикская надпись, относящаяся к этому времени, под названием Джа 856 (или Фа 60) описывает замену политеистического храма, посвященного богу аль-Мака, микрабом ( который может быть эквивалентом синагоги или оригинальной формой организации, местной для Химьяритский иудаизм [ 35 ] ). Факты свидетельствуют о резком разрыве с многобожием, совпавшем с внезапным появлением еврейских и арамейских слов (« алам » /мир, барака /благословение, хайманот /гарантия, kanīsat /зал собраний) и личных имен (Yṣḥq/Исаак, Йхвд/Иуда). ), Yws'f/Джозеф). [ 33 ] Тем не менее, природа иудаизма, исповедуемого правителями, не ясна. [ 36 ] и еврейская природа правления короля не часто выражалась явно. [ 37 ]
Иудаизм среди местного населения
[ редактировать ]Имеется сканирующий материал о религиозной принадлежности местных жителей. Все надписи монотеистичны, однако религиозная принадлежность их авторов не всегда выражена явно. Однако есть свидетельства того, что среди местных жителей исповедуют иудаизм. Название «Израиль» появляется в четырех надписях и заменяет более ранний термин шааб/сообщество: [ 38 ] в одной надписи пятого века упоминается «Бог Израиля». [ 39 ] В трех надписях упоминается «Бог евреев». МАФРАЙ-Хаси 1 описывает строительство кладбища специально для еврейской общины. [ 40 ] Существует надпись на иврите, известная как DJE 23, из деревни Байт-Хадир , в 15 км к востоку от Саны . В нем перечислены мишмарот («охранники»), перечисляющие двадцать четыре семьи священников (и место их проживания в Галилее ), назначенных для защиты Храма Соломона после возвращения евреев после вавилонского изгнания . Он также написан библейским шрифтом, а не арамейским. [ 41 ] Упоминания о синагогах, указывающие на формальную организацию евреев в Южной Аравии, присутствуют в сабайской надписи четвертого века и греческой надписи конца шестого века из порта Каних в Бир-Али, в которой фраза eis Theos используется для обозначения Бога. и упоминает hagios topos , фразу, обычно обозначающую синагогу . [ 42 ] [ 43 ] Однако интерпретация последней надписи и здания из Кани в последнее время оспаривается. [ 44 ] Известны и дополнительные доказательства. [ 45 ]
Кристиан Жюльен Робин утверждает, что эпиграфические данные свидетельствуют против рассмотрения иудаизма Химьяра как раввинистического. Это основано на отсутствии веры в загробную жизнь (разделяемую саддукеями ), преобладающем использовании местного языка (сабайского) в отличие от иврита и священническом акценте DJE 23. Химьяритский иудаизм, возможно, был более «священническим». чем «раввинистический». [ 46 ] Однако Ивона Гайда интерпретирует DJE 23 как свидетельство присутствия раввинистического иудаизма и далее указывает на доказательства того, что заимствованные слова, присутствующие в Хаси 1, указывают на то, что его автор был хорошо знаком с еврейским законом . [ 47 ]
Падение еврейского правления в Южной Аравии
[ редактировать ]Около 500 г. Аксумское королевство вторглось на полуостров, свергнув химьяритского царя и поставив на его место бескомпромиссного христианского короля Мадикариба Яфура . Его преемник, Зу Нувас (годы правления 517–530 гг.), попытался военным путем бороться с христианизирующим влиянием Аксумского королевства и уничтожил христианскую общину Наджрана . [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] что частично задокументировано надписью, сделанной Сурхлом Икблом (командующим армией Юсуфа), Джа 1028 , в которой описывается поджог церкви и резня абиссинцев (эфиопских христиан), утверждая тысячи смертей и пленных. Эти события также обсуждаются в нескольких современных христианских источниках: в трудах Прокопия , Космы Индикоплевста , Иоанна Малалы и Иакова Серугского . Вскоре после этого Иоанн Эфесский (ум. 588) передал письмо другого современника, Мара Симеона, адресованное аббату фон Габуле о событиях. Кроме того, анонимный автор опубликовал « Книгу Химьяритов» хронику шестого века — сирийскую о преследованиях и мученической смерти христиан Наджрана. Это событие стало причиной серьезной контратаки Эфиопского королевства, приведшей к завоеванию Химьяра в 525 году и концу еврейского руководства южной Аравией. [ 51 ]
Общение с евреями за пределами полуострова
[ редактировать ]К сожалению, еврейские литературные тексты за пределами Йемена не обсуждают тамошнюю еврейскую общину. [ 52 ] Однако эпиграфы из Палестины и Иордании действительно отражают общение и знания йеменской еврейской общины:
- Известна надпись из Палестины сабайским письмом (южноаравийское письмо).
- Греческая надпись из деревни Бейт-Шеарим упоминает о захоронении «химьярита».
- Еврейская эпитафия пятого века из Зоары , Иордания, описывает человека по имени Ивш бр Уфи, который «умер в Сафаре, земле химьяритов».
Эти пути связи, возможно, также передавали раввинские и другие еврейские учения. [ 53 ] Кроме того, свидетельства из Талмуда и сирийской книги Химьяритов показывают, что в Химьяритском царстве действовали члены священнических племен, известных как Коэним, происходящих из земли Израиля. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бар-Ашер, Меир М. (2021). Евреи и Коран . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 20–22. ISBN 978-0-691-21135-0 .
- ^ Бар-Ашер, Мехир Михаэль (2021). Евреи и Коран . Перевод Ранделла, Итана С. Принстона: Издательство Принстонского университета. стр. 15–16. ISBN 978-0-691-21135-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Хойланд, Роберт Г. (2011). «Евреи Хиджаза в Коране и в их надписях». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Новые взгляды на Коран . Коран в его историческом контексте. Нью-Йорк: Рутледж. п. 91. ИСБН 978-0-415-61548-8 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 59, н. 24. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 19–22. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. п. 57. ИСБН 978-90-04-68712-7 .
- ^ Гриффит, Сидни Харрисон (2015). Библия на арабском языке: писания «Народа Книги» на языке ислама . Евреи, христиане и мусульмане от древнего до современного мира (Первое печатное издание в мягкой обложке). Принстон Оксфорд: Издательство Принстонского университета. стр. 41–53. ISBN 978-0-691-16808-1 .
- ^ Макдональд, Майкл, Калифорния (1998). «Некоторые размышления об эпиграфике и этнической принадлежности на римском Ближнем Востоке». Средиземноморская археология . 11 : 177–190.
- ^ Перейти обратно: а б Хойланд, Роберт Г. (2011). «Евреи Хиджаза в Коране и в их надписях». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Новые взгляды на Коран . Коран в его историческом контексте. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91–92. ISBN 978-0-415-61548-8 .
- ^ Хойланд, Роберт Г. (2011). «Евреи Хиджаза в Коране и в их надписях». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Новые взгляды на Коран . Коран в его историческом контексте. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91–116. ISBN 978-0-415-61548-8 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. п. 57. ИСБН 978-90-04-68712-7 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 294. ИСБН 978-0-521-51717-1 .
- ^ Галадари, Абдулла (04 марта 2024 г.). «Кораническое понимание Божественного имени Yhwh» . Ислам и христианско-мусульманские отношения : 3. doi : 10.1080/09596410.2024.2321044 . ISSN 0959-6410 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2021). « «Одно сообщество, исключающее других людей»: высшая идентичность в сообществе Медины». В Метте Бьеррегард, Мортенсен; Дай, Гийом; Оливер, Исаак В.; Тесей, Томмасо (ред.). Исследование исламского происхождения: новые перспективы и контексты . Иудаизм, христианство и ислам – напряжение, передача, трансформация. Берлин Бостон (Массачусетс): Де Грюйтер. стр. 325–376. ISBN 978-3-11-067543-6 .
- ^ Хойланд, Роберт (2015). «Еврейские поэты Хиджаза Мухаммеда». Иудаизм Древней Аравии . Бреполи. стр. 520–521.
- ^ Кьер, Сигрид К. (2022). « Рахман до Мухаммеда: предыстория Первого мира (Сулха) в исламе» . Современные азиатские исследования . 56 (3): 776–795. дои : 10.1017/S0026749X21000305 . ISSN 0026-749X .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 62–64. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Хойланд, Роберт (2015). «Еврейские поэты Хиджаза Мухаммада». Иудаизм Древней Аравии . Бреполи. п. 519.
- ^ Хойланд, Роберт (2015). «Еврейские поэты Хиджаза Мухаммеда». Иудаизм Древней Аравии . Бреполи. стр. 512–515.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. п. 59. ИСБН 978-90-04-68712-7 .
- ^ Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. п. 23. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Хьюз, Аарон Уильям (2017). Общие идентичности: средневековые и современные представления об иудео-исламе . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. стр. 53–57. ISBN 978-0-19-068446-4 .
- ^ Прегилл, Майкл Э. (1 ноября 2023 г.). «От Мишны до Мухаммада. Еврейские традиции поздней античности и состав Корана» . Исследования поздней античности . 7 (4): 519–521. дои : 10.1525/sla.2023.7.4.516 . ISSN 2470-6469 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 60–62. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 332–334. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Неемия, Лейла; Брик-Шатонне, Франсуаза; Развязанный, Ален Джеймс Пол; Аль-Габбан, Али I; Макдональд, Майкл; Вильнев, Фрэнсис Ф. (2018). Дарб аль-Бакра. Караванный путь в северо-западной Аравии, открытый Али И. аль-Габбаном. Каталог надписей . Эр-Рияд: Саудовская комиссия по туризму и национальному наследию. п. 185.
- ^ Мунт, Гарри (2015). « Нет двух религий»: немусульмане в раннем исламском Хиджазе» . Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 78 (2): 253–254. дои : 10.1017/S0041977X14001049 . ISSN 0041-977X .
- ^ Мазуз, Аггей (2014). Религиозная и духовная жизнь евреев Медины . Справочная библиотека Брилла по иудаизму. Лейден Бостон (Массачусетс): Брилл. ISBN 978-90-04-25062-8 .
- ^ Прегилл, Майкл (30 ноября 2016 г.). «Обзор Хаггея МАЗУЗ, Религиозная и духовная жизнь евреев Медины» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 1 (с2): 6–13. дои : 10.1515/jiqsa-2016-02s102 . ISSN 2474-8420 .
- ^ Галадари, Абдулла (04 марта 2024 г.). «Кораническое понимание Божественного имени Yhwh» . Ислам и христианско-мусульманские отношения : 1–32. дои : 10.1080/09596410.2024.2321044 . ISSN 0959-6410 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 327–328. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Робин, Кристиан Дж. (2012). «Аравия и Эфиопия». Оксфордский справочник поздней античности . Оксфордские справочники. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 247–332. ISBN 978-0-19-533693-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 26–29. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–298. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–303. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 30–34. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 317–318. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 303–304. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен; Рийзигер, Сара (22 октября 2018 г.). « Владелец неба, Бог Израиля» в новой еврейской химьяритской надписи, датируемой пятым веком нашей эры» . Дер Ислам (на немецком языке). 95 (2): 271–290. дои : 10.1515/ислам-2018-0050 . ISSN 1613-0928 .
- ^ «МАФРАЙ-Хаши 1» . DASI: Цифровой архив для изучения доисламских арабских надписей . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 245–246.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 40, 46.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. п. 69. ИСБН 978-90-04-68712-7 .
- ^ Леттени, Марк; Гросс, Симха (2022). «Пересмотр самой ранней синагоги в Йемене» . Исследования поздней античности . 6 (4): 627–650. дои : 10.1525/sla.2022.6.4.627 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 67–73. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 309–315. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Гайда, Ивона (2017). «Заметки о монотеизме в древней Южной Аравии». В Бахосе, Кэрол; Кук, Майкл (ред.). Ислам и его прошлое: Джахилия, поздняя античность и Коран . Оксфордские исследования авраамических религий. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 252–253. ISBN 978-0-19-874849-6 .
- ^ Брок, Себастьян П.; Харви, Сьюзен Эшбрук, ред. (1987). Святые женщины Сирийского Востока . Трансформация классического наследия. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 100–121. ISBN 978-0-520-05705-0 .
- ^ Шатонне, Франсуаза Брикель; Робин, Кристиан Жюльен (2000). «Награнские христианские гонения и химьяритская хронология». АРАМ : 15–83.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 82–109.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 73–76. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. п. 243.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 68–69. ISBN 978-90-04-68712-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иудаизм в Хиджазе (I-IV вв. н.э.) (База данных Древней Аравии)
- Синагога (Микраб) (База данных Древней Аравии)