Jump to content

Рахман

Рахман ( Муснад : 𐩧𐩢𐩣𐩬𐩬 rḥmnn, «Милостивый») был эпитетом и теонимом, который преимущественно использовался для обозначения единственного монотеистического Бога в период с четвертого по шестой века в Южной Аравии (хотя этот термин возник гораздо раньше в Сирии), начиная с того времени, когда правящий класс Химьяритского царства обратился в иудаизм и заменил призывы к политеистическим религиям. Этот термин также мог быть монолатным до прихода христианства в середине шестого века.

Во время правления христианского Химьярита царя Сумьяфы Ашвы Иисуса называли сыном Рахманана . Несколько десятилетий спустя, во время правления Абрахи называли Мессией Рахманана , Иисуса также .

Этимология

[ редактировать ]

Корень r-h-m используется для обозначения божества в надписях из Пальмиры , как в Вавилонском Талмуде , так и в Палестинском Талмуде , а в сирийской и еврейской Библии он встречается в форме raḥum . Сам корень можно отнести к аккадской форме rêmum , хотя в последнее время было решено, что это заимствование из еврейского арамейского языка . Широко распространено мнение, что арабская форма ар-Рахман происходит от сабайского слова Рахманан , особенно потому, что в обеих формах используется определенный артикль ( ал- на арабском языке, -ан на сабайском языке). Оба поэтому переводятся как «Милосердный». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Древняя Сирия и Месопотамия

[ редактировать ]

Самое раннее известное использование этого термина встречается в политеистической двуязычной надписи из северо-восточной Сирии, написанной на аккадском и арамейском языках и посвященной арамейскому богу Хададу . На арамейском языке это звучит так: «лх. ромн зы. ттлвт. этбх ; «милосердный бог, которому сладка молитва». В аккадской версии используется форма rēmēnş вместо rḥmn , титула, который также использовался в качестве эпитета для Мардука . Поклонение «Милосердному» ( rḥmnn ) под влиянием месопотамской культуры получило широкое распространение в Сирии в первых веках нашей эры. [ 4 ]

Химьяритское царство

[ редактировать ]

В четвертом веке обращение правящего класса Химьяритского царства в иудаизм повлекло за собой замену всех политеистических призывов в надписях ссылками на единого Бога. Начиная с середины V века, эпитет Рахманан начинает использоваться для обозначения этого единственного божества. [ 3 ] Две надписи на этот счет - Ry 515 и Ry 520, которые гласят следующее: [ 4 ] :

Рю 515

Транслитерация : 5. rbhwd | Брманн

Перевод : 5. «Милосердным, Господом евреев.

Рю 520

Транслитерация :

4. ...лммм

5. ш | румнн | б'л | смынь | лхмрхв | в'хшкт

6. как | ввлдхв | румнн | хйй | хыв | СДКМ | ш

7. МВт | МВТ | СДКМ | влхмрхв | румнн | дикая природа

8. м | слхм | я | лсмрхмнн

Перевод :

4. «…Для их Господа

5. Милосердный , Владыка Небесный , чтобы он даровал ему и его супругам

6. и детям его, Милосердному , жить справедливой жизнью и

7. умереть смертью справедливости. И чтобы Милосердный даровал ему детей

8. кто здоров, кто будет сражаться за имя Милосердного ...»

Еврейское влияние на эти надписи очевидно из этих и других надписей в их сочетании с библейскими именами и дополнительными эпитетами, такими как «Господь евреев», «Господь неба», «Хозяин неба и земли». Рахманан Считалось, что дает справедливую жизнь, дарует детей и отвечает на молитвы. После того, как Химьяритское царство перешло к христианскому королевству Аксум , термин Рахманан начинает появляться в христианском, а иногда и в тринитарном контексте, как в надписях Ry 506, надписи на плотине Мариб (CIS 541) и надписи Джебель-Дабуба . [ 4 ] В надписи Джебель-Дабуба, в частности, используется термин Рахман в доисламском варианте басмалы . [ 5 ]

и Ry 515 используются два имени Бога В надписях Ja 1028 : Rb-hwd b-Rḥmnn , «Господь евреев через/с Рахмананом», и Rb-hd b-Mḥmd : «Господь евреев через/с Прославленным '. Они связаны предлогом б- , подразумевающим, что два бога представляют собой одно целое. Эти два божества могли быть различены или синкретизированы. [ 6 ] Свидетельства другой надписи, CIH 543, могут предполагать, что это два отдельных объекта. [ 7 ]

Всего в дошедших до нас позднесабайских надписях термин Рахманан используется 58 раз, ни один из которых нельзя назвать языческим или политеистическим. Однако этот теоним иногда используется монолатерально, ставя Рахманана рядом с Богом евреев. Одна из гипотез утверждает, что местные евреи приравнивали Рахманана к библейскому Богу, тогда как евреи-иммигранты видели в Рахманане местного бога, к которому следует обращаться наряду с Богом Израиля. После завоевания Химьяра Аксумским королевством этот термин использовался исключительно для обозначения единого библейского Бога. [ 1 ] Химьяритская эпиграфика также иногда использует этот термин как синоним ʾl и ʾlh . [ 8 ]

Фраза ар-Рахман появляется в предполагаемой доисламской поэзии как синоним Аллаха , но неясно, представляют ли эти появления более позднюю исламизацию. [ 9 ]

Аксумское царство

[ редактировать ]

Около 530 года нашей эры Южная Аравия попала под власть христианского Аксумского королевства . В этот период имя Рахманан начинает использоваться в христианских надписях, особенно как компонент тринитарных формул . [ 3 ]

Коран . часто использует термин ар-Рахман для обозначения «Милосердного» Вхождение термина ар-Рахман в древнеарабский язык, вероятно, произошло раньше Корана, поскольку существует, по крайней мере, некоторая доисламская поэзия, использующая эту фразу, которая кажется аутентичной. [ 10 ]

Более длинная кораническая фраза ар-рахман ар-рахим («Милостивый, Сострадательный»), вероятно, связана с химьяритскими надписями, относящимися к Рахманану Метрахиму (с тем же значением). Один из примеров можно найти в надписи Джабаль Дабуб , которая начинается словами «во имя Аллаха, ар-Рахмана, ар-Рахима, Господа небес». [ 11 ]

Исламская эпоха

[ редактировать ]

Традиция гласит, что во время переговоров по договору аль-Худайбия между Мухаммедом (представляющим штат Медина) и курайшитами (представляющими Мекку), эмиссар курайшитов Сухайль ибн Амр потребовал, чтобы Мухаммед отказался от клятвы «во имя Аллаха, аль- Рахман ар-Рахим» из письменного соглашения, что для него представляло собой молчаливое согласие с монотеистической практикой. Вместо этого Сухайл сказал, что следует использовать фразу «Во Имя Твое, Боже», представляющую собой общую клятву высшему богу, которая все еще совместима с представлениями о практике, которые не являются строго монотеистическими. Хотя его последователи возражали, Мухаммед согласился на компромисс. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Кьер, Сигрид К. (2022). « Рахман до Мухаммеда: предыстория Первого мира (Сулха) в исламе» . Современные азиатские исследования . 56 (3): 776–795. дои : 10.1017/S0026749X21000305 . ISSN   0026-749X .
  2. ^ Синай, Николай (2020). Даритель дождя, сокрушитель костей, сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американское восточное общество. п. 3.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Гайда, Ивона (2023). «Рахманан» . Древняя Аравия .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Косцельняк, Кшиштоф (7 ноября 2011 г.). «Еврейские и христианские религиозные влияния на доисламскую Аравию на примере термина RḤMNN («Милостивый»)» . Ориенталиа Христиана Краковьенсия . 3 : 67–74. дои : 10.15633/ochc.1024 . ISSN   2450-2936 .
  5. ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2022). «Доисламская басмала: размышления о ее первом эпиграфическом свидетельстве и ее первоначальном значении». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 52 : 1–28.
  6. ^ Гайда, Ивона (2017). «Заметки о монотеизме в древней Южной Аравии». В Бахосе, Кэрол; Кук, Майкл (ред.). Ислам и его прошлое: Джахилия, поздняя античность и Коран . Оксфордские исследования авраамических религий. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 253–254. ISBN  978-0-19-874849-6 .
  7. ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 77–78. ISBN  978-1-009-25296-6 .
  8. ^ Робин, Кристиан Жюльен; Рийзигер, Сара (22 октября 2018 г.). « Владелец неба, Бог Израиля» в новой еврейской химьяритской надписи, датируемой пятым веком нашей эры» . Дер Ислам (на немецком языке). 95 (2): 278–280. дои : 10.1515/ислам-2018-0050 . ISSN   1613-0928 .
  9. ^ Синай, Николай (2020). Даритель дождя, сокрушитель костей, сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американское восточное общество. п. 69.
  10. ^ Синай, Николай (2023). Ключевые термины Корана: критический словарь . Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. стр. 342–343. ISBN  978-0-691-24131-9 .
  11. ^ Эль-Бадави, Эмран (2024). Женское божество в Коране в разговоре с Библией и Древним Ближним Востоком . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 158–159.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79b2a3f0585fef87e7dbb2b17fe1a96c__1721691120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/6c/79b2a3f0585fef87e7dbb2b17fe1a96c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rahmanan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)