Надпись Джебель-Дабуба
Надпись Джебель-Хабуб ) представляет (также известная как Джабал-Хабуб 1 собой южноаравийскую надпись -граффито, составленную на незначительном варианте позднего сабайского языка и датируемую VI веком, примечательную появлением доисламского варианта басмалы . Он был найден на скалистом фасаде на вершине восточной вершины горы Табуб в регионе Дхале в Йемене и впервые опубликован в 2018 году М. А. Аль-Хаджем и А. А. Факасом. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Надпись занимает две строки. Издание Princeps гласит: [ 2 ]
бс¹млх | румн | румн | рб| s¹mwt r{z}{q}n | mfḍlk | весенний | мх | с²кмтъимн
И интерпретировалось следующим образом: [ 2 ]
Во имя Бога, Самый Милосердный, Самый Милосердный, Его Господа Небес, Поддерживающего (Он), Твоего Любимого (о человек) и Того, Кто дарует тебе Свое благословение (что) Он дал тебе веру. Во имя Бога, Милосердного, Милосердного, Господа Небес (прошу Тебя) о пропитании, пожалуйста, и даруй ему разум (Киблу) и силу (сладость) веры.
И по-английски: [ 2 ]
Во имя Аллаха, Рахман
помилуй нас, Господи небес
удовлетворить нас с помощью вашей благосклонности
и даруй нам суть этого в конце/дар наших дней
Встречаться
[ редактировать ]Надпись палеографически датирована последней фазой южноаравийской документации, VI или началом VII века, но считается доисламской или палеоисламской, учитывая отсутствие стандартизированной арабской фразеологии, известной из ранних исламских надписей, особенно в ранних Исламские граффити. [ 2 ]
Интерпретация и значение
[ редактировать ]Автор, возможно, был евреем. [ 3 ] Примечательно, что эта надпись содержит доисламскую арабскую ссылку на басмалу , ссылающуюся на монотеистическое божество Рахманана . [ 4 ] Однако, хотя эта надпись, по-видимому, является первым засвидетельствованным случаем, когда «Во имя Аллаха/Бога» сочетается с «Милосердным», кораническая форма Басмалы содержит фразеологическое расширение в трехчастную форму, включающую последнее прилагательное. ар-рахим . [ 2 ] Возможно, это расширение было сделано для облегчения распространенной коранической рифмы ī/ū + m/n . [ 5 ]
Просьба «помилуй нас, Господи небес» напоминает библейскую фразу «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» в Псалме 122 :3. Точно так же просьба «даровать нам суть его в конце наших дней» также может быть ссылкой на другой отрывок из Псалма, где читатель спрашивает: «Итак, научи нас считать дни наши, чтобы мы могли обрести сердце мудрости». ( Псалом 90:12 ). Конкретная формулировка рабба ас-самавата также известна из Корана ( раббу с-самавати ва-ль-харди , Q 19:65). В этой надписи используются как термины «Аллах», которые были собственным именем единого монотеистического Бога в доисламской Северной Аравии, так и «Рахман», собственное имя единого южноаравийского монотеистического Бога. это стало результатом союза нескольких арабских племен, символизировавшего их политическое единство. [ 2 ]
Наряду с надписью Абд-Шамс и надписью Ри аль-Заллала , надпись Джебель-Дабуба предполагает, что использование термина рабб широко использовалось арабскими монотеистами. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аль-Хадж, Массачусетс; Факас, А.А. (2018). «Накш Джабаль Хабуб: Накш Джадид би-Хатт аз-Забур аль-Ямани фи л-истианах бил-лах ва-такви-хи лил-иман». Аль-Ибар к Дирасат ат-Таридия валь-атария . 2 : 12–43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Аль-Джаллад, Ахмад (2022). «Доисламская басмала: размышления о ее первом эпиграфическом свидетельстве и ее первоначальном значении». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 52 : 1–28.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. п. 315. ИСБН 978-90-04-68712-7 .
- ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 192. ИСБН 978-1-009-25296-6 .
- ^ Синай, Николай (2023). Ключевые термины Корана: критический словарь . Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. стр. 131–132. ISBN 978-0-691-24131-9 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад; Сидки, Хайтем (2022). «Палеоарабская надпись на маршруте к северу от Таифа» . Арабская археология и эпиграфика . 33 (1): 202–215. дои : 10.1111/aae.12203 . ISSN 0905-7196 .