Jump to content

Иудео-арамейские языки

Распространение современных иудео-арамейских языков и диалектов до провозглашения независимости Израиля в 1948 году.

Иудео-арамейские языки представляют собой группу иврита находящихся под влиянием арамейских и неоарамейских языков, . [1]

Раннее использование [ править ]

Чаша для заклинаний с надписью на иудео-арамейском языке.

Арамейский, как и иврит, является северо-западным семитским языком , и у них много общих черт. С VII века до нашей эры арамейский язык стал лингва франка Ближнего Востока . Он стал языком дипломатии и торговли, но рядовыми евреями еще не использовался. Как описано во 4 Царств 18:26 , посланники Езекии, царя Иудеи, требуют вести переговоры с послами на арамейском языке, а не на иврите ( йехудит , буквально «иудейский» или «иудейский»), чтобы простые люди не поняли.

принятие Постепенное

в VI веке до нашей эры Вавилонское пленение значительно расширило рабочий язык Месопотамии в повседневной жизни простых евреев. Около 500 г. до н.э. Дарий I Персидский провозгласил, что арамейский язык станет официальным языком западной половины его империи, а -арамейский диалект Вавилона восточно стал официальным стандартом. [2] В 1955 году Ричард Фрай поставил под сомнение классификацию имперского арамейского языка как «официального языка», отметив, что ни один из сохранившихся указов прямо и недвусмысленно не наделял этот статус каким-либо конкретным языком. [3]

Документальные свидетельства показывают постепенный переход от иврита к арамейскому:

  1. Иврит используется как первый язык и в обществе; другие подобные ханаанские языки . известны и понятны
  2. Арамейский язык используется в международной дипломатии и внешней торговле.
  3. Арамейский язык используется для общения между подданными и в имперской администрации.
  4. Арамейский постепенно становится языком внешней жизни (например, на рынке).
  5. Арамейский язык постепенно заменяет иврит в быту, причем последний используется только в религиозной деятельности.

Фазы проходили в течение длительного периода, и скорость изменений варьировалась в зависимости от места и социального класса: использование того или иного языка, вероятно, было социальным, политическим и религиозным барометром.

завоевания до греческого От диаспоры

Иудео-арамейская надпись из Мцхеты , Грузия , датируемая IV-VI веками нашей эры.

Завоевание Ближнего Востока Александром Македонским в период с 331 г. до н.э. положило конец многовековому господству Месопотамии и привело к господству греческого языка , который стал доминирующим языком во всей Империи Селевкидов , но значительные очаги сопротивления, говорящего на арамейском языке, продолжались.

Иудея была одной из областей, в которых арамейский язык оставался доминирующим, и его использование продолжалось и среди вавилонских евреев. Уничтожение персидской власти и замена ее греческим правлением способствовали окончательному вытеснению иврита на обочину еврейского общества. Письма периодов Селевкидов и Хасмонеев показывают полное вытеснение арамейского языка как языка еврейского народа. Напротив, иврит был святым языком . Ранним свидетелем периода перемен является библейский арамейский текст книг Даниила и Ездры . что ряд еврейских особенностей был перенят в еврейский арамейский язык: буква Хе часто используется вместо Алеф для обозначения конечной длинной гласной и префикса причинной Язык показывает , глагольной основы, а мужское множественное число -īm часто заменяет .

Различные слои арамейского языка начали появляться в хасмонейский период, а юридические, религиозные и личные документы демонстрируют различные оттенки гебраизма и разговорной речи. Диалект Вавилона, основа стандартного арамейского языка при персах, продолжал считаться нормативным, и из-за этого писания евреев на Востоке пользовались большим уважением. Разделение на западные и восточные диалекты арамейского языка очевидно среди различных еврейских общин. Таргумим , переводы еврейских писаний на арамейский язык, стали более важными, поскольку население в целом перестало понимать оригинал. Возможно, начиная с простых интерпретативных пересказов, постепенно были написаны и обнародованы «официальные» стандартные Таргумы, в частности Таргум Онкелос и Таргум Йонатан : первоначально они были на палестинском диалекте, но были в некоторой степени нормализованы, чтобы следовать вавилонскому использованию. Со временем Таргумы стали стандартом также в Иудее и Галилее. Литургический арамейский язык, используемый в Кадише. и несколько других молитв представляли собой смешанный диалект, на который в некоторой степени повлияли библейский арамейский язык и Таргумы. Среди богословов иврит по-прежнему понимали, но арамейский язык появлялся даже в самых сектантских сочинениях. Арамейский язык широко использовался в написании Свитков Мертвого моря и в некоторой степени в Мишне и Тосефте наряду с ивритом.

Диаспора [ править ]

Первая еврейско-римская война 70 г. н. э. и восстание Бар-Кохбы 135 г. с жестокими репрессиями со стороны Рима привели к распаду большей части еврейского общества и религиозной жизни. Однако еврейские школы Вавилона продолжали процветать, а на западе раввины поселились в Галилее, чтобы продолжить свое обучение. К этому периоду еврейский арамейский язык стал совершенно отличаться от официального арамейского языка Персидской империи. Средневавилонский арамейский язык был доминирующим диалектом и лег в основу Вавилонского Талмуда . Среднегалилейский арамейский язык , когда-то разговорный северный диалект, оказал влияние на письменность на западе. Самое главное, что именно галилейский диалект арамейского языка, скорее всего, был первым языком масоретов , которые составляли знаки, помогающие произносить Священные Писания, как на иврите, так и на арамейском языке. Таким образом, стандартные знаки гласных, которые сопровождают остроконечные версии Танаха , могут быть более репрезентативными для произношения среднегалилейского арамейского языка, чем для еврейского языка более ранних периодов.

Поскольку еврейская диаспора стала более узкой, арамейский начал уступать место другим языкам в качестве первого языка широко распространенных еврейских общин. Как и до этого иврит, арамейский со временем стал языком богословов. XIII века «Зоар» , изданный в Испании, и популярная пасхальная песня XVI века «Хад Гадия» , изданная в Богемии, свидетельствуют о сохраняющейся важности языка Талмуда еще долгое время после того, как он перестал быть языком народа.

20 век [ править ]

Арамейский язык продолжал оставаться первым языком еврейских общин, которые оставались в арамейскоязычных районах по всей Месопотамии. В начале 20-го века десятки небольших еврейских общин, говорящих на арамейском языке, были разбросаны по обширной территории, простирающейся между озером Урмия и равниной Мосула , а также на востоке до Санандаджа . В том же регионе проживало также много христианского населения, говорящего на арамейском языке. В некоторых местах, например в Захо , еврейская и христианская общины легко понимали арамейский язык друг друга. В других, таких как Санандадж, евреи и христиане, говорящие на разных формах арамейского языка, не могли понимать друг друга. Среди различных еврейских диалектов взаимопонимание стало весьма спорадическим.

В середине 20-го века основание Государства Израиль привело к распаду многовековых арамейскоязычных общин. Сегодня большинство носителей еврейского арамейского языка живут в Израиле, но их отдельные языки постепенно заменяются современным ивритом .

Современные диалекты [ править ]

Современные еврейские арамейские языки все еще известны по своему географическому положению до возвращения в Израиль.

К ним относятся:

Иудео-арамейские исследования [ править ]

Иудео-арамейские исследования прочно зарекомендовали себя как особая междисциплинарная область сотрудничества между иудаизмом и арамейскими исследованиями . Полный объем иудео-арамейских исследований включает не только лингвистическое, но и все культурное наследие арамейскоязычных еврейских общин, как историческое, так и современное. [4]

Некоторые ученые, не являющиеся экспертами в области еврейских или арамейских исследований, склонны упускать из виду важность иудео-арамейского культурного наследия.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бейер 1986 .
  2. ^ Ф. Розенталь; Дж. К. Гринфилд; С. Шакед (15 декабря 1986 г.), «Арамейский язык» , Энциклопедия Ираника , Ираника Онлайн
  3. ^ Фрай, Ричард Н.; Водитель, гр. (1955). «Обзор «Арамейских документов пятого века до нашей эры» Г.Р. Драйвера ». Гарвардский журнал азиатских исследований . 18 (3/4): 456–461. дои : 10.2307/2718444 . JSTOR   2718444 . п. 457.
  4. ^ Моргенштерн 2011 .

Источники [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46bea02ad0a4ab2598c8c2bc282b2d54__1706342280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/54/46bea02ad0a4ab2598c8c2bc282b2d54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judeo-Aramaic languages - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)