Неоарамейские языки
неоарамейский | |
---|---|
Современный арамейский | |
Географический распределение | Ирак , Иран , Сирия , Турция , Ливан и ассирийская диаспора. |
Лингвистическая классификация | Афро-азиатский |
Подразделения | |
глоттолог | арам1259 (Арамейский) |
Неоарамейские разновидности или современные арамейские языки представляют собой арамейского , языка которые развились в период позднего средневековья и раннего Нового времени и продолжаются по сей день как разговорные (разговорные) языки современных арамейскоязычных сообществ. [1] В области изучения арамейского языка [2] Классификация неоарамейских языков была предметом особого интереса среди ученых, которые предложили несколько разделений на две (западные и восточные), три (западные, центральные и восточные) или четыре (западные, центральные, северо-восточные и юго-восточные) первичные группы. . [3] [4]
С точки зрения социолингвистики , неоарамейские языки также классифицируются по различным этнолингвистическим и религиозно-лингвистическим критериям, охватывающим этнические и религиозные линии и охватывающим группы, придерживающиеся христианства , иудаизма , мандеизма и ислама . [5]
Христианские неоарамейские языки долгое время сосуществовали с классическим сирийским языком как литературный и литургический язык сирийского христианства . [6] Поскольку классический сирийский язык и подобные архаические формы, такие как таргумский арамейский (старая иудео-арамейская разновидность) и классический мандейский язык , больше не являются разговорными, они не классифицируются как неоарамейские языки. Однако классические языки продолжают оказывать влияние на разговорные неоарамейские языки.
Наиболее известные неоарамейские разновидности принадлежат центрально-неоарамейской и северо-восточной неоарамейской группам. На них говорят преимущественно (хотя и не полностью исключительно) этнические ассирийцы , являющиеся приверженцами Ассирийской Церкви Востока , Древней Церкви Востока , Сирийской Православной Церкви , Халдейской Католической Церкви и некоторых других конфессий. Среди других говорящих - мусульмане и христиане- арамейцы (сирийцы). [7] [8] [9] из Маалюлы и Джуббадина , говорящих на находящемся под угрозой исчезновения западном неоарамейском языке, мандеев и некоторых евреев-мизрахи . Сегодня число свободно говорящих на неоарамейском языке значительно меньше, а новые поколения ассирийцев, как правило, не овладевают языком в полной мере, тем более что многие из них эмигрировали и аккультурировались в своих новых странах проживания, а арамейские языки других меньшинств вытесняются местными. языки большинства. [10]
История
[ редактировать ]В период поздней античности и на протяжении всего средневековья лингвистическое развитие арамейского языка было отмечено сосуществованием литературных и народных форм. Доминирующей литературной формой среди христиан, говорящих на арамейском языке, был эдесский арамейский язык (урхайя), который стал известен как классический сирийский язык (термин, придуманный западными учеными). В то же время арамейскоязычные евреи имели свои литературные языки ( иудео-арамейские языки ). Наряду с доминирующими литературными формами различные народные использовались также формы с характерными региональными вариациями. К периоду позднего средневековья литературные формы, используемые христианами, говорящими на арамейском языке, были в основном связаны с религиозной сферой жизни (литургическое использование), в то время как народные формы продолжали развиваться и в период раннего Нового времени. Постепенно некоторые из этих неоарамейских разговорных форм стали использоваться и в литературных целях. [11]
В XIX веке впервые началось систематическое изучение неоарамейских языков. [12] а к началу 20 века некоторые неоарамейские разновидности уже вступили в современную фазу своего языкового развития, отмеченную появлением различных неоарамейских публикаций, а также учреждением современных школ и других учреждений.
Это развитие было серьезно прервано началом Первой мировой войны (1914–1918 гг.) и зверствами, совершенными против арамейскоязычных общин во время Сейфо (геноцида). Вытеснение многих общин из родных регионов нарушило языковой континуум, а также создало новые группы носителей неоарамейского языка по всей диаспоре . Эти события оказали глубокое влияние на дальнейшее развитие неоарамейских общин, затронув все сферы жизни, включая различные культурные вопросы, связанные с их языком. [12]
Разновидности
[ редактировать ]На протяжении всей истории арамейского языка существовала диалектная граница, разделяющая западную и восточную разновидности, проходящая через Сирийскую пустыню с юго-востока на северо-запад. [13]
Только западный неоарамейский язык , на котором говорят в Маалуле и Джуббадине в Антиливанских горах христианские и мусульманские арамейские (сирийские) общины, остается свидетелем западных разновидностей, которые раньше были гораздо более распространены в Палестине (о чем свидетельствует в вариантах первого тысячелетия нашей эры, таких как самаритянский арамейский , еврейский палестинский арамейский и христианский палестинский арамейский ). [14]
Все остальные неоарамейские языки представляют собой восточные разновидности, но с небольшой однородностью. Наиболее отчетливым в этой группе является современный мандайский язык , который имеет низкую разборчивость по сравнению с другими разновидностями. Он является прямым потомком классического мандейского языка , который уходит своими корнями в персов находившийся под влиянием арамейский язык империи Аршакидов, . На современном мандайском языке свободно говорят не более нескольких сотен человек.
Спикеры
[ редактировать ]Число современных носителей неоарамейских языков оценивается примерно от 575 000 до 1 000 000, подавляющее большинство из которых — ассирийцы . Самая большая из подгрупп говорящих — это ассирийский неоарамейский язык , на котором говорят примерно 500 000 человек, халдейский неоарамейский язык , на котором говорят примерно 240 000 человек, туройо (сурайт), на котором говорят примерно 100 000 человек, и несколько тысяч человек, говорящих на других неоарамейских языках (т. е. современный иудео-арамейский язык). разновидности и ботанский неоарамейский язык и другие), что дает в общей сложности более 870 000 носителей неоарамейского языка. [15] [16] [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бейер 1986 , с. 53.
- ^ Брок 1989 , с. 11–23.
- ^ Йылдыз 2000 , с. 23–44.
- ^ Ким 2008 , с. 505–531.
- ^ Генрихс 1990 .
- ^ Мурре ван ден Берг 2008 , с. 335–352.
- ^ Семитское наследие северо-западной Сирии, с. 271
- ^ «… Сирийцы Маалюлы сохраняли свою сирийскую идентичность с древних времен, и существует множество свидетельств их сирийского происхождения, особенно в Маалюле, Айн Тине, Бахахе и Джубаадине…», переведенная цитата из книги إلياس أنطون نصر الله في معلولا, п. 45
- ^ «Помощь арамейской деревне Маалула эВ | проект помощи в Сирии» .
- ^ Терпение 2003 , с. 222–234.
- ^ Мурре ван ден Берг 2008 , с. 335-352.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мачух 1990 , с. 214.
- ^ Бейер 1986 , с. 11.
- ^ Брок, Себастьян. 2017. Введение в сирийские исследования. стр. 12
- ^ Ассирийский неоарамейский язык от Ethnologue
- ^ «Халдейский неоарамейский язык | Этнолог» .
- ^ «Туройо | Этнолог» .
Источники
[ редактировать ]- Арнольд, Вернер (1990). «Новые материалы по западному неоарамейскому языку» . Исследования на неоарамейском языке . Атланта: Scholars Press. стр. 131–149. ISBN 9781555404307 .
- Арнольд, Вернер (2008). «Корни qrṭ и qrṣ в западном неоарамейском языке» . Арамейский язык в его историческом и лингвистическом контексте . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 305–311. ISBN 9783447057875 .
- Арнольд, Вернер (2012). «Западный неоарамейский» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 685–696. ISBN 9783110251586 .
- Бейер, Клаус (1986). Арамейский язык: его распространение и подразделения . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525535738 .
- Брок, Себастьян П. (1989). «Три тысячи лет арамейской литературы» . Периодическое издание АРАМ . 1 (1): 11–23.
- Хеберль, Чарльз Г. (2012). «Неомандайский» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 725–737. ISBN 9783110251586 .
- Генрихс, Вольфхарт , изд. Исследования на неоарамейском языке . Атланта: Scholars Press. ISBN 9781555404307 .
- Ястроу, Отто (1993) [1967]. Теория звуков и форм в неоарамейском диалекте Мидина в Тур Абдине . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 9783447033343 .
- Ястроу, Отто (2002) [1992]. Учебник языка тюройо . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 9783447032131 .
- Ястроу, Отто (2012). «Туройо и Млахсо» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 697–707. ISBN 9783110251586 .
- Джозеф, Джон Б. (2000). Современные ассирийцы Ближнего Востока: история их встречи с западными христианскими миссиями, археологами и колониальными державами . Лейден: Брилл. ISBN 9004116419 .
- Капелюк, Ольга (2012). «Языковой контакт между арамейскими диалектами и иранским» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 738–747. ISBN 9783110251586 .
- Кираз, Джордж А. (2007). «Ктобонойо сирийский: некоторые наблюдения и замечания» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 10 (2): 129–142.
- Хан, Джеффри (2012). «Северо-восточный неоарамейский» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 708–724. ISBN 9783110251586 .
- Хан, Джеффри (2018). «Звуковой символизм в неоарамейском языке» . Ближневосточные и арабские очерки: исследования в честь Джона Ф. Хили . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 197–214. ISBN 978-0-19-883106-8 .
- Хан, Джеффри (2018). «Заметки об историческом развитии и синтаксисе связки в северо-восточных неоарамейских диалектах» . Арамейские исследования . 16 (2): 234–269. дои : 10.1163/17455227-01602010 . S2CID 195503300 .
- Хан, Джеффри (2019). «Неоарамейские диалекты Восточной Анатолии и Северо-Западного Ирана» . Языки и лингвистика Западной Азии: реальная перспектива . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 190–236. ISBN 9783110421743 .
- Хан, Джеффри (2019). «Неоарамейские диалекты Северного Ирака» . Языки и лингвистика Западной Азии: реальная перспектива . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 305–353. ISBN 9783110421743 .
- Хан, Джеффри (2019). «Неоарамейские диалекты Западного Ирана» . Языки и лингвистика Западной Азии: реальная перспектива . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 481–532. ISBN 9783110421743 .
- Хан, Джеффри (2019). «Неоарамейские диалекты и их историческая подоплека» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 266–289. ISBN 9781138899018 .
- Ким, Рональд (2008). «Штаммбаум или континуум? Пересмотр подгрупп современных арамейских диалектов» . Журнал Американского восточного общества . 128 (3): 505–531.
- Кротков, Георг (1990). «Аннотированная библиография неоарамейского языка» . Исследования на неоарамейском языке . Атланта: Scholars Press. стр. 3–26. ISBN 9781555404307 .
- Менгоцци, Алессандро (2011). «Неоарамейские исследования: обзор последних публикаций» . Фолиа Восточная . 48 : 233–265.
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2008). «Классический сирийский, неоарамейский и арабский языки в Церкви Востока и Халдейской церкви между 1500 и 1800 годами» . Арамейский язык в его историческом и лингвистическом контексте . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 335–352. ISBN 9783447057875 .
- Пуаза, Бруно (2008). Мануэль де Суре (на французском языке). Париж: Гетнер. п. 271. ИСБН 978-2-7053-3804-6 .
- Прим, Юджин ; Сочин, Альберт (1881). Неоарамейский диалект Тура Абдина . Геттинген: Verlag Ванденхука и Рупрехта.
- Отец Жан Риторе (1912). Грамматика суретского языка (на французском языке). Мосул: типография отцов-доминиканцев. п. 255.
- Костаз, Луи (1963). Сирийско-английский словарь . Католическая типография в Бейруте. п. 421.
- Мачух, Рудольф (1990). «Недавние исследования неоарамейских диалектов» . Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 53 (2): 214–223. дои : 10.1017/S0041977X00026045 . S2CID 162559782 .
- Прим, Юджин ; Сочин, Альберт (1881). Неоарамейский диалект Тура Абдина . Геттинген: Verlag Ванденхука и Рупрехта.
- Орахам, Эй-Джей (1941). Словарь Орахама стабилизированного и обогащенного ассирийского языка и английского языка . п. 576.
- Сабар, Йона (2002). Еврейский неоарамейский словарь: диалекты Амидья, Дихок, Нерва и Захо, Северо-Западный Ирак . Висбаден: Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 9783447045575 .
- Сабар, Йона (2003). «Арамейский язык, который когда-то был международным языком, сейчас находится на грани устаревания: сочтены ли дни его последних остатков?» . Когда языки сталкиваются: взгляды на языковые конфликты, языковую конкуренцию и языковое сосуществование . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. стр. 222–234. ISBN 9780814209134 .
- Тезель, Азиз (2003). Сравнительные этимологические исследования в западно-неосирийском (Ṭūrōyo) лексиконе: с особым акцентом на омонимы, родственные слова и заимствования, имеющие культурное значение . Уппсала: Библиотека Уппсальского университета. ISBN 9789155455552 .
- Тезель, Сина (2015). «Арабский или Сурайт/Туройо» . Арабская и семитская лингвистика в контексте: праздничный сборник Яна Ретсо . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 554–568.
- Тезель, Сина (2015). «Неологизмы в Ṣūrayt/Ṭūrōyo» . Неоарамейский язык в его лингвистическом контексте . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 100–109.
- Уолтисберг, Майкл (2016). Синтаксис Ṭuroyo (= Semitica Viva 55). Висбаден: Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-10731-0 .
- Венингер, Стефан (2012). «Арамейско-арабский языковой контакт» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 747–755. ISBN 9783110251586 .
- Йылдыз, Ефрем (2000). «Арамейский язык и его классификация» . Журнал ассирийских академических исследований . 14 (1): 23–44.