Палестинские евреи
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Палестинские евреи или евреи-палестинцы были еврейскими жителями палестинского региона (известного на иврите как Эрец Исраэль , букв. « Земля Израиля » ) до создания Государства Израиль в 1948 году.
Общий термин, используемый для обозначения еврейских общин Османской Сирии в 19 веке. [1] и Британская Палестина до создания Государства Израиль в 1948 году. [1] является ишувом ( букв. « поселение » ). Проводится различие между «Новым ишувом», который в основном состоял из еврейских иммигрантов и произошел от них, прибывших в Левант во время Первой алии (1881–1903 гг.), и « Старым ишувом », который был ранее существовавшим еврейским ишувом. сообщество Палестины до консолидации сионизма и первой алии.
Помимо применения к евреям, которые жили в Палестине в эпоху британского мандата , термин «палестинские евреи» применялся к еврейским жителям Южной Сирии , что соответствует южной части сирийского региона под властью Османской империи ; Есть также исторические научные примеры, когда евреи, проживавшие в провинциях Палестина Прима и Палестина Секунда (4-7 века н.э.) Византийской империи в поздней античности, назывались палестинскими евреями . [2]
После создания Государства Израиль в 1948 году евреи Подмандатной Палестины стали гражданами Израиля , и термин « палестинские евреи» в значительной степени вышел из употребления и несколько исчез, уступив место современному термину « израильские евреи» .
Исторический обзор
До расчленения Османской империи население территории, включающей современный Израиль, Западный Берег и сектор Газа , не было исключительно мусульманским. Под властью империи в середине 16 века в Палестине проживало не более 10 000 евреев. [3] составляя около 5% населения. К середине XIX века турецкие источники зафиксировали, что 80% населения из 600 000 человек были мусульманами, 10% - арабами-христианами и 5–7% - евреями. [4]
Положение еврейской общины в Палестине было более сложным, чем в соседних арабских странах . [5] В то время как в Йемене , Ираке , Сирии и Ливане общины были в основном однородными в этническом и конфессиональном плане, в Палестине в XIX веке еврейские паломники и европейские христианские колониальные проекты привлекали большое количество иммигрантов-ашкенази из Восточной Европы и сефардских групп из Болгарии , Турции. и Северной Африки . [5] Евреи Палестины не были исключительно иберийского происхождения и включали значительные общины, говорящие на идиш, которые обосновались в Палестине столетиями ранее. [5]
К концу османской эпохи в Палестине коренные еврейские общины жили в основном в четырех «священных городах»: Цфате , Тверии , Хевроне и Иерусалиме . [5] Еврейское население состояло из ашкенази ( говорящих на идише ), сефардов (говорящих на иудео-испанском языке) и магрибимов (говорящих на арабском языке в Северной Африке) или мизрахимов (евреев Ближнего Востока, что можно сравнить с арабским термином Машрикиюн , или «жители Востока»). Большинство евреев в четырех священных городах, за исключением Иерусалима, говорили на арабском и иудео-испанском языках . [5] Доминирующим языком среди евреев в Иерусалиме был идиш из-за массовой миграции благочестивых евреев-ашкенази из России и Восточной Европы . Тем не менее, в 1882 году в Иерусалиме было зарегистрировано 7620 сефардов/мизрахимов/магрибимов, из которых 1290 были магрибимами из Магриба или Северной Африки. Уроженцы города, они были турецкими подданными и свободно говорили по-арабски. [5] Арабский язык также служил лингва-франка между сефардами/мизрахимами/магрибимами и ашкенази и их арабскими коллегами-неевреями в смешанных городах, таких как Цфат и Хеврон. [5] Однако в греко-римский период основным языком палестинских евреев был арамейский , семитский язык, тесно связанный с ивритом. [6]
В повествовательных произведениях арабов в Палестине в позднеосманский период, о чем свидетельствуют автобиографии и дневники Халила ас-Сакакини и Васифа Джаухарии , «коренные» евреи часто упоминались и описывались как абнаа аль-балад (сыны страны ), «соотечественники», или Яхуд авлад Араб (евреи, сыновья арабов). [5] Когда Первый Палестинский конгресс в феврале 1919 года опубликовал свой антисионистский манифест, отвергающий сионистскую иммиграцию, он приветствовал тех евреев «среди нас, которые были арабизированы , которые жили в нашей провинции еще до войны; они такие же, как и мы». , и их лояльность — наша собственная». [5]
Несмотря на попытки палестинских арабов к 1914 году местное арабское население, объединявшееся под новой концепцией палестинизма, все больше отделялось от арабоязычных евреев из-за сионизма. Несмотря на то, что многие евреи, говорившие по-арабски, идентифицировали себя как «арабы» и поддерживали интеллектуальные связи в Каире, Бейруте и Стамбуле, многие из них также были сторонниками сионизма и еврейской колонизации Палестины. Еврейские газеты, такие как «Ха-Херут», посвященные сефардским проблемам, были просионистскими и проосманскими и во многом похожи на «ХаЦви», которую издавали недавно прибывшие евреи-ашкенази. Попытки ослабить напряженность были предприняты арабоязычными евреями, создавшими общества, такие как ХаМаген, для противодействия антисионизму в арабской прессе, перевода арабских статей, чтобы недавно осевшие евреи могли понимать арабов, и подавления антисемитских публикаций, но это становилось трудным из-за растущая волна националистических публикаций. [7]
В 1920 году арабская газета « Аль-Кудс аш-Шариф» призвала палестинских евреев жить рядом с арабами и отвергнуть сионизм и недавних иммигрантов, апеллируя к долгой истории сефердских евреев с арабами. В 1921 году палестинская делегация в Лондоне заявила британской переговорной команде, что местные сефарды выступают против сионизма, и палестинская пресса начала обращаться к сефардам с призывами, но на этот раз эти призывы встретили жесткое сопротивление со стороны местного палестинского сефардского руководства. [7] Антиеврейские беспорядки 1929 года привели к окончательному разрыву отношений между палестинскими евреями и арабами, причем даже еврейские общины, выступавшие против сионизма, объединились для защиты и создания единого ишува. [8]
Упоминание европейских евреев как палестинцев до 1948 года.
Европейских евреев обычно считали «восточным» народом во многих принимающих их странах, обычно в связи с их предполагаемым происхождением на Ближнем Востоке. Ярким примером этого был прусский философ XVIII века Иммануил Кант , который называл европейских евреев «палестинцами, живущими среди нас». [9]
Название Израиля на арабском языке
Официальные документы, опубликованные в апреле 2013 года Государственным архивом Израиля, показывают, что за несколько дней до создания Государства Израиль в мае 1948 года еврейские чиновники все еще обсуждали, как новая страна будет называться по-арабски: Палестина ( Филастин ), Сион ( Сахюн ) или Израиль ( Isra'il ). Было сделано два предположения: «Что арабское государство должно было быть создано рядом с еврейским в соответствии с резолюцией ООН о разделе, принятой годом ранее, и что еврейское государство будет включать в себя большое арабское меньшинство, чувства которого необходимо принимать во внимание». . В конце концов официальные лица отвергли название «Палестина», поскольку считали, что это будет название нового арабского государства и может вызвать путаницу, поэтому они выбрали самый простой вариант: Израиль. [10]
Спор по поводу использования термина « Палестинский еврей»
Использование Организации освобождения Палестины
Палестинская национальная хартия ООП с поправками, внесенными Палестинским национальным советом в июле 1968 года, определяла палестинцев как «тех арабских граждан, которые до 1947 года обычно проживали в Палестине, независимо от того, были ли они выселены из нее или остались там. Любой, кто родился после этого дата, отец-палестинец – будь то в Палестине или за ее пределами – также является палестинцем. Евреи, которые обычно проживали в Палестине до начала сионистского вторжения, будут считаться палестинцами». [11] [12]
Израильское использование
Яаков Меир (родившийся в 1856 году в Иерусалиме), первый главный сефардский раввин , назначенный в Подмандатной Палестине , предпочитал не использовать термин «палестинский еврей» из-за своей сионистской принадлежности. Он свободно говорил на иврите и поощрял строительство новых еврейских кварталов в Иерусалиме, а также восстановление независимого израильского еврейского государства. [13]
Бен-Цион Меир Хай Узиэль (родился в 1880 году в Иерусалиме) был главным сефардским раввином Подмандатной Палестины с 1939 по 1948 год и Израиля с 1948 по 1954 год. В 1925–46 годах он был делегатом Мизрахи на Сионистском конгрессе. Как религиозный сионист , он твердо верил в искупление Израиля и возвращение еврейских изгнанников на землю, чтобы создать религиозное еврейское государство Израиль. Будучи решительным сторонником израильского национализма, в своей книге « Искупление Израиля» он писал: «Мы все желаем, чтобы сбор изгнанников происходил со всех мест, где они были рассеяны; и чтобы наш святой язык был на нашем языке». устах и на устах наших детей, в строительстве Земли и ее процветании руками и трудом Израиля, и мы все будем стремиться увидеть флаг свободы и искупления, развевающийся во славе и силе на стенах Иерусалима». [14]
Мордехай Элияху (родился в 1929 году в Иерусалиме) был видным раввином , посеком и духовным лидером. Он служил главным сефардским раввином Израиля с 1983 по 1993 год. Поскольку Элияху был одним из духовных лидеров религиозного сионистского движения, он отказался использовать термин «палестинец» и считал, что все евреи должны воздерживаться от использования этого термина. Он был ярым противником размежевания сектора Газа в 2005 году и поддерживал еврейские поселения в секторе Газа и на Западном берегу. Его считали несколько противоречивым из-за его многолетней поддержки радикального правого религиозного сионистского движения. Элияху был другом раввина Меира Кахане и его семьи. [15]
Ури Дэвис , гражданин Израиля , академик, активист и член-наблюдатель Палестинского национального совета, живущий в арабском городе Сахнин , назвал себя «антисионистским палестинским евреем». Дэвис объяснил: «Я не называю себя палестинским евреем, но на самом деле я палестинский еврей. Я родился в Иерусалиме в 1943 году в стране под названием Палестина, и в моем свидетельстве о рождении написано «Правительство Палестины». , ни там. Это важно только в политическом контексте, в котором я нахожусь, и в политическом контексте, который имеет отношение к моей работе, моей защите критики сионизма . Однако это ни здесь ." [16] С тех пор он принял ислам в 2008 году, чтобы жениться на палестинской мусульманке Миясар Абу Али, с которой он познакомился в 2006 году. [17] С тех пор он больше не считает себя евреем.
Тали Фахима , израильская пропалестинская активистка, описывает свою национальность как палестинку. Фахима родилась в Кирьят-Гате , развивающемся городе на юге Израиля, в семье алжирских евреев . Фахима живет в арабской деревне Ар'ара на севере Израиля и работает учителем иврита . В июне 2010 года сообщалось, что она приняла ислам в мечети в Умм-эль-Фахме .
Актер, режиссер и активист Джулиано Мер-Хамис , сын матери-израильской еврейки и отца- палестинца , в интервью 2009 года Армейскому радио Израиля назвал себя «100-процентным палестинским арабом и 100-процентным евреем». [18]
Палестинцы еврейского происхождения
Термин «евреи-палестинцы» также может относиться к палестинским семьям еврейского происхождения. [19] На протяжении многих лет на территории нынешнего Западного берега было зарегистрировано несколько отчетов, документирующих традиции еврейского происхождения, а также обычаи, связанные с иудаизмом .
Одним из примечательных примеров является семья Махамра , проживающая в Ятте и прилегающих районах Хевронских холмов , которая заявляет о своем происхождении от еврейского племени, изгнанного из Хайбара . [20] Согласно их традиции, их предок Мухеймар, еврей, завоевал деревню много веков назад. Кроме того, есть сообщения о том, что клан соблюдает еврейские обычаи, такие как зажигание свечей во время Хануки и воздержание от употребления верблюжьего мяса , что распространено в этом регионе. Сообщается также, что они избегают смешанных браков с представителями других кланов. Некоторые ученые поддерживают историю их происхождения, в то время как другие предполагают, что они представляют собой остатки древней еврейской общины в этом районе. Кроме того, одна теория предполагает, что их имя, Махамра, что в переводе с арабского означает « виноделы », отражает профессию, запрещенную в исламе . [21] [22] [23] [24]
Традиции еврейского происхождения были также задокументированы в других районах Хевронских холмов, в том числе среди кланов Савара и Шатрит в Халхуле . [25] [26] а также клан Раджуб из Дура . [27] Аналогичным образом, в 1920-е годы несколько палестинских семей, проживавших в Бейт-Ханине (Дар-Абу-Зухейр) и ныне опустевшей Лифте (Абу-Аукаль), расположенной недалеко от Иерусалима , а также семьи в Бейт-Уммаре и ныне опустевшем Байт-Наттифе в Было зарегистрировано, что Хевронские холмы поддерживают традиции еврейского происхождения. [28]
См. также
- Древние синагоги в Палестине
- арабские евреи
- История евреев и иудаизма в Земле Израиля
- История евреев в городе Газа
- еврейский палестинский арамейский
- Машрики евреи
- Мизрахи евреи
- Палестинский Гаонат
- Палестинский минхаг
- Палестинские раввины
- Палестинский Талмуд
- Палестинская вокализация
- Сабра (человек)
- самаритяне
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ишув» . Оксфордский онлайн-словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ Масалха, Нур (2016). «Концепция Палестины: концепция Палестины от позднего бронзового века до современного периода» . Журнал исследований Святой Земли и Палестины . 15 (2): 175, 188. doi : 10.3366/hlps.2016.0140 . ISSN 2054-1988 .
- ^ Питерс, Фрэнсис Э. (2005). Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции, Том II: Слова и воля Бога . Издательство Принстонского университета. п. 287. ИСБН 978-0-691-12373-8 .
- ^ Рубенберг, Шерил А. (1989). Израиль и американские национальные интересы: критическое исследование . Издательство Университета Иллинойса. п. 26. ISBN 978-0-252-06074-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Салим Тамари . «Исхак аль-Шами и затруднительное положение арабских евреев в Палестине» (PDF) . Иерусалим Ежеквартальный . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 года . Проверено 23 августа 2007 г.
- ^ EP Сандерс, Ярослав Ян Пеликан (2015). Британская энциклопедия, https://www.britanica.com/biography/Jesus
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фишман, Луи (15 марта 2021 г.). «Голоса арабских евреев в Османской Палестине: зажаты между сефардами и палестинцами». Обзор истории культуры. XVIII-XXI века (2). дои : 10.4000/rhc.915 .
- ↑ Моше Сакал, «Настоящая точка невозврата в еврейско-арабском конфликте», в газете «Гаарец», 4 января 2014 г., обзор Гиллеля Коэна, Тарпат: Шнат Хаефес Басихсух Хайегуди-Арави (1929: Нулевой год Еврейско-арабский конфликт), Keter Publishing & Ivrit, 2013: «Ни один фактор не способствовал большему собранию под общей политической крышей [как] ветеранских еврейских общин, так и сионистского ишува [догосударственной еврейской общины в Палестине], который был затем возобновились, чем беспорядки 1929 года. Нападения арабов вынудили евреев Востока и Магриба, проживавших в стране, включая тех, кто ранее отшатнулся от этого, присоединиться к сионистам, укрыться под их крылом и попросить их защита. Или, говоря более резко: арабы создали в 1929 году еврейский ишув в Палестине».
- ^ Кант, Иммануил (1974): Антропология с прагматической точки зрения. Перевод Мэри Дж. Грегор. Гаага: Мартинус Нийхофф, цитируется в Чаде Алан Голдберг, «Возвращение к политике» . Университет Висконсина-Мэдисона
- ^ «Почему первые лидеры Израиля решили не называть страну «Палестиной» по-арабски – The Times of Israel» . Таймс Израиля .
- ^ «Палестинская национальная хартия: резолюции Палестинского национального совета от 1–17 июля 1968 г.: статьи 6–7» . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Хаммер, Джулиана (2009). Палестинцы, рожденные в изгнании: диаспора и поиск родины . Издательство Техасского университета. п. 81. ИСБН 9780292779273 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Исайя Фридман, Германия, Турция и сионизм 1897–1918 гг .
- ^ «Рав Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1880–1953)» . mizrachi.org .
- ^ «Бывший главный раввин Мордехай Элияху: Любой премьер-министр, который осуществит размежевание, покинет этот мир - FailedMessiah.com» . typepad.com .
- ^ Кевин Спургайтис (2004). «Палестинские евреи высказываются против «государства апартеида» » . Католическое «Новое время» .
- ^ Фридман, Сет (1 сентября 2009 г.). «Одинокая борьба Ури Дэвиса» . Хранитель . Лондон . Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ Дала, Саиф. «Режиссер еврейско-арабского происхождения застрелен на севере Западного берега» . Агентство Франс Пресс. Архивировано из оригинала 8 апреля 2011 года . Проверено 4 апреля 2011 г.
- ^ Шапира, Ури. «Познакомьтесь с «еврейскими» палестинцами в городе Ята на Западном Берегу» . www.i24news.tv . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Лоуин, Шари (1 октября 2010 г.), «Хайбар» , Энциклопедия евреев в исламском мире , Брилл, стр. 148–150, doi : 10.1163/1878-9781_ejiw_com_0012910 , получено 22 июня 2023 г. ,
Евреи Хайбара также появляются в арабском фольклоре. . [...] Семья Мухамара из арабской деревни Ютта, недалеко от Хеврона, ведет свое происхождение от евреев Хайбара. Семьи из других близлежащих деревень рассказывают о подобных родословных.
- ^ Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 407–413.
- ^ «Генетическая бомба | Маарив | 8 сентября 1989 г. | Коллекция прессы | Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Сар-Ави, Дорон (2019). «Откуда взялись арабские «евреи»?» . Журнал Сегула . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ «Убийцы Ятты» . «Джерузалем Пост» . 8 июля 2016 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Гроссман, Д. (1986). «Колебания в сельских поселениях Самарии и Иудеи в период Османской империи». в исследованиях Шомрона . Дар С., Сафрай С. (ред.). Тель-Авив: Издательство Хакибуц Хамеухад. п. 367
- ^ «Последний необлагаемый налогом Моха-Кен | Шаарим | 11 января 1952 года | Пресс-сборник | Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ «Я действовал как помощник Израиля, но я не предал палестинский народ » . Макор Ришон . 13 мая 2017 года . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 219, 409.
Дальнейшее чтение
- Дэвид Мучлински. 2021. « Мечи и орала: права собственности, коллективные действия и негосударственное управление в еврейской общине Палестины 1920–1948 гг .». Американский обзор политической науки .
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с еврейским народом Палестины, на Викискладе?