Иешива Эрец Исраэль
Иешива Эрец Исраэль ( ивр . ישיבת ארץ ישראל ) была главной талмудической академией в Сирийской Палестине и центральным юридическим органом палестинской еврейской общины в середине девятого века или даже раньше, вплоть до ее упадка в одиннадцатом веке. Он конкурировал с талмудическими академиями в Вавилонии ( Нижняя Месопотамия ) за поддержку растущих диаспоральных общин . [ 1 ] Египетские и немецкие евреи особенно считали Эрец Исраэль геонимов своими духовными лидерами. [ 2 ]
История палестинского гаоната раскрыта в документах, обнаруженных в Каирской Генизе в 1896 году. О геонимах до середины девятого века имеется скудная информация. Сохранившиеся материалы по существу представляют собой список Седер Олам Зутта, относящий всех геонимов к Мар Зутре . [ 3 ]
В середине девятого века руководство академией было переведено из Тверии в Иерусалим . [ 4 ] он был вынужден переехать в Тир, Ливан В 1071 году ; власть была позже передана Фустату , Египет . Палестинская академия, вероятно, прекратила свое существование до того, как христиане завоевали Палестину . Традиция палестинского гаоната, по-видимому, сохранилась в Дамаске , поскольку Вениамин Туделинский (ок. 1170 г.) говорит, что учителя Дамаска считались «учебными главами Земли Израиля». [ 5 ]
Гаонат в Эрец Исраэль
[ редактировать ]До середины 9 века сведения о геонимах приводятся в Седер Олам Зутта , который связывает всех геонимов с Мар-Зутрой III (и тем самым с линией Давида ). Фрагменты, найденные в Каирской генизе, противоречат списку, утверждая, что академию в Тверии в середине VIII века возглавлял член священнического рода. [ 6 ] [ а ]
Свидетельством существования академии в Палестине при жизни Хай бен Шериры , последнего вавилонского гаона, является упоминание о рукоположении Иосии Хабера в «священной иешиве Палестины» в документе, датированном 1031 годом. Постскриптум к незначительной летописной датировке. от 1046 г. говорится, что Соломон бен Иуда был тогда «главой Иерусалимской академии». Три поколения потомков предшественника Соломона, Соломона Ха-Коэна бен Иосифа, возглавляли раввинский институт и носили титул «гаон». Соломон Ха-Коэн бен Иосиф правил примерно шесть месяцев в 1025 году. [ 7 ] Произведение одного из геонимов Палестины, Мегилат Авиафар Авиафара бен Илии ха-Коэна , которое было обнаружено Шехтером в каирской Генизе и дает очень ясное описание этого эпизода в истории евреев Палестины. [ 5 ]
ежедневно возносились молитвы В XI веке в Пещере Патриархов за благополучие главы Гаоната. [ 8 ]
Иерархия академии
[ редактировать ]Иерархия академии была аналогична иерархии Вавилонии, хотя она стала династическим учреждением. Три основные позиции контролировались тремя семьями, две из которых заявляли о своем священническом происхождении. [ 9 ] Ав Бейт Дин , председатель суда, занимал второе место после гаона, а третий по величине пост занимал другой член коллегии, называемый «третьим» ( ха-шелиши ). Письмо в «Mittheilungen aus der Sammlung der Papyrus Erzherzog Rainer» адресовано Соломону бен Иуде, «первому гаону Палестины». В этом письме ясно видна такая же тесная связь между евреями Египта и евреями Палестины, какая указана в Мегилат Авиафар . После его смерти наследником Соломона бен Иуды стал Даниил бен Азария , отпрыск дома эксилархов , перешедший из Вавилона в Палестину и ранее нанесший много зла братьям Иосифу и Илии Ха-Коэн бен Соломон Гаон, был избран гаоном, в исключение Иосифа, который остался в бейт-дине . Иосиф умер в 1053 году, и его брат Илия стал ав бейт-дин. Даниэль бен Азария умер в 1062 году после продолжительной и серьезной болезни, которую, как говорят, он считал наказанием за жестокое обращение со своими предшественниками. Теперь Илия стал гаоном, и число должностей сократилось до 1084. [ 5 ]
Изгнание и оспариваемая власть
[ редактировать ]После взятия Иерусалима турками -сельджуками в 1071 году гаонат был перенесен из Иерусалима, по-видимому, в Тир. В 1082 году Илия Гаон Палестинский созвал большое собрание в Тире. По этому случаю он назначил своего сына Авиафара своим преемником гаоната, а другого своего сына, Соломона, - ав бейт дин. В 1084 году Илия провел совет в Хайфе . [ 10 ] Вскоре после этого он умер и был похоронен в Галилее , возле старых гробниц Таннаика , при большом скоплении людей, присутствовавших на погребении.
Вскоре после вступления Авиафара в должность эксилархом Египта был провозглашен Давид бен Даниил, потомок вавилонских эксилархов. Бен-Даниэлю удалось добиться признания его власти общинами палестинского и финикийского побережья, причем только Тир какое-то время сохранял свою независимость. Но когда в 1089 году этот город вновь перешел под власть Египта, египетский эксиларх подчинил и его общину, вынудив Авиафара покинуть академию. Однако академия оказала эксиларху сопротивление, объявив его претензии недействительными и указав на его безбожие и тиранию во время пребывания у власти. Были проведены постные службы (1093 г.), и власть египетского эксиларха вскоре закончилась. Нагид Мегилу Меборак, которому бен Даниил был обязан своим возвышением, созвал большое собрание, которое свергло его и восстановило Авиафара в должности гаона в Ияре 1094 года. Авиафар написал свою в память об этом событии. [ 5 ]
Несколько лет спустя, во время Первого крестового похода общине , Авиафар отправил письмо константинопольской . Он датируется Триполем Финикийским , откуда, возможно, была перенесена академия. Авиафару наследовал его брат Соломон. В недатированном анонимном письме рассказывается о противоречиях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться академии. [ 5 ]
Трансфер в Египет
[ редактировать ]Следующее поколение потомков Соломона Ха-Коэна бен Иосифа жило в Египте. В 1031 году Маслия бен Соломон ха-Коэн , сын Соломона бен Илии, обратился от «ворот Академии Фустата» к человеку по имени Авраам, в котором он приводит всю свою родословную, добавляя полный титул «гаон», рош ешиват геон Яков», на имена его отца, деда и прадеда. Палестинская академия, вероятно, прекратила свое существование до того, как христиане завоевали Палестину, и ее глава, гаон Маслиах, отправился в Фустат, где существовала академия, вышедшая из-под власти Института раввинского руководства Эрец-Исраэль во времена Египетский эксиларх Давид бен Даниэль.
Неизвестно, какую должность занимал Маслиах в Фустате, хотя он сохранил свой титул гаона. Дочь Маслиаха подарила академии книгу Самуила бен Хофни , которую она унаследовала от своего деда, гаона Соломона бен Илии. В 1112 году « Муштамиль» , филологический труд караимского ученого Аарона Иерусалимского , был переписан для Илии, сына гаона Авиафара, «внука гаона и правнука гаона». В 1111 году тот же Илия приобрел у Фустата Хананеля бен Хушиэля комментарий к Книге Иисуса Навина , который впоследствии попал в руки его двоюродного брата, гаона Маслиаха. Здесь можно отметить, что геоническая семья Палестины имела ааронитское происхождение и что Авиафар считал Ездру своим предком. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Седер Олам Зутта 1» . www.sefaria.org . Проверено 22 марта 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффри Л. Рубинштейн (2002). Раввинские истории . Паулист Пресс. п. 89. ИСБН 978-0-8091-0533-5 .
- ^ Исаак Ландман (1942). Универсальная еврейская энциклопедия…: авторитетное и популярное изложение евреев и иудаизма с древнейших времен . Универсальная еврейская энциклопедия, Inc. п. 72.
- ^ Элизур, С. Вклад в историю гаоната в восьмом веке: Элегия главе академии в Палестине , Сийон 1999, том. 64, №3, с. 311-348, [Примечание(и): XXI (39 с.)]. Историческое общество Израиля, Иерусалим, ИЗРАИЛЬ (1935).
- ^ Колледж Дропси по изучению иврита и родственных языков; Университет Дропси; Анненбергский научно-исследовательский институт; Пенсильванский университет. Центр иудаистических исследований (1942). Еврейское ежеквартальное обозрение . Колледж Дропси по изучению иврита и родственных языков.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гаон , Еврейская энциклопедия.
- ^ Религиозно-теологические рефераты . Богословские публикации. 2000.
- ^ Гил, Моше (1992), История Палестины, 634–1099 , перевод Бройдо, Этель, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 671 (раздел 858), ISBN 9780521599849
- ^ Энциклопедия иудаики . Макмиллан. 1971. с. 648.
- ^ Джеффри Л. Рубинштейн (2005). Культура Вавилонского Талмуда . Джу Пресс. п. 152. ИСБН 978-0-8018-8265-4 .
- ^ Исидор Зингер; Сайрус Адлер (1964). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен . Ктав Паб. Дом. п. 156.
В 1084 году Илия ха-Коэн, гаон Палестины, провел совет в Хайфе.