Чушиэль

Хушиэль бен Эльханан был президентом бет-мидраша в Кайруане, Тунис, в конце 10 века. Вероятно, он родился в Италии , но его происхождение и путешествия остаются неясными, а его возможное прибытие в Кайрван является предметом хорошо известной истории.
Хошиэль бен Эльханан | |||||||||||||
Мы творили чудеса | Раввин Хананель | ||||||||||||
История четырех заключенных
[ редактировать ]Согласно Сефер Ха-Каббала Авраама ибн Дауда , Хушиэль был одним из четырех ученых, которые были захвачены Абд ар-Рахманом III , арабским адмиралом, во время путешествия из Бари в Элаиуссу-Севасте, чтобы собрать деньги «для приданого бедных невест». ." Хушиэль был продан в рабство в Северной Африке , но еврейские общины выкупили его и трех других раввинов в Александрии , Кордове и Кайруане . Получив выкуп, Хушиэль отправился в Кайруан, древний центр талмудической науки. [ 1 ] Там его талмудические знания позволили ему занять должность президента бет ха-мидраша. [ 2 ] — вероятно, после смерти Яакова бен Ниссима .
Однако письмо с автографом Хушиэля, обнаруженное в каирской Генизе , [ 3 ] адресованное Шемарии бен Эльханану , главному раввину Каира (предположительно Ибн Дауд был схвачен вместе с Хушиэлем), имеет тенденцию показывать, что Хушиэль просто отправился навестить своих друзей в странах Ближнего Востока и был сохранен общиной Кайруана. Поэтому вполне возможно, что история, представленная ибн Даудом, является этиологическим мифом, объясняющим миграцию еврейских центров обучения из Вавилонии в Испанию и Северную Африку .
Происхождение
[ редактировать ]Относительно рождения Хушиэля существуют значительные разногласия. Х. Грец , Абрахам Харкави и Д. Кауфман утверждают, что он вместе с тремя другими учеными происходил из Нижней Месопотамии , тогда как С. Дж. Рапопорт , И. Х. Вайс и Ицхак Исаак Галеви Рабиновиц называют Италию местом его рождения. Это последнее мнение подтверждается формулировкой вышеупомянутого письма, в котором Хушиэль говорит о том, что он пришел из страны «арелим», что означает «христианские» страны. По другому, но недостоверному источнику, он приехал из Испании . [ 4 ] Двумя учениками Хушиила были его сын Хананиэль и Ниссим бен Яаков . [ 5 ] Согласно письму генизы, у Хушиила, похоже, был еще один сын по имени Эльханан, если «Элханан» и «Хананиль» не тождественны.
Работает
[ редактировать ]Неизвестно, написал ли Хушиил какую-либо книгу, но его ученики передали несколько его высказываний. Ниссим бен Якоб сообщает, что история, о которой Талмуд , не сообщая никаких подробностей, упоминает как рассказанную равом Папой. [ 6 ] был полностью передан ему (Ниссиму) Хушиэлем. [ 7 ] Сын Хушиила Хананиэль цитирует объяснения от имени своего отца. [ 8 ]
Хушиэль, безусловно, был одним из величайших, если не величайшим, учителей Талмуда X века. Самуэль ха-Нагид , признавая его важность и ценность, приказал отслужить панихиды в его честь в Гранаде , Лусене и Кордове . Самуил также написал письмо с соболезнованием сыну Хушиила Хананилу. [ 9 ] Письмо, заканчивающееся иврите стихотворением на размером Хазадж и написанное очень сложным стилем, восхваляет знания и добродетель Хушиэля и хвалит Хананиля.
Полное письмо Хушиэля
[ редактировать ]Ниже приведена отсканированная версия полного письма Хушиэля С. Шехтера (1899 г.) в журнале Jewish Quarterly Review 11:644-650. Шехтер также приводит расшифровку разборчивых частей, сопровождаемую кратким анализом грамматики и содержания. Товарный знак: TS 28.1 (Коллекция Тейлора-Шехтера Генизы, Библиотека Кембриджского университета).
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://cudl.lib.cam.ac.uk/view/MS-TS-00028-00001/1
- https://geniza.princeton.edu/en/documents/17077/
- http://www.isfsp.org/sages/daud.html
- http://www.chabad.org/library/article.asp?AID=111839
- http://www.ucalgary.ca/~elsegal/Shokel/060831_Pirates.html
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Авраам Харкави , Тешубот ха-Геоним, Nos. 199, 210
- ^ А. Нойбауэр , MJC i. 67 и след.
- ^ Опубликовано С. Шехтером , JQR xi. 643
- ^ Менахема Мейри Бет ха-Бехира ; см. А. Нойбауэра в MJC ii. 225
- ^ См . IH Weiss , Dor, iv. 265, примечание 1
- ^ Берахот 8б
- ^ Ниссим бен Джейкоб, Мафтах , стр. 13
- ^ См. Арух , св בר; Исаак ибн Гайят , Хилхот Лулав, изд. Бамбергер, с. 113
- ^ Это было опубликовано Фирковичем в Ха-Кармель , viii. ( Ха-Шарон, № 31, стр. 245) и в журнале Berliner's Magazine, т. 70 и последующие. ( Осар Тоб, стр. 64), немецкий перевод выполнен Дэвидом Кауфманном .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер и Макс Шлёссингер (1901–1906). «Хушиэль бен Эльханан» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Авраам Берлинер , в Мигдал Хананель, стр. в. и след., xxviii. и далее, Лейпциг, 1876 г.;
- Генрих Грец , Gesch. в. 288, 289, прим. 21;
- Еврейский перевод Греца, сделанный Рабиновицем, том. iii., индекс;
- Хальберштам, в журнале Berliner's Magazine, iii. 171;
- Исаак Галеви , Дорот ха-Ришоним, III, гл. 35 и последующие;
- Адольф Нойбауэр , MJC i. 67, 68, 73; ii. 225, 234;
- С. Дж. Рапопорт , в Биккуре ха-Иттим , xii. 11 и последующие;
- С. Шехтер , в JQR xi. 643 и последующие;
- Исаак Хирш Вайс , Дор, iv. 265;
- Зима и пожелания, Еврейская литература, ii. 357;
- Зунц , Ритус, с. 190.