Jump to content

История евреев в Кайруане

Тунисский : город Кайруан ( иврит : קירואן , арабский ) قيروان Qirwān ), также известный как Кирван или аль-Кайраван, был мировым центром талмудической и галахической науки. [1] : 29  как минимум на протяжении трех поколений.

Ранняя история

[ редактировать ]

Первые евреи прибыли в Кайруан вместе с его основателями из региона Киренаика на территории современной Ливии , а вторая волна еврейских поселенцев прибыла в конце VII века. Золотой век общины начался в конце VIII века и продолжался до начала XI века, то есть от правления Аглабидов до правления Хафсидов. [1] . В городе располагались синагога , ешива , кладбище, благотворительная община и другие учреждения. Евреи города поддерживали контакты с вавилонскими академиями Пумбедита и Сура , а также с еврейскими общинами западной Испании .

В 880 году Эльдад ха-Дани посетил город и местную общину, чтобы описать свои путешествия. Он очаровал аудиторию своим свободным знанием иврита и принес с собой сборник законов, которые , как он утверждал, действовали среди десяти потерянных колен . Эти законы озадачили евреев Кайруана, и поэтому они направили запрос раввину Цемаху Бен Хаиму из Академии Суры , который попытался объяснить их и согласовать с галахой . Другие раввины, в том числе раввин Меир из Ротенбурга и члены тосафистов , не проявили такого же сочувствия.

В начале X века еврей по имени Исаак бен Соломон Исраэль (ум. 950) преподавал в Кайруанской медицинской школе. [2] : 464–465  и служил личным врачом как у последнего правителя династии Аглабидов (амира Зиядата Аллаха III), так и у последнего правителя династии Аглабидов (амира Зиядата Аллаха III). [2] : 464–465  и первый правитель династии Фатимидов . Он писал труды по неоплатонической философии и вел переписку с раввином Саадией Гаоном в Вавилонии . [3] : 18–19  Второй кайруанский еврей по имени Дунаш ибн Тамим был врачом и филологом, который также служил врачом при дворе Фатимидов. Третий кайруанский еврей той эпохи, Натан Ха-Бавли (950 г.), записал свои впечатления о вавилонском еврействе в Седер Олам Зута . [3] : 18–19 

В XI веке самым известным евреем Кайруана был Авраам бен Натан (Абу Исхак Ибрагим ибн Ата), [2] «один из величайших еврейских лидеров своего времени», получивший в 1015 году титулы Наггид ха-Гола (букв. «Князь диаспоры») и Рош ха-Кехилот (букв. «Глава общины») от духовного лидера того поколения Хайя . Гаон . [3] : 17  Он служил личным врачом Аль-Муиза ибн Бадиса , зиридского султана Северной Африки, а также, по-видимому, также предыдущего султана Бадиса ибн Мансура , отца Муиза. [2] [3] : 19 

Один из современников Авраама бен Натана, Иуда бен Иосиф, был самым известным торговцем города, контролировавшим торговые пути через Средиземное море в Индию. Во время войны, когда всем остальным кораблям было запрещено плавать, его товары перевозились на королевских военных кораблях, принадлежащих сайиде, королеве-регентше Зирид. [4] . Хай Гаон называл его Рош Каллах , Рош ха-Седер и Сальер (возможно, происходит от персидского термина, обозначающего сановника) [3] : 20 

И Авраам бен Натан, и Иуда бен Иосиф умерли в один и тот же год, где-то в 1030-х годах. [3] : 67 

Кайруанская ешива

[ редактировать ]

На протяжении всего этого периода Кайруан был известен как центр талмудической науки, а евреи в городе поддерживали галахическую переписку с общинами от Испании и Европы до Вавилонии , в том числе с ведущими авторитетами Торы , такими как рав Шерира Гаон , рав Хай Гаон и Шмуэль. Ханаггид . На пике престижа ешивы египетские общины обращались к ученым Кайруана, хотя они и подчинялись Рашуту Земли Израиля. [5] : 26  Раввин Яаков бен Ниссим возглавлял Кайруанскую ешиву в конце X века. Во время своего пребывания в должности раввин Хушиэль прибыл в Кайруан из Италии . [1] : 22  и после смерти раввина Яакова бен Ниссима в 1006 году он стал его преемником. О смерти раввина Хушиэля, рабейну Нисима бен Якоба , [1] : 57  сын раввина Яакова бен Ниссима, принял на себя руководство ешивой и был наставником раббену Хананеля бен Хушиэля . [1] : 57–58  В тот же период раввин Исаак Альфаси также учился в Кайруане, прежде чем переехать в Фес , Марокко . Рабейну Ниссим умер в 1062 году. [3] : 19  а к середине XI века ешива Кайруана утратила свой статус мирового центра изучения Торы .

Упадок и изгнание

[ редактировать ]

В одиннадцатом веке завоевание Бану Хилал резко изменило культурный и политический ландшафт страны. Будучи кочевым народом, арабы Бану Хилал вторглись с востока, а народ Альморавидов вторгся с юга Марокко. Группа кочевников разграбила город Кайраван, уничтожив первую волну арабского влияния на империю Кайруан. Завоевание города Кайраван вызвало массовую миграцию еврейского населения из района Кайруана, одновременно создав на этой земле арабский оплот. Хотя это завоевание разрушило внутреннюю часть территории, прибрежные города преобладали, поскольку такие города, как Тунис, по-прежнему оставались важным местом для североафриканской культуры, производящей текстиль, керамику, стекло, масло, мыло и другие промышленные товары. Еще одним разрушительным результатом завоевания стало разрушение ирригационных систем в Северной Африке, что привело к опустыниванию и кочевничеству этой территории, пока европейские державы не колонизировали Северную Африку в поисках ресурсов.

Разрушительное завоевание Кайруана Бану Хилал в 1057 году настолько разрушило город, что он так и не восстановил свое прежнее культурное значение, поскольку этот район стал смесью арабской и берберской культур, а размер еврейской общины значительно сократился. В результате завоевания арабский язык официально стал официальным языком Северной Африки того времени. Община распалась в 1270 году, когда Хафсиды запретили немусульманам жить в городе; оставшиеся евреи были вынуждены принять ислам или уехать». После вторжения этот район, когда-то процветавший в культурном отношении, превратился в обедневшую землю, в настоящее время оккупированную Тунисом, а теперь и Ливией. Еврейское население, которое ранее проживало в этих районах, мигрировало в районы. например, Египет и Сицилия.

После того, как Тунис стал французским протекторатом в 1881 году, некоторые евреи вернулись в город. [6] [ мертвая ссылка ] Появилось несколько еврейских лавочников и были открыты две синагоги. [6] Когда Германия оккупировала Тунис во время Второй мировой войны , многие из этих евреев бежали. [6] Хотя некоторые вернулись после войны, к 1960-м годам евреи общины либо переехали в другие районы Туниса, либо мигрировали из страны. [6] Сегодня еврейской общины нет. Эта эмиграция продолжалась с 1946 по 1960 годы, пока еврейская община не превратилась в ничто в том месте, которое 900 лет назад было культурным центром евреев.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Тейх, Шмуэль (1982). Ришоним . Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. ISBN  978-0-89906-452-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «АВРААМ БЕН НАФАН». Энциклопедия иудаики . Том. 2. 2007.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бренер, Энн (2003). Исаак ибн Халфун . Серия «Иврит по языку и литературе». Том. 4. Брилл/Стикс. п. 191. ИСБН  9789004124158 . LCCN   2003270832 . Проверено 21 октября 2015 г.
  4. ^ Бренер (2003), стр.20, примечание 33: Гойтен, «Средневековый Тунис», стр.324 предполагает, что это была Умм аль-Азиз (976-996), сестра султана Муиза, но Бен-Сассон называет ее матерью Муизз
  5. ^ Фрэнк, Дэниел Х. (1995). «Евреи средневекового ислама: сообщество, общество и идентичность: материалы международной конференции, проведенной Институтом иудаики Университетского колледжа Лондона, 1992». Этюды о средневековом иудаизме . Том. 16. Лондон: Брилл. п. 357. ИСБН  9004104046 . С учеными Кайруана консультировались даже египетские общины, официально находившиеся под властью Земли Израиля; см. С. Абрамсон, Р. Ниссим Гаон: Libelli Quinque (иврит) (Иерусалим, 1965), 25–26, 43–46.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «Еврейская община Кайруана» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  • Бен-Сассон, Менахем (1983). Еврейская община средневековой Северной Африки - Общество и лидерство: Кайраван 800-1057 (докторская диссертация) (на иврите). Иерусалим: Магнес Пресс, Еврейский университет.
Менахем Бен-Шашон, «Рост еврейской общины в исламских странах: Кирван, 1057–800 гг.», Иерусалим, 11 Magnes Book Publishing, Еврейский университет, 5777.
  • Стиллман, Норман. «Евреи арабских стран: история и справочник (Филадельфия, JPS, 1979), стр. 42–46.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55c3bc8417d83d37731cae490198f2f1__1721482500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/f1/55c3bc8417d83d37731cae490198f2f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Kairouan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)