Сефардская музыка
![]() ![]() Израильская музыка |
---|
Религиозный |
Светский |
Израиль |
Танец |
Музыка для праздников |
Сефардская музыка — это общий термин, используемый для обозначения музыки сефардской еврейской общины. Сефардские евреи имеют разнообразный репертуар, истоки которого сосредоточены в основном в бассейне Средиземного моря . В светской традиции материал обычно исполняется на диалектах иудео-испанского языка , хотя широко используются и другие языки, включая иврит , турецкий , греческий и другие местные языки сефардской диаспоры. Сефарды сохраняют географически уникальные литургические и паралитургические традиции.
Песни, которые поют женщины, традиционно исполняются во время выполнения домашних дел, без аккомпанемента и гармонии. бубны и другие ударные инструменты Иногда используются , особенно в свадебных песнях. Уд и канун также используются в некоторых инструментах сефардской музыки, а более современные исполнители используют бесчисленное множество других импортных инструментов.
История
[ редактировать ]Сефардская музыка уходит корнями в музыкальные традиции еврейских общин средневековой Испании и средневековой Португалии. С тех пор он испытал влияние Марокко , Греции , Болгарии и других мест, где испанские и португальские евреи поселились после их изгнания из Испании в 1492 году и из Португалии в 1496 году. Тексты песен были сохранены общинами, образованными евреями, изгнанными из Испании. Пиренейский полуостров . Эти сефардские общины имеют много одинаковых текстов и стихов, но мелодии значительно различаются.
прошло много столетий Поскольку с момента изгнания , многие оригинальные мелодии были утеряны. Вместо этого сефардская музыка переняла мелодии и ритмы различных стран, где поселились сефарды. Греческие и турецкие традиции довольно близки. Марокканские или «западные» сефардские традиции не так уж близки к восточным/греческим/турецким традициям.
Эти песенные традиции распространились от Испании до Марокко ( западная традиция ) и нескольких частей Османской империи ( восточная традиция ), включая Грецию, Иерусалим , Армению , Балканы и Египет . Сефардская музыка адаптировалась к каждому из этих мест, ассимилируя высокие, продолжительные завывания Северной Африки; Балканские ритмы (например, в размере 9/8); арабского макама и режим .
Песенные традиции изучались и записывались в начале двадцатого века рядом этномузыкологов и исследователей средневековой латиноамериканской литературы. Примерно с 1957 года и до недавнего времени Сэмюэл Армистед (Калифорнийский университет в Дэвисе) с коллегами Джозефом Сильверманом и Исраэлем Кацем собирал иудео-испанские песни у информаторов в Северной Америке, Турции, на Балканах, в Греции, Северной Африке и Израиле. Оцифрованные записи с транскрипциями и информацией о типах песен доступны на веб-сайте « Народная литература евреев-сефардов» , который сейчас постоянно находится в библиотеке Университета Иллинойса.
В начале 20-го века некоторые популярные коммерческие записи сефардской музыки вышли из Греции и Турции, а затем появились записи из Иерусалима и других частей восточной традиции. Первыми исполнителями были в основном мужчины, в том числе «турки» Джек Майеш, Хаим Эфенди и Ицхак Альгази. Позже появилось новое поколение певцов, многие из которых сами не были сефардами. Глория Леви, Пашарос Сефардис, Флори Ягода Парварим и ансамбль Джанет и Як Эсим - популярные исполнители восточной традиции того периода. Жерар Эдери, Савина Яннату , Стефани Валадес, Франсуаза Атлан , Марлен Самоун, Ясмин Леви и Мара Аранда относятся к новому поколению певцов, привносящих новую интерпретацию ладино/иудео-испанского наследия и, в большом случае Леви и Эдери, смешивающих это с андалузским фламенко . Оперный певец и актер Давид Сереро поет ладино и сефардские песни, которые он часто включает в театральную классику, такую как «Венецианский купец» и «Отелло» .
Хор Еврейской общины Салоник был основан в 1995 году членами общины. Хор был основан в надежде, что музыкальная традиция, которую унесли с собой их предки, изгнанные с Пиренейского полуострова 500 лет назад, будет сохранена и возрождена. Исследование его дирижера Костиса Папазоглу сефарадской музыки средневековой традиции (песни типа «Tres Ermanikas») и позднее, по мере развития музыки, привело к созданию компакт-диска, выпущенного Minos EMI при участии Codex Ensemble под руководством название «En la mar ay una torre». Сегодня в этом хоре 25-30 участников разного возраста. Его дирижер Костис Папазоглу – опытный и выдающийся музыкальный педагог, солист и дирижер оркестров, давший концерты по всей Греции, а также в Израиле (Тель-Авив), Скопии, Вене, Зальцбурге, Болгарии (София), России (Санкт-Петербург). Петербург), Египте (Каир на открытии отстроенной синагоги Бен-Эзра), Турции (Стамбул в синагоге Ашкеназ по случаю Недели еврейской культуры) и Венгрии (в Большой синагоге Будапешта).
Инструментарий
[ редактировать ]Сефардская музыка, включая пансефардскую музыку, которая не обязательно может быть иудео-испанской, в основном вокальная. На инструментах, когда они используются, играют под аккомпанемент песен. Выбор инструментов, используемых сефардами, в целом отражает инструменты, используемые в принимающей культуре: (греческие, османские, марокканские и т. д.) Чаще всего на инструментах играют щипковые лютни (безладовые: уд , ближневосточная лютня; теперь Турция резала саз , а иногда и мандолину или кумб , ассирийский канун или сантур (щипковая или чеканная ближневосточная цитра), скрипку и ручные барабаны (рама и кубок).
Для свадеб и других торжеств музыкантов также можно нанять из мусульманской общины, поскольку мусульманская община также нанимает квалифицированных еврейских музыкантов. Как правило, сефардские мужчины играли как на местных ударных, так и на мелодических инструментах, в то время как женщины обычно пели без сопровождения в домашних условиях и на свадьбах, сопровождая свое пение бубнами, а иногда и другими ударными инструментами. Молхо описывает сефардских женщин в Салониках, использующих кухонную утварь как импровизированные ударные инструменты, что напоминает сегодняшнюю испанскую и португальскую деревенскую практику. (Molho 2021) В восточном Средиземноморье женщины-музыканты, специализирующиеся на свадебном пении и игре на барабанах, были известны как таньедера и играли центральную роль в свадебных мероприятиях. В некоторых еврейских школах Османской империи начала 20-го века девочкам преподавали уд и мандолину; и некоторые женщины научились играть на фортепиано. В любом случае, независимо от того, используются ли инструменты, главным и всегда уместным элементом сефардской музыки является голос.
Сефарды, как и другие традиционные музыканты, часто адаптируют традиционные инструменты к текущим нормам; на современной сефардской свадьбе точно не встретишь средневековых инструментов, но, скорее всего, услышишь электронную клавиатуру. [1]
Композиторы
[ редактировать ]
Из корней сефардской музыки вырос большой корпус оригинальной новой классической музыки. Среди современных композиторов выделяются
- Флори Ягода , известная своим сочинением и интерпретацией сефардских песен и боснийских народных баллад.
- Ицхак Йедид , писавший музыку преимущественно для камерных коллективов, стремится сочетать классические жанры с импровизацией на сефардских корнях и арабской музыке. Композиция Йедида «Oud Bass Piano Trio» является хорошим примером этого.
- Бетти Оливеро , которая взяла традиционные еврейские мелодии – как ашкеназские, так и сефардские – и поместила их в сложные, глубоко диссонирующие контексты. Хорошим примером этого является ее произведение «Серафим» для сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
- Циппи Флейшер , автор вокальных произведений, в которых современные западные композиционные техники сочетаются с модальными четвертьтоновыми гаммами арабской музыки.
- Марина Тошич , современный израильский композитор и удистка боснийского происхождения, использующая сефардские элементы со своей родины, Боснии. Она также опубликовала обучающие книги по уду в США (Мел Бэйс).
- Раввин Симон Бензакен из хип-хоп группы Djudeo Espanyol Los Serenos Sefarad , написавший рэп-тексты для обновления Old Romanzas.
Музыканты
[ редактировать ]- Ясмин Леви (Израиль)
- Нани Вазана (Нидерланды)
- Ана Алькаиде (Испания)
- Флори Ягода (США)
- Франсуаза Атлан (Франция)
- Мор Карбаси (Великобритания)
- Джордж Даларас (Греция)
- Гликерия (Греция)
- Лос Серенос Сефарад (США)
- Соледад Браво (Венесуэла)
- Эстер Офарим (Израиль)
- Монтсеррат Фигерас (Испания)
- Авишай Коэн (басист) (Израиль)
- Сара Аросте (США)
- ДеЛеон (США)
- Ицхак Йедид (Израиль)
- Давид Сереро (Франция)
- Ла Мар Энфортуна (США)
- Голос Черепахи (США)
- Дафне Критарас (Франция)
Дискография
[ редактировать ]- Песни сефардов: традиционная музыка испанских евреев Ла Рондинеллы с Тиной Ченси (Dorian Discovery, 1993)
- Весна в Салониках: популярные сефардские песни Савины Яннату и Primavera En Salonico (Lyra Records, 1996)
- «en la mar ay una torre» 19 сефардских песен в исполнении Хора еврейской общины Салоник с ансамблем Кодекса под руководством Костиса Папазоглу (Минос EMI)
- «Сефардский опыт, том 1–4» , «Игроки эпохи Возрождения», Уинсом Эванс, «Небесные гармонии», 13166-2, 1998 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэн, Джудит. «Сефардская песня» . Журнал «Мидстрим» . Хагшама. Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Проверено 5 мая 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Коэн, Джудит. «Ладино Романс». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 370–379. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Рода, Джессика. 2018. Откройте себя заново в настоящем. Иудео-испанский народ Франции. Семья, сообщество и музыкальное наследие. Издательство Реннского университета , ISBN 978-2-7535-6635-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Народная литература евреев-сефардов , цифровая библиотека Университета Иллинойса, содержащая 40-летние полевые исследования среди сефардских общин в Северной Америке, на Балканах, Греции, Турции, Северной Африке и Израиле, проведенные профессорами Сэмюэлем Армистедом, Джозефом Сильверманом и Израилем. Кац
- Об истории записи сефардской музыки см. «Сефардская музыка: век записей».