Jump to content

История евреев в Замбии

Замбийские евреи
Языки
Иврит , Идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Русский , немецкий , латвийский , литовский
Расположение Замбии в Африке

История евреев . в Замбии восходит к началу 1900-х годов Евреи всегда были небольшой общиной, игравшей заметную роль в истории Замбии . [1] [2] История евреев в Замбии восходит к 1901 году, когда она еще находилась под британским колониальным правлением. [3] Северная Родезия была колонизирована в 1890-х годах Британской Южно-Африканской компанией, также известной как BSAC. Первоначально Северная Родезия была разделена на Северо-Восточную и Северо-Западную Родезию. [3] Однако в 1911 году BSAC объединил их и образовал Северную Родезию, столица которой находится в Ливингстоне, недалеко от водопада Виктория. [4] [5] Среди населения Северной Родезии в 1 миллион человек было 1500 белых жителей, многие из которых были еврейскими поселенцами. [3] Северная Родезия частично перешла под британское колониальное правление, чтобы британское правительство могло увеличить количество белых людей и поселенцев в стране, что способствовало бы более широкой стратегии по увеличению влияния британцев между Кенией и Южной Африкой. [3] Еврейские поселенцы были одной из доминирующих этнических групп и стали активно участвовать в местной политике, при этом видные еврейские деятели выступали за независимость Замбии и африканскую националистическую риторику. [6] [7] Плодородная земля Северной Родезии, Вторая мировая война и независимость от британского колониального правления — все это оказало глубокое влияние как на иммиграцию, так и на эмиграцию еврейских беженцев. [2] Еврейская диаспора привнесла торговлю и коммерцию в регион как в региональных, так и в городских районах, посредством торговли скотом, скотоводства, добычи полезных ископаемых, сетей связи, витрин, транспорта и бойни, среди прочего. [3] Еврейские поселенцы, независимо от того, были ли они евреями по происхождению, рождению, браку или вероисповеданию, все образовали небольшую, но сильную общину. [4] [8] Евреи в Замбии представляли собой культурное и религиозное меньшинство еврейской диаспоры, что вызывает обеспокоенность по поводу представлений о том, кто является колонизатором, кто колонизирован, кто является жертвой и кто является угнетателем. [9] Это предполагает, что его можно изучать через постколониальную структуру. [10] [11] После обретения Замбией независимости в 1964 году из страны произошел массовый исход евреев и белых людей. [9] В 2022 году в Замбии останется менее пятидесяти евреев. [8] После 130 лет существования по состоянию на 15 июня 2024 года общее количество евреев в Замбии составляет 11 человек. [12]

Резюме [ править ]

Многие евреи приехали в Замбию (ранее называвшуюся Северной Родезией ) с целью достижения экономического процветания, сначала поселившись в Ливингстоне и Брокен-Хилле. [1] Некоторые из первых евреев в Замбии занимались разведением крупного рогатого скота и добычей меди . [1] [8] К 1905 году в Ливингстоне уже была постоянная еврейская община из 38 членов, а первая еврейская свадьба в Замбии состоялась в 1910 году. [1] Позже многие замбийские евреи добились больших успехов в животноводстве и литейном производстве чугуна. [1] [8] В 1921 году в Замбии проживало 110 евреев (большинство из них проживало в Ливингстоне и Лусаке ), и это население увеличивалось в течение следующих нескольких десятилетий. [1] Некоторые еврейские беженцы приехали в Замбию раньше [2] и после Холокоста , когда еврейское население Замбии достигло пика в 1000 человек. [2] до 1200 в середине 1950-х годов (к этому моменту «центр еврейской жизни переместился в Лусаку, центр медного пояса страны»). [1] Многие евреи покинули Замбию и иммигрировали в другие страны в 1960-х годах, и в 1968 году в Замбии осталось всего 600 евреев. [1] Евреи были активными и заметными в политике Замбии до того, как Замбия [стала независимой в 1964 году. [1] Совет по делам евреев Замбии был создан в Лусаке в 1978 году «для наблюдения за еврейской общинной деятельностью». [1] Ранее замбийское еврейство находилось под эгидой [5] Этот совет также «оказывает помощь политическим беженцам и бедным, оказывая медицинскую и финансовую помощь». [1] В настоящее время в Замбии проживают всего около тридцати пяти евреев, причем почти все они проживают в Лусаке. [1] в еврейской общине Замбии уже несколько лет не было раввина . К этому моменту [1]

Одним из наиболее известных замбийских евреев является Саймон Зукас, «который сыграл ключевую роль в борьбе Замбии за независимость от Великобритании в 1950-х годах, а после обретения независимости стал министром правительства». [2] Отец Симона Зукаса эмигрировал в Южную Африку из Литвы в 1936 году в поисках экономического процветания во время правления нацистов в Европе. Семья Зукас открыла магазин в городе Ндола в Северной Родезии, регионе, где проживало большое еврейское население. [2]

Миграция евреев в Замбию [ править ]

Флаг Замбии (1964-1966 гг.). [13]

До 1964 года то, что сейчас известно как независимая республика Замбия, ранее называлось Северной Родезией, поскольку было британским протекторатом на юге центральной Африки. [5] [3] В 1930-е годы в Северной Родезии уже проживали сотни евреев, однако с приходом к власти нацистов во время Второй мировой войны с 1939 по 1945 год пришла новая волна иммиграции. [8] [14] Первая основная волна иммиграции евреев в Замбию началась в 1901 году, когда европейские евреи-первопроходцы путешествовали по Южной Африке в поисках процветающих экономических возможностей. [13] [1] Неспособность этих европейских евреев говорить по-английски означала, что они были исключены из значительной части рабочих мест в горнодобывающей промышленности, что вынуждало их заниматься торговлей, например, торговлей скотом. [13] Вторая основная волна иммиграции евреев в Замбию пришлась на 1938 и 1939 годы, когда примерно триста немецких и австрийских евреев, а также меньшее количество литовских и латвийских евреев бежали от нацистских преследований. [5] [3] Еврейские иммигранты, эмигрировавшие из Литвы и Латвии, в основном говорили на идиш. [8] [5] К началу 1960-х годов в Северной Родезии проживала диаспора, насчитывавшая около 1000 евреев. [3] Северная Родезия считалась безопасным убежищем для еврейских беженцев, поскольку визы были легко доступны для тех, кто бежал от нацистов, однако о ее доступности не было широко известно. [1] [2] Австрийские и немецкие еврейские комитеты по побегу не были уведомлены о возможностях, которые открывала Северная Родезия для тех, кто бежал от нацистских преследований, и считалось, что это тщательно охраняемый секрет. [13] [2] [6] Фактически, ни одному еврею никогда не было отказано в визе, хотя это держалось в секрете британским министром по делам колоний, который курировал содействие массовой иммиграции евреев в Северную Родезию из Центральной Европы. [13] Причина этого описывается ученым и историком Фрэнком Шапиро следующим образом: «Хотя они более чем осознавали свои обязательства перед своими европейскими единоверцами, они также были полны решимости защитить свои собственные позиции в британском обществе. Для англо-еврейского руководства во время нацистского кризиса главным приоритетом было защитить свой статус лояльных британских подданных и в то же время сохранить свой статус в еврейской общине и не чувствовать угрозы со стороны каких-либо антисемитских заявлений о двойной лояльности». [15] В основном пустое население Северной Родезии, большие плодородные земли и обилие доступа к воде сделали ее очень подходящим местом для массовой иммиграции. [13] [8] Англо-еврейская руководящая группа также отправила в Африку комиссию для оценки возможностей для беженцев, однако никаких дальнейших действий предпринято не было, что привело к невозможности спасти большое количество находящихся под угрозой исчезновения австрийских и немецких евреев. [13] Во время Второй мировой войны и Холокоста, между 1939 и 1945 годами, погибло 225 000 австрийских и немецких евреев, однако только около трехсот австрийских и немецких евреев поселились в Северной Родезии за этот период. [2] Комитет по планированию продолжал хранить в секрете свои знания о безопасном убежище Северной Родезии и сумел убедить британское правительство хранить файлы в секретных архивах даже после окончания войны. [13]

в Экономическое влияние Замбии

Еврейский народ Северной Родезии сыграл ключевую роль в формировании колониального африканского капитализма. [16] Те, кто иммигрировал в Северную Родезию, принесли минимальный капитал, однако их статус беженцев повлиял на их стремление добиться успеха и зарабатывать на жизнь. [3] [16] Первые еврейские иммигранты, приехавшие в Северную Родезию в 1900 и 1901 годах, активно занимались торговлей скотом, что привело к появлению в стране других товаров, таких как золото, в качестве средства транзакций. [15] Поголовье крупного рогатого скота в основном закупалось в Баротзеланде, а затем продавалось в Южную Родезию и соседние страны как в сельских, так и в городских районах. [3] Экономическое развитие региона евреями привело к появлению в этом районе денег и валюты. [15] Адаптивная природа евреев означала, что между заинтересованными сторонами в регионе существовали позитивные деловые отношения, особенно из-за их склонности общаться на языке и преодолевать расовые барьеры. [4] Соответственно, «еврейские торговцы стали ассоциироваться со справедливой торговлей, принципиальной торговлей и хорошо финансируемым бизнесом». [4] К 1950-м годам индивидуальное богатство еврейской общины достигло своего пика. [13] Более развитый экономический ландшафт означал, что еврейские поселенцы диверсифицировали свой бизнес, в основном за счет скотоводства, бойни, транспортных сетей, сетей связи, витрин, газет и разведки полезных ископаемых как в Северной, так и в Южной Родезии. [16]

в Замбии конгрегация Еврейская

Хотя британские колониальные офицеры приветствовали евреев в Северной Родезии, некоторых офицеров считали антисемитами, что затрудняло евреям получение торговых лицензий, необходимых для ведения бизнеса. [4] Историк Хью Макмиллан предполагает, что среди первых еврейских поселенцев в 1901 году «евреи, прибывшие в Северную Родезию, были как экономическими мигрантами и беженцами, спасавшимися от своего рода религиозных и политических преследований в Российской империи, так и экономическими мигрантами, искавшими место, где они могли бы мог бы жить лучше». [13] Эти первые еврейские поселенцы сформировали основу небольшой еврейской общины, которая прибыла позже в 1940-х годах и которые в совокупности сыграли важную роль и оказали большое влияние на формирование еврейской диаспоры, экономики и общества Северной Родезии. [4] [10] Лица, имевшие глубокую культурную и религиозную идентичность как евреи, были особенно активны в формировании еврейской общины с многочисленными синагогами, еврейскими организациями, а также еврейскими общинами, преимущественно расположенными в столице Ливингстона. [3] Евреи, занимавшие видное место в еврейской общине и религиозной жизни, также принимали активное участие в сионистском движении. Сионистское движение — еврейское националистическое движение, стремившееся создать и поддержать еврейское национальное государство на древней родине евреев, Палестине. Хотя сионизм зародился в Восточной и Центральной Европе в конце XIX века, он также распространился по всему миру и в Замбию. Численность евреев в Замбии колебалась с 1901 года по настоящее время, но на пике своего развития не превышала 1200 человек. Неотъемлемой частью растущей еврейской общины были братья Сусман, еврейские поселенцы, иммигрировавшие из Литвы в 1901 году и создавшие успешную империю в торговле скотом, ранчо и добыче меди. [13] Братья Сусманы были лидерами Ливингстона и сыграли важную роль в продвижении строительства синагоги Ливингстона в конце 1920-х годов, которая служила местом встреч еврейских поселенцев. [4] В 2022 году здание останется стоять уже не как синагога, а как христианская церковь. [8]

Религия [ править ]

Группа еврейских поселенцев в Северной Родезии в основном принадлежала к ашкеназской ветви иудаизма, которая имеет большие различия с точки зрения уровня ортодоксальности. [9] [4] В 1901 году в Северную Родезию в поисках работы прибыли первые еврейские поселенцы, состоявшие преимущественно из мужчин. [5] Наблюдалась явная нехватка женщин и детей, а это означало, что религиозные обязательства поселенцев, такие как семейный седер или субботние ужины и молитвы, отсутствовали, поскольку иудаизм часто считается религией семьи. [13] [8] Строительство синагоги Ливингстона в конце 1920-х годов и прибытие еврейских женщин и семей стало началом организованной религиозной практики и деятельности еврейской общины в Северной Родезии. [4] В 1910 году Еврейская конгрегация Ливингстона была основана вместе с землей для синагоги, но в то время не использовалась. После обретения Замбией независимости в 1964 году произошел массовый исход поселенцев, который привел к эпохе экспатриантов в Замбии и упадку иудаизма в стране. [16] [15]

Политические события

Стэнли Фишер родился в еврейской семье на территории нынешней Замбии. [14]

Еврейские поселенцы были преобладающей этнической группой в Северной Родезии и стали активными в политической жизни, особенно в борьбе за независимость от британского колониального правления. [17] [6] Из еврейского общества был ряд выдающихся еврейских интеллектуалов и специалистов, в частности ученые Льюис Ганн, Роберт Ротберг и Макс Глюкман. [15] [13] Другой ключевой еврейской фигурой в Северной Родезии был Стэнли Фишер, управляющий Банка Израиля и бывший глава Международного валютного фонда (МВФ). [15] Звание первого еврейского майора в Северной Родезии получил Хиам Скулман, который был майором Ндолы с 1937 года по 1939 год. [14] Эти цифры были очень актуальны и важны для создания замбийской нации. [13] В Конгрессе появилось новое поколение лидеров, некоторые из которых были евреями, которые хотели, чтобы Северная Родезия стала независимым африканским государством. [3] Во главе с государственным служащим Кеннетом Каундой в 1958 году радикалы отделились от остальной части Конгресса и сформировали так называемый Африканский национальный конгресс Замбии, позже известный как Объединенная партия национальной независимости. [7] [3] Когда Замбия получила независимость от британского колониального правления в 1964 году, она процветала по сравнению с предыдущими годами. [13] С обретением независимости цены на медь продолжали расти, что сделало Замбию третьим по величине производителем меди в мире. [15]

Саймон Зукас [ править ]

Ключевой политической фигурой был Саймон Зукас, который после обретения страной независимости стал министром правительства. [4] Саймон Зукас был министром строительства и снабжения, а также членом Объединенной партии национальной независимости. Отец Жукаса был среди беженцев, эмигрировавших из Литвы в Северную Родезию, спасаясь от религиозных преследований со стороны нацистов и в поисках работы. [4] Говоря о Саймоне Зукасе, историк Фрэнк Шапиро считает, что «на какое-то время он подавил свой политический радикализм и сосредоточился на процессе адаптации». [13] Однако Зукас поддержал свою политическую активность, когда он проводил кампанию против британского колониального правления в 1952 году. Это политическое инакомыслие привело к его депортации, однако Зукасу было разрешено вернуться в 1964 году после обретения Замбией независимости. [17] Зукас был африканским националистом и лидером Группы действий против федерации Ндолы и стремился положить конец расовой дискриминации, серьезной проблеме среди чернокожих, живущих под британским колониальным правлением. Содержание отчета «Дело против федеральных предложений», написанного Джастином Чимбой и, в большей степени, Саймоном Зукасом, предполагает, что «федерация стремилась остановить продвижение Африки на северных территориях». [13] и что «федерация на основе истинно демократических принципов может заслуживать внимания народа» (Swanzy, 1953). [13] [18] Политическая передача власти в 1964 году побудила еврейских бизнесменов покинуть Замбию, а также массовую эмиграцию еврейской общины, вызванную экономическим спадом, предшествовавшим обретению независимости, в период с 1958 по 1963 год. [17] Образовательные, политические и социальные проблемы, связанные с созданием независимого государства Замбии, а также желание не жить под властью черного большинства, к середине 1970-х годов оставили в Замбии лишь около сотни евреев. [3]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Замбия: виртуальный тур по еврейской истории» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 1 августа 2013 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Забытая история еврейских поселенцев Замбии» . CNN.com. 19 января 2012 года . Проверено 1 августа 2013 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Шапиро, Карин А. (2001). Макмиллан, Хью; Шапиро, Фрэнк (ред.). «Замбийские евреи» . Журнал южноафриканских исследований . 27 (4): 873–875. ISSN   0305-7070 . JSTOR   823423 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мвале, Нелли; Чита, Джозеф (9 декабря 2019 г.), «Религия и развитие в Замбии» , Религия и развитие в Южной и Центральной Африке: Том 1 , Mzuni Press, стр. 416–438, doi : 10.2307/j.ctvx0785f.30 , S2CID   213215992 , получено 17 мая 2022 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Еврейские общины мира , Энтони Лерман,Спрингер, 1989, стр. 197.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блейк, Сесил (2005). «Африканская националистическая идеология, основанная на диаспоре и трясине развития» . Журнал исследований чернокожих . 35 (5): 573–596. дои : 10.1177/0021934704264298 . ISSN   0021-9347 . S2CID   143281240 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонд, Патрик (2001). «Радикальная риторика и рабочий класс в дни умирания зимбабвийского национализма» . Журнал исследований мировых систем : 52–89. дои : 10.5195/jwsr.2001.189 . ISSN   1076-156X .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Замбия» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 1 августа 2013 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мариенстрас, Ричард (1983). Евреи диаспоры: или Призвание меньшинства . [Еврейская социалистическая группа Медем]. OCLC   483517974 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дариан-Смит, Ева (1996). «Постколониализм: Краткое введение» . Социально-правовые исследования . 5 (3): 291–299. дои : 10.1177/096466399600500301 . ISSN   0964-6639 . S2CID   144302747 .
  11. ^ Огунянкин, Грейс Адении (26 марта 2019 г.). «Постколониальные подходы к изучению африканской политики» . Оксфордская исследовательская энциклопедия политики . doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.830 . ISBN  978-0-19-022863-7 . Проверено 1 июня 2022 г.
  12. ^ «Еврейская община Замбии: крошечное население, влиятельное за пределами своей численности» . Аруц Шева . Проверено 17 июня 2024 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Макмиллан, Хью (2017). Сион в Африке: евреи Замбии . ИБ Таурис и Компания, Лимитед. ISBN  978-1-83860-999-3 . OCLC   1101042689 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История евреев в Замбии в рамках проекта «Математическая генеалогия»
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Шапиро, Фрэнк (2002). Пристанище в Африке . Иерусалим: Издательство Gefen. ISBN  9789652292858 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Каплан, Робертсон, Мендель, Мэриан (1986). Еврейские корни в южноафриканской экономике . Кейптаун: Издательство Струик. ISBN  9780869773208 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мачей Дж. Бартковски, изд. (2013). Восстановление ненасильственной истории: гражданское сопротивление в освободительной борьбе . Боулдер, Колорадо. ISBN  978-1-58826-870-9 . OCLC   813914662 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Суонзи, Генри (1953). «Ежеквартальные заметки» . Дела Африки . 52 (206): 1–36. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a094111 . ISSN   0001-9909 . JSTOR   719129 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dae7d8c95a28e8fed746782ecfb887a5__1718636400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/a5/dae7d8c95a28e8fed746782ecfb887a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Zambia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)