История евреев в Замбии
Языки | |
---|---|
Иврит , Идиш | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Русский , немецкий , латвийский , литовский |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Замбии | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||
См. также | ||||||||
Годы в Замбии | ||||||||
Портал Замбии | ||||||||
История евреев . в Замбии восходит к началу 1900-х годов Евреи всегда были небольшой общиной, игравшей заметную роль в истории Замбии . [1] [2] История евреев в Замбии восходит к 1901 году, когда она еще находилась под британским колониальным правлением. [3] Северная Родезия была колонизирована в 1890-х годах Британской Южно-Африканской компанией, также известной как BSAC. Первоначально Северная Родезия была разделена на Северо-Восточную и Северо-Западную Родезию. [3] Однако в 1911 году BSAC объединил их и образовал Северную Родезию, столица которой находится в Ливингстоне, недалеко от водопада Виктория. [4] [5] Среди населения Северной Родезии в 1 миллион человек было 1500 белых жителей, многие из которых были еврейскими поселенцами. [3] Северная Родезия частично перешла под британское колониальное правление, чтобы британское правительство могло увеличить количество белых людей и поселенцев в стране, что способствовало бы более широкой стратегии по увеличению влияния британцев между Кенией и Южной Африкой. [3] Еврейские поселенцы были одной из доминирующих этнических групп и стали активно участвовать в местной политике, при этом видные еврейские деятели выступали за независимость Замбии и африканскую националистическую риторику. [6] [7] Плодородная земля Северной Родезии, Вторая мировая война и независимость от британского колониального правления — все это оказало глубокое влияние как на иммиграцию, так и на эмиграцию еврейских беженцев. [2] Еврейская диаспора привнесла торговлю и коммерцию в регион как в региональных, так и в городских районах, посредством торговли скотом, скотоводства, добычи полезных ископаемых, сетей связи, витрин, транспорта и бойни, среди прочего. [3] Еврейские поселенцы, независимо от того, были ли они евреями по происхождению, рождению, браку или вероисповеданию, все образовали небольшую, но сильную общину. [4] [8] Евреи в Замбии представляли собой культурное и религиозное меньшинство еврейской диаспоры, что вызывает обеспокоенность по поводу представлений о том, кто является колонизатором, кто колонизирован, кто является жертвой и кто является угнетателем. [9] Это предполагает, что его можно изучать через постколониальную структуру. [10] [11] После обретения Замбией независимости в 1964 году из страны произошел массовый исход евреев и белых людей. [9] В 2022 году в Замбии останется менее пятидесяти евреев. [8] После 130 лет существования по состоянию на 15 июня 2024 года общее количество евреев в Замбии составляет 11 человек. [12]
Резюме [ править ]
Многие евреи приехали в Замбию (ранее называвшуюся Северной Родезией ) с целью достижения экономического процветания, сначала поселившись в Ливингстоне и Брокен-Хилле. [1] Некоторые из первых евреев в Замбии занимались разведением крупного рогатого скота и добычей меди . [1] [8] К 1905 году в Ливингстоне уже была постоянная еврейская община из 38 членов, а первая еврейская свадьба в Замбии состоялась в 1910 году. [1] Позже многие замбийские евреи добились больших успехов в животноводстве и литейном производстве чугуна. [1] [8] В 1921 году в Замбии проживало 110 евреев (большинство из них проживало в Ливингстоне и Лусаке ), и это население увеличивалось в течение следующих нескольких десятилетий. [1] Некоторые еврейские беженцы приехали в Замбию раньше [2] и после Холокоста , когда еврейское население Замбии достигло пика в 1000 человек. [2] до 1200 в середине 1950-х годов (к этому моменту «центр еврейской жизни переместился в Лусаку, центр медного пояса страны»). [1] Многие евреи покинули Замбию и иммигрировали в другие страны в 1960-х годах, и в 1968 году в Замбии осталось всего 600 евреев. [1] Евреи были активными и заметными в политике Замбии до того, как Замбия [стала независимой в 1964 году. [1] Совет по делам евреев Замбии был создан в Лусаке в 1978 году «для наблюдения за еврейской общинной деятельностью». [1] Ранее замбийское еврейство находилось под эгидой [5] Этот совет также «оказывает помощь политическим беженцам и бедным, оказывая медицинскую и финансовую помощь». [1] В настоящее время в Замбии проживают всего около тридцати пяти евреев, причем почти все они проживают в Лусаке. [1] в еврейской общине Замбии уже несколько лет не было раввина . К этому моменту [1]
Одним из наиболее известных замбийских евреев является Саймон Зукас, «который сыграл ключевую роль в борьбе Замбии за независимость от Великобритании в 1950-х годах, а после обретения независимости стал министром правительства». [2] Отец Симона Зукаса эмигрировал в Южную Африку из Литвы в 1936 году в поисках экономического процветания во время правления нацистов в Европе. Семья Зукас открыла магазин в городе Ндола в Северной Родезии, регионе, где проживало большое еврейское население. [2]
Миграция евреев в Замбию [ править ]
До 1964 года то, что сейчас известно как независимая республика Замбия, ранее называлось Северной Родезией, поскольку было британским протекторатом на юге центральной Африки. [5] [3] В 1930-е годы в Северной Родезии уже проживали сотни евреев, однако с приходом к власти нацистов во время Второй мировой войны с 1939 по 1945 год пришла новая волна иммиграции. [8] [14] Первая основная волна иммиграции евреев в Замбию началась в 1901 году, когда европейские евреи-первопроходцы путешествовали по Южной Африке в поисках процветающих экономических возможностей. [13] [1] Неспособность этих европейских евреев говорить по-английски означала, что они были исключены из значительной части рабочих мест в горнодобывающей промышленности, что вынуждало их заниматься торговлей, например, торговлей скотом. [13] Вторая основная волна иммиграции евреев в Замбию пришлась на 1938 и 1939 годы, когда примерно триста немецких и австрийских евреев, а также меньшее количество литовских и латвийских евреев бежали от нацистских преследований. [5] [3] Еврейские иммигранты, эмигрировавшие из Литвы и Латвии, в основном говорили на идиш. [8] [5] К началу 1960-х годов в Северной Родезии проживала диаспора, насчитывавшая около 1000 евреев. [3] Северная Родезия считалась безопасным убежищем для еврейских беженцев, поскольку визы были легко доступны для тех, кто бежал от нацистов, однако о ее доступности не было широко известно. [1] [2] Австрийские и немецкие еврейские комитеты по побегу не были уведомлены о возможностях, которые открывала Северная Родезия для тех, кто бежал от нацистских преследований, и считалось, что это тщательно охраняемый секрет. [13] [2] [6] Фактически, ни одному еврею никогда не было отказано в визе, хотя это держалось в секрете британским министром по делам колоний, который курировал содействие массовой иммиграции евреев в Северную Родезию из Центральной Европы. [13] Причина этого описывается ученым и историком Фрэнком Шапиро следующим образом: «Хотя они более чем осознавали свои обязательства перед своими европейскими единоверцами, они также были полны решимости защитить свои собственные позиции в британском обществе. Для англо-еврейского руководства во время нацистского кризиса главным приоритетом было защитить свой статус лояльных британских подданных и в то же время сохранить свой статус в еврейской общине и не чувствовать угрозы со стороны каких-либо антисемитских заявлений о двойной лояльности». [15] В основном пустое население Северной Родезии, большие плодородные земли и обилие доступа к воде сделали ее очень подходящим местом для массовой иммиграции. [13] [8] Англо-еврейская руководящая группа также отправила в Африку комиссию для оценки возможностей для беженцев, однако никаких дальнейших действий предпринято не было, что привело к невозможности спасти большое количество находящихся под угрозой исчезновения австрийских и немецких евреев. [13] Во время Второй мировой войны и Холокоста, между 1939 и 1945 годами, погибло 225 000 австрийских и немецких евреев, однако только около трехсот австрийских и немецких евреев поселились в Северной Родезии за этот период. [2] Комитет по планированию продолжал хранить в секрете свои знания о безопасном убежище Северной Родезии и сумел убедить британское правительство хранить файлы в секретных архивах даже после окончания войны. [13]
в Экономическое влияние Замбии
Еврейский народ Северной Родезии сыграл ключевую роль в формировании колониального африканского капитализма. [16] Те, кто иммигрировал в Северную Родезию, принесли минимальный капитал, однако их статус беженцев повлиял на их стремление добиться успеха и зарабатывать на жизнь. [3] [16] Первые еврейские иммигранты, приехавшие в Северную Родезию в 1900 и 1901 годах, активно занимались торговлей скотом, что привело к появлению в стране других товаров, таких как золото, в качестве средства транзакций. [15] Поголовье крупного рогатого скота в основном закупалось в Баротзеланде, а затем продавалось в Южную Родезию и соседние страны как в сельских, так и в городских районах. [3] Экономическое развитие региона евреями привело к появлению в этом районе денег и валюты. [15] Адаптивная природа евреев означала, что между заинтересованными сторонами в регионе существовали позитивные деловые отношения, особенно из-за их склонности общаться на языке и преодолевать расовые барьеры. [4] Соответственно, «еврейские торговцы стали ассоциироваться со справедливой торговлей, принципиальной торговлей и хорошо финансируемым бизнесом». [4] К 1950-м годам индивидуальное богатство еврейской общины достигло своего пика. [13] Более развитый экономический ландшафт означал, что еврейские поселенцы диверсифицировали свой бизнес, в основном за счет скотоводства, бойни, транспортных сетей, сетей связи, витрин, газет и разведки полезных ископаемых как в Северной, так и в Южной Родезии. [16]
в Замбии конгрегация Еврейская
Хотя британские колониальные офицеры приветствовали евреев в Северной Родезии, некоторых офицеров считали антисемитами, что затрудняло евреям получение торговых лицензий, необходимых для ведения бизнеса. [4] Историк Хью Макмиллан предполагает, что среди первых еврейских поселенцев в 1901 году «евреи, прибывшие в Северную Родезию, были как экономическими мигрантами и беженцами, спасавшимися от своего рода религиозных и политических преследований в Российской империи, так и экономическими мигрантами, искавшими место, где они могли бы мог бы жить лучше». [13] Эти первые еврейские поселенцы сформировали основу небольшой еврейской общины, которая прибыла позже в 1940-х годах и которые в совокупности сыграли важную роль и оказали большое влияние на формирование еврейской диаспоры, экономики и общества Северной Родезии. [4] [10] Лица, имевшие глубокую культурную и религиозную идентичность как евреи, были особенно активны в формировании еврейской общины с многочисленными синагогами, еврейскими организациями, а также еврейскими общинами, преимущественно расположенными в столице Ливингстона. [3] Евреи, занимавшие видное место в еврейской общине и религиозной жизни, также принимали активное участие в сионистском движении. Сионистское движение — еврейское националистическое движение, стремившееся создать и поддержать еврейское национальное государство на древней родине евреев, Палестине. Хотя сионизм зародился в Восточной и Центральной Европе в конце XIX века, он также распространился по всему миру и в Замбию. Численность евреев в Замбии колебалась с 1901 года по настоящее время, но на пике своего развития не превышала 1200 человек. Неотъемлемой частью растущей еврейской общины были братья Сусман, еврейские поселенцы, иммигрировавшие из Литвы в 1901 году и создавшие успешную империю в торговле скотом, ранчо и добыче меди. [13] Братья Сусманы были лидерами Ливингстона и сыграли важную роль в продвижении строительства синагоги Ливингстона в конце 1920-х годов, которая служила местом встреч еврейских поселенцев. [4] В 2022 году здание останется стоять уже не как синагога, а как христианская церковь. [8]
Религия [ править ]
Группа еврейских поселенцев в Северной Родезии в основном принадлежала к ашкеназской ветви иудаизма, которая имеет большие различия с точки зрения уровня ортодоксальности. [9] [4] В 1901 году в Северную Родезию в поисках работы прибыли первые еврейские поселенцы, состоявшие преимущественно из мужчин. [5] Наблюдалась явная нехватка женщин и детей, а это означало, что религиозные обязательства поселенцев, такие как семейный седер или субботние ужины и молитвы, отсутствовали, поскольку иудаизм часто считается религией семьи. [13] [8] Строительство синагоги Ливингстона в конце 1920-х годов и прибытие еврейских женщин и семей стало началом организованной религиозной практики и деятельности еврейской общины в Северной Родезии. [4] В 1910 году Еврейская конгрегация Ливингстона была основана вместе с землей для синагоги, но в то время не использовалась. После обретения Замбией независимости в 1964 году произошел массовый исход поселенцев, который привел к эпохе экспатриантов в Замбии и упадку иудаизма в стране. [16] [15]
Политические события
Еврейские поселенцы были преобладающей этнической группой в Северной Родезии и стали активными в политической жизни, особенно в борьбе за независимость от британского колониального правления. [17] [6] Из еврейского общества был ряд выдающихся еврейских интеллектуалов и специалистов, в частности ученые Льюис Ганн, Роберт Ротберг и Макс Глюкман. [15] [13] Другой ключевой еврейской фигурой в Северной Родезии был Стэнли Фишер, управляющий Банка Израиля и бывший глава Международного валютного фонда (МВФ). [15] Звание первого еврейского майора в Северной Родезии получил Хиам Скулман, который был майором Ндолы с 1937 года по 1939 год. [14] Эти цифры были очень актуальны и важны для создания замбийской нации. [13] В Конгрессе появилось новое поколение лидеров, некоторые из которых были евреями, которые хотели, чтобы Северная Родезия стала независимым африканским государством. [3] Во главе с государственным служащим Кеннетом Каундой в 1958 году радикалы отделились от остальной части Конгресса и сформировали так называемый Африканский национальный конгресс Замбии, позже известный как Объединенная партия национальной независимости. [7] [3] Когда Замбия получила независимость от британского колониального правления в 1964 году, она процветала по сравнению с предыдущими годами. [13] С обретением независимости цены на медь продолжали расти, что сделало Замбию третьим по величине производителем меди в мире. [15]
Саймон Зукас [ править ]
Ключевой политической фигурой был Саймон Зукас, который после обретения страной независимости стал министром правительства. [4] Саймон Зукас был министром строительства и снабжения, а также членом Объединенной партии национальной независимости. Отец Жукаса был среди беженцев, эмигрировавших из Литвы в Северную Родезию, спасаясь от религиозных преследований со стороны нацистов и в поисках работы. [4] Говоря о Саймоне Зукасе, историк Фрэнк Шапиро считает, что «на какое-то время он подавил свой политический радикализм и сосредоточился на процессе адаптации». [13] Однако Зукас поддержал свою политическую активность, когда он проводил кампанию против британского колониального правления в 1952 году. Это политическое инакомыслие привело к его депортации, однако Зукасу было разрешено вернуться в 1964 году после обретения Замбией независимости. [17] Зукас был африканским националистом и лидером Группы действий против федерации Ндолы и стремился положить конец расовой дискриминации, серьезной проблеме среди чернокожих, живущих под британским колониальным правлением. Содержание отчета «Дело против федеральных предложений», написанного Джастином Чимбой и, в большей степени, Саймоном Зукасом, предполагает, что «федерация стремилась остановить продвижение Африки на северных территориях». [13] и что «федерация на основе истинно демократических принципов может заслуживать внимания народа» (Swanzy, 1953). [13] [18] Политическая передача власти в 1964 году побудила еврейских бизнесменов покинуть Замбию, а также массовую эмиграцию еврейской общины, вызванную экономическим спадом, предшествовавшим обретению независимости, в период с 1958 по 1963 год. [17] Образовательные, политические и социальные проблемы, связанные с созданием независимого государства Замбии, а также желание не жить под властью черного большинства, к середине 1970-х годов оставили в Замбии лишь около сотни евреев. [3]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Замбия: виртуальный тур по еврейской истории» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Забытая история еврейских поселенцев Замбии» . CNN.com. 19 января 2012 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Шапиро, Карин А. (2001). Макмиллан, Хью; Шапиро, Фрэнк (ред.). «Замбийские евреи» . Журнал южноафриканских исследований . 27 (4): 873–875. ISSN 0305-7070 . JSTOR 823423 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мвале, Нелли; Чита, Джозеф (9 декабря 2019 г.), «Религия и развитие в Замбии» , Религия и развитие в Южной и Центральной Африке: Том 1 , Mzuni Press, стр. 416–438, doi : 10.2307/j.ctvx0785f.30 , S2CID 213215992 , получено 17 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Еврейские общины мира , Энтони Лерман,Спрингер, 1989, стр. 197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блейк, Сесил (2005). «Африканская националистическая идеология, основанная на диаспоре и трясине развития» . Журнал исследований чернокожих . 35 (5): 573–596. дои : 10.1177/0021934704264298 . ISSN 0021-9347 . S2CID 143281240 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонд, Патрик (2001). «Радикальная риторика и рабочий класс в дни умирания зимбабвийского национализма» . Журнал исследований мировых систем : 52–89. дои : 10.5195/jwsr.2001.189 . ISSN 1076-156X .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Замбия» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мариенстрас, Ричард (1983). Евреи диаспоры: или Призвание меньшинства . [Еврейская социалистическая группа Медем]. OCLC 483517974 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дариан-Смит, Ева (1996). «Постколониализм: Краткое введение» . Социально-правовые исследования . 5 (3): 291–299. дои : 10.1177/096466399600500301 . ISSN 0964-6639 . S2CID 144302747 .
- ^ Огунянкин, Грейс Адении (26 марта 2019 г.). «Постколониальные подходы к изучению африканской политики» . Оксфордская исследовательская энциклопедия политики . doi : 10.1093/acrefore/9780190228637.013.830 . ISBN 978-0-19-022863-7 . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ «Еврейская община Замбии: крошечное население, влиятельное за пределами своей численности» . Аруц Шева . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Макмиллан, Хью (2017). Сион в Африке: евреи Замбии . ИБ Таурис и Компания, Лимитед. ISBN 978-1-83860-999-3 . OCLC 1101042689 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История евреев в Замбии в рамках проекта «Математическая генеалогия»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Шапиро, Фрэнк (2002). Пристанище в Африке . Иерусалим: Издательство Gefen. ISBN 9789652292858 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Каплан, Робертсон, Мендель, Мэриан (1986). Еврейские корни в южноафриканской экономике . Кейптаун: Издательство Струик. ISBN 9780869773208 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мачей Дж. Бартковски, изд. (2013). Восстановление ненасильственной истории: гражданское сопротивление в освободительной борьбе . Боулдер, Колорадо. ISBN 978-1-58826-870-9 . OCLC 813914662 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Суонзи, Генри (1953). «Ежеквартальные заметки» . Дела Африки . 52 (206): 1–36. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a094111 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 719129 .