Лусака
Лусака Вы потерялись | |
---|---|
Сверху и слева направо : центральный деловой район Лусаки, где дом FINDECO виден ; Кольцевая развязка Кафуэ и окрестности, Университета Замбии главный кампус , собор Святого Креста , головной офис ЗАНАКО , бизнес-парк Общества, торговый центр Каира, Национального музея Лусаки. выставка | |
Прозвище: ЛСК | |
Координаты: 15 ° 25'ю.ш., 28 ° 17' в.д. / 15,417 ° ю.ш., 28,283 ° в.д. | |
Страна | Замбия |
Провинция | Провинция Лусака |
Округ | Лусака Район |
Учредил | 1905 |
Статус города | 25 августа 1960 г. |
Правительство | |
• Тип | Правительство мэра-совета |
• Мэр | Чиландо Читангала (PF) |
Область | |
• Столица | 360 км 2 (140 квадратных миль) |
Высота | 1,279 [3] м (4190 футов) |
Население (перепись 2010 г.) | |
• Столица | 1,747,152 [1] |
• Оценивать (2020) | 2,731,696 [4] |
• Метро | 2,238,569 |
Demonym | Преодолей это |
Часовой пояс | UTC+2 ( КАТ ) |
Код города | 0211 [5] |
ИЧР (2018 г.) | 0.664 [6] Середина |
Веб-сайт | www |
Лусака ( / l uː ˈ s ɑː k ə / ; loo- SAH -kə ) — столица и крупнейший город Замбии . Это один из наиболее быстро развивающихся городов юга Африки . [7] Лусака находится в южной части центрального плато на высоте около 1279 метров (4196 футов). По состоянию на 2019 год [update]Население города составляло около 3,3 миллиона человек, а городское население в 2018 году оценивается в 2,5 миллиона человек. [8] Лусака является центром торговли и правительства Замбии и соединяется с четырьмя основными автомагистралями страны, ведущими на север , юг , восток и запад . Английский является официальным языком городской администрации, а бемба и ньянджа являются распространенными уличными языками.

Самые ранние свидетельства поселения в этом районе датируются 6 веком нашей эры, а первое известное поселение датируется 11 веком. В то время здесь проживали народы ленье и соли 17 или 18 века. Основание современного города произошло в 1905 году, когда он находился в британском протекторате Северная Родезия , который контролировалась Британской южноафриканской компанией (BSAC). BSAC построила железную дорогу, соединяющую их шахты в Коппербелте с Кейптауном , и Лусака была назначена водозаборной станцией на этой линии, названной в честь местного вождя лендже по имени Лусаака. Затем белые фермеры- африканеры поселились в этом районе и превратили Лусаку в региональный торговый центр, взяв на себя управление ею. В 1929 году, через пять лет после принятия контроля над Северной Родезией у BSAC, британская колониальная администрация решила перенести свою столицу из Ливингстона в более центральное место, и была выбрана Лусака. Над проектом работали градостроители, в том числе Стэнли Адсхед , и в последующие десятилетия город был застроен.
Лусака утратила часть своего статуса в пользу Солсбери (ныне Хараре в Зимбабве), когда последний стал столицей объединенной Федерации Родезии и Ньясаленда в 1953 году, но восстановила его, когда в 1964 году она была названа столицей новой независимой Замбии. Затем последовала масштабная программа строительства в городе, включая правительственные здания, Университет Замбии и новый аэропорт . Богатые пригороды Лусаки включают Вудлендс, холм Ибекс и парк Родос. Крупномасштабная миграция людей из других районов Замбии происходила как до, так и после обретения независимости, а отсутствие достаточного формального жилья привело к появлению многочисленных незапланированных трущоб на западной и южной окраинах города.
История
[ редактировать ]
Ранняя история
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства поселения на территории нынешней Лусаки относятся к VI веку. Первая известная деревня датируется примерно 11 веком и представляет собой поселение круглых хижин недалеко от современного пригорода Олимпии. В последующие столетия наблюдались значительные колебания численности населения в этом районе, вплоть до прибытия народов ленье и соли в 17 или 18 веке. [9] Ученые полагают, что соли прибыли в рамках миграции люба вдоль реки Луапула . [10] в то время как лендже связаны с Ила - Тонга . [11] Современная Лусака находится на границе территорий двух групп: ленже населяют регион к северу от города, а соли - к югу. [12] В 19 веке африканские и европейские работорговцы начали прибывать из прибрежных районов современной Танзании , Мозамбика и Анголы , порабощая членов общин Соли и Ленже для отправки на Ближний Восток, в Европу и Южную Америку. [9] [13] Необходимость уклоняться от этих нападений, а также использование ими системы посменного земледелия вызывали необходимость частых переселений между Соли и Ленье, и, следовательно, не было крупных постоянных поселений. [13]
В конце 19 века британско-южноафриканский горнодобывающий предприниматель и политик Сесил Роудс основал Британскую южноафриканскую компанию (BSAC) на основании хартии королевы Виктории на колонизацию и освоение земель на участках территории, которая сейчас является северной Южной Африкой, Зимбабве и Замбией. , Малави и Ботсвана. [14] Родс твердо верил в проект железной дороги от мыса до Каира , хотя, поскольку немецкая Восточная Африка блокировала путь к северу от территории BSAC, он не смог реализовать его при своей жизни. [15] Не обращая особого внимания на первоначальные права африканского населения, Родс руководил расширением территориального контроля до Солсбери (ныне Хараре в Зимбабве), и его компания продолжала расширяться на север даже после его смерти в 1902 году. [14] В 1899 году BSAC взял формальный контроль над регионом вокруг Лусаки через протекторат Бароциланд -Северо-Западная Родезия , названный в честь Родоса. [16] [17] Первоначально столица находилась в Каломо , а в 1907 году была перенесена в Ливингстон . [18] В 1911 году она была объединена с территорией Северо-Восточной Родезии и образовала Северную Родезию , предшественницу современной Замбии. [19]
Столкнувшись с восстаниями африканцев на своей территории, а также с экономическим спадом и желанием расширить горнодобывающие интересы в Медном поясе северной Замбии , BSAC с 1896 года ускорил строительство железной дороги, ведущей на север из Южной Африки в Северную Родезию. [20] [21] Лусака была основана в 1905 году как водная остановка на маршруте и была названа в честь вождя Лусааки, лидера соседней деревни Ленье. [9] Участок линии через Лусаку был построен железнодорожной компанией Машоналенд , продлив линию на 452 километра (281 миль) от Каломо до шахтерского города Брокен-Хилл (ныне Кабве ). [22] [23] В последующие годы в этом районе поселились белые фермеры- африканеры , и Лусака стала их региональным центром и точкой доступа к железной дороге. К 1913 году открылось несколько магазинов и отель, и они убедили BSAC объявить Лусаку признанным городом и передать им контроль над местными делами. [13] [9] Этим ранним городом управлял Совет управления деревней Лусака, избираемый фермерами, и он состоял из участка земли вдоль железнодорожного маршрута длиной 5 километров (3 мили) и шириной 1,5 километра (0,9 мили). [13]
После Первой мировой войны Великобритания взяла под свой контроль Танганьику (ныне Танзания), которая ранее была частью Германской Восточной Африки . Это создало почти непрерывную линию британских колоний от Южной Африки до Египта и привело к возрождению проектов железной дороги от Мыса до Каира и аналогичного автомобильного маршрута . [15] [24] Британское имперское правительство взяло под прямой контроль Северную Родезию в 1924 году через губернатора и законодательный совет, но BSAC сохранил свои права на добычу полезных ископаемых, приобретенные в предыдущие десятилетия. [24] [25] Новая администрация выступала за систему непрямого правления с самоуправлением для африканского населения, хотя на самом деле права африканцев оставались очень ограниченными. [26] Горнодобывающие корпорации, а также африканеры вокруг Лусаки не приветствовали эти изменения, отдав предпочтение южноафриканской модели. [27] [28] Колониальная администрация выступала за создание плановых городов как средство утверждения своей власти. [29]
Назначение столицей Северной Родезии.
[ редактировать ]Великобритании В марте 1929 года Управление по делам колоний направило правительству Северной Родезии телеграмму с рекомендацией перенести столицу территории, ссылаясь на «коммуникацию», а также на «медицинские» причины. [29] Однако медицинское обоснование переезда в то время не было открыто опубликовано. [30] Джеймс Максвелл , бывший врач и губернатор протектората с 1927 года, привез из Нигерии своего бывшего коллегу Дэвида Александра, чтобы тот помог ему в этом проекте переселения. [29] Стремясь избежать неформального развития поселков , возникающих вблизи горнодобывающих районов, Александр рекомендовал нанять градостроителя для проектирования столицы. Затем Максвелл и Александр исследовали возможные места для нового города, в конечном итоге выбрав Лусаку из-за ее расположения на железной дороге и на перекрестке Великой Северной дороги Северной Родезии и Великой Восточной дороги . [13] [31] Максвелл запросил градостроителя из Управления по делам колоний, которое направило Университетского колледжа Лондона в колонию профессора Стэнли Адсхеда , а также инженера-водостроителя. Адсхед изучил несколько возможных мест для столицы и в конце 1930 года подтвердил, что Лусака является подходящим местом. Он рассматривал возможность размещения столицы в Медном поясе, но взаимное недоверие между горнодобывающими корпорациями и правительством означало, что оба предпочитали сохранять некоторую дистанцию между столица и шахты. [31] Исследования гидротехника пришли к выводу, что грунтовых вод достаточно. [13] а отчет, подтверждающий Лусаку в качестве запланированной столицы, был одобрен законодательным советом в июле 1931 года. [31] [30]
Рональд Сторрс сменил Максвелла на посту губернатора в 1932 году, но средства были ограничены из-за Великой депрессии , а прогресс в развитии Лусаки был незначительным. Несколько тысяч африканцев мигрировали в город в поисках строительных работ, но их не было, что привело к широкомасштабной бедности, голоду и беспорядкам. [32] [33] Наибольшим интересом Сторрса в этом проекте было развитие Дома правительства, что перекликалось с аналогичным проектом, который он инициировал в качестве губернатора Кипра , когда его штаб-квартира была сожжена во время восстания . Стремясь подражать кипрскому зданию, а также недавно построенному особняку вице-короля в Нью-Дели , Сторрс поручил нескольким ведущим архитекторам поработать над планом, который был представлен в Королевской академии . Запланированная стоимость здания в размере 43 000 фунтов стерлингов составляла более 10 процентов от общего бюджета, выделенного на проект Лусаки, и в конце 1933 года Управление по делам колоний настояло на ее сокращении. Вскоре после этого Сторрс покинул свой пост губернатора по причине плохого здоровья. [34] К этому моменту завершенные работы состояли из нескольких коротких участков дороги (включая Каирскую дорогу , названную в честь ее предполагаемого места на предлагаемой дороге от мыса до Каира ), а также нескольких домов и квартир для правительственных чиновников. [35] [36]
На посту губернатора Сторрса сменил Хьюберт Уинтроп Янг , который занимал пост губернатора соседнего Ньясаленда (ныне Малави). В начале своего пребывания в должности, в апреле 1934 года, Янг организовал визит в Лусаку принца Джорджа , четвертого сына короля Георга V. [37] В ходе своего визита Джордж заложил первый камень в фундамент административных зданий Лусаки. [38] а также открытие дорог, названных в честь его отца и его самого. [37] После королевского визита Янг написал в Управление по делам колоний, что он «с оптимизмом смотрит на будущее Лусаки», и назначил администратора Эрика Даттона руководителем проекта. [35] Было некоторое сопротивление со стороны белого населения Ливингстона, которое опасалось, что столица приведет к потере бизнеса. Янг отказался от их требования выплатить им финансовую компенсацию, но попытался успокоить их, провозгласив Ливингстон туристической столицей протектората с новым музеем и заповедником . Лусака официально стала столицей в мае 1935 года, и празднование «Недели Лусаки» должно было совпасть с празднованием юбилея Георга V. серебряного Правительство заказало специальный поезд, который за один уик-энд перевез всех правительственных чиновников из Ливингстона в Лусаку. [39]
Согласно первоначальным планам Адсхеда, Лусака предлагалась как чисто административный центр без промышленности и большого африканского населения; в какой-то момент он заметил, что он «никогда не сможет стать важным городом». [13] [40] Согласно пересмотренным планам Боулинга, были зоны, предназначенные как для легкой, так и для тяжелой промышленности, а также для бизнеса. [13] [41] Он уделил особое внимание аэропорту, а также правительственному дому, хотя и в более простом дизайне, чем тот, который предполагал Сторрс. Оба мужчины включили расовую сегрегацию в свои планы, разделив город на «родные» и «чужие» районы, при этом жилые районы и службы для африканцев разместились на южной периферии города. Несмотря на разработку этих планов, и Адсхед, и Боулинг покинули Родезию до недели в Лусаке, а остальная часть здания была оставлена Даттону и небольшой группе белых чиновников. [41] Территория города охватывала большую территорию даже на этом раннем этапе, несмотря на то, что большая часть ее не была застроена. Это было частью политики, разработанной Adshead, направленной на внутреннее расширение, а не на обычное центральное ядро с добавлением пригородов снаружи. [42] [43]
Более поздние колониальные годы
[ редактировать ]Строительство Лусаки продолжалось всю вторую половину 1930-х годов, но прогресс замедлился из-за нехватки средств. Правительство Северной Родезии надеялось собрать деньги за счет налогов на горнодобывающие компании, но они в основном были зарегистрированы в Соединенном Королевстве и платили все налоги со своих доходов там. Кредит, взятый для покрытия бюджета проекта в размере 400 000 фунтов стерлингов, был гарантирован Beit Trust , но возможностей для строительства дополнительной инфраструктуры не было. [44] Великобритания начала расследование возможного слияния Южной Родезии, Северной Родезии и Ньясаленда в 1938 году, что заставило частный бизнес отозвать инвестиции, опасаясь, что Лусака потеряет свой столичный статус. В результате правительство оставалось единственным источником средств. [45] Также в 1938 году правительство Северной Родезии заказало отчет финансового эксперта Алана Пима для изучения экономики территории. В результате был сделан вывод о том, что, несмотря на относительно высокие налоги на добычу полезных ископаемых на территории, администрация (которая и без того сильно зависела от доходов от добычи полезных ископаемых) не получала свою справедливую долю. [46] Пим также раскритиковал выделение жилья африканцам в Лусаке, отметив, что из 10 000 человек, проживавших в городе в то время, только 1500 имели официальное жилье. [42] В то время африканцам разрешалось жить в городе только по временным разрешениям на работу, а членам семей приходилось оставаться в другом месте. [47]
Потребность в металлах во время Второй мировой войны привела к буму в медной промышленности, который, сопровождаемый введением в 1941 году налога на сверхприбыль, введенного Великобританией, принес увеличенные доходы правительству. [48] Бум также привел к существенному росту урбанизации. [13] Официальное население Лусаки (исключая большую часть африканского населения) выросло с примерно 2000 в 1931 году до почти 19 000 в 1946 году, при этом ежегодный прирост составлял 15 процентов. [47] В 1948 году правительство приняло Постановление о жилищном строительстве в Африке, которое разрешало африканцам, в том числе супружеским парам, создавать пригороды для постоянного проживания. Работодатели города также были обязаны платить за жилье своим работникам. Власти города основали Африканский жилищный совет, который построил новые пригороды Нью-Чиленже и Матеро. Африканская рабочая сила Лусаки, которая оставалась относительно неквалифицированной, не получила такой большой выгоды, как рабочая сила в Коппербелте, где нехватка квалифицированной горнодобывающей рабочей силы привела к повышению заработной платы. [49] В 1952 году план развития Лусаки впервые получил законодательное одобрение - более ранние предложения, такие как предложения Adshead и Bowling, никогда не были юридически санкционированы. [42] Этот план предусматривал гораздо большую территорию для африканских пригородов, но только около трети из них было построено. [50]
В 1953 году британское правительство одобрило довоенный план по объединению Северной Родезии с двумя соседями, образовав Федерацию Родезии и Ньясаленда . Власти в Лондоне сослались на экономические выгоды и веру в то, что объединенная территория сформирует «многорасовое государство», чтобы противостоять росту апартеида в Южной Африке. Федерация пользовалась популярностью среди белых поселенцев по всему региону, особенно в Южной Родезии, но встречала резкое сопротивление со стороны африканского населения. [51] Лусака осталась столицей Северной Родезии, но многие правительственные ведомства, а также некоторые предприятия частного сектора переехали в Солсбери, который был назначен федеральной столицей. В результате экономика Лусаки пострадала из-за сокращения рабочих мест в строительстве, транспорте и бытовых услугах. Этот экономический спад в сочетании с падением цен на медь в середине-конце 1950-х годов привел к массовой безработице как среди африканцев, так и среди белых лусаканцев. Однако население продолжало расти, поскольку все большее число людей переезжало из сельской местности в неформальные поселения города. [50] В отличие от Южной Африки, где правительство регулярно сносило их бульдозерами, власти в Родезии терпели эти скваттерские районы, хотя они не предоставляли никаких услуг, и африканцы продолжали жить в условиях строгих юридических ограничений. [52]
Столица Республики Замбия
[ редактировать ]По мере роста недовольства федерацией в конце 1950-х годов возникла новая группа африканских лидеров, стремившихся к правлению большинства и независимости Северной Родезии, как это недавно было достигнуто в Гане . После гражданского неповиновения в 1962 году, возглавляемого (UNIP) Кеннета Каунды Объединенной партией национальной независимости , правительство Великобритании согласилось принять новую конституцию, согласно которой африканцы взяли под свой контроль законодательный орган. Распад федерации последовал в 1963 году, а в 1964 году Северная Родезия стала независимой как Республика Замбия . [53] Лусака была названа столицей Замбии. [54] Последовала крупномасштабная программа строительства в городе, в том числе: правительственные здания, Университет Замбии и новый аэропорт . Появившиеся в результате этого возможности трудоустройства привлекли дальнейшую миграцию из сельских районов в Лусаку, что усугубило нехватку жилья в городе. В 1960-е годы правительство построило несколько новых жилых комплексов, в том числе Нью-Камвала и Чиленье-Саут. [55] Это был первый случай, когда для африканского населения было построено качественное жилье с коммунальными услугами, хотя оно в основном ограничивалось государственными служащими и работниками медной промышленности, при этом большинство жителей продолжало жить в неформальных поселениях. [55] [56]
Хотя Замбия, Малави и Танзания добились независимости к середине 1960-х годов, [51] [57] другие близлежащие территории Мозамбика , Анголы , Южной Родезии и Южной Африки все еще находились под контролем белого меньшинства. Многие активисты с этих территорий переехали в Лусаку после обретения независимости, и американский историк Эван Уэйд позже описал ее как «центр антиколониального сопротивления Южной Африки». [56] [58] В 1969 году в городе прошла Пятая конференция на высшем уровне государств Восточной и Центральной Африки, на которой присутствовали четырнадцать лидеров африканских стран. На конференции был принят Лусакский манифест , клятва солидарности подписавших его сторон в стремлении к правлению большинства на юге Африки. Манифест защищал стратегию переговоров, а не насилия, и позже был одобрен Организацией Объединенных Наций . [58] Южной Родезии 1965 года Односторонняя декларация независимости и последующее эмбарго ООН и возможное закрытие границ повлияли на экономику Замбии, лишив ее основного торгового пути. [59]
В первые дни независимости, с высокими доходами от экспорта меди, экономисты описывали Замбию как «страну со средним уровнем дохода» с потенциалом стать полностью развитой . Однако, начиная с 1970-х годов, экономика Замбии пережила серьезный спад в результате падения цен на медь и роста цен на нефть. [59] В период с 1974 по 1994 год доход на душу населения упал на 50%. Это замедление также высветило то, что американский политолог Джон Харбезон назвал «массивным и неэффективным полугосударственным сектором, а также преобладающей урбанистической предвзятостью правительства», и привело к падению формального экономического роста. занятость в Лусаке, которая продолжалась несколько десятилетий. [60] Отсутствие рабочих мест снизило уровень миграции из села в город в Замбии. [61] но упадок медной промышленности вызвал массовое переселение людей из городов Коппербелта в Лусаку. Это, а также естественный прирост молодого населения города привели к тому, что в 1990-х годах прирост населения Лусаки составил около 4%, что превышает средний показатель по стране. [61]
Экономика Замбии быстро росла в 2000-е годы. [62] правительство инициировало проекты, направленные на улучшение качества жилья и доступа к услугам в Лусаке. [63] К ним относятся комплексный план городского развития, подготовленный правительством Замбии и Японским агентством международного сотрудничества (JICA), а также законопроект о городском и региональном планировании, принятый в 2015 году. [64] Однако неравенство и недостаточные инвестиции в жилье остаются высокими: в 2015 году 70% жителей все еще жили в незапланированных поселениях. [63] В 2018 году городской совет начал программу улучшения дорог для решения хронических пробок на дорогах, но по состоянию на 2021 год нехватка качественного жилья и услуг остается проблемой. [65]
География
[ редактировать ]
Рельеф Замбии состоит в основном из высокогорного плато с холмами и горами. [66] Лусака расположена на плато на юге центральной части Замбии на координатах 15°25′ю.ш. и 28°17′в.д., на высоте 1280 метров (4200 футов). [67] [68] Он расположен в 472 километрах (293 миль) к северо-востоку от туристической столицы Ливингстона и в 362 километрах (225 миль) от Китве на Коппербелте, втором по величине городе Замбии. Мпулунгу , самый удаленный от Лусаки крупный город Замбии, находится в 1074 километрах (667 миль) на берегу озера Танганьика . [69] Город Лусака граничит с округом Лусака и является столицей провинции Лусака , самой маленькой, но самой густонаселенной провинции Замбии. [70] [71] Район Лусака граничит с районом Чиланга на западе и юге, округом Кафуэ на юго-востоке и районом Чонгве на востоке, все они находятся в провинции Лусака. Он также граничит с районом Чибомбо на севере. [70]
Геология Лусаки разделена на складчатые и разломные сланцы неравномерной глубины на севере и известняк с доломитовым мрамором на юге, глубиной до 120 метров (390 футов). Эти породы дают больше грунтовых вод, чем кристаллические породы фундамента , которые наиболее распространены в Замбии. В известняковых регионах образовались подземные карсты , в которые стекают поверхностные воды, что приводит к отсутствию крупных рек и небольшому количеству ручьев. [72] Город расположен на водоразделе : воды на северо-востоке города впадают в реку Чонгве через ручьи Нгверере и Чалимбана, а запад и юг находятся в бассейне реки Кафуэ . И Чонгве, и Кафуэ в конечном итоге впадают в реку Замбези . [73] Почва представлена преимущественно лептосолами в сланцевом районе и фаеоземами на доломитах. Эти неглинистые почвы приводят к снижению фильтрации грунтовых вод до того, как они достигнут водоносных горизонтов . [74]
Городской пейзаж
[ редактировать ]

Центральный деловой район Лусаки (CBD) расположен в районе Каирской дороги, к западу от линии железных дорог Замбии от Ливингстона до Коппербелта. Это историческое место, где в начале 20 века был основан первоначальный колониальный город. Каирская дорога , многополосное шоссе с севера на юг, примерно четыре километра ( 2 + 1 ⁄ , мили) в длину [75] Это главная артерия центрального делового района, на которой расположены офисные здания, а также магазины, кафе и другие предприятия розничной торговли. [76] [77] Однако движение тяжелых транспортных средств (грузовиков) по Каирской дороге запрещено (им рекомендуется использовать Лумумбу-роуд, чтобы объехать эту улицу на запад при движении на север и юг). Четыре из пяти самых высоких зданий в Замбии расположены на Каир-роуд, включая самое высокое, 90-метровое (300 футов) 23-этажное здание Findeco House . [78] [а] К западу от Каирской дороги находятся два основных рынка: Центральный рынок и Рынок Нового города. [75]
К востоку от центрального делового района находится правительственная территория, включающая Государственную резиденцию и различные министерства, вокруг Кафедральный холм и Риджуэй . кварталов [83] К востоку отсюда, вдоль проспекта Независимости, находится Вудлендс, который является основным жилым районом для богатой элиты Лусаки, а также богатых эмигрантов. [77] Богатые пригороды Айбек-Хилл и Родос-Парк также расположены на востоке города, а Макени - на юге. [76] [83] Другие пригороды включают Калингалингу , Камвалу , Кабвату , Олимпийский парк, Рому, Фэрвью и Нортмид. [77] Однако большинство жителей Лусаки проживают в незапланированных трущобах , которые расположены преимущественно на западе, юге и севере города. [84] К ним относятся Матеро , Чиленье и Либала. [76]
Вдоль Грейт-Ист-роуд расположены три крупнейших торговых центра в Замбии: торговый центр Arcades (с открытыми витринами), торговый центр East Park и торговый центр Manda Hill (крытые магазины), который был отремонтирован и в котором находится множество международных магазинов и ресторанов. . [85] С видом на Аркады возвышается башня Sun Share Tower на Катима Мулило-роуд, рядом с отелем Radisson Blu. Башня высотой 58 метров была сдана в эксплуатацию в 2017 году компанией Sun Share Ltd. [86]
Памятники и национальные символы в Лусаке включают Национальный музей , правительственные здания вокруг центрального делового района, статую африканской свободы и мемориал жертвам авиакатастрофы сборной Замбии по футболу в 1993 году , расположенный на стадионе национальных героев . [87]
Климат
[ редактировать ]В первую очередь из-за своей большой высоты, Лусака имеет влажный субтропический климат (Cwa) согласно классификации климата Кеппена . Самый холодный месяц, июль, имеет среднемесячную температуру 14,9 ° C (58,8 ° F). В Лусаке жаркое лето и прохладная зима, а холодные условия в основном ограничиваются ночами в июне и июле. Самый жаркий месяц - октябрь, в котором средняя дневная температура составляет около 32 ° C (90 ° F). Есть три основных сезона: теплый сезон муссонов с ноября по март, сухая зима с апреля по август и жаркое лето с сентября по октябрь.
Климатические данные для аэропорта Лусака-Сити (1991–2020 гг.) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 35.1 (95.2) | 34.4 (93.9) | 34.2 (93.6) | 33.2 (91.8) | 31.1 (88.0) | 32.6 (90.7) | 31.1 (88.0) | 33.5 (92.3) | 37.0 (98.6) | 37.2 (99.0) | 39.5 (103.1) | 38.0 (100.4) | 39.5 (103.1) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 26.9 (80.4) | 26.8 (80.2) | 27.2 (81.0) | 26.7 (80.1) | 25.4 (77.7) | 23.6 (74.5) | 26.1 (79.0) | 29.8 (85.6) | 31.5 (88.7) | 31.5 (88.7) | 30.4 (86.7) | 27.6 (81.7) | 27.8 (82.0) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 22.1 (71.8) | 21.9 (71.4) | 22.0 (71.6) | 21.0 (69.8) | 19.2 (66.6) | 17.3 (63.1) | 18.3 (64.9) | 21.3 (70.3) | 23.6 (74.5) | 24.8 (76.6) | 24.4 (75.9) | 22.5 (72.5) | 21.5 (70.7) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 17.3 (63.1) | 17.0 (62.6) | 16.9 (62.4) | 15.3 (59.5) | 13.0 (55.4) | 10.9 (51.6) | 10.5 (50.9) | 12.7 (54.9) | 15.8 (60.4) | 18.1 (64.6) | 18.3 (64.9) | 17.5 (63.5) | 15.3 (59.5) |
Рекордно низкий °C (°F) | 8.6 (47.5) | 7.1 (44.8) | 7.5 (45.5) | 5.5 (41.9) | 5.9 (42.6) | 5.0 (41.0) | 3.0 (37.4) | 5.6 (42.1) | 6.0 (42.8) | 9.2 (48.6) | 10 (50) | 9.6 (49.3) | 3.0 (37.4) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 209.7 (8.26) | 168.7 (6.64) | 87.6 (3.45) | 20.7 (0.81) | 2.7 (0.11) | 0.2 (0.01) | 0.0 (0.0) | 0.0 (0.0) | 0.3 (0.01) | 10.9 (0.43) | 78.0 (3.07) | 178.6 (7.03) | 757.5 (29.82) |
Источник: НОАА [88] |
Климатические данные для Лусаки ( международный аэропорт Кеннет Каунда ) (1991–2020 гг.) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 39.6 (103.3) | 36.4 (97.5) | 34.0 (93.2) | 34.1 (93.4) | 32.8 (91.0) | 30.9 (87.6) | 33.2 (91.8) | 33.5 (92.3) | 38.5 (101.3) | 38.9 (102.0) | 39.4 (102.9) | 36.7 (98.1) | 39.6 (103.3) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 27.7 (81.9) | 28.1 (82.6) | 27.0 (80.6) | 27.8 (82.0) | 26.8 (80.2) | 25.0 (77.0) | 23.7 (74.7) | 27.5 (81.5) | 30.7 (87.3) | 29.1 (84.4) | 30.2 (86.4) | 26.9 (80.4) | 27.5 (81.6) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 22.9 (73.2) | 23.1 (73.6) | 22.1 (71.8) | 21.2 (70.2) | 19.0 (66.2) | 16.8 (62.2) | 15.9 (60.6) | 19.1 (66.4) | 22.3 (72.1) | 22.7 (72.9) | 24.3 (75.7) | 22.6 (72.7) | 21.4 (70.5) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 18.2 (64.8) | 18.0 (64.4) | 17.3 (63.1) | 14.5 (58.1) | 11.2 (52.2) | 8.6 (47.5) | 8.1 (46.6) | 10.6 (51.1) | 14.0 (57.2) | 16.4 (61.5) | 18.3 (64.9) | 18.2 (64.8) | 14.5 (58.1) |
Рекордно низкий °C (°F) | 10.2 (50.4) | 7.5 (45.5) | 10.0 (50.0) | 8.0 (46.4) | 5.4 (41.7) | 0.2 (32.4) | 0.7 (33.3) | 2.8 (37.0) | 5.8 (42.4) | 8.1 (46.6) | 10.0 (50.0) | 10.1 (50.2) | 0.2 (32.4) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 187.1 (7.37) | 143.4 (5.65) | 86.8 (3.42) | 24.7 (0.97) | 3.5 (0.14) | 0.0 (0.0) | 0.0 (0.0) | 0.2 (0.01) | 1.3 (0.05) | 8.6 (0.34) | 81.0 (3.19) | 192.6 (7.58) | 729.4 (28.72) |
Среднее количество осадков в днях (≥ 1,0 мм) | 18 | 15 | 10 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 8 | 16 | 72 |
Средняя относительная влажность (%) | 82.3 | 82.5 | 80.7 | 75.8 | 69.3 | 65.2 | 61.1 | 53.6 | 46.3 | 48.6 | 60.2 | 78.6 | 67.0 |
Среднемесячное количество солнечных часов | 176.7 | 168.0 | 220.1 | 246.0 | 275.9 | 270.0 | 294.5 | 303.8 | 291.0 | 272.8 | 234.0 | 182.9 | 2,935.7 |
Источник: NOAA (осадки, влажность, солнце, 1961-1990 гг.). [89] [90] |
Демография
[ редактировать ]По данным переписи населения Замбии 2010 года, население Лусаки составляло 1 715 032 человека, из которых 838 210 мужчин и 876 822 женщины. [91] Это представляет собой увеличение на 58 процентов по сравнению с переписью 2000 года. [б] и город продолжает быстро расти: в 2020 году его население, по оценкам, составило 2 731 696 человек. [93] Хотя исторически этот район находился на границе между территориями народов соли и ленье, [12] в современной Лусаке нет какой-либо одной доминирующей этнической группы, в которой представлены все народы Замбии . [61] Это результат массовой миграции из всех районов страны в город, а также правительственной политики «Одна Замбия, одна нация», которая поощряет государственных служащих работать по всей стране, независимо от места их происхождения. [94] Хотя большая часть населения - африканцы и выходцы из банту , в Лусаке также есть некоторые лица, не принадлежащие к банту. Сюда входят белые люди , многие потомки тех, кто поселился вокруг железной дороги в колониальные времена, и индейцы, говорящие на гуджарати , число которых увеличилось после обретения Замбией независимости. Многие из этих жителей неафриканского происхождения имеют гражданство Замбии. [95]
Языки
[ редактировать ]Как и в остальной части Замбии, английский является официальным национальным языком в Лусаке и используется в образовании с пятого класса школы, с 11 лет, до поступления в университет. [96] [94] Это также язык, используемый крупным бизнесом, большинством газет и средств массовой информации, а также правительством. [94] [95] Местным языком, на котором говорили в городе до конца 1980-х годов, был ньянджа , привезенный иммигрантами из Восточной провинции. стали чаще использовать бембу . Однако с тех пор, с увеличением миграции из региона Коппербелт, жители города [61] Смешение трех языков привело к появлению в Лусаке гибридного языка, известного как город Ньянджа. Он основан на языке Ньянджа, но включает в себя словарный запас английского языка и бембы, а также нсенги . [94]
Правительство
[ редактировать ]Как столица страны, Лусака является резиденцией законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, о чем свидетельствует наличие Национальной ассамблеи (парламента), Государственной палаты (канцелярии президента) и Высокого суда. Парламент расположен в комплексе Парламента, который представляет собой 15-этажное здание. Город также является столицей провинции Лусака , самой маленькой и самой густонаселенной из десяти провинций страны, и образует административный район, которым управляет городской совет Лусаки (а именно округ Лусака ). Городской совет возглавляет мэр Лусаки , а Чиландо Читангала . с 2021 года его президентом будет [97]
Образование
[ редактировать ]
Старейшим и крупнейшим учебным заведением Замбии является Университет Замбии , который находится в Лусаке, был основан в 1965 году и официально открыт для широкой публики (в которую входили как местные, так и иностранные студенты) в июле 1966 года. Другие университеты и колледжи, расположенные в Лусаке, включают : Университет Лусаки (UNILUS), Открытый университет Замбии (ZAOU) , Колледж Чайнама-Хиллз, Эвелин Хон Колледж прикладного искусства и коммерции , Университет Замбийского центра бухгалтерских исследований (ZCASU), Колледж развития природных ресурсов (NRDC), Национальный институт государственного управления Администрация (NIPA), Кавендишский университет , Медицинский университет Лусаки Апекс и DMI-St. Евгенийский университет . В Лусаке находятся одни из лучших школ Замбии, в том числе Американская международная школа Лусаки , Школа Родос-Парк , Международная общественная школа Лусаки, Французская международная школа, Итальянская международная школа, Исламский культурный и образовательный фонд Лусаки (LICEF), Китайская международная школа, Школа посольства России в Лусаке, [98] и колледж Баобаба . Школа Родос-Парк не является международной школой, хотя в ней проживает большое количество ангольцев, нигерийцев, конголезцев, южноафриканцев и китайцев. Дети покойного президента Леви Мванавасы , а также дети покойного вице-президента Джорджа Кунды посещали школу Родос-Парк. Другие известные школы, расположенные в Лусаке, включают среднюю школу для мальчиков Матеро (MaBoys), среднюю школу Парклендс , среднюю школу для девочек рома, средние школы для мальчиков и девочек Мунали, школу Chudleigh House , [99] Средние школы для мальчиков и девочек Кабулонги, школа PTA на Лейк-Роуд, техническая школа Дэвида Каунда (ДК), школа Айбекс-Хилл, средняя школа Камвала, средняя школа Либала, средняя школа Сильверест и средняя школа Святой Марии.
Места поклонения
[ редактировать ]
Среди культовых сооружений преобладают христианские церкви и храмы: Римско-католическая архиепископия Лусаки ( католическая церковь ), расположенная в соборе Младенца Иисуса ; Англиканский собор Святого Креста на Кафедральном холме ; Адвентисты седьмого дня (АСД) ; Объединенная церковь в Замбии ( Всемирное сообщество реформатских церквей ); Новоапостольская церковь ; Реформатская церковь в Замбии ( Всемирное сообщество реформатских церквей ); Баптистский союз Замбии ( Всемирный баптистский альянс ); и Ассамблеи Божии . [100] И Свидетели Иеговы, и церкви СПД имеют несколько часовен и растущую базу членов. Есть также несколько крупных мечетей, обслуживающих местную мусульманскую общину. Синагоги здесь заметно отсутствуют.
Культура
[ редактировать ]Достопримечательности включают Национальный музей Лусаки , Дом наследия Оливера Тамбо, [101] Общественный музей Зинту, Статуя Свободы, Национальное собрание Замбии, Выставочные площадки сельскохозяйственного общества (известные своей ежегодной сельскохозяйственной выставкой), Гончарная фабрика Мура, Театр Лусака Плейхаус , Кенотаф , Гольф-клуб Лусаки, Стадион национальных героев , Стадион Вудлендс , Центральный спортивный клуб Лусаки, Парк рептилий Калимба, Конференц-центр Мулунгуши, Обезьяньи бассейны и зоопарк , Пазури и ботанические сады экологического парка Мунда Ванга.
Экономика
[ редактировать ]Лусака — экономический и финансовый центр Замбии, главные ворота страны в остальной мир и крупнейший бизнес-центр. [102] Хотя показатели ВВП на районном уровне в Замбии не регистрируются, на уровне провинций провинция Лусака занимала второе место по величине валового внутреннего продукта в Замбии в 2014 году, обеспечивая 27,2 процента национального производства, что немного ниже показателя богатой ресурсами провинции. Провинция Коппербелт. [103]
В отличие от Замбии в целом, где наибольший вклад вносят сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, в экономике Лусаки преобладает сектор услуг , а также оптовая и розничная торговля . [104] Основные сферы занятости в городе включают финансы, страхование, недвижимость, транспорт, связь, энергетику, строительство и производство. [104] штаб-квартиры замбийских банков В городе расположены , а также Лусакская фондовая биржа , открытая в 1993 году. [102]
Розничная торговля
[ редактировать ]В Лусаке расположены крупнейшие и самые многочисленные торговые центры в стране, в том числе Manda Hill, Levy Junction, EastPark, Cosmopolitan и меньший, но известный торговый центр Arcade. Здесь также есть недавно построенные торговые центры, такие как торговый центр Lewanika, торговый центр Centro, торговые центры Novare Pinnacle в Вудлендсе и вдоль Грейт-Норт-роуд.
Транспорт
[ редактировать ]


В Лусаке находится международный аэропорт Кеннета Каунда (который используется как для гражданских, так и для военных операций). Существует также аэропорт Лусака-Сити , который используется ВВС Замбии .
Город обслуживается действующими участками железной дороги Мыс-Каир ( Zambia Railways ), которая соединяет его с Кабве , Ндолой , Китве и Лубумбаши на севере и Мазабукой , Чомой , Ливингстоном и Булавайо на юге. Международный аэропорт соединен с железнодорожной линией.
Город пересекает Трансафриканское шоссе 9 (TAH 9), соединяющее его с городами Хараре и Лубумбаши, а также Трансафриканское шоссе 4 (TAH 4), соединяющее его с Додомой и Булавайо.
Центр города Лусака находится на пересечении трех основных маршрутов: Великой Северной дороги ( Т2 ), Великой восточной дороги (Т4) и Монгу-роуд (М9). [105] Великая Северная Дорога соединяет север с Кабве , Мпикой и Республикой Танзания (с ответвлениями, ведущими в Ндолу , Китве и ДР Конго ) и на юг с Чомой , Ливингстоном и Республикой Зимбабве . [105] Великая Восточная Дорога соединяет восток с Катете , Чипатой и Республикой Малави (с ответвлением на Республику Мозамбик ). Дорога Монгу соединяет запад с Каомой и Монгу. [105] (и, возможно, может стать основным маршрутом в Анголу через дамбу в пойме Баротсе ).
Внутригородской общественный транспорт представлен в основном микроавтобусами, но также включает в себя более крупные автобусы и маршрутные такси на фиксированных маршрутах. [106] Транспортные средства на большинстве маршрутов курсируют между определенными частями города и четырьмя терминалами центрального делового района (называемого «Город»): Башня Кулима, Городской рынок, Миллениум и Лумумба. [107] Официальной карты маршрутов общественного транспорта в Лусаке нет, но инициатива по созданию карты с пользовательским контентом была начата в 2014 году. [108] Весь общественный транспорт в Лусаке обслуживается частными операторами.
Автобусные перевозки в районах Лусаки, центральном деловом районе и городах, окружающих Лусаку, таких как Сиавонга и Чирунду , обслуживаются автовокзалом Lusaka City Market, конечной остановкой междугородних автобусов, автовокзалом Millennium и станцией Kulima Tower.
Здравоохранение
[ редактировать ]В Замбии имеется пять национальных больниц третичного уровня, две из которых расположены в Лусаке. [109] Самая крупная из них — Университетская клиническая больница (UTH), в которой имеется 1655 коек и место для 250 младенцев. [110] UTH служит больницей высшего уровня для населения с населением около 2 миллионов человек, а также принимает направления из других медицинских учреждений по всей стране. [111] Он служит главным центром Замбии по подготовке медицинских специалистов, включая врачей и медсестер, причем последние - в специализированной школе медсестер в комплексе UTH. [110] Вторая больница третичного уровня Лусаки - Чайнама-Хиллз. [109] Единственная психиатрическая больница Замбии, имеющая 210 разрешенных коек и 167 неофициальных «напольных коек». [112] Объект в Чайнама-Хиллз также служит центром подготовки медицинских работников в Замбии. [110]
В целом в 2007 году в Лусаке было 34 медицинских центра, находящихся в ведении правительства, а также 134 медицинских центра, находящихся в ведении частного сектора. [113] Правительство стремилось децентрализовать предоставление услуг со стороны Министерства здравоохранения, и повседневное медицинское обслуживание в Лусаке обеспечивается группой управления здравоохранением округа Лусака на провинциальном уровне и общегородской группой управления здравоохранением округа Лусака. [113] [114] Приоритеты района, на долю которого в 2007 году приходилось 90 процентов случаев заболевания городом, включают малярию , репродуктивное здоровье , здоровье детей , туберкулез , проказу , ВИЧ и другие заболевания, передающиеся половым путем, гигиену окружающей среды , психическое здоровье и снабжение лекарствами. . [115] Правительство Замбии имеет долгосрочную цель по обеспечению всеобщего медицинского обслуживания (ВОУЗ) для всех замбийцев. По состоянию на 2017 год страна теоретически добилась бесплатного предоставления первичной медико-санитарной помощи для всех, но доступность часто была ограничена из-за нехватки мощностей. Чтобы решить эту проблему, министерство здравоохранения в партнерстве с JICA реализовало проект, направленный на принятие необходимых шагов для достижения подлинного всеобщего охвата услугами здравоохранения. [116]
Спорт
[ редактировать ]
Крупнейшим спортивным сооружением Лусаки является стадион Национальных героев , построенный при помощи и финансировании Китая. Назван в честь погибших в авиакатастрофе сборной Замбии в 1993 году . [117] он открылся в 2014 году и вмещает 60 000 человек. [118] Стадион используется для проведения домашних матчей сборной Замбии по футболу . [119] и был одним из двух стадионов, принимающих Кубок африканских наций среди юношей до 20 лет 2017 года в Замбии, наряду со стадионом Леви Мванаваса в Ндоле . [120] Этот турнир выиграла Замбия на стадионе национальных героев со счетом 2: 0 над Сенегалом . [121] Стадион также используется для проведения легкоатлетических мероприятий, в том числе турнира для всех желающих 2021 года, который стал квалификационным мероприятием к летним Олимпийским играм 2020 года в Токио. [122]
По состоянию на 2021 год шесть из восемнадцати команд футбольной ассоциации Суперлиги Замбии базируются в Лусаке. [123] Самым успешным клубом города является «Занако» , выигравший семь национальных титулов, последний раз в 2016 году . [124] Занако были основаны в 1978 году как команда Национального коммерческого банка Замбии и играют в высшем дивизионе с 1989 года. [125] «Зеленые Баффало» — еще одна успешная команда Лусаки, завоевавшая шесть титулов, последний из которых был завоеван в 1981 году. [124] Помимо стадиона «Национальные герои», футбольные команды Лусаки проводят домашние игры на стадионах «Нколома», «Сансет» и «Вудлендс». [126]
Лусака является домом для баскетбольной команды UNZA Pacers , входящей в состав Университета Замбии .
Международные отношения
[ редактировать ]Лусака является побратимом :
Dushanbe , Tajikistan , since 1966
Бейрут , Ливан , (2018)
Удонтхани , Таиланд, (2015)
Лос-Анджелес , США , с 1968 г.
Ижевск , Россия
Известные люди
[ редактировать ]- Игроки регби союза Корне Криге и Джордж Греган , которые соответственно были капитанами сборных Южной Африки и Австралии в сериях в 2002 и 2003 годах Tri Nations Series , по совпадению родились в одной больнице в Лусаке. [127] [128] [129]
- Бывший из Зимбабве игрок в крикет Генри Олонга также родился в Лусаке. Он был первым чернокожим игроком в крикет и самым молодым человеком, игравшим за Зимбабве. [130]
- Лусака — родной город и место жительства Джозефа и Луки Банды , первых сиамских близнецов, и его команда успешно разлучили которых Бен Карсон . [131]
- Бывший профессиональный футболист Энок Мвепу родился в Лусаке.
- Замбийская модель Лукундо Налунгве родилась в Лусаке.
- Чилуфья Тайали , замбийский политик, проживающий в Лусаке.
- Воан Гетинг , первый министр Уэльса , первый чернокожий человек, возглавивший европейскую страну, родился в Лусаке.
См. также
[ редактировать ]- Тропа свободы Южной Африки
- Железнодорожный мост Кафуэ (железнодорожный мост из Ливингстона в Лусаку)
- Провидцу
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центральное статистическое управление. «Население и демография Замбии» . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ↑ Веб-сайт города Лусака. Архивировано 20 апреля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Высота аэропорта, http://climexp.knmi.nl/ Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Центральное статистическое управление. «Население и демографические прогнозы» . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Замбия» . Международный союз электросвязи . 14 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Субнациональный ИЧР – База данных территорий – Лаборатория глобальных данных» . hdi.globaldatalab.org . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ «Самые быстрорастущие города Африки» . Немецкая волна . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ «Население Замбии на 2020 год (живой)» . worldpopulationreview.com . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Майерс 2016 , с. 48.
- ^ Фэган 1961 , с. 228.
- ^ Робертс, Эндрю Д. (15 апреля 2021 г.). «Замбия – Люди» . Британская энциклопедия . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Племенная и лингвистическая карта Замбии (Карта) – через Центр африканских исследований в Лейдене .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Муленга 2003 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Вудхаус, Кристофер Монтегю. «Сесил Роудс | Биография, значение и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Фокс 1920 , с. 100.
- ^ Муленга 2003 , стр. 1–2.
- ^ «Орден Бароциланда Северо-Западной Родезии в Совете, 1899 г.» (PDF) . Правительство Соединенного Королевства . 28 ноября 1899 года . Проверено 12 июня 2021 г. - через Barotseland Post.
- ^ Хант 1959 , стр. 9 и 12.
- ^ «Орден Северной Родезии в Совете, 1911 г.» (PDF) . Правительство Соединенного Королевства . 17 августа 1911 года . Проверено 12 июня 2021 г. - через Альянс национальной свободы Баротсе.
- ^ Ланн 1992 , стр. 240–241.
- ^ Каценелленбоген 1974 , с. 64.
- ^ Винчестер 1935a , стр. 867–868.
- ^ Винчестер 1935b , стр. 869–874.
- ^ Jump up to: а б Дом 2013 , с. 4.
- ^ Клаф 1924 , стр. 281–282.
- ^ Дом 2013 , стр. 4–5.
- ^ Дом 2013 , с. 6.
- ^ Рейнджер 1980 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б с Дом 2013 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б «Северная Родезия — вторник, 19 апреля 1932 г.» . Хансард . Парламент Соединенного Королевства . 19 апреля 1932 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Дом 2013 , с. 8.
- ^ Дом 2013 , с. 9.
- ^ Хансен 1982 , стр. 122.
- ^ Дом 2013 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Дом 2013 , с. 10.
- ^ Дом 2013 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Дом 2013 , с. 2.
- ^ «Лусака станет столицей Родезии» . Споканская хроника . 3 апреля 1934 года . Проверено 15 июня 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Дом 2013 , с. 11.
- ^ Дом 2013 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Дом 2013 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Дом 2013 , с. 16.
- ^ «Современный город, новая африканская колония» . Журнал Итаки . 4 июня 1935 г. с. 9 – через Newspapers.com.
- ^ Дом 2013 , с. 15.
- ^ «Политика и другие предметы: Родезия» . Виндзорская звезда . 2 февраля 1938 г. с. 4 . Проверено 18 июня 2021 г. - через Newspapers.com.
- ^ Робертс 1982 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Муленга 2003 , с. 3.
- ^ Робертс 1982 , с. 353.
- ^ Хансен 1982 , стр. 122–123.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1982 , стр. 123.
- ^ Jump up to: а б Калинга, WOwen Jato. «Федерация Родезии и Ньясаленда» . Британская энциклопедия . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Хансен 1982 , стр. 124.
- ^ Робертс, Эндрю Д. (15 апреля 2021 г.). «Замбия – колониальное правление» . Британская энциклопедия . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Дом 2013 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1982 , стр. 125.
- ^ Jump up to: а б Уэйд, Эван (3 ноября 2014 г.). «Лусака, Замбия (1913–)» . Blackpast.org . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Ингэм, Кеннет. «Танзания – Независимость» . Британская энциклопедия . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чонго 2016 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Эндрю Д. (15 апреля 2021 г.). «Замбия - Замбия под Каундой» . Британская энциклопедия . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Фришкорн 2015 , стр. 209–210.
- ^ Jump up to: а б с д Муленга 2003 , с. 4.
- ^ «Как не дать Замбии превратиться в Зимбабве» . 12 ноября 2020 г. Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рэгг и Лим, 2014 , с. 262.
- ^ «Городское и региональное планирование: Закон № 3 от 2015 года» . Национальное собрание Замбии . 14 августа 2015 года . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Чигуду 2021 , стр. 6–7.
- ^ Грёнвалл, Муленга и МакГранахан 2010 , стр. 47.
- ^ Плетчер, Кеннет. «Лусака» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ ЦРУ 2007 , с. 684.
- ^ Макинтайр 2016 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б «О Лусаке» . Городской совет Лусаки . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ «Администрация провинции Лусака » О Лусаке» . Администрация провинции Лусака . Архивировано из оригинала 27 июня 2021 года . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Грёнвалл, Муленга и МакГранахан 2010 , стр. 49.
- ^ Городской совет Лусаки и Совет по окружающей среде Замбии, 2008 г. , стр. 3.
- ^ Грёнвалл, Муленга и МакГранахан 2010 , стр. 50.
- ^ Jump up to: а б Макинтайр 2016 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Хамонга 1996 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Аузиас и Лабурдетт, 2017 , с. 86.
- ^ «Самые высокие здания Замбии — 20 лучших» . Эмпорис . СТР Германия. Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Финдеко Хаус» . Эмпорис . СТР Германия. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Дом общества» . Эмпорис . СТР Германия. Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Индеко Хаус» . Эмпорис . СТР Германия. Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Дом ЗАНАКО» . Эмпорис . СТР Германия. Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Лусака» (Карта). OpenStreetMap . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ Муленга 2003 , с. 7.
- ^ Мвакикагиле, Годфри (2010). Замбия: Жизнь в африканской стране . Новая Африка Пресс. п. 161. ИСБН 9789987160112 . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года.
- ^ «Sun Share LTD запустит строительство башни на вечеринке в пентхаусе» . Лусака Таймс . 13 декабря 2017 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Майерс и Субулва, 2018 , с. 124.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991–2020 годы — аэропорт города Лусака» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Климатические нормы в МЕЖДУНАРОДНОМ АЭРОПОРТЕ ЛУСАКИ в 1961–1990 годах» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991-2020 годы — Лусака» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда 2010 года (Отчет). Том. 11. Центральное статистическое управление (Замбия). Ноябрь 2012. с. 2. дои : 10.1371/journal.pone.0141689.s006 .
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2000 года: сводный отчет» . Центральное статистическое управление (Замбия). Ноябрь 2003 г. с. 10.
- ^ Муленга и др. 2021 , с. е777.
- ^ Jump up to: а б с д Мутунда 2007 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Эндрю Д. (15 апреля 2021 г.). «Замбия – Люди» . Британская энциклопедия . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Сикомбе, Кэти (14 февраля 2013 г.). «Замбия борется с языковой проблемой» . Немецкая волна . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Чиландо Читангала был должным образом избран мэром Лусаки ~» . 21 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «Школа при посольстве России, Лусака, Замбия» . bizpages.org . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ^ "Домашняя школа Чадли Хаус" . chudleighhouseschool.com . Проверено 10 июня 2024 г.
- ↑ Britannica, Замбия , britannica.com, США, по состоянию на 7 июля 2019 г.
- ^ «Замбия: Замбия получила высокую оценку за чествование Дома Оливера Тамбо» . 13 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Организация Объединенных Наций , 2011 г., с. 19.
- ^ Центральное статистическое управление, 2017 г. , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Муленга 2016 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с «Закон о дорогах и дорожном движении | Национальная ассамблея Замбии» . www.parliament.gov.zm . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Сможете ли вы это сделать? Пользуйтесь общественным транспортом в Лусаке, Замбия» . Путешествия Странствия . 5 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 года . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Повышение эффективности и результативности общественного транспорта в городе Лусака» (PDF) . Замбийский институт политического анализа и исследований. Декабрь 2013. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ «И у нас есть карта!» . Карта общественного транспорта Лусаки: картографический проект, создаваемый пользователями . 10 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2014 г. . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Тропический фонд здравоохранения и образования; Министерство здравоохранения (Замбия) (2007 г.). «Основной отчет: Картирование связей в сфере здравоохранения в службах здравоохранения Замбии и связанных с ними академических учреждениях Министерства здравоохранения» (PDF) . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лусака (Замбия)» . Британская ассоциация хирургов-урологов . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Университетская клиническая больница, Лусака» . Замбия, Альянс трудовых ресурсов здравоохранения Великобритании . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Мвапе и др. 2010 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Замбия: Городской профиль Лусаки (PDF) . Программа ООН по населенным пунктам. 2007. с. 12.
- ^ Мандьята, Оловски и Мутале 2017 , с. 3.
- ^ Мандьята, Оловски и Мутале 2017 , с. 4.
- ^ Тернер, Клэр (7 августа 2017 г.). «Всеобщий охват услугами здравоохранения: чему Республика Замбия может научиться у Таиланда?» . ИДСИ . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Март 2015 г. , с. 213.
- ^ Гондве, Кеннеди (12 января 2014 г.). «Замбия заканчивает строительство нового стадиона» . Би-би-си Спорт . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «Стадион национальных героев и Леви Мванаваса получили разрешение CAF на проведение отборочных матчей чемпионата мира» . ЗамФут . 4 мая 2021 г. Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Гондве, Кеннеди (25 февраля 2017 г.). «Замбия готовится к старту африканских U-20» . Би-би-си Спорт . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Гондве, Кеннеди (12 марта 2017 г.). «Замбия стала чемпионом U-20 на своей земле» . Би-би-си Спорт . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «4 спортсмена в Замбии примут участие в отборе на Олимпийские игры | The Nation Online» . Нация онлайн . 4 марта 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Калумиана, Калумиана (27 мая 2021 г.). 2020/2 " Замбия РСССФ . Получено 31 мая.
- ^ Jump up to: а б Шёггл, Ганс (5 ноября 2020 г.). «Чемпионы Замбии» . РСССФ . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Занако (2 июня 2019 г.). «Занако — кто мы» . zanacofc.co.zm . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ «Расписание и результаты Суперлиги Замбии: 27 июня 2021 г. – 3 июля 2021 г.» . ЭСПН . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Джордж Греган — Профиль игрока» . Джорджгреган.com. Архивировано из оригинала 9 ноября 2008 года . Проверено 13 ноября 2008 г.
- ↑ «Captain Courageous: Corné Krige». Архивировано 26 июля 2011 года на Wikiwix, TheGoal.com , получено 26 июня 2006 года.
- ^ «Специальные отчеты чемпионата мира по регби: Южная Африка». Архивировано 19 января 2008 года в Wayback Machine , The Guardian , 6 октября 2003 года.
- ^ «Генри Олонга- краткая биография» . ESPNcricinfo. 18 сентября 1999 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ Террис, Бен; Киршнер, Стефани (13 ноября 2015 г.). «История операции, которая прославила Бена Карсона» . Вашингтон Пост . Проверено 14 ноября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аузиас, Доминик; Лабурдетт, Жан-Поль (2017). Замбия – Бегство в Малави (на французском языке). Маленький Умник. ISBN 979-1-03314-501-1 .
- Центральное разведывательное управление (ЦРУ) (2007 г.). Всемирный справочник фактов 2007 . Государственная типография. ISBN 978-0-16-078580-1 .
- Центральное статистическое управление Республики Замбия (2017 г.). «Исследовательская работа по валовому внутреннему продукту провинции» (PDF) . Проверено 12 июля 2021 г.
- Центральное статистическое управление Республики Замбия (2018 г.). «Замбия в цифрах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
- Чигуду, Эндрю (2021). «Изменение институциональной и законодательной базы планирования Замбии и Зимбабве: нюансы городского развития» . Политика землепользования . 100 : 104941. Бибкод : 2021LUPol.10004941C . doi : 10.1016/j.landusepol.2020.104941 . S2CID 224885225 .
- Чонго, Кларенс (2016). «Хорошая мера жертвы: аспекты вклада Замбии в освободительные войны на юге Африки, 1964–1975». Журнал социальных наук Замбии . 6 (1). Статья 3.
- Клаф, Джорджия (1924). «Конституционные изменения в Северной Родезии и вопросы, связанные с переходным периодом» . Журнал сравнительного законодательства и международного права . 3. 6 (4). Издательство Кембриджского университета от имени Британского института международного и сравнительного правоведения: 278–282. JSTOR 752781 .
- Фэган, Б.М. (1961). «Коллекция металлических изделий из соли девятнадцатого века из района Лусаки в Северной Родезии» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 91 (2): 228–250. дои : 10.2307/2844415 . JSTOR 2844415 .
- Фокс, Х. Уилсон (февраль 1920 г.). «Железная дорога и железнодорожные паромы из Мыса в Каир» . Географический журнал . 55 (2). Королевское географическое общество (с Институтом британских географов): 73–101. Бибкод : 1920GeogJ..55...73F . дои : 10.2307/1781582 . JSTOR 1781582 .
- Фришкорн, Ребекка (2015). «Политическая экономия контроля: городские беженцы и регулирование пространства в Лусаке, Замбия». Экономическая антропология . 2 : 205–223. дои : 10.1002/sea2.12025 .
- Грёнвалль, Дженни Т.; Муленга, Мартин; МакГранахан, Гордон (2010). Грунтовые воды, самообеспечение и бедные городские жители: обзор тематических исследований Бангалора и Лусаки . Международный институт окружающей среды и развития .
- Хансен, Карен Транберг (1982). «Сквоттеры Лусаки: прошлое и настоящее» . Обзор африканских исследований . 25 (2–3). Издательство Кембриджского университета: 117–136. дои : 10.2307/524213 . JSTOR 524213 . S2CID 145505993 .
- Хамонга, Пол (1996). «Лусака» . BBC в центре внимания Африки . 7 . Африканская служба Би-би-си.
- Хант, БЛ (1959). «Каломо-Ливингстон в 1907 году». Журнал Северной Родезии . 4 (1). Правительственный принтер Северной Родезии.
- Дом, Роберт, изд. (2013). Лусака: новая столица Северной Родезии . Рутледж. ISBN 978-0-415-82868-0 .
- Каценелленбоген, Саймон (январь 1974 г.). «Замбия и Родезия: узники прошлого: заметки по истории железнодорожной политики в Центральной Африке» . Дела Африки . 73 (290). Издательство Оксфордского университета от имени Королевского африканского общества: 63–66. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096455 . JSTOR 720981 .
- Ланн, Джон (1992). «Политическая экономия первичного железнодорожного строительства в Родезии, 1890-1911» . Журнал африканской истории . 33 (2). Издательство Кембриджского университета : 239–254. дои : 10.1017/S0021853700032229 . JSTOR 183000 . S2CID 162300534 .
- городской совет Лусаки; Экологический совет Замбии (2008 г.). Отчет о состоянии окружающей среды города Лусака . Экологический совет. ISBN 978-9982-861-01-4 .
- Макинтайр, Крис (2016). Замбия - Путеводитель Брэдта (6-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN 978-1-78477-012-9 .
- Muchimba, Jerry (2015). Godfrey 'Ucar' Chitalu . Troubador Publishing Ltd. ISBN 978-1-78462-220-6 .
- Муленга, Чилише Л. (2003). «Сообщения о городских трущобах: случай Лусаки, Замбия» (PDF) . Понимание трущоб: тематические исследования для Глобального доклада о населенных пунктах . Институт экономических и социальных исследований Университета Замбии . Проверено 12 июня 2021 г. - через Университетский колледж Лондона .
- Муленга, Чилише Л. (2016). Состояние отсутствия продовольственной безопасности в Лусаке, Замбия: выпуск 19 серии «Городская продовольственная безопасность» . Программа миграции Южной Африки. ISBN 978-1-92059-710-8 .
- Муленга, Ллойд Б.; Хайнс, Джонас З.; Фролоши, Сомбо; Чирва, Ламек; Сивингва, Мпанджи; Ингст, Сэмюэл; Волкон, Адам; Баррадас, Даниэль Т.; Фавалоро, Дженнифер; Зулу, Джеймс Э.; Банда, Сюрприз; Никой, Котей И.; Кампанга, Дэвис; Банда, Нгао; Чилопа, Батиста; Ханука, Храбрый; Стивенс-младший, Томас Л.; Шибемба, Аарон; Мвале, Консити; Гражданский, Суйланджи; Зямбо, Хозя Д.; Макупе, Алекс; Капина, Музала; Мвеемба, Аггри; Синьянге, Ньямбе; Привратник, Натан; Зулу, Пол М.; Чанда, Дункан; Мупета, Фрэнсис; Чилуфья, Читалу; Муконка, Виктор; Аголори, Саймон; Лама, Кеннеди (2021). «Распространенность SARS-CoV-2 в шести округах Замбии в июле 2020 г.: перекрестное кластерное выборочное исследование» . Ланцет Глобальное Здоровье . 9 (6): е773–е781. дои : 10.1016/S2214-109X(21)00053-X . ПМЦ 8382844 . ПМИД 33711262 .
- Мандьята, Чомба Брайан; Оловски, Линда Кампата; Мутале, Уилброуд (декабрь 2017 г.). «Проблемы реализации интегрированной стратегии эпиднадзора за болезнями и реагирования на них в Замбии: взгляд работников здравоохранения» . BMC Общественное здравоохранение . 17 (1): 746. doi : 10.1186/s12889-017-4791-9 . ПМЦ 5615443 . ПМИД 28950834 .
- Мутунда, Сильвестр (2007). Ле, Тао; Ле, Куин (ред.). «Языковое поведение в Лусаке: использование сленга ньянджа». Международный журнал языкового общества и культуры . ISSN 1327-774X .
- Мвапе, Лония; Сиквезе, Алиса; Капунгве, Август; Мванза, Джейсон; Флишер, Алан; Лунд, Крик; Купер, Сара (2010). «Интеграция психического здоровья в первичную медико-санитарную помощь в Замбии: взгляд поставщика медицинских услуг» . Международный журнал систем психического здоровья . 4 (1): 21. дои : 10.1186/1752-4458-4-21 . ПМЦ 2919445 . ПМИД 20653981 .
- Майерс, Гарт А. (2016). «Переделка границ: наблюдение и потоки в новых пригородах Африки к югу от Сахары». В Лебе, Кэролайн; Люшер, Андреас (ред.). Дизайн пограничных пространств: контроль и двусмысленность . Рутледж. ISBN 978-1-31703-607-4 .
- Майерс, Гарт А.; Субулва, Анжела Г. (2018). «Городские пейзажи Лусаки и Монгу: рассказ о национальном символизме Замбии». В Динере, Александр К.; Хаген, Джошуа (ред.). Город как власть: городское пространство, место и национальная идентичность . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781538118276 .
- Рейнджер, Теренс (июль 1980 г.). «Превращение Северной Родезии в империю: вариации на королевскую тему, 1924–1938» . Дела Африки . 79 (316). Издательство Оксфордского университета от имени Королевского африканского общества: 349–373. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097229 . JSTOR 722045 .
- Робертс, Эндрю Д. (1982). «Заметки к финансовой истории добычи меди в Северной Родезии» . Канадский журнал африканских исследований . 16 (2). Taylor & Francisco, Ltd. от имени Канадской ассоциации африканских исследований: 347–359. дои : 10.2307/484302 . JSTOR 484302 .
- Организация Объединенных Наций (2011). «Инвестиционный путеводитель по Замбии: возможности и условия» (PDF) . Проверено 12 июля 2021 г.
- Винчестер, Кларенс, изд. (2 августа 1935 г.). «Прогресс в Родезии: важная железнодорожная система в сердце Африки» . Железнодорожные чудеса света . 27 . Объединенная пресса.
- Винчестер, Кларенс, изд. (9 августа 1935 г.). «Прогресс в Родезии: важная железнодорожная система в сердце Африки» . Железнодорожные чудеса света . 28 . Объединенная пресса.
- Рэгг, Эмма; Лим, Регина (2014). «Городские видения из Лусаки, Замбия». Хабитат Интернэшнл . 46 : 260–270. дои : 10.1016/j.habitatint.2014.10.005 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]