Jump to content

Лусакский манифест

Лусакский манифест (первоначально Манифест о Южной Африке ) — документ, созданный Пятой конференцией на высшем уровне государств Восточной и Центральной Африки, которая состоялась 14-16 апреля 1969 года в Лусаке , столице Замбии . Созданный в то время, когда Южно-Африканская Республика и связанные с ней режимы, управляемые белыми в Мозамбике , Родезии и Анголе, были относительно сильны, но политически изолированы, Манифест призывал их отказаться от превосходства белых и правления меньшинства и выделял апартеид Южной Африки для нарушение прав человека. В манифесте, который впоследствии был принят как Организацией африканского единства , так и Организацией Объединенных Наций , тринадцать глав государств предложили диалог с правителями этих южноафриканских государств при условии, что они примут основные принципы прав человека и свобод человека. Они также угрожали поддержать различные освободительные войны , если переговоры потерпят неудачу.

Лусакский манифест представлял собой одну из двух стратегий борьбы с правлением белого меньшинства в Южной Африке: попытаться сдержать насилие, сохранить статус-кво и постепенно улучшить гуманитарную ситуацию с помощью дипломатических средств, небольших реформ и компромиссов. Другая стратегия – ведение войн за независимость – в конечном итоге возобладает.

в Южной Африке В конце 1960-х годов режим апартеида становился все более политически изолированным, как на международном, так и на континентальном уровне. При премьер-министре Б. Дж. Форстере оно разработало так называемую «политику внешнего взгляда» - попытку связать экономически южноафриканские страны и таким образом отговорить их от открытой критики ее репрессивной внутренней политики. Поначалу против этой политики открыто выступали только Танзания при президенте Джулиусе Ньерере и Замбия при Кеннете Каунде , но их лоббирование заставило Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций (ГА ​​ООН) отказаться от любого дальнейшего диалога с Южной Африкой. [ 1 ]

В то время движения за независимость были сформированы на всех управляемых белыми территориях Южной Африки, либо с явной приверженностью партизанской войне и саботажу , либо недавно перешедшие в свою деятельность от пассивного сопротивления, подачи петиций и лоббирования к открытой вооруженной борьбе. Африканский национальный конгресс (АНК) в Южной Африке создал свое военное крыло Умконто ве Сизве (МК) в 1961 году. Оно сразу же осуществило несколько диверсий против инфраструктуры страны. [ 2 ] В Юго-Западной Африке СВАПО военизированное крыло — Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН) — было основано в 1962 году. [ 3 ] его первые военные действия произошли в Омугулугвомбаше в 1966 году.

Тем не менее, Южная Африка была политически сильна на момент принятия декларации, согласованной в Лусаке. Все приграничные штаты, за исключением Ботсваны, управлялись белыми меньшинствами. В Штатах Соединенных Меморандум № 39 об исследовании национальной безопасности , изданный президентом США Ричардом Никсоном и госсекретарем Генри Киссинджером , только что подтвердил, что «белые на юге Африки [будут] там, чтобы остаться». [ 4 ] Меморандум 39, получивший прозвище « дегтя Тара» Меморандум за неохотное принятие апартеида и правления меньшинства с целью приобретения антикоммунистических союзников в Южной Африке, укрепил позиции Южной Африки на международном уровне. [ 5 ]

Премьер-министр Форстер некоторое время с 1968 года вел секретную беседу с Каундой, которая в конечном итоге привела к принятию манифеста. [ 5 ] Угроза раскрыть существование и содержание этого разговора была высказана Форстером, чтобы повлиять на публичное представление Каундой политики Южной Африки. Когда Каунда не отреагировал, Ворстер опубликовал полную переписку. [ 6 ] а позже, в 1970 году, подтвердил его в парламенте Южной Африки. [ 7 ]

Содержание

[ редактировать ]

Манифест начинается с декларации о правах человека и равенстве. [ 8 ] и конкретно отвергает расовую дискриминацию, как существовавшую тогда расизм белого меньшинства в отношении чернокожих, так и дискриминацию черных против белых, широко распространенный страх перед белыми меньшинствами в то время. [ 9 ] Далее он предлагает диалог белому режиму в Южной Африке, заявляя, что подписавшие его стороны будут «скорее вести переговоры, чем разрушать, говорить, а не убивать». [ 10 ]

Для Намибии , Мозамбика, Родезии и Анголы манифест призывал к самоопределению и установлению правления большинства . [ 11 ] В отношении Южной Африки его тон был более резким, а его рекомендации шли гораздо дальше, включая предложение исключить Южную Африку из всех международных политических и экономических органов. Это различие между предлагаемым обращением с Южной Африкой и другими территориями, управляемыми белыми, также содержало признание статуса Южной Африки как независимого, суверенного члена ООН, в то время как Намибия, Мозамбик, Родезия и Ангола были колониями, не признанными в качестве государств. [ 12 ]

Значение

[ редактировать ]

Значение Лусакского манифеста сравнивают со значением Великой хартии вольностей и Хартии свободы . Либерализм, выраженный в нем, находился в прямой оппозиции южноафриканскому апартеиду, который считал права и свободы отдельных людей равнозначными коммунизму и несовместимыми с собственной националистической политикой. [ 13 ] [ 14 ]

Манифест был опубликован в Великобритании в виде рекламы, оплаченной правительством Замбии, в газетах «Таймс» и «Гардиан» . [ 15 ] Он был одобрен Организацией африканского единства (ОАЕ) и 24-й сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ​​ООН). [ 5 ] [ 16 ]

После Лусакского манифеста ОАЕ выпустила еще несколько документов, касающихся ситуации в Южной Африке, например, Могадишскую декларацию 1970 года и Дар-эс-Саламскую декларацию 1974 года. В основном это были обновления, без реального отклонения от манифеста общего направления . , [ 5 ] хотя, в ответ на полное неприятие ЮАР первоначального документа, они написаны решительно более напряженным тоном и гораздо больше подчеркивают поддержку вооруженных освободительных движений. [ 17 ]

Северная Америка и бывшие колониальные державы в Европе положительно восприняли Лусакский манифест, как сообщается, «потому что Африка спорила, а не кричала». [ 18 ]

Манифест представлял собой документ умеренного направления о том, как улучшить положение чернокожих в Южной Африке. Оно признавало право всех белых, поселившихся на юге Африки, оставаться там. Он признал Южную Африку суверенным и независимым государством и не предлагал никаких изменений границ. Он выступал за бойкот и изоляцию, а не за вооруженную интервенцию или внутреннее восстание в Южной Африке. Прежде всего, оно призвало к переговорам и признало, что перемены не могут произойти в одночасье. [ 11 ]

Лусакский манифест подвергался критике за то, что он не затрагивал какие-либо современные освободительные движения и, в более общем смысле, за укрепление капитализма на африканском континенте, а не за поддержку различных социалистических движений того времени. [ 10 ]

Белый южноафриканский режим отверг этот документ. [ 11 ] АНК также был против Лусакского манифеста, поскольку, по их мнению, декларация узаконила режим апартеида, провозгласив его статус суверенного и независимого образования, признанного ООН. Они также раскритиковали то, что призыв к мирному урегулированию прозвучал в то время, когда Южная Африка осуществила военное вмешательство в Родезии, и что формулировка Манифеста искусственно разделила освободительную борьбу в Южной Африке, Юго-Западной Африке и Родезии. [ 10 ] В 1971 году АНК заявил, что: [ 19 ]

Трагедия заключается в том, что сейчас, когда черная Южная Африка начинает непоколебимую, полномасштабную вооруженную борьбу против Форстера и его приспешников, африканские государства [...] сочли целесообразным вести «диалог» с белой Южной Африкой [.. .] Если и должен быть диалог, то он должен вестись между Востером и настоящими лидерами народа, Манделой , Сисулу , Мбеки , Катрадой , Фишером , Мотсоаледи .

Однако главным разочарованием АНК было то, что его вооруженная борьба и борьба его единомышленников-освободительных движений ФРЕЛИМО , МПЛА , СВАПО , ЗАНУ и ЗАПУ не получали прямой поддержки и скорее рассматривались как возможные будущие законные действия, даже если они уже были в полной мере осуществлены. качать. [ 20 ]

В духе манифеста Намибия провела Конституционную конференцию Тернхалле в период с 1975 по 1977 год, мероприятие, которое широко критиковалось за проведение «псевдореформ». [ 21 ] закрепляя расовую сегрегацию населения Намибии и косвенно усиливая экономическую и политическую власть белого населения. [ 22 ] Однако несколько чернокожих делегатов приветствовали начало институционализированного общения между сторонами. [ 23 ]

из Родезии Ян Смит провел несколько раундов переговоров с ЗАНУ и ЗАПУ. Однако они перемежались военными действиями, иногда поддерживаемыми Южной Африкой. В 1975 году переговоры окончательно сорвались, и «прифронтовые» государства поддерживали вооруженное освобождение. с 1976 года [ 24 ]

Ангола и Мозамбик уже находились в состоянии полномасштабных войн за независимость, Ангола — с 1961 года , а Мозамбик — с 1964 года . Манифест не оказал никакого влияния на развитие событий в этих странах. После успешного государственного переворота в Португалии 25 апреля 1974 года португальская колониальная власть рухнула, и португальским колониям было разрешено создать правительства с правлением большинства. Это развитие стимулировало освободительные движения и на других территориях, управляемых белыми. [ 25 ] После Алворского соглашения в январе 1975 года Ангола стала независимой в ноябре, положив конец войне за независимость, но начав разрушительную гражданскую войну . Мозамбик также стал независимым в 1975 году и пережил собственную гражданскую войну с 1977 по 1992 год.

Последствия

[ редактировать ]

Всего через несколько лет после Лусакского манифеста буфер белых стран к северу от Южной Африки быстро распался, вынудив режим апартеида избрать другой политический курс. [ 26 ] Восстания середины 1976 года в Соуэто и Гугулету поставили страну на грань гражданской войны. Конференция по координации развития юга Африки (SADCC), предшественница сегодняшнего Сообщества развития юга Африки (SADC), была основана в 1980 году с целью «уменьшить зависимость государств-членов, особенно, но не только, от апартеида в Южной Африке». [ 27 ] Белые правители Южной Африки в конечном итоге уступили власть чернокожему большинству в 1994 году, но вместо того, чтобы действовать в соответствии с умеренными предложениями манифеста, столкнулись с войнами за независимость во всех пострадавших странах.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ндлову 2004 , с. 616.
  2. ^ «Умхонто веСизве (МК) Хронология 1961–1990, запись за 1961 год» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 11 сентября 2014 г.
  3. ^ Рено, Уильям (2011). Война в независимой Африке . Новые подходы к истории Африки. Том. 5. Издательство Кембриджского университета. п. 101. ИСБН  9781139498654 .
  4. ^ Св. Хорре 1977 , с. 64.
  5. ^ Jump up to: а б с д Шамуярира 1977 , с. 247.
  6. ^ Св. Хорре 1977 , с. 68.
  7. ^ Шамуярира 1977 , с. 252.
  8. ^ Св. Хорре 1977 , с. 62.
  9. ^ Гранди 1973 , с. 115.
  10. ^ Jump up to: а б с Ндлову 2004 , с. 617.
  11. ^ Jump up to: а б с Св. Хорре 1977 , с. 63.
  12. ^ Макмиллан 2013 , с. 68.
  13. ^ де Сен-Жорр, Джон (октябрь 1976 г.). «Внутри Лагера: Белая сила в Южной Африке» . Иностранные дела . 55 (октябрь 1976 г.). Совет по международным отношениям .
  14. ^ Хендерсон 1974 , стр. 40–41.
  15. ^ Холл, Ричард (1970). «Лусакский манифест». Дела Африки . 69 (25): 180–183. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095995 .
  16. Его Императорское Величество Хайле Селассие на открытии 7-й сессии ОАЕ rastaites.com. Архивировано 15 марта 2015 г. в Wayback Machine , 2 сентября 1970 г.
  17. ^ Гранди 1973 , стр. 116–117.
  18. ^ Шамуярира 1977 , с. 249.
  19. ^ Ндлову 2004 , с. 620.
  20. ^ Плаут, Мартин (25 июня 2008 г.). «Новые «прифронтовые государства» Африки » . Новости Би-би-си .
  21. ^ Напиерала 2010 , стр. 16.
  22. ^ Лэндис 1977 , с. 21.
  23. ^ Зайлер 1982 , стр. 693–694.
  24. ^ Рамдхани 2002 , с. 7.
  25. ^ Шамуярира 1977 , с. 248.
  26. ^ Св. Жорре 1977 .
  27. ^ «История и договор» . САДК . Проверено 30 декабря 2014 г.

Литература

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4698dae9606a816c6482bceb3668f6d5__1712907360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/d5/4698dae9606a816c6482bceb3668f6d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lusaka Manifesto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)