Лусакский манифест
Международная оппозиция апартеид в Южной Африке |
---|
![]() |
Лусакский манифест (первоначально Манифест о Южной Африке ) — документ, созданный Пятой конференцией на высшем уровне государств Восточной и Центральной Африки, которая состоялась 14-16 апреля 1969 года в Лусаке , столице Замбии . Созданный в то время, когда Южно-Африканская Республика и связанные с ней режимы, управляемые белыми в Мозамбике , Родезии и Анголе, были относительно сильны, но политически изолированы, Манифест призывал их отказаться от превосходства белых и правления меньшинства и выделял апартеид Южной Африки для нарушение прав человека. В манифесте, который впоследствии был принят как Организацией африканского единства , так и Организацией Объединенных Наций , тринадцать глав государств предложили диалог с правителями этих южноафриканских государств при условии, что они примут основные принципы прав человека и свобод человека. Они также угрожали поддержать различные освободительные войны , если переговоры потерпят неудачу.
Лусакский манифест представлял собой одну из двух стратегий борьбы с правлением белого меньшинства в Южной Африке: попытаться сдержать насилие, сохранить статус-кво и постепенно улучшить гуманитарную ситуацию с помощью дипломатических средств, небольших реформ и компромиссов. Другая стратегия – ведение войн за независимость – в конечном итоге возобладает.
Фон
[ редактировать ]в Южной Африке В конце 1960-х годов режим апартеида становился все более политически изолированным, как на международном, так и на континентальном уровне. При премьер-министре Б. Дж. Форстере оно разработало так называемую «политику внешнего взгляда» - попытку связать экономически южноафриканские страны и таким образом отговорить их от открытой критики ее репрессивной внутренней политики. Поначалу против этой политики открыто выступали только Танзания при президенте Джулиусе Ньерере и Замбия при Кеннете Каунде , но их лоббирование заставило Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций (ГА ООН) отказаться от любого дальнейшего диалога с Южной Африкой. [ 1 ]
В то время движения за независимость были сформированы на всех управляемых белыми территориях Южной Африки, либо с явной приверженностью партизанской войне и саботажу , либо недавно перешедшие в свою деятельность от пассивного сопротивления, подачи петиций и лоббирования к открытой вооруженной борьбе. Африканский национальный конгресс (АНК) в Южной Африке создал свое военное крыло Умконто ве Сизве (МК) в 1961 году. Оно сразу же осуществило несколько диверсий против инфраструктуры страны. [ 2 ] В Юго-Западной Африке СВАПО военизированное крыло — Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН) — было основано в 1962 году. [ 3 ] его первые военные действия произошли в Омугулугвомбаше в 1966 году.
Тем не менее, Южная Африка была политически сильна на момент принятия декларации, согласованной в Лусаке. Все приграничные штаты, за исключением Ботсваны, управлялись белыми меньшинствами. В Штатах Соединенных Меморандум № 39 об исследовании национальной безопасности , изданный президентом США Ричардом Никсоном и госсекретарем Генри Киссинджером , только что подтвердил, что «белые на юге Африки [будут] там, чтобы остаться». [ 4 ] Меморандум 39, получивший прозвище « дегтя Тара» Меморандум за неохотное принятие апартеида и правления меньшинства с целью приобретения антикоммунистических союзников в Южной Африке, укрепил позиции Южной Африки на международном уровне. [ 5 ]
Премьер-министр Форстер некоторое время с 1968 года вел секретную беседу с Каундой, которая в конечном итоге привела к принятию манифеста. [ 5 ] Угроза раскрыть существование и содержание этого разговора была высказана Форстером, чтобы повлиять на публичное представление Каундой политики Южной Африки. Когда Каунда не отреагировал, Ворстер опубликовал полную переписку. [ 6 ] а позже, в 1970 году, подтвердил его в парламенте Южной Африки. [ 7 ]
Содержание
[ редактировать ]Манифест начинается с декларации о правах человека и равенстве. [ 8 ] и конкретно отвергает расовую дискриминацию, как существовавшую тогда расизм белого меньшинства в отношении чернокожих, так и дискриминацию черных против белых, широко распространенный страх перед белыми меньшинствами в то время. [ 9 ] Далее он предлагает диалог белому режиму в Южной Африке, заявляя, что подписавшие его стороны будут «скорее вести переговоры, чем разрушать, говорить, а не убивать». [ 10 ]
Для Намибии , Мозамбика, Родезии и Анголы манифест призывал к самоопределению и установлению правления большинства . [ 11 ] В отношении Южной Африки его тон был более резким, а его рекомендации шли гораздо дальше, включая предложение исключить Южную Африку из всех международных политических и экономических органов. Это различие между предлагаемым обращением с Южной Африкой и другими территориями, управляемыми белыми, также содержало признание статуса Южной Африки как независимого, суверенного члена ООН, в то время как Намибия, Мозамбик, Родезия и Ангола были колониями, не признанными в качестве государств. [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Значение Лусакского манифеста сравнивают со значением Великой хартии вольностей и Хартии свободы . Либерализм, выраженный в нем, находился в прямой оппозиции южноафриканскому апартеиду, который считал права и свободы отдельных людей равнозначными коммунизму и несовместимыми с собственной националистической политикой. [ 13 ] [ 14 ]
Манифест был опубликован в Великобритании в виде рекламы, оплаченной правительством Замбии, в газетах «Таймс» и «Гардиан» . [ 15 ] Он был одобрен Организацией африканского единства (ОАЕ) и 24-й сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН). [ 5 ] [ 16 ]
После Лусакского манифеста ОАЕ выпустила еще несколько документов, касающихся ситуации в Южной Африке, например, Могадишскую декларацию 1970 года и Дар-эс-Саламскую декларацию 1974 года. В основном это были обновления, без реального отклонения от манифеста общего направления . , [ 5 ] хотя, в ответ на полное неприятие ЮАР первоначального документа, они написаны решительно более напряженным тоном и гораздо больше подчеркивают поддержку вооруженных освободительных движений. [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]Северная Америка и бывшие колониальные державы в Европе положительно восприняли Лусакский манифест, как сообщается, «потому что Африка спорила, а не кричала». [ 18 ]
Манифест представлял собой документ умеренного направления о том, как улучшить положение чернокожих в Южной Африке. Оно признавало право всех белых, поселившихся на юге Африки, оставаться там. Он признал Южную Африку суверенным и независимым государством и не предлагал никаких изменений границ. Он выступал за бойкот и изоляцию, а не за вооруженную интервенцию или внутреннее восстание в Южной Африке. Прежде всего, оно призвало к переговорам и признало, что перемены не могут произойти в одночасье. [ 11 ]
Лусакский манифест подвергался критике за то, что он не затрагивал какие-либо современные освободительные движения и, в более общем смысле, за укрепление капитализма на африканском континенте, а не за поддержку различных социалистических движений того времени. [ 10 ]
Белый южноафриканский режим отверг этот документ. [ 11 ] АНК также был против Лусакского манифеста, поскольку, по их мнению, декларация узаконила режим апартеида, провозгласив его статус суверенного и независимого образования, признанного ООН. Они также раскритиковали то, что призыв к мирному урегулированию прозвучал в то время, когда Южная Африка осуществила военное вмешательство в Родезии, и что формулировка Манифеста искусственно разделила освободительную борьбу в Южной Африке, Юго-Западной Африке и Родезии. [ 10 ] В 1971 году АНК заявил, что: [ 19 ]
Трагедия заключается в том, что сейчас, когда черная Южная Африка начинает непоколебимую, полномасштабную вооруженную борьбу против Форстера и его приспешников, африканские государства [...] сочли целесообразным вести «диалог» с белой Южной Африкой [.. .] Если и должен быть диалог, то он должен вестись между Востером и настоящими лидерами народа, Манделой , Сисулу , Мбеки , Катрадой , Фишером , Мотсоаледи .
Однако главным разочарованием АНК было то, что его вооруженная борьба и борьба его единомышленников-освободительных движений ФРЕЛИМО , МПЛА , СВАПО , ЗАНУ и ЗАПУ не получали прямой поддержки и скорее рассматривались как возможные будущие законные действия, даже если они уже были в полной мере осуществлены. качать. [ 20 ]
В духе манифеста Намибия провела Конституционную конференцию Тернхалле в период с 1975 по 1977 год, мероприятие, которое широко критиковалось за проведение «псевдореформ». [ 21 ] закрепляя расовую сегрегацию населения Намибии и косвенно усиливая экономическую и политическую власть белого населения. [ 22 ] Однако несколько чернокожих делегатов приветствовали начало институционализированного общения между сторонами. [ 23 ]
из Родезии Ян Смит провел несколько раундов переговоров с ЗАНУ и ЗАПУ. Однако они перемежались военными действиями, иногда поддерживаемыми Южной Африкой. В 1975 году переговоры окончательно сорвались, и «прифронтовые» государства поддерживали вооруженное освобождение. с 1976 года [ 24 ]
Ангола и Мозамбик уже находились в состоянии полномасштабных войн за независимость, Ангола — с 1961 года , а Мозамбик — с 1964 года . Манифест не оказал никакого влияния на развитие событий в этих странах. После успешного государственного переворота в Португалии 25 апреля 1974 года португальская колониальная власть рухнула, и португальским колониям было разрешено создать правительства с правлением большинства. Это развитие стимулировало освободительные движения и на других территориях, управляемых белыми. [ 25 ] После Алворского соглашения в январе 1975 года Ангола стала независимой в ноябре, положив конец войне за независимость, но начав разрушительную гражданскую войну . Мозамбик также стал независимым в 1975 году и пережил собственную гражданскую войну с 1977 по 1992 год.
Последствия
[ редактировать ]Всего через несколько лет после Лусакского манифеста буфер белых стран к северу от Южной Африки быстро распался, вынудив режим апартеида избрать другой политический курс. [ 26 ] Восстания середины 1976 года в Соуэто и Гугулету поставили страну на грань гражданской войны. Конференция по координации развития юга Африки (SADCC), предшественница сегодняшнего Сообщества развития юга Африки (SADC), была основана в 1980 году с целью «уменьшить зависимость государств-членов, особенно, но не только, от апартеида в Южной Африке». [ 27 ] Белые правители Южной Африки в конечном итоге уступили власть чернокожему большинству в 1994 году, но вместо того, чтобы действовать в соответствии с умеренными предложениями манифеста, столкнулись с войнами за независимость во всех пострадавших странах.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ндлову 2004 , с. 616.
- ^ «Умхонто веСизве (МК) Хронология 1961–1990, запись за 1961 год» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ Рено, Уильям (2011). Война в независимой Африке . Новые подходы к истории Африки. Том. 5. Издательство Кембриджского университета. п. 101. ИСБН 9781139498654 .
- ^ Св. Хорре 1977 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д Шамуярира 1977 , с. 247.
- ^ Св. Хорре 1977 , с. 68.
- ^ Шамуярира 1977 , с. 252.
- ^ Св. Хорре 1977 , с. 62.
- ^ Гранди 1973 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Ндлову 2004 , с. 617.
- ^ Jump up to: а б с Св. Хорре 1977 , с. 63.
- ^ Макмиллан 2013 , с. 68.
- ^ де Сен-Жорр, Джон (октябрь 1976 г.). «Внутри Лагера: Белая сила в Южной Африке» . Иностранные дела . 55 (октябрь 1976 г.). Совет по международным отношениям .
- ^ Хендерсон 1974 , стр. 40–41.
- ^ Холл, Ричард (1970). «Лусакский манифест». Дела Африки . 69 (25): 180–183. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095995 .
- ↑ Его Императорское Величество Хайле Селассие на открытии 7-й сессии ОАЕ rastaites.com. Архивировано 15 марта 2015 г. в Wayback Machine , 2 сентября 1970 г.
- ^ Гранди 1973 , стр. 116–117.
- ^ Шамуярира 1977 , с. 249.
- ^ Ндлову 2004 , с. 620.
- ^ Плаут, Мартин (25 июня 2008 г.). «Новые «прифронтовые государства» Африки » . Новости Би-би-си .
- ^ Напиерала 2010 , стр. 16.
- ^ Лэндис 1977 , с. 21.
- ^ Зайлер 1982 , стр. 693–694.
- ^ Рамдхани 2002 , с. 7.
- ^ Шамуярира 1977 , с. 248.
- ^ Св. Жорре 1977 .
- ^ «История и договор» . САДК . Проверено 30 декабря 2014 г.
Литература
[ редактировать ]- Хендерсон, Вилли (январь 1974 г.). «Независимая Ботсвана: переоценка вариантов внешней политики». Дела Африки . 73 (290). Издательство Оксфордского университета: 37–49. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096453 . JSTOR 720979 .
- де Сен-Жорр, Джон (осень 1977 г.). «Южная Африка: против всего мира». Внешняя политика (28). Washington Post Newsweek Interactive: 53–85. дои : 10.2307/1147796 . JSTOR 1147796 .
- Лэндис, Элизабет (1977). «Конституция Тернхолла: анализ». Африка сегодня . 24 (3): 12–23. ISSN 0001-9887 . JSTOR 4185704 .
- Макмиллан, Хью (2013). Годы Лусаки: АНК в изгнании в Замбии, 1963–1994 годы . Джакана Медиа. ISBN 9781431408214 .
- Напиерала, Нильс (2010). периоды колониализма и иностранного управления ( Намибия в на немецком языке). УХМЫЛКА. ISBN 978-3-640-74284-4 .
- Ндлову, Сифизо Мксолиси (2004). «12: Дипломатия и международные отношения АНК» . Дорога к демократии в Южной Африке: 1970–1980 гг . Том. 2. Юниса Пресс. ISBN 1868884066 .
- Рамдхани, Нарисса (2002). «Борьба за сердце и душу американской нации: региональная динамика и ее влияние на отношения АНК с Соединенными Штатами Америки, 1970–1976 годы» (PDF) . Калифорнийский университет в Дэвисе . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Зайлер, Джон (декабрь 1982 г.). «Южная Африка в Намибии: настойчивость, неправильное восприятие и окончательный провал». Журнал современных африканских исследований . 20 (4). Издательство Кембриджского университета: 689–712. дои : 10.1017/s0022278x00000306 . ISSN 0022-278X . JSTOR 160344 . S2CID 154396810 .
- Шамуярира, Нью-Мексико (апрель 1977 г.). «Стратегия Лусакского манифеста государств ОАЕ и ее последствия для борьбы за свободу в Южной Африке» (PDF) . Африканский обзор . 2 (2). Мичиганский государственный университет .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Полный текст Лусакского манифеста: Гранди, Кеннет В., изд. (1973). Противостояние и компромисс в Южной Африке: пределы независимости . Центр международных расовых отношений Денверского университета и издательства Калифорнийского университета . стр. 315–324 . ISBN 0520022718 .