Международные санкции во время апартеида
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
Международная оппозиция апартеид в Южной Африке |
---|
В ответ на Южной Африке в политику апартеида международное сообщество приняло экономические санкции как форму осуждения и давления. Ямайка возглавила движение, став первой страной, запретившей товары из апартеида Южной Африки в 1959 году.
6 ноября 1962 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 1761 , не имеющую обязательной силы резолюцию, осуждающую политику апартеида Южной Африки, учреждающую Специальный комитет Организации Объединенных Наций против апартеида и призывающую к введению экономических и других санкций против Южной Африки. 7 августа 1963 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 181 , призывающую к добровольному эмбарго на поставки оружия против Южной Африки, и в том же году Специальный комитет против апартеида будет поощрять и контролировать планы действий против страны.
Хотя такие страны, как США и Великобритания, поначалу неохотно вводили санкции, к концу 1980-х годов обе страны, а также 23 другие страны приняли законы, вводящие различные торговые санкции в отношении Южной Африки.
Экономические санкции против Южной Африки оказали значительное давление на правительство, которое помогло положить конец апартеиду. В 1990 году президент Фредерик Виллем (ФВ) де Клерк признал экономическую неустойчивость бремени международных санкций, освободил африканских националистов лидера Нельсона Манделу и разблокировал Африканский национальный конгресс (АНК). В апреле 1991 года Европейское экономическое сообщество сняло экономические санкции с Южной Африки. [ 1 ] Де Клерк и Мандела привели страну к первым демократическим выборам в 1994 году, в результате которых Мандела был избран президентом. Когда Манделу спросили, помогли ли экономические санкции положить конец системе апартеида, Мандела ответил: «О, нет никаких сомнений».
История
[ редактировать ]6 ноября 1962 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 1761 , не имеющую обязательной силы резолюцию, осуждающую политику апартеида Южной Африки, учреждающую Специальный комитет Организации Объединенных Наций против апартеида и призывающую к введению экономических и других санкций против Южной Африки. [ 2 ] 7 августа 1963 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 181, призывающую к добровольному эмбарго на поставки оружия Южной Африке, и в том же году Специальный комитет против апартеида будет поощрять и контролировать планы действий против режима. [ нужна ссылка ]
После принятия этой резолюции базирующееся в Великобритании Движение против апартеида возглавило организацию международной конференции по санкциям, которая должна была состояться в Лондоне в апреле 1964 года. санкции и их последствия для экономики Южной Африки, Великобритании, США и протекторатов. Зная, что самая сильная оппозиция применению санкций исходит от Запада (а внутри Запада – от Британии), Комитет приложил все усилия для их привлечения. как можно более широкий и разнообразный круг докладчиков и участников, чтобы выводы конференции считались объективными». [ 2 ]
Одним из возможных типов действий против Южной Африки были экономические санкции. Если филиалы ООН разорвут финансовые и торговые связи со страной, правительству апартеида будет сложнее поддерживать себя и свою политику. О таких санкциях часто спорили в ООН, и многие признавали и поддерживали их как эффективный и ненасильственный способ применения силы, но основные торговые партнеры Южной Африки чаще голосовали против обязательных санкций. В 1962 году Генеральная Ассамблея ООН потребовала, чтобы ее члены разорвали политические, финансовые и транспортные связи с Южной Африкой. В 1968 году он также предложил отложить всю культурную, дидактическую и спортивную торговлю. С 1964 года США и Великобритания прекратили поставки оружия в Южную Африку. Однако, несмотря на многочисленные призывы к санкциям, ни одна из них не стала обязательной.
В 1964 году Япония запретила прямые инвестиции в Южную Африку, а позже исключила Южную Африку из Олимпийских игр 1964 года в Токио . [ 3 ]
В 1977 году добровольное эмбарго ООН на поставки оружия стало обязательным после принятия резолюции 418 Совета Безопасности ООН . [ нужна ссылка ] Нефтяное эмбарго было введено 20 ноября 1987 года, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла добровольное международное нефтяное эмбарго . [ 4 ]
В то время как международная оппозиция апартеиду росла, страны Северной Европы , и Швеция в частности , оказывали как моральную, так и финансовую поддержку Африканскому национальному конгрессу (АНК). [ 5 ] Папа Иоанн Павел II был ярым противником апартеида. В сентябре 1988 года он совершил паломничество в страны, граничащие с ЮАР, при этом демонстративно избегая самой Южной Африки. Во время своего визита в Зимбабве он призвал к экономическим санкциям против правительства Южной Африки. [ 6 ] Другие западные страны поначалу заняли более двойственную позицию. Администрация Никсона реализовала политику, известную как « Выбор смолы» , в соответствии с которой США поддерживали тесные отношения с правительством Южной Африки, придерживавшимся режима апартеида. [ 7 ]
Многие критиковали сокращение инвестиций из-за его экономического воздействия на простых чернокожих южноафриканцев, например, Великобритании премьер-министр Маргарет Тэтчер , которая описала санкции и сокращение инвестиций как «путь к бедности, голоданию и разрушению надежд тех самых людей – всех их – кого вы желание помочь». [ 8 ] Джон Мейджор , тогдашний ее министр иностранных дел , заявил, что сокращение инвестиций «накормит белое сознание за пределами Южной Африки, а не черные животы внутри нее». [ 9 ] хотя в 2013 году он заявил, что консервативное правительство во главе с Маргарет Тэтчер ошибалось, выступая против ужесточения санкций против Южной Африки в эпоху апартеида. [ 10 ] Тэтчер и президент США Рональд Рейган поддерживали политику « конструктивного взаимодействия » с правительством апартеида: первый наложил вето на введение экономических санкций ООН, а второй выступил против давления со стороны Конгресса и своей собственной партии с целью ужесточения санкций, пока его вето не было преодолено. [ 11 ]
Многие консерваторы выступили против кампании по сокращению инвестиций, обвиняя ее сторонников в лицемерии за то, что они не предложили применить такие же санкции ни к Советскому Союзу , ни к Китайской Народной Республике . [ нужна ссылка ] Либертарианец Мюррей Ротбард также выступил против этой политики, утверждая, что наиболее непосредственное негативное воздействие бойкота на самом деле ощутят чернокожие рабочие в этой стране, и что лучший способ решить проблему апартеида — это содействие торговле и росту свободного Рыночный капитализм в Южной Африке. [ 12 ] Администрация Рейгана уклонилась от международных санкций и оказала дипломатическую поддержку правительству Южной Африки на международных форумах». [ 13 ] Оправдание правительством США поддержки режима апартеида публично приводилось как вера в « свободную торговлю » и восприятие антикоммунистического правительства Южной Африки как бастиона против марксистских сил в Южной Африке, например, в результате военной интервенции Южной Африки. в гражданской войне в Анголе в поддержку правых повстанцев, борющихся за свержение правительства. [ 14 ] Американский совет законодательного обмена (ALEC), консервативная лоббистская организация, на протяжении 1980-х годов активно выступал против вывода активов из Южной Африки. [ 15 ]
Хотя сокращение инвестиций, бойкоты и санкции были направлены на ликвидацию системы апартеида, внутри движения против апартеида в Южной Африке также существовала значительная оппозиция со стороны как черных, так и белых лидеров. Мангосуту Бутелези , главный министр Квазулу и президент Партии свободы Инката , раскритиковал санкции, заявив, что «они могут только навредить всем народам Южной Африки. Они могут только привести к еще большим трудностям, особенно для чернокожих». [ 16 ] Хорошо известные депутаты от оппозиции, выступающие против апартеида, Хелен Сузман и Гарри Шварц также решительно выступили против мер по выводу инвестиций из Южной Африки. Оба политика Прогрессивной федеральной партии утверждали, что сокращение инвестиций вызовет дальнейшие экономические трудности для чернокожего населения, что в конечном итоге ухудшит политический климат для переговоров. Сузман охарактеризовал их как «саморазрушающих, разрушающих экономику и не помогающих никому, независимо от расы». Шварц также утверждал, что «мораль стоит дешево, когда платит кто-то другой». [ 17 ] Вопреки этому, санкции были решительно поддержаны АНК и Нельсоном Манделой. [ 18 ] Взгляды консервативной Партии свободы Инката и активистов белого меньшинства, выступающих против апартеида, не нашли отражения в значительной части как внутренних, так и международных движений против апартеида, и их влияние на последующую отмену до сих пор обсуждается. [ 19 ] [ 20 ] Стоит отметить, что применение санкций резко возросло после окончания Холодной войны, и некоторые исследования, похоже, указывают на их эффективность как минимум от легкой до умеренной. [ 21 ] [ 22 ]
К концу 1980-х годов, когда в Южной Африке не было никаких признаков политического урегулирования, терпение Запада начало иссякать. К 1989 году двухпартийная республиканская и демократическая инициатива в США выступала за экономические санкции (реализованные в виде Всеобъемлющего закона о борьбе с апартеидом 1986 года), освобождение Нельсона Манделы и урегулирование конфликта путем переговоров с участием АНК. Тэтчер тоже стала занимать аналогичную линию, но настаивала на приостановке вооруженной борьбы АНК. [ 23 ]
К этому времени, после долгих дебатов, Соединенные Штаты, Великобритания и 23 другие страны приняли законы, вводящие различные торговые санкции в отношении Южной Африки. Движение за отказ от инвестиций из Южной Африки во многих странах было столь же широко распространено: отдельные города и провинции по всему миру принимали различные законы и местные постановления, запрещающие зарегистрированным корпорациям, находящимся под их юрисдикцией, вести бизнес с южноафриканскими фирмами, фабриками или банками. [ 24 ] Значительное экономическое участие Великобритании в Южной Африке, возможно, предоставило некоторые рычаги воздействия на правительство Южной Африки, поскольку и Великобритания, и США оказывали давление и настаивали на переговорах. Однако ни Великобритания, ни США не были готовы оказывать экономическое давление на свои транснациональные корпорации в Южной Африке, такие как горнодобывающая компания Anglo American . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Влияние западного влияния на движение против апартеида и, в частности, экономические и политические соображения США и Великобритании, связанные с отказом от многих санкций до конца 80-х годов, до сих пор остаются дискуссионной темой. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Экономические эффекты
[ редактировать ]Хотя постколониальные африканские страны уже ввели санкции против Южной Африки в знак солидарности с Кампанией неповиновения , эти меры не имели большого эффекта из-за относительно небольшой экономики тех, кто в них участвовал. [ не удалось пройти проверку ] Кампания по сокращению инвестиций затронула Южную Африку только после того, как в середине 1984 года к ней подключились крупнейшие западные страны, включая США. По словам Найта, с 1984 года [ 31 ] из-за кампании по изъятию инвестиций и погашения иностранных займов Южная Африка испытала значительный отток капитала . Чистое движение капитала из Южной Африки составило:
- 9,2 миллиарда рандов в 1985 году
- 6,1 миллиарда рандов в 1986 году
- 3,1 миллиарда рандов в 1987 году
- 5,5 миллиардов рандов в 1988 году
Бегство капитала спровоцировало резкое падение международного обменного курса южноафриканской валюты — ранда. Падение валюты сделало импорт более дорогим, что, в свою очередь, привело к резкому росту инфляции в Южной Африке на 12–15% в год. [ 31 ]
Правительство Южной Африки действительно пыталось ограничить разрушительный отток капитала. Найт пишет, что «в сентябре 1985 года оно ввело систему валютного контроля и приостановило выплаты долга. При валютном контроле резидентам Южной Африки обычно запрещается выводить капитал из страны, а иностранные инвесторы могут выводить инвестиции только через финансовый ранд , который торгуются с дисконтом от 20% до 40% по сравнению с коммерческим рандом. Это означает, что компании, которые отказываются от инвестиций, получают значительно меньше долларов за выведенный ими капитал». [ 31 ]
Последствия
[ редактировать ]Введение международных санкций в отношении страны положило начало экономическому давлению, которое привело к краху апартеида. Существовали нефтяные санкции, но Южная Африка продолжала покупать нефть на международных рынках и разработала технологию, позволяющую перерабатывать уголь в нефть. газовое месторождение У берегов мыса обнаружено небольшое . Самой разрушительной изоляцией был отказ в инвестиционных фондах и бойкот южноафриканских инвестиций, особенно со стороны влиятельных университетов и фондов в Соединенных Штатах. Эти бойкоты ограничили капитал, доступный южноафриканскому бизнесу. По иронии судьбы, в 1980-х годах золото достигло своей самой высокой цены в результате международной напряженности, приносящей огромные прибыли конгломератам горнодобывающих компаний . Однако из-за валютных ограничений и запретов на продажу крюгеррандов в некоторых странах они не смогли инвестировать за границу. В результате они использовали свои свободные средства для скупки предприятий практически во всех сферах экономики. Однако финансовая выгода горнодобывающих компаний от продолжения поддержки системы исчезла, поскольку международный капитал прекратил приток в страну. [ нужна ссылка ]
В 1990 году президент Фредерик Виллем (ФВ) де Клерк признал экономическую неустойчивость бремени международных санкций и освободил Нельсона Манделу, лидера националистов, и разблокировал Африканский национальный конгресс (АНК), которым руководил Мандела. Хотя были некоторые опасения, что страна может стать неуправляемой из-за межплеменного конфликта или даже военного захвата власти вооруженными силами, в которых доминируют белые, де Клерк и Мандела привели страну к демократическим выборам в 1994 году с Манделой в качестве президента. Несмотря на социалистическую риторику и поддержку со стороны социалистических стран в первые годы своего существования, АНК поддерживал смешанную экономику и поощрял рыночную экономику, включая ослабление валютного контроля . [ нужна ссылка ]
В 1993 году Time журнал спросил Нельсона Манделу, помогли ли экономические санкции положить конец системе апартеида. Мандела ответил: «О, нет никаких сомнений». [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Движение против апартеида
- Движение против апартеида в США
- Комплексный закон против апартеида
- Отказ от инвестиций из Южной Африки
- Международные отношения Южной Африки во время апартеида
- Международные санкции во время российско-украинской войны
- Международные санкции во время вторжения России в Украину в 2022 году
- Международные санкции во время венесуэльского кризиса
- Санкции против Ирана
- Бойкот, продажа активов и санкции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райдинг, Алан (16 апреля 1991 г.). «Европейские страны снимают санкции с Южной Африки» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Арианна Лиссон, «Движение против апартеида, Великобритания и Южная Африка: протест против апартеида против реальной политики». Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine , докторская диссертация, 15 сентября 2000 г.
- ^ «Приложение: Хронология санкций против апартеида*» . Документация . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ «Политика апартеида правительства Южной Африки и международная солидарность с освободительной борьбой в Южной Африке» . Генеральная Ассамблея ООН. 20 ноября 1987 года. Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Международное бюро труда (1991). Апартеид: специальный отчет генерального директора о применении наград в отношении политики Южной Африки. Международная организация труда . п. 46.
- ↑ Визит Папы в Южную Африку с отличием 2 клятвы The New York Times , 13 мая 1995 г.
- ^ Даудалл, Аарон Т. (декабрь 2009 г.). РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ СМОЛЯНОГО РЕБЕНКА: ГЕНРИ КИССИНДЖЕР И ЮЖНАЯ АФРИКА (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «Пресс-конференция, завершающая визит в Зимбабве» , 30 марта 1989 г.
- ^ Кевин Тикстон (2004). Министры иностранных дел Великобритании с 1974 года . Рутледж. п. 190. ИСБН 1-135-76637-1 .
- ^ «Сэр Джон Мейджор: Правительство Маргарет Тэтчер поступило неправильно, выступив против санкций Южной Африки» , The Independent , 10 декабря 2013 г.
- ^ Дэвис, Дж. Э. (2008). Конструктивное взаимодействие? Честер Крокер и американская политика в Южной Африке, Намибии и Анголе 1981–1988 гг . Мелтон, Вудбридж, Саффолк: Джеймс Карри . ISBN 978-1847013040 .
- ^ Ротбард, Мюррей. «Крестовый поход против Южной Африки» . Экономический смысл . Глава 90. Оберн, Алабама: Институт Мизеса, 1995. Интернет-издание. Проверено 19 ноября 2009 г.
- ^ Хосеба Зулайка и Уильям Дуглас, «Террор и табу» (Routledge, 1996), с. 12
- ^ «Оливер Тамбо дал интервью The Times» . АНК. 13 июня 1988 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2008 года . Проверено 25 сентября 2012 г.
- ^ «Институциональная коррупция» ALEC: от поддержки апартеида до нападения на чистую энергию, государственный сектор . Демократия сейчас! 11 декабря 2013 г.
- ^ «Призыв к санкциям Туту отклонен» . Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 29 августа 2011 г.
- ^ «Экономическая группа Израиля – никаких разговоров о санкциях» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Прокеш, Стивен; Times, специально для Нью-Йорка (17 апреля 1990 г.). «Мандела призывает поддержать санкции» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ МакГрил, Крис (23 мая 2021 г.). «Бойкоты и санкции помогли избавить Южную Африку от апартеида – следующий ли на очереди Израиль?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Санкции сыграли решающую роль в победе над апартеидом» . www.nytimes.com . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Что такое экономические санкции?» . Совет по международным отношениям . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Гутманн, Джерг; Нойенкирх, Матиас; Ноймайер, Флориан (декабрь 2023 г.). «Экономические последствия международных санкций: исследование событий». Журнал сравнительной экономики . 51 (4): 1214–1231. дои : 10.1016/j.jce.2023.05.005 . hdl : 10419/232990 .
- ^ Марк Филлипс и Колин Коулман (1989). «Другой вид войны» (PDF) . Трансформация . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ «Краткое содержание Всеобъемлющего закона против апартеида» . Конгресс США . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 22 февраля 2009 г.
- ^ Колониализм, Британский музей (14 февраля 2022 г.). «Дебаты об апартеиде в Великобритании 1980-х годов: колониальное наследие, антиколониальная солидарность» . МБК . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Границы отношений США и Южной Африки» . Совет по международным отношениям . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Хостеттер, Дэвид Л. (22 ноября 2019 г.), «Американская оппозиция южноафриканскому апартеиду» , Оксфордская исследовательская энциклопедия американской истории , doi : 10.1093/acrefore/9780199329175.013.417 , ISBN 978-0-19-932917-5 , получено 28 апреля 2024 г.
- ^ «Как Маргарет Тэтчер помогла положить конец апартеиду – вопреки самой себе» . Хранитель . 10 апреля 2013 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Герни, Кристабель (2009). «1970-е годы: трудное десятилетие движения против апартеида». Журнал южноафриканских исследований . 35 (2): 471–487. дои : 10.1080/03057070902919991 . JSTOR 40283243 .
- ^ Колониализм, Британский музей (14 февраля 2022 г.). «Дебаты об апартеиде в Великобритании 1980-х годов: колониальное наследие, антиколониальная солидарность» . МБК . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Ричард Найт. Глава: «Санкции, сокращение инвестиций и корпорации США в Южной Африке» . Санкционирование апартеида (Africa World Press), 1990 г.
- ^ Джонатан Циммерман (13 декабря 2013 г.). «Нельсон Мандела, истинный сторонник санкций» . Сеть исторических новостей . Викиданные Q121303715 .