Ливингстон, Замбия
Ливингстон | |
---|---|
![]() | |
Координаты: 17 ° 51'ю.ш., 25 ° 52' в.д. / 17,850 ° ю.ш., 25,867 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Провинция | Южная провинция |
Округ | Ливингстонский район |
Область | |
• | 695 км 2 (268 квадратных миль) |
Высота | 986 м (3235 футов) |
Население (перепись 2010 г.) | |
• Общий | 134,349 |
• Этническая принадлежность | Тонга Балея (народ Лея), народ Тока и народ Лунда |
• Языки | Английский (официальный язык) язык Тонга и язык лози |
Часовой пояс | UTC+2 ( КАТ ) |
Климат | БШ |
Веб-сайт | оживленный город |
![]() |
Ливингстон — город в Замбии. [1] До 1935 года служил столицей Северной Родезии . Расположенный в 10 км (6 милях) к северу от реки Замбези , это туристический центр водопада Виктория. [2] [3] [4] и приграничный город с автомобильным и железнодорожным сообщением с Зимбабве на другой стороне водопада Виктория. Исторический британский колониальный город, его нынешнее население по переписи 2022 года оценивается в 177 393 человека. [5] Он назван в честь Дэвида Ливингстона , шотландского исследователя и миссионера , который был первым европейцем, исследовавшим эту местность. [6] До 2011 года Ливингстон был столицей южной провинции Замбии .
История
[ редактировать ]Доколониальная история
[ редактировать ]Мукуни, расположенная в 9,6 км (6,0 миль) к юго-востоку от современного Ливингстона, была самой большой деревней в этом районе до основания Ливингстона. Его жители Балея , родом из культуры Розви в Зимбабве , были завоеваны вождем Мукуни, пришедшим из Конго в 16 веке. Другая группа балея под командованием вождя Секуте жила у реки к западу от города. Однако преобладающим населением в этом районе были батока под предводительством вождя Мусокотване, базирующиеся в Сенкобо, в 30 км (19 миль) к северу. Это жители южного Тонга , но в культурном и языковом отношении они похожи на балейя. [7]

Субия платили дань лози из Баротселанда, но в 1838 году кололо , племя сото из Южной Африки , перемещенное в результате зулусских войн , мигрировало на север и завоевало лози . Кололо поставили вождей подчиненного им народа Субия из Сешеке над Токалеей. В 1855 году шотландский -миссионер путешественник Дэвид Ливингстон показал Замбези в окрестностях Ливингстона, чтобы увидеть водопад Виктория . стал первым европейцем, которому вождь Субия-Кололо Секелету [8]
Колониальная история
[ редактировать ]В 1890-х годах Сесила Родса установила Британская южноафриканская компания британское правление к северу от Замбези и начала волну разведки и разведки полезных ископаемых, а также осваивала другие природные ресурсы, такие как древесина, слоновая кость и шкуры животных, на территории, называемой Северной -Западная Родезия . Главный пункт пересечения Замбези находился над водопадом у Старого Дрифта, сначала на долбленом каноэ, затем на железной лодке, приводившейся в движение восемью гребцами Лози, или на барже, буксируемой стальным тросом. Ущелье Батока , а также глубокая долина и ущелья средней Замбези (ныне затопленные плотиной Кариба ) означали, что не было лучшего места пересечения водопада и ущелья Кариба , расположенного в 483 км (300 миль) к северо-востоку. Поскольку переход Олд-Дрифт стал использоваться все чаще, там возникло британское колониальное поселение, которое примерно в 1897 году стало первым муниципалитетом в стране; его иногда называют «Старым Ливингстоном». Близость к местам размножения комаров стала причиной смертности от малярии. , поэтому после 1900 года европейцы переехали на возвышенность, известную как Холм Конституции или Почтовое отделение Песчаного пояса, и когда эта местность превратилась в город, она была названа Ливингстон в честь исследователя. [9]
В середине 1890-х годов Родезийские железные дороги достигли Булавайо в Южной Родезии, что стимулировало там промышленное развитие, чему способствовали угольные шахты в Хванге (тогда называвшемся Ванки ), всего в 110 км (68 миль) к юго-востоку от Моси-оа-Тунья. Железная дорога была продлена до Хванге для добычи угля, но идея Родса заключалась в том, чтобы продолжать продвигаться на север, чтобы расширить Британскую империю , и он бы построил ее до Каира, если бы мог. В 1904 году железная дорога достигла водопада на южной стороне, и началось строительство моста через водопад Виктория . [10] Слишком нетерпеливый, чтобы ждать завершения строительства, Родос построил линию от Ливингстона до Каломо , и работы начались за несколько месяцев до строительства моста с использованием единственного локомотива, который по частям транспортировался по временной канатной дороге через ущелье рядом с площадкой строительства моста. [11]

Город был основан в 1905 году. [12] Британская Южно-Африканская компания перенесла сюда столицу территории в 1907 году. [9] В 1911 году компания объединила территорию Северо-Восточной Родезии в Северную Родезию . Ливингстон процветал благодаря своему положению ворот для торговли между северной и южной частями Замбези, а также благодаря сельскому хозяйству в Южной провинции и коммерческому производству древесины из лесов на ее северо-западе. Был построен ряд колониальных зданий, которые стоят до сих пор. [8] Хотя столица была перенесена в Лусаку в 1935 году, чтобы быть ближе к экономическому центру Коппербелта , промышленность, основанная на древесине, кожевенном производстве, табаке , хлопке (включая текстиль) и другой сельскохозяйственной продукции, росла. Была построена гидроэлектростанция, берущая воду из Восточного водопада. Город Виктория-Фолс в Южной Родезии занимался туристической торговлей, но многие товары закупались у Ливингстона.
Из всех городов Северной Родезии колониальный Ливингстон приобрел наиболее британский характер. [13] Окруженная большим количеством африканских поселений, она имела ярко выраженную сегрегацию , которая, хотя и не была официально закреплена как политика апартеида , имела аналогичные практические последствия. Северная и западная части города, а также центр города были зарезервированы для колониального правительства и предприятий, принадлежащих белым, и связанных с ними жилых районов, в то время как африканские поселки, такие как Марамба (названные в честь небольшой реки Марамба, протекающей поблизости), находились на востоке и юге. и были населены работающими слугами , ремесленниками , торговцами , а также большим количеством неработающих чернокожих семей, страдающих от зависимости от социального обеспечения . Азиаты и люди смешанной расы владели бизнесом в центре, на восточной стороне центра. [1]
Во время Второй мировой войны 170 польских беженцев, бежавших из оккупированной Германией и Советским Союзом Польши , были приняты в Ливингстоне в 1941 году, и там было открыто польское консульство. [14]
Когда британское правительство начало публично обсуждать независимость и стали известны новости о крупномасштабных убийствах белых колонистов в соседнем Бельгийском Конго , многие белые жители опасались, что британское колониальное правительство оставит их без внимания. Следовательно, многие начали мигрировать на юг, в сторону Южной Родезии или Южной Африки. Когда Северная Родезия получила независимость как Замбия, многие белые продолжали покидать страну. [1] В конце британского правления в 1964 году африканцам досталась страна, в которой было всего 100 чернокожих выпускников колледжей, почти все из которых изучали социальные науки в Университете Форт-Хэйр в Южной Африке. [15] [16] В 1968 году было создано однопартийное государство, которое конфисковало большую часть оставшейся собственности нечерных, особенно собственности белых. [17] [18] Следовательно, большинство оставшихся жителей Северной Родезии уехали после объявления официальной политики национализации Замбии. [19] [20]
Пост-независимость
[ редактировать ]Некоторые колониальные гражданские здания были разрушены и заменены африканской архитектурой, хотя Ливингстон использовался в качестве места для родезийского города 1950-х годов в фильме 1981 года « Трава поет» (основанном на Дорис Лессинг ). одноименном романе [21] . В то же время крупные вливания денежных средств британского правительства в Замбию после обретения независимости были частично использованы в Ливингстоне. [22] [23] Ливингстон пережил экономический спад в 1970-х годах, отчасти из-за ренационализации промышленности. [24] [25] и частично к закрытию границы с Родезией сначала правительством Замбии, а затем властями Родезии. [26]
С начала 21 века в Ливингстоне наблюдается возрождение туризма, и он прочно стал излюбленным местом для посещения водопада Виктория. Ливингстон пережил небольшой приток инвестиций в эту отрасль от современных гостиничных сетей, таких как Sun International , до некоторых современных уличных торговых центров и ресторанов. [27] Помимо туризма, другой надеждой на горизонте Ливингстона является развитие, стимулируемое коридором Уолфиш-Бей с открытием моста Катима Мулило и завершением строительства шоссе Транс-Каприви в 200 км (120 миль) к западу, которое обеспечивает больший объем торговли через город. [28] [29] [30]
Климат
[ редактировать ]В Ливингстоне жаркий полузасушливый климат ( Кеппен : BSh ) с жаркими и дождливыми сезонами дождей, очень жаркими предвлажными сезонами и мягкими сухими сезонами с большими перепадами температур между днем и ночью.
Климатические данные для Ливингстона (1991–2020 гг., крайности с 1918 г. по настоящее время) |
---|
Транспорт
[ редактировать ]Воздух
[ редактировать ]
Город обслуживается международным аэропортом Гарри Мванга Нкумбула , который принимает внутренние рейсы из Лусаки и связывается с различными международными городами, включая Йоханнесбург , Кейптаун , Мбомбелу и Найроби . [34] [35] [ нужен лучший источник ]
Железнодорожный
[ редактировать ]Город обслуживается действующими участками железной дороги от мыса до Каира , которые соединяют его с Лусакой на северо-востоке и Булавайо на юго-востоке. Железная дорога в Лусаку также называется Железной дорогой Замбии . Железная дорога Мулобези соединяет Ливингстон с лесной промышленностью Мулобези на западе. [36] [37]
Дорога
[ редактировать ]Дорога Лусака-Ливингстон (дорога Т1) соединяет Ливингстон с Каломо , Чомой и столицей страны ( Лусакой ) на северо-востоке. [38] Эта же дорога ведёт на юг, пересекая Зимбабве через мост у водопада Виктория. [38] (применяются ограничения по весу) (становится дорогой A8 на зимбабвийской стороне и проходит через город Виктория-Фолс, прежде чем продолжить путь в Булавайо ).
Дорога М10 соединяется на западе с Казунгулой (где мост Казунгула , бывший паром Казунгула , соединяется с границей с Ботсваной ) и с Сешеке (где она пересекает Замбези как мост Катима Мулило и достигает границы Катима Мулило с Намибией ). Эта дорога от Ливингстона до моста Катима Мулило является частью дороги развития Уолфиш-Бей-Ндола-Лубумбаши . Далее M10 соединяется с Сенангой и Монгу . [38]
Места поклонения
[ редактировать ]Среди мест богослужения это преимущественно христианские церкви и храмы: Римско-католическая епархия Ливингстона ( Католическая церковь ), Объединенная церковь в Замбии ( Всемирное сообщество реформатских церквей ), Христианский центр горы Сион — Ливингстон ( Пятидесятническая церковь ), Реформатская церковь в Замбия ( Всемирное сообщество реформатских церквей ), Баптистский союз Замбии ( Всемирный баптистский альянс ), Ассамблеи Бога . [39] Есть также мусульманские мечети и индуистские храмы. [40] Раньше в Ливингстоне проживала сильная еврейская община.
Культура
[ редактировать ]
В Ливингстоне есть различные музеи, такие как Музей Ливингстона (археология, этнография и история, содержащий коллекцию памятных вещей, связанных с Дэвидом Ливингстоном ), Музей культуры Марамбы (с традиционными танцами, пением и костюмами), Железнодорожный музей Мулобези железной дороги и Полевой музей водопада Виктория (показывает геологию и археологию вокруг водопада). [41] [1]


Образование
[ редактировать ]Средние школы в этом районе включают техническую среднюю школу Хиллкрест и среднюю школу Линда .
Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]Ливингстон является побратимом :
См. также
[ редактировать ]- Водопад Виктория, Зимбабве (прилегающий зимбабвийский город)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мвакикагиле, Годфри (2010). Замбия: Жизнь в африканской стране . Новая Африка Пресс. ISBN 978-9987-16-011-2 .
- ^ «Ливингстон» . Замбия Давайте исследуем . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 г. Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Информация Ливингстона» . www.livingstone-info.org . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Водопад Виктория» . Туризм в Замбии . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Центральное статистическое управление Замбии и население города (3 января 2023 г.). «Население городов и городских центров Замбии: Ливингстон» . Citypopulation.de . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ «Дэвид Ливингстон - биография, экспедиции и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 24 мая 2021 г.
- ↑ Веб-сайт туризма Ливингстона. Архивировано 12 октября 2007 г. на сайте Wayback Machine, по состоянию на 10 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Camerapix: «Спектр-путеводитель по Замбии». Международное издательство Camerapix, Найроби, 1996 г.
- ^ Jump up to: а б «Документ без названия» . www.nrzam.org.uk . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Админ ВФХК. «Деятельность и история моста у водопада Виктория - штаб-квартира водопада Виктория» . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Журнал Horizon : «Вторая промышленность Замбии», февраль 1965 г., стр. 4–11.
- ↑ Britannica, Ливингстон , britannica.com, США, по состоянию на 8 сентября 2019 г.
- ^ «Город Ливингстон: Ливингстон, Замбия» . www.livingstonetourism.com . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Врубель, Януш (2003). Польские беженцы из Советского Союза 1942–1950 (на польском языке). Лодзь : Институт национальной памяти . стр. 137, 141. ISBN. 978-83-7629-522-0 .
- ^ «Фильм о борьбе Замбии» . paraluxe.com . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Фильм о борьбе Замбии» . paraluxe.com . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Баярт, Дж. Ф. (1973). «Однопартийное правительство и политическое развитие в Камеруне» . Дела Африки . 72 (287): 125–144. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096356 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 719939 .
- ^ «Фонд конституционных прав» . www.crf-usa.org . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Либби, Рональд Т.; Вукс, Майкл Э. (1980). «Национализация и смещение политики развития в Замбии» . Обзор африканских исследований . 23 (1): 33–50. дои : 10.2307/523462 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 523462 . S2CID 143579889 .
- ^ Бердетт, Марсия М. (1977). «Национализация в Замбии: критика теории переговоров» . Канадский журнал африканских исследований . 11 (3): 471–496. дои : 10.2307/483722 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 483722 .
- ^ Интернет-база данных фильмов IMDB, доступ по состоянию на 10 марта 2007 г.
- ^ «Замбия — Колониальное правление | Британика» . www.britanica.com . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Законопроект о независимости Замбии» . Они работают для вас . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Уитворт, Алан (октябрь 2015 г.). «Объяснение бедности Замбии: история (несельскохозяйственной) экономической политики с момента обретения независимости: история экономической политики Замбии» . Журнал международного развития . 27 (7): 953–986. дои : 10.1002/jid.3049 .
- ^ Беббингтон, Энтони; Абдулай, Абдул-Гафару; Беббингтон, Дениз Хамфрис; Хинфелаар, Марья; Сэнборн, Синтия А.; Ахбергер, Джессика; Хубер, Селина Гризи; Уртадо, Вероника; Рамирес, Таня (2018), «Политика добычи природных ресурсов в Замбии» , Управление добывающей промышленностью , Оксфорд: Oxford University Press, doi : 10.1093/oso/9780198820932.003.0004 , ISBN 978-0-19-882093-2 , получено 23 мая 2022 г.
- ^ Мартин, Д. и Джонсон, П. (1981). Борьба за Зимбабве . Фабер и Фабер. п. 400.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Урок истории Замбии: Ливингстон» . Глобальная черная история . 24 января 2012 г. Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Эссер, Леонора. «Мост через Замбези в Катима-Мулило является символом свободы и краеугольным камнем экономического развития» . Истории KfW . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Урок истории Замбии: Ливингстон» . Глобальная черная история . 24 января 2012 г. Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991–2020 годы — Ливингстон» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ «Климатические нормы Ливингстона MET 1961–1990» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ «Станция Ливингстон» (на французском языке). Метеоклимат . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ https://www.zambiatourism.com/travel-info/airports/harry-mwaanga-nkumbula-international-airport/ .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ https://www.flightsfrom.com/LVI .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Железные дороги Замбии» . www.sinfin.net . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ «Трекс4Африка» . Tracks4Africa . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Закон о дорогах и дорожном движении | Национальная ассамблея Замбии» . www.parliament.gov.zm . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Британника, Замбия , britannica.com, США, по состоянию на 8 сентября 2019 г.
- ^ Холмс, Тимоти; Вонг, Винни; Невинс, Дебби (15 декабря 2017 г.). Замбия . Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. ISBN 978-1-5026-3244-9 .
- ^ «Музей Ливингстона — Совет национальных музеев — Замбия» . www.museumszambia.org . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Побратимские соглашения» . cm-funchal.pt (на португальском языке). Фуншал. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ «Города-побратимы» . santafenm.gov . Город Санта Фе . Проверено 4 ноября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Апторп Р. (1960) - Журнал Института Родса Ливвингстона - Проблемы африканской истории, Нсенга Северной Родезии (правительственная типография, Лусака), стр. 58. Колсон Э. и Глюкман М (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - плато Тонга Северной Родезии ( издательство Манчестерского университета , Манчестер), страницы 95,103 и 129. Дуглас С.Д. (1961) – Истории древних преданий Бене Мукуни, страница 19. Манчиши ПК и Мусона ET – Народ Замбии – Краткая история Соли (Мультимедиа, Лусака), стр. 2 Пул Л. (1938) - Коренные племена провинции Восточная Луангва Северной Родезии (правительственная типография, Лусака), стр. 45
- Мунтемба, М. (1970), Журнал музеев Замбии, Том 1. Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея в Замбии, стр. 29. Мвале Б.Б. - Об ацева, глава «История и обычаи народа цева» В. Пул Л. (1938). ), Коренные племена провинции Восточная Луангва Северной Родезии (правительственная типография, Лусака), стр. 45. Унди Гава Калонга Чивунга, верховный вождь (1970), Интервью.
- Брелсфорд, Западная Вирджиния (1965) – Племена Замбии – Народ долины Гвембе (правительственная типография, Лусака), стр. 73. Брелсфорд, Западная Вирджиния (1965) – Племена Замбии – Народ Лендже Соли (правительственная типография, Лусака), стр. 75. Колсон Э. (1960) - Исследования кариба (издательство Манчестерского университета, Манчестер), стр. 168. Колсон Э. и Глюкман М (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - плато Тонга в Северной Родезии (издательство Манчестерского университета, Манчестер), стр. 132. Фаган Б.М. и Филипсон Д.В. (1965), Последовательность железного века в Лохниваре и Тонге, Журнал Королевского антропологического института. Том 95, часть 2. Филд, SA (1961) Висилано, Исторический проект UMCA Мсоро. Главы 41, 42, 43, 45, 46 и 47. Правительство Замбии – Постановление № 146 от 1998 года (Правительственная типография, Лусака), стр. 521. Правительство Замбии – Постановления № 22 и 23 от 1999 года (Правительственная типография, Лусака) стр. 43 и 45. Каулу, М.Г. (1995) Окружные заметки (ODG/SIN/102/15/2) – Краткая история вождя мвембы, стр. 1, 2, 3, 4 и 5 Лэнгуорси, HW (1972), Замбия До 1890: Аспекты доколониальной истории (Dai Nippon Printing Company (HG) Limited, Гонконг), стр. 23. Литета Чинкули Уилсон - старший вождь Мукуни Н'гомбе (1990). Интервью Малала Музамба II - Бе-Дьянго XV (1958). .Мукуни Силока II (1957), Краткая история народа балея (правительственная типография, Лусака), страницы 4, 5, 6 и 7. Мунтемба, М. (1970) Журнал музеев Замбии, том 1. Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея из Замбии. стр. 29. Мвале Б.Б. - О главе Ацева, История и обычаи народа Кева В. Сиампанде Сиамаюва, старший вождь Мвемба (1990). Интервью вождь Секуте Калонга (1957).
- Брелсфорд, Западная Вирджиния (1965) - Племена Замбии - Люди долины Гвембе (правительственная типография, Лусака), страницы 70 и 72. Колсон Э. и Глюкман М (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - Лози из Баротселанда (Манчестер) University Press, Манчестер), стр. 19. Колсон Э. и Глюкман М. (1961) - Семь племен Британской Центральной Африки - Плато Тонга (Manchester University Press, Манчестер), стр. 96. Gyenkye (1996) Африканский вождь, стр. 109. Лэнгуорси, HW (1972), Замбия до 1890 года: аспекты доколониальной истории (Dai Nippon Printing Company (HG) Limited, Гонконг), страницы 25 и 119. Интервью Малала Музамба II- Бе-Дьянго XV (1958). Памятка 376/27/ 5 / B (1933) Протокол - собрание местных властей Каломо (1936) Малахаси Лвангуламбо, Сикуквила (1958) интервью. Мубила Филимон, Мвендамбели (1987) интервью. Мунонго Банту Мвенда Мсири Мвами (2006) интервью. Мунтемба, М (1970) Замбия Журнал музеев, том 1. Политический и ритуальный суверенитет Мукуни Лея в Замбии. страницы 30, 31 и 32. Интервью Сиалутаба Джозефат, Мутузи Ве Намунаки (1987). Фогель Джозеф О. (1975) Симбусенга (Oxford University Press, Оксфорд) стр. 47. Янина Мунчинду, Инабузе (1987) Интервью.
- Мунтемба, М. (1970) Журнал музеев Замбии, Том I - Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея Замбии - страницы 30 и 34
- Малала Музамба II Бе-Дьянго XV (1958) Интервью. Мубила Мвендамбели (1986) помогает в обрядах коронации Силока III Кубка XIX (1986), личный опыт.
- Мунтемба, М. (1970) Журнал музеев Замбии, Том I - Политический и ритуальный суверенитет среди Мукуни Лея Замбии - страницы 30 и 34
- Малала Музамба II Бе-Дьянго XV (1958) Интервью. Мубила Мвендамбели (1986) помогает в обрядах коронации Силока III Кубка XIX (1986), личный опыт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Ливингстоном, на Викискладе?
17 ° 51'ю.ш., 25 ° 52' в.д. / 17,850 ° ю.ш., 25,867 ° в.д.