Политика Замбии
![]() |
---|
![]() |
Политика Замбии главой происходит в рамках президентской представительной демократической республики , при которой президент Замбии является государства , главой правительства и лидером многопартийной системы . Исполнительная власть осуществляется правительством, а законодательная власть принадлежит как правительству , так и парламенту. Бывшая Северная Родезия , Замбия стала республикой сразу после обретения независимости в октябре 1964 года.
Хотя с тех пор Замбия функционировала как демократия после обретения независимости, вскоре она стала однопартийным государством на 19 лет с 8 декабря 1972 года до тех пор, пока многопартийная демократия не была вновь введена 4 декабря 1990 года, что привело к многопартийным выборам 1 ноября 1991 года. С тех пор Замбия стала относительно стабильной демократией, последовательно мирно передавшей власть между четырьмя политическими партиями ( UNIP , MMD , PF и UPND ) и с 1991 года провела девять президентских выборов, семь из которых были всеобщими. [1]
С 2011 года Замбия переживает откат от демократии. [2] Economist Intelligence Unit (EIU) оценил Замбию как гибридный режим в 2020 году. EIU также последовательно помещает Замбию в десятку самых демократических стран Африки, занимая 8-е место в Африке и 99-е место в мире по состоянию на 2018 год (167 государств). [3] При этом Freedom House оценивает Замбию как «частично свободную» с оценкой 52/100 (0 наименее свободных и 100 в основном свободных) по состоянию на 2021 год. [4]
Правительство и конституция
[ редактировать ]![]() | Фактическая точность частей этой статьи (относящихся к разделу) может быть поставлена под угрозу из-за устаревшей информации . ( август 2011 г. ) |
Конституция, обнародованная 25 августа 1973 года, отменила первоначальную конституцию 1964 года. Новая конституция и национальные выборы, последовавшие за этим в декабре 1973 года, стали заключительными шагами на пути к достижению так называемой «однопартийной демократии участия».
Конституция 1973 года предусматривала сильного президента и однопалатное Национальное собрание. Национальная политика была сформулирована Центральным комитетом Объединенной партии национальной независимости (UNIP), единственной легальной партии в Замбии . Кабинет проводил политику центрального комитета.
В соответствии с намерением формализовать превосходство UNIP в новой системе, конституция предусматривала, что единственным кандидатом на выборах на пост президента был человек, выбранный на пост президента UNIP Генеральной конференцией партии. Вторым по рангу лицом в иерархии Замбии был генеральный секретарь UNIP.
В декабре 1990 года, в конце бурного года, который включал беспорядки в столице и попытку государственного переворота , президент Каунда подписал закон, прекращающий монополию UNIP на власть. В ответ на растущий народный спрос на многопартийную демократию и после длительных и трудных переговоров между правительством Каунды и оппозиционными группами Замбия в августе 1991 года приняла новую конституцию. избирательная комиссия и позволяла выдвигать более одного кандидата в президенты, который больше не должен был быть членом UNIP. В 1996 году в конституцию снова были внесены поправки, устанавливающие новые ограничения на президентский срок (включая ретроактивное ограничение на два срока и требование, чтобы оба родителя кандидата были уроженцами Замбии). Национальное собрание состоит из 150 членов, избираемых прямым голосованием, до десяти (обычно восьми) членов, назначаемых президентом, и спикера. [5] Замбия разделена на десять провинций , каждая из которых управляется назначенным провинциальным министром , который по существу выполняет обязанности губернатора .
По состоянию на 2010 год новая конституция находится в стадии разработки. [6]
Политическая история
[ редактировать ]Главной фигурой в политике Замбии с 1964 по 1991 год был Кеннет Каунда , который возглавил борьбу за независимость и успешно преодолел соперничество между различными регионами страны и этническими группами. Каунда пытался основать правительство на своей философии « гуманизма », которая осуждала эксплуатацию человека и подчеркивала сотрудничество между людьми, но не за счет личности. Во время президентства Каунды представители всех этнических групп были представлены министрами в правительстве в зависимости от их демографической численности. [7]
Политическая партия Каунды, Объединенная партия национальной независимости (UNIP), была основана в 1959 году и находилась у власти под руководством Каунды с 1964 по 1991 год. [8] важные политические партии: UNIP, Африканский национальный конгресс Северной Родезии и Объединенная прогрессивная партия (UPP) . До 1972 года в Замбии существовало три Медный пояс и северные провинции. Хотя UNIP не пользовалась сильной поддержкой во всех регионах страны, только UNIP имела последователей по всей стране. [ нужна ссылка ]
Однопартийное государство
[ редактировать ]В феврале 1972 года Замбия стала однопартийным государством , а все остальные политические партии были запрещены. Кеннет Каунда, единственный кандидат, был избран президентом на выборах 1973 года. Были также проведены выборы в Национальное собрание. Только членам UNIP было разрешено баллотироваться, но эти места вызвали острую борьбу. Мандат президента Каунды был продлен в декабре 1978 года и октябре 1983 года голосованием «за» или «нет» по его кандидатуре. В выборах 1983 года приняли участие более 60% зарегистрированных, и 93% проголосовали за президента Каунду. [ нужна ссылка ]
1991: Переход к многопартийному государству
[ редактировать ]Растущее сопротивление монополии UNIP на власть привело к возникновению в 1990 году Движения за многопартийную демократию (ММД). MMD собрал все более впечатляющую группу влиятельных замбийцев, включая видных перебежчиков UNIP и профсоюзных лидеров. В течение года президент Каунда согласился на референдум по однопартийному государству, но, столкнувшись с продолжающейся оппозицией, отказался от референдума и подписал поправку к конституции, делающую Замбию многопартийным государством. Первые многопартийные выборы в парламент и президентство Замбии с 1960-х годов состоялись 31 октября 1991 года. Кандидат от MMD Фредерик Чилуба убедительно одержал победу на президентских выборах над Кеннетом Каундой, набрав 76% голосов. [9] В довершение всего, на парламентских выборах MMD получила 125 из 150 избранных мест, а UNIP - оставшиеся 25. Однако UNIP одержала верх в Восточной провинции, получив там 19 своих мест.
1991–2001: ММД и Фредерик Чилуба
[ редактировать ]К концу первого президентского срока Чилубы (1996 г.) приверженность ММД политической реформе ослабла перед лицом требований переизбрания. Ряд видных сторонников основали оппозиционные партии. Опираясь на подавляющее большинство ММД в парламенте, президент Чилуба в мае 1996 года добился внесения поправок в конституцию, которые исключили бывшего президента Каунду и других видных лидеров оппозиции с президентских выборов 1996 года .
На президентских и парламентских выборах, состоявшихся в ноябре 1996 года, Чилуба был переизбран, а ММД получила 131 из 150 мест в Национальном собрании. Партия UNIP Каунды бойкотировала парламентские выборы в знак протеста против исключения ее лидера из президентской гонки, утверждая, кроме того, что исход выборов был предопределен из-за неправильной регистрации избирателей. Несмотря на бойкот UNIP, выборы прошли мирно, в них приняли участие пять кандидатов в президенты и более 600 кандидатов в парламент от 11 партий. Однако впоследствии несколько оппозиционных партий и неправительственных организаций заявили, что выборы не были ни свободными, ни справедливыми. Когда президент Чилуба начал свой второй срок в 1997 году, оппозиция продолжала отвергать результаты выборов на фоне международных усилий, направленных на то, чтобы побудить ДМД и оппозицию разрешить свои разногласия посредством диалога.
В начале 2001 года сторонники президента Чилубы развернули кампанию за внесение поправок в конституцию, позволяющих Чилубе баллотироваться на третий срок. Гражданское общество, оппозиционные партии и многие члены правящей партии похвалили широкую народную оппозицию за то, что она оказала достаточное давление на Чилубу, чтобы заставить его отказаться от любой попытки баллотироваться на третий срок.
Президентские, парламентские выборы и выборы в местные органы власти состоялись 27 декабря 2001 года. В выборах участвовали одиннадцать партий. Выборы столкнулись с многочисленными административными проблемами. Оппозиционные партии заявили, что имели место серьезные нарушения. Тем не менее, кандидат в президенты от ДМД Леви Мванаваса был объявлен победителем с небольшим перевесом и был приведен к присяге 2 января 2002 года. Три партии подали петиции в Высокий суд, оспаривая результаты президентских выборов. Суды решили, что нарушения имели место, но они не были достаточно серьезными, чтобы повлиять на общий результат, поэтому результат выборов был оставлен в силе. Оппозиционные партии получили большинство мест в парламенте на выборах в декабре 2001 года, но последующие дополнительные выборы дали правящему ДМД незначительное большинство в парламенте.
2001–2008
[ редактировать ]На президентских выборах 2006 года развернулась ожесточенная борьба: Мванаваса был переизбран с явным перевесом над основными претендентами Майклом Сата из Патриотического фронта и Хакаинде Хичилемой из Объединенной партии национального развития (UPND).
На парламентских выборах в том же году ММД получила 72 места, остальные 84 места были разделены между другими партиями, причем большинство этих мест досталось Патриотическому фронту.
Президентство Леви Мванавасы до его смерти на посту в середине 2008 года отличалось от ярких расходов и все более очевидной коррупции в последние годы пребывания у власти Фредерика Чилубы. Действительно, бывший президент был арестован и обвинен по нескольким пунктам обвинения в растрате и коррупции , решительно подавив первоначальные опасения, что президент Мванаваса закроет глаза на обвинения в нарушениях со стороны своего предшественника.
Некоторые наблюдатели обвинили Мванавасу в демонстрации авторитарной направленности в начале 2004 года, когда его министр внутренних дел издал приказ о депортации британского гражданина и давнего жителя Замбии Роя Кларка, который опубликовал серию сатирических нападок на президента в независимая газета Post. Однако, когда Кларк подал апелляцию на этот приказ в Высокий суд, судья постановил, что приказ был произвольным и необоснованным, и отменил его. Президент Мванаваса, верный своей мантре возглавить правительство закона, уважал решение суда, и Кларку было разрешено возобновить свою колонку сатирической критики. Раннее стремление Мванавасы искоренить коррупцию также несколько ослабло, поскольку ключевые свидетели по делу Чилубы покинули страну. Комиссия по пересмотру конституции, созданная Мванавасой, также вызвала некоторую турбулентность: споры о том, куда следует представлять ее выводы, привели к подозрениям, что он пытался манипулировать результатом. В целом электорат Замбии рассматривал правление Мванавасы как большое улучшение по сравнению с правлением Чилубы.
После смерти Мванавасы в августе 2008 года вице-президент Замбии Рупиа Банда сменил его на посту президента, который будет занимать временную должность до внеочередных выборов 30 октября 2008 года. Банда с небольшим перевесом победил лидера оппозиции Майкла Сату, завершить оставшуюся часть срока Мванавасы.
выборы 2011 г.
[ редактировать ]Рупиа Банда не смог быть переизбран на президентских и парламентских выборах 2011 года, проиграв Майклу Сате из Патриотического фронта . Это положило конец 20-летнему правлению трех президентов от ММД .
2015 – настоящее время
[ редактировать ]Эдгар Чагва Лунгу был приведен к присяге в качестве президента Замбии 25 января 2015 года, сменив исполняющего обязанности президента Гая Скотта , который некоторое время занимал этот пост после кончины Майкла Чилуйфы Саты. Президентство Лунгу до сих пор подвергалось критике за неспособность остановить обесценивание квачи . Также поступали необоснованные сообщения о предполагаемом алкоголизме Лунгу, возникшем в результате сообщения о физическом коллапсе в начале его президентства. [10] Экономические проблемы, с которыми сталкивается Замбия, в частности обесценивание квачи, объясняются глобальным падением цен на сырьевые товары. Замбия получает более 90% своих экспортных доходов от одного товара — меди, которая потеряла около 45% своей стоимости на международном сырьевом рынке.
5 января 2016 года Лунгу успешно завершил давние конституционные вопросы, согласившись на законопроект о поправках к конституции 2015 года. Этот законопроект является результатом обширной работы, начатой в эпоху Мванаваса (Комиссия Мванакатве) и продолженной Техническим комитетом, назначенным Майклом Чилуфья Сата. Будучи министром юстиции, Лунгу ранее представил проект конституции парламенту, где впоследствии было решено, что неспорные вопросы будут обсуждаться в парламенте, а спорные вопросы будут вынесены на референдум. в августе На всеобщих выборах в Замбии 2016 года президент Эдгар Лунгу с небольшим переизбранием одержал победу в первом туре выборов. У оппозиции были обвинения в мошенничестве, а правящий Патриотический фронт (ПФ) отверг обвинения оппозиционной партии UPND. [11] Однако в 2020 году парламент через канцелярию министра юстиции (Гивен Лубинда) предложил законопроект под названием законопроект 10, который был отклонен парламентом в третьем чтении.
На всеобщих выборах 2021 года , характеризующихся явкой избирателей 70%, Хакаинде Хичилема набрал 59% голосов, а его ближайший соперник, действующий президент Эдгар Чагва Лунгу, получил 39% голосов. [12] 16 августа Эдгар Лунгу признал это в телевизионном заявлении, отправив письмо и поздравив избранного президента Хакаинде Хичилему. [13] [14] 24 августа 2021 года Хакаинде Хичилема был приведен к присяге в качестве нового президента Замбии. [15]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Исполнительная власть правительства Замбии принадлежит президенту, который избирается в два тура . Президенты избираются сроком на пять лет и ограничены двумя сроками.
До принятия конституционной поправки 2016 года вице-президент Замбии назначался президентом, но нынешняя поправка 2016 года помещает вице-президента в тот же избирательный список, что и президента ( кандидата на пост кандидата ) (статья 110, разделы 2, 3 и 4) и в случае вакансии избранного президента вице-президент является непосредственным преемником президента и остается президентом до следующих всеобщих выборов (статья 106, раздел 5 (а) и раздел 6). [16] Это контрастирует с конституцией 1996 года, которая требовала проведения дополнительных выборов в течение 90 дней после появления вакансии избранного президента, при этом вице-президент исполнял обязанности временного исполняющего обязанности (как это было в случае с бывшим исполняющим обязанности президента Гаем Скоттом в октябре 2014 года по январь 2015 года и бывший президент Рупиа Банда в 2008 году после смерти президентов Саты и Мванавасы (с уважением).
В настоящее время пост президента занимает Хакаинде Хичилема, а Мутале Налуманго вице-президентом является с 2021 года .
Законодательная власть
[ редактировать ]Национальная ассамблея Однопалатная Замбии является законодательным органом страны. Нынешнее Национальное собрание, сформированное после выборов, состоявшихся 12 августа 2021 года , насчитывает в общей сложности 167 членов. 156 депутатов избираются прямым голосованием в одномандатных округах по системе простого большинства (или «первого большинства »). 8 мест заполняются путем назначения президента , а 3 места занимают члены по должности: вице-президент , спикер и один заместитель спикера. Срок полномочий всех членов составляет пять лет.
Политические партии и выборы
[ редактировать ]Президентские выборы
[ редактировать ]Кандидат | Вечеринка | Голоса | % | |
---|---|---|---|---|
Хакаинде Хичилема | Объединенная партия национального развития | 2,852,348 | 59.02 | |
Эдгар Лунгу | Патриотический фронт | 1,870,780 | 38.71 | |
Гарри Калаба | Демократическая партия | 25,231 | 0.52 | |
Эндифорд Банда | Народный альянс за перемены | 19,937 | 0.41 | |
Фред Ммембе | Социалистическая партия | 16,644 | 0.34 | |
Хайви Хамудуду | Партия национального единства и прогресса | 10,480 | 0.22 | |
Чишала Блаженная | Вечеринка «Новое наследие» | 8,169 | 0.17 | |
Чарльз Чанда | Единая процветающая и мирная Замбия | 6,543 | 0.14 | |
Лазарь Чисела | Замбийцы объединились ради устойчивого развития | 5,253 | 0.11 | |
Никогда дома | Движение за многопартийную демократию | 4,968 | 0.10 | |
Энок Тонга | 3-е освободительное движение | 3,112 | 0.06 | |
Тревор Мамба | Объединенная партия национальной независимости | 3,036 | 0.06 | |
Шон Инок Тембо | Патриоты за экономический прогресс | 1,813 | 0.04 | |
Стивен Ньиренда | Партия национального восстановления | 1,808 | 0.04 | |
Касонде Мвенда | Борцы за экономическую свободу | 1,345 | 0.03 | |
Ричард Силумбе | Лидерское движение | 1,296 | 0.03 | |
Общий | 4,832,763 | 100.00 | ||
Действительные голоса | 4,832,763 | 97.45 | ||
Недействительные/пустые голоса | 126,569 | 2.55 | ||
Всего голосов | 4,959,332 | 100.00 | ||
Зарегистрированные избиратели/явка | 7,023,499 | 70.61 | ||
Источник: ЭКЗ |
Парламентские выборы
[ редактировать ]Выборы в округе Каумбве не состоялись 12 августа из-за смерти кандидата от UPND и были перенесены на 21 октября 2021 года. [17]
![]() | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вечеринка | Голоса | % | Сиденья | +/– | |
Объединенная партия национального развития | 2,230,324 | 46.22 | 82 | +24 | |
Патриотический фронт | 1,722,718 | 35.70 | 60 | –20 | |
Социалистическая партия | 61,325 | 1.27 | 0 | Новый | |
Демократическая партия | 50,886 | 1.05 | 0 | 0 | |
Народный альянс за перемены | 20,227 | 0.42 | 0 | 0 | |
Партия национального единства и прогресса | 13,178 | 0.27 | 1 | +1 | |
Объединенная партия национальной независимости | 12,742 | 0.26 | 0 | 0 | |
Форум за демократию и развитие | 4,006 | 0.08 | 0 | –1 | |
Национальный демократический конгресс | 3,807 | 0.08 | 0 | Новый | |
Движение за многопартийную демократию | 3,665 | 0.08 | 0 | –3 | |
Лидерское движение | 3,585 | 0.07 | 0 | Новый | |
Христианско-демократическая партия | 3,471 | 0.07 | 0 | Новый | |
Вечеринка «Новое наследие» | 1,762 | 0.04 | 0 | 0 | |
Золотая вечеринка Замбии | 858 | 0.02 | 0 | Новый | |
Партия национального восстановления | 664 | 0.01 | 0 | 0 | |
Замбийцы объединились за устойчивое развитие | 554 | 0.01 | 0 | Новый | |
Партия зеленых Замбии | 499 | 0.01 | 0 | 0 | |
Единая процветающая и мирная Замбия | 309 | 0.01 | 0 | Новый | |
Движение за демократические перемены | 306 | 0.01 | 0 | Новый | |
Патриоты за экономический прогресс | 232 | 0.00 | 0 | Новый | |
Борцы за экономическую свободу | 104 | 0.00 | 0 | 0 | |
Независимые | 690,418 | 14.31 | 13 | –1 | |
Назначен и по должности | 11 | – | |||
Общий | 4,825,640 | 100.00 | 167 | 0 | |
Действительные голоса | 4,825,640 | 97.74 | |||
Недействительные/пустые голоса | 111,726 | 2.26 | |||
Всего голосов | 4,937,366 | 100.00 | |||
Зарегистрированные избиратели/явка | 7,023,499 | 70.30 | |||
Источник: ECZ , ECZ , ECZ (константа Каумбве). |
Судебная власть
[ редактировать ]Верховный суд является высшей судебной инстанцией и апелляционной инстанцией; ниже него находятся высокий суд , мировой суд и местные суды. Отдельный Конституционный суд был создан в 2016 году. [18]
Военный
[ редактировать ]Силы обороны Замбии (ZDF) состоят из армии , военно-воздушных сил и Национальной службы Замбии (ZNS). ZDF предназначен в первую очередь для внешней обороны. Полиция Замбии не является частью сил обороны, она была создана для служб внутренней безопасности и находится в ведении Министерства внутренних дел.
Международные отношения
[ редактировать ]Замбия является членом Движения неприсоединения (ДН), Содружества , Африканского союза (и его предшественницы — Организации африканского единства или ОАЕ), Сообщества развития юга Африки (САДК) и Общего рынка Африки (КОМА). ), штаб-квартира которой находится в Лусаке.
Президент Каунда был настойчивым и заметным сторонником перемен в Южной Африке, поддерживая освободительные движения в Мозамбике, Намибии, Южной Родезии (Зимбабве) и Южной Африке. Многие из этих организаций базировались в Замбии в 1970-х и 1980-х годах.
Президент Чилуба приобрел несколько более высокий авторитет на международном уровне в середине и конце 1990-х годов. Его правительство сыграло конструктивную региональную роль, спонсируя мирные переговоры в Анголе, которые привели к подписанию Лусакских протоколов 1994 года. Замбия предоставила войска для миротворческих инициатив ООН в Мозамбике , Руанде , Анголе и Сьерра-Леоне . Замбия была первым африканским государством, которое сотрудничало с Международным уголовным трибуналом по Руанде в расследовании геноцида в Руанде в 1994 году.
В 1998 году Замбия возглавила усилия по установлению прекращения огня в Демократической Республике Конго. Замбия принимала активное участие в мирных усилиях Конго после подписания соглашения о прекращении огня в Лусаке в июле и августе 1999 года, хотя активность значительно снизилась после того, как Совместная военная комиссия, которой было поручено обеспечивать прекращение огня, переехала в Киншасу в сентябре 2001 года.
Замбия также является членом Международного уголовного суда, подписав двустороннее соглашение об иммунитете для защиты военных США (как это предусмотрено статьей 98 ).
Участие в международных организациях
[ редактировать ]Замбия является членом ACP , AfDB , COMESA , ECA , FAO , G-19, G-77 , IAEA , IBRD , ICAO , ICCt , ICFTU , ICRM , IDA , IFAD , IFC , IFRCS , ILO , МВФ , Интерпола , МОК. , МОМ , МСЭ , МООНДРК , ДН , ОАЕ , ОЗХО , ПКС , САДК , ООН , ЮНКТАД , МООНСЛ , ЮНЕСКО , ЮНИДО , МООНЭЭ , МООНК , ВПС , ВТО , ВКЛ , ВОЗ , ВОИС , ВМО , ВТОО и ВТО .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «47. Замбия (1964 – настоящее время)» . uca.edu . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Хинфелаар, Марья; Ракнер, Лиза; ван де Валле, Николас (2023), «Замбия» , Откат демократии в Африке? , Издательство Оксфордского университета , стр. 101–114 . стр. 187–211, doi : 10.1093/bear/9780192867322.003.0008 , ISBN. 978-0-19-286732-2
- ^ «Глобальная демократия переживает очень плохой год» . Экономист . 2 февраля 2021 г.
- ^ «Замбия: Страновой отчет о свободе в мире за 2021 год» .
- ^ http://www.clgf.org.uk/default/assets/File/Country_profiles/Zambia.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «Пресс-релиз: Проект национальной конституции» . www.zambian-economist.com .
- ^ GROWup - Географические исследования войны, единая платформа. «Этническая принадлежность в Замбии» . ETH Цюрих . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ https://2001-2009.state.gov/r/pa/ei/bgn/2359.htm
- ^ «Замбия: национальные результаты президентских выборов 1991 года | EISA» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ «Крах Эдгара Лунгу: президент Замбии «нуждается в лечении за границей» » . Би-би-си . 9 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Президент Замбии Эдгар Лунгу объявил победителем выборов» . Новости Би-би-си . 15 августа 2016 г.
- ^ «Итоги президентских выборов» . Избирательная комиссия Замбии . 16 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Выборы в Замбии: Хакаинде Хичилема побеждает президента Эдгара Лунгу» . Новости Би-би-си . 16 августа 2021 г. Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Кабве, Зитто [@zittokabwe] (15 августа 2021 г.). «#Президент Замбии @EdgarCLungu признал в письме, отправленном теперь избранному президенту @HHichilema из @UPNDZM. Замбия еще раз продемонстрировала миру уровень своей демократической зрелости. Мирная передача власти происходит в третий раз в истории. Поздравляем замбийцев ( Твиттер ) . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г. - через Twitter .
- ^ «Хакаинде Хичилема из Замбии принял присягу президента, что стало редкой победой для лидера африканской оппозиции» . 24 августа 2021 г.
- ^ Национальная ассамблея Замбии (5 января 2015 г.). [41.77.4.167:6510/www.parliament.gov.zm/sites/default/files/documents/amendment_act/Constitution%20of%20Zambia%20%20(поправка),%202016-Act%20No.%202_0.pdf " Конституция Замбии (поправка)"] (PDF) . Парламент Замбии . Проверено 3 сентября 2019 г.
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ↑ Почему ПФ выиграл парламентские выборы в Каумбве Lusaka Times, 22 октября 2021 г.
- ^ Кунда, Джеймс (22 марта 2016 г.). «Замбия: судьи Конституционного суда приведены к присяге» . Времена Замбии . Проверено 15 июля 2016 г.