Политика Намибии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
![]() |
---|
Политика Намибии осуществляется в рамках полупрезидентской представительной демократической республики, в соответствии с которой президент Намибии является одновременно главой государства и главой правительства . [1] [2] и плюриформной многопартийной системы . Исполнительную власть осуществляют как президент, так и правительство. Законодательная власть принадлежит двум палатам Парламента . Судебная власть независима от исполнительной и законодательной власти.
В дополнение к государственной политической структуре Намибия имеет сеть традиционных лидеров , в которую в настоящее время входит 51 признанная традиционная власть и их лидеры. Эти органы власти охватывают всю территорию Намибии. Традиционным лидерам поручено распределение общинной земли и формулирование обычного права традиционной группы. Они также берут на себя мелкую судебную работу.
В 2022 году издание Economist Intelligence Unit оценило Намибию как « несовершенную демократию ». [3] [ нужно обновить ]
Конституция
[ редактировать ]Учредительное собрание Намибии разработало конституцию, устанавливающую многопартийную систему и билль о правах. Он также ограничивал срок полномочий исполнительного президента двумя пятилетними сроками и предусматривал частную собственность на собственность. Три ветви власти подчиняются системе сдержек и противовесов, и предусмотрена возможность судебного контроля. В конституции также говорится, что Намибия должна иметь смешанную экономику и следует поощрять иностранные инвестиции.
Конституция известна тем, что является одной из первых, которая включила в свой текст защиту окружающей среды . Намибия является демократическим, но однопартийным государством Африки , у власти находится Народная организация Юго-Западной . Оппозиционные партии допускаются, но многие считают, что у них нет реальных шансов прийти к власти.
В то время как этническая трехуровневая власть, навязанная Южной Африкой, была распущена, нынешнее правительство пообещало ради национального примирения сохранить государственных служащих, нанятых в колониальный период. Правительство все еще самоорганизуется как на национальном, так и на региональном уровне.
Учредительное собрание преобразовалось в Национальное собрание 16 февраля 1990 года, сохранив всех членов, избранных по прямому партийному списку.
Президент
[ редактировать ]
Намибии Главой государства является президент, избираемый всенародным голосованием каждые пять лет. Президентом-основателем Намибии является Сэм Нуйома , который занимал этот пост три срока с 21 марта 1990 года ( День независимости Намибии ) по 21 марта 2005 года. Хификепунье Похамба был вторым президентом Намибии с 2005 по 2015 год. С 2015 года Хаге Гейнгоб был президентом Намибии.
Разделение властей
[ редактировать ]Хотя разделение властей закреплено в конституции страны, гражданское общество Намибии и оппозиция неоднократно критиковали дублирование исполнительной и законодательной власти. Все члены кабинета министров также заседают в Национальной ассамблее и доминируют в этом органе – не численно, а потому, что они превосходят рядовых членов. [4]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Правительство возглавляет премьер-министр , который вместе со своим кабинетом назначается президентом. СВАПО, основная сила, стоящая за независимостью, по-прежнему остается крупнейшей партией страны. Хаге Гейнгоб был первым премьер-министром Намибии. Он был назначен 21 марта 1990 года и проработал до 28 августа 2002 года. Тео-Бен Гурираб был премьер-министром с 28 августа 2002 года по 21 марта 2005 года, а Нахас Ангула занимал эту должность с 21 марта 2005 года по 4 декабря 2012 года. Его сменил Хаге. Гейнгоб, которого, в свою очередь, сменил на посту премьер-министра Саара Куугонгельва , когда он стал президентом Намибии 21 марта 2015 года.
Законодательная власть
[ редактировать ]
Парламент состоит из двух палат , состоящих из Национального собрания ( нижняя палата ), избираемого на пятилетний срок, и Национального совета ( верхняя палата ), избираемого на шестилетний срок. Ассамблея является основным законодательным органом, а Совет играет скорее консультативную роль.
С момента обретения Намибией независимости до 2014 года Национальная ассамблея состояла из 78 членов, 72 членов, избираемых по пропорциональному представительству , и 6 членов, назначаемых президентом. В состав Национального совета входило 26 представителей региональных советов. Каждый региональный совет в 13 регионах Намибии избрал двух представителей в этот орган. [5] Перед всеобщими выборами 2014 года были в конституцию внесены поправки. С тех пор в Национальном собрании имеется 104 места (96 избранных, 8 назначенных) и 42 места в Национальном совете (по 3 от каждого региона, при этом количество регионов увеличилось до 14). [6]
Судебная власть
[ редактировать ]Высшим судебным органом является Верховный суд , судьи которого назначаются президентом по рекомендации Комиссии судебной службы. Судебная структура в Намибии аналогична южноафриканской. В 1919 году римско-голландское право было объявлено общим правом территории и остается таковым по настоящее время.
Политические партии и выборы
[ редактировать ]В 1992 году были проведены выборы для избрания членов 13 вновь созданных региональных советов, а также новых муниципальных чиновников. Два члена от каждого регионального совета одновременно являются членами Национального совета, второй палаты парламента страны. Девятнадцать ее членов представляют правящую партию СВАПО , а семь — от Демократического альянса Тернхалле (DTA). В декабре 1994 года состоялись выборы президента и Национального собрания .
В Намибии существует около 40 политических групп, от современных политических партий до традиционных групп, основанных на племенной власти. Некоторые представляют отдельные племена или этнические группы, а другие охватывают несколько. Большинство из них участвуют в политических союзах, некоторые из которых являются многорасовыми, с часто меняющимся составом.
СВАПО является правящей партией, и все первые посты в кабинете нового правительства, кроме одного, достались членам СВАПО. Марксистское движение СВАПО стало менее левым и теперь поддерживает необходимость смешанной экономики. СВАПО была легальной политической партией с момента ее создания и осторожно действовала в Намибии, хотя до реализации Плана ООН ей было запрещено проводить собрания с участием более 20 человек, а ее руководство подвергалось частым задержаниям. В декабре 1976 года Генеральная Ассамблея ООН признала СВАПО «единственным и подлинным представителем намибийского народа», но эта характеристика не была принята другими внутренними сторонами.
На президентских и парламентских выборах 1999 года СВАПО продолжила свою историю политического доминирования, получив 55 из 72 мест в Ассамблее и вернув президента Сэма Нуйому на свой третий срок. Основными оппозиционными партиями являются Конгресс демократов (CoD) и Демократический альянс Тернхалле (DTA), каждая из которых имеет по семь мест в Национальном собрании .
В 2019 году Хаге Гейнгоб победил на президентских выборах и получил второй срок на посту президента. Однако процент набранных им голосов значительно снизился с 87% в 2014 году до 56% в 2019 году. В то время как сельские районы преимущественно поддерживали Гейнгоба, многие городские центры проголосовали за независимого кандидата Пандулени Итулу, который получил 29% от общего числа голосов. Ни один другой кандидат не достиг двузначного результата. СВАПО снова получила большинство мест в Национальном собрании, но едва не преодолела порог большинства в две трети, который она удерживала с 1994 года. Следовательно, оппозиционные партии также получили места, в первую очередь Народно-демократическое движение (ДПМ). , бывший Демократический альянс Тернхалле (DTA), получивший 16 мест в Национальной ассамблее. [7] Доля голосов ДПМ в 16,60% является ее лучшим результатом на выборах со времен выборов 1994 года . [8] 4 февраля 2024 года президент Хаге Гейнгоб умер, и его немедленно сменил вице-президент Нанголо Мбумба на посту нового президента Намибии. [9]
президентские выборы 2019 года
[ редактировать ]Кандидат | Вечеринка | Голоса | % |
---|---|---|---|
Хаге Гейнгоб | СВАПО | 464,703 | 56.3 |
Пандулени Часы работы | Независимый | 242,657 | 29.4 |
МакГенри Уэйн | Народно-демократическое движение | 43,959 | 5.3 |
Бернадус Свартбуи | Движение безземельных людей | 22,542 | 2.7 |
Апиус Аухаб | Объединенный демократический фронт | 22,115 | 2.7 |
Эстер Муинжанге | Демократическая организация национального единства | 12,039 | 1.5 |
Возьми это первым | СВАНУ | 5,959 | 0.7 |
Хенк Мадж | Республиканская партия | 4,379 | 0.5 |
Майк Кавекотора | Митинг за демократию и прогресс | 3,515 | 0.4 |
Игнатий Шиксвамени | Всенародная партия | 3,304 | 0.4 |
Ян Очередь | Намибийские борцы за экономическую свободу | 1,026 | 0.1 |
Недействительные/пустые голоса | 0 | – | |
Общий | 826,198 | 100 | |
Зарегистрированные избиратели/явка | 1,358,468 | 60.8 | |
Источник: ЕСН |
Парламентские выборы 2019 года
[ редактировать ]Вечеринка | Голоса | % | Сиденья | +/– | |
---|---|---|---|---|---|
СВАПО | 536,861 | 65.45 | 63 | –14 | |
Народно-демократическое движение | 136,576 | 16.65 | 16 | +11 | |
Движение безземельных людей | 38,956 | 4.75 | 4 | Новый | |
Демократическая организация национального единства | 16,066 | 1.96 | 2 | 0 | |
Всенародная партия | 14,664 | 1.79 | 2 | 0 | |
Объединенный демократический фронт | 14,644 | 1.79 | 2 | 0 | |
Республиканская партия | 14,546 | 1.77 | 2 | +1 | |
Намибийские борцы за экономическую свободу | 13,580 | 1.66 | 2 | +2 | |
Митинг за демократию и прогресс | 8,953 | 1.09 | 1 | –2 | |
Христианско-демократический голос | 5,841 | 0.71 | 1 | +1 | |
СВАНУ | 5,330 | 0.65 | 1 | 0 | |
Конгресс демократов | 4,645 | 0.57 | 0 | 0 | |
Национально-демократическая партия | 4,559 | 0.56 | 0 | 0 | |
Рабочая революционная партия | 3,212 | 0.39 | 0 | –2 | |
Национально-патриотический фронт | 1,785 | 0.22 | 0 | Новый | |
Недействительные/пустые голоса | 0 | – | – | – | |
Общий | 820,227 | 100 | 96 | – | |
Зарегистрированные избиратели/явка | 1,358,468 | 60.4 | – | – | |
Источник: ЕСН |
Традиционное лидерство
[ редактировать ]Правительство Намибии на данный момент признало 51 традиционную власть, и еще 40 заявок находятся на рассмотрении. Эти институты основаны на этнической принадлежности и возглавляются традиционным лидером этой этнической группы или клана. Эти должности не оплачиваются государством. Вместо этого ожидается, что члены традиционной группы сохранят свое лидерство. Тем не менее, правительство предоставило по одному автомобилю признанным властям и выделило льготы на топливо и административную работу. Параллельное существование традиционных властей и правительства Намибии в Намибии является спорным. [10]
Административное деление
[ редактировать ]Намибия разделена на 14 регионов : Замбези, Эронго, Хардап, Карас, Восточный Каванго, Западный Каванго, Комас, Кунене, Охангвена, Омахеке, Омусати, Ошана, Ошикото и Очозондьюпа. [11]
Участие международных организаций
[ редактировать ]Намибия является членом АКП , АфБР , С , ЭКА , ФАО , Г-77 , МАГАТЭ , МБРР , ИКАО , ICCt , МКСП , МКРМ , МФСР , МФК , МСФО , МОТ , МВФ , ИМХО , Интерпол , МОК , МОМ (наблюдатель), ИСО (корреспондент), МСЭ , НАМ , ОАЕ , ОЗХО , САКУ , САДК ,ООН, ЮНКТАД , ЮНЕСКО , УВКБ ООН , ЮНИДО , МООНЭЭ , ВПС , ВКЛ , ВОЗ , ВОИС , ВМО , ВТОО , ВТРО
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (сентябрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной власти и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . S2CID 73642272 . Проверено 4 сентября 2016 г.
Из современных случаев только четыре предоставляют большинству собрания неограниченное право вотума недоверия, и из них только два предоставляют президенту неограниченные полномочия по назначению премьер-министра. Эти две страны, Мозамбик и Намибия, а также Веймарская республика, таким образом, наиболее близко напоминают структуру власти, изображенную на правой панели рисунка 3, благодаря чему двойная подотчетность кабинета министров как президенту, так и ассамблее максимизируется. (...) Намибия позволяет президенту распустить [собрание] в любое время, но создает новый негативный стимул для осуществления им этого права: он должен баллотироваться на новых выборах одновременно с выборами в новое собрание.
- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Сасман, Екатерина (22 марта 2013 г.). «Присутствие Мбумбы в кабинете министров в центре внимания» . Намибийский . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года.
- ^ «Структура GRN. Законодательная власть» . Правительство Намибии . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ Квадри, Марьям Омолара; Томас, Эрика К. (2018). «Женщины и политическое участие в Намибии и Нигерии: сравнительный анализ женщин на выборных должностях» (PDF) . Журнал исследований в области гуманитарных и социальных наук . 7 (2). Университет Намибии : 6–9. ISSN 2026-7215 .
- ^ Иикела, Сакеус (2 декабря 2019 г.). «Уменьшенная победа... Свапо, Гейнгоб сбрасывают голоса» . Намибийский . п. 1.
- ^ «Действующий президент Гейнгоб побеждает на президентских выборах в Намибии, набрав 56,3% голосов» . Рейтер . 30 ноября 2019 г.
- ^ «Смерть Хаге Гейнгоба: новый президент Намибии Мбумба приведен к присяге через несколько часов после смерти предшественника» . 4 февраля 2024 г.
- ^ Тжитемиса, Кузееко (18 ноября 2016 г.). «Руководители обходятся правительству в миллионы» . Новая Эра . п. 6.
- ^ Накале, Альбертина (9 августа 2013 г.). «Президент делит Каванго на две части» . Новая Эра . через allafrica.com. Архивировано из оригинала 22 октября 2014 г. Альтернативный URL.