История евреев в Мексике
Мексиканские евреи יהודים מקסיקנייםМексиканские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
67 476 самоидентифицированных евреев [1] (перепись 2010 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мехико, агломерация | |
Языки | |
Мексиканский испанский , иврит , идиш , иудео-испанский | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Еврейская диаспора , израильская диаспора |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев », имея в виду тех евреев, которые в Мексике началась в 1519 году с прибытием конверсос , которых часто называли марранами или « криптоевреями были насильно обращены в католицизм и затем стали объектом испанской инквизиции .
В период вице-королевства Новой Испании (1521–1821 гг.) некоторое количество евреев приехали в Мексику, особенно в период Пиренейского союза (1580–1640 гг.), когда Испанией и Португалией правил один и тот же монарх. Это политическое обстоятельство позволило португальским криптоеврейским торговцам более свободно передвигаться в Испанскую Америку. Когда португальцы восстановили свою независимость от Испании в 1640 году, португальские купцы в Новой Испании подверглись судебному преследованию со стороны мексиканской инквизиции . Когда монополия Римско-католической церкви в Мексике была заменена религиозной терпимостью девятнадцатого века во время либеральной реформы , евреи смогли открыто иммигрировать в Мексику. Они прибыли из Европы, а затем из разваливающейся Османской империи , включая Сирию , до первой половины 20-го века.
Сегодня большинство евреев в Мексике являются потомками этой иммиграции и до сих пор разделены по диаспорическому происхождению, в основном на идише , говорящие ашкенази , и по-идишски говорящие сефарды, . Это островное сообщество со своими религиозными, социальными и культурными учреждениями, главным образом в Мехико , Монтеррее и Гвадалахаре . [ нужна ссылка ]
История [ править ]
Новой Испании Вице - королевство
Евреи и конверсо были участниками завоевания и колонизации Мексики, а также ключевыми участниками трансатлантических и транстихоокеанских торговых сетей, а также развития внутренней торговли. [2] Конверсос сопровождал Эрнана Кортеса в 1519 году. Это были члены еврейских семей, которые были насильно обращены в христианство, чтобы избежать изгнания из Испании после отвоевания Пиренейского полуострова у мавров . [3] [4] За завоеванием последовала испанская инквизиция, которая сделала Конверсо одной из своих целей, обвинив их в возвращении к иудаистской практике. В это время существовало два типа конверсо: криптоевреи и евреи, полностью перешедшие в католицизм. Обратившиеся евреи использовались для того, чтобы сообщить о криптоевреях Католической церкви, и, следовательно, они были награждены высокими постами в Католической церкви. Более того, в это время католическая церковь отвечала за социальное обеспечение и была самой могущественной организацией. [4] Миграция конверсо в новую испанскую колонию началась в 1530 году после того, как большая часть насилия, вызванного завоеванием Империи ацтеков, утихла и испанская инквизиция продолжилась. В течение нескольких десятилетий семьи могли жить мирно, интегрируясь в элиту Мексики, причем некоторые из них стали видными католическими священнослужителями, а некоторые вернулись к еврейской практике. [4]
Дэвид Натан предположил, что на первых монетах, отчеканенных в Западном полушарии испанскими конкистадорами в Мехико, была еврейская буква алеф (א), что свидетельствует о присутствии или влиянии евреев в Мексике в 1536 году. [5] Он отмечает, что почти на всех штампах, изготовленных под руководством первого пробирщика, используется предполагаемый символ алеф вместо мощного знака христианского креста , который почти повсеместно встречается на средневековых испанских и мексиканских монетах. Натан продолжает рассматривать возможные связи еврейской семьи с известными первыми мексиканскими работниками монетного двора. [6]
Гонения на евреев пришли в Новую Испанию вместе с конкистадорами . Берналь Диас дель Кастильо описал в своих трудах различные казни солдат во время завоевания Мексики, потому что они были обвинены в том, что они были евреями, в том числе Эрнандо Алонсо, который построил лодки, которые Кортес использовал для нападения на Теночтитлан . [3] Однако мексиканская инквизиция не была полностью создана до 1571 года, когда она стала угрозой для конверсо и еврейских общин после первоначальной чистки их с 1585 по 1601 год. [4] [7] В 1606 году Мексика получила приказ короля Испании освободить Конверсо из тюрем инквизиции. [8] Это ослабление инквизиции в Мексике, которое никогда не было таким суровым, как в Испании, позволило в первой половине 17 века прийти к ней еще большему количеству инквизиции. Новые конверсо поселились в Мехико, Акапулько , Веракрусе и Кампече, поскольку они предоставляли больше всего возможностей для коммерческой деятельности. Некоторые переехали в более отдаленные районы, такие как Сакатекас , но они все равно предоставляли больше возможностей, чем места дальше на север. [7] [9] С 1642 по 1649 год произошло второе преследование Конверсо инквизицией. Затем акцент сместился на такие вопросы, как богохульство и моральные нарушения. [7] Однако в течение всего колониального периода практикующие евреи в Испании или где-либо еще не могли проникнуть на испанскую колониальную территорию. [9]
Одним из примечательных эпизодов колониального периода было создание Нового королевства Леон . В 1567 году семья Карвахаль прибыла в Новую Испанию под предводительством дворянина Луиса де Карвахала . За исключением него и двоюродного брата, вся семья была криптоеврейской. [10] В 1579 году Карвахалю была пожалована земля на территории нынешней северо-восточной Мексики, к северу от того, что тогда считалось Новой Испанией. В этом районе приветствовались как конверсо, так и практикующие евреи, причем около 75% первых поселенцев были тайными евреями. [3] [4] Некоторые теории утверждают, что Монтеррей развивался как торговый центр, несмотря на его удаленность в колониальную эпоху из-за криптоеврейского влияния. [10] Однако Луис де Карвахаль и члены его семьи подверглись преследованиям в 1589 году за исповедание иудаизма. [3] Племянник де Карвахаля, Луис де Карвахаль Младший , хранил мемуары, подробно описывающие его жизнь и преследования; Сейчас они считаются самыми ранними произведениями еврея в Америке. [11] Аутодафе . Марианы Карвахаль стало частью мексиканского искусства и литературы [12] К 1641 году колония разрослась, и некоторые из поселенцев позже переехали, чтобы основать новые поселения в Коауиле , штат Техас , и Нью-Сантандере . [4]
Наибольшее количество судебных преследований со стороны мексиканской инквизиции произошло после распада Пиренейского союза в 1640 году, когда Испанией и Португалией правил один и тот же монарх. Португальским купцам стало легче проникать в Испанскую Америку, и возникло сложное сообщество криптоевреев, связанных с трансатлантическими и транстихоокеанскими торговыми сетями. Данные отдельных дел, расследованных мексиканской инквизицией, указывают на то, что большинство криптоевреев в Мексике или их родители родились в Португалии, в основном из столицы Португалии Лиссабона или из Каштелу-Бранку . [13] Было несколько очень богатых португальских купцов, которые были лидерами общины, но большинство из них были владельцами магазинов и ремесленниками. Известным купцом был Симон Ваес, которого инквизиция обвинила в том, что в 17 веке его дом служил синагогой, пока не начались преследования 1642 года. Он вырос из скромных обстоятельств, но он и другие богатые купцы приехали, чтобы общаться с королевскими чиновниками и играть заметную роль среди элиты. [14] [15] Их богатство основывалось на asientos (лицензиях) на торговлю черными рабами в Мексике, поскольку Португалия контролировала африканское побережье, откуда они поставлялись. Португальские купцы также имели контракты на откуп и снабжение испанского флота и фортов припасами и боеприпасами. [16]
Иммиграция обретения независимости после
После того как Мексика обрела независимость, она отменила инквизицию, но католическая религия была объявлена официальной. Оставшиеся криптоевреи все еще не признавались в этом открыто, но начали соблюдать различные еврейские ритуалы, и с 1825 по 1860 год прибыло несколько европейских евреев из Германии и Восточной Европы. [3] Иммигрантам не разрешалось становиться мексиканскими гражданами, но их основные проблемы жизни в Мексике были экономическими, а не социальными или религиозными. [4] В 1861 году группа арендовала зал для празднования Рош ха-Шана и Йом Кипура , первого зарегистрированного случая публичного еврейского богослужения. [3] В 1865 году император Максимилиан I издал указ о религиозной терпимости, согласно которому представители еврейских организаций Европы и США приехали в Мексику, чтобы изучить возможности иммиграции. [4] [8] С 1864 по 1867 год Максимилиан пригласил некоторых европейских евреев из Франции, Бельгии и Австро-Венгрии поселиться в Мексике. [3] К 1867 году в Мексике проживало всего двадцать еврейских семей и еще около дюжины в других местах. [4]
Во время Войны за реформы либералы под руководством Бенито Хуареса усилили свободу религии, разрешив тем евреям, которые прибыли после этого, мексиканское гражданство и полную интеграцию. [3] [4] В 1880-х годах началась значительная волна еврейской иммиграции, когда мексиканское правительство пригласило ряд еврейских банкиров работать в стране, а убийство царя Александра II в России вынудило евреев покинуть страну. Евреи поселились как в Мехико, так и в других районах страны, в том числе в сельской местности, часто в качестве коммивояжеров. Около половины еврейского населения Мексики может быть связано с этой волной иммиграции. [4] Другая группа евреев, приехавшая в это время, была промышленниками из Франции. Однако многие из прибывших французов не были заинтересованы в том, чтобы остаться там навсегда, и вернулись после того, как разбогатели в Мексике. Однако некоторые поженились и остались, оставив в Мехико такие фамилии, как Херцог, Шерер и Леви. [3] [12]
Еврейские иммигранты в Мехико в конечном итоге построили такие предприятия, как галантерея на улице Мадеро , которая была центром европейской моды, и ювелирный магазин La Esmeralda (ныне Museo del Estanquillo ) с репутацией, аналогичной репутации Tiffany на углу улиц Изабель ла Католика и Мадеро. Еврейский владелец El Salon Rojo, одного из первых столичных кинотеатров, помог обустроить первое в стране еврейское кладбище. [17]
В самом конце 19-го и начале 20-го веков сефардские и ближневосточные евреи также начали прибывать из территории нынешней Сирии и остальной части распадающейся Османской империи , образуя общины Маген-Давид и Монте-Синай. [3] Среди тех, кто все еще приезжал из Восточной Европы, были беднее, обычно сапожники, скорняки, торговцы и портные, которые сначала жили в таких городах, как Пуэбла , Веракрус и Чьяпас, а затем мигрировали в Мехико. [12] Для евреев-сефардов схожий язык и культура облегчили адаптацию. [18]
В 1900 году мексиканская перепись насчитала в стране 134 еврея. [8] С тех пор и до 1950 года около 7300 евреев иммигрировали в Мексику из Восточной Европы, 2640 из Испании или бывшей Османской империи и 1620 с Кубы и Соединенных Штатов. [19] Эти различные еврейские группы сформировали свои собственные религиозные общины и социальные институты. Турецкие евреи начали проводить открытые религиозные службы в 1901 году и основали первый Талмуд-Тора в 1905 году как учебное заведение для мальчиков. Евреи-ашкенази начали проводить открытые службы еще в 1904 году. Первая официальная еврейская организация в Мексике, община Монте-Синай, была основана в 1912 году. [12]
Во время Мексиканской революции многие иностранцы, в том числе евреи, покинули страну, но сразу после этого евреи снова начали прибывать в значительных количествах. Между 1917 и 1920 годами они стали приезжать из России , Польши , Литвы , Балкан и Ближнего Востока. Этот показатель увеличился в 1921 году, когда Соединенные Штаты ввели квоты на иммиграцию. [4] Десять тысяч прибыли из Восточной Европы Плутарко по приглашению президента Элиаса Кальеса. [3] Еврейские организации, такие как Комитет Дамаса и Североамериканский Бнай Брит, были созданы, чтобы помочь новоприбывшим адаптироваться. [12] В 1920-е годы еврейская община Мексики росла и процветала. [4] Уровень иммиграции замедлился после 1929 года из-за Великой депрессии и новой иммиграционной политики, которая отдавала предпочтение людям с этническим и религиозным происхождением, более похожим на мексиканское. [12]
Большинство общественных и религиозных организаций еврейских общин были формально созданы в первой половине 20 века. К ним относятся Sociedad Beneficiencia Alianza Monte Sinaí (1912 г.), Еврейская ассоциация молодых людей в Мехико. (1917 г.), первая Ктав или еврейская религиозная школа (1917 г.), первая признанная на федеральном уровне синагога в соответствии с Конституцией 1917 г. (1918 г.), Талмуд Тора Хатихиа (1919 г.), Конгрегацион Нидже Исраэль для евреев-ашкенази ( 1922 г.), первая сионистская организация (1922 г.), первая религиозная школа ашкенази (1922 г.), Культурная ассоциация IL Peretz Farein, позже названная Idisher Kultur Guezelshaft (1922 г.), синагога Хар-Синаэ для еврейской общины Дамаска (1923 г.) , первая Керен Хейсон или кампания Национального фонда для Палестины (1923 г.), Centro Israelita и первая синагога в Монтеррее (1923 г.), Colegio Israelita de México (1924 г.), община Агудат Аджим в Гвадалахаре (1923 г.), Бней Сефардский общественный центр Кедем (1926 г.), кладбище Нидже Исраэль Ашкенази (1929 г.), Камара Исраэлита де Индустрия и Коммерика в Мексике и Союз литераторов и художников-юдиосов (1931 г.), Федерация израильских обществах Мексики (1932 г.), Коллегия Исраэлита Хатиква в Монтеррее (1932 г.), Бней-Брит (1934 г.), Общество благотворительной помощи Сдада Умарпе для Еврейская община Алеппо , сегодня Комунидад Маген Давид (1938 г.) и первая сионистская конвенция (1938 г.). [3] [8] Кроме того, были созданы различные газеты и другие периодические издания на разных языках, такие как Mexicanisher Idish Leben (идиш, 1927 г.), Der Veg (идиш с испанским разделом, 1929 г.), Di shtime (идиш, 1935 г.) и La Verdad (испанский язык, 1936 г.). Первый печатный станок для еврейского алфавита был привезен в Мексику в 1930 году. [8]
Еврейское население Мексики в 1930 году оценивалось в 21 000 человек. [8] С тех пор и до 1940-х годов прибывшими евреями были те, кто бежал от нацистов , но эта иммиграция была не такой большой, как в предыдущие десятилетия, поскольку большинство из прибывших были теми, у кого уже были семьи и друзья в стране. [3] [4]
Несмотря на сильную католическую идентичность и историю инквизиции, нетерпимость или сопротивление еврейской иммиграции в Мексику практически не наблюдаются. Хотя католическая церковь не приветствовала еврейскую иммиграцию в 19 веке, она все еще боролась с правительственными ограничениями и считала растущий протестантизм большей угрозой, чем угроза еврейской общины. В течение 20-го века Мексиканская католическая церковь утратила сопротивление еврейскому присутствию. [4] [20] Единственные зарегистрированные случаи значительного антисемитизма произошли в 1930-е годы во время экономической депрессии. Мексиканские профсоюзы оказали давление на правительство, чтобы оно ограничило иммиграцию из Китая и евреев. В мае 1931 года 250 еврейских торговцев были изгнаны с рынка Ла-Лагунилья в Мехико . [4] [8] В конце 1930-х годов вспыхнули антиеврейские демонстрации, в основном со стороны сторонников нацистов, финансируемых Берлином. В 1937 году была введена система квот для иммигрантов, которая ограничивала иммиграцию из некоторых стран, таких как Польша, до 100 человек в год, исключая многих потенциальных иммигрантов-евреев. [21] Однако в то же время мексиканское правительство разрешило некоторую иммиграцию беженцев, например, глядя в другую сторону, когда 200 евреев с Кубы незаконно въехали в страну под руководством Ласаро Карденаса . [4]
Институты 20-го интеграция века и
Израильский культурный центр (1941 г.), ЦК Израиля, юридически признанный представителем еврейской общины (1942 г.), получение официального признания Сефардским союзом (1943 г.), основание Объединенного антидиффамационного комитета (1943 г.), формирование Объединенный израильский комитет трибуны Центрального комитета Израиля и Мексиканской ложи Бней-Брит (1944 г.), основание Израильского союза Маген Давид в Тихуане (1946 г.), Культурный центр Мексики-Израиля (1947 г.), Израильский культурный центр. Израильский колледж Гвадалахары (1949 г.), Израильский спортивный центр (1950 г.), Общественный центр Бет Исраэль для англоговорящих (1957 г.) и храм Нидже Исраэль (1965 г.). [8]
В 1987 году Tribuna Israelita вместе с Национальным автономным университетом Мексики (UNAM) начала серию культурных презентаций об иудаизме в Мексике. [8] Однако до 1990-х годов истории евреев в Мексике уделялось мало внимания. В 1992 году UNAM в сотрудничестве с Tribuna Israelita и Центральным израильским комитетом Мексики опубликовало исследование еврейских общин в Мексике под названием Imágenes de un Encuentro: La Presencia Judía en México Durante La Primera Mitad del Siglo XX (Образы «Встреча: еврейское присутствие в Мексике в первой половине 20-го века»), получившая премию CANIEM в 1993 году. На ней изображены мексиканские евреи, также хорошо интегрированные в мексиканское общество, но с большим соблюдением религии в повседневной жизни, чем большинство других евреев диаспоры . . В 1995 году Tribuna Israelita вместе с Secretaría de Educación Publica и другими организациями выступила одним из спонсоров Las Jornadas Contra del Racismo. [8] [20]
век и иммиграция современная 21
В 21 веке Национальный институт антропологии и истории добился важного восстановления колониального криптоеврейского наследия. идентификация и реставрация мики Хулиантлы В том числе , Герреро . [22] Это старейшая миква в Америке, датированная концом 16 века. [23] В 2017 году консульство Мексики в Нью-Йорке вернуло рукопись Карвахаля, старейшую известную работу еврейского автора в Америке, после того, как она была украдена из Национального архива в 1932 году. [24]
В 21 веке не было новой волны еврейской иммиграции из Старого Света в Мексику, вместо этого небольшое количество евреев прибыло в рамках более крупной общей миграции из стран Латинской Америки. В 2021 году началось строительство Сьюдад -де-ла-Тора в Икстапан-де-ла-Саль , запланированной общины , целью которой является привлечение евреев-харедим из Мексики, а также иммигрантов из Латинской Америки. [25]
было подано более 33 000 заявлений от Мексики на получение испанского гражданства . По состоянию на сентябрь 2019 года в рамках программы 2015 года , направленной на потомков евреев, изгнанных из Испании, [26] К октябрю 2019 года было обработано всего 8128 заявлений, из которых 815 получили испанское гражданство. [26] В начале 2021 года бывший президент Мексики (1988–1994) Карлос Салинас де Гортари получил по этой программе испанское гражданство. [27]
В 2018 году Клаудия Шейнбаум стала первым евреем и первой женщиной, избранной (второй после временной Росарио Роблес ) на пост главы правительства Мехико . [28] В 2023 году она подала в отставку, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост президента на выборах 2024 года . [29] В июне 2024 года она была избрана президентом Мексики. [30]
Еврейские общины в Мексике [ править ]
Нынешнее еврейское население Мексики в основном состоит из тех, кто произошел от иммигрантов 19 и начала 20 веков, общая численность которых по стране оценивается от 90 000 до 100 000, около 75% из которых проживают в Мехико. [12] [20] Точные цифры неизвестны. Одним из основных источников данных является Центрально-израильский комитет в Мехико, но его контакты ограничены ортодоксальными и консервативными общинами и не связаны с евреями, которые могут быть связаны с реформистским движением, или с теми, кто считает себя светскими. В переписи населения Мексики перечислены религии, но их категории сбивают с толку, сбивая с толку категории некоторых протестантских сект, которые практикуют иудейские ритуалы с еврейскими группами. Также существуют разногласия относительно того, следует ли учитывать тех криптоевреев, которые обратились (обратно) в иудаизм. [20] Шестьдесят два процента населения старше пятнадцати лет состоят в браке, три процента разведены и четыре процента вдовы. Однако более молодые еврейские женщины с большей вероятностью будут работать вне дома (только 18% женщин являются домохозяйками), а уровень рождаемости снижается с 3,5 детей у женщин старше 65 лет до 2,7 для всего населения в настоящее время. Уровень смешанных браков среди населения Мексики в целом низкий: смешанные браки составляют только 3,1%. [12] Хотя еврейская община составляет менее одного процента от общей численности населения Мексики, Мексика является одной из немногих стран, еврейское население которой, как ожидается, будет расти. [18] [31]
Мексиканская еврейская община имеет прочные корни в Мексике и не имеет особых проблем в принимающей стране. [4] Открыто евреи занимают видное место на государственных должностях и присутствуют в большинстве сфер бизнеса, интеллектуальных и творческих сообществ Мексики. [3] Один еврей, родившийся в США, по имени Сидни Франклин стал популярным тореадором в начале 1920-х годов. [20] Время от времени в Мексике случаются столкновения между еврейской общиной и другими общинами, но они обычно разрешаются мирным путем. Существует Межконфессиональный совет, который помогает в решении этих вопросов. Хотя католическая церковь доминирует как в религиозном, так и в культурном отношении, она не подавляет богослужения или другую деятельность других религиозных групп. [32] Единственные проблемы, с которыми сталкивается сообщество, — это смешанные браки и миграция из страны. [20] Однако латиноамериканская популярная культура может возмущаться очевидным экономическим успехом евреев, поскольку эта община связана с международным капиталом и международным влиянием. [31]
Евреи в Мексике менее сплочены, чем евреи в США и Канаде. [31] Среди потомков иммигрантов сохраняется социальное разделение по месту происхождения, несмотря на усилия по объединению. [12] [33] Жители Алеппо, Дамаска, Балкан и Восточной Европы имеют свои собственные синагоги и другие учреждения. Однако основной раскол происходит между ашкенази из России, Польши, Германии и других частей Европы и сефардами, в основном из Италии и бывшей Османской империи. [20] [33] Ашкенази подразделяются на политические и идеологические оси и имеют тенденцию быть более либеральными и светскими. Они основали несколько газет и других изданий, таких как Mexikaner Idish Lebn, Radikaler Arbeter Tzenter, Unzer Lebn и другие, чтобы выражать эти различные взгляды. [12] Сефарды, как правило, более патриархальны, менее образованы и более религиозны. [31] Выходцы из Сирии далее подразделяются на Халебис или Магуэн Давид из Алеппо и Шами или Монте-Синай из Дамаска. [12]
Несмотря на этническую принадлежность, все они также идентифицируют себя как мексиканцы, считая их скорее взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу. [31] Литература, написанная мексиканскими и другими латиноамериканскими еврейскими писателями, как правило, исследует вопрос о том, что значит быть евреем в этом регионе. В число этих авторов входят Соня Чокрон , Алисия Фрейлих де Сигал , Жаклин Голдберг , Марта Корнблит , Элиза Лернер и Бланка Стреппони . Автор Роза Ниссан написала ряд книг, посвященных взрослению евреев в Мексике, включая Novia que te vea и ее продолжение Hisho que te Nazca. [31]
В начале 20 века еврейские иммигранты основали большое количество религиозных и общественных организаций, чтобы помочь общине адаптироваться к жизни в Мексике и сохранить свое наследие. На улице Такуба в историческом центре Мехико находится здание под названием Паласио де Мармол (Мраморный дворец). Первоначально это место было частью монастыря, но позже оно было разделено на особняк во французском стиле, построенный в конце 19 века. После Первой мировой войны он стал важным центром еврейской общины, действовавшим на протяжении почти двух десятилетий. Поначалу он помогал вновь прибывшим евреям обосноваться в Мексике, но также был социальным и образовательным центром. [17] Сегодня существует десять основных организаций, к которым принадлежит большая часть мексиканского еврейства. Общественный центр Бет Исраэль — это организация, которая обслуживает англоязычное сообщество, исповедующее консервативный иудаизм. Еврейский спортивный центр — это нейтральное место встреч, открытое для всех слоев еврейской общины как спортивное, культурное и социальное учреждение, в котором насчитывается около 19 000 человек. Общественный центр Монтеррея – главная организация этого северного города. Общественный центр Северной Нижней Калифорнии обслуживал еврейскую общину Тихуаны. Община Ашкеназаев обслуживала потомков иммигрировавших из Восточной Европы. Сообщество Бет-Эль — консервативная организация. Общественный центр Гвадалахары предназначен для тех, кто живет в этом городе. Сообщество Магуен Давид было образовано потомками иммигрантов из Алеппо, Сирия. Альянса Монте-Синай была образована потомками выходцев из Дамаска, Сирии, а сефардская община была образована потомками иммигрантов с Балкан. [31] [33] [34] Существует ряд женских организаций, которые в основном занимаются гуманитарными вопросами как внутри, так и за пределами еврейской общины. Женщины также руководят большинством учебных заведений. [12]
Еврейский центральный комитет Мексики был сформирован в 1938 году как ответ на ситуацию, в которой находились европейские евреи того времени. Сначала ее функция заключалась в том, чтобы помочь евреям спастись от нацистов, но позже она стала головной организацией для различных еврейских общин Мексики. Он также действует как представительный орган всех евреев Мексики вместе с правительством Мексики и другими еврейскими общинами за пределами Мексики, такими как Всемирный еврейский конгресс. Tribuna Israelita является частью этой организации, целью которой является работа с другими агентствами по содействию пониманию еврейства в Мексике, включая публикации, а также влияние на общественное мнение об антисемитизме. Еще одна подорганизация — Мексиканский совет еврейских женщин, который в основном работает над проектами, связанными с образованием и здравоохранением. [33] [35]
Сообщество мексиканских еврейских иммигрантов описывается как закрытое и отделенное от остального мексиканского общества. [12] Около девяноста процентов мексиканских евреев посещают еврейские школы и вступают в брак в рамках своей веры. [33] [34] Существуют скаутские и сионистские организации еврейской молодежи. Большинство студентов мексиканских университетов принадлежат к Мексиканской федерации еврейских студентов (FEMUJ). [33] Однако разъяснительная работа предпринималась. В 2009 году Алан Грабински и Пол Фельдмен основали Дом Мойше в районе Кондеса, один из двух в Латинской Америке. Идея состоит в том, чтобы создать социальный центр для молодых евреев за пределами западных пригородов Мехико, чтобы сделать еврейскую общину менее изолированной от остального мексиканского общества. Международный еврейский кинофестиваль в Мексике привлекает в основном нееврейскую аудиторию и расширился от Мехико до Гвадалахары, Монтеррея и Канкуна. Радиопередача на еврейскую тематику под названием «Эль Алеф» имеет в основном нееврейскую аудиторию. Tribuna Israelita организует программы в частных университетах, направленные на повышение понимания обществом Израиля и иудаизма. [34] Другие еврейские общественные организации включают Мексиканскую ассоциацию друзей, занимающуюся академическими проектами, ОРТ, который занимается внедрением технологий в мексиканских средних школах, Реторно, борющийся со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, и Кадиму, которая занимается вопросами, связанными с инвалидами. [33]
Мехико Еврейские кварталы
В Большом Мехико известные сообщества существуют в Колонии Иподромо Кондеса , Поланко , Ломас-де-Чапультепек , Санта-Фе и Уикскилукане , штат Мехико . [3] Из шестнадцати еврейских школ около дюжины находятся в Мехико, где также имеется более двух десятков синагог. [12] [34]
По словам автора Илана Ставанса , в 1920-х годах еврейская община Мехико все еще концентрировалась в историческом центре города к северо-востоку от Сокало, вокруг улицы Хесус Мария, «эквивалента улицы Деланси» в Нью-Йорке. [36] х годах многие еврейские жители переехали в зеленые трамвайные пригороды Ромы В 1930-х и 40 - и Кондесы , где идиш был неофициальным языком Parque México местного парка . Сегодня в этом районе есть еврейский музей, архивы, синагога и кошерный гастроном на улице Акапулько № 70, еще несколько небольших ортодоксальных синагог, спрятанных внутри домов на Амстердам-авеню , и еще одна синагога на углу улиц Монтес-де-Ока и Парраль. . [37] В 1950-х, 60-х и 70-х годах евреи двинулись дальше на запад в Поланко, Ломас-де-Чапультепек, Интерломас , Боскес-де-лас-Ломас и Текамачалко , где сейчас проживает большинство из них. [38]
- еврейское возрождение Крипто
Инквизиции в Мексике удалось искоренить все практики иудаизма колониальной эпохи в Мексике, однако культурные пережитки остаются в формах синкретических религиозных ритуалов и смешанной кухни.
Кроме того, некоторые мексиканские метисы имеют значительный генетический вклад от евреев-сефардов. Исследование 2018 года, опубликованное в журнале Nature, показало, что у 297 мексиканцев (из 1288 исследованных мексиканцев) более 5% генетических маркеров соответствовали группе «сефардов/восточного/южного Средиземноморья». [39] В частности, для маркеров, соответствующих вероятному сефардскому происхождению, медиана для 297 человек составляла около 3%, а третий квартиль - около 11%. [40] Средний вклад «сефардского/восточного/южно-средиземноморского» происхождения в Латинской Америке выше, чем на Пиренейском полуострове , что предполагает более масштабную миграцию новообращенных христиан (из иудаизма и ислама), чем указано в исторических записях. [39]
В то время как криптоевреи ассимилировались с населением в целом, в Мексике и на юго-западе Соединенных Штатов есть семьи, которые практикуют то, что кажется еврейскими ритуалами и обычаями, зная или не зная, откуда они пришли. [3] [4] [18] Тем, кто заявляет о прямом криптоеврейском наследии, обычно представляются одно или несколько из трех доказательств: существование еврейских ритуалов в семье, существование записей инквизиции с еврейскими фамилиями и устная история семьи. Это также обычно включает в себя строгую секретность семейной истории и ритуалов. [41] Для некоторых потомков открытие криптоеврейского наследия приводит к восстановлению всей или части сефардской еврейской веры, часто путем принятия ряда ритуалов и обычаев. [41]
В 1880 году Бонифачо Лауреано Мойар работал над поиском и организацией потомков конверсо или криптоевреев с целью восстановления среди них полноценного еврейского богослужения. Эти усилия привели к созданию в 1920 году Кахал Кадош Бней Элохим в Вента Приета, Идальго. [3] [8] (с 1930 года местонахождение еврейской общины Вента Приета ). В районе Вальехо в Мехико также есть небольшая община конверсо, исповедующих иудаизм, но основные еврейские организации иммигрантов не признают их. [3] [20]
Усилия по поиску потомков евреев продолжаются. Техасский раввин Сэмюэл С. Лерер , под влиянием опыта Вента Приета, начал работать с людьми еврейского происхождения, начиная с 1968 года, в основном работая в Веракрусе и Пуэбле . Некоторые из этих новообращенных эмигрировали в Израиль. [10] Начиная с 1990-х годов группа под названием «Кулану » (еврейское слово, означающее «все мы») начала исследовать другие аспекты иудаизма, такие как еврейское происхождение в Мексике, особенно у конверсо. Они разыскивали потомков Конверсоса без разрешения раввината и обращали их в иудаизм. Они не только работали с теми, кто знает об их еврейском происхождении, но также обращались к семьям, которые соблюдают определенные еврейские ритуалы, такие как разделение мяса и молочных продуктов, не зная почему. Хотя «Кулану» базируется в Соединенных Штатах, в Мексике он добился признания этих новообращенных другими еврейскими общинами Мексики. [20]
Однако эти усилия встретили сопротивление по разным причинам. Во-первых, многие из тех, кто имеет еврейское происхождение, не хотят отказываться от католической веры. Цель поиска и обращения криптоевреев противоречива. Устоявшиеся еврейские общины иммигрантов сопротивляются, потому что они не хотят проблем со стороны католического большинства и потому, что ортодоксальные евреи, доминирующая группа в Мексике, не занимаются прозелитизмом. Они настаивают на том, что только те, у кого мать-еврейка, являются евреями. В цифры Еврейского комитета не включены новообращенные криптоевреи, поскольку эти две группы не поддерживают контактов. [10] [20]
Помимо криптоевреев в современной Мексике, история колониальной Мексики распространяется на заявления семей на юго-западе Соединенных Штатов о том, что они произошли от сефардских евреев, спасавшихся от мексиканской инквизиции, причем некоторые из них установили связь с криптоеврейскими поселенцами Нового Королевство Леон. [7]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Панорама религий Мексики 2010» (PDF) (на испанском языке). ИНЕГИ п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября . Получено 2 марта.
- ^ Ева Александра Ушмани. «Участие новых христиан и криптоевреев в завоевании, колонизации и торговле Испанской Америки, 1521–1660», в книге «Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800», Паоло Бернардини и Норман Фиринг, ред. . Нью-Йорк: Berghahn Books 1991.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Каминер, Хосе (25 августа 2010 г.). «Los judíos y su presencia en México Desde el siglo XVI» [Евреи и их присутствие в Мексике с 16 века]. Diario Judio (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ленчек, Шеп (1 февраля 2000 г.). «Евреи в Мексике: борьба за выживание: Часть первая» . Информационный бюллетень Mexconnect. ISSN 1028-9089 . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Натан, Д.Л. «Письмо на иврите о первых монетах Нового Света?» Шекель . Том. XXXIX, № 1, январь-февраль 2006 г., стр. 8-14. http://numismatics.org/collection/2006.13.1 Архивировано 9 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Хоге, Роберт Уилсон, Текущая деятельность кабинета министров, журнал ANS , весна 2007 г. http://numismatics.org/magazine/cabinetspring07/. Архивировано 9 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кэрролл, Майкл П. (весна 2002 г.). «Дебаты по поводу криптоеврейского присутствия в Нью-Мексико: роль этнографической аллегории и ориентализма». Социология религии . 63 (1): 1–19. дои : 10.2307/3712537 . JSTOR 3712537 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Los Judios en México desde 1519 a 1996» [Евреи в Мексике с 1519 по 1996 год] (на испанском языке). Мехико: Colegio Hebreo Tarbut. Архивировано из оригинала 6 февраля 2013 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сеймор Б. Лейбман. «Fuentes desconocidas de la historia Mexicano-Judia» [Неизвестные источники истории мексиканского иудаизма] (PDF) (на испанском языке). Мехико: Национальный колледж Мексики. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джоэл Миллман (15 июня 2000 г.). «Техасский раввин утверждает, что Мексика принимает у себя потерянное племя — он вдохновляет массовые обращения своей верой в то, что евреи служили в рядах Кортеса». Уолл Стрит Джорнал . Нью-Йорк. п. А1.
- ^ «Самая ранняя еврейская рукопись в Новом Свете, вернувшаяся в Мексику» . Рейтер . 4 марта 2017 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Юдит Боксер Ливерант. «Мексика» . Еврейские женщины. Обширная историческая энциклопедия . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Джонатан И. Исраэль, «Португальский криптоиудаизм в Новой Испании, 1569–1649» в книге « Диаспоры внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мировые морские империи (1540–1740)» . Лейден: Брилл 2002, стр. 97–98.
- ^ Израиль, «Португальский криптоиудаизм», стр. 98-99.
- ^ Ева А. Ухмани, «Симон Ваес Севилья», Микаэль, Журнал истории евреев в диаспоре , viii (1983), стр. 126-61.
- ^ Израиль, «Португальский криптоиудаизм», стр. 101-02.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерфи-Ларронд, Сюзанна (январь – февраль 2006 г.). «Руководство еврейским наследием Мексики». Америки . 58 (1): 4–5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Деннис Васко (16 мая 2011 г.). «Еврейский вкус: евреи Мексики» . Иерусалим Пост . Иерусалим. Архивировано из оригинала 30 августа 2011 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Наталья Гомес (24 января 2006 г.). « Tras las huellas de los judíos en México» [По следам евреев в Мексике]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ленчек, Шеп (1 марта 2000 г.). «Евреи в Мексике: борьба за выживание: Часть вторая» . Информационный бюллетень Mexconnect. ISSN 1028-9089 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ «Евреи Мексики» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Остатки Микве в Хулиантле, Таско, признаны INAH» . NorfiPC (на испанском языке) . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Уитрон, Луис (24 ноября 2022 г.). «Еврейское сокровище в сердце Герреро: миква Джулиантла» . Еврейская ссылка (на мексиканском испанском языке) . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ культуры, Секретариат. «В Мексике обнаружена рукопись Карвахаля, первый еврейский документ, написанный в Америке» . gob.mx (на испанском языке) . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Впервые в Латинской Америке ультраортодоксальный город планируется построить в Мексике» . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куэто, Хосе Карлос. «Кому выгодно решение Испании предоставить гражданство евреям-сефардам» . BBC News World (на испанском языке) . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Мартин, Мария (30 октября 2022 г.). «Бывший президент Мексики Карлос Салинас де Гортари получает испанское гражданство» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Первая избранная женщина-мэр Мехико вступает в должность» . VOA . 5 декабря 2018 года . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ «Мэр Мехико подал в отставку, пытаясь стать первой женщиной-президентом страны» . Хранитель . 12 июня 2023 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 15 июля 2023 г.
- ↑ Клаудия Шейнбаум может стать первой женщиной-президентом Мексики.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Медина, Мануэль Ф. (весна 2000 г.). «Изображение пространства между ними: написание разрыва между еврейской и мексиканской идентичностью в повествовании Розы Ниссан». Исследования литературного воображения . 33 (1): 93–106. ПроКвест 198122825 .
- ^ Всемирная торговая пресса. (2010). Полный отчет об обществе и культуре Мексики . Петалума, Калифорния: World Trade Press. п. 15. ISBN 9781607803942 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Еврейская община Мексики» . Мехико: Трибуна Исраэлита. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бен Харрис (5 октября 2009 г.). «В Мехико начинает проявляться островное сообщество» . Служба новостей JTA . Иерусалим. Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ «Quiénes Somos» [Кто мы] (на испанском языке). Мехико: Трибуна Исраэль. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Илан Ставанс (30 декабря 2011 г.). Возвращение в исторический центр: мексиканский еврей ищет свои корни . п. 108. ИСБН 9780813552262 .
- ^ Вивьен Стэнтон (апрель 2009 г.), Вне поля зрения: многоликая еврейская Мексика , заархивировано из оригинала 17 октября 2013 г.
- ^ Вивьен Стэнтон (13 сентября 2010 г.), Многоликая еврейская Мексика , заархивировано из оригинала 16 октября 2013 г. , получено 16 октября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чакон-Дюке, Хуан-Камило; Адхикари, Каустубх; Фуэнтес-Гуахардо, Макарена; и др. (19 декабря 2018 г.). «Латиноамериканцы демонстрируют широко распространенное происхождение конверсо и отпечаток местного коренного происхождения на внешности» . Природа . п. 5388. дои : 10.1038/s41467-018-07748-z . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Рис. 1. d) Восточное/Южное Средиземноморье» . Природа. 2018 . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джейкобс, Джанет Л. (31 октября 1999 г.). «Наследие Конверса, криптоеврейская практика и женские ритуалы». Шофар . 18 (1): 101. дои : 10.1353/шо.1999.0089 . S2CID 144843432 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Асеведо-Филд, Рафаэла. «Осуждение веры и семьи: криптоевреи и инквизиция в Мексике семнадцатого века». Кандидатская дисс. Калифорнийский университет, Санта-Барбара, 2012 г.
- Альберро, Соланж. Инквизиция и общество в Мексике, 1571-1700 гг . Мехико: Фонд экономической культуры, 1993.
- Бейнарт, Хаим. Преобразуется перед инквизицией . Иерусалим: Еврейский университет, 1965.
- Боканегра, Матиас де и Сеймур Либман, Евреи и инквизиция Мексики: Великое ауто де Фе 1649 года . Лоуренс, Канзас: Coronado Press 1974.
- Боксер де Ливерант, Палома Кунг Салкин, Сильвия Черем-Шабот, Ариэла Кац Гугенхайм, Эстер Шабот Коэн, Фрида Старопольски Шварц. Изображения встречи. Еврейское присутствие в Мексике в первой половине 20 века. Мексика, УНАМ-Трибуна Исраэлита-Мультибанко Меркантил, 1992 г.
- Чучиак, Джон Ф. IV. Инквизиция в Новой Испании, 1536-1820: Документальная история . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2012.
- Кортегера, Луис Р. Смерть от чучела: дело мексиканской инквизиции . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2012.
- Джайлз, Мэри Э. Женщины в инквизиции: Испания и Новый Свет . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999.
- Гойман Голдберг, Алисия. Новообращенные в Новой Испании . Мехико: Энеп-Акатлан, УНАМ, 1984.
- Гойман де Бакаль, Алисия. «Конверсос» в Энциклопедии Мексики , том. 1, стр. 340-344. Чикаго: Фицрой Дирборн 1997.
- Гринлиф, Ричард Э. Мексиканская инквизиция в шестнадцатом веке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1969.
- Орды, Стэнли М. (июль 1982 г.). «Инквизиция как экономический и политический агент: кампания Священной канцелярии Мексики против криптоевреев в середине семнадцатого века». Америки . 39 (1): 23–38. дои : 10.2307/981268 . JSTOR 981268 .
- Орды, Стэнли. На край земли: история криптоевреев Нью-Мексико . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2005.
- Израиль, Джонатан И. , «Португальский крипто-иудаизм в Новой Испании, 1569–1649» (глава 3), Диаспоры внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мировые морские империи (1540–1740) . Лейден: Брилл 2002.
- Камен, Генри. Испанская инквизиция . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1965.
- Кац Гугенхайм, Ариэла. Бойкотировать. Иск Эчеверриа к Израилю. Мексика, арена Ибероамериканского университета, 2019.
- Краузе, Коринн А. Евреи в Мексике. История с особым упором на период с 1857 по 1930 год. Перевод, презентация и примечания Ариэлы Кац де Гугенхайм. Мексика, Ибероамериканский университет, 1987 г.
- Лафай, Жак. Крестовые походы и утопии: иудео-христианство в иберийских обществах . Мехико: Fondo de Cultura Economica 1984.
- Лэннинг, Джон Тейт . «Легитимность и Limpieza de Sangre в медицинской практике в Испанской империи». Ярбух для Geschicte 4 (1967)
- Леа, Генри Чарльз. Инквизиция в испанских владениях: Сицилии, Неаполе, Сардинии, Милане, Канарских островах, Мексике, Перу и Новой Гранаде . Нью-Йорк: Макмиллан 1908.
- Либман, Сеймур. Евреи в Новой Испании: вера, пламя и инквизиция . Корал-Гейблс, Флорида: Университет Майами Press, 1970.
- Либман, Сеймур. Евреи в Мексике и Центральной Америке . Мехико: 21 век, 1971 год.
- Мартинес, Мария Елена. «Очищение крови» в Мексиканской энциклопедии , вып. 1, стр. 749–752. Чикаго: Фицрой Дирборн 1997.
- Мартинес, Мария Елена. «Опрос о линии крови: «чистота крови», инквизиция и категории каст» в книге «Религия в Новой Испании» , Сьюзан Шредер и Стаффорд Пул, ред. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2007.
- Мартинрес, Мария Елена. Генеалогические вымыслы: Limpieza de sangre, религия и пол в колониальной Мексике . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2008.
- Медина, Хосе Торибио. История суда Священной канцелярии инквизиции в Мексике. 2-е издание. Мехико, 1954 год.
- Семена, Патрисия. Любить, уважать и подчиняться в колониальной Мексике: конфликты по поводу выбора брака, 1574–1821 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1988.
- Сикрофф, Альберт А. Статуты чистой крови . Перевод Мауро Арминьо. Мадрид: Таурос 1985.
- Ушмани, Ева Александра. Жизнь между иудаизмом и христианством в Новой Испании, 1580-1606 гг . Мексика: Фонд экономической культуры, 1992.
- Ушмани, Ева Александра. «Участие новых христиан и криптоевреев в завоевании, колонизации и торговле Испанской Америки, 1521–1660 гг.», в книге « Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800 гг. » , Паоло Бернардини и Норман Фиринг, ред. . Нью-Йорк: Berghahn Books 1991, стр. 186–202.
- Варшавски, Мэтью Д. (июнь 2008 г.). «Инквизиторское преследование Томаса Тревиньо де Собремонте, криптоеврея в колониальной Мексике». Колониальный латиноамериканский обзор . 17 (1): 101–123. дои : 10.1080/10609160802025516 . S2CID 162293133 .
Внешние ссылки [ править ]
- Еврейская община Мексики от правительства Мексики
- Сообщество в Мексике от Всемирного еврейского конгресса