Безверие в Мексике

Иррелигия в Мексике относится к атеизму , деизму , религиозному скептицизму , секуляризму и светскому гуманизму в мексиканском обществе, которое было конфессиональным государством после обретения независимости от императорской Испании . Первая политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов , принятая в 1824 году, предусматривала, что католицизм является национальной религией навечно, и запрещала любую другую религию. [ 1 ] Однако с 1857 года по закону в Мексике не было официальной религии ; [ 2 ] как таковые, антиклерикальные законы, призванные способствовать построению светского общества, содержащиеся в Конституции Мексики 1857 года и Конституции Мексики 1917 года , ограничивали участие в гражданской жизни римско-католических организаций и допускали вмешательство правительства в участие религиозных организаций в политике.
В 1992 году в конституцию Мексики были внесены поправки, устранившие ограничения и предоставившие юридический статус религиозным организациям, ограничившие права собственности, право голоса министрам и разрешившие большее количество священников в Мексике. [ 3 ] Тем не менее, принципы отделения церкви от государства сохраняются; члены религиозных орденов (священники, монахини, священники и др. ) не могут занимать выборные должности, федеральное правительство не может субсидировать какую-либо религиозную организацию, а религиозные ордена и их должностные лица не могут преподавать в системе государственных школ.
Исторически Римско-католическая церковь доминировала в религиозном, политическом и культурном ландшафте страны; тем не менее, Католическое агентство новостей сообщило, что существует большое светское сообщество атеистов, интеллектуалов и нерелигиозных людей. [ 4 ] [ 5 ] достигнув 10% согласно недавним опросам религиозных агентств. [ 6 ]
По переписи 2020 года 8% населения нерелигиозны. [ 7 ] [ 8 ]
Религия и политика
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно или не относится упоминает основную тему ( Ноябрь 2020 г. ) |


Со времени испанского завоевания (1519–1521 гг.) Римско-католическая церковь занимала видные социальные и политические позиции в отношении морального воспитания мексиканцев – способов добродетелей и морали реализации в обществе – и, таким образом, внесла свой вклад в мексиканскую культурную самобытность . страны Такая культурная имманентность была подтверждена в первой политической конституции , которая официально провозгласила католицизм государственной религией, запретив при этом все остальные. Статья 3 Конституции Мексики 1824 года установила, что:
Религия . мексиканской нации есть и всегда будет римско-католической апостольской Нация будет защищать ее мудрыми и справедливыми законами и запрещать любые другие законы». (Статья 3 Федеральной конституции Мексиканских Соединенных Штатов, 1824 г.) [ 1 ]
На протяжении большей части 300 лет Мексики как императорской испанской колонии вице -королевства Новая Испания (1519–1821 гг.) Римско-католическая церковь была активным политическим игроком в колониальной политике. В ранний период существования мексиканской нации огромное богатство и большое политическое влияние церкви стимулировали мощное антиклерикальное движение, нашедшее политическое выражение в Либеральной партии . К середине 19 века произошли реформы, ограничивавшие политическую власть Мексиканской католической церкви. В ответ Церковь поддержала мятежных консервативных повстанцев с целью свержения антиклерикального либерального правительства президента Бенито Хуареса и приветствовала антихуаресовскую французскую интервенцию в Мексику (1861 г.), которая установила военную оккупацию Мексики Второй Французской империей под руководством императора. Наполеон III . [ 10 ]
О мексиканской перспективе действий Римско-католической церкви Мексиканской Лейбористской партии активист Роберт Хаберман сказал:
К 1854 году Церковь получила во владение около двух третей всех земель Мексики, почти все банки и все крупные предприятия. Остальная часть страны была отдана в залог Церкви. Затем произошла революция 1854 года, которую возглавил Бенито Хуарес . Кульминацией этого процесса стала Конституция 1857 года, которая секуляризовала школы и конфисковала церковную собственность. Все церкви были национализированы, многие из них превращены в школы, больницы и детские приюты. Гражданские браки были обязательными. Папа Пий IX немедленно издал мандат против Конституции и призвал всех католиков Мексики не подчиняться ей. С тех пор духовенство борется за восстановление утраченной светской власти и богатства. ( «Необходимость атеизма» , стр. 154) [ 11 ]
На рубеже XIX века сотрудничество Мексиканской католической церкви с Порфириато , 35-летней диктатурой генерала Порфирио Диаса , принесло мексиканскому духовенству идеологическую вражду со стороны революционных победителей Мексиканской революции (1910–20); таким образом, Конституция Мексики 1917 года установила серьезные социальные, политические, экономические и культурные ограничения для католической церкви в Мексиканской Республике. Исторически Конституция Мексики 1917 года была первой политической конституцией, четко закрепившей социальные и гражданские права народа, и послужила конституционной моделью для Веймарской конституции 1919 года и Конституции России 1918 года. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Тем не менее, как и Конституция Испании 1931 года , она была охарактеризована как враждебная религии. [ 16 ]
Конституция 1917 г. запрещала католическому духовенству работать учителями и инструкторами в государственных и частных школах; установил государственный контроль над внутренними делами Мексиканской католической церкви; национализировал всю церковную собственность; запрещенные религиозные ордена; запретил присутствие в Мексике священников иностранного происхождения; предоставил каждому штату Мексиканской республики право ограничивать количество и уничтожать священников на своей территории; лишенные права голоса священники и занимать выборные должности; запретил католические организации, пропагандирующие государственную политику; запретил религиозным публикациям редакционные комментарии о государственной политике; запретил духовенству носить церковную одежду в общественных местах; и лишил права на судебное разбирательство любого мексиканского гражданина, нарушившего антиклерикальные законы. [ 17 ] [ 18 ]
Во время Мексиканской революции (1910–20) национальная вражда, спровоцированная историей жестокого обращения католической церкви с мексиканцами, усугублялась сотрудничеством мексиканского высшего духовенства с проамериканской диктатурой (1913–14) генерала Викториано Уэрты . «Узурпатор» президента Мексики; таким образом, антиклерикальные законы были неотъемлемой частью Конституции Мексики 1917 года с целью создания светского общества. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] В 1920-х годах соблюдение конституционных антиклерикальных законов мексиканским федеральным правительством спровоцировало восстание Кристеро (1926–29), подстрекаемое клерикалами вооруженное восстание крестьян-католиков, известное как «Кристеро» ( Los cristeros ). Социальная и политическая напряженность между католической церковью и мексиканским государством уменьшилась после 1940 года, но конституционные ограничения оставались законом страны, хотя их соблюдение становилось все более слабым. Правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом во время правления президента Карлоса Салинаса де Гортари (1988–94), а в 1992 году правительство сняло почти все ограничения в отношении Католической церкви. юридический контроль над религиозными группами путем, среди прочего, предоставления религиозным группам юридического статуса, предоставления им ограниченных прав собственности и снятия ограничений на количество священников в стране. Однако закон по-прежнему предусматривает строгие ограничения для церкви и запрещает духовенству занимать государственные должности, отстаивать партийные политические взгляды, поддерживать политических кандидатов или выступать против законов или институтов государства. Способность Церкви владеть и управлять средства массовой информации также ограничены. Действительно, после принятия Конституции Католическая церковь стала проявлять острую враждебность по отношению к мексиканскому правительству. Как отмечает Лаура Рэндалл в своей книге «Изменение структуры Мексики» , большая часть конфликтов между гражданами и религиозными лидерами кроется в подавляющем непонимании Церковью роли государственного лаицизма. «Неспособность мексиканского католического епископата понять современный мир приводит к искаженному представлению о светском мире и мирском государстве. Очевидно, восприятие государства как антирелигиозного (или, скорее, антиклерикального ) является результатом XIX-го века. борьба, которая придала государству антирелигиозный и антиклерикальный оттенок в странах Латинской Америки , к большому огорчению католической церкви. Определение лаицистского образования как «светской религии», которая также является «навязанной и нетерпимой», является самым ярким свидетельством епископальной власти. непримиримость». [ 24 ]
Демография
[ редактировать ]С 1940 по 1960 год около 70% мексиканских католиков посещали церковь еженедельно, тогда как в 1982 году только 54% посещали мессу раз в неделю или чаще, а 21% заявили, что посещают церковь ежемесячно. Недавние опросы показали, что только около 3% католиков ежедневно посещают церковь; однако 47% процентов из них посещают церковные службы еженедельно. [ 25 ] и, по данным INEGI , число атеистов ежегодно растет на 5,2%, а количество католиков - на 1,7%. [ 5 ] [ 26 ]
Неверие со стороны государства
[ редактировать ]
Классифицировать | Федеральное учреждение | % нерелигиозных | Нерелигиозное население (2010) |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
13% | 177,331 |
2 | ![]() |
12% | 580,690 |
3 | ![]() |
12% | 95,035 |
4 | ![]() |
10% | 315,144 |
5 | ![]() |
9% | 212,222 |
6 | ![]() |
7% | 253,972 |
7 | ![]() |
7% | 194,619 |
8 | ![]() |
7% | 219,940 |
9 | ![]() |
7% | 174,281 |
10 | ![]() |
6% | 495,641 |
11 | ![]() |
6% | 108,563 |
12 | ![]() |
6% | 40,034 |
13 | ![]() |
6% | 151,311 |
14 | ![]() |
5% | 484,083 |
- | ![]() |
5% | 5,262,546 |
15 | ![]() |
5% | 93,358 |
16 | ![]() |
4% | 169,566 |
17 | ![]() |
4% | 192,259 |
18 | ![]() |
4% | 58,089 |
19 | ![]() |
3% | 37,005 |
20 | ![]() |
3% | 486,795 |
21 | ![]() |
3% | 20,708 |
22 | ![]() |
3% | 100,246 |
23 | ![]() |
2% | 62,953 |
24 | ![]() |
2% | 58,469 |
25 | ![]() |
2% | 38,047 |
26 | ![]() |
2% | 21,235 |
27 | ![]() |
2% | 83,297 |
28 | ![]() |
2% | 104,271 |
29 | ![]() |
2% | 124,345 |
30 | ![]() |
1% | 76,052 |
31 | ![]() |
1% | 14,928 |
32 | ![]() |
1% | 18,057 |
Хронология событий, связанных с атеизмом и антиклерикализмом в Мексике
[ редактировать ]- 1821 г. – Возникает Мексика после обретения независимости как конфессиональное государство. Первая мексиканская конституция была принята в 1824 году; в статье 3 он заявил, что религией нации является и всегда будет римско-католическая апостольская религия , и запретил исповедание любой другой религии . [ 1 ]
- 1831 — Висенте Рокафуэрте был арестован в Мексике за публикацию « Очерка о религиозной терпимости» . Его обвинили в нарушении статьи 3 конституции, в которой говорилось, что Мексика является конфессиональным государством . [ 27 ]
- 1844 г. - Игнасио Рамирес «Эль Нигроманте» написал «Бога нет: естественные существа поддерживают себя сами», что вызвало несколько споров по всей стране.
- 1855 г. - Лей Хуарес (Закон Хуареса) 1855 г. отменил особые церковные и военные привилегии и объявил всех граждан равными перед законом.
- 1857 — Либеральная конституция 1857 года , разработанная во время президентства Игнасио Комонфорта, предоставляющая основные гражданские свободы всем мексиканцам: свободу слова , свободу совести , секуляризованное образование и подавление церковной власти.
- 1906 - Флорес Магон опубликовал свой «Манифест к нации», «План Мексиканской либеральной партии» , в котором заявил: « Духовенство , этот нераскаявшийся предатель, этот подданный Рима, этот непримиримый враг местных свобод, вместо того, чтобы найти тиранов, которым можно служить и от которых Чтобы получить защиту, вместо этого они найдут жесткие законы, которые ограничат их эксцессы и ограничат их религиозной сферой». [ 28 ]
- 1917 г. – Конституция Мексики 1917 г. является первой в мире конституцией, устанавливающей социальные права, и служит образцом для Веймарской конституции 1919 г. и Конституции России 1918 г. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Статьи 3, 5, 24, 27 и 130 в первоначальной формулировке серьезно ограничивали религиозные свободы. Эти антиклерикальные резолюции были включены в конституцию Мексики как следствие поддержки, оказанной высшим мексиканским католическим духовенством диктатуре Викториано Уэрты . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- 1924 – Избрание атеиста. [ 29 ] Плутарко Элиас Кальес . Кальес применил антиклерикальные законы по всей стране и добавил свое собственное антиклерикальное законодательство .
- 1926 - В июне 1926 года Элиас Кальес подписал «Закон о реформировании Уголовного кодекса», неофициально известный как Закон Кальеса . Это предусматривало конкретные наказания для священников и частных лиц, нарушивших положения Конституции 1917 года.
- 1926 г. - 18 ноября 1926 г. Папа издает энциклику Iniquis afflictisque («О преследовании церкви в Мексике»). Папа раскритиковал вмешательство государства в вопросы богослужения, объявление религиозных орденов вне закона и экспроприацию церковной собственности. Говоря о лишении избирательного права и свободы слова, среди прочего, он отметил, что «Священники... лишены всех гражданских и политических прав. Таким образом, они поставлены в один класс с преступниками и душевнобольными. "
- 1927 г. - восстание Кристеро .
- 1927 — 23 ноября 1927, Мигель Про , SJ, убит после того, как был осужден без суда и следствия по сфабрикованным обвинениям в заговоре с целью убийства президента Обрегона. Правительство Кальеса тщательно задокументировало казнь с помощью фотографий, надеясь использовать изображения, чтобы напугать повстанцев Кристеро и заставить их сдаться, но фотографии имели противоположный эффект.
- 1927 – 29 сентября 1932 Папа Пий XI издал вторую энциклику о преследованиях, Acerba animi .
- 1928 - 17 июля 1928 года избранный президент Мексики Альваро Обрегон убит Хосе де Леоном Торалем , римско-католическим боевиком, который боялся, что Обрегон продолжит антиклерикальную программу Кальеса. [ 30 ]
- 1934 г. - До восстания народу служили 4500 священников, в 1934 г. было только 334 священника, получивших лицензию правительства на служение пятнадцати миллионам человек, остальные были уничтожены в результате эмиграции, изгнания и убийств. [ 31 ] [ 32 ]
- 1934 г. - С 1926 по 1934 г. было убито не менее 40 священников. [ 32 ]
- 1935 – К 1935 году в 17 штатах вообще не было священников. [ 33 ]
- 1937 – Папа издает третью энциклику о преследовании Мексиканской церкви, Firmissimam Constantiamque . [ 34 ]
- 1940 - Между 1931 и 1940 годами по меньшей мере 223 сельских учителя были убиты кристеросами и другими католическими вооруженными группировками из-за их атеистического и социалистического образования. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
- 1940 - К 1940 году Церковь «юридически не имела ни корпоративного существования, ни недвижимости, ни школ, ни монастырей или женских монастырей, ни иностранных священников, ни права защищать себя публично или в суде, и никакой надежды на то, что ее юридическое и фактическое положение Его духовенству было запрещено носить церковное одеяние, голосовать, проводить публичные религиозные церемонии и заниматься политикой», но ограничения не всегда соблюдались. [ 41 ]
- 1940 — Мануэль Авила Камачо , исповедующий религию, становится президентом. Это было отличием от его предшественников в первой половине 20-го века, которые были резко антиклерикальными . [ 42 ] Его открытое исповедание веры было политически опасным, поскольку могло вызвать гнев мексиканских антиклерикалов. [ 42 ]
- 1940 - К 1940 году открытая враждебность по отношению к Церкви начала прекращаться с избранием президента Авилы (1940–46), который согласился в обмен на усилия Церкви по поддержанию мира на неисполнение большинства антиклерикальных положений, за исключением статьи 130, статья 9, которая лишала Церковь права политического слова , священников права голоса и права свободных политических объединений . [ 43 ]
- 1948 - В июне 1948 года Диего Ривера нарисовал фреску « Воскресные мечты в Аламеде» в отеле «Дель Прадо», на которой Игнасио Рамирес держит табличку с надписью «Бога не существует». Ривера не стал удалять надпись, поэтому фреску не показывали в течение 9 лет – после того, как Ривера согласился удалить слова. Он заявил: «Чтобы утверждать: «Бога не существует», мне не нужно прятаться за доном Игнасио Рамиресом; я атеист и считаю религии формой коллективного невроза . Я не враг католиков , как Я не враг туберкулезника, близорукого или паралитика; вы не можете быть врагом больных, а только их хорошим другом, чтобы помочь им вылечиться». Публикация в газетах спровоцировала беспорядки, а позиция Риверы - «Я не уберу из этого ни одной буквы» - вызвала толпу из примерно тридцати человек, которые разрушили все на своем пути. Они также нарушили фреску, испортив автопортрет Риверы в детстве. В тот же вечер недалеко от отеля Ривера вместе с ведущими художниками и интеллектуалами Мексики присутствовал на ужине в честь директора Музея изящных искусств. Когда пришло известие о нападении на фреску Риверы, это вызвало переполох среди публики. Давид Альфаро Сикейрос призвал гостей пройти в отель «Дель Прадо» и под руку с Хосе Клементе Ороско и доктором Атлем прошел маршем во главе 100 человек. Среди них были Фрида Кало , Хуан О'Горман , Рауль Ангиано и Хосе Ревуэльтас . Когда они приехали, Ривера забрался на стул, попросил карандаш и спокойно начал восстанавливать разрушенную надпись: «Бога не существует». [ 44 ]
- 1979 г. - Папа Иоанн Павел II посещает Мексику и нарушает мексиканские антиклерикальные законы, появляясь на публике в священнической одежде и участвуя в публичных религиозных обрядах; некоторые антиклерикалы возражали против нарушения закона, а сам президент Хосе Лопес Портильо предложил выплатить штраф в размере 50 песо. [ 45 ]
- 1992 – Публикация Риуса иллюстрированной книги « 500 лет облажавшихся, но христианских» , книги с критикой испанских завоевателей , католической церкви и ее влияния на мексиканское общество.
- 2008 г. - 28 сентября 2008 г. Первый глобальный атеистический марш за светское общество прошел в Мехико и Гвадалахаре в рамках серии глобальных протестов , призывающих к защите гражданских прав атеистов и нерелигиозных людей. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
- 2009 г. - В субботу, 26 июня 2009 г., во время встречи, посвященной Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом , президент Фелипе Кальдерон заявил, что атеизм и безверие делают молодежь преступниками и оставляют их на милость торговцев наркотиками . [ 49 ] [ 50 ] Его заявление было вызвано предыдущим мнением о смерти Майкла Джексона . До получения результатов вскрытия певца Кальдерон утверждал, что смерть Джексона наступила из-за его предполагаемого злоупотребления наркотиками и отсутствия веры . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] По его словам, отсутствие религии и единения с Богом способствует развитию пагубных привычек и преступности среди молодежи. было подано письмо сообщества мексиканских атеистов , в котором утверждалось, что позиция президента является кристально ясным примером дискриминации меньшинств в стране. La Jornada В ответ на обвинения в адрес нерелигиозных людей в газету [ 54 ] [ 55 ]
- 2009 г. - Мехико принял международный симпозиум по религиозной свободе в Латинской Америке, спонсируемый Рыцарями Колумба , впервые такое мероприятие произошло в Мехико. [ 45 ] Социолог Хорхе Траслохерос отметил, что многие влиятельные мексиканцы рассматривают религию не как «опиум для масс», а как «табак для масс» — плохую привычку, которую следует запретить на общественной арене. [ 45 ] Верховный рыцарь Карл Андерсон осудил идею, до сих пор широко распространенную в Мексике, о том, что «религиозные убеждения не приветствуются на общественных площадях или, что еще хуже, не допускаются на общественных площадях». [ 45 ]
- 2010 - В марте 2010 года нижняя палата законодательного собрания Мексики представила закон о внесении поправок в Конституцию, чтобы сделать мексиканское правительство формально «laico» , что означает «мирянин» или «светский». [ 45 ] Критики этого шага говорят, что «контекст поправки предполагает, что это может быть шагом назад к религиозной свободе и истинному отделению церкви от государства». [ 45 ] Вслед за громким возражением Церкви против легализации абортов, а также однополых союзов и усыновлений в Мехико, «вместе с некоторыми заявлениями ее сторонников можно предположить, что это может быть попыткой подавить способность Католической Церкви участвовать в дебаты о государственной политике». [ 45 ] Критики поправки отвергают идею о том, что «утилитаристы, нигилисты, капиталисты и социалисты — все могут применить свою философию к общественной жизни, но католики (или другие религиозные меньшинства) должны проверять свою религию у двери» в своего рода «второй раз». «классовое гражданство», которое они считают не чем иным, как религиозной дискриминацией. [ 45 ]
Мексиканские атеисты
[ редактировать ]- Гильермо Арриага , [ 56 ] сценарист и писатель
- Гектор Авалос , исследователь религии
- Нарцисо Бассольс , соучредитель Народной партии.
- Луис Бунюэль , испано-мексиканец, кинорежиссер.
- Плутарко Элиас Кальес , президент (1924–1928)
- Рикардо Флорес Магон , анархист -революционный деятель начала 20 века.
- Carlos Frenk , [ 57 ] космолог
- Томас Гарридо Канабал , политик
- Гильермо Кало [ 58 ] [ 59 ]
- Мануэль де Ланда , философ и художник
- Герман Лист Арзубиде , поэт и революционер
- Карлос А. Мадрасо , политик
- Субкоммандер Маркос , [ 60 ] [ 61 ] активист
- Джон О'Горман , [ 62 ] художник
- Игнасио Рамирес , «Эль Никроманте», также известный как Вольтер Мексики.
- Риус , карикатурист, резко критикующий католическую церковь.
- Диего Ривера , художник-монументалист и марксист
- Гильермо дель Торо , кинорежиссер, писатель и актер
- Ремедиос Варо — испано-мексиканская художница-сюрреалистка.
- Альваро Обрегон , президент
- Фернандо Вальехо , [ 63 ] Колумбийско-мексиканский писатель
- Хорхе Вольпи , автор
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Федеральная конституция Мексиканских Соединенных Штатов (1824 г.)» . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года.
- ^ «Статья 130 Конституции» . Архивировано из оригинала 3 марта 2007 года.
- ^ «Мексика» . Международный религиозный отчет . Госдепартамент США. 2003 . Проверено 4 октября 2007 г.
- ^ «Католическое информационное агентство. Рост атеизма в Мексике» . Архивировано из оригинала 14 марта 2009 г. Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мексика по-прежнему католическая… но число атеистов растет » . www.aciprensa.com .
- ^ «90% мексиканцев верят в Бога: опрос — la Jornada» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 г. Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ « Я атеист, слава Богу»: в Мексике растет количество людей без религии» (на испанском языке). Финансист 25 января 2021 г.
- ^ «Религия - перепись населения Мексики» . Национальный институт статистики и географии (ИНЭГИ) . 2020.
- ↑ Кандидат Висенте Фокс способствовал этому восприятию письмом (май 2000 г.) религиозным властям протестантской и католической церквей, в котором он дал десять обещаний, начиная от защиты «права на жизнь» с момента зачатия до естественной смерти. (осуждение абортов и эвтаназии), до предоставления доступа к средствам массовой информации религиозным организациям. Обещания Фокса оказались целесообразными, поскольку ни одна политическая партия не имела большинства в Мексиканском Конгрессе, избранном 6 июля 2000 года. «Десять обещаний» оказались доказательством политического союза между протестантскими и католическими религиозными властями и кандидатом в президенты Висенте Фоксом. Лаура Рэндалл (2006), стр. 433
- ^ «Мексика – Отчет о свободе вероисповедания, 1999 г.» . Архивировано из оригинала 10 октября 2010 г. Проверено 13 июня 2009 г.
- ^ Дэвид Маршалл Брукс, Необходимость атеизма , Plain Label Books, 1933, ISBN 1-60303-138-3 стр. 154
- ^ Майер, Ганс; Брюн, Джоди (2004). Тоталитаризм и политические религии . Рутледж. п. 109. ИСБН 9780714685298 .
- ^ Элер, Сидни З. Церковь и государство на протяжении веков с. 579–580, (издательство Biblo & Tannen, 1967 г.) ISBN 0-8196-0189-6
- ^ Нидлер, Мартин К. Мексиканская политика: сдерживание конфликта с. 50, Издательская группа Гринвуд, 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Лир (2001). Рабочие, соседи и граждане: революция в Мехико . Университет Небраски Пресс. п. 261 . ISBN 978-0-8032-7997-1 .
Уэрта высшее духовенство.
- ^ Перейти обратно: а б Игнатиус К. Генри (1915). Религиозный вопрос в Мексике, номер Обогащение ИК. п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Роберт П. Миллон (1995). Сапата: Идеология крестьянского революционера . Интернэшнл Паблишерс Ко. р. 23. ISBN 978-0-7178-0710-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Карло де Форнаро; Джон Фарли (1916). Что католическая церковь сделала с Мексикой . Латиноамериканская ассоциация новостей. стр. 13–14 .
уррутия.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Гран (1996). За пределами европоцентризма: новый взгляд на современную мировую историю . Издательство Сиракузского университета. п. 165. ИСБН 978-0-8156-2692-3 .
- ^ Лаура Рэндалл, Изменение структуры Мексики: политические, социальные и экономические перспективы (ME Sharpe, 2006). ISBN 0-7656-1404-9 Страница 435
- ^ «isbn:0195107845 – Поиск в Google» . www.google.com .
- ^ «Католическое информационное агентство» . Архивировано из оригинала 14 марта 2009 г. Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Хайме Э. Родригес О., Кэтрин Винсент (1997). Мифы, проступки и недоразумения: корни конфликта в американо-мексиканских отношениях . Роуман и Литтлфилд. п. 5. ISBN 0-8420-2662-2 , ISBN 978-0-8420-2662-8 .
- ^ Рикардо Флорес Магон, Чаз Буфе, Чарльз Буфе, Митчелл Коуэн Вертер, Мечты о свободе: читатель Рикардо Флореса Магона (AK Press, 2006) ISBN 1-904859-24-0
- ^ Дэвид А. Ширк (2005). Новая политика Мексики . Издательство Линн Риннер . ISBN 1-58826-270-7 .
- ^ Краузе, Энрике. Мексика: Биография власти. История современной Мексики, 1810–1996 гг . HarperCollins Publishers Inc. Нью-Йорк, 1997. Страниц 403.
- ^ Шейна, Роберт Л. Войны Латинской Америки: эпоха каудильо, 1791–1899, с. 33 (2003 Брасси) ISBN 1-57488-452-2
- ^ Перейти обратно: а б Ван Хов, «Залитые кровью алтари» Брайана. Архивировано 9 ноября 2017 г. в Wayback Machine Faith & Reason, 1994 г.
- ^ Руис, Рамон Эдуардо Триумфы и трагедия: История мексиканского народа стр.393 (1993 WW Norton & Company) ISBN 0-393-31066-3
- ^ Филипп Левиллен Папство: Энциклопедия с. 1208, 2002 Рутледж
- ^ Натаниэль Вейль, миссис Сильвия (Каслтон) Вейль (1939). Завоевание Мексики: годы Ласаро Карденаса . Издательство Оксфордского университета. п. 322.
- ^ Джон В. Шерман (1997). Мексиканские правые: конец революционной реформы, 1929–1940 гг . Издательская группа Гринвуд. стр. 43–45. ISBN 978-0-275-95736-0 .
- ^ Чарльз Монсивайс; Джон Краняускас (1997). Мексиканские открытки . Стих. п. 132 . ISBN 978-0-86091-604-8 .
Кристеро, учителя изнасилования.
- ^ Кристофер Роберт Бойер (2003). Становление крестьянами: политика, идентичность и аграрная борьба в послереволюционном Мичоакане, 1920–1935 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 179–181. ISBN. 978-0-8047-4356-3 .
- ^ Марджори Беккер (1995). Поджог Богородицы: Ласаро Карденас, крестьяне Мичоакана и искупление мексиканской революции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 124–126. ISBN. 978-0-520-08419-3 .
- ^ Кора Говерс (2006). Представление сообщества: представительство, ритуал и взаимность в Тотонакском нагорье в Мексике . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 132. ИСБН 978-3-8258-9751-2 .
- ^ Мабри, Дональд Дж. «Мексиканские антиклерикалы, епископы, кристерос, набожные в 1920-е годы: научные дебаты». Журнал Церкви и государства 20, 1: 82 (1978).
- ^ Перейти обратно: а б Так, Джим, «Марксистский гуру Мексики: Висенте Ломбардо Толедано (1894–1968)» Mexconnect , 9 октября 2008 г.
- ^ Мексика: Серия страновых исследований отношений церкви и государства, проведенная Федеральным исследовательским отделом Библиотеки Конгресса, июнь 1996 г.
- ^ Филип Штайн, Сикейрос: его жизнь и творчество (International Publishers Co, 1994), ISBN 0-7178-0706-1 , стр. 176
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гудрич, Люк, «Разделение церкви и государства в Мексике» OffNews, 18 марта 2010 г., первоначально опубликовано в Wall Street Journal.
- ^ «Гуманитарные исследования: атеисты проведут Глобальный марш в Мексике, Испании и Перу» .
- ^ Атеисты выходят на улицы Мексики - Атеисты Филадельфии.
- ^ «РЕЛИГИЯ: АТЕИСТЫ ВЫНОСЯТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И ПРОБЛЕМЫ НА УЛИЦЫ – Пресс-служба Интер Пресс-служба English News Wire | HighBeam Research» . 25 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 г.
- ^ «Кальдерон считает, что неверующие могут стать наркоманами» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 г. Проверено 11 июля 2009 г.
- ^ Ла Хорнада: Неверие в Бога делает молодежь рабами торговцев наркотиками - Фелипе Кальдерон
- ^ «Эль Юниверсал – Кальдерон оплакивает смерть Джексона из-за «употребления наркотиков» » . archive.eluniversal.com.mx .
- ^ Молодежь не верит в Бога, потому что не знает его: Кальдерон [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ ABC Нью-Йорк
- ^ «Атеос ответил Кальдерону» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 1 февраля 2011 г.
- ↑ Атеизм со времен Мексики. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Я не верю в бога, но верю в судьбу». «Наши рабочие отношения включают в себя много диалога... у нас очень разные точки зрения на некоторые вещи, например, на католицизм Алехандро и на тот факт, что я атеист». Журнал фильтров
- ^ Разум о науке [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Гильермо Кало был образованным атеистом, немецко-еврейским иммигрантом, который приехал в Мексику в молодости и стал опытным фотографом, специализирующимся на архитектурной фотографии». Сэмюэл Бранк, Бен Фаллоу, Герои и культы героев в Латинской Америке (University of Texas Press, 2006), ISBN 0-292-71437-8 Страница 174
- ^ "Ее отец Гильермо, от которого Фрида унаследовала свое творчество, был атеистом". Патрик Марнхэм, Диего Ривера, мечтающий с открытыми глазами: жизнь Диего Риверы (University of California Press, 2000), ISBN 0-520-22408-6 Страница 220 [1]
- ^ «Революционные свадьбы Маркоса нарушали монополию Церкви на брачные службы, и председательство на них Подкомандующего было воспринято епархией как посягательство на церковные прерогативы, так и как кощунство. Маркос и епископ были диаметрально и резко противоположны по некоторым вопросам, в частности, Маркос искренне верил в это. Партизанам выдавались противозачаточные средства в клинике в Морелии, которую правительство помогло найти и финансировать. Маркос также не считал, что распространение противозачаточных средств ограничивается. Одним из основных факторов, способствующих трудностям и бедности, было перенаселение. Наконец, по крайней мере, согласно одному источнику, Маркос становился все более нетерпимым в вопросах веры, вплоть до проповеди атеизма». Ник Хенк, субкоммандер Маркос: Человек. и маска (Duke University Press, 2007) ISBN 0-8223-3995-1 Страница 119
- ^ Война против забвения: Сапатистские хроники 1994–2000 гг.
- ^ «До сих пор я не исповедую религию и у меня нет причин исповедовать ее, поскольку я не верю ни в какую теологическую форму». Хуан О'Горман, Автобиография (УНАМ, 2007 г.) ISBN 970-32-3555-7 [2]
- ^ «Бог — это оправдание, туманная абстракция, которую каждый использует для своей выгоды и лепит ее в меру своих удобства и интересов». Фернандо Вальехо во время церемонии вручения премии Ромуло Гальегоса в Венесуэле