Конституция Испании 1931 года.
Конституция Испании | |
---|---|
![]() Предисловие к Конституции Испании 1931 года. | |
Ратифицирован | 9 декабря 1931 г. |
Отменен | 1 апреля 1939 г. (окончание гражданской войны в Испании ) |
Подписавшиеся | Ницето Алькала-Самора |
Полный текст | |
![]() |
Конституция Испании 1931 года была одобрена Учредительным собранием 9 декабря 1931 года. Это была конституция Второй Испанской республики (основана 14 апреля 1931 года) и действовала до 1 апреля 1939 года. Это был второй период испанской истории , когда и глава государства , и глава правительства были избраны демократическим путем .
Проект конституции, подготовленный комиссией под руководством католического юриста-реформатора Анхеля Оссорио-и-Гальярдо, был отклонен, а измененный проект был одобрен Учредительным собранием 9 декабря 1931 года. Он создал светскую демократическую систему, основанную на равных правах для всех граждан, с положениями за региональную автономию. Он ввел избирательное право для женщин , гражданский брак и развод. Он разрешал государству экспроприировать частную собственность с компенсацией по причинам более широкой социальной пользы. Он также установил бесплатное, обязательное светское образование для всех и распустил иезуитов.
Республика «стала кульминацией процесса массовой мобилизации и противостояния старой политике знати». [1] По словам историка Мэри Винсент, Конституция предусматривала «реформирующий режим с четким и застенчивым взглядом на то, что должна повлечь за собой модернизация Испании. путь для образованной группы граждан к наслаждению «европейским» процветанием и свободой». [2] Однако, по мнению Фрэнсис Ланнон, статьи о собственности и религии с их превознесением государственной власти и игнорированием гражданских прав «фактически уничтожили любую перспективу развития католического, консервативного республиканизма». [3]
Новая Конституция, среди других законов, описывается как антиклерикальная. Хотя он предоставлял широкие гражданские свободы и демократическое представительство, он отменил привилегии, связанные с католической церковью, и не защищал явно интересы или права римско-католической церкви. Поскольку антиклерикальные настроения росли на протяжении десятилетий, их кульминацией стала эскалация массового насилия против Церкви, которую новое правительство не смогло обуздать. Это привело к серьезному обострению отношений между церковью и государством, что стало важной причиной распада республики и гражданской войны в Испании . [4] [5]
Фон
[ редактировать ]
Вторая республика началась 14 апреля 1931 года после отъезда из Испании короля Альфонсо XIII после местных и муниципальных выборов, на которых республиканские кандидаты получили большинство голосов в городских районах. Хотя Альфонсо формально не отрекся от престола, его отъезд из страны привел к созданию временного правительства под руководством Никето Алькала Саморы , а составные кортесы разработали новую конституцию .
Вторая республика 1931 года принесла огромные надежды испанским рабочим и крестьянам, а в социальном плане были достигнуты некоторые успехи, особенно среди женщин. [ нужна ссылка ] Премьер-министр Мануэль Асанья заявил, что католическая церковь частично несет ответственность за то, что многие считали отсталостью Испании, и выступил за отмену особых привилегий для церкви. Асанья хотел, чтобы Вторая Испанская республика подражала Третьей Французской республике до 1914 года , сделала светское образование бесплатным и обязательным и создала нерелигиозную основу для национальной культуры и гражданства. [6]
Положения
[ редактировать ]
После выборов в июне 1931 года новый парламент утвердил измененный проект конституции 9 декабря 1931 года.
Конституция ввела избирательное право для женщин, гражданский брак и развод. [7] [8] Он также установил бесплатное, обязательное светское образование для всех. Однако некоторые законы национализировали собственность Римско-католической церкви и требовали от Римско-католической церкви платить арендную плату за использование собственности, которой она ранее владела. Кроме того, правительство запретило публичные проявления католицизма, такие как шествия в дни религиозных праздников, распустило орден иезуитов и запретило католическое образование, запретив религиозным общинам монахинь, священников и братьев преподавать даже в частных школах.Конституция также поставила право на собственность в зависимость от общественного блага, так что ее можно было национализировать при условии, что владелец получит компенсацию. [9]
Конституция предоставила свободу религии всем, включая некатолическое богослужение в Испании. [10]
Политические аспекты
[ редактировать ]Главой государства был Президент Республики. Президент избирался сроком на шесть лет коллегией выборщиков , состоящей из членов законодательного органа и такого же числа « соглашателей ». Эти последние были гражданами-выборщиками, выбранными всенародным голосованием.
Законодательный орган представлял собой однопалатное собрание, Генеральные кортесы («Генеральные суды»), избираемое всеобщим голосованием на четырехлетний срок. Президент может распустить кортесы и назначить выборы до истечения срока полномочий. Президент, сделавший это дважды, мог быть затем отстранен от должности вновь избранными кортесами .
Также существовало положение о принятии закона по народной инициативе. По требованию 15 процентов граждан, достигших избирательного возраста, закон может быть внесен в кортесы .
Исполнительную власть возглавлял председатель Совета министров (функционально эквивалентный «премьер-министру»), назначаемый президентом республики с одобрения кортесов , которые управляли кабинетом министров. Премьер-министр и кабинет министров могут быть отстранены от должности кортесами .
Судебная власть включала обычные суды вплоть до «Верховного суда». Существовал также Tribunal de Garantías Constitucionales («Суд конституционных гарантий»), который выносил решения о конституционности законов, разрешал споры между региональными правительствами и рассматривал все уголовные дела против премьер-министра и кабинета министров или против судей Верховного суда. . В его состав вошли представители президента республики, кортесов , региональных правительств и ассоциаций адвокатов , а также четыре профессора права.
Конституция предусматривала разделение страны на автономные регионы, обычно определяемые общими культурными особенностями. Это также позволило создать дополнительные регионы посредством Estatuto de Autonomía («Статут автономии»).
В конституцию можно было внести поправки, когда либо премьер-министр, либо четверть кортесов представили предложенную поправку. Затем кортесы . проголосуют по этому предложению Если кортесы примут это предложение большинством голосов (большинство в две трети в первые четыре года после принятия конституции), кортесы будут распущены и проведены выборы. Затем новые кортесы проголосуют по этому предложению. [11]
Отмена привилегий Римско-католической церкви.
[ редактировать ]Хотя конституция в целом предоставляла гражданские свободы и представительство, было заметное исключение в отношении привилегий католической церкви, которые некоторые считали решающими для предотвращения формирования обширного демократического большинства. [5]
Спорные статьи 26 и 27 конституции строго контролировали церковную собственность и запрещали религиозным орденам заниматься образованием. [9] Это было воспринято как явно враждебное римскому католицизму как сторонниками установленной церкви, так и сторонниками отделения церкви от государства. Один из таких сторонников разделения, Хосе Ортега-и-Гассет , заявил, что «статья, в которой Конституция закрепляет действия Церкви, кажется мне в высшей степени неуместной». [12] Папа Пий XI осудил лишение испанским правительством привилегий католиков в энциклике Dilectissima Nobis («О притеснениях испанской церкви»). [13]
В октябре 1931 года Хосе Мария Хиль-Роблес , ведущий представитель парламентских правых, заявил, что конституция является «мертворожденной» – «диктаторской Конституцией во имя демократии». Роблес хотел использовать массовые митинги, «чтобы дать сторонникам правых почувствовать свою силу и, что зловеще, приучить их «бороться, когда это необходимо, за владение улицей». [14]
Консервативные католики-республиканцы Алькала-Самора и Мигель Маура ушли из правительства. [3] когда были приняты спорные статьи 26 и 27 конституции, которые строго контролировали церковную собственность и запрещали религиозным орденам заниматься образованием. [9]
Фрэнсис Ланнон называет конституцию «вызывающей разногласия», поскольку статьи о собственности и религии, отдающие приоритет государственной власти, «игнорируют гражданские права» и разрушили перспективу развития католического, консервативного республиканизма. [3] Точно так же Стэнли Пейн согласен с тем, что конституция в целом предоставляет широкий спектр гражданских свобод и представительства, за заметным исключением прав католиков - обстоятельство, которое препятствовало формированию обширного демократического большинства. [5]
Поскольку крайне левые считали реформу этих аспектов конституции совершенно неприемлемой, комментаторы высказали мнение, что «республика как демократический конституционный режим была обречена с самого начала». [5] Комментаторы утверждают, что такой «враждебный» подход к вопросам церкви и государства стал существенной причиной распада демократии и начала гражданской войны . [15] Один комментатор-юрист подчеркнул, что «самой серьезной ошибкой Конституции 1931 года — последней демократической конституции Испании до 1978 года — было ее враждебное отношение к католической церкви». [16]
Свободы религиозных меньшинств
[ редактировать ]Конституция Испании 1931 года попыталась обеспечить религиозную свободу для других религиозных организаций, кроме католиков, остановив дискриминацию и преследование евреев и протестантов. [17] Однако эта свобода будет ограничена диктаторским режимом Франко, который предоставил Римско-католической церкви статус официальной религии Испании и запретил другие публичные религиозные проявления. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франсиско Х.Ромеро Сальвадо, Политика и общество в Испании 1898-1998, стр.69
- ^ Мэри Винсент, Университет Шеффилда, обзор политики и общества Ромеро в Испании 1898-1998 гг., «Обзоры в истории», апрель 2000 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрэнсис Ланнон, стр.20 Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг. ISBN 978-1-84176-369-9
- ^ «Антиклерикализм | религия» . Британская энциклопедия . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Пейн, Стэнли Г. История Испании и Португалии , Том. 2, гл. 25, с. 632 (Печатное издание: University of Wisconsin Press, 1973) (ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА ИБЕРИЙСКИХ РЕСУРСОВ, по состоянию на 30 мая 2007 г.)
- ^ Ланнон, Гражданская война в Испании 1936-1939 , Osprey 2002, стр.18 ISBN 978-1-84176-369-9
- ^ Интернет-энциклопедия антиклерикализма Britannica
- ^ Торрес Гутьеррес, Алехандро, РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В ИСПАНИИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ? Центр изучения новых религий 2002 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Смит, Анхель, Испанский словарь , стр. 195, Роуман и Литтлфилд, 2008 г.
- ^ Статья 27.- Свобода совести и право свободно исповедовать и исповедовать любую религию гарантируются на территории Испании, за исключением должного уважения требований общественной морали. Кладбища будут подлежать гражданской юрисдикции. Разделение вольеров не допускается по религиозным соображениям. Все конфессии смогут совершать богослужения в частном порядке. Публичные проявления богослужения в каждом случае должны быть разрешены правительством. Никто не может быть принужден к официальному заявлению о своих религиозных убеждениях. Религиозное состояние не является обстоятельством, изменяющим гражданскую или политическую личность, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией для назначения Президента Республики и Председателя Совета Министров. Фуэро испанцев (1945 )
- ^ «Конституция Испании 1931 года», ПРОЕКТ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, 2008. Загружено из Scribd, 30 мая 2024 г.
- ↑ Пас, Хосе Антонио Соуто. Перспективы свободы вероисповедания в Испании. Обзор права Университета Бригама Янга, 1 января 2001 г.
- ^ Возлюбленные из нас , 2
- ^ Хиль-Роблес, No fue posible la paz, цитируется в книге Мэри Винсент «Католицизм во Второй испанской республике», стр.182.
- ^ Степан, Альфред, Рассуждая о сравнительной политике , с. 221, Издательство Оксфордского университета
- ^ Мартинес-Торрон, Хавьер Свобода религии в прецедентном праве Конституционного суда Испании, Обзор права Университета Бригама Янга, 2001 г.
- ^ Исидро Гонсалес Гарсиа, Евреи и Вторая республика, 1931-1939 гг.
- ^ Фуэро испанцев (1945)Статья 6. Профессия и практика католической религии, принадлежащей испанскому государству, будут пользоваться официальной защитой. Никого не будут беспокоить его религиозные убеждения или частное отправление культа. Никакие другие церемонии или внешние проявления, кроме католической религии, не допускаются.