История евреев в Коста-Рике
История евреев в Коста-Рике восходит к испанскому завоеванию , когда сюда прибыло множество сефардов новообращенных , известных как марраны, которые бежали от испанской инквизиции и поселились в основном в городе Картаго и его окрестностях. [ 1 ] Они всеми способами скрывали свое еврейское прошлое, заставляя даже своих потомков не догадываться о нем.
В настоящее время евреи интегрировались в общество Коста-Рики, и значительная часть предпринимателей, политиков и деятелей искусства являются евреями. В Коста-Рике было четыре вице-президента еврейского происхождения-ашкенази ; Ребека Гринспан , Астрид Фишель , Луис Фишман (хотя он и не занимал эту должность) и Луис Либерман , а также несколько депутатов и министров, а также леди первая Дорис Янкелевиц . [ 1 ] [ 2 ] Нынешняя еврейская община оценивается примерно в 2000 ашкенази и около 850 сефардов, прибывших в двадцатом веке.
История
[ редактировать ]В стране произошло три основные волны еврейской иммиграции; первые, сефарды, прибыли во время колонизации, которые в основном проживали в Картаго и обратились в католицизм , [ 3 ] которая была обязательной религией в то время. [ 4 ] Они ассимилировались с колониальным обществом Коста-Рики и утратили свои еврейские традиции и идентичность. В девятнадцатом веке сефардские купцы прибыли из Кюрасао , Ямайки , Панамы и стран Карибского бассейна , поселились в Центральной долине и обратились в католицизм. возможное постоянство криптоевреев, исповедовавших иудаизм тайно в Эскасу, Некоторые указывают на как на источник легенды о « Ведьмах Эскасу », мифа, настолько глубоко укоренившегося, что фигура ведьмы стала частью идентичности кантона. . [ 1 ]
Старейшая еврейская община Коста-Рики была сефардской. Первые евреи-сефарды прибыли в колониальные времена и поселились в колониальной столице Картаго и ее окрестностях. Самая крупная миграция евреев-сефардов произошла в девятнадцатом веке из Панамы, Ямайки, Кюрасао и Сент-Томаса , большинство из которых поселились в Алахуэле и Сан-Хосе и процветали в торговле. [ 3 ] Некоторыми из этих семей были Сассо, Роблес, Мадуро, Халман, Мендес-Чумасейро, Салас де Лима и, прибывшие как конверсо , Линдо и Пиза. Эта община поддерживала тесные кровные и семейные связи, заключая браки друг с другом. [ 3 ]
Евреи-сефарды, как и протестанты , мусульмане и бахаи , были похоронены на «Иностранном кладбище» независимо от их национальности, поскольку это было единственное кладбище для некатоликов до секуляризации кладбищ в 1884 году. [ 3 ] Даже после создания еврейского кладбища сефарды в значительной степени сохранили обычай использования иностранного кладбища. [ 3 ]
Вторая крупная эмиграция произошла в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, особенно из-за подъема нацизма в Европе и главным образом из Польши . Одной из деревень, откуда прибыло большинство еврейских иммигрантов, был Желехув . Это население, преимущественно ашкенази , занималось в основном торговлей и платежами по домам , поэтому название « полако » (по-испански поляки) стало разговорным синонимом евреев, а также торговцев по домам в целом. . [ 1 ] Это население в основном проживало в Сан-Хосе, особенно в районах Пасео-Колон и Ла-Сабана . Первая православная синагога была основана в Сан-Хосе под названием Шаарей Сион. [ 1 ]
Община ашкенази, самая крупная из них, почти полностью состоит из Польши, и большинство синагог принадлежат этой этнической группе. Как и сефарды, община поддерживает тесные семейные связи между членами одной группы. [ 3 ]
Обе общины обычно остаются разделенными семейными союзами только в пределах одной этнической линии. [ 3 ] Исключением стала семья Фишель-Роблес после свадьбы ашкеназского дантиста Максимилиано Фишеля Хиршберга с сефардкой Адой Роблес Сассо, семьей бывшего вице-президента Астрид Фишель Волио и основателей фармацевтической корпорации Fischel. [ 3 ]
Антисемитская риторика стала обычным явлением после первой волны политического дискурса и средств массовой информации того времени. Среди известных антисемитов были Отилио Улате Бланко , владелец газеты Diario de Costa Rica и будущий президент, и поэт Луис Доблес Сегреда. [ 5 ] местное отделение нацистской партии/иностранных организаций (НСДАП/АО). В этот период фракцией немецкой и итальянской общин было основано [ 5 ]
В 1930-е годы националистическое правительство Леона Кортеса Кастро (1936–1940) было враждебно настроено по отношению к евреям и ограничивало их въезд в страну, а также проводило политику, ограничивавшую их экономическое развитие. Кортес закрыл страну для дальнейшей еврейской иммиграции и назначил Макса Эффингера директором по миграции, который был лидером местной НСДАП/АО. [ 5 ]
Ситуация не улучшилась сразу во время следующего правительства Рафаэля Анхеля Кальдерона Гуардиа (1940–1944), находящегося под влиянием национального католицизма , хотя после объявления войны державам Оси в 1941 году правительство сосредоточило свое внимание на преследовании немцев, итальянцев и японцев. Отношения окончательно улучшились во время последующего правления Теодоро Пикадо Михальского (1944–1948), сына польки, который снял экономические ограничения со времен Кортеса. [ 5 ]
В то напряженное десятилетие кальдеронистское правительство Пикадо столкнулось с ожесточенным сопротивлением. Кандидатом от оппозиции на выборах 1948 года был Отилио Улате Бланко . Улате был предполагаемым победителем выборов, хотя и со взаимными обвинениями в фальсификации результатов голосования , что привело к отклонению результатов правящей партией и, в конечном итоге, к вспышке революции . Мятежная сторона, возглавляемая Хосе Фигерасом и Улате (и в которой служило много итальянцев и немцев, по очевидным причинам, выступавшим против Кальдерона), одержала победу. [ 5 ] Поначалу еврейскую общину считали близкой к режиму, и синагогу Сан-Хосе сожгли, однако Фигерас пообещал еврейской общине не терпеть антисемитских нападок. [ 5 ]
Если не считать этих сложных этнических противоречий 1940-х годов, отношения евреев с остальным обществом Коста-Рики в целом были стабильными. Коста-Рика проголосовала за создание Государства Израиль в 1948 году и на протяжении многих лет была, наряду с Сальвадором , одной из немногих стран, имеющих посольства в Иерусалиме . Ситуация была изменена в 2007 году, когда во время второй администрации Оскара Ариаса посольство было перенесено в Тель-Авив , и Коста-Рика установила дипломатические отношения с арабским миром . Под председательством Лауры Чинчилья Коста-Рика проголосовала за вступление Палестины в ООН и ЮНЕСКО , а во время правления Луиса Гильермо Солиса канцелярия Коста-Рики осудила операцию «Защитная скала» в секторе Газа в 2014 году. [ 6 ] [ 7 ]
Третья великая миграционная волна евреев произошла в девяностые годы: американцы и израильтяне вышли на пенсию, чтобы провести свои последние годы в Коста-Рике. В 2013 году население Коста-Рики составляло 4 870 000 человек, а еврейское население оценивалось примерно в 2 000 человек. [ 8 ] В 2020 году еврейское население Коста-Рики оценивалось в 2500 человек. [ 9 ]
Антисемитизм и рост неонацизма
[ редактировать ]С 1930-х годов в Коста-Рике проживало значительное количество костариканцев и немцев, симпатизировавших фашизму и национал-социализму , однако страна поддерживала союзников во время Второй мировой войны . [ 10 ] Президентом нацистской партии Коста-Рики в то время был Макс Эффингер, костариканец немецкого происхождения, который был назначен советником по иммиграции в правительстве Леона Кортеса Кастро . Другими известными антисемитами были Отилио Улате Бланко, Луис Доблес Сегреда и, в меньшей степени, Рафаэль Анхель Кальдерон Гуардия, по словам Хакобо Шифтера, Лоуэлла Гудмундсона и Марио Солера. [ 11 ]
Несмотря на существование антисионистского компонента крайне правого движения «Свободная Коста-Рика», действовавшего в период с 60-х по 90-е годы, никаких серьезных антисемитских разногласий не было заметно до всеобщих выборов в Коста-Рике 2002 года , на которых кандидат в вице-президенты Луис Фишман Зонзински заверил, что что после увольнения со стороны предвыборной команды Абеля Пачеко де ла Эсприэльи Пачеко и его коллеги сделали антисемитские комментарии. [ 12 ] Депутат на период 2010–2014 годов Нестор Манрике Овьедо Гусман, тогдашний член Партии гражданского действия (хотя позже он перешел на сторону Национального восстановления ), обвинил тогдашнего вице-президента республики Луиса Либермана в том, что он приносил пользу своим еврейским единоверцам в сети коррупции. [ 13 ] Его заявления были осуждены коллегами основных политических партий (включая партию Овьедо). [ 14 ] и еврейской общиной, которая выступила с заявлением через Израильский центр и Управляющий совет того периода. [ 15 ] [ 16 ] Самым последним случаем важного политического деятеля, чьи высказывания были обвинены в антисемитизме, был случай с правым популистским кандидатом Хуаном Диего Кастро , который в видео 2019 года обвинил Леонеля Баруха, владельца газеты CRHoy и еврейского происхождения, в том, что он является «злой банкир» и делал комментарии, высмеивающие Холокост . [ 17 ] Его заявления были осуждены еврейской общиной, посольством Израиля и большинством судей Законодательного собрания . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
стало известно В апреле 2012 года через Facebook , что молодой полицейский является приверженцем нацизма и членом неонацистской группировки. [ 21 ] Это, в свою очередь, привело к обнаружению нескольких приверженцев в полиции или Общественных силах Коста-Рики . Сотрудник, о котором идет речь, был уволен, и власти расследовали связь полиции Коста-Рики с крайне правыми. [ 22 ] Молодой человек был опознан как Рональд «Мердок» Эррера и отец трех дочерей. [ 23 ]
В 2015 году Центр Симона Визенталя обратился к правительству Коста-Рики с просьбой закрыть магазин в Сан-Хосе, где продаются нацистские атрибуты, книги, отрицающие Холокост , и другие товары, связанные с нацизмом. [ 24 ]
В 2018 году выяснилось, что ряд неонацистских страниц в Facebook открыто или тайно провели масштабную кампанию по разжиганию ксенофобской ненависти путем повторного использования старых новостей или распространения фейковых новостей . [ 25 ] который завершился антимиграционной акцией в парке Ла-Мерсед в Сан-Хосе с участием некоторых крайне правых и неонацистских группировок (хотя не все участники были таковыми). [ 26 ] Ровно на следующей неделе был организован антиксенофобский митинг. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Еврейская община Коста-Рики – школы и синагоги» . Тико Таймс. 2010 . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ Перман, Стейси (декабрь 2006 г.). «Еврейский путешественник: Коста-Рика» . Журнал Хадасса . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гусман Штайн, Мигель. Сефардская миграция в Коста-Рике и похоронная гранильная мастерская как источник исследований для беспрецедентного сообщества. Архивировано 24 сентября 2015 года на Wayback Machine V Центральноамериканском историческом конгрессе . 19 июля 2000 г.
- ^ Дуарте Кавария, Генри. «Статья 75 Политической конституции в свете международных конвенций и практики Конституционной палаты» (PDF) . Магистр конституционного права . Проверено 31 декабря 2018 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гонсалес Чавес, Даниэль (2017). «Миграция и культурная самобытность в Коста-Рике (1840–1940 годы)» . Журнал социальных наук (155): 131–144 . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Правительство Коста-Рики сожалеет о росте насилия» . Министерство иностранных дел Коста-Рики. 10 июля 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Посол Израиля посещает лидеров фракции PLN» . Коста-Рика, ON. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Еврейская община Коста-Рики» . Проект открытых баз данных Бейт-Хатфуцот, Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
- ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Ариас Мора, Деннис (1 июня 2008 г.). «Нацистский призрак» . Нация – Анкора. Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года.
- ^ Шифтер, Хакобо; Акунья, Олда (2009). «Антисемитизм в Коста-Рике: сравнение с Германией» . Архивировано из оригинала 28 июня 2012 года . Проверено 3 апреля 2019 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Национальные» . Ежедневное экстра. 28 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2006 г.
- ^ Арайя, Александра (17 сентября 2013 г.). «Еврейская община отвергает «антисемитские» заявления депутата Манрике Овьедо» . Нация.
- ^ Секейра, Аарон (17 сентября 2013 г.). «Депутат ПКК Манрике Овьедо заслужил нагоняй за антисемитские высказывания» . Нация.
- ^ «Кандидат и основатель ПКК допросил Манрике Овьедо за антисемитские высказывания» . Нация.
- ^ «Правительственный совет отвергает антисемитские комментарии депутата ПКК» . CRToday. Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ «Осуждение антисемитизма» . Нация. 30 июля 2019 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ Браво, Джошуа (31 июля 2019 г.). «Еврейская община: «Мы оскорблены ненавистным сравнением, сделанным Хуаном Диего Кастро» » . Нация . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Посол Израиля в ответ на комментарий Хуана Диего Кастро: «Это жалкое выражение» » . Нация. 31 июля 2019 года . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Секейра, Аарон; Овьедо, Эстебан; Браво, Джошуа (31 июля 2019 г.). «Большинство партий сожалеют о высказывании Хуана Диего Кастро о бизнесмене еврейской веры» . Нация . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Дельгадо, Дэвид (16 апреля 2012 г.). «Общественные силы исследуют полицейские фотографии на Facebook» . Нация.com. Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ «Неонацисты являются офицерами государственных сил, подтверждают власти» . Газета. Архивировано из оригинала 21 апреля 2012 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Миранда, Хульда; Родригес, Оскар. «Полицейский, уволенный за использование нацистской символики, зарабатывает на жизнь сбором металлолома» . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ ЭФЕ (11 сентября 2015 г.). «Центр Визенталя призывает Коста-Рику провести расследование в «нацистском» магазине в столице» . Цифровая газета Nuestro País (на испанском языке) . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Рико (18 августа 2018 г.). «44 человека арестованы за ксенофобские нападения на никарагуанцев в Сан-Хосе» . QКоста-Рика . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Коста-Рика: нацистские символы на протесте против никарагуанских мигрантов» . Монреальский журнал. 19 августа 2018 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ От редакции (26 августа 2018 г.). «Коста-Рика выступает против ксенофобии по отношению к мигрантам из Никарагуа, которые прибывают в страну, спасаясь от кризиса» . Мир Би-би-си . Проверено 2 ноября 2018 г.