История евреев на Кюрасао
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Историю евреев . Кюрасао иммигранты можно проследить до середины 17 века, когда начали прибывать первые еврейские Первыми евреями на Кюрасао были еврейские иммигранты-сефарды из Нидерландов , Португалии и Испании . Эти иммигранты основали Конгрегацию Микве Исраэль-Эмануэль , старейшую постоянно используемую синагогу в Америке. Первым евреем, поселившимся на Кюрасао, был голландско-еврейский переводчик по имени Сэмюэл Коэн, прибывший на борту голландского флота в 1634 году. К середине 1700-х годов община была самой процветающей в Америке, и многие еврейские общины говорили на латыни. Америка, прежде всего в Колумбии и Венесуэле, возникла в результате притока евреев Кюрасао.
В 20 веке евреи-ашкенази из Восточной Европы иммигрировали на Кюрасао, основав свои традиции и школу. По состоянию на 2013 год еврейское население составляет около 350 человек.
История
[ редактировать ]В 1492 году евреи Испании , после многих лет преследований и насильственного обращения в католицизм, были изгнаны массово . Первоначально они искали убежища в соседней Португалии, но в конечном итоге распространились по Европе и в другие места с более крупным еврейским населением, такие как Бельгия, Греция, Италия, Турция и Голландия. [ 1 ] так много евреев-сефардов поселилось В Амстердаме из Испании и Португалии , что к 1700 году городская община стала крупнейшим еврейским центром в Западной Европе. Когда Голландская Вест-Индская компания начала разработку ресурсов Америки и была назначена ответственной за колонизацию, сефарды стали участвовать в качестве переводчиков и торговцев. Голландцы сначала переселились в колонии в Бразилии, ранее возглавлявшиеся португальцами, а затем распространились на другие португальские и испанские колонии в Карибском бассейне. [ 2 ]
Раннее заселение
[ редактировать ]
В 1634 году голландцы свергли испанцев на острове Кюрасао, и последовала миграция. [ 3 ] Первый еврей на острове, Сэмюэл Коэн, был частью флота завоевателей и служил переводчиком голландскому командующему Йоханнесу ван Вальбеку . Первые сефарды начали прибывать в 1650-х годах, когда Жоао д'Илан возглавил около дюжины еврейских семей, чтобы основать Плантацию Де Хооп (Плантация надежды) в 1651 году. [ 4 ] Получив от Вест-Индской компании двухмильную полосу земли вдоль побережья, эти поселенцы основали общину Микве Исраэль с планом ведения сельского хозяйства. [ 3 ] [ 4 ] К ним присоединилась группа из примерно семидесяти колонистов, прибывших в 1659 году. [ 3 ] под патронажем Исаака да Кошты, который привез с собой свиток Торы в подарок от еврейской общины Амстердама . [ 4 ] В том же году было освящено первое кладбище Бет-Хаим, которое, вероятно, является старейшим еврейским кладбищем в Америке. [ 5 ]
В течение поколения поселенцы обратились к судоходству и торговле, поскольку почвенные условия на острове были неблагоприятны для земледелия. [ 3 ] Не имея возможности выращивать себе еду, колонисты начали торговать с близлежащими испанскими колониями в Колумбии и Венесуэле . [ 5 ] Их интересы распространялись на банковское дело и торговлю, [ 4 ] импорт товаров, таких как ткань, инструменты, посуда и оружие, от родственников в Европе и обмен или продажа их для получения продуктов питания, шкур, табака и древесины из других колоний. Изменение их работы также привело к переселению общины в обнесенный стеной город Виллемстад с легким доступом к гавани. Используя знакомые им архитектурные стили, эти купцы построили дома, похожие на те, которые они оставили в Амстердаме, с жилыми помещениями на верхних этажах и складами для товаров на нижних. [ 5 ] Их успех привел к тому, что они оказали поддержку другим сефардским общинам в Северной и Южной Америке. [ 4 ]
К 1674 году в Виллемстад переселилась настолько большая часть населения, что дом был переоборудован под место собраний прихожан. В том же году прибыл первый квалифицированный раввин общины ; Жозиу де Давид Пардо, голландский эмигрант и зять знатока Саула Торы Леви Мортейры . [ 6 ] Выросшая из первоначального учреждения, в 1690 году еврейская община приобрела новый дом для богослужений, который в 1703 году был заменен настоящей синагогой. [ 5 ] Часть еврейского населения эмигрировала в Ньюпорт, штат Род-Айленд , в 1694 году; историк Макс Дж. Колер предположил, что это произошло потому, что поселение Кюрасао оказалось «неуспешным» для некоторых семей, несмотря на его религиозные и гражданские свободы. [ 7 ]
Сообщество также наладило значительную экспортную торговлю текстилем и оборудованием для плантаций и открыло первые торговые пути острова в Венесуэлу для покупки какао . [ 8 ] Лишь немногие еврейские купцы были непосредственно вовлечены в работорговлю, несмотря на то, что это была основная экономическая деятельность Кюрасао. [ нужна ссылка ] Исключением был Фелипе Энрикес (1660–1718), еврейский торговец, который курировал перевалку более трех тысяч рабов через Кюрасао в Картахену в период с 1680 по 1701 год. [ 8 ] [ а ] Несмотря на эти коммерческие усилия, еврейские семьи оставались несколько беднее, чем их голландские протестантские коллеги. В налоговых отчетах 1702 и 1707 годов все еврейское население попадает в нижнюю половину доходов: 60 процентов семей относятся к самой низкой налоговой категории по сравнению с 50 процентами протестантов. [ 10 ]
восемнадцатый век
[ редактировать ]Рост города продолжался, и поскольку внутри городских стен стало не хватать места, Отробанду заселили менее обеспеченные евреи, которые не могли позволить себе более высокую арендную плату в Виллемстаде. [ 5 ] В 1732 году была построена вторая синагога общины Микве Исраэль. У общины было много уникальных обычаев и ритуалов, таких как специальный черный талит, носил на Тиша бе-Ав который раввин , требование от человека, читающего Книгу Плача, носить черные туфли и использовать черный йад , а также отмечать блюдо на свадебной церемонии. бросив бокал с вином в блюдо. [ 4 ] Здание представляло собой уменьшенную версию португальской синагоги Амстердама и является старейшей существующей синагогой в Америке. [ 5 ] Для евреев Отробанды возникла проблема: пересечение гавани для посещения служб было нарушением запрета на работу в субботу; таким образом, в 1746 году еще одна синагога, Неве Шалом, была построена как фактический спутник Микве Исраэль. [ 5 ] К 1746 году община была крупнейшей еврейской общиной в Америке, насчитывая 270 семей. Два года спустя оно достигло пика и составило 280 семей, или около 1500 человек, члены которых щедро поддерживали еврейские учреждения Святой Земли и другие общины. [ 11 ]
На протяжении столетия еврейские семьи прочно закрепились в торговле и судовладении. [ б ] и были основой страхования и брокерской деятельности. В 1734 году 39 из 44 страховщиков Кюрасао были евреями; к 1790-м годам среди 25 торговых брокеров острова было 17 евреев. В начале восемнадцатого века еврейский торговец Даниэль Коэн Энрикес также занимал центральное положение в качестве сортировщика сортов табака перед его экспортом в Амстердам. [ 13 ]
К 1785 году около сорока процентов, или 1200, белого населения острова составляли евреи. [ 3 ] Когда произошла Французская революция , антимонархисты в Голландии выступили против Вильгельма V, принца Оранского , вынудив его отречься от престола. Французы открыли агента на Кюрасао, заставив многих представителей еврейской общины, поддерживавших Вильгельма V, снабжать свои корабли и предоставлять преференции французской торговле и товарам. Привнося и антисемитизм ранее неизвестный на острове , французы направили из Гваделупы эскадру для оккупации Кюрасао. Жители острова сформировали Национальную гвардию, в которую вошли еврейские офицеры Хаим Абинун де Лима, Рафаэль Альварес Корреа и Авраам Шалом Дельвалье, которая отразила вторжение. Под предлогом помощи островитянам в 1800 году вторглись британцы. Хотя еврейское руководство сопротивлялось, британцы удерживали плацдарм до 1816 года. Хотя британцы не могли вмешиваться в религиозную жизнь общины, их оккупация вызвала экономические потрясения в Кюрасао. [ 14 ]
К концу века более половины белого населения Кюрасао составляли евреи. Первоначально они в основном говорили по-португальски , но со временем многие говорили на папиаменту , добавляя португальские и ивритские слова к родному криолу . [ 4 ]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]Симон Боливар посетил остров в 1812 году, когда он еще находился под британским правлением. Он нашел убежище в еврейской общине в Отробанде и смог заручиться поддержкой своего движения за независимость благодаря взаимному презрению к испанскому правлению, которое он разделял с евреями Кюрасао. [ 14 ] Боливар вдохновил таких людей, как Давид Хаим де Моше Лопес Пенья, который служил полковником; Бенджамин Энрикес, ставший капитаном кавалерии; и Хуан де Сола, который командовал кавалерией в битве при Карабобо в 1821 году, чтобы присоединиться к его борьбе за независимость Латинской Америки . [ 15 ] К тому времени, когда голландцы вернули себе остров в 1816 году, еврейское население сократилось на пятнадцать процентов. Кроме того, соотношение полов было искажено из-за экономической ситуации. Поскольку мужчины не могли найти работу, они покинули остров, переехав на датский остров Сент-Томас или в Латинскую Америку , где страны начали обретать независимость и отменять законы инквизиции . [ 16 ] Поскольку ортодоксальным женщинам не разрешалось путешествовать без сопровождающего -мужчины , лишь немногие еврейские женщины покинули Кюрасао в тот же период, когда уезжали мужчины. [ 17 ] Рост еврейских общин Латинской Америки, прежде всего в Колумбии и Венесуэле, стал результатом притока евреев Кюрасао. [ 18 ]
Отток молодых еврейских мужчин привел к нехватке мужей для еврейских женщин Кюрасао. Не имея возможности путешествовать или выходить замуж за людей, не принадлежащих к своей вере, на острове появилась новая группа одиноких иждивенцев-женщин. С другой стороны, мигрирующие еврейские мужчины часто женились на нееврейских женщинах на новом месте жительства и отказывались от своей веры. [ 19 ] Евреи, оставшиеся на Кюрасао, женились внутри своей общины, как и те, кто мигрировал в места, где существовали другие еврейские общины, такие как остров Св. Фомы. Однако, поскольку к середине века число женщин в общине намного превосходило мужчин, только пятьдесят два процента еврейских женщин на Кюрасао вышли замуж. [ 20 ] Хотя краткий погром в Коро, Венесуэла, и ураган на острове Сент-Томас привели к притоку иммигрантов в период с 1855 по 1867 год, большинство этих иммигрантов покинули Кюрасао после восстановления нормальной жизни. [ 21 ]

В 1864 году около трети еврейского населения Кюрасао отошло от ортодоксальной традиции и построило новую синагогу, Храм Эмануэля, которая придерживалась принципов реформистского еврейского движения . Освящали также на кладбище Берг-Альтена. [ 4 ]
К 1870-м годам образование еврейских женщин становилось все более важным на Кюрасао. Многие сефардские женщины посещали Colegio Colonial, школу, которой руководили Хосе Р. Энрикес и его жена, где они изучали арифметику, астрономию, этикет, общую религию, географию, языки, чтение и письмо вместе со студентами из Колумбии, Доминиканской Республики и Венесуэлы. . [ 22 ] Эти образованные женщины, у которых было мало возможностей трудоустройства, обратили свое внимание на благотворительные социальные проекты. Один из таких проектов был инициирован Ребеккой Коэн Энрикес , которая возглавила члены «Club Entre Nous» для строительства парка Королевы Вильгельмины в 1899 году. [ 22 ]
Двадцатый век
[ редактировать ]В 1926 году группа евреев-ашкенази , в основном из Румынии , поселилась на Кюрасао. [ 23 ] Эти восточноевропейские евреи из исторической области Бессарабии изначально не направлялись в Карибский бассейн. Квоты в Соединенных Штатах после Первой мировой войны перенаправили большое количество иммигрантов в Латинскую Америку; однако, когда корабли остановились на Кюрасао, некоторые иммигранты остались, посчитав это мирным. Первыми мигрантами были мужчины, которые находили себе невест либо со своей родины, либо из близлежащих общин Колумбии и Венесуэлы. Многие из них были ремесленниками или торговцами и в начале своего поселения покупали товары у сефардских оптовиков, которые затем продавали вразнос по сельским районам острова. [ 24 ]
10 мая 1940 года правительственные власти Кюрасао конфисковали все немецкие корабли в ответ на вторжение Германии в Нидерланды . был создан лагерь для интернированных На соседнем Бонайре экипажей, состоявший из почти 500 человек и других лиц, считавшихся врагами государства, которые содержались под стражей до окончания войны. В честь антильцев, погибших во время Второй мировой войны, был установлен памятник, в котором перечислены 162 имени. Один из них, Джордж Мадуро , служил офицером запаса в голландской армии, присоединился к сопротивлению после капитуляции голландцев и помогал сбитым пилотам союзников в побеге, прежде чем был арестован и убит в Дахау . Мадуродам , парк в Гааге, был построен в честь его жизни. [ 4 ]
«Визы Кюрасао»
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Кюрасао сыграл косвенную роль в спасении евреев из оккупированной нацистами Литвы . В июле 1940 года, после советского захвата стран Балтии , Натан Гутвирт, гражданин Нидерландов, обучавшийся в ешиве Тельше , искал способ покинуть Литву из-за отсутствия дипломатических отношений между Советским Союзом и Голландией. Гутвирт попросил у посла Нидерландов в Литве Л.П.Дж. де Деккера визу в голландскую колонию Кюрасао, откуда он надеялся продолжить путь в Соединенные Штаты. де Деккер сообщил ему, что Кюрасао не требует никакой въездной визы для граждан или неграждан, а только разрешение на посадку, подписанное губернатором. Понимая, что это способ помочь другим евреям бежать из Литвы, де Деккер поручил всем голландским консулам поставить штамп в любом паспорте или документе, удостоверяющем личность, принадлежащем любому беженцу, со следующим заявлением:
Королевская миссия Нидерландов в Риге настоящим заявляет, что для въезда иностранцев в Суринам, Кюрасао и другие голландские владения в Америке виза не требуется.
опуская часть о разрешении на посадку. [ 25 ] [ 26 ]
Раввин Зерах Вархафтиг , польский сионистский лидер, услышал об этой схеме и договорился с временным голландским консулом в Каунасе , бизнесменом Яном Звартендейком , о выдаче «виз Кюрасао» всем, кто их запросит. [ 27 ] Не получив разрешения голландской дипмиссии в Риге , [ 28 ] Звартендейк выдал 2200 виз Кюрасао в период с 24 июля по 2 августа 1940 года, за день до закрытия его офиса Советским Союзом. [ 29 ]
Хотя Советы согласились соблюдать визы Кюрасао, они настаивали на том, чтобы у владельцев виз также была транзитная виза в страну за пределами России. В этот момент на сцене появился японский консул в Каунасе. [ 29 ] Чиуне Сугихара искал способ помочь литовским евреям бежать в Японию в соответствии с планом Фугу . Сугихара работал вместе со Звартендейком над выдачей 2200 транзитных виз в Японию с Кюрасао в качестве конечного пункта назначения. [ 29 ] С этими визами евреи смогли получить выездные визы от советского правительства и проехать по Транссибирской магистрали до Владивостока , пункта назначения Кобе , Япония. Ни один из обладателей виз на самом деле не добрался до Кюрасао. [ 30 ] [ 31 ]
Послевоенный
[ редактировать ]В 1964 году общины Микве Исраэль и Храм Эмануэля объединились, согласившись следовать ритуалам Реконструктивистского еврейского движения , чтобы сохранить традиции обеих общин. [ 4 ] В конце 1960-х годов некоторые евреи-ашкенази уехали после того, как стали объектом беспорядков. Другие уехали в 1980-е годы, когда экономический спад и девальвация венесуэльской валюты сделали миграцию в Соединенные Штаты более привлекательной. [ 24 ]
На Кюрасао остается около 350 евреев. Они поддерживают Еврейский культурно-исторический музей, который соединен с синагогой Микве Исраэль-Эмануэль. В музее хранятся религиозные артефакты, в том числе миква 1729 года и восемнадцать исторических Тор. Община также управляет объединенной школой, Общинной еврейской школой, которой управляют обе общины: Микве Исраэль-Эмануэль и Шарей Цедек. [ 4 ] С 2017 года Шаарей Цедек возглавляет раввин Хабада, обслуживающий местную еврейскую общину и туристов. Синагога открыта для еженедельных служб и проводит различные мероприятия, такие как субботние ужины, праздничные службы и образовательные занятия. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Работорговля Энрикеса была разрушена в 1702 году во время Войны за испанское наследство , когда он объявил себя сторонником эрцгерцога Карла на испанском престоле, в то время как власти Картахены поддержали конкурирующие претензии Филиппа Анжуйского . Он был арестован в Картахене по обвинению в торговле оружием; обвинение, которое позже было расширено до обвинения перед испанской инквизицией в том, что он совершил кощунство, выполняя еврейские ритуалы. Португальский работодатель Энрикеса оплатил его освобождение до суда по любому из дел; он умер на Кубе в 1718 году. [ 9 ]
- ^ Влияние еврейских торговцев на судостроение очевидно в названиях, данных многим судам, построенным на Кюрасао в восемнадцатом веке, включая шхуны Масалтоб , Авраам эн Исаак , Батсеба и Бекеерде Джуд . [ 12 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Золотой 2002 , с. 4.
- ^ Голдиш 2002 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Золотой 2002 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шейб 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кассерес 2000 .
- ^ Эммануэль 1955 , с. 216-217.
- ^ Колер 1897 , с. 63-64.
- ^ Перейти обратно: а б Клоостер 1997 , с. 63-65.
- ^ Клоостер 1997 , с. 72.
- ^ Клоостер 1997 , с. 67.
- ^ Мирельман 1971 , с. 320.
- ^ Клоостер 1997 , с. 65.
- ^ Клоостер 1997 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Арбелл 2002 , с. 159.
- ^ Арбелл 2002 , с. 160.
- ^ Голдиш 2002 , стр. 6–7.
- ^ Золотой 2002 , с. 8.
- ^ Мирельман 1971 , с. 322.
- ^ Голдиш 2002 , стр. 10–11.
- ^ Золотой 2002 , с. 17.
- ^ Голдиш 2002 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 2002 , с. 19.
- ^ Мирельман 1971 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Шаарей Цедек 2009 .
- ^ Токайер и Сварц 2004 , стр. 29–30.
- ^ Палдиэль 2000 , с. 76.
- ^ Палдиэль 2000 , стр. 76–77.
- ^ Палдиэль 2000 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Сенн 2007 , стр. 230.
- ^ Саймет 2012 , с. 182.
- ^ Палдиэль 2000 , с. 314.
- ^ «Хабад Кюрасао – Шаарей Цедек» . Хабад Кюрасао . Проверено 12 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арбелл, Мордехей (2002). Еврейская нация Карибского бассейна: испано-португальские еврейские поселения в Карибском бассейне и Гвиане . Иерусалим, Израиль: ISBN издательства Gefen Publishing House Ltd. 978-965-229-279-7 .
- Кассерес, Чарльз Гомес (2000). «Краткая история сефардов Кюрасао» . Сефарад . Брюссель, Бельгия: Европейский институт Сефарада. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- Саймет, Дэвид (2012). История против апологетики: Холокост, Третий рейх и католическая церковь . Лексингтонские книги. ISBN 978-0739132951 .
- Эммануэль, Исаак Сэмюэл (1955). «Еврейское образование на Кюрасао (1692–1802»). Публикации Американского еврейского исторического общества . 44 (4). Издательство Университета Джона Хопкинса: 215–236. JSTOR 43059858 .
- Эммануэль, Исаак С. Драгоценные камни евреев Кюрасао: Еврейство Кюрасао 1656-1957 гг . Нью-Йорк: Издательство Bloch Publishing Company, 1957.
- Голдиш, Жозетт Каприлес (17 октября 2002 г.). «Девочки, которых они оставили: еврейские женщины Кюрасао в девятнадцатом веке» (PDF) . Уолтем, Массачусетс: Университет Брандейса. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- Израиль, Джонатан И. «Евреи Кюрасао» в диаспорах внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мировые морские империи (1540-1740) . Лейден: Брилл 2002, стр. 511–532.
- Клоостер, Вим (1997). «Контрабандная торговля евреев Кюрасао со странами идолопоклонства, 1660-1800». Студия Розенталиана . 31 (1). Питерс: 58–73. JSTOR 41482354 .
- Колер, Макс Дж. (1897). «Евреи в Ньюпорте». Публикации Американского еврейского исторического общества . 6 (6): 61–80. JSTOR 43058640 .
- Мирельман, Виктор А. (октябрь 1971 г.). «Рецензируемая работа: История евреев Нидерландских Антильских островов Исаака С. Эммануэля, А. Сюзанны». Еврейские социальные исследования . 33 (4). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы: 320–323. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4466673 .
- Палдиэль, Мордехай (2000). Спасение евреев: удивительные истории мужчин и женщин, которые бросили вызов «окончательному решению» . Шрайбер. ISBN 1887563555 .
- Шейб, Ариэль (2012). «Кюрасао» . Еврейская виртуальная библиотека . Чеви Чейз, Мэриленд: американо-израильское кооперативное предприятие. Архивировано из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 2 ноября 2013 г.
- Сенн, Альфред Эрих (2007). Литва 1940: Революция сверху . Родопи. ISBN 978-9042022256 .
- «Евреи-ашкенази Кюрасао » Шаарей Цедек Кюрасао . Виллемстад, Кюрасао: Ашкеназская ортодоксальная еврейская община «Шаарей Цедек». 2009. Архивировано из оригинала 11 сентября. Получено 5 декабря.
- Токайер, Марвин; Сварц, Мэри (2004). План Фугу: нерассказанная история японцев и евреев во время Второй мировой войны . ООО Издательский дом «Гефен» ISBN 9652293296 .
- Лима, Бланка де (2019). «Сефардская торговая сеть на оси Кюрасао-Коро в 18 веке» . Ler História (на испанском языке) (74): 87–110. дои : 10.4000/lerhistoria.5105 . S2CID 198816075 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская община на Нидерландских Антильских островах. Архивировано 4 ноября 2013 г. в Wayback Machine , Всемирный еврейский конгресс.
- Евреи Кюрасао. Архивировано 10 августа 2020 г. в Wayback Machine , Музее еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- Сефардские евреи на Кюрасао и их роль в формировании папиаменту
- Происхождение сефардов Кюрасао и узы, которые скрепляли диаспору
- Хабад Кюрасао - Шаарей Цедек