Jump to content

История евреев на Кюрасао

(Перенаправлено из «Истории евреев на Бонэйре »)

Историю евреев . Кюрасао иммигранты можно проследить до середины 17 века, когда начали прибывать первые еврейские Первыми евреями на Кюрасао были еврейские иммигранты-сефарды из Нидерландов , Португалии и Испании . Эти иммигранты основали Конгрегацию Микве Исраэль-Эмануэль , старейшую постоянно используемую синагогу в Америке. Первым евреем, поселившимся на Кюрасао, был голландско-еврейский переводчик по имени Сэмюэл Коэн, прибывший на борту голландского флота в 1634 году. К середине 1700-х годов община была самой процветающей в Америке, и многие еврейские общины говорили на латыни. Америка, прежде всего в Колумбии и Венесуэле, возникла в результате притока евреев Кюрасао.

В 20 веке евреи-ашкенази из Восточной Европы иммигрировали на Кюрасао, основав свои традиции и школу. По состоянию на 2013 год еврейское население составляет около 350 человек.

В 1492 году евреи Испании , после многих лет преследований и насильственного обращения в католицизм, были изгнаны массово . Первоначально они искали убежища в соседней Португалии, но в конечном итоге распространились по Европе и в другие места с более крупным еврейским населением, такие как Бельгия, Греция, Италия, Турция и Голландия. [ 1 ] так много евреев-сефардов поселилось В Амстердаме из Испании и Португалии , что к 1700 году городская община стала крупнейшим еврейским центром в Западной Европе. Когда Голландская Вест-Индская компания начала разработку ресурсов Америки и была назначена ответственной за колонизацию, сефарды стали участвовать в качестве переводчиков и торговцев. Голландцы сначала переселились в колонии в Бразилии, ранее возглавлявшиеся португальцами, а затем распространились на другие португальские и испанские колонии в Карибском бассейне. [ 2 ]

Раннее заселение

[ редактировать ]
Синагога Микве Исраэль-Эмануэль в Виллемстаде, Кюрасао . Завершено в 1674 г.

В 1634 году голландцы свергли испанцев на острове Кюрасао, и последовала миграция. [ 3 ] Первый еврей на острове, Сэмюэл Коэн, был частью флота завоевателей и служил переводчиком голландскому командующему Йоханнесу ван Вальбеку . Первые сефарды начали прибывать в 1650-х годах, когда Жоао д'Илан возглавил около дюжины еврейских семей, чтобы основать Плантацию Де Хооп (Плантация надежды) в 1651 году. [ 4 ] Получив от Вест-Индской компании двухмильную полосу земли вдоль побережья, эти поселенцы основали общину Микве Исраэль с планом ведения сельского хозяйства. [ 3 ] [ 4 ] К ним присоединилась группа из примерно семидесяти колонистов, прибывших в 1659 году. [ 3 ] под патронажем Исаака да Кошты, который привез с собой свиток Торы в подарок от еврейской общины Амстердама . [ 4 ] В том же году было освящено первое кладбище Бет-Хаим, которое, вероятно, является старейшим еврейским кладбищем в Америке. [ 5 ]

В течение поколения поселенцы обратились к судоходству и торговле, поскольку почвенные условия на острове были неблагоприятны для земледелия. [ 3 ] Не имея возможности выращивать себе еду, колонисты начали торговать с близлежащими испанскими колониями в Колумбии и Венесуэле . [ 5 ] Их интересы распространялись на банковское дело и торговлю, [ 4 ] импорт товаров, таких как ткань, инструменты, посуда и оружие, от родственников в Европе и обмен или продажа их для получения продуктов питания, шкур, табака и древесины из других колоний. Изменение их работы также привело к переселению общины в обнесенный стеной город Виллемстад с легким доступом к гавани. Используя знакомые им архитектурные стили, эти купцы построили дома, похожие на те, которые они оставили в Амстердаме, с жилыми помещениями на верхних этажах и складами для товаров на нижних. [ 5 ] Их успех привел к тому, что они оказали поддержку другим сефардским общинам в Северной и Южной Америке. [ 4 ]

К 1674 году в Виллемстад переселилась настолько большая часть населения, что дом был переоборудован под место собраний прихожан. В том же году прибыл первый квалифицированный раввин общины ; Жозиу де Давид Пардо, голландский эмигрант и зять знатока Саула Торы Леви Мортейры . [ 6 ] Выросшая из первоначального учреждения, в 1690 году еврейская община приобрела новый дом для богослужений, который в 1703 году был заменен настоящей синагогой. [ 5 ] Часть еврейского населения эмигрировала в Ньюпорт, штат Род-Айленд , в 1694 году; историк Макс Дж. Колер предположил, что это произошло потому, что поселение Кюрасао оказалось «неуспешным» для некоторых семей, несмотря на его религиозные и гражданские свободы. [ 7 ]

Сообщество также наладило значительную экспортную торговлю текстилем и оборудованием для плантаций и открыло первые торговые пути острова в Венесуэлу для покупки какао . [ 8 ] Лишь немногие еврейские купцы были непосредственно вовлечены в работорговлю, несмотря на то, что это была основная экономическая деятельность Кюрасао. [ нужна ссылка ] Исключением был Фелипе Энрикес (1660–1718), еврейский торговец, который курировал перевалку более трех тысяч рабов через Кюрасао в Картахену в период с 1680 по 1701 год. [ 8 ] [ а ] Несмотря на эти коммерческие усилия, еврейские семьи оставались несколько беднее, чем их голландские протестантские коллеги. В налоговых отчетах 1702 и 1707 годов все еврейское население попадает в нижнюю половину доходов: 60 процентов семей относятся к самой низкой налоговой категории по сравнению с 50 процентами протестантов. [ 10 ]

восемнадцатый век

[ редактировать ]

Рост города продолжался, и поскольку внутри городских стен стало не хватать места, Отробанду заселили менее обеспеченные евреи, которые не могли позволить себе более высокую арендную плату в Виллемстаде. [ 5 ] В 1732 году была построена вторая синагога общины Микве Исраэль. У общины было много уникальных обычаев и ритуалов, таких как специальный черный талит, носил на Тиша бе-Ав который раввин , требование от человека, читающего Книгу Плача, носить черные туфли и использовать черный йад , а также отмечать блюдо на свадебной церемонии. бросив бокал с вином в блюдо. [ 4 ] Здание представляло собой уменьшенную версию португальской синагоги Амстердама и является старейшей существующей синагогой в Америке. [ 5 ] Для евреев Отробанды возникла проблема: пересечение гавани для посещения служб было нарушением запрета на работу в субботу; таким образом, в 1746 году еще одна синагога, Неве Шалом, была построена как фактический спутник Микве Исраэль. [ 5 ] К 1746 году община была крупнейшей еврейской общиной в Америке, насчитывая 270 семей. Два года спустя оно достигло пика и составило 280 семей, или около 1500 человек, члены которых щедро поддерживали еврейские учреждения Святой Земли и другие общины. [ 11 ]

На протяжении столетия еврейские семьи прочно закрепились в торговле и судовладении. [ б ] и были основой страхования и брокерской деятельности. В 1734 году 39 из 44 страховщиков Кюрасао были евреями; к 1790-м годам среди 25 торговых брокеров острова было 17 евреев. В начале восемнадцатого века еврейский торговец Даниэль Коэн Энрикес также занимал центральное положение в качестве сортировщика сортов табака перед его экспортом в Амстердам. [ 13 ]

К 1785 году около сорока процентов, или 1200, белого населения острова составляли евреи. [ 3 ] Когда произошла Французская революция , антимонархисты в Голландии выступили против Вильгельма V, принца Оранского , вынудив его отречься от престола. Французы открыли агента на Кюрасао, заставив многих представителей еврейской общины, поддерживавших Вильгельма V, снабжать свои корабли и предоставлять преференции французской торговле и товарам. Привнося и антисемитизм ранее неизвестный на острове , французы направили из Гваделупы эскадру для оккупации Кюрасао. Жители острова сформировали Национальную гвардию, в которую вошли еврейские офицеры Хаим Абинун де Лима, Рафаэль Альварес Корреа и Авраам Шалом Дельвалье, которая отразила вторжение. Под предлогом помощи островитянам в 1800 году вторглись британцы. Хотя еврейское руководство сопротивлялось, британцы удерживали плацдарм до 1816 года. Хотя британцы не могли вмешиваться в религиозную жизнь общины, их оккупация вызвала экономические потрясения в Кюрасао. [ 14 ]

К концу века более половины белого населения Кюрасао составляли евреи. Первоначально они в основном говорили по-португальски , но со временем многие говорили на папиаменту , добавляя португальские и ивритские слова к родному криолу . [ 4 ]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

Симон Боливар посетил остров в 1812 году, когда он еще находился под британским правлением. Он нашел убежище в еврейской общине в Отробанде и смог заручиться поддержкой своего движения за независимость благодаря взаимному презрению к испанскому правлению, которое он разделял с евреями Кюрасао. [ 14 ] Боливар вдохновил таких людей, как Давид Хаим де Моше Лопес Пенья, который служил полковником; Бенджамин Энрикес, ставший капитаном кавалерии; и Хуан де Сола, который командовал кавалерией в битве при Карабобо в 1821 году, чтобы присоединиться к его борьбе за независимость Латинской Америки . [ 15 ] К тому времени, когда голландцы вернули себе остров в 1816 году, еврейское население сократилось на пятнадцать процентов. Кроме того, соотношение полов было искажено из-за экономической ситуации. Поскольку мужчины не могли найти работу, они покинули остров, переехав на датский остров Сент-Томас или в Латинскую Америку , где страны начали обретать независимость и отменять законы инквизиции . [ 16 ] Поскольку ортодоксальным женщинам не разрешалось путешествовать без сопровождающего -мужчины , лишь немногие еврейские женщины покинули Кюрасао в тот же период, когда уезжали мужчины. [ 17 ] Рост еврейских общин Латинской Америки, прежде всего в Колумбии и Венесуэле, стал результатом притока евреев Кюрасао. [ 18 ]

Отток молодых еврейских мужчин привел к нехватке мужей для еврейских женщин Кюрасао. Не имея возможности путешествовать или выходить замуж за людей, не принадлежащих к своей вере, на острове появилась новая группа одиноких иждивенцев-женщин. С другой стороны, мигрирующие еврейские мужчины часто женились на нееврейских женщинах на новом месте жительства и отказывались от своей веры. [ 19 ] Евреи, оставшиеся на Кюрасао, женились внутри своей общины, как и те, кто мигрировал в места, где существовали другие еврейские общины, такие как остров Св. Фомы. Однако, поскольку к середине века число женщин в общине намного превосходило мужчин, только пятьдесят два процента еврейских женщин на Кюрасао вышли замуж. [ 20 ] Хотя краткий погром в Коро, Венесуэла, и ураган на острове Сент-Томас привели к притоку иммигрантов в период с 1855 по 1867 год, большинство этих иммигрантов покинули Кюрасао после восстановления нормальной жизни. [ 21 ]

Храм Эмануэля в Виллемстаде, Кюрасао . Завершено в 1867 году.

В 1864 году около трети еврейского населения Кюрасао отошло от ортодоксальной традиции и построило новую синагогу, Храм Эмануэля, которая придерживалась принципов реформистского еврейского движения . Освящали также на кладбище Берг-Альтена. [ 4 ]

К 1870-м годам образование еврейских женщин становилось все более важным на Кюрасао. Многие сефардские женщины посещали Colegio Colonial, школу, которой руководили Хосе Р. Энрикес и его жена, где они изучали арифметику, астрономию, этикет, общую религию, географию, языки, чтение и письмо вместе со студентами из Колумбии, Доминиканской Республики и Венесуэлы. . [ 22 ] Эти образованные женщины, у которых было мало возможностей трудоустройства, обратили свое внимание на благотворительные социальные проекты. Один из таких проектов был инициирован Ребеккой Коэн Энрикес , которая возглавила члены «Club Entre Nous» для строительства парка Королевы Вильгельмины в 1899 году. [ 22 ]

Двадцатый век

[ редактировать ]

В 1926 году группа евреев-ашкенази , в основном из Румынии , поселилась на Кюрасао. [ 23 ] Эти восточноевропейские евреи из исторической области Бессарабии изначально не направлялись в Карибский бассейн. Квоты в Соединенных Штатах после Первой мировой войны перенаправили большое количество иммигрантов в Латинскую Америку; однако, когда корабли остановились на Кюрасао, некоторые иммигранты остались, посчитав это мирным. Первыми мигрантами были мужчины, которые находили себе невест либо со своей родины, либо из близлежащих общин Колумбии и Венесуэлы. Многие из них были ремесленниками или торговцами и в начале своего поселения покупали товары у сефардских оптовиков, которые затем продавали вразнос по сельским районам острова. [ 24 ]

10 мая 1940 года правительственные власти Кюрасао конфисковали все немецкие корабли в ответ на вторжение Германии в Нидерланды . был создан лагерь для интернированных На соседнем Бонайре экипажей, состоявший из почти 500 человек и других лиц, считавшихся врагами государства, которые содержались под стражей до окончания войны. В честь антильцев, погибших во время Второй мировой войны, был установлен памятник, в котором перечислены 162 имени. Один из них, Джордж Мадуро , служил офицером запаса в голландской армии, присоединился к сопротивлению после капитуляции голландцев и помогал сбитым пилотам союзников в побеге, прежде чем был арестован и убит в Дахау . Мадуродам , парк в Гааге, был построен в честь его жизни. [ 4 ]

«Визы Кюрасао»

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны Кюрасао сыграл косвенную роль в спасении евреев из оккупированной нацистами Литвы . В июле 1940 года, после советского захвата стран Балтии , Натан Гутвирт, гражданин Нидерландов, обучавшийся в ешиве Тельше , искал способ покинуть Литву из-за отсутствия дипломатических отношений между Советским Союзом и Голландией. Гутвирт попросил у посла Нидерландов в Литве Л.П.Дж. де Деккера визу в голландскую колонию Кюрасао, откуда он надеялся продолжить путь в Соединенные Штаты. де Деккер сообщил ему, что Кюрасао не требует никакой въездной визы для граждан или неграждан, а только разрешение на посадку, подписанное губернатором. Понимая, что это способ помочь другим евреям бежать из Литвы, де Деккер поручил всем голландским консулам поставить штамп в любом паспорте или документе, удостоверяющем личность, принадлежащем любому беженцу, со следующим заявлением:

Королевская миссия Нидерландов в Риге настоящим заявляет, что для въезда иностранцев в Суринам, Кюрасао и другие голландские владения в Америке виза не требуется.

опуская часть о разрешении на посадку. [ 25 ] [ 26 ]

Раввин Зерах Вархафтиг , польский сионистский лидер, услышал об этой схеме и договорился с временным голландским консулом в Каунасе , бизнесменом Яном Звартендейком , о выдаче «виз Кюрасао» всем, кто их запросит. [ 27 ] Не получив разрешения голландской дипмиссии в Риге , [ 28 ] Звартендейк выдал 2200 виз Кюрасао в период с 24 июля по 2 августа 1940 года, за день до закрытия его офиса Советским Союзом. [ 29 ]

Хотя Советы согласились соблюдать визы Кюрасао, они настаивали на том, чтобы у владельцев виз также была транзитная виза в страну за пределами России. В этот момент на сцене появился японский консул в Каунасе. [ 29 ] Чиуне Сугихара искал способ помочь литовским евреям бежать в Японию в соответствии с планом Фугу . Сугихара работал вместе со Звартендейком над выдачей 2200 транзитных виз в Японию с Кюрасао в качестве конечного пункта назначения. [ 29 ] С этими визами евреи смогли получить выездные визы от советского правительства и проехать по Транссибирской магистрали до Владивостока , пункта назначения Кобе , Япония. Ни один из обладателей виз на самом деле не добрался до Кюрасао. [ 30 ] [ 31 ]

Послевоенный

[ редактировать ]

В 1964 году общины Микве Исраэль и Храм Эмануэля объединились, согласившись следовать ритуалам Реконструктивистского еврейского движения , чтобы сохранить традиции обеих общин. [ 4 ] В конце 1960-х годов некоторые евреи-ашкенази уехали после того, как стали объектом беспорядков. Другие уехали в 1980-е годы, когда экономический спад и девальвация венесуэльской валюты сделали миграцию в Соединенные Штаты более привлекательной. [ 24 ]

На Кюрасао остается около 350 евреев. Они поддерживают Еврейский культурно-исторический музей, который соединен с синагогой Микве Исраэль-Эмануэль. В музее хранятся религиозные артефакты, в том числе миква 1729 года и восемнадцать исторических Тор. Община также управляет объединенной школой, Общинной еврейской школой, которой управляют обе общины: Микве Исраэль-Эмануэль и Шарей Цедек. [ 4 ] С 2017 года Шаарей Цедек возглавляет раввин Хабада, обслуживающий местную еврейскую общину и туристов. Синагога открыта для еженедельных служб и проводит различные мероприятия, такие как субботние ужины, праздничные службы и образовательные занятия. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Работорговля Энрикеса была разрушена в 1702 году во время Войны за испанское наследство , когда он объявил себя сторонником эрцгерцога Карла на испанском престоле, в то время как власти Картахены поддержали конкурирующие претензии Филиппа Анжуйского . Он был арестован в Картахене по обвинению в торговле оружием; обвинение, которое позже было расширено до обвинения перед испанской инквизицией в том, что он совершил кощунство, выполняя еврейские ритуалы. Португальский работодатель Энрикеса оплатил его освобождение до суда по любому из дел; он умер на Кубе в 1718 году. [ 9 ]
  2. ^ Влияние еврейских торговцев на судостроение очевидно в названиях, данных многим судам, построенным на Кюрасао в восемнадцатом веке, включая шхуны Масалтоб , Авраам эн Исаак , Батсеба и Бекеерде Джуд . [ 12 ]
  1. ^ Золотой 2002 , с. 4.
  2. ^ Голдиш 2002 , стр. 4–5.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Золотой 2002 , с. 5.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шейб 2012 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кассерес 2000 .
  6. ^ Эммануэль 1955 , с. 216-217.
  7. ^ Колер 1897 , с. 63-64.
  8. ^ Перейти обратно: а б Клоостер 1997 , с. 63-65.
  9. ^ Клоостер 1997 , с. 72.
  10. ^ Клоостер 1997 , с. 67.
  11. ^ Мирельман 1971 , с. 320.
  12. ^ Клоостер 1997 , с. 65.
  13. ^ Клоостер 1997 , с. 61.
  14. ^ Перейти обратно: а б Арбелл 2002 , с. 159.
  15. ^ Арбелл 2002 , с. 160.
  16. ^ Голдиш 2002 , стр. 6–7.
  17. ^ Золотой 2002 , с. 8.
  18. ^ Мирельман 1971 , с. 322.
  19. ^ Голдиш 2002 , стр. 10–11.
  20. ^ Золотой 2002 , с. 17.
  21. ^ Голдиш 2002 , стр. 17–18.
  22. ^ Перейти обратно: а б Золотой 2002 , с. 19.
  23. ^ Мирельман 1971 , с. 321.
  24. ^ Перейти обратно: а б Шаарей Цедек 2009 .
  25. ^ Токайер и Сварц 2004 , стр. 29–30.
  26. ^ Палдиэль 2000 , с. 76.
  27. ^ Палдиэль 2000 , стр. 76–77.
  28. ^ Палдиэль 2000 , с. 77.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Сенн 2007 , стр. 230.
  30. ^ Саймет 2012 , с. 182.
  31. ^ Палдиэль 2000 , с. 314.
  32. ^ «Хабад Кюрасао – Шаарей Цедек» . Хабад Кюрасао . Проверено 12 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d67a513e2174e225cf0af3bcb8965a15__1716624900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/15/d67a513e2174e225cf0af3bcb8965a15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Curaçao - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)