Саул Леви Мортейра
Саул Леви Мортейра | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 1596 г. |
Умер | 10 февраля 1660 г. | (63–64 года)
Религия | иудаизм |
Саул Леви Мортейра или Мортера ( ок. 1596 — 10 февраля 1660) был раввином в Амстердаме . Он родился в Венеции , поэтому не был ни сефардским , ни ашкеназским евреем. Он стал заметной фигурой в городской общине изгнанных португальских евреев. Его полемические сочинения против католицизма имели широкое распространение. [1] [2] [3]
Жизнь
[ редактировать ]Мортейра был учеником выдающегося итальянского раввина Леона де Модены . В испанском стихотворении Даниэль Леви де Барриос говорит о нем как о уроженце Германии (« de Alemania natural »). С тринадцати лет Мортейра сопровождал Элайджу Монтальто в Париж и служил его секретарем в Лувре до 1616 года. Когда Монтальто умер, Мортейра сопроводил тело врача из Франции в Амстердам, где была открыто создана еврейская община, и он мог иметь еврейское захоронение. [4] [5] В Амстердаме он женился на бедной еврейской сироте, чье приданое было предоставлено еврейской благотворительной организацией для бедных женщин. Такая модель брака была типична для раввинов Амстердама того времени. Раввины не были желательными кандидатами для вступления в брак с богатыми сефардскими семьями. Тот факт, что Мортейра был выходцем из Венеции, а не евреем-сефардом, также мог иметь значение, несмотря на его выдающееся положение как раввина. [6]
Сефардская конгрегация Бет Яакоб («Дом Иакова») в Амстердаме избрала его хахамом вместо Моисея бен Аройо . [7] Мортейра был основателем общинной школы Кетер Тора, в высшем классе которой преподавал Талмуд и еврейскую философию . Он был старшим раввином, когда три амстердамские общины объединились в 1639 году, превзойдя Менассию Бен Исраэля и получая ежегодное вознаграждение в размере 600 гульденов. У двух раввинов были сильные разногласия. Мортейра был ярым антихристианином, а Бен Исраэль стремился преодолеть религиозный разрыв между евреями и христианами, особенно несогласными протестантами. Их вражда побудила к вмешательству Махамада , политического органа общины, чтобы не допустить, чтобы споры раввинов стали открытыми и стали источником нестабильности в общине. [8] Среди его наиболее известных учеников были Моисей Закуто , Авраам Коэн Пиментель и Барух Спиноза .
Мортейра был обеспокоен тем, что члены общины нарушают еврейский закон и ставят под сомнение авторитет раввинов. Он инициировал расследование против врача Даниэля де Прадо (также известного как доктор Хуан де Прадо, родившегося в Андалусии около 1614 г.). [9] которые придерживались деистических убеждений, и Даниэль де Рибейра, каталонец, принявший иудаизм, а затем отступивший от него. [10] Оба «придерживались уничижительного и циничного взгляда на Закон Моисея», сомневались в божественной природе Священного Писания и выступали против бессмертия души. Их взгляды повлияли на Спинозу. [11] Мортейра и Исаак да Фонсека Абоаб ( Манассия бен Исраэль находился в то время в Англии) были членами Махамада , который 27 июля 1656 года издал указ о череме (отлучении) Спинозы. [7]
Работает
[ редактировать ]Некоторые из учеников Мортейры опубликовали Гибит Шауль (Амстердам, 1645 г.), сборник из пятидесяти проповедей по Пятикнижию , выбранных из 500 дерасотов, написанных Мортейрой. [12]
Мортейра написал на испанском языке «Трактадо де ла Вердад де ла Лей» (переведенном на иврит Исааком Гомесом де Госа под названием « Торат Мощ» , в 66 главах), апологетику иудаизма и нападки на христианство . Этот труд (отрывки из которого приведены в «Жаке Баснаже» , «Histoire de la Religion des Juifs» ) и другие сочинения Мортейры, посвященные бессмертию, откровению и т. д., все еще находятся в рукописи.
Были опубликованы полемические проповеди Мортейры на иврите против католической церкви: [13] но его португальские сочинения против кальвинизма остались неопубликованными. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1997, стр. 165.
- ^ Мешулан, Генри (1991) Быть евреем в Амстердаме во времена Спинозы , стр. 178
- ^ «Саул Леви Мортера и его трактат об истине Закона Моисея, Брага, 1988».
- ^ Бодиан, Евреи еврейской нации , 165.
- ^ Попкин, Ричард Х. (1991). Третья сила в мышлении семнадцатого века . Лейден: Брилл. п. 155.
- ^ Бодиан, Евреи португальской нации , 170, примечание 4.
- ^ Jump up to: а б Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Дойч, Готард; Мангеймер, С. (1905). «Мортейра (Мортера), Саул Леви» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 37.
- ^ Израиль, Джонатан И. Спиноза, Жизнь и наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2023, 53–54, 65.
- ↑ Израиль, Джонатан, Спиноза, Жизнь и наследие , 54.
- ^ Израиль, Спиноза , 56-57.
- ^ Светчински, Дэниел М. Неохотные космополиты: португальские евреи Амстердама семнадцатого века . Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2000, 271–74.
- ^ Исследования еврейских рукописей Джозеф Дан, Клаус Херрманн, Йоханна Хорнвег Страница 171 1999 «Таким образом они собрали материал в надежде, что их коллекция побудит Мортейру дать согласие на публикацию. В конце концов он решил поддержать проект.
- ↑ Изгнание в Амстердаме: проповеди Саула Леви Мортейры перед собранием Марк Саперштейн Страница 254 2005 «Хотя Мортейра говорил по-португальски и публиковался на иврите, оскорбительные или дерзкие заявления могли стать известны ... также голландскому кальвинизму, основная направленность полемики Мортейры в своих проповедях выступает против католической церкви.
- ^ Ежегодные тома Еврейского союзного колледжа 70-71 Дэвид Филипсон - 2001 «Только позже, в своей неопубликованной португальской полемической работе о вечности Торы, Мортейра взял дубину против самого Кальвина. 9 Почему было важно полемизировать против формы христианства, что члены его».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герман Принс Саломон: «Хахам Саул Леви Мортера и красная корова» (Pará Adumá), стр. 83–104
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Дойч, Готард; Мангеймер, С. (1905). «Мортейра (Мортера), Саул Леви» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 37. Библиография:
- Ауэрбах, Бертольд , Сочинения Спинозы , т. я, стр. XXIV. и далее, Штутгарт, 1871 г.;
- Азулай, CJD , Шем ха-Гедолим , II.17, Варшава, 1876 г.;
- Исаак Бенджакоб , Осар ха-Сефарим , с. 93;
- Фрейденталь, Якоб , «История жизни Спинозы» , стр. 4–11, 113–114 и др., Лейпциг, 1899;
- - Спиноза, Его жизнь , 1904, i;
- Фюрст, Юлиус , Bibliotheca Judaica II.391;
- Грец, Генрих , История евреев ix.503; х.9-11, 169, 175, там же 1868;
- Кайзерлинг, Мейер , История евреев в Португалии , стр. 275, 310, ib 1867 (доступно здесь );
- Штайншнейдер, Мориц , Каталог еврейских книг в Бодлианской библиотеке, столбцы. 2508–2509;
- Вольф, Иоганн Кристоф , Bibliotheca Hebræa .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Солом Леви Мортейрой, на Викискладе?