Моисей бен Мордехай Сакуто
Моисей бен Мордехай Сакуто ( ок. 1625 – 1 октября 1697), также известный под еврейским акронимом РаМа"З , был раввином, каббалистом и поэтом. Закуто, родившийся в семье португальских марранов в Амстердаме, изучал еврейские предметы под руководством Саул Леви Мортейра (элегия Закуто о смерти последнего была опубликована Д. Кауфманом в REJ , 37 (1898), 115). Он также изучал светские предметы, такие как латинский язык. Будучи учеником Мортейры, он также мог изучать светские предметы. В юности еще в Амстердаме я был сокурсником Баруха Спинозы . [ 1 ]
Путешествия
[ редактировать ]Он с юности был склонен к мистицизму и одно время постился сорок дней, чтобы забыть латынь выученную им , так как, по его мнению, она не могла примириться с каббалистическими истинами. Чтобы продолжить изучение Талмуда , он отправился из Амстердама в Польшу , как явствует из рекомендательного письма, которое он дал в Венеции в 1672 году делегатам, приехавшим в Италию для сбора денег для угнетенных польских общин. [ 2 ] Он намеревался совершить паломничество в Палестину , но по дороге его уговорили остаться раввином в Венеции, где он пробыл, за исключением недолгой резиденции в Падуе , с 1645 года до лета 1673 года. [ 3 ] Затем его призвали в Мантую с фиксированным жалованьем в 300 дукатов, и он оставался там до своей смерти двадцать четыре года спустя. Его эпитафия дана Вольфом. [ 4 ] и Ландсхут. [ 5 ]
Мистические занятия
[ редактировать ]Раввин Закуто с большим усердием занимался изучением Каббалы под руководством ученика Хаима Виталя Бенджамина ха-Леви, приехавшего в Италию из Цфата ; и это оставалось главным занятием его жизни. Он основал семинарию по изучению Каббалы, и его любимые ученики, Бенджамин ха-Коэн и Авраам Ровиго , часто месяцами навещали его в Венеции или Мантуе, чтобы исследовать каббалистические тайны. Он сочинил сорок семь литургических стихотворений, главным образом каббалистических, перечисленных Ландсхутом. [ 6 ] Некоторые из них были напечатаны в праздничных гимнах Хен Кол Хадаш под редакцией Моисея Оттоленги ( Амстердам , 1712 г.), а другие были включены в различные молитвенники. [ нужна ссылка ]
Он также написал покаянные стихи ( Тиккун Шовавим, Венеция, 1712; Ливорно , 1740) для службы вечером перед Рош Ходеш , а также молитвы в честь Хошана Рабба и подобных случаев, все в духе Каббалы. Он также написал стихотворение, содержащее тысячу слов, каждое из которых начинается с буквы א, Элеф Альпин ; [ 7 ] длинная поэма «Тофте Арух», или «Inferno Figurato» (Венеция, 1715, 1744), в которой он изображает адские наказания; и старейшая драматическая поэма на иврите , которую А. Берлинер впервые отредактировал под названием «Йесод 'Олам» ( Берлин , 1874). [ нужна ссылка ]
В свою «Шоршей ха-Шемот» ( «Книга корней имен ») он включил длинные цитаты фесского каббалиста Р'Исайи Бакиша (16-17 вв.) [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]- Хен Кол Хадаш (гимны), изд. Моисей Оттоленги (Амстердам, 1712 г.)
- Тиккун Шовавим (стихи), Венеция, 1712 г.; Ливорно, 1740 г.
- Шудда де Дайяне, руководство для принятия решений по коммерческому праву (Мантуя, 1678 г.; перепечатано в Ха-Горене, III. 181 и след.)
- Ḳol haReMeZ (опубликовано посмертно), комментарий к Мишне (которую он знал наизусть) с разъяснениями комментариев Бертиноро и других (Амстердам, 1719 г.)
- Сборник респонсов с решениями современников (Венеция, 1760 г.)
- Иггерот хаРеМеЦ, содержащий письма каббалистического содержания, написанные им самим и другими, а также его стихотворение «Элеф Альпин» (Ливхорн, 1780 г.)
- Yesod Olam (Berlin, 1874)
- Он также отредактировал и исправил Зоар (Венеция, 1663 г.) и другие сочинения. Значительное количество его работ, таких как комментарии к Иерусалимскому Талмуду , проповеди и каббалистические сочинения, по состоянию на 1906 год до сих пор не опубликованы.
- Шоршей аШмот ( Книга корней имен ), XVII век (евр.). Эд. Негора, гр. 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шолем, Гершом и Джозеф Михман (2007). «Закуто, Моисей бен Мордехай». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 21 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 435–437. ISBN 978-0-02-866097-4 – через Виртуальную справочную библиотеку Гейла .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ В письме, очевидно, конкретно упоминается ешива в Позене .
- ↑ В исходной статье Еврейской энциклопедии упоминается тот факт, что у него, похоже, был (старший?) брат по имени Неемия, в чьей резиденции в Венеции Мозес Закуто, возможно, останавливался на некоторое время, когда он впервые туда прибыл. Гершом Шолем в статье EJ упоминает также о возможном кратковременном пребывании в Вероне .
- ^ Библия. Евр. iv. 1200
- ^ Аммудей ха-Авода, с. 215
- ^ ЖК, стр. 216 и след.
- ^ напечатано с комментарием в конце Iggerot ha-ReMeZ, стр. 43 и след.
- ^ См. ред. 2010: Том 1, 6–79, с. 234; 30-28, с. 379; 40-35, с. 373; 40-52, с. 801; 90-2-5, с. 477а-478б; 90-5
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЗАКУТО, МОИСЕЙ БЕН МОРДЕХАЙ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Азулай , Шем ха-Гедолим, т.е. 153;
- Дэниел Леви Де Барриос , «Древо жизней», с. 78;
- Делич , Об истории еврейской поэзии, стр. 72 и далее, Ха-Горен, iii. 175 и последующие;
- Генрих Гретц , владелец бизнеса ix. 201 и последующие, х. 170;
- Грациадио Непи — Мордехай Гиронди , Толедот Гедоле Исраэль , с. 225;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. столбцы. 1989–1992 годы;
- Цунц , Литератург. стр. 440 и последующие:
- Юлиус Фюрст , Библ. Джуд iii. 201 и последующие;
- Джозеф Зеднер , кот. Евр. Книги Брит. Мышь стр. 588 и последующие.