Jump to content

Менахем Зиемба

Менахем Зиемба
Менахем Зиемба
Персональный
Рожденный ( 1883-09-15 ) 15 сентября 1883 г.
13 элула 5643 года (даты на иврите)
Умер 24 апреля 1943 г. ( 1943-04-24 ) (59 лет)
Религия иудаизм
Национальность Польский
Ярцайт 19 апреля 5703 г.

Раввин Менахем Зиемба (1883–1943) ( иврит : מנחם זמבה ) был выдающимся раввином до Второй мировой войны , известным как талмудический гений и вундеркинд . Известно, что он свободно владеет всем Талмудом , а также многими произведениями более поздних раввинов, таких как раввин Джозеф Розен и раввин Меир Симха из Двинска . Был застрелен немцами в Варшавском гетто .

Биография

[ редактировать ]

Раввин Зиемба родился в Праге , пригороде Варшавы , в 1883 году. [ 1 ] Его отец, Элазар, умер, когда Менахем был еще маленьким мальчиком, и сироту воспитывал его дед раввин Авраам Зиемба. Рабби Авраам был хасидом Коцкер Ребе и учеником Чидушей Харима , а теперь был последователем Сфас Эмес из Гура .

Раввин Зиемба был воспитан в хасиде Геррер своим дедом и оставался верным хасидом всю свою жизнь. Даже годы спустя, когда он был всемирно известен как знаток Торы , Посек и мастер хасидской мысли, он все еще считал себя простым хасидом ребе Гера . Когда он посетил Гера, его назвали по имени и он отказался сидеть за главным столом Ребе - честь, предназначенная для известных посетителей.

Когда раввин Зиемба вырос в Варшаве, он приобрел репутацию выдающегося Талмида Хахама (ученого) и ослепительного гения. Он поддерживал уникальную переписку с Гаоном Рогачевым , пылкой личностью, не известной ни своей терпимостью к посредственности, ни толерантностью к младшим школьникам.

В восемнадцать лет раввин Зиемба женился на дочери богатого местного купца. Таким образом, он смог беспрепятственно изучать Тору в течение следующих двадцати лет. [ 2 ] время, которое он запомнил как самые счастливые годы своей жизни. Его слава распространилась дальше, привлекая внимание раввина Меира Симхи из Двинска и других. Однажды он признался, что в этот золотой период написал более 10 000 страниц новелл Торы.

Когда его тесть умер, раввин Зиемба счел необходимым помогать в магазине бывшего, чтобы продолжать поддерживать свою семью. Он отклонил многочисленные предложения стать раввином во многих городах и поселках, в том числе главного раввина Иерусалима и раввина Люблина. [ 2 ] говоря, что у него было больше времени на учебу во время работы, чем у общинного раввина.

Однако по просьбе своего возлюбленного Геррера Ребе раввин Зиемба занялся общественными делами. В 1935 году он был назначен представителем Праги в Совете Кегилы в Варшаве. [ 2 ] Между 1930 и 1935 годами мировая экономическая депрессия затронула раввина Зиембу. Его магазин был вынужден закрыться. Ему предложили престижную должность раввина Иерусалима . главного [ нужна ссылка ] но отказался. После безвременной смерти раввина Меира Шапиро раввину Зиембе была предложена должность его преемника как раввина Люблина , так и рош-ешивы иешивы Хачмей Люблин . [ нужна ссылка ] По неизвестным причинам этого так и не произошло.

В 1935 году он вместе с раввином Яаковом Майером Бидерманом , зятем Геррер Ребе, и раввином Авраамом Вайнбергом был назначен в Варшавский раввинат. [ 1 ] став одним из ведущих представителей ортодоксального еврейства в Польше . Помимо своей вновь обретенной политической известности, раввин Зиемба стал очень важным галахическим советником, отвечая на вопросы со всего мира, а также из Польши.

Раввин Зиемба также принимал активное участие в деятельности « Агудас Исроэль» на раннем этапе. На его первой Кнессии Гедоле (великом собрании) ему еще не исполнилось сорока, когда его выбрали на должность почетного секретаря в Моэцес Гедолей ХаТора . На второй Кнессии Гедолы раввин Хаим Озер Гродзенский согласился стать председателем Мецес Гедолей ХаТора только в том случае, если раввин Зиемба продолжит занимать свою должность, в то время как сорокапятилетний раввин Зиемба чувствовал себя слишком молодым и стремился оставайтесь на заднем плане. На третьем Кнессии Гедоле в 1937 году в Мариенбаде , Австрия , который стал свидетелем последнего массового собрания европейского православия перед Холокостом , раввин Зиемба был на пике своей славы. Он дважды выступал перед всем собранием, и каждый раз его встречали тишиной и трепетом.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В январе 1943 года на встрече еврейского руководства Варшавы раввин Зиемба заявил, что традиционное мученичество (Кидуш ха-Шем – освящение Божественного имени) больше не является вариантом ответа на немецкие преследования. Он заявил, что «освящение Божественного Имени» должно осуществляться через сопротивление врагу. Он сказал группе лидеров гетто:

«В настоящее время мы столкнулись с заклятым врагом, чья беспрецедентная безжалостность и цели полного уничтожения не знают границ. Галаха [еврейский закон] требует, чтобы мы сражались и сопротивлялись до самого конца с непревзойденной решимостью и доблестью ради освящения Божественного Имени». [ 1 ]

С началом Второй мировой войны и вторжением Германии в Польшу раввин Зиемба стал единственной и наиболее важной силой в Варшавском гетто. В самые мрачные дни отчаяния он был источником надежды, оптимизма и вдохновения. Он организовал секретные места для изучения Торы и с большим риском для себя постоянно посещал эти тайные места, чтобы укрепить тех, кто там учился. Его жена умерла в гетто. Раввин Зиемба был одним из немногих раввинских лидеров, призывавших к вооруженному сопротивлению. Он переопределил традиционное мученичество «Кидуш ха-Шем» как «Кидуш ха-Хаим», освящение жизни. По словам ученого Песаха Шиндлера, раввин Зиемба резюмировал свою идею Кидуш ха-Хаим, когда умолял евреев оказать сопротивление прямо перед восстанием в Варшавском гетто в апреле 1943 года:

«Таким образом, исходя из авторитета Торы Израиля, я настаиваю на том, что смерть еврея не имеет абсолютно никакой цели и какой-либо ценности для Кидуш Хашем. Кидуш Хашем в нашей нынешней ситуации воплощается в желании еврея жить. Эта борьба за стремление и стремление к жизни является мицвой, которую следует реализовать посредством некамы, мести, месирас нефеш и освящения разума и воли». [ 3 ]

Раввину Зиембе предоставили две возможности сбежать из гетто. [ 1 ] Благодаря усилиям Хаима Исраэля и семьи Штернбух из Швейцарии ему прислали коста-риканский паспорт и документы о гражданстве. Однако его фамилия была написана с ошибкой — Зимбер вместо Зиемба. Этого было достаточным оправданием для признания его документов недействительными.

В ходе другого инцидента раввин Зиемба вместе с двумя другими выжившими членами Варшавского раввината, раввином Шимшоном Штохамером и раввином Давидом Шапиро, были внезапно вызваны в юденрат . Им сказали, что католическая церковь готова их спасти. Все трое отказались ехать, заявив, что существование раввината дает евреям силы продолжать свою деятельность, хотя в такой формальности больше нет необходимости.

Раввин Зиемба учредил комитет по обеспечению Песаха жителей гетто продуктами для . Он находился под постоянным наблюдением властей и поэтому не мог лично участвовать в подполье гетто. Однако, когда понадобились деньги для приобретения боеприпасов, он первым сделал пожертвование и добавил к этому движению сопротивления личные благословения .

Он был одним из трех последних оставшихся раввинов в Варшавском гетто вместе с раввином Шимшоном Штокхамером (Самсон Стокхаммер) и раввином Давидом Шапиро. Незадолго до начала восстания в Варшавском гетто архиепископ Варшавский предложил трем раввинам убежище в своем дворце. После краткого обсуждения все трое отказались от предложения, не желая покидать евреев гетто. [ 2 ]

Восстание в Варшавском гетто началось незадолго до Песаха. Пока вокруг него бушевала битва, раввин Зиемба готовился к предстоящему празднику, как ни в чем не бывало. Вечером бои прекратились, и Зиемба провел седер, как будто времена были нормальные.

Следующие несколько дней были проведены в укрытиях, наблюдая за горящим гетто. Немцы методично разрушали гетто, дом за домом, чтобы сломить сопротивление. Среди горящих были дома в районе Купецкой, 7, в том числе дом, где прятался Зиемба.

Когда воздух был пропитан дымом и почти невозможно было дышать, Зиемба и сопровождавшие его люди решили попытаться перебежать улицу мимо эсэсовцев , вооруженных пулеметами , к зданию, где скрывался «Воля Рав», раввин Бер.

Во время кратковременного затишья в стрельбе, когда казалось, что это безопасно, дочери Зиембы Розе удалось первой перебежать дорогу, а затем махнуть рукой остальным. Ее сигнал был неправильно понят. Полагая, что это безопасно, Зиемба, держа за руку своего пятилетнего внука Янкеле Бера, попытался бежать изо всех сил. Раздались дикие крики и стрельба. Зиемба упал на пол; [ 4 ] остальные отступили под жестоким нападением.

Весть о смерти раввина быстро распространилась по всем окрестным укрытиям. собралось немало Несмотря на большую опасность, миньяним . Был создан Бет Дин , который решил временно похоронить раввина в могиле во дворе дома Купецкой, 4. Когда гетто было окончательно ликвидировано, все его ближайшие родственники были вывезены в Треблинку, где они все и погибли.

Постскриптум

[ редактировать ]

В 1958 году, узнав, что польское правительство планирует восстановить территорию гетто, где находилась могила раввина Зиембы, его племянники раввин Авраам и раввин Ицхок Меир Зиемба (которые были с ним до самого конца) и другие приложили огромные усилия для эксгумации его тело и доставьте его в Израиль . После нескольких недель работы геодезистов и других специалистов его могила наконец была найдена — все достопримечательности, которые помнили выжившие, были за это время уничтожены. Его тело было доставлено самолетом в Израиль, и после похорон, на которых присутствовали все Моэцы Гедолей ха-Тора и десятки тысяч людей, его наконец похоронили на Хар-ха-Менухот .

Работает

[ редактировать ]
  • Тотцос Хаим , труд о законах соблюдения Шаббата , написанный в честь тестя раввина Зиембы, умершего в 1920 году.
  • Зера Авраам (семя Авраама ), переписка между раввином Зиембой и раввином Авраамом Люфтибером из Варшавы, зятем рава Меира Симхи из Двинска, который умер в очень молодом возрасте.
  • «Гур Арье Иегуда» , книга новелл Моше Иегуда Арье, выдающегося сына раввина Зиембы, умершего в возрасте 19 лет в 1924 году. В ней также содержится переписка между отцом и сыном.
  • Он написал труды о Сифре и Сифри, и они называются Оцар Хасифра и Оцар Хасифри.

Десятки тысяч страниц произведений раввина Зиембы были уничтожены при сожжении Варшавского гетто. Среди них был трактат обо всем Рамбаме под названием «Махазе Хамелех» , другой о Талмуде Йерушалми под названием «Менахем Йерушалаим» , а также сотни респонсов и новелл о Бавли , Шулхан Арухе , Мидраше и многих других частях Торы. Эти произведения были потеряны для потомков .

  1. ^ Jump up to: а б с д «Последний раввин Варшавского гетто – сионист?» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 30 июля 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Московиц, раввин Филипп. «Мир, который когда-то был: рав Менахем Зиемба» (PDF) . Проверено 30 июля 2020 г.
  3. ^ «Кошерный книжный червь. 70-я ярцайт мученической кончины раввина Менахема Зиембы: дань уважения наследию Варшавского гетто» . Еврейская звезда . 21 марта 2013 года . Проверено 30 июля 2020 г.
  4. ^ Шелег, Яир (16 января 2007 г.). «Величайшая трагедия, которую мы когда-либо пережили» . Гаарец .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Менахемом Зиембой, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a731bbe699c8ff1cf75821524bc6423f__1695816660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/3f/a731bbe699c8ff1cf75821524bc6423f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Menachem Ziemba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)