Менахем Зиемба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |
Менахем Зиемба | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 13 элула 5643 года (даты на иврите) | 15 сентября 1883 г.
Умер | 24 апреля 1943 г. | (59 лет)
Религия | иудаизм |
Национальность | Польский |
Ярцайт | 19 апреля 5703 г. |
Раввин Менахем Зиемба (1883–1943) ( иврит : מנחם זמבה ) был выдающимся раввином до Второй мировой войны , известным как талмудический гений и вундеркинд . Известно, что он свободно владеет всем Талмудом , а также многими произведениями более поздних раввинов, таких как раввин Джозеф Розен и раввин Меир Симха из Двинска . Был застрелен немцами в Варшавском гетто .
Биография
[ редактировать ]Раввин Зиемба родился в Праге , пригороде Варшавы , в 1883 году. [ 1 ] Его отец, Элазар, умер, когда Менахем был еще маленьким мальчиком, и сироту воспитывал его дед раввин Авраам Зиемба. Рабби Авраам был хасидом Коцкер Ребе и учеником Чидушей Харима , а теперь был последователем Сфас Эмес из Гура .
Раввин Зиемба был воспитан в хасиде Геррер своим дедом и оставался верным хасидом всю свою жизнь. Даже годы спустя, когда он был всемирно известен как знаток Торы , Посек и мастер хасидской мысли, он все еще считал себя простым хасидом ребе Гера . Когда он посетил Гера, его назвали по имени и он отказался сидеть за главным столом Ребе - честь, предназначенная для известных посетителей.
Когда раввин Зиемба вырос в Варшаве, он приобрел репутацию выдающегося Талмида Хахама (ученого) и ослепительного гения. Он поддерживал уникальную переписку с Гаоном Рогачевым , пылкой личностью, не известной ни своей терпимостью к посредственности, ни толерантностью к младшим школьникам.
В восемнадцать лет раввин Зиемба женился на дочери богатого местного купца. Таким образом, он смог беспрепятственно изучать Тору в течение следующих двадцати лет. [ 2 ] время, которое он запомнил как самые счастливые годы своей жизни. Его слава распространилась дальше, привлекая внимание раввина Меира Симхи из Двинска и других. Однажды он признался, что в этот золотой период написал более 10 000 страниц новелл Торы.
Когда его тесть умер, раввин Зиемба счел необходимым помогать в магазине бывшего, чтобы продолжать поддерживать свою семью. Он отклонил многочисленные предложения стать раввином во многих городах и поселках, в том числе главного раввина Иерусалима и раввина Люблина. [ 2 ] говоря, что у него было больше времени на учебу во время работы, чем у общинного раввина.
Однако по просьбе своего возлюбленного Геррера Ребе раввин Зиемба занялся общественными делами. В 1935 году он был назначен представителем Праги в Совете Кегилы в Варшаве. [ 2 ] Между 1930 и 1935 годами мировая экономическая депрессия затронула раввина Зиембу. Его магазин был вынужден закрыться. Ему предложили престижную должность раввина Иерусалима . главного [ нужна ссылка ] но отказался. После безвременной смерти раввина Меира Шапиро раввину Зиембе была предложена должность его преемника как раввина Люблина , так и рош-ешивы иешивы Хачмей Люблин . [ нужна ссылка ] По неизвестным причинам этого так и не произошло.
В 1935 году он вместе с раввином Яаковом Майером Бидерманом , зятем Геррер Ребе, и раввином Авраамом Вайнбергом был назначен в Варшавский раввинат. [ 1 ] став одним из ведущих представителей ортодоксального еврейства в Польше . Помимо своей вновь обретенной политической известности, раввин Зиемба стал очень важным галахическим советником, отвечая на вопросы со всего мира, а также из Польши.
Раввин Зиемба также принимал активное участие в деятельности « Агудас Исроэль» на раннем этапе. На его первой Кнессии Гедоле (великом собрании) ему еще не исполнилось сорока, когда его выбрали на должность почетного секретаря в Моэцес Гедолей ХаТора . На второй Кнессии Гедолы раввин Хаим Озер Гродзенский согласился стать председателем Мецес Гедолей ХаТора только в том случае, если раввин Зиемба продолжит занимать свою должность, в то время как сорокапятилетний раввин Зиемба чувствовал себя слишком молодым и стремился оставайтесь на заднем плане. На третьем Кнессии Гедоле в 1937 году в Мариенбаде , Австрия , который стал свидетелем последнего массового собрания европейского православия перед Холокостом , раввин Зиемба был на пике своей славы. Он дважды выступал перед всем собранием, и каждый раз его встречали тишиной и трепетом.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В январе 1943 года на встрече еврейского руководства Варшавы раввин Зиемба заявил, что традиционное мученичество (Кидуш ха-Шем – освящение Божественного имени) больше не является вариантом ответа на немецкие преследования. Он заявил, что «освящение Божественного Имени» должно осуществляться через сопротивление врагу. Он сказал группе лидеров гетто:
«В настоящее время мы столкнулись с заклятым врагом, чья беспрецедентная безжалостность и цели полного уничтожения не знают границ. Галаха [еврейский закон] требует, чтобы мы сражались и сопротивлялись до самого конца с непревзойденной решимостью и доблестью ради освящения Божественного Имени». [ 1 ]
С началом Второй мировой войны и вторжением Германии в Польшу раввин Зиемба стал единственной и наиболее важной силой в Варшавском гетто. В самые мрачные дни отчаяния он был источником надежды, оптимизма и вдохновения. Он организовал секретные места для изучения Торы и с большим риском для себя постоянно посещал эти тайные места, чтобы укрепить тех, кто там учился. Его жена умерла в гетто. Раввин Зиемба был одним из немногих раввинских лидеров, призывавших к вооруженному сопротивлению. Он переопределил традиционное мученичество «Кидуш ха-Шем» как «Кидуш ха-Хаим», освящение жизни. По словам ученого Песаха Шиндлера, раввин Зиемба резюмировал свою идею Кидуш ха-Хаим, когда умолял евреев оказать сопротивление прямо перед восстанием в Варшавском гетто в апреле 1943 года:
«Таким образом, исходя из авторитета Торы Израиля, я настаиваю на том, что смерть еврея не имеет абсолютно никакой цели и какой-либо ценности для Кидуш Хашем. Кидуш Хашем в нашей нынешней ситуации воплощается в желании еврея жить. Эта борьба за стремление и стремление к жизни является мицвой, которую следует реализовать посредством некамы, мести, месирас нефеш и освящения разума и воли». [ 3 ]
Раввину Зиембе предоставили две возможности сбежать из гетто. [ 1 ] Благодаря усилиям Хаима Исраэля и семьи Штернбух из Швейцарии ему прислали коста-риканский паспорт и документы о гражданстве. Однако его фамилия была написана с ошибкой — Зимбер вместо Зиемба. Этого было достаточным оправданием для признания его документов недействительными.
В ходе другого инцидента раввин Зиемба вместе с двумя другими выжившими членами Варшавского раввината, раввином Шимшоном Штохамером и раввином Давидом Шапиро, были внезапно вызваны в юденрат . Им сказали, что католическая церковь готова их спасти. Все трое отказались ехать, заявив, что существование раввината дает евреям силы продолжать свою деятельность, хотя в такой формальности больше нет необходимости.
Раввин Зиемба учредил комитет по обеспечению Песаха жителей гетто продуктами для . Он находился под постоянным наблюдением властей и поэтому не мог лично участвовать в подполье гетто. Однако, когда понадобились деньги для приобретения боеприпасов, он первым сделал пожертвование и добавил к этому движению сопротивления личные благословения .
Он был одним из трех последних оставшихся раввинов в Варшавском гетто вместе с раввином Шимшоном Штокхамером (Самсон Стокхаммер) и раввином Давидом Шапиро. Незадолго до начала восстания в Варшавском гетто архиепископ Варшавский предложил трем раввинам убежище в своем дворце. После краткого обсуждения все трое отказались от предложения, не желая покидать евреев гетто. [ 2 ]
Смерть
[ редактировать ]Восстание в Варшавском гетто началось незадолго до Песаха. Пока вокруг него бушевала битва, раввин Зиемба готовился к предстоящему празднику, как ни в чем не бывало. Вечером бои прекратились, и Зиемба провел седер, как будто времена были нормальные.
Следующие несколько дней были проведены в укрытиях, наблюдая за горящим гетто. Немцы методично разрушали гетто, дом за домом, чтобы сломить сопротивление. Среди горящих были дома в районе Купецкой, 7, в том числе дом, где прятался Зиемба.
Когда воздух был пропитан дымом и почти невозможно было дышать, Зиемба и сопровождавшие его люди решили попытаться перебежать улицу мимо эсэсовцев , вооруженных пулеметами , к зданию, где скрывался «Воля Рав», раввин Бер.
Во время кратковременного затишья в стрельбе, когда казалось, что это безопасно, дочери Зиембы Розе удалось первой перебежать дорогу, а затем махнуть рукой остальным. Ее сигнал был неправильно понят. Полагая, что это безопасно, Зиемба, держа за руку своего пятилетнего внука Янкеле Бера, попытался бежать изо всех сил. Раздались дикие крики и стрельба. Зиемба упал на пол; [ 4 ] остальные отступили под жестоким нападением.
Весть о смерти раввина быстро распространилась по всем окрестным укрытиям. собралось немало Несмотря на большую опасность, миньяним . Был создан Бет Дин , который решил временно похоронить раввина в могиле во дворе дома Купецкой, 4. Когда гетто было окончательно ликвидировано, все его ближайшие родственники были вывезены в Треблинку, где они все и погибли.
Постскриптум
[ редактировать ]В 1958 году, узнав, что польское правительство планирует восстановить территорию гетто, где находилась могила раввина Зиембы, его племянники раввин Авраам и раввин Ицхок Меир Зиемба (которые были с ним до самого конца) и другие приложили огромные усилия для эксгумации его тело и доставьте его в Израиль . После нескольких недель работы геодезистов и других специалистов его могила наконец была найдена — все достопримечательности, которые помнили выжившие, были за это время уничтожены. Его тело было доставлено самолетом в Израиль, и после похорон, на которых присутствовали все Моэцы Гедолей ха-Тора и десятки тысяч людей, его наконец похоронили на Хар-ха-Менухот .
Работает
[ редактировать ]- Тотцос Хаим , труд о законах соблюдения Шаббата , написанный в честь тестя раввина Зиембы, умершего в 1920 году.
- Зера Авраам (семя Авраама ), переписка между раввином Зиембой и раввином Авраамом Люфтибером из Варшавы, зятем рава Меира Симхи из Двинска, который умер в очень молодом возрасте.
- «Гур Арье Иегуда» , книга новелл Моше Иегуда Арье, выдающегося сына раввина Зиембы, умершего в возрасте 19 лет в 1924 году. В ней также содержится переписка между отцом и сыном.
- Он написал труды о Сифре и Сифри, и они называются Оцар Хасифра и Оцар Хасифри.
Десятки тысяч страниц произведений раввина Зиембы были уничтожены при сожжении Варшавского гетто. Среди них был трактат обо всем Рамбаме под названием «Махазе Хамелех» , другой о Талмуде Йерушалми под названием «Менахем Йерушалаим» , а также сотни респонсов и новелл о Бавли , Шулхан Арухе , Мидраше и многих других частях Торы. Эти произведения были потеряны для потомков .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Последний раввин Варшавского гетто – сионист?» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Московиц, раввин Филипп. «Мир, который когда-то был: рав Менахем Зиемба» (PDF) . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Кошерный книжный червь. 70-я ярцайт мученической кончины раввина Менахема Зиембы: дань уважения наследию Варшавского гетто» . Еврейская звезда . 21 марта 2013 года . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Шелег, Яир (16 января 2007 г.). «Величайшая трагедия, которую мы когда-либо пережили» . Гаарец .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Менахемом Зиембой, на Викискладе?