Ицхак Зелиг Моргенштерн
Ицхак Зелиг Моргенштерн из Коцк-Соколова ( ивр .: , член Ицхак Зелиг Моргенштерн, Масакалов, из Соколова; 1866 — 16 октября 1939 (3 хешван 5700)) — ешива Адмора и Роша Моецес Гедолей ХаТора и лидер польского еврейства. до Холокоста , который умер вскоре после начала войны.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Он родился в Коцке в 1866 году в семье Йохевед и Хаима Исраэля Моргенштернов, внука Менахема Менделя из Коцка и сына Давида Моргенштерна, второго Ребе Коцка .
Он получил образование в Бейт-Мидраше в Коцке, второй по величине династии, продолжавшей традиции Менахема Менделя из Коцка. В 16 лет он женился на Чайе Хинде, и за эти годы у них родилось 11 детей. Даже после свадьбы он продолжал жить рядом с отцом в Коцке, а затем в Филове, под Люблином . Он был правой рукой своего отца в управлении всеми его делами, включая издание брошюры «Шалом Йерушалаим» и создание «Тысячного объединения» для покупки земли в Эрец Исраэль .
В Соколове
[ редактировать ]В 1900 году он начал служить раввином в городе Соколове и занимал эту должность 40 лет. После смерти отца в 1905 году он начал служить Адмором вместе со своими братьями Моше Мордехаем и Цви Хиршем, но считался среди них главным. множество хасидов К его двору в Соколове пришло . Он руководил ими жестко на манер коцкого хасидизма и требовал изучения Торы и духовного возвышения. Большую часть своего времени он посвятил руководству хасидов в служении Богу, а также приему масс, которые приходили к нему за благословением и советом. В его доме в Соколове была большая библиотека с тысячами книг, которые он покупал во время своих многочисленных путешествий.
Rosh Yeshiva
[ редактировать ]Приехав в Соколов, он открыл ешиву для мальчиков в городской синагоге. В первые годы он сам обучал учеников, а позже назначил еще одного Рамима в помощь . Во время Первой мировой войны студенты уехали, и ешива была закрыта. Сам Моргенштерн переехал в Варшаву , как и другие Адморимы и раввины со всей Польши , а после войны вновь открыл иешиву и даже расширил ее и учредил ее как «Бейт Исраэль» в честь своего отца. Его сын Моше Давид возглавил ешиву. В 1920 году ешива была снова закрыта после польско-советской войны , а год спустя он восстановил ешиву в третий раз, сначала с несколькими студентами, но позже ешива выросла до сотен студентов. Сам он очень активно участвовал в жизни ешивы и ее управлении, как с духовной, так и с экономической стороны.
Общественная деятельность
[ редактировать ]Моргенштерн считал, что каждый раввин в иудаизме несет общественную ответственность, должен высказывать свое мнение по общим вопросам и не имеет права замыкаться в своих четырех локтях. С самого начала своего руководства он занимался общественной деятельностью в Польше, прославился как оратор, организатор и успешный писатель. Он был в контакте со всеми лидерами польского еврейства того времени, включая Эльханана Вассермана , Менахема Зембу и других. Уже в 1910 году он был избран для участия в делегации раввинов из Польши в Раввинский комитет в Петербурге , который был созван царем Николаем и на котором присутствовали важнейшие раввины того времени. Он был одним из основателей организации «Агудат ха-Раббаним» в Польше и исполнял обязанности вице-президента.
В 1919 году он присоединился к объединению «Шломей Эмуней Исраэль», которое предшествовало движению Агудат Исраэль в Польше. Позже он стал членом организации «Моэцес Гедолей ХаТора» Агудат Исраэль и был партнером всех съездов движения. Он утверждал, что ультраортодоксальный иудаизм должен бороться с «элементами, которые не верны Торе», и что он не должен хранить молчание, как это делалось до сих пор. Он принимал участие во всех конференциях и съездах движения, много работал над набором сторонников и открытием филиалов по всей Польше. В газетах и журналах были опубликованы его статьи, в которых он призывал «всех боявшихся – под знамя Агудат Исраэль Мира! Кто из нас является за Б-га, тот должен прийти и объединиться с нами». Он поддержал развитие литературы харедим , которая подойдет молодому поколению, и указал на разницу между предыдущими поколениями, которым не требовалось чтение книг, кроме священных. В 1919 году он был одним из основателей «Месивты» в Варшаве.
Как и его отец, он также поддерживал заселение Земли Израиля , но подчеркивал, что строительство земли может осуществляться только в соответствии с Торой. По этой причине он решительно выступал против светского сионистского движения . В 1924 году он посетил Эрец-Исраэль вместе с делегацией Моец Гедолей ха-Тора, в которую входили рав Авраам Мордехай Альтер (Имрей Эмес) из Гура , его зять рав Ханох Цви Левин из Бендина и реб Ицхак-Меир Левин . Делегация встретилась с Верховным комиссаром Гербертом Самуэлем и лидерами еврейской общины Израиля и попыталась установить мир между кругами Авраама Исаака Кука и кругами Йосефа Хаима Зонненфельда . В ходе визита, продлившегося более шести недель, они осмотрели города страны Иерусалим, Цфат, Хеврон, Тверию и Тель-Авив, а также встретились с коцскими хасидами, совершившими алию в Израиль по приказу своего отца. После визита он еще больше полюбил Землю Израиля и призвал своих последователей иммигрировать в Израиль. Он также пытался возобновить деятельность своего отца и основать колонию соколовских хасидов в Эрец Исраэль. [ 1 ] но эти планы не были реализованы. Аарон Сурский представляет свидетельство своего ученика Шимона Вассерцога, согласно которому он сказал в 1935 году, что кажется, что с небес великие мудрецы были введены в заблуждение в Земле Израиля, и воля Божья заключалась в том, чтобы эта земля была построена несоблюдающими Евреи. [ 2 ]
Его последние годы
[ редактировать ]В последние десять лет жизни он болел различными болезнями. Незадолго до начала Второй мировой войны он переехал в курортный город Отвоцк под Варшавой. В сентябре 1939 года немцы вошли в Отвоцк и начали издеваться над евреями. В Йом Кипур (23 сентября 1939 года) его старший сын, служивший раввином в Венгрове , недалеко от Варшавы, был убит после издевательств со стороны немцев на городской площади.
Моргенштерн умер 3 хешвана 5700 года (16 октября 1939 года). Его гроб привезли в Варшаву и похоронили на городском еврейском кладбище . После его смерти ему на замену был назначен его сын, раввин Биньямин Палтиэль, который был депортирован в Освенцим в 1945 году, где и был убит.
Потомки
[ редактировать ]- Менделе — раввин в Венгрове . Он был убит во время Холокоста. Тесть Яакова Давид Барух из Палинцы-Ворки.
- Моше Давид — умер в молодости в Варшаве , в 1938 году.
- Биньямин Палтиэль - возглавлял ешиву своего отца. С 1932 года он служил раввином в Стердыни , недалеко от Соколова . Он был зятем раввина Йосефа из Амшинова . После смерти отца он был коронован его преемником. Он был убит в Освенциме незадолго до освобождения лагеря. [ а ]
- Эстер, жена Реувена Баруха Рабиновича, сына Шраги Яира Рабиновича, из рода жида Хакудоша из Пешиши .
- Таба, жена Песаха Шнеура из Курова .
- Рахель, жена Иегуды Лейба Эйгера, сына адмора Люблина Азриэля Меира Эйгера.
- Бейла Рахма, жена Нахума Мордехая Перлова, новоминского ребе . Их сыном был Яаков Перлов , Ребе Новоминского .
- Йохевед, жена Авигдора Якубовича из Лодзи .
- Ривка, жена Израиля Аарона Борнштейна, сына адмора Сохачева Шмуэля Борнштейна, автора « Шем МиШемуэль» .
- Сара, жена своего родственника Бенджамина Моргенштерна, сына Яакова Арье Моргенштерна из Вышкува .
- Лия, жена Аарона-Яакова Гринберга , который был депутатом Кнессета от партии Мизрахи .
Его внук Мендель Меир Моргенштерн, сын его сына Моше Давида, бежал из Польши под командованием своего деда и служил Ребе Коцк-Соколова. Много лет он жил в Тель-Авиве , а в 1990-х переехал в Бней-Брак и открыл там Бейт-Мидраш . Он опубликовал некоторые из сохранившихся писем своего деда в книге « Шеерит Ицхак» .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Шеерит Ицхак, стр. 106.
- ↑ Шеерит Ицхак, стр. 129.
- ^ «В Майданеке и Освенциме их лица тоже светились» (на иврите), Бейт Яаков, № 47, Нисан , 1963, стр. 9, на JewishBooks сайте
- ^ «Биографии раввинов, погибших во время Холокоста» (на иврите).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ицхаком Зелигом Моргенштерном, на Викискладе?
- Биографии раввинов, погибших во время Холокоста
- Гении