Довид Борнштайн
Довид Борнштайн | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Третий размышляющий Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Довид Борнштайн 20 августа 1876 г. Насельск , Польша |
Умер | 17 ноября 1942 г. | (66 лет)
Религия | иудаизм |
Супруг | Эстер Винодельня |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Шмуэль Борнштайн (Борнштайн) |
Преемник | Ханох Хенох Борнштайн (Бернштейн) |
Началось | 1926 |
Закончено | 1942 |
Основная работа | Часдей Довид |
Династия | Сочатов |
Довид Борнштайн (1876-17 ноября 1942 г.) [ 1 ] ), также пишется Боренштейн , Борнштейн и Бернштейн , известный как Хасдей Довид был третьим Ребе хасидской династии Сочатовых , . Он сменил своего отца, раввина Шмуэля Борнштайна , на посту Ребе после смерти последнего в 1926 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Борнштайн родился в еврейском месяце года . элула 5636 [ 1 ] в Насельске , Польша . Он был старшим сыном раввина Шмуэля Борнсцтайна (Шем МиШмуэль ) и его жены Юты Лии. У него был младший брат Ханох Хенох и по крайней мере одна сестра. [ 2 ] На момент его рождения его дед, раввин Аврохом Борнштайн , позже известный как Авнеи Незер , служил равом Насельска. В 1883 году, когда Авнеи Незер переехал в город Сочатов , чтобы служить равом этого города, его сын раввин Шмуэль и его семья сопровождали его и жили в отдельном доме в том же городе. [ 3 ]
Юного Довида обучал в частном порядке раввин Ицхак Шломо Либерман из Озоркова, но его основным учителем в детстве был его дедушка, Авнеи Незер . От него он узнал как явленную, так и скрытую Тору, а также уникальную методику Авнеи Незер для понимания комментариев еврейских мудрецов, которые сформировали хасидут Сочатчева. [ 4 ] Позже он учился в ешиве своего деда со студентами, которые были намного старше его. [ 1 ]
В 1891 году Борнштайн был помолвлен с Рахель, дочерью раввина Хаима Исраэля Моргенштерна, Пиловерского Ребе. Рэйчел умерла в том же году, до свадьбы. Два года спустя Борнштайн женился на Эстер Вайнгут, дочери раввина Моттеля Вайнгута, гер -хасида из Воли Задыбской . Хотя по обычаю женатые мужчины жили в доме своего тестя или рядом с ним, Борнстзан и его жена жили в доме его деда, где он продолжал учиться у него. [ 1 ] [ 3 ]
Вхождение в раввинат
[ редактировать ]Около 1906 года, [ 5 ] (некоторые датируют это событие 1910 годом, после смерти Авнеи Незера) . [ 1 ] ), Борнштейн принял раввинат Вышгорода . Во время своего пребывания в Вышгороде он основал ешиву, построенную по образцу сочатовских хасидов. [ 4 ] где учились сотни молодых людей. [ 1 ]
С началом Первой мировой войны Борнштайн был вынужден переехать в Лодзь . По окончании войны он решил не возвращаться в Вышгород, но принял раввинство Томашува Мазовецкого . Он был раввином в Томашуве в 1918-1926 годах. После смерти своего отца в январе 1926 года Борнштайн был назначен третьим Сохачевским Ребе хасидами своего отца. Это назначение произошло во время самих похорон 24 тевета 5686 года (1926 г.). [ 4 ]
Третий размышляющий Ребе
[ редактировать ]Новый Ребе основал свой двор в Пабянице , недалеко от Лодзи . [ 1 ] Он также основал сеть иешив под названием «Бейс Авраам» (название Авнери Незер ) в Лодзи, Варшаве и других польских городах. [ 4 ] Помимо своих обязанностей Ребе и рош-ешивы , он был активным членом Агудат Исраэль и Моец Гедолей ха-Тора . [ 1 ] Он стал известен как один из ведущих Ребе поколения. [ 1 ] [ 4 ]
Он часто говорил об идее заселения Земли Израиля и призывал своих хасидов эмигрировать туда. По его словам, он сам бы эмигрировал туда, если бы не тысячи хасидов в Польше, которые зависели от его руководства. [ 1 ] Сам он посетил Палестину в 1924 и 1925 годах. В свою первую поездку, которую он совершил вместе со своим братом Ханохом Хенохом, он внес залог за участок земли к югу от Рамле с намерением основать хасидское поселение. Когда он вернулся в Польшу, чтобы собрать остальную часть денег, его плану помешала экономическая депрессия, поразившая Польшу вскоре после его возвращения. [ 4 ] В конце концов он потерял свои права на землю, а также деньги, которые он вложил в нее. [ 6 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]На Рош ха-Шана 1939 года нацисты вторглись в Лодзь — тогда дом второй по величине еврейской общины в Европе — и начали хватать людей с улиц для принудительных работ. Они нашли Ребе в его доме и избили его, отрезав ему часть бороды. Затем они заставили его убирать улицы. [ 7 ] После этого эпизода его хасиды раздобыли для него поддельные документы и тайно переправили в Варшавское гетто , где он жил инкогнито. [ 7 ] Однако его дом стал центром изучения Торы и собраний раввинов и активистов. [ 8 ] и он продолжал проводить свой тиш каждую субботу . [ 1 ] Он также руководил обучением нескольких сотен студентов ешивы Сохачевер в гетто и многих утешал и ободрял. [ 8 ]
Перед Рош ха-Шана 1940 года Ребе разослал письмо, ободряющее своих хасидов и вдохновляющее их на покаяние. Он также был первым, кто предупредил жителей гетто, что их жизни угрожает опасность. Он созвал собрание раввинов в Таммузе (летом) 1942 года, чтобы предупредить их, но многие не поверили, что опасность настолько велика. [ 4 ] [ 7 ]
Ребе работал на нескольких фабриках, последней из которых была обувная фабрика, которой руководил человек по имени Шульц, который нанимал на работу других хасидских ребе и известных раввинов. [ 1 ] Из страха, что его преследуют фашисты, он постоянно переезжал с места на место. [ 7 ] Когда начались депортации, Ребе спрятался в магазине на улице Генша (Генси), 67. Он умер там от сердечной недостаточности 17 ноября 1942 года (8 кислева 5703). [ 4 ] [ 7 ] [ 9 ]
Он был последним человеком, похороненным на кладбище на улице Генша в Варшаве. [ 9 ] и на его похоронах присутствовало 500 евреев. На следующий день после похорон нацисты закрыли кладбище. [ нужна ссылка ]
Наследие и преемник
[ редактировать ]Жена, сыновья, дочери, зятья и внуки Ребе были убиты нацистами весной 1943 года. Кроме того, почти все многочисленные рукописи Ребе были уничтожены, за исключением нескольких страниц, содержащих хидушим (новые мысли Торы). ) на Пасхальной Агаде . Эти страницы были позже опубликованы под названием «Хасдей Довид» вместе с девятым томом « Шем Мишмуэль» , работы его отца, посвященной Агаде. [ 1 ]
Мантия руководства сохачевскими хасидами перешла к его брату, раввину Ханоху Хеноху , который основал бет-мидраш в Баит-Вегане , Израиль. [ 10 ]
Кавычки
[ редактировать ]- «Мы, люди, гоняемся по миру в поисках вещей: мы поднимаемся на высокие горы; мы спускаемся в морские глубины; мы отправляемся в дикие места и пустыни. Есть одно место, где мы пренебрегаем поисками — наше сердце. там мы найдем Бога». [ 11 ]
Известные хасиды
[ редактировать ]- Раввин Иеошуа Моше Аронсон, раввин Петах-Тиквы
- Раввин Арье Цви Фрумер
- Раввин Шломо Зев Цвайгенхафт
Ребе Сочатова
[ редактировать ]- Аврохом Борнштайн , Авнеи Незер (1838–1910)
- Шмуэль Борнштайн , Шем Мишмуэль (1856–1926)
- Довид Борнштайн (1876–1942)
- Ханох Хенох Борнштайн (ум. 1965)
- Менахем Шломо Борнштайн (1934–1969)
- Шмуэль Борнштайн (р. 1961)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Харав Довид Борнштейн — Сохачоверский Ребе . Hamodia Features, 11 ноября 2010 г., с. С3.
- ^ «Рабби Шабтай Авраам Хакоэн Раппапорт» . yadharavherzog.org. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Цемах, Б. «Раввин Довид Боренштейн, адмор Сохачева» . сайт jewishgen.org . Получено 20 ноября.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ааронсон, раввин Иеошуа (2009). «Адморский раввин Довид светлой памяти» . сайт jewishgen.org . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Сегодняшние ярцайты и история - 8 кислева» . matzav.com. 15 ноября 2010 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Россофф, Довид (1998). Там, где небо касается земли . Гардиан Пресс. п. 471. ИСБН 0-87306-879-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Всемирный центр Калив (2002). Шма Исраэль: Свидетельства преданности, мужества и самопожертвования, 1939-1945 гг . Таргум Пресс . п. 288. ИСБН 1-56871-271-5 .
- ^ Jump up to: а б Фарбштейн, Эстер (2007). Скрытые в громе: взгляды на веру, галаху и лидерство во время Холокоста . Издательство Фельдхайм . стр. 119–120. ISBN 978-965-7265-05-5 .
- ^ Jump up to: а б Розетт, Роберт; Розетт (2005). Приближение к Холокосту: тексты и контексты . Валентин Митчелл. п. 164. ИСБН 978-0-85303-581-7 .
- ^ Салтиэль, Мэнни (2010). «Гедолим Яртцайт: 8 кислева» . chinuch.org . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Данн, Моше (9 мая 2007 г.). «Высказывания на английском языке » работа.co.il. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- М. Галас, Борнштейн Давида из Сохачева , [в:] З. Боржимовска, Р. Жебровский (ред.), Польский иудаистский словарь. История – культура – религия – люди , т. 1, Варшава 2003, стр. 220 (на польском языке).
- Анджей Кемпа, Марек Шукалак, Биографический словарь евреев Лодзи , Лодзь, 2006, стр. 34.
- Кшиштоф Томаш Витчак, Биографический словарь евреев Томашува-Мазовецкого , Лодзь - Томашов-Мазовецкий 2010, ISBN 978-83-7525-358-0 . п. 64 (биографическая справка Д. Борнштейна; на польском языке).