Аврохом Борнштайн
Аврохом Борнштайн | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Сочатовер Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Аврохом Борнштайн 14 октября 1838 г. |
Религия | иудаизм |
Супруг | Сара Цина Моргенштерн |
Дети | Шмуэль Борнштайн ( Шем Мишмуэль ) Эстер |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | (первый) |
Преемник | Шмуэль Борнштайн |
Началось | 1870 |
Закончено | 1910 |
Основная работа | Авнеи Незер |
Династия | Сочатов |
Часть серии о |
Пешища хасидизм |
---|
Ребе и ученики |
Авраам Борнштайн (14 октября 1838 — 20 февраля 1910), также называемый Авраам Боренштейн или Бернштейн , был ведущим посеком в Европе конца девятнадцатого века, а также основателем и первым Ребе хасидской династии Сохачеверов . Он известен как Авней Незер («Камни Короны») по названию его посмертно опубликованного сборника « Торы» Ответы , который широко известен как классическая галахическая книга. [ 1 ] Его единственный сын, Шмуэль , автор книги «Шем Мишмуэль» , сменил его на посту Ребе.
Ранний период жизни
[ редактировать ]в Бендзине , Польша . Родился 14 октября 1838 года [ 2 ] Борнштайн был потомком Рема и Шаха . [ 3 ] Он был первым ребенком Добриша (или Добы/Добелы) Эрлиха, [ 4 ] и раввин Зев Нахум Борнштайн . [ 4 ] Зев Нахум был раввином Олькуша. [ 5 ] с 1849 г. [ 6 ] до 1855 г. и раввин Бялы-Подляски с 1855 г. по [ 5 ] его смерть в 1885 году. [ 7 ] Зев Нахум был автором «Агудат Эйзов» , [ 5 ] и хасид Коцкер Ребе . [ 5 ] Последний полагал, что Зев Нахум заслужил такого сына благодаря своему погружению в изучение Торы в Пурим , время, когда большинство людей заняты выполнением многих заповедей дня.
В юности Борнштейн был признан выдающимся учеником с феноменальной памятью. Под опекой своего отца, который научил его методам пилпула , он начал писать свои собственные чидушим (новые мысли Торы) в возрасте 10 лет.
Здоровье Борнштайна с детства было слабым и хрупким. Особенно он страдал от проблем с легкими. Однажды, когда он серьезно заболел, врачи запретили ему заниматься изучением Торы. Но Коцкер Ребе дал ему благословение на долголетие, которое осуществилось в том, что Борнштайн умер в возрасте 71 года.
В подростковом возрасте Борнштайн стал близким талмидом Коцкерского Ребе, который выбрал его своим зятем. Борнштайн женился на дочери Ребе, Саре Цине, в 1853 году. Борнштайн и его жена прожили в Коцке семь лет, до смерти Коцкер Ребе в 1859 году. [ 3 ] Известно, что в то время Борнштайн спал только два часа в день, а остальную часть своего бодрствования посвящал изучению Торы. Его единственный сын Шмуэль родился в Коцке в 1857 году.
Коцкер Ребе Борнштайн стал хасидом дяди своей жены, раввина Ицхака Меира Альтера , Чидушея ХаРима Гера После смерти . После смерти последнего в 1866 году он стал хасидом раввина Ханоха Хейнеха из Александра . [ 3 ]
Рав и учитель
[ редактировать ]В 1863 году Борнштейн принял свой первый раввинский пост в качестве рава Парчева . В 1867 году он покинул город из-за преследований со стороны тех, кто выступал против него, и принял должность Дина Крушневицкого ав Бейт - . Здесь он основал ешиву гедола , которая привлекла многих лучших студентов, в том числе будущих лидеров Торы, таких как раввин Меир Дон Плотски , Кли Чемдо; раввин Йоав Иегошуа Вейнгартен , челкас Йоав из Кинтска ; и раввин Шауль Моше Зильберман , Вершоверский ров.
Борнстайн проявлял огромную преданность своим ученикам, с которыми он учился по восемь часов каждый день, читая несколько сиурим в течение каждого дня (лекций). Во вступлении к своей книге «Эглей Таль » он отметил, что посвятил всю свою энергию обучению Торы своих учеников, оставив публикацию своих чидушим до старости.
Как ребе
[ редактировать ]Когда в 1870 году умер раввин Ханох Хейнех из Александра, Борнштайн согласился служить ребе — с одним условием: его регулярный шиурим и график обучения не должны были прерываться. Он также настаивал на том, чтобы при его дворе к нему приходили только те, кто хорошо разбирается в науке Торы. Через некоторое время его хасиды заметили, что, хотя он лаконично отвечал каждому просителю, он не проводил с ними много времени. Когда его спросили об этом, Борнштайн ответил: «Вы должны знать, что каждую секунду, когда я прерываю свое обучение, они терпят потери дома, поэтому им выгодно, чтобы я проводил с ними только короткие аудиенции!»
В 1876 году Борнштайн переехал в город Насельск после смерти раввина этого города, раввина Шмуэля Шиновера , автора книги «Ромосаим Цофим». Однако и здесь он столкнулся с противодействием со стороны тех, кто хотел, чтобы он ослабил свою настойчивость в следовании давним традициям и минхагим . Когда община Сочатчева предложила ему стать их равом и Ребе, он с радостью согласился. Он переехал в Сочатов в 1883 году и до своей смерти служил там Ав Бейт Дином. После этого основанный им хасидут стал известен под именем Сочатчева, а его стали называть Сочачевским Ребе.
Хотя Борнштейн не хотел ничего, кроме продолжения своего обычного графика изучения и преподавания Торы в Сочатове, его слава быстро распространилась. со многими трудными галахическими шеейлос Раввины и ученые по всей Европе обращались к нему (вопросами), и он стал известен как один из ведущих поским той эпохи . Чтобы прийти к своему псаку (галахическому решению), он сначала тщательно изучил сугью в Талмуде , затем изучил объяснение сугья ришонимами , а затем сформулировал свое решение. Его реакция также отражает его великое смирение. В то время как другие полностью полагались на его псак, в некоторых случаях он сам писал, что не следует полагаться на его псак, пока не найдется другой посек, правивший так же.
Его ответы, охватывающие все четыре раздела « Шулхан Аруха» , были опубликованы посмертно в семи томах его сыном и внуком под названием « Шеэйлос Утешувос Авней Незер» . После смерти он стал известен как Авней Незер.
работ Борнстайна — Эглей Тал о 39 мелахах Шабата Среди других , неопубликованные сифрей хасидут и множество рукописных сочинений, в том числе чидушим о Рамбаме . Многие из его высказываний Торы хасидам появляются в работе его сына Шема Мишмуэля .
Проповеди, которые он произнес перед своими слушателями в субботу, были собраны и напечатаны после Холокоста в книге Неот Деше (две части) вместе с мыслями Торы его преемников как Сохачевер Ребе. Его биография «Абир ха-Роим » была опубликована в Петркове в 1935 году. В настоящее время его талмудические чидушим , упорядоченные по порядку трактатов, редактируются.
Смерть и наследие
[ редактировать ]
В последние годы жизни Борнштайн страдал от сильного кашля из-за слабых легких. Он умер 20 февраля 1910 года (11 Адара I 5670 года) и был похоронен в огеле (крытой могиле) в Сочатчеве. Его жена Сара Цина умерла позже в том же году, 25 декабря 1910 года (25 кислева 5671 года).
Его единственный сын, Шмуэль, позже известный под названием своего произведения, Шем Мишмуэль , сменил его на посту Ав Бейт Дина из Сочатова и Сохачевского Ребе. После смерти в 1926 году Шем Мишмуэль был похоронен в том же оэле, что и его отец. У Борнсцтайна также была дочь Эстер, которая вышла замуж за его младшего брата, раввина Меира Борнсцтайна .
Династия Сохачеверов продолжается и сегодня под руководством праправнука Борнштейна. Сохачеверская ешива, называемая ешиват Авнеи Незер ДеСохачев , действует в Иерусалиме под руководством раввина Моше Бецалеля Вайнберга , зятя нынешнего ребе.
Разрушение и восстановление охеля
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны нацисты выкорчевали все надгробия на кладбище, на котором были похоронены Авнери Незер и Шем Мишмуэль, и бросили их в реку. Охель . Сохачевских Ребе был разрушен вместе с остальной частью кладбища, превратив его после войны в бесплодное поле В коммунистическую эпоху кладбище использовалось как футбольное поле и свалка мусора. Хотя многие сочачевские хасиды пытались найти охель и могилы первых сочачевских ребе, им это не удалось. [ 8 ]
В 1991 году, после падения коммунизма, Иегуда Видавски , сохачевский хасид из Лодзи , ныне живший в Тель-Авиве , задался целью найти и восстановить охель . Он успешно обратился к местным властям с просьбой разрешить возвести забор по периметру первоначального кладбища и попросил раввина Аарона Исраэля Борнсцтайна , сына Шема Мишмуэля, который также жил в Тель-Авиве, поделиться своими воспоминаниями о местонахождении охеля . . Раввин Аарон Исраэль напомнил, что оно лежало в 35 метрах от входа на кладбище. Но хотя Видавский нанял польских рабочих для раскопок в этом районе, он не обнаружил никаких следов охеля . Ему также не удалось нанять профессионала, который использовал различные виды машин для поиска могил. [ 8 ]
Затем Видавский нашел пожилую женщину, которая прожила в этом районе всю свою жизнь. Когда он привел ее на кладбище и спросил, помнит ли она, где был охель , она оглянулась на все происходящие раскопки и сказала: «Почему они смотрят туда, когда цадик похоронен здесь?» Раскопав заново, рабочие раввина Видевского раскопали остатки деревянных досок, которые, как они позже поняли, были могилой Авнеи Незер. Рядом с этим они нашли куски дерева из могилы Шема Мишмуэля. Могилы были восстановлены и над ними построен новый охель , который был открыт на церемонии под руководством нынешнего Сохачевского Ребе, приехавшего в Польшу из Израиля по этому случаю в 1993 году. [ 8 ]
Ребе Сочатова
[ редактировать ]- Аврохом Борнштайн, Авне Незер (1838–1910)
- Шмуэль Борнштайн , Шем Мишмуэль (1856–1926)
- Довид Борнштайн (1876–1942)
- Ханох Хенох Борнштайн (ум. 1965)
- Менахем Шломо Борнштайн (1934–1969)
- Шмуэль Борнштайн (р. 1961)
Известные студенты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вейн, Берель (октябрь 1990 г.). Триумф выживания: история евреев в современную эпоху (1650–1996) . Публикации Месоры . п. 97. ИСБН 0-89906-498-1 .
- ^ Государственный архив в Катовице / Archiwum Państwowe w Katowicach : «Еврейский реестр актов гражданского состояния Бендзина», Фамилия: Боренштейн, Имя: Авраам, Год регистрации: 1838, Тип события: рождение, Акт № 89, Отец: Вульф, Возраст отца: 20, Мать: Доба, Возраст матери: 18, Дата рождения: 14 октября 1838 г., на пленке FHL № 766,058.
- ^ Jump up to: а б с Салтиэль, Мэнни (2011). «Гедолим Яртцайтс: Адар» . chinuch.org . Проверено 15 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Государственный архив в Катовице /Archiwum Państwowe w Katowicach : «Еврейский реестр актов гражданского состояния Бендзина», Год регистрации: 1837, Тип события: бракосочетание, Дата бракосочетания: 22 августа 1837 г., Акт № 11, Фамилия жениха: Боренштейн, Имя жениха : Вольф-Нучым, Возраст жениха: 18, Отец жениха: Арон, Мать жениха: Файгла-Хая, Фамилия невесты: Эрлих, Имя невесты: Доба, Возраст невесты: 16, Отец невесты: Марек, Мать невесты: Удла, Мать невесты Девичья фамилия: Браунер, в фильме FHL № 766,056.
- ^ Jump up to: а б с д М. Дж. Фейгенбаум, изд. (1961). Сефер Бяла Подляска (Книга Изкора) . Тель-Авив: Хэсэд «Купат Гмилут» общины Бяла-Подляска. п. 269. OCLC 27795875 .
- ^ Диапазон дат Олькуша взят из записей актов гражданского состояния о рождении и смерти его детей в Бендзине и Олькуше в этот период времени.
- ^ Государственный архив в Люблине : «Еврейский реестр актов гражданского состояния Бялы-Подляски», Фамилия: Боренштейн, Имя: Вульф Нухим, Год: 1885, Тип события: смерть, Акт № 30
- ^ Jump up to: а б с Гулден, Израиль. Взгляд на Гадола: Харав Авраам Боренштейн, Авнеи Незер Сочатчева . Hamodia Features, 21 февраля 2008 г., с. С4-6.