Яаков Ицхак из Пешиши
Яаков Ицхак из Пешиши | |
---|---|
Заголовок | Ид Хакудош (Святая Рука) |
Персональный | |
Рожденный | Якуб Исаак Рабинович 1766 |
Умер | 13 октября 1813 г. |
Религия | иудаизм |
Национальность | Польский |
Супруг | (1) Брейндель Коппель, (2) Шейндель Фрейда Коппель |
Дети | Йерахмиэль Рабинович , Неемия Иехиэль Рабинович, Джошуа Ашер Рабинович, Сара Лия Рабинович, Ребекка Рэйчел Рабинович |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Яаков Ицхак из Люблина |
Преемник | Симха Буним из Пешиши |
Закончено | 1813 |
Ярцайт | 19 Тишрея |
Похороненный | Пшисуха , Польша |
Яаков Ицхак Рабинович из Пешиши ( идиш : יעקב יצחק ראבינאוויטש פון פשיסחא; ок. 1766 - 13 октября 1813), также известный как Ид Хакудош ( букв. « Святой еврей ») . ) или Иегуди был основателем и первым великим раввином Пешища движение хасидской философии и важная фигура польского хасидизма. Ведущий ученик Яакова Ицхака из Люблина , Иегуди проповедовал «элитарный» подход к хасидизму, в котором он противопоставлял традиционное талмудическое учение высокодуховной Каване хасидизма. Он поощрял индивидуальность мышления, что привело его движение к конфликту с хасидским истеблишментом. Тем не менее, некоторые из его учений впоследствии оказали влияние на значительную часть современного хасидизма. После его смерти в 1813 году его сменил его главный ученик Симха Буним из Пешиши , который десятикратно увеличил влияние своего движения. Иегуди — патриарх хасидских династий Порисовых и Бяла . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Яаков Ицхак Рабинович родился в 1766 году в Пшедбуже, Польша . Его отец Ашер Рабинович из Пшедборжа был маггидом и Ав Бейт-Дином Пшедборжа. Его отец был правнуком Исаака ХаЛеви Сигала , который частично был правнуком Элиэзера Тревеса Франкфуртского , который был потомком Раши . [ 2 ] В ранние годы он учился у Давида Тевеле из Лиссы и Арье Лейба Гальперина, за которыми он последовал в Опатов , где его познакомил с хасидизмом Моисей Лейб из Сасова . Он несколько лет преподавал в местном иешиве и женился на Брейндел Коппель, дочери богатого трактирщика Якова Коппеля из Опатова. После этого он стал учеником Давида Лелова , который убедил йеуди отправиться к хасидскому двору Яакова Ицхака Горовица (Провидца) в Люблине . Во время своего пребывания в Люблине Иегуди вскоре стал главным учеником Провидца, который ласково называл его «Иегуди», чтобы его не называли по имени его ребе. Когда Провидец был озабочен обязанностями массового движения, он начал направлять недавно прибывших молодых ученых, посещавших Люблин, на попечение Иегуди. Однако со временем иеудитов начала сильно возмущать атмосфера в Люблине. При дворе Провидца ребе служил толчком Божиим и работал в мистическом и каббалистическая основа. Иегуди начали ненавидеть всеобъемлющую роль, которую Провидец играл в жизни своих последователей, и поэтому он основал свое собственное религиозное движение, базирующееся в Пшисухе (Пешише). Некоторые из наиболее выдающихся учеников Провидца последовали за Иегуди в Пшисуху, например, Симха Буним из Пешиши и Менахем Мендель из Коцка . Этот разрыв с Провидцем был драматически описан в произведении Мартина Бубера « Гог и Магог » . [ 3 ] [ 4 ]
Раввинская позиция
[ редактировать ]Иегуди считали, что человек всегда должен проверять свои намерения, и если они испорчены, он должен очистить их посредством процесса понимания. Однажды он произнес знаменитую фразу : «Божья печать — это «истина», ее нельзя подделать, поскольку, если она подделана, она больше не является истиной» . [ 5 ] Именно эта фундаментальная вера в индивидуальность и автономию личности привела к постоянным спорам между Провидцем и Иегуди. Провидец считал, что его долг — положить конец наполеоновским войнам , используя каббалу, и просил иегуди присоединиться к этому духовному начинанию, последний отказался, полагая, что человек обретает искупление через очень личный процесс самоочищения. [ 3 ] Иегуди считали, что смирение является основной добродетелью человека, который по-настоящему знает себя, осознает свое несовершенство. Он также считал, что не следует поддаваться влиянию статус-кво, поскольку это может привести к нечистым мотивам. Иегуди заявил, что «У каждого человека должно быть две стороны: показав одну себе, его не будут беспокоить другие, и он сможет показать другую остальному миру». [ 6 ] В этом Иегуди выражает фундаментальный идеал аутентичности. Полагая, что если у человека есть недостатки, он должен открыто говорить о них, а не жить в месте стыда. [ 3 ]
Часть серии о |
Пешища хасидизм |
---|
Ребе и ученики |
Иегуди считали, что путь к просветлению требует критического осмысления религиозной рутины, заявляя, что «все правила, которые человек устанавливает для себя, чтобы поклоняться Богу, не являются правилами, и это правило тоже не является правилом». [ 7 ] Иегуди отстранился от земных желаний, таких как секс или еда, полагая, что это его особый путь к самоочищению. Это резко контрастировало с материалистической натурой Провидца, который считал, что самоочищение осуществляется посредством чудес, связанных с ребе. Иегуди считали, что главная роль ребе заключалась в том, чтобы направлять своих учеников в их борьбе за духовную глубину, а не служить чудотворцем. Это учение нравилось последователям пешища, которые представляли собой элитную и высокообразованную группу молодых хасидов, готовых пожертвовать своим материальным благополучием, а также своим внутренним покоем во имя самоочищения. [ 3 ]
Иегуди считали, что одним из основных путей к самоочищению является сопоставление традиционного талмудического учения с глубоко духовной каваной хасидизма. В отличие от своих современников-хасидов, йехуди считали, что изучение Талмуда стало центральным элементом поклонения Богу, заявляя, что «изучение Талмуда и Тосафота очищает разум и готовит человека к молитве». [ 8 ] В конечном итоге иегуди считали, что критический поиск истины имеет решающее значение для просветления, и что процесс просвещения может осуществляться только отдельным человеком, а не через ребе. После его смерти в 1813 году иехуди сменил его главный ученик Симха Буним из Пешиши, который довел движение до высшей точки и положил начало контрреволюционному движению, бросившему вызов хасидским нормам.
Наследие
[ редактировать ]За свою жизнь Иегуди не написал собственных произведений, но многие из его учений передавались устно и были опубликованы гораздо позже после его смерти. Ниже приведены сборники устных учений Иегуди:
- Нифлаот ха-Иегуди (נפלאות היהודי) - опубликовано в 1908 году в Петркув-Трибунальске Барухом бен Авраамом из Касова.
- Тиферет ха-Йегуди («Слава еврея») – опубликовано в 1912 году в Варшаве Барухом бен Авраамом из Касова.
- Торат ха-Иегуди (תורת היהודי) – опубликовано в 1911 году в Билгорадже Яаковом бен Зеевом Иегудой Орнером.
Его старший сын Ерахмиэль женился на Голде, дочери Дова, ав Бейт-Дина Белой Церкви , их сын Натан Давид Рабинович основал династию хасидов Бяла . Второй сын Иегуди, Джошуа Ашер из Парисова, женился на Лили Хальберштадтер, дочери Нафтали Цви Хальберштадтера, и основал хасидскую династию Порисовых . Неемия Иехиэль из Быхавы, женился на дочери Хайима из Белой Церкви, их сын Хаим Гедаллия Рабинович был адмором в Быхаве. Третий сын Иегуди , Старшая дочь Иегуди, Ривка Рохель, вышла замуж за Моше Бидермана из Лелова , сына раввина Довида из Лелова . Сара Лия вышла замуж за Самуэля Рафаэля из Юзефува , их дочь Брейндель Файга Рафаэль вышла замуж за Бонхардта из Пешиши , сына раввина Симхи Бунима Бонима из Пешиши. Авраама Моше Их сын, Цви Герш Мордехай Бонхардт, был адмором в Пшисухе. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Британика 2020 .
- ^ Jump up to: а б Диннер 2006 , с. 314.
- ^ Jump up to: а б с д Энциклопедия иудаики 2020 .
- ^ Розен 2008 , с. 15-16,20-21.
- ^ Косов 1912 , с. 50.
- ^ Косов 1912 , с. 76.
- ^ Косов 1912 , с. 96.
- ^ Косов 1912 , с. 29.
Библиография
[ редактировать ]- Диннер, Гленн (2006). Люди из шелка: хасидское завоевание польского еврейского общества . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199785148 .
- Британика (2020). Джейкоб Исаак бен Ашер Прайс Британская энциклопедия, Inc.
- Энциклопедия иудаики (2020). Пшисуха (Пшишка), Яаков Исаак бен Ашер . Энциклопедия иудаики.
- Розен, Майкл (2008). В поисках аутентичности: мысль Реба Симхи Бунима . Публикации Урима. ISBN 9789655240030 . OCLC 190789076 .
- Косов, Барух бен Авраам (1912). Тиферес хаЙегуди . База данных Торы.