Темерл Бергсон
Темерл Бергсон | |
---|---|
Тамрилл Бергсон | |
![]() | |
Рожденный | Тамар |
Умер | 1830 |
Другие имена | Темерль Зонненберг Темерл Берексон |
Известный | Покровительница и благодетельница польских -хасидов . евреев |
Супруги |
|
Дети | 6 |
Родитель | Авраам из Опочно |
Родственники | Михал Бергсон , польский композитор и пианист. Анри Бергсон , французский философ |
Часть серии о |
Пешища хасидизм |
---|
Ребе и ученики |
Темерл Бергсон (также пишется Тамарел ; еврейское имя Тамар ; [1] фамилия попеременно Зонненберг или Берексон; Иврит : תמריל ברגסון , умерла в 1830 году) — польская еврейская бизнес-леди. Она была сторонницей евреев, живущих в Варшаве , и покровительницей хасидского движения в Польше. Она была известна своей щедрой благотворительностью по отношению к польским хасидским лидерам и цадикам и, как говорили, «раздавала деньги, как пепел». [2] Называется « Донья Грасия хасидизма». [3] ей приписывают успех хасидского движения в Польше в начале 19 века. [4]
Ранняя жизнь и браки
[ редактировать ]Отец Темерла, Авраам из Опочно , Польша, считался «ученым и чрезвычайно богатым». [2] У нее была сестра, которая вышла замуж за раввина Моше Симху из Опочно. [5]
Темерль в молодом возрасте был женат на Якобе Якобсоне, варшавском купце; До смерти Джейкобсона у них был сын Хирш. [2] Молодая вдова снова вышла замуж в феврале 1787 года. [2] Дову (Береку) Зонненбергу [6] (1764–1822) [7] сын Шмуэля Збитковера. Берек сменил фамилию на Зонненберг во время прусского правления Польшей . [1] Как и его отец Шмуэль, придворный еврей , который сколотил состояние, снабжая польскую и русскую армии во время раздела Польши в конце XVIII века, [8] Берек сколотил личное состояние благодаря своим государственным контрактам. [7] Он щедро жертвовал на еврейские дела [9] [10] и был известен как «Ротшильд польского еврейства». [6]
Пока Берек занимался общей еврейской филантропией, его жена Темерл руководила усилиями пары по поддержке хасидского движения в Польше. [9] Последователи раввина Исроэля Хопштайна , Маггида из Кожница , [11] они щедро жертвовали на хасидские дела, взяли на работу сотни евреев-хасидов, [6] [12] и сделали свой дом местом встреч последователей движения. [1] В 1807 году пара построила первую хасидскую синагогу и учебный зал в Прага . пригороде Варшавы [13] Хасидские лидеры того времени удостоили пару чести присутствовать на свадьбах их детей; [14] [15] свою единственную дочь они также выдали замуж за внука Шмельке Никольсбургского . [16]
Деловая карьера
[ редактировать ]В этой Земле жизнь, которая была могучей среди князей
Для своего народа она была защитницей от угнетения и помощницей во время бедствий.
Для бедных она была матерью
Она была добродетельной женщиной, могущественной и знаменитой.
Эпитафия Темерла Бергсона [17]
После смерти Берека Темерл взял на себя его деловые интересы, а также основал банк. [2] Она была одной из немногих евреев, которым разрешили торговать недвижимостью. В 1810 году она купила дом на улице, «технически запрещенной для евреев», и получила освобождение от законов о проживании в гетто. [18] В 1827 году она получила разрешение от русского царя на покупку поместья Ежи де Гессен-Дармштадт , что сделало ее лишь третьим евреем в Польше, которому разрешено владеть собственностью за пределами стен гетто. [18]
Ее поддержка хасидских лидеров и цадиков продолжалась и после смерти мужа. Сообщается, что несколько обедневших хасидских лидеров отвергли ее попытки помочь им, в том числе раввин Ицхак Меир Альтер из Гера и раввин Менахем Мендель из Коцка , но раввин Симха Буним из Пешиши и раввин Ицхак из Ворки приняли ее щедрость. [19] Темерл наняла двух последних цадиков, чтобы те помогали ей управлять своими деловыми интересами. [18] [4]
Ее благотворительность распространялась и на польских евреев-нехасидов; восхвалял ее как «польскую хасиду». Один митнагид (еврейский противник хасидизма) [17] В 1818 году она пожертвовала около 54 000 рублей на благотворительность варшавской общины и оставила 300 000 злотых по завещанию другой местной благотворительной организации по поддержке бедных. [17]
Она использовала свое положение, чтобы повлиять на власти в пользу хасидов во время «антихасидских расследований» 1824 года, которые были обнародованы членами Хаскалы ( еврейского Просвещения). [20] В одном случае она помогла отменить официальный приказ, запрещающий хасидам посещать цадиков, лично обратившись к губернатору Варшавы. [21] Лидеры хасидов присвоили Темерлу почетный титул Реб - титул, традиционно присваиваемый мужчинам. [22]
Персональный
[ редактировать ]Темерл и Берек Бергсоны были религиозными евреями; несмотря на свое богатство и связи в правительстве, Берек сохранил бороду, пейот и традиционную одежду. [23] У пары было четыре сына и одна дочь. [10] Их сыновья Якоб, Леопольд и Михаил позже приняли имя Берексон (сын Берека). [1]
Среди потомков Темерла и Берека Бергсонов были Йозеф Бергсон (1812–?), преподаватель медицины Варшавского университета ; Михал Бергсон (1820–1898), польский композитор и пианист; и Анри Бергсон (1859–1941), ведущий французский философ и лауреат Нобелевской премии по литературе . [1] [24]
Наследие
[ редактировать ]На ее надгробии написано: «В этой Земле жизнь была могущественной среди князей / Для своего народа она была защитницей от угнетения - помощником в беде. / Бедным она была матерью. / Она была добродетельной женщиной, могущественной и знаменитой». [22]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Желтый 2007 год .
- ^ Jump up to: а б с д и Диннер 2008 , с. 105.
- ^ Рабинович 1961 , стр. 80.
- ^ Jump up to: а б Альфаси 1969 , с. 149.
- ^ Альфаси 1997 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б с Рабинович 1996 , стр. 271.
- ^ Jump up to: а б Диннер 2008 , с. 99.
- ^ Диннер 2008 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Диннер 2008 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Давидович 1996 , стр. 353.
- ^ Шапиро 2002 , с. 218.
- ^ Брайер 1986 , с. 165.
- ^ Диннер 2008 , с. 102.
- ^ Диннер 2008 , с. 108.
- ^ Белостоцкий и Альфаси 1997 .
- ^ Диннер 2008 , стр. 97–98.
- ^ Jump up to: а б с Диннер 2008 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Диннер 2008 , с. 106.
- ^ Диннер 2008 , с. 107.
- ^ Диннер 2008 , стр. 109–110.
- ^ Давидович 1996 , стр. 98.
- ^ Jump up to: а б Ужин 2010 года .
- ^ Диннер 2008 , с. 103.
- ^ Шапиро 2002 , с. 229.
Источники
[ редактировать ]- Альфаси, Ицхак (1969). : Главы Хасидизм истории и исследований (на иврите). Издательство Сион .
- Альфаси, Ицхак (1997). Пятьдесят цадиков [ Пятьдесят цадиков ]. Издательство Кармель . ISBN 9789654071765 .
- Белостоцкий, Цви; Альфаси, Ицхак (1997). (на иврите Энциклопедия Рина Вешуа Б'Охалей Цаддиким ). Институт Гинзея Шмуэля.
- Брайер, Менахем М. (1986). Еврейская женщина в раввинистической литературе: психоисторическая перспектива . Издательство КТАВ . ISBN 0881250724 .
- Давидович, Люси С. (1996). Золотая традиция: еврейская жизнь и мысль в Восточной Европе . Издательство Сиракузского университета . ISBN 0815604238 . ,
- Диннер, Гленн (2010). «Бергсон, Темерль» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO .
- Диннер, Гленн (2008). Люди из шелка: хасидское завоевание польского еврейского общества . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195382655 .
- Гелбер, Натан Майкл (1 января 2007 г.). «Бергсон» . Энциклопедия иудаики . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- Рабинович, Цви (1961). Руководство по хасидизму . Т. Йоселов.
- Рабинович, Цви (1996). Энциклопедия хасидизма . Джейсон Аронсон. ISBN 1568211236 .
- Шапиро, Малка (2002). Дочь Ребе: воспоминания о хасидском детстве . Еврейское издательское общество . ISBN 0827607253 .