Шабтай Ха-Коэн
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2020 г. ) |
Шаббат [ а ] Бен Меир Ха-Коэн ( иврит : Шабти бен Меир Ха-Коэн ; 1621–1662) был известным талмудистом и галахистом 17 века . Он стал известен как Шах ( иврит : שך ), что является аббревиатурой его самой важной работы, Сифтей Коэн ( иврит : שפטי קוןן ) (буквально «Уста священника ») о Шулхан Арухе.
Биография
[ редактировать ]Шаббатай Ха-Коэн родился либо в Амстибово , либо в Вильне , Литва , в 1621 году и умер в Холлешау , Голешове , Моравия , 1-го Адара 1662 года. Сначала он учился у своего отца, а в 1633 году поступил в иешиву раввина Иошуа Хёшеля бен Йозефа. в Тыкоцине , переехав позже в Краков и Люблин , где он учился у Нафтали Коэна. [ нужна ссылка ]
Вернувшись в Вильно , он женился на дочери богатого Шимона Вольфа , правнука Моисея Иссерлеса , и вскоре после этого был назначен в Бейт-Дин одним из помощников Моисея бен Исаака Иуды Лимы , автора «Челкат Мехокек» . В 1655 году, во время боев между польскими войсками и вторгшейся шведской армией в Северной войне , Шабтай Ха-Коэн бежал из Вильно со всей еврейской общиной. После недолгого пребывания в Люблине он отправился в Прагу , а затем в Стражнице в Моравии, откуда его призвали к раввинату Голешова , где он оставался до своей смерти в 1662 году. Находясь в Голешове, он подружился с магистром Валентино Видрейхом из Лейпциг . Могила Шаха на еврейском кладбище Голешова до сих пор существует, и ее посещают люди со всего мира. Часть его потомков взяла фамилию Хакоэн Рубин, хотя причины этого неизвестны. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]"Шах"
[ редактировать ]В Кракове в 1646 году он опубликовал свой выдающийся опус « Сифтей Коэн» ( иврит : שפתי כהן ) или « Шах » ( иврит : ש"ך ) — комментарий к « Шулхан Арух Хошен Мишпат» . Этот труд был одобрен величайшим польским и литовским учёными и с 1674 года публикуется в большинстве изданий Йоре Деа.
Современники считали Шабтай ха-Коэн более образованным, чем обычно. Он часто оспаривал решения своих предшественников и пошел совершенно новым путем в толковании закона Талмуда. Он также легкомысленно относился к решениям своих современников и тем самым навлек на себя враждебность некоторых из них, в том числе Давида бен Шмуэля ха-Леви , автора « Туре Захав» , и Аарона Шмуэля Кайдановера , автора «Бирхат ха-Зевах» , который был отцом зять его брата Йоны Менахема Нахума Ха-Коэна. Тем не менее, Сифсей/Сифтей/Сифте Коэн , комментарий Шаха к Шулхан Аруху , считался большинством талмудистов высшим авторитетом, и они применяли его решения к реальным случаям как последнее слово Закона. Как логик он, возможно, стоял первым среди талмудистов своего времени.
Другие произведения
[ редактировать ]Помимо знания законов Талмуда, он был сведущ в Каббале , которую использовал при объяснении различных отрывков Библии . О его владении ивритом свидетельствует селихот , сочиненный им в память о трагедиях Хмельницкого. В 1648 году общины Польского королевства были опустошены Хмельницким , Шабтай Ха-Коэн изобразил преследования евреев в своей «Мегилле Афах».
в городе Умань В тот же день в субботу в России было убито 1500 человек. Дворяне -казаки, с которыми злобная толпа снова заключила союз, прогнали всех евреев из города в поля и виноградники, где негодяи окружили их кругом, содрали с них шкуру и приказали лечь на землю. Злодеи обратились к евреям дружелюбными и утешительными словами: «Почему вы хотите, чтобы вас убили, задушили и зарезали, как приношение вашему Богу, излившему на вас Свой гнев без пощады? Не было бы безопаснее для вас поклоняться нашим богам, нашим изображениям и крестам, и мы образовали бы один народ, который объединился бы вместе». «Но святые и верные люди, которые так часто позволяли убивать себя ради Господа, вместе возвысили свои голоса к Всемогущему на Небесах и воззвали: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Святой и Царь Вселенная, нас уже так часто убивали ради Тебя, Господи Боже Израиля, позволь нам оставаться верными Тебе». После этого они прочли исповедание грехов и сказали: «Мы виновны и тем признаем Божий суд». Теперь злодеи обратились против них, и не было ни одного из них, кто не стал бы жертвой.
Shakh Synagogue
[ редактировать ]Синагога в Голешове называется Шахской синагогой в честь Шаббая ха-Коэна. Она была построена в конце 16 века, после того как бывшая синагога сгорела в 1560 году. В начале 17 века синагога была расширена за счет бокового зала и женской галереи . Между 1725 и 1737 годами интерьер был выполнен в стиле барокко в так называемом «польском стиле». Синагога представляет собой изолированное простое здание. Он имеет прямоугольный план. В восточной части главного зала находится Арон Кодеш , построенный в стиле барокко. В центре зала находится бима , построенная в виде восьмиугольной платформы с металлическими перилами. Некоторые части стен и свода украшены орнаментальной росписью с растительными и фаунистическими мотивами и текстами на иврите. Боковой зал отделен от основного зала двумя аркадами. На первом этаже расположена женская галерея, украшенная богослужебными текстами, а второй этаж использовался как школа. Сегодня синагога является музеем; на обоих этажах размещена выставка «Евреи в Моравии».
-
Альмемор
-
Арон Кодеш
-
Первый этаж
-
Первый этаж
-
Первый этаж
-
Второй этаж
-
Распространенная картина, ошибочно приписываемая Шаху (изображение - раввин Хаим Дойчман).
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Слихот 20-го Сивана , в память погибших во время трагедии 1648 г. (Амстердам, 1651 г.)
- Сифте Коэн, о Шулхан Арухе Хошен Мишпате (Амстердам, 1667 г.)
- Ха'Арух, комментарий к участку Йоре Деа на Туре (Берлин, 1667 г.)
- Некуддот ХаКесеф, критика Туре Захав Давида б. Шмуэль ХаЛеви (Франкфорт-на-Одере, 1677 г.)
- Текафо Коэн, общие законы, касающиеся «теку» и т. д. (Франкфорт-на-Одере, 1677 г.)
- Гвурат Анашим, раздел 154 Шулхан Арух Эвен Хаэзер (Дессау, 1697 г.)
- Поэль Цедек, переложение 613 заповедей Маймонида ( Йессниц, 1720 г.)
- Деруш Якар, рассуждение об отрывке Камма Маалот в Агаде (Пресбург, 1840 г.; сокращение от Керема Шломо)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ также Шабтай, Шабтай, Шабтай. См. Шабтай (имя) .
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Басс: «Шабетай бен Меир ха-Коэн» , Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO , 2 тома, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 2008 г.
- Шломо Эйдельберг (2007). «Шаббатай бен Меир Ха-Коэн» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 18 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 338–339. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- Кроуфорд Хауэлл Той, Бернхард Фридберг: «Шаббатай Б. Меир Ха-Коэн (ШаК)» , Еврейская энциклопедия
- Цитата в разделе цитат взята непосредственно из книги «Евреи Польши». Архивировано 25 августа 2006 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Geni.com: Шабтай ха-Коэн
- Город Голешов: Синагога
- Олам - Общество иудаики Голешова
- Люди, носящие фамилию Шахмундес (этимологически означающее «Уста священника »), собирают справочные материалы и исследования в Шахмунде, Шакмунде, Шахмунде.