Пилпул
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Пилпул ( иврит : פלפול , широко означает «острый анализ»; от פִּלְפֵּל (пилпель) «перец») — метод изучения Талмуда посредством интенсивного текстового анализа в попытках либо объяснить концептуальные различия между различными галахическими постановлениями, либо примирить любые очевидные противоречия. представлены на основе различных прочтений разных текстов. [1] Слово «пилпул» вошло в английский язык как разговорное слово, используемое некоторыми для обозначения крайнего спора или казуистической болтовни.
Источники
[ редактировать ]Требование тщательного выведения концептуальных структур, лежащих в основе различных еврейских законов , как регулярной части изучения Торы , описывается Маймонидом следующим образом: [2]
Человек обязан разделить время своего обучения на три: одна треть должна быть посвящена Письменному Закону ; одна треть Устному закону ; и одна треть - к пониманию и концептуализации окончательного происхождения концепции от ее корней, выводу одной концепции из другой и сравнению концепций, пониманию [Торы] на основе принципов толкования Торы , пока человек не поймет суть этих принципов и то, как запреты и другие решения, полученные согласно устной традиции, могут быть выведены с их помощью...
Другие подобные источники включают Пиркей Авот , [3] Вавилонский Талмуд , [4] Раши , [5] и Шнеур Залман из Ляд . [6]
Узкое определение
[ редактировать ]В более узком смысле пилпул относится к методу концептуальной экстраполяции текстов с целью согласовать различные тексты или объяснить фундаментальные различия в подходах между различными более ранними авторитетами, который стал популярным в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков: его основателями обычно считаются быть Якобом Поллаком и Шаломом Шахной . Пилпул определил Генрих Гретц как «удивительную способность гениального исследования на основе Талмуда». [7]
Оппозиция
[ редактировать ]Многие ведущие раввинские авторитеты резко критиковали этот метод как ненадежный и пустую трату времени, а некоторые считают, что он был дискредитирован ко времени Виленского Гаона . Распространенной критикой является то, что те, кто использовал этот метод, часто руководствовались перспективой произвести впечатление на других сложностью своего анализа, а не бескорыстным стремлением к истине; Считалось, что такие студенты не применяли соответствующие стандарты доказательства при получении своих выводов (если таковые имеются) и часто предполагали выводы, которые требовали маловероятного прочтения (интерпретации) «текстов-доказательств». Таким образом, пилпул уничижительно называли билбул , что на иврите означает «замешательство». [8]
Иуда Лев бен Бецалель (Махараль) в знаменитой полемике против пилпула писал:
Лучше было бы научиться столярному делу или другому ремеслу или обострить ум игрой в шахматы . По крайней мере, они бы не занимались ложью, которая потом перетекает из теории в практику..." [9]
Ребе : Шолом Довбер Шнеерсон , цитируя Махарала, допускает «истинный пилпул», отвергая при этом «ложный пилпул»
Подлинный пилпул возможен только тогда, когда сначала человек познает простое значение Галахи бесхитростно , структурировано, используя простые термины... Впоследствии, если Всевышний милостиво наделил человека способным интеллектуальным потенциалом и широким кругозором , он может углубиться в пилпул... Однако, если студент начнет с пилпула до того, как у него появится подлинное понимание предмета указанным выше способом, то, как естественное следствие, пилпул будет ложным, и он потратит зря его время с эрзац-мыслями. [10]
Подход, противоположный пилпулу , часто называемый « алиба дехилчаса » («анализ сугья относительно Галахи »), делает упор на (юридическое) применение, а не на абстракцию.
Текущие методы
[ редактировать ]В конце восемнадцатого и девятнадцатом веках пилпул в этом узком смысле был в значительной степени вытеснен аналитическими методами, впервые предложенными литовской школой , в частности « дерехом Брискера» . Однако многие люди считают эти методы также разновидностью пилпула , хотя практикующие аналитический метод обычно отвергают этот термин. До Второй мировой войны как старые, так и новые виды пилпула евреев были популярны среди литовских и польских . С тех пор они стали заметными в большинстве ашкеназских и многих хасидских иешивах .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ 2000 лет еврейской истории: стр. 170 Хаим Шлосс - 2002 «Евреи в Восточной Европе (Часть II) Слово пилпул происходит от еврейского слова, означающего «перец»;»
- ^ Яд ха-Хазака , Сефер Мадда , Изучение законов Торы , 1:11
- ^ Пиркей Авот 6:6
- ^ Шаббат 31а
- ^ Раши к Кидушину 30а , св "Талмуд"
- ^ Шулхан Арух ХаРав Талмуд Тора 2:2 и 3:4
- ^ Генрих Грец, История евреев: от возникновения каббалы (1270 г. н.э.) до постоянного поселения марранов в Голландии (1618 г.) (изд. Белла Лёви), том. iv, Нью-Йорк, 2009 г., с. 418 . ISBN 978-1-60520-947-0
- ^ Барух Эрлих, ХаПилпул - Йесод Лимуд ХаТора ШеБеАль-Пех ВеХишталшуто Бемешех ХаДорот , Мораштейну , 3:189 (1989)
- ^ Тиферет Исроэль , стр. 168, цитируется в журнале «Шахматы в еврейской теологии и практике» , блог Ishim veShittos (Wolf2191), 17 марта 2009 г.
- ^ Кунтрес Эйц ха-Хаим , Глава XXXI . В этой работе « Рашаб » дает рекомендации по правильному изучению Талмуда ученикам Томхей Тмимим.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Пильпул» , статья из Еврейской энциклопедии.