Jump to content

Элазар Шах

(Перенаправлено с Элазара Менахема Шаха )
Элазар Шах
אלעזר שךЭлазар Шеч
Персональный
Рожденный
Элазар Менахем Ман Шах

1 января 1899 г.
Умер 2 ноября 2001 г. (11 ноября 2001 г.) (102 года)
Религия иудаизм
Супруг Гуттель Гильмовский
Дети Мириам Райзель, Девора, Эфраим
Родители) Эзриэль и Батшева Шах
Альма-матер Slabodka Yeshiva
Yeshiva Поневежская иешива
Похороненный Бней-Брак , Израиль
Семиха Иссер Залман Мельцер

Элазар Менахем Ман Шах ( иврит : אלעזר מנחם מן שך , Элазар Шах; 1 января 1899 OS — 2 ноября 2001) был харедим раввином- , который возглавлял литовских ортодоксальных евреев в Израиле и во всем мире с начала 1970-х годов до своей смерти. Он был председателем Совета мудрецов и одним из трех содеканов Поневежской иешивы в Бней-Браке вместе со Шмуэлем Розовским и Довидом Поварским . Из-за своих разногласий с хасидским руководством политической партии «Агудат Исраэль» он вступил в союз с Овадией Йосефом , вместе с которым он основал партию ШАС в 1984 году. Позже, в 1988 году, Шах раскритиковал Овадию Йосефа , заявив, что « сефарадим еще не готовы на руководящие должности», [ 1 ] и впоследствии основал политическую партию «Дегель а-Тора», представляющую литваков в израильском Кнессете .

Биография

[ редактировать ]

Элазар Менахем Ман Шах родился в Вабалнинкасе (Вабойльник на идише ), на севере Литвы , в семье Эзриэля и Батшевой Шах (урожденной Левитан). Семья Шах на протяжении нескольких поколений занималась купцами, а Левитаны были религиоведами, служившими различным литовским общинам. [ 2 ] В детстве Шаха считали иллюи (вундеркиндом). [ 3 ] а в 1909 году в возрасте 11 лет отправился в Паневежис, чтобы учиться в Поневежской иешиве , которую тогда возглавлял Исаак Якоб Рабинович. [ 4 ] В 1913 году он поступил в иешиву Кнесс Исраэль в Слободке .

Когда в 1914 году началась Первая мировая война , Шах вернулся к семье, но затем начал путешествовать по Литве из города в город, ночевал и ел где мог, продолжая при этом изучать Тору . В этот период он страдал от значительных лишений, жил в антисанитарных условиях и был вынужден носить рваную одежду и изношенную обувь. [ 5 ] Сообщается, что он провел два года на чердаке, не зная, где находятся его родители. [ 6 ] В 1915 году по совету Ечезкеля Бернштейна (автора «Дивреи Ечезкеля ») Шах поехал в Слуцк , чтобы учиться в тамошней ешиве.

В 1939 году Шах поехал в Вильно , где остановился у Хаима Озера Гродзинского . Позже в том же году умерли мать и старшая дочь Шаха. В начале 1940 года дядя Шаха по материнской линии, Арон Левитан, помог ему получить эмиграционные визы в США, но после консультации с Ицхоком Зевом Соловейчиком и Гродзинским, [ 7 ] Шах решил иммигрировать в Подмандатную Палестину . Позже Шах служил рош-ешивой в Иерусалиме .

Педагогическая и раввинская карьера

[ редактировать ]

В Ломжа-ешиве в Петах-Тикве Шах служил главным лектором по Талмуду, а раввин Моше Шмуэль и раввин Шмуэль Розовский читали специализированные лекции по Талмуду. [ 8 ]

Через несколько лет после восстановления Поневежской ешивы в Бней-Браке Шах был приглашен Йосефом Шломо Каханеманом стать одним из ее деканов и, обсудив это предложение с Соловейчиком, принял предложение. [ 9 ] Шах занимал эту должность с 1954 года до своей смерти.

Шах получил семиху (раввинское рукоположение) от Иссера Залмана Мельцера , [ 10 ] и был председателем Чинух Ацмай и Ваад ха-Йешив. [ 11 ] В середине 1960-х годов Сэмюэл Белкин предложил Шаху должность старшего рош-ешивы в Университете ешивы в Нью-Йорке, но тот отказался. [ 12 ] Жена Шаха умерла в 1969 году от осложнений, связанных с диабетом . С 1970 года и до самой смерти Шах признавался литовскими харедим и другими харедимскими кругами как Гадоль ха-Дор (великий представитель поколения). [ 13 ] При жизни Шах был духовным наставником более чем 100 000 ортодоксальных евреев. [ 14 ]

Политическая карьера

[ редактировать ]

Шах боролся с теми, кто отклонялся от того, что, по его мнению, было классическим путем харедим. [ 15 ] По указанию Аарона Котлера Шах присоединился к организации «Моец Гедолей ха-Тора» . [ 16 ] Когда Залман Сороцкин умер в 1966 году, Шах стал президентом Мецес Гедолей ха-Тора, а затем ушел из Мецов после того, как другие ведущие раввины отказались следовать за ним. [ 17 ] Шах решительно высказался в поддержку голосования каждого наблюдательного гражданина. Он считал, что голос, отданный не за правильную партию или кандидата, фактически был голосованием за не ту партию и кандидата. Эта тема присутствует в его произведениях с момента создания Государства Израиль. [ 17 ]

Шах (конец 1980-х) сидит справа и смотрит в книгу. Йосеф Шалом Элиашив и Хаим Каниевский . Слева от него

ШАС баллотировался в Кнессет 11-го созыва в 1984 году, и Шах призвал своих « литовских » последователей проголосовать за него на выборах, шаг, который многие считали ключевым политическим и религиозным шагом в расколе Шаха с контролируемой хасидами Агудат Исраэль . Хотя первоначально ШАС находился в основном под эгидой Шаха, Овадия Йосеф постепенно установил контроль над партией, кульминацией которого стало решение ШАС поддержать Лейбористскую партию на 13-м созыве Кнессета в 1992 году. [ 18 ]

Накануне выборов в ноябре 1988 года Шах официально отделился от «Агудат Исраэль». Его основной жалобой было присоединение к PAI после того, как это партнерство было отклонено в ходе предыдущих избирательных кампаний. [ нужна ссылка ] Другие жалобы включали публикацию Хамодией серии статей, основанных на учении раввина Менахема Менделя Шнеерсона ( Любавичского Ребе). Шах раскритиковал Ребе за его предполагаемые мессианские устремления. Шах хотел, чтобы партия Агуда выступила против Любавич; однако все кроме одной ( Белз хасидские группы внутри партии, ), отказались поддержать его. Затем Шах и его последователи сформировали партию «Дегель ха-Тора» («Флаг Торы»), чтобы представлять нехасидских ашкенази харедим. [ 19 ]

После визита Шаха в Иерусалим к ведущим раввинам и галахическим деятелям того времени Йосефу Шалому Элиашиву и Шломо Залману Ауэрбаху с целью заручиться их поддержкой новой партии. Раввин Ауэрбах отказался оказать поддержку.

В речи, произнесенной перед выборами 1992 года, Шах заявил, что сефарды не подходят для руководства, и вызвал большой гнев среди сефардских избирателей. [ 1 ] После выборов Шах поручил ШАС не входить в правительство, а Овадия Йосеф посоветовал им присоединиться; это спровоцировало открытый раскол между сторонами. Затем Шах заявил, что ШАС «выделился из еврейской общины, когда присоединился к нечестивцам…». [ 20 ]

Примерно в 1995 году Шах ушел из политической деятельности. [ 21 ]

Взгляды и мнения

[ редактировать ]

Шах был противником сионизма , как светского, так и религиозного. Он пренебрежительно относился к светским израильтянам и их культуре. Например, в своей речи 1990 года он раскритиковал светских кибуцников как «разводчиков кроликов и свиней», которые «не знают, что такое Йом Кипур ». В той же речи он сказал, что Лейбористская партия порвала со своим еврейским прошлым и желает «искать новую Тору». Политик Лейбористской партии Йосси Бейлин заявил, что речь Шаха отбросила отношения между религиозными и светскими израильтянами на десятилетия назад. [ 22 ] Сообщается, что другие светские израильтяне, в том числе жители кибуца Эйн-Харод , нашли эту речь вдохновляющей, настолько, что она приблизила их к религиозной практике. [ 23 ]

В 1985 году, через четыре года после того, как Лейбористская партия поддержала либерализацию закона об абортах , Шах отказался встретиться с Шимоном Пересом и заявил, что не будет разговаривать с «убийцей зародышей». [ 24 ]

В «Гаарец » Шахар Илан описал его как «идеолога» и «фанатика, который неоднократно вовлекал своих последователей в идеологические битвы». [ 25 ]

Шах никогда не казался обеспокоенным раздором, который он спровоцировал: «Не нужно беспокоиться о махлоках [спорах], потому что, если это делается ради Неба, в конце концов, оно выдержит... Человек обязан быть баал-махлокс [спорщик]. Не подвиг быть согласным со всеми!» [ 26 ]

Шах также критиковал западную демократию , однажды назвав ее «раком», добавив, что «только священная Тора является истинной демократией». [ 27 ]

Должность по армейской службе

[ редактировать ]

В мае 1998 года, после разговоров о политическом компромиссе, который позволил бы харедим нести национальную службу , охраняя святые места, Шах, как и многие другие ортодоксальные лидеры, заявил своим последователям в публичных заявлениях, что служить в армии запрещено и что « за это надо умереть». [ 28 ] По словам Шах, это тот случай, когда с галахической точки зрения нужно «быть убитым, а не преступать». [ 29 ] Эта позиция была выражена в больших рекламных объявлениях, размещенных во всех трех ежедневных газетах Израиля 22 мая 1998 года. [ 30 ] Цитируется высказывание Шаха: «Любой студент ешивы, который обманывает власти и использует освобождение от службы для чего-либо, кроме реального участия в изучении Торы, является родефом (тот, кто угрожает жизни других)». [ 31 ] и что «те, кто не учится, ставят под угрозу положение тех, кто учится так, как следует». [ 32 ]

Позиция по территориальному компромиссу

[ редактировать ]

Шах поддержал вывод войск с земель, находящихся под контролем Израиля, основываясь на галахическом принципе пикуах нефеш («спасение [] жизни»), в котором сохранение жизней имеет приоритет над почти всеми другими обязательствами в Торе. включая те, которые касаются святости земли. [ 33 ] Шах также раскритиковал израильские поселения на Западном Берегу и в секторе Газа, назвав их «вопиющей попыткой спровоцировать международное сообщество». [ 34 ] и призвал евреев-харедим избегать переезда в такие общины. Шах часто говорил, что для истинного мира «разрешено и необходимо идти на компромисс даже в отношении половины Земли Израиля», и писал, что «израильскому правительству запрещено быть упрямым в этих вещах, поскольку это подольет масла в огонь». в огонь антисемитизма». [ 35 ] Когда Ицхака Хатнера попросили поддержать эту позицию, он отказался, заявив, что «согласие на границы, отличные от библейских, равносильно отрицанию всей Торы». [ 36 ]

Хабад и Любавичский Ребе

[ редактировать ]

Шах был антагонистом раввина Менахема Менделя Шнеерсона и единственным крупным литовским раввином, выступившим против движения Хабад и его лидера. [ 37 ] Начиная с 1970-х годов, Шах публично критиковал Шнеерсона. [ 38 ] обвинив Хабад в ложном мессианстве , заявив, что Шнеерсон создал вокруг себя культ криптомессианства. [ 39 ] [ 40 ] Он возражал против призыва Шнеерсона к явлению Мессии, и когда некоторые из последователей Шнеерсона провозгласили его Мессией, Шах призвал к бойкоту Хабада и его учреждений. [ 41 ] В 1988 году Шах назвал Шнеерсона мешиахом шекером (ложным мессией). [ 42 ] и сравнил хабадских хасидов с последователями Саббатая Цви 17 века , [ 43 ] клеймя как идолопоклонника заявление Шнеерсона , как это было у самого Моисея». Последователи Шаха отказывались есть мясо, забитое хабадскими хасидами, отказываясь признавать их приверженцами подлинного иудаизма. [ 44 ] Шах также выступал против кампании Хабада «Рамбам» и кампании «Тфилин» . [ 45 ] и однажды описал Шнеерсона как «сумасшедшего, который сидит в Нью-Йорке и сводит с ума весь мир». [ 46 ] Тем не менее он молился о его выздоровлении, объясняя: «Я молюсь о выздоровлении ребе и одновременно молюсь, чтобы он отказался от своего недействительного пути». [ 47 ]

Критика раввинов и еврейских институтов

[ редактировать ]

В ходе продолжительного нападения на Джозефа Б. Соловейчика (ум. 1993) из Университета Ешива Шах обвинил его в написании «вещей, которые запрещено слышать». [ 48 ] а также «... поставить под угрозу выживание истинного иудаизма Торы путем внушения массам реальных слов ереси». [ 49 ]

Шах ушел из Moetzes Gedolei HaTorah («Совет великих Торы») из-за напряженности между ним и Ребе Герер Симха Буним Альтер . На выборах в Кнессет одиннадцатого созыва в 1984 году Шах уже посоветовал своим сторонникам голосовать за ШАС, а не за Агудат Исраэль. Некоторые пытались создать впечатление, что раскол был возрождением разногласий между хасидами и митнагдим , поскольку Шах представлял литовский мир Торы, в то время как Ребе Герер был одним из самых важных хасидских Ребе и представлял самый значительный хасидский двор в Агудате. Израиль. Однако было бы неверно строить весь конфликт на возобновлении исторического спора между хасидами и митнагдим, начавшегося во второй половине восемнадцатого века. [ 50 ] Шах решительно выступил против этой неверной характеристики.

Раввин Адин Штейнзальц был обвинен в ереси Шахом, который в письме, написанном 10 сентября 1988 г., писал, что «... и точно так же все другие его работы содержат ересь. Запрещено дискутировать со Штейнзальцем, потому что, как еретик , все дебаты только заставят его еще больше деградировать. Он не настоящий человек ( эйн тохо ке-баро ), и каждый обязан дистанцироваться от него. Это долг часа ( мицва бе-шаата). ). Это создаст заслуги перед предстоящим Судным Днем». [ 51 ] Летом 1989 года группа раввинов, в том числе Шах, запретила три книги Штейнзальца. [ 52 ]

Шах писал, что учреждения типа университета-ешивы представляют угрозу для существования подлинного иудаизма. Он назвал их «абсолютной катастрофой, приводящей к разрушению нашей Священной Торы. Даже так называемый « Колледж Туро » в США является ужасной катастрофой, « чурбан ха-дас » (разрушение еврейской религии)… " [ 53 ] Шах пишет, что успехи тех людей, которые смогли достичь величия в Торе, несмотря на их участие в светских исследованиях, являются « маасе сатана » (работа сатанинских сил), ибо существование таких образцов для подражания будет соблазнять других последовать его примеру, но быть обреченным. [ 54 ] В разговоре с американским раввином в 1980-х годах Шах заявил: «Американцы думают, что я слишком противоречив и вызываю разногласия. Но в то время, когда никто больше не желает выступать от имени нашей истинной традиции, я чувствую себя побужденным сделай это». [ 41 ]

Взгляды на хасидский иудаизм

[ редактировать ]

Шах писал, что он не против хасидского иудаизма, говоря, что он признает хасидизм как « йераим » и « шламим » (богобоязненный и полезный), полный Торы, заповедей и страха перед Небесами. [ 55 ] [ 56 ] Шах отрицал, что является ненавистником хасидов: «Мы боремся с секуляризмом в иешивах. Сегодня с помощью Неба люди изучают Тору и в хасидских, и в литовских иешивах. На мой взгляд, между ними нет никакой разницы; все они мне важны и дороги. В самом деле, спросите у своих друзей-хасидов, которые есть у нас в Поневеже, различаю ли я хасидских студентов и литовских студентов». [ 57 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Могила Шаха в Бней-Браке

Шах умер 2 ноября 2001 года, за два месяца до своего 103-летия (хотя по другим данным ему было 108 лет). На его похороны в Бней-Браке пришло около 400 000 человек. [ 58 ] [ 59 ] Премьер-министр Ариэль Шарон заявил: «Нет сомнений в том, что мы потеряли важного человека, который оставил свой след на протяжении многих лет». [ 60 ] Главный раввин Исраэль Меир Лау сказал, что самым важным вкладом Шаха были его усилия по восстановлению еврейской науки после Холокоста. [ 61 ] «Гаарец» описала его как «идеолога» и «фанатика, который неоднократно вовлекал своих последователей в идеологические битвы». [ 25 ] Давид Ландау писал, что его «уникальность заключалась в той власти, которой он обладал», и что «возможно, со времен гаона Илии Виленского , жившего во второй половине XVIII века, не было раввинской фигуры, обладавшей такой неоспоримой властью над народом». Православный мир». [ 62 ] Ави Шафран из организации «Агудат Исраэль Америки» сказал: «Его заявления и выступления, когда он был активен, регулярно привлекали пристальное внимание всего православного мира». [ 62 ] Впоследствии возник спор о том, должен ли его преемником Йосеф Шалом Элиашив или Аарон Иегуда Лейб Штейнман. [ 63 ] В городах Бней-Брак и Бейтар-Иллит есть улицы, названные в его честь.

У Шаха остались дочь Девора, у которой было девять детей от Меира Цви Бергмана , и сын Эфраим, отвергший харедимский образ жизни. [ 64 ] и присоединился к Религиозному сионистскому движению. Эфраим Шах служил в Армии обороны Израиля , получил докторскую степень по истории и философии в аспирантуре Бернарда Ревеля Университета Йешива и работал руководителем Министерства образования Израиля . Он женился на Тамаре Ярлихт-Ковальской, у них родилось двое детей. Он умер 17 октября 2011 года в возрасте 81 года.

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  • Ави Эзри - Взгляды и разъяснения различных концепций в Яд ха-Чазака Рамбама .
  • Михтавим у'Маарим - сборник писем Шаха, изданный в различных изданиях в 4–6 томах.
  • Машевес ха-Муссар - мусарские беседы Р Шаха о главе.
  1. ^ Jump up to: а б Ежедневная газета «Гаарец», Шахар Илан, 2 ноября 2001 г.
  2. Брат Батшевой, Ошер Нисан Левитан, позже стал важной фигурой в Союзе ортодоксальных раввинов США.
  3. Раввин Элиэзер Шах, гигант Торы, умирает в возрасте 103 лет, Илан, Шахар. Канадские еврейские новости. 8 ноября 2001 г. Том. 31, вып. 46; стр. 41
  4. ^ Также известен как Рав Ицеле Поновезер.
  5. ^ Энгландер, Якир Яков (19 августа 2015 г.). «Еврейский рыцарь» Слободки чтит культуру и образ тела в ортодоксальном еврейском контексте» . Религия . 46 2016 (2). Тейлор и Фрэнсис: 186–208. дои : 10.1080/0048721X.2015.1061064 . S2CID   147305135 . Мои туфли были слишком малы для моих ног, и пальцы ног торчали из них; У меня не было полотенец для мытья; мои волосы, не стриженные целых полтора года, слиплись в длинные пряди, при отсутствии каких-либо норм человеческой гигиены. Мои брюки были порваны, и на ногах были видны царапины, так что мне пришлось перевернуть брюки, чтобы разрыв был менее заметен, и носить их вот так.
  6. ^ Каменецкий, Мордехай (февраль 2002 г.). «Биографическая оценка» (PDF) . Еврейский обозреватель . XXXV (2) (февраль 2002 г.): 6–15.
  7. ^ Харав Шах: Шехамафтич Бьядо Моше Горовица. Издательство Кетер, Иерусалим. 1989. стр. 56.
  8. ^ «Семья Шапиро» .
  9. ^ ХаРав Шах: Шехамафтич Бьядо Моше Горовица. Издательство Кетер, Иерусалим. 1989. стр. 60.
  10. ^ Путь к величию – Жизнь Маран Харав Элазар Менахем Ман Шах, Том I: Из Вабойльника в Бней-Брак (1899–1953) – стр. 262
  11. ^ В их тени: Мудрость и руководство гедолимов, том первый: Хазон Иш, Брискер Рав, Рав Шах, стр. 282
  12. ^ Геллер, Виктор (2003). Православие пробуждается: эпоха Белкина и университет ешива . Иерусалим, Израиль: Публикации Урима. стр. 161–162. ISBN  965-7108-47-0 .
  13. ^ Энциклопедия иудаики - Справочник Macmillan USA; Второе издание (2006 г.)
  14. ^ Бринкли, Джоэл (27 марта 1990 г.). «Православный лидер в Израиле, похоже, отвергает Переса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 мая 2010 г.
  15. ^ «Раввин Шех: Действительно ли поколение великое?» . Инет .
  16. ^ «Жемчужины нашего раввина Хаби Азри-Шеха, Элазара Менахема Мана (Шолюзингера, Моше Мордехая бен Ицхака-Мериха) (стр. 180 из 431)» . www.hebrewbooks.org . Проверено 28 ноября 2023 г.
  17. ^ Jump up to: а б ПОНОВЕЗЕР РОШ ХАЙЕШИВА РАВ ЭЛАЗАР МЕНАХЕМ МАН ШАХ, ЗТ"Л (1894–2001) The Jewish Press - суббота, 8 декабря 2001 г. - раввин Гершон Танненбаум с раввином Яаковом Классом
  18. ^ «МЕРИЯ: Раввин Овадия Йосеф и его культурная война в Израиле» .
  19. ^ «Так исчезла историческая напряженность с Хабадом» 20 июля 2016 г.
  20. «Гаарец», Шахар Илан, 2 ноября 2001 г.
  21. ^ «Маянос Хаэмуна с Шмуссом от рава Штейнмана, который был дан в 1992 году и опубликован в то время в Йатеде» .
  22. Los Angeles Times – 3 ноября 2001 г., Associated Press.
  23. ^ Уолдер, Хаим (25 декабря 2014 г.). «Слезы молчания / Хаим Вальдер » Хаим Вальдер, писатель и консультант по образованию (на иврите) . Проверено 13 августа 2024 г.
  24. Яир Шелег: Потерянный сын Хабада Гаарец , 26 декабря 2002 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Рабби Шах – человек войн и сражений» . «Гаарец» . 2 ноября 2001 г.
  26. ^ http://www.nrg.co.il/online/11/ART/936/156.html и «Человек видения: ортодоксальная идеология раввина Шаха» (Иш ха-Хашкафа: HaIdeologia HaHaredit al pi HaRav Shach) Авишай Бен Хаим, с. 17. Весь контекст заявления можно увидеть на видео здесь . Архивировано 22 марта 2012 г. в Wayback Machine и напечатано в Везарах Ха-Шемеш: Йесода Умишната шел Агудат ха-Харедим — Дегель ха-Тора (Бене Берах: Ха-Махон ле- ти'уд истори, 1990), страницы 136–139.
  27. ^ Как вам ваша галаха? ( «Гаарец» ), 28 сентября 2006 г.
  28. Еврейская неделя, 29 мая 1998 г., «От ешивы до армии».
  29. ^ Израиль и политика еврейской идентичности: светско-религиозный тупик Ашера Коэна и Бернарда Сассер. Издательство Университета Джонса Хопкинса (24 мая 2000 г.) – стр. 83
  30. ^ Израиль и политика еврейской идентичности: светско-религиозный тупик, Ашер Коэн и Бернард Сассер (24 мая 2000 г.) - примечание 19 на странице 148
  31. ^ Еврейская пресса - Светский страх перед харедим привел к решению суда об отсрочке службы , Йори Яновер - 22 февраля 2012 г. - http://www.jewishpress.com/news/breaking-news/secular-fear-of-haredim-drove -суды-решения-по-отсрочкам-подачи/
  32. ^ «Является ли «Нецах Иегуда» ЦАХАЛа успехом?» . 13 мая 2010 г.
  33. ^ См. Миктавим Умамарим, Том 1: Письмо 6.
  34. ^ Гринберг, Джоэл (3 ноября 2001 г.). «Раввин Элиэзер Шах, 103 года; лидер православных в Израиле» . Нью-Йорк Таймс .
  35. Ребе Любавичский: Смерть лидера , Коби Блайх, стр. 3, Маарив, 13 июня,
  36. Шломо Лоринц в « Милуэй Шломо», страницы 296–297, издательство Feldheim, Иерусалим.
  37. Ребе Любавичский: Смерть лидера , Коби Блайх, стр. 2, Маарив, 13 июня,
  38. ^ См . «Мехтавим в'Мааморим» [Письма и речи раввина Шаха на иврите. Бней-Брак, Израиль. 03-574-5006]: Том 1, Письмо 6 (стр. 15), Письмо 8 (стр. 19). Том 3, Заявления на стр. 100–101, Письмо на стр. 102. Том 4, письмо 349 (стр. 69), письмо 351 (стр. 71). Том 5, письмо 533 (стр. 137), письмо 535 (стр. 139), речь 569 (стр. 173), заявление 570 (стр. 174). См. также здесь: «О подстрекателях, провоцирующих народы, и о языках, искореняющих фразу «Я верю» в пришествие Мессии» (PDF) (на иврите). Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2009 г. Проверено 5 марта 2009 г.
  39. Independent, The (Лондон), 10 ноября 2001 г., Дэвид Ландау.
  40. ^ Британец Хадден (1992). Время . 9-17. Том. 139. Тайм Инкорпорейтед. п. 42. Элиэзер Шах, один из ведущих ортодоксальных раввинов Израиля, публично назвал Шнеерсона «сумасшедшим», «неверным» и «лжемессией». Местные газеты опубликовали возмутительное обвинение Шаха в том, что последователи Шнеерсона являются «едоками трайфа», пищи, запрещенной евреям, например свинины.
  41. ^ Jump up to: а б Вера и судьба: история еврейского народа в 20 веке , Берл Вейн, 2001, издательство Shaar Press. стр. 340
  42. ^ Шефер, Питер; Коэн, Марк Р. (1998). На пути к тысячелетию: мессианские ожидания от Библии до Уэйко . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-11037-3 .
  43. Халеви, Йоси Кляйн (14 февраля 2001 г.) «Лето Мессии», « Иерусалимский отчет » .
  44. ^ Ребе, Мессия и скандал православного безразличия Дэвида Бергера, 2001 г., опубликовано Библиотекой еврейской цивилизации Литтмана в Портленде. Страница 7.
  45. ^ Хаим Миллер (2014). «Примечания к стр. 349-359» . Выворачивая иудаизм наружу: биография раввина Менахема Менделя Шнеерсона, седьмого Любавичского Ребе . Кол Менахем. п. 514. ИСБН  978-1-934152-36-2 . Раввин Шах возражал против информационно-просветительских кампаний Хабада, таких как Нешек (Субботние свечи), Тфилин, изучение Рамбама, детские парады в Лаг ба-Омер и Законы Ноя.
  46. ^ Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичских хасидов , М. Аврум Эрлих, глава 10, примечания, KTAV Publishing, ISBN   0-88125-836-9
  47. Шломо Лоринц (9 августа 2006 г.). Битва ХаРав Шаха против ложного мессианства , Дейа Ведибур.
  48. ^ Письмо Шаха - Михтавим У-Маамарим, 4:320: стр. 36.
  49. ^ Речь Шаха (записано слушателем) - Михтавим У-Маамарим, 4:370: стр. 107
  50. ^ Фридман, Менахем (15 июля 1990 г.). «УЛЬТРАОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ В ИЗРАИЛЬСКОЙ ПОЛИТИКЕ» . www.jcpa.org .
  51. ^ Михтавим У-Маамарим. Том. 4 стр. 67
  52. Давар – 08.04.1989 – с. 3 – Ноах Звулуны (Читать онлайн можно здесь: «3 книги раввина Штейнзальца, обвиняемые в Генизе - как слова Минота и Кафира [08.04.1989] - Ной Зебулони - RNA - Статьи» Архивировано из оригинала 07 октября 2013 г. Проверено 30 декабря 2012 г. . )
  53. ^ Михтавим Умамарим Том. 4 Нет. 319
  54. ^ Михтавим Умамарим, тт. 1–2, с. 109 и письмо №. 53. Том. 4 нет. 76
  55. ^ Михтавим У'Маамаромим 5:533 (стр. 137). См. также «Джерузалем пост» – 4 марта 1992 г. – Нападки Шаха «предназначены только для любавичей, а не для всех хасидов»
  56. ^ Михтавим У'Маамаромим 5:534 (стр. 138). См. также Письма Шаха, цитируемые в «Йешурун», том. 11 июля 5762 — с. 932 - http://www.hebrewbooks.org/pdfpage.aspx?req=21194&st=&pgnum=9
  57. ^ Дос Идише Ворт - № 368 - 5762 - с. 11 - http://www.hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=50175&st=&pgnum=11
  58. ^ Дэвид Ландау (3 ноября 2001 г.). «400 000 человек скорбят по пожилому раввину, который формировал израильскую политику» . Айриш Таймс . Проверено 26 мая 2020 г.
  59. ^ Яир Шелег (3 ноября 2001 г.). «Раввин Шах, 103 года, похоронен. На похороны в пятницу утром пришли сотни тысяч людей» . Гаарец . Проверено 26 мая 2020 г. Хотя трудно оценить, сколько людей присутствовало на похоронах, их число могло исчисляться сотнями тысяч (особенно если учесть, что семь лет назад на похоронах раввина Шломо-Залмана Ауэрбаха присутствовало около 300 000 человек).
  60. ^ https://archive.today/20120529194409/http://www.pmo.gov.il/PMOEng/Archive/Cabinet/2001/11/Spokesman4356.htm «Документ: Сообщение Кабинета министров об отказе от всех предыдущих условий вывода войск из зоны А» . Архивировано из оригинала 02 марта 2005 г. Проверено 11 марта 2013 г.
  61. ^ «Влиятельный израильский раввин умер в возрасте 103 лет» . Би-би-си . 2 ноября 2001 года . Проверено 26 мая 2020 г.
  62. ^ Jump up to: а б Дэвид Ландау; Джули Винер (2 ноября 2001 г.). «Умер раввин Шах, гигант ревностного ортодоксального еврейства» . ДЖТА . Проверено 26 мая 2020 г.
  63. ^ Фред Скольник; Майкл Беренбаум (2007). Энциклопедия иудаизма Справочник Macmillan США. п. 289. ИСБН  978-0-02-865949-7 . Смерть Шаха в 2001 году оставила пустоту. Спор о том, станет ли раввин Эльяшив или раввин Штейнеман признанным преемником Шаха, также разыгрался в деле Йатеда Неемана. Редакторы разделились: ежедневное издание, редактируемое Гроссманом, идентифицировалось с раввином Эльяшивом, а субботнее издание - с раввином Штейнманом.
  64. ^ https://www.srugim.co.il/14570- [ мертвая ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Харав Шах: Шехамафтич Бьядо Моше Горовица. Издательство Кетер, Иерусалим. 1989.
  • Человек видения: ультраортодоксальная идеология раввина Шаха (Иш ха-Хашкафа: Идеология ХаХаредит аль пи ХаРав Шах), автор Авишай Бен Хаим, Mosaica Publishers
  • Маран Рош ха-Йешива Рав Шах - (предназначено для молодежных читателей) раввина Йехиэля Мишеля Штерна. Первый подробный биографический очерк, появившийся на иврите после кончины раввина Шаха – опубликовано Книжным магазином Израиля.
  • Путь к величию - Жизнь Маран Харав Элазар Менахем Ман Шах, Том I: От Вабойльника до Бней-Брака (1899–1953) Ашера Бергмана, перевод Йохеведа Лавона. Издательство Фельдхайм, 634 страницы.
[ редактировать ]

Панегирики и статьи о раввине Шахе:

Текст:

Видео:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9259772bf5da0d34b851ae2b51757a1d__1721917080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/1d/9259772bf5da0d34b851ae2b51757a1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elazar Shach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)