Yitzhak Yaakov Rabinovich
Yitzhak Yaakov Rabinovich рав | |
---|---|
Ицхак Яаков Рабинавичан | |
Персональный | |
Рожденный | 1854 |
Умер | 21 февраля 1919 г. | ( 1919-02-21 )
Религия | Ортодоксальный иудаизм |
Политическая партия | Агудат Исраэль |
Профессия | раввин, учёный |
Занятие | Раввин, знаток Талмуда |
Организация | |
Храм | Поневежская иешива |
Основатель | основатель и рош ешивы Поневежской ешивы |
Старшая должность | |
Профессия | раввин, учёный |
Yitzhak Yaakov Rabinovich (1854–1919), Ицхак Якоб Рабинавич , известный также как Реб Ицеле Поневежер, [ 1 ] был ортодоксальным раввином , сторонником социалистических идей и основателем Поневежской иешивы .
Биография
[ редактировать ]Ицхак Яаков Рабинович родился в 1854 году в Шерешево , Белоруссия, в богатой купеческой семье. Он получил частное образование по Талмуду и в возрасте 14 лет уехал из дома в Селец , чтобы учиться у Йерухама Перлмана , который позже стал известным раввином Минска . Через несколько лет Рабинович вместе с Хаимом Соловейчиком переехал в Брест-Литовск . Во время совместного обучения двое из них разработали новый метод изучения Талмуда: посредством логики и глубокого понимания текста - в отличие от ранее давно использовавшегося метода пилпул (казуистика).
В 1889 году Рабинович был назначен учителем Слободской иешивы . Однако из-за проблем с принятием идеологии Мусара , которой следовала школа, он ушел в 1894 году и стал раввином в Горзде , Литва. Через два года (в 1896 г.) он поселился в Поневеже, заняв должность раввина в городе. Он занял эту должность вслед за Элияху Давидом Рабиновичем-Теомимом , тестем Авраама Ицхака Кука .
В 1909 году он получил значительную сумму денег от московской еврейки Либы Мириам Гавронской , дочери Калонима Высоцкого — чайного магната , которая хотела почтить память своего мужа открытием духовной школы для перспективных учеников мужского пола. Денег было достаточно для открытия колеля , однако его популярность, высокий уровень обучения, а также размер полученного гранта позволили превратить этот колель в ешиву . Рабинович занимал должность рош-ешивы в этой поневежской иешиве .
Рабиновичу было трудно собирать средства, что было одной из традиционных задач главы ешивы. Именно поэтому в 1913 году он отказался от предложения стать главой иешивы Эц Хаим в Иерусалиме. В ешиве в Поневеже, которая предлагала своим студентам щедрые стипендии, у него не было проблем со сбором средств, поскольку у ешивы был собственный спонсор-учредитель.
Рабинович считается прогрессивным в своих взглядах на социальные и общественные дела. В 1910 году на раввинском конгрессе в Санкт-Петербурге он поддержал резолюцию, которая требовала от раввинов Российской империи знания местного языка страны. В 1912 году он поддержал недавно созданную православную партию Агудат Исраэль и был избран в раввинский совет партии.
После лекции «Капитал» Карла Маркса Рабинович обратился к дальнейшей поддержке рабочего класса . В 1917 году на собрании Масорет ве-Херут (православных лидеров) он предложил резолюцию о перераспределении земли крестьянам. Однако его предложение не нашло достаточной поддержки для принятия собранием.
Хотя его учение и галахические постановления получили широкую поддержку и уважение, он никогда не публиковал свои ответы и повести. Некоторые из них сохранились у его учеников и в письмах, полученных его корреспондентами.
В 1915 году Рабинович со своими учениками был вынужден (сближением с немцами и политикой России в отношении евреев) бежать в Латвию , а затем на Украину. После окончания Первой мировой войны , в 1919 году, он вернулся в Поневеж, но из-за правления большевиков в городе не смог ни преподавать, ни восстановить свою ешиву. Вскоре после этого, в пятницу, 21 Адара I, 5679 г. [ 2 ] (21 февраля 1919 г.) он умер от тифа . [ 3 ]
Наследство
[ редактировать ]Его работа и учение нашли последователей и пережили его. В конце 1919 года, когда Поневеж вернулся в Литву, Поневежская ешива была вновь открыта с Йосефом Шломо Каханеманом в качестве рош-ешивы и вскоре восстановила свой престиж. Под руководством Каханемана в школу вошел Мусар , но учебная программа по-прежнему была сосредоточена на изучении Талмуда . Каханеман считался не только уважаемым талмудистом, но и эффективным сборщиком средств как на местном уровне, так и в Соединенных Штатах. Собранные им средства в основном были направлены на улучшение школьных помещений. Начало Второй мировой войны застало Каханемана во время его поездки в Палестину под британским мандатом , где он решил остаться. Однако он продолжал управлять ешивой из-за границы. Студенты смогли продолжить учебу даже после того, как Красная Армия вошла в город и захватила первоначальное здание ешивы и несколько филиалов ешивы в различных синагогах города. Ситуация резко изменилась после того, как в июне 1941 года в город вошли нацисты . Здание школы было включено в часть города, превращенную в гетто, а студенты ешивы были убиты всего через несколько дней после начала нацистской оккупации. В 1944 году в Британский мандат в Палестине , в новом городе Бней-Брак Каханеман восстановил Поневежскую иешиву , которая до сих пор считается одной из ведущих литвишских иешив в Израиле. Нынешняя ешива до сих пор использует название Поневежской ешивы в честь своего первоначального местоположения и в память об убитой общине в ее родном городе. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Раввин Ицхак Яаков Рабинович • «Рав Поневежский » . hevratpinto.org . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Поневежерские равбонимы: ХаРав Ицеле Поневежер и ХаРав Йосеф Шломо Каханеман» . eilatgordinlevitan.com . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «ЙИВО | Рабинович, Ицхак Яаков» . www.yivoencyclepedia.org . Проверено 04.01.2019 .
- ^ «ЙИВО | Понедельник, ешива» . www.yivoencyclepedia.org . Проверено 4 января 2019 г.