Иссачар Дов Рокич (пятый ребе Белзера)
Иссачар Дов Рокич | |
---|---|
Заголовок | Пятый Бельзерский Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Иссачар Дов Рокич 18 января 1948 г. |
Религия | иудаизм |
Супруг | Сара Хагер |
Дети | Аарон Мордехай Рокич |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Аарон Рокич |
Началось | 1966 |
Закончено | подарок |
Иссачар Дов Рокич (родился 19 января 1948 г.) [1] пятым и нынешним Ребе хасидской является династии Белза . Он сын раввина Мордехая из Билгорая (1902–1949), внук третьего Бельзерского Ребе, раввина Иссахара Дова Рокича , и племянник четвертого Бельзерского Ребе, раввина Аарона Рокича , который его воспитал. Он руководил Белзом с 1966 года.
Семейное прошлое [ править ]
Раввин Мордехай из Билгорая и его сводный брат (через отца) Ребе Аарон бежали из Европы в смелой попытке побега и прибыли в Палестину в 1944 году. Оба потеряли своих жен и семьи из-за нацистов . Оба снова поженились в Израиле; Второй женой раввина Мордехая была Мириам. [2] дочь раввина Гершеля Глика из Сатмара . [3] Только у раввина Мордехая был ребенок, Иссахар Дов. В ноябре 1949 года раввин Мордехай внезапно умер, и его сына воспитывал дядя Ребе Аарон, который готовил его стать следующим Ребе в династии. [1] Когда Ребе, раввин Аарон Рокич, скончался, Иссахар Дов был еще маленьким ребенком.
Молодость образование и
Большую часть года Иссахар Дов жил недалеко от своего дяди в Тель-Авиве и изучал там Белзер Талмуд Тору ; Летние месяцы он провел в Иерусалиме , изучая Сатмарский Талмуд Тору. [1]
Когда Ребе Аарон умер в 1957 году, Иссахару Дову было всего девять лет. В течение следующих девяти лет в Белзе фактически не было активного ребе, поскольку Иссачор Дов, которого его последователи тогда называли «Янука» (Ребенок), получил образование в небольшом кругу доверенных советников. Белзер Через несколько лет после смерти Ребе Аарона Иссахар Дов поступил в иешиву в Иерусалиме, где ему дали две общежития: одну, которую он делил с другими студентами как спальню, и отдельную комнату, где он мог учиться один или с другими. Все решения относительно мальчика выносились на рассмотрение раввина Яакова Ицхака Неймана , раввина общины Белзер в Монреале и родственника Иссахара Дова по материнской линии. [1]
Иссахар Дов отпраздновал свою бар-мицву 25 января 1961 года (8 швата 5721 года) в тель-авивском бейт-медраше Ребе Аарона, где он сидел один на помосте, приветствуя несколько сотен гостей. [4] Вернувшись в ешиву, он много часов учился с частными чаврусами (партнерами по учебе) и готовился к получению раввинского посвящения . В возрасте 15 лет он переехал в квартиру, которую группа белзерских хасидов сняла для него рядом с ешивой, и начал приглашать других студентов присоединиться к нему на субботние обеды, во время которых он произносил слова Торы и хасидов. [1]
В 16 лет он был помолвлен с Сарой Хагер, дочерью раввина Моше Иегошуа Хагера , тогдашнего рош ешивы и ав беис дина (главы раввинского суда) Кирьят -Вижница , Бней-Брака (он сменил своего отца на посту Вижницерского Ребе в 1972 году). ). [5] Свадьба состоялась в феврале 1965 года в Кирьят-Вижнице, где пара поселилась после свадьбы. [1] Вскоре после свадьбы их дом был ограблен, и отец Сары Хагер проклял виновника, если он не вернет украденные драгоценности. После этого жена вора развелась с ним, драгоценности были возвращены, и говорят, что на него обрушились проклятия.
В июне 1966 года делегация белзерских хасидов подошла к Рокичу и призвала его принять мантию лидера белзерских хасидов. Рокич попросил их узнать мнение других лидеров Торы, после чего они запросили одобрение Клаузенбергского Ребе и Геррерского Ребе . Новый Ребе стал пятым белзерским раввином в Иерусалиме 28 июля 1966 года. [1] Стоя на могиле своего дяди, предыдущего белзерского рава, Рокич получил свой первый квител от Явровера рава, потомка белзерских и ропшицерских ребе, как это принято в Белзе. С тех пор он возглавляет династию.
У него и его жены есть сын Аарон Мордехай Рокич , родившийся 12 октября 1975 года. [1] Аарон Мордехай женился на Саре Лии Лембергер, дочери раввина Шимона Лембергера, Макова Ребе в Кирьят-Ате . [5] 3 августа 1993 года в Кирьят-Белзе , Иерусалим. [1] в присутствии 60 000 человек. [5] У пары десять сыновей и три дочери. [6] 21 мая 2013 года их старший сын Шолом Рокич женился на Ханне Батья Пенет на церемонии в Большой синагоге Белза, на которой присутствовали десятки тысяч гостей и доброжелателей. С рождением дочери 4 мая 2014 года у молодой пары Ребе стал эльтер заидой (прадедом). [7]
Новое изобретение Белза
Большинство бельзерских хасидов погибли во время Холокоста . Хотя некоторым удалось иммигрировать в Соединенные Штаты и Израиль , в послевоенные годы членский состав Белза претерпел радикальные изменения и стал состоять в основном из бывших членов других общин или харедим , которые ранее официально не принадлежали ни к одной хасидской группе. [ нужна ссылка ]
Одной из наиболее важных задач нового Ребе было собрать эту разнообразную группу последователей и превратить их в единое сообщество. Он сосредоточился на создании институтов Белза, которых после смерти предыдущего Ребе практически не существовало. По мере того как Белз постепенно создавал экономическую базу, он начал расширять свою сеть школ в Западной Европе , Северной Америке и Израиле , а также свои иешивы и собственный иерусалимский анклав Кирьят-Белз . Оно также создало собственную газету «Ха-Мачане ха-Чареди» которой является депутат Кнессета Исраэль Эйхлер , бывшим редактором .
Под руководством Ребе Белз-хасидут вырос с нескольких сотен семей в 1966 году до более чем 12 000 семей по состоянию на 2022 год. Ребе также курирует глобальную сеть учебных залов , учебных заведений и хеседа . [1]
Ребе также вложил значительные средства в информационно-просветительскую деятельность ортодоксальных евреев , основав ешиву Тора В'Эмуна, ешиву баал тшува для мужчин, и информационно-просветительскую организацию «Цохар» для светских евреев . [1]
Сохраняя традиции, заложенные его предками, Ребе также ввел новые протоколы, соответствующие современности. Он был первым, кто привлек профессионалов в хасидскую образовательную систему для диагностики и лечения детей с ограниченными возможностями обучения. Он также призывает своих хасидов развивать свои таланты в обществе, находя работу для музыкантов, писателей, менеджеров и т. д. в сотнях учреждений и организаций, созданных хасидами. [1]
Ребе был непреклонен в том, чтобы построить огромную синагогу за большие деньги, чтобы повторить здание Белзской синагоги в Белзе. Легенда гласит, что Сар Шалом постился 40 дней и ночей, и его посетил Пророк Илия, который указал ему, как построить первоначальную синагогу. В разгар строительства иерусалимской синагоги Ребе узнал от своего габая, что его личные вложения потеряны. Денежный дефицит рос, и когда в 1990 году Ребе пошел за водой для приготовления мацы для Песаха, Ребе был настолько обезумел, что бросил свой штреймель на землю. После этого хасиды всего мира организовали новый раунд сбора средств для завершения строительства синагоги.
Независимый Ребе [ править ]
Бельзерский Ребе уже давно имеет репутацию индивидуалиста в израильской общине харедим. В первые годы после своего назначения на пост Ребе он тщательно налаживал союзы с другими хасидскими дворами (такими как Гер и Вижниц ), а также с общинами Миснагдиков , особенно с Дегель ха-Тора . Он быстро стал известен как политический умеренный и прагматик , в конечном итоге даже нарушив то, что раньше было чем-то вроде табу : принимать финансирование и субсидии от израильского правительства.
Вражда с Эдой ха-Чареидис [ править ]
Когда Белз начал утверждаться как независимая и успешная группа, он начал привлекать некоторое негативное внимание, особенно после решения Ребе принимать деньги от государства. Одна группа, «Эда ха-Чареиди» , коалиция нескольких движений, известная своей строгостью и традиционализмом даже среди харедим, особенно обиделась на игнорирование « ренегатами » того, что ранее было практически неоспоримым статус-кво . Это усугублялось готовностью Ребе участвовать в израильской политике, поощряя своих последователей голосовать и отправляя эмиссаров присоединиться к политическим партиям харедим. Эти разногласия превратились из простой враждебности в полномасштабную вражду после заявления Ребе в 1980 году о том, что Белз собирается отделиться от Эды ха-Чаредис.
До раскола Белз был единственным членом, не входящим в Эйду, который признавал и поддерживал авторитет Бадаца , раввинского суда Эды, чей авторитет затрагивал все вопросы повседневной жизни харедим, включая кашрута сертификацию . В начале года раввин Ицхок Яаков Вайс , глава Эды ха-Хареидис, издал указ , запрещающий последователям отправлять своих детей в школы, финансируемые государством. Это представляло серьезную угрозу умеренному подходу Белза, которому очень помогла государственная помощь.
В ответ Бельзерский Ребе решил отрезать свою общину от Эды ха-Чареидис и создать собственную систему религиозных служб, включая сертификацию кашрута. Хотя Белз утверждал, что он заинтересован только в сертификации продуктов питания для своей собственной общины, этот шаг был встречен с злобой со стороны Иды ха-Чареди, особенно сатмарских хасидов, которые были возмущены неповиновением Белзерского Ребе и обеспокоены Белзом как потенциальной экономической конкуренцией.
Это привело к крупной кампании по делегитимации Бельзерского Ребе. назначило его охранником Позже в том же году, когда он посетил Соединенные Штаты, ФБР в ответ на многочисленные угрозы смертью . Конфликт в Израиле, первоначально ограничивавшийся оскорбительными плакатами, постепенно перерос в серию особо оскорбительных розыгрышей и, в конечном итоге, в физические столкновения между последователями. Ни Бельзерский Ребе, ни раввин Вайс никогда не были вовлечены ни в одну из этих действий, которые, как полагают, были делом рук радикальных активистов обоих лагерей. Несмотря на сопротивление, Белз выстоял, и страсти постепенно утихли. Хотя Белз и Эда Ха-Чареди остаются далекими и скрыто враждебными друг к другу, вражда, по сути, закончилась.
Цитаты [ править ]
Каждый еврей должен твердо верить, что внутри него живет чистая душа. В каком бы положении он ни находился, даже если он сбился с правильного пути, внутренняя сущность его души — которая является частицей Бога — остаётся чистой и незапятнанной. ... Из этого крошечного центра души, не запятнанного злом, преступник черпает силы совершить тшуву (покаяние), исправить все свои недостатки и взлететь к высочайшим духовным высотам. (1991) [8]
арабы Всем известно, что проживающие в Эрец Исраэль (Земле Израиля) — потомки Измаила — преследуют только одну цель: изгнать еврейский народ из Эрец Исраэль и уничтожить его. Теперь, когда еврейский народ будет вести себя надлежащим образом, арабы наверняка не смогут причинить ему вреда. Наоборот, сами арабы исчезнут со сцены. Но даже когда евреи ведут себя не совсем так, как следовало бы, тогда Святой, благословен Он, сравнивает Свой народ с народами мира. И если рассматривать их вместе, Он обнаруживает, что еврейский народ представляет собой вершину совершенства. ... Ибо еврейский народ, если сравнивать его с народами мира, абсолютно безупречен. Благодаря этой заслуге еврейский народ победит своих врагов и сокрушит их. (1990) [8]
Ребе Белза [ править ]
- Раввин Шолом Рокич (1779–1855)
- Раввин Иеошуа Рокич (1825–1894)
- Раввин Иссахар Дов Рокич (1854–1926)
- Раввин Аарон Рокич (1877–1957)
- Раввин Иссахар Дов Рокич (р. 1948)
См. также [ править ]
- Агудат Исраэль
- Белз (город в Польше/Украине)
- Большая синагога Белза (самая большая синагога в Иерусалиме)
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ландесман, Йерухам. «Рожденный руководить: как Бельзерский Ребе вдохнул новую жизнь в разрушенное хасидство?» Мишпача , 10 октября 2011 г., стр. 30–51.
- ^ Ландесман, Йерухем. «Младший брат». Мишпача , 15 ноября 2006 г., с. 27.
- ^ Коэн, Ицхок. «Проблески величия: мой зять, Билгорайер Рав». Hamodia Features, 12 ноября 2009 г., с. С4.
- ^ Эйхлер, раввин Исраэль. «Белз-бар-мицва: создание еще одного звена в цепи». Хамодия , 6 марта 2008 г., стр. A17–A18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Танненбаум, раввин Гершон (7 марта 2012 г.). «Белз: Шиддух десятилетия» . Еврейская пресса . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ «Интересное видео: у бельзерского ребе Шлиты родился 13-й внук» . 4 мая 2015 г.
- ^ «Бельзерский Ребе становится прадедом | Matzav.com» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финкель, Авраам Яаков (1994). Современные мудрецы: великие хасидские мастера двадцатого века . Джейсон Аронсон, Inc. ISBN 1-56821-155-4 .
Источники [ править ]
- Сэмюэл К. Хейлман (1999). Защитники веры: внутри ультраортодоксального еврейства . Калифорнийский университет Пресс, ISBN 0-520-22112-5
- Эхуд Спринзак (1999). Брат против брата: насилие и экстремизм в израильской политике от Альталены до убийства Рабина . Свободная пресса, ISBN 0-684-85344-2