Шломо Зев Цвайгенхафт
Шломо Зев Цвайгенхафт הרב שלמה זאב צווייגענהאפטРаввин Шломо Зеев Цвайгенхафт | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Рош ха-Шохтим из Польши и Главный раввин Ганновера Нижней и Саксонии |
Персональный | |
Рожденный | 2 ноября 1915 г. |
Умер | 2 августа 2005 г. (89 лет) |
Религия | иудаизм |
Номинал | православный |
Занятие | Главный раввин Рош ха-Шохтим , рав Хамахшир |
Ярцайт | 26 тамуза 5765 года |
Похороненный | Елеонская гора , Иерусалим , Государство Израиль |
Семиха | Раввин Арье Цви Фрумер |
Шломо Зев Цвайгенхафт ( ивр .: הרב שלמה זאב צווייגענהאפט ) — раввин, который был Рош ха-Шохтим в Польше (руководил кошерными бойнями в стране) до Холокоста . После Холокоста он был главным раввином Ганновера и Нижней Саксонии . После эмиграции в Соединенные Штаты он был равом Хамахширом (сертификатом кошерности) и был описан как «выдающийся авторитет в области шчиты » (кошерного забоя). [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Раввин Цвайгенхафт родился в Сосновце , Польша, в 1915 году. Его мать, Михла, была дочерью Меира Довида Рейнгерца, раввина, который был сыном раввина Янова и внуком раввина Пшедборжа . Отец Цвайгенхафта, раввин Моше Хаим, был шохетом (кошерным забойщиком) и учеником Аврохома Борнсцтайна . Цвайгенхафт осиротел в возрасте двух лет и был воспитан дедом по отцовской линии, Эфраимом Мордехаем Моттелем Цвайгенхафтом, который был посеком и шохетом в Сосновце и потомком Давида ХаЛеви Сегала и Джоэла Сиркиса . [ 2 ]
Образование
[ редактировать ]Раввин Цвайгенхафт учился в Радомском хедере в Сосновце до 12 лет. Следующие два года он был учеником Дова Бериша Эйнхорна в Амстове . В 14 лет он выучил наизусть гемару всего массехтота зевахим . и менахот с комментариями Раши и Тосафот [ 3 ] Затем он вернулся в Сосновец, где был учеником Давида Моше Рабиновича в кибуца Говоха ешиве . [ 1 ]
Когда Цвайгенхафту было 16 лет, он начал учиться в частном порядке у Арье Цви Фрумера, от которого два года спустя получил сан раввина . Это было чрезвычайно редкое достижение, учитывая, что за свою жизнь Фрумер рукоположил всего 5 из нескольких сотен учеников. [ 3 ]
Дэвид Авраам Мандельбаум в биографии Фруммера описывает Цвайгенхафта как пример одного из «лучших» исследователей Талмуда в Польше. Мандельбаум также описывает отношения Цвайгенхафта с Фрумером как «чрезвычайно близкие». [ 4 ]
Рош ха-Шохтим в Польше
[ редактировать ]Отец, дед и прадед раввина Цвайгенхафта были шохтимами . В детстве Цвайгенхафт был причастен к семейной масоре (передаче еврейской религиозной традиции) шхиты, насчитывающей сотни лет. Когда Цвайгенхафту было 14 лет и он все еще учился в Амстове , шохтим города столкнулся с галахической трудностью и призвал Дова Бериша Эйнхорна на помощь . Эйнхорн попросил Цвайгенхафта сопровождать его в пути на бойню. Когда они прибыли, Эйнхорн начал размышлять над проблемой, которую поставил перед ним шохтим. Затем Цвайгенхафт ловко взял чалеф (нож шехиты), продемонстрировал, как выполнять шехиту, и решил проблему. Эйнхорн был настолько впечатлен, что с тех пор он, несмотря на свою молодость, ел мясо только в том случае, если оно было забито Цвайгенхафтом. Вскоре после этого раввин Эйнхорн с гордостью рассказал Ицхоку Мордехаю Рабиновичу (главному раввину Полавно) о Цвайгенхафте. Рабинович попросил Эйнхорна прислать к нему Цвайгенхафта, а затем приступил к обучению Цвайгенхафта масоре шхиты, которой он научился у своего деда. Тиферес Радомский . Шломо После этого Радомский Ребе ел только мясо из Шечиты Цвайгенхафта. Год спустя, когда Минхас Элазар из Мункача посетил Сосновец, он тоже ел только из шхиты Цвайгенхафта. [ 3 ]
К 20 годам он был шохетом нескольких городов Польши, в том числе Радомска , Полавно, Амстова , Вольбрума , Элкиша и Чебина , а также был Рош ха-Шохтим Сосновца. [ 3 ]
В середине 1930-х годов Цвайгенхафт был назначен одним из семи членов Ваада Рошей Хашохтим Польши и Литвы (совета из семи раввинов, курирующих тысячи шохтим по всей Польше). В 1936 году в Сейм (законодательный орган Польши) был внесен законопроект, запрещающий шехиту. Несмотря на то, что Цвайгенхафт был самым молодым членом Ваада, он был выбран для исполнения Шхиты перед собравшимися законодателями и демонстрации того, что Шхита является быстрой гуманной формой забоя животных. В сочетании с интенсивными лоббистскими усилиями это привело к тому, что Сейм разрешил продолжать эту практику, хотя она была ограничена максимальной квотой. [ 5 ] [ 6 ]
Позже Цвайгенхафт был назначен главой Ваада. [ 7 ]
Роли лидера в Германии
[ редактировать ]Рош ха-Шохтим британской оккупационной зоны Германии
[ редактировать ]Цвайгенхафт пережил Холокост и был освобожден в Берген-Бельзене 11 апреля 1945 года. Цвайгенхафт вернул халеф (нож шехита) из музея в Гамбурге и 21 августа 1945 года совершил первый известный кошерный забой в Германии с тех пор, как он был объявлен вне закона. Нацисты . в 1933 году [ 8 ] [ 9 ] После этого Чрезвычайный религиозный совет главного раввина Великобритании назначил Цвайгенхафта Рош ха-шохтим британской зоны Германии . [ 1 ]
Рав Хамахшир из Берген-Бельзена
[ редактировать ]7 ноября 1945 года Чрезвычайный религиозный совет главного британского раввина открыл две большие кухни в Целле для обеспечения кошерной пищей тысяч выживших евреев, живущих в близлежащем лагере для военнопленных Берген-Бельзен , и назначил Цвайгенхафта равом Хамахширом Берген-Бельзена. . [ 3 ]
Ваад Харабоним из Британской зоны и раввин различных общин
[ редактировать ]Цвайгенхафт был назначен одним из раввинов Ваад Харабоним (Совета раввинов) Британской зоны, который был создан и возглавлен Йоэлем Хальперном . Поскольку Цвайгенхафт постоянно путешествовал по зоне, чтобы контролировать и принимать меры, связанные с шхитой, Ваад поручил ему служить раввином нескольких небольших еврейских общин в Британской зоне , у которых не было своего раввина. [ 3 ]
Главный раввин Ганновера и Нижней Саксонии
[ редактировать ]Через несколько месяцев после освобождения Берген-Бельзена выжившие евреи начали постепенно покидать лагерь для перемещенных лиц и селиться в городах и поселках по всей британской зоне. своего друга (и будущего зятя) Хаима Пинхаса Любинского Когда зарождающаяся община выживших евреев в Ганновере стала достаточно большой, чтобы иметь собственного раввина, Цвайгенхафт рекомендовал Чрезвычайному религиозному совету главного раввина Великобритании назначить на эту должность . В январе 1946 года Любинский был назначен главным раввином Ганновера. Сообщество продолжало расти, и требовалось дополнительное раввинское руководство. В нескольких редких случаях Ваад Харабоним британской зоны созвал Байс Дин в Ганновере под руководством Йоэля Хальперна, в состав которого входили различные раввины Ваада, включая Любинского, Исроэля Моше Олевского и Цвайгенхафта. Однако требовалось более постоянное решение, и впоследствии община назначила Цвайгенхафта дополнительным раввином Ганновера. [ 1 ]
В 1949 году, когда британская оккупация Северо-Западной Германии закончилась, Чрезвычайный религиозный совет главного раввина Великобритании и его назначенцы были обязаны завершить операции в Германии. Новая независимая еврейская община Ганновера затем выбрала Цвайгенхафта единственным раввином своего города. После этого небольшие еврейские общины в Нижней Саксонии также назначили Цвайгенхафта своим раввином, и он стал главным раввином Ганновера и Нижней Саксонии. [ 10 ]
Лидер Агудас Исроэль Британской зоны
[ редактировать ]
Цвайгенхафт, Йирсоэль Моше Олевски и Эфраим Лондонер [ 11 ] были лидерами Агудас Исроэль Британской зоны. [ 3 ] Цвайгенхафт регулярно занимался защитой как духовных, так и физических потребностей евреев в этой зоне. В 1947 году Цвайгенхафт предоставил припасы бывшим пассажирам « Исхода» в Гамбурге, прежде чем они были вынуждены сойти на берег. [ 10 ]
Рав Хамахшир в Америке
[ редактировать ]попросил его В 1952 году Цвайгенхафт эмигрировал в Америку, и Элиезер Сильвер стать Рош ха-Шохтим на двух кошерных бойнях в Цинциннати , штат Огайо. [ 12 ] В 1953 году Цвайгенхафт переехал в Нью-Йорк, где был потрясен тем, что он считал низкими кошерными стандартами шхиты, и начал выступать за улучшения. Со временем Цвайгенхафт стал равом Хамахширом нескольких кошерных скотобоен. И провел реформы, ранее неизвестные в Америке. Некоторые раввины не ели мясо, если оно не было сертифицировано Цвайгенхафтом. За прошедшие годы многие реформы Цвайгенхафта укоренились в отрасли. [ 10 ]
Берел Вейн пишет в своей автобиографии, что во время его пребывания на посту исполнительного вице-президента Ортодоксального союза и раввинского администратора его отдела кашрута Ортодоксальный союз счел сертификацию кошерных скотобоен очень сложной задачей и полагался на Цвайгенхафта. Он описывает Цвайгенхафта как «эксперта по всем галахическим и практическим вопросам производства кошерного мяса». [ 13 ]
Православный союз сертифицирует некоторые виды перепелов как кошерные на основании масоры (традиции) Цвайгенхафта. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Власть по кошерному убою
[ редактировать ]Цвайгиген был всемирно известен. [ 18 ] как авторитет по шхите . Его опыт пользовался большим спросом, и его попросили поехать за границу, чтобы читать лекции по шхите, инспектировать кошерные бойни и рекомендовать улучшения. [ 19 ] Он обучил сотни шочтим. [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Цвайгенхафт умер в Нью-Йорке 2 августа 2005 года и был похоронен на следующий день на Елеонской горе в Иерусалиме . [ 20 ]
Семья
[ редактировать ]Когда Цвайгенхафту было 18 лет, он женился на своей кузине Эстер, дочери Шломо Штенца . Она и двое их детей были убиты в Освенциме 2 августа 1943 года. [ 10 ]
Пережив Холокост, Цвайгенхафт женился на Фриде, которая в то время была преподавателем иудаики в религиозной женской семинарии (кибуце) в Берген-Бельзене . Позже, в Соединенных Штатах, она регулярно работала волонтером в Еврейской больнице хронических заболеваний и была одним из основателей «Ривка Лауфер Бикур Холим », членом правления отделения « Н'шей Агудас Исроэль » в Краун-Хайтс и вице-президентом. женской вспомогательной организации « Рабби Меир Баал Ханес Купат Полин » в Бруклине . [ 10 ] У них остались двое детей: [ 10 ] [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хирш, раввин Моше (27 июля 2011 г.). «Однажды Рав». Хамодия, журнал Inyan – Киньян л'Шаббос . XIV (669): 11–12.
- ^ Чидушей Хагоен М'Сосновиц Баис Шломо Страница 11
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мигдал Довид, издание 2015 г., Толдос Хамо, страницы 87–95 .
- ^ Мандельбаум, Дэвид Авраам (2022). Толдот Рабейну Баал Эрец Цви (Толдот Рабейну Баал Эрец Цви) . Бней-Брак ( Бней-Брак , Израиль ) п. 80.
- ↑ Религиозная свобода: право практиковать Шхиту (1946 Левин, Мунк и Берман), стр. 87
- ^ http://www.JTA.ORG ( http://www.jta.org/1936/03/29/archive/polish-senate-passes-shechita-bill-becomes-law-jan-1 ), получено в декабре 2013 г.
- ^ Донн, Йохонон (16 августа 2022 г.). «Держим полную тарелку» . Журнал Мишпача . № 924 . Проверено 21 августа 2022 г.
- ↑ Ежемесячный раввинский журнал Hapardes, том 19, выпуск 7, октябрь 1945 г., стр. 7 (получено 19 июля 2020 г.)
- ^ Хамодия , журнал Inyan Magazine (том XV, выпуск 706), 25 апреля 2012 г., Киньян Л'Шаббос, стр. 16
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джозеф Фриденсон . Два идиш ворт Том. LXXIX Нет. 425 Сентябрь – октябрь 2011 г., страницы 46–48 .
- ^ Альберт, раввин Шмуэль, «Мост в ушедший мир»
- ^ Зильбер, Т. « Хамодия , страница 3 New York News, 3 августа 2008 г.».
- ^ Вейн, Берель (2014). Учите их усердно - Те-шинантам ле-ванеха: личная история общинного раввина (Первое изд.). Нью-Милфорд, Коннектикут: Издательство Koren, Magid Books. п. 99. ИСБН 978-159-264-3486 .
- ↑ OUKosher.org, Библейские птицы, или Разгадка тайны того, какие виды кошерны, а какие нет, сотрудники OU Kosher, 21 августа 2008 г. (получено 19 июля 2020 г.)
- ^ http://thejewishheritage.weebly.com/new-blog/the-intricacies-of-quail-rabbi-chaim-loike (получено 19 июля 2020 г.)
- ^ КОШЕРОЛОГ (16 июня 2014). «Кошерны ли перепелиные яйца?» . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Ари З. Животофски и Ари Гринспен (6 октября 2010 г.). «Перепелка, саранча, синие яйца и шибута – как составить меню для ужина месоры». Журнал «Мишпача» : 28 тишрея 5771, стр. 50.
- ^ Вайнбергер, раввин Нафтали «Практическое руководство по заповеди Шилуах Хакан», стр. 144
- ^ Швац, раввин Шмуэль Довид (24 июня 2015 г.). « Хамодия , журнал Иньян». XVIII (865): 19.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ https://mountofolives.co.il/he/deceased_card/%D7%A9%D7%9C%D7%9E%D7%94-%D7%96%D7%90%D7%91-%D7%A6%D7%95%D7%95%D7%99%D7%99%D7%92%D7%A2%D7%A0%D7%94%D7%90%D7%A4%D7%98/#gsc.tab=0 (retrieved July 19, 2020)
- ^ Мигдал Довид, издание 1995 г. Стр. 12 .
- Польские хасидские раввины
- Немецкие раввины XX века
- Люди из Сосновца
- Польские раввины ХХ века
- Выжившие в концлагере Миттельбау-Дора
- Выжившие в концлагере Берген-Бельзен
- Выжившие в концлагере Гросс-Розен
- 1915 рождений
- смертей в 2005 г.
- Американские ортодоксальные раввины
- Американские хасидские раввины
- Раввины из Цинциннати
- Раввины из Нью-Йорка (штат)
- Хасидские раввины в Европе
- Немецкие хасидские раввины
- Люди из Боро-Парка, Бруклин
- Натурализованные граждане США
- Американские раввины 20-го века
- Духовенство из Ганновера
- Похороны на еврейском кладбище на Елеонской горе.