Шломо Ханох Рабинович
Шломо Ханох Рабинович | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Четвертый Радомский Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Шломо Ханох Хакоэн Рабинович 1882 |
Умер | 1 августа 1942 г. (18 из 5702) (60 лет) |
Религия | иудаизм |
Дети | Рейзель [ 1 ] [ 2 ] |
Родитель |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Ечезкель Хакоэн Рабинович |
Началось | 1910 |
Закончено | 1942 |
Основная работа | Шивчей Коэн |
Династия | Радомск |
Шломо Ханох Хакоэн Рабинович (также пишется Рабинович , Рабинович , Рабинович ) (1882 — 1 августа 1942) — четвёртый и последний ребе из радомской хасидской династии. Он был старшим сыном третьего радомского ребе, Ечезкеля Рабиновича и правнуком основателя династии Шломо Рабиновича , известного как Тиферес Шломо . Под его руководством Радомск стал третьей по численности хасидской династией в Польше после Гера и Александра . Рабинович построил сеть из 36 иешив по всей Польше и Галиции, в которой к 1939 году обучалось более 4000 студентов. Он был убит в Варшавском гетто вместе со всей своей семьей.
Биография
[ редактировать ]Рабинович родился в Радомско , Польша, и был старшим из двух сыновей третьего радомского ребе, Ечезкеля Хакоэна Рабиновича. [ 3 ] Его жена была дочерью раввина [ 4 ] и была у них одна дочь Рейзель, [ 1 ] вышедшая замуж за двоюродного брата своего отца Давида Моше Рабиновича . [ 5 ] в 1929 году. [ 2 ]
Рабинович стал ребе после смерти своего отца в 1910 году. [ 1 ] Накануне Второй мировой войны Радомск был третьей по величине хасидской династией в Польше после Гера и Александра . [ 1 ]
Он был богат [ 4 ] [ 6 ] и владел стекольным заводом и домами в Берлине , Варшаве , [ 7 ] и Сосновец , где он жил после Первой мировой войны. [ 1 ] Он также собрал большую личную библиотеку старых рукописей и гравюр. [ 4 ]
Хотя он страдал диабетом, как и его отец и дедушка, которые оба умерли от осложнений диабета, когда им было 48 лет, его жизнь была продлена открытием инсулина в 1921 году. [ 8 ]
Сеть ешив Кесер Тора
[ редактировать ]Первая мировая война привела к изгнанию сотен тысяч евреев и уничтожила существующие общины. Традиционно хасидская молодежь изучала Тору у своих старших и перенимала обычаи и предания своих хасидских групп в штиебелах Польши и Галиции. Теперь Радомский Ребе предложил новый метод хасидского образования. В Лаг ба-Омер 1926 года он объявил о своем плане создать сеть ешив под названием Кесер Тора (Корона Торы). Вскоре после этого были открыты восемь иешив в Бендзине , Подгуже , Хжануве , Волброме , Освенциме , Ченстохове , Лодзи и Кракове. [ 1 ] Хотя йешивы по своей природе были хасидами, они не продвигали радомских хасидов и не укомплектовали только радомских хасидов. [ 2 ] Каждая ешива имела свою рош-ешиву и первоначально изучала свой собственный талмудический трактат; позже все ешивы одновременно изучали один и тот же трактат. Ребе оплатил всю операцию, включая зарплату персонала, питание и проживание студентов, из своего кармана. [ 1 ] [ 2 ]
В то же время Ребе учредил кибуц Говоха в городе Сосновице исключительно для студентов высокого уровня и аврехим (женатых студентов) и назначил своего зятя, раввина Давида Моше Хакоэна Рабиновича (1906–1942), блестящего знатока Торы. ученый, возглавить его. Раввин Давид Моше также служил рош-ешивой всей сети Кесер Тора, следя за успеваемостью студентов, проводя шиурим и проводя тесты в конце семестра. [ 2 ] К 1930 году действовало девять иешив и кибуц. В течение следующего десятилетия было добавлено больше ешив. [ 1 ] Накануне Второй мировой войны в Польше действовало 36 ешив Кесер Тора, в которых обучалось более 4000 студентов. Иешивы были распущены после вторжения Германии в Польшу в 1939 году, а большинство их студентов погибли во время Холокоста. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Когда началась война, Ребе находился в Лодзи. Его хасиды завершили подготовку к отправке его в Италию к середине 1940 года, но он отказался, сказав: «Я хочу быть со всеми евреями». [ 9 ] [ 10 ] Ребе в конце концов сбежал в Александр , но оттуда, скорее всего, был отправлен нацистами в Варшавское гетто. [ 4 ]
Радомский Ребе был одним из выдающихся хасидских Ребе, заключенных в Варшавское гетто; среди других были Пясечнер Ребе ; Александр Ребе, Сохачеверский Ребе , Кримиловерский Ребе и Стриковерский Ребе. [ 11 ] Рабинович числился рабочим на фабрике Шульца. Несмотря на опасность, он отказался сбрить бороду. [ 12 ]
Зять Ребе, раввин Давид Моше Рабинович, регулярно читал шиурим (лекции) в Варшавском гетто, а также сочинил множество чидушим (новых мыслей Торы ), которые записали его ученики. Все эти чидушим , а также написанные им ранее сефарим были потеряны на войне. [ 2 ] [ 13 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Рабинович и все члены его семьи, включая его единственную дочь, зятя и маленького сына, были убиты нацистами 1 августа 1942 года. [ 14 ] Когда нацисты ворвались в его дом, чтобы депортировать жителей в лагерь смерти Хелмно , Рабинович отказался уйти, заявив: «Я знаю, что вы пришли убить меня. Я предпочитаю умереть здесь, в своем доме, а не в машине, наполненной ядом. газ». Затем он прочитал Шма («Слушайте, еврейский народ, Господь Бог наш, Господь един») и был убит выстрелом в голову, когда дошел до последнего слова « Эхад» («Один»). Вместе с ним были расстреляны члены его семьи. [ 4 ] [ 12 ] Их похоронили в братской могиле на главном кладбище Варшавы. [ 1 ] [ 2 ] [ 14 ]
С его смертью линия передачи радомских ребе от отца к сыну прекратилась. Его брат, раввин Элимелех Арье Хакоэн Рабинович, погиб в концентрационном лагере Маутхаузен . [ 15 ]
В 1965 году Менахем Шломо Борнштайн из Сохачева (чей дед, второй сохачевский ребе, Шмуэль Борнштайн , женился на внучке первого радомского ребе, Шломо Рабиновича) [ 16 ] ) также стал Радомским ребе и был известен как Сохачевер-Радомский ребе.
Учения Рабиновича и его зятя Давида Моше Рабиновича были собраны в книге Шивчей Коэн («Похвалы священника»). [ 17 ]
Ребе Радомска
[ редактировать ]- Шломо Хакоэн Рабинович , Тиферес Шломо (1801–1866)
- Авраам Иссахар Дов Хакоэн Раббинович , Хесед ЛеАвраам (1843–1892)
- Ечезкель Хакоэн Рабинович , Кенессы Ечезкели (1862–1910)
- Шломо Ханох Хакоэн Рабинович , Шивчей Коэн (1882–1942)
- Менахем Шломо Борнштайн , Сохачевер - Радомский Ребе (1934–1969)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Танненбаум, раввин Гершон (7 апреля 2009 г.). «Ярцайт Радомского Ребе» . Еврейская пресса . Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Кесер Тора Радомск» . Радомск.орг. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ Познаньский, Йехайль. «Воспоминания о прошлом» . Книга памяти Радомско . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Унгер, Манаше (19 апреля 1950 г.). «Радомский Ребе, погибший еврейской мученической смертью в Варшавском гетто» . Журнал «День-Утро» . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Рабинович, Цви (1988). Хасидизм: движение и его хозяева . Дж. Аронсон. п. 276. ИСБН 0-87668-998-5 .
- ^ Гельтверт, Джек (2002). От Освенцима до Итаки: транснациональное путешествие Джека Гельтверта . CDL Пресс. п. 45. ИСБН 1-883053-74-9 .
- ^ Рабинович, Цви (1970). Мир хасидов . Хартмор Хаус. п. 167. ИСБН 9780876770054 .
- ^ Бессер, раввин Шломо К. «Шахматный Л'Авраам Радомский: в честь его 120-летия, 13 элула». Хамодия , 30 августа 2012 г., стр. С2–С6.
- ^ Фарбштейн, Эстер (2007). Скрытые в громе: взгляды на веру, галаху и лидерство во время Холокоста . Издательство Фельдхайм . п. 118. ИСБН 978-965-7265-05-5 .
- ^ Шиндлер, Песах (1990). Хасидские ответы на Холокост в свете хасидской мысли . Издательство Ктав. п. 74. ИСБН 0-88125-310-3 .
- ^ Фридман, Джонатан К. (2011). Рутледж История Холокоста . Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса. стр. 339, 346. ISBN. 978-0-203-83744-3 .
- ^ Jump up to: а б Всемирный центр Калив (2002). Шма Исраэль: Свидетельства преданности, мужества и самопожертвования, 1939-1945 гг . Таргум Пресс. п. 330. ИСБН 1-56871-271-5 .
- ^ Shema Yisrael , pp. 329–330.
- ^ Jump up to: а б Танненбаум, раввин Гершон (7 апреля 2009 г.). «Ярцайт Радомского Ребе» . Еврейская пресса . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Рабинович, Цви (1970). Мир хасидизма . Хартмор Хаус. п. 175. ИСБН 9780876770054 .
- ^ Беловский, Цви (1998). Шем Мишмуэль Таргум Пресс п. хх. ISBN 1-56871-141-7 .
- ^ Амзель, Меир (1986). Энциклопедия Хамаор: Вечные мемуары и респонсы в 4 разделах . Конгрегация и ешива Хамаор. п. 182.