Калонимус Кальман Шапира
Калонимус Кальман Шапира | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Пясечно Ребе (иногда с иврита транслитерируется как Пясечно Ребе) |
Персональный | |
Рожденный | Калонимус Кальман Сапиро 20 мая 1889 г. |
Умер | 3 ноября 1943 г. (54 года) |
Религия | иудаизм |
Супруг | Rochel Chaya Miryam Hopsztajn |
Дети | Рахель Йегудис, Элимелех Бен-Цион |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Преемник | Элимелех Шапира |
Началось | 1920 |
Закончено | 1943 |
Основная работа | Обязанность студентов Човас хаТалмидим |
Династия | Пясецно |
Калонимус Кальман Сапиро (английский: Калонимус Калман Шапира или Клонимус Калмиш Сапиро) (20 мая 1889 г. - 3 ноября 1943 г.), [ 1 ] был великим раввином Пясечно Польша , во , автором ряда работ и был убит нацистами время Холокоста .
Ранние годы и жизнь до войны
[ редактировать ]Калонимус Кальман Шапиро родился в Гродзиске-Мазовецком , Польша . Его отцом был Элимелех Сапира из гроджиской хасидской династии. Названный в честь своего прадеда по материнской линии, известного как Маор ВаШемеш , он происходил из семьи, в которую входили раввин Элимелех из Лиженска , Хозе из Люблина и Исроэль Хопштейн . Он родился на следующий день после Лаг Ба-Омера , 19 ияра 5649 года (май 1889 года).
Его отец умер, когда ему было три года. В 1905 году он женился на Рахели Хайе Мириам, дочери своего племянника великого раввина Иерахмиэля Моше из династии Кожниц . У них было двое детей: сын Элимелех Бен-Цион и дочь Речил Иегуди, оба также погибли во время Холокоста .
В 1909 году он был назначен раввином Пясечно , недалеко от Варшавы , и впоследствии привлек многих хасидов . В 1923 году он основал ешиву Даас Моше стала одной из крупнейших хасидских ешив в Варшаве. , которая в период между войнами [ 2 ] : 1–2
Военные годы
[ редактировать ]Единственный сын раввина Шапиро, его невестка и невестка были убиты во время нацистской воздушной бомбардировки Варшавы в сентябре 1939 года. После вторжения в Польшу раввин Шапира был интернирован вместе с несколькими своими хасидами в Варшавское гетто , где он руководил секретной синагогой. Он приложил огромные усилия для поддержания еврейской жизни в гетто, в том числе организовал погружения в микву и кошерные браки. Раввин Шапира смог выжить в гетто до его ликвидации, избежав трагической депортации в Треблинку летом 1942 года, благодаря поддержке юденрата . Как и другим знаменитостям, ему дали работу на обувной фабрике Шульца — это путь к дальнейшему выживанию. [ 2 ] : 148–9
Раввин Сапиро особенно известен благодаря книге, которую он написал в гетто. Книга, представляющая собой сборник еженедельных проповедей его ученикам, затрагивает сложные вопросы веры перед лицом растущих страданий евреев в гетто. Когда раввину Сапиро стало очевидно, что конец гетто и всех его жителей близок, он передал эту книгу и другие рукописи в архив Рингельблюма «Онег Шаббат» . Их похоронили вместе с другими документами в большой канистре из-под молока, найденной строителем после окончания войны. Книга, первоначально озаглавленная просто «Новации Торы 5700-5702 годов», была издана в Израиле в 1960 году под названием * Эш Кодеш * («Священный огонь»). [ 2 ] : 1–14 Дэниел Райзер переиздал его в двухтомном критическом издании «Проповеди лет ярости» в 2017 году. [ 3 ]
После подавления восстания в Варшавском гетто в 1943 году раввина Шапиро отправили в рабочий лагерь Травники под Люблином . Хотя ему предложили возможность сбежать из концлагеря, он, видимо, отказался. После еврейского восстания в лагере смерти Треблинка (2 августа 1943 г.) и в лагере смерти Собибор (14 октября 1943 г.) среди нацистских властей росла обеспокоенность тем, что в других концентрационных лагерях могут произойти новые вспышки насилия. По этой причине была начата акция «Эрнтефест» (Операция «Праздник урожая»). В ходе этой операции, проведенной 3 ноября 1943 года, все оставшиеся в Травниках евреи, включая раввина Шапиро, были застрелены. [ 2 ] : 155 [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]- Човас а-Талмидим («Обязанности учащихся») — сборник сочинений, предназначенный для подростков, ставший стандартным учебником в ешивах . Впервые оно было опубликовано в Варшаве в 1932 году.
- «Хахшорас а-Аврехим» («Подготовка юношей») — произведение, написанное для молодых женатых мужчин как продолжение «Ховас а-Талмидим». Оно было опубликовано на основе рукописи, захороненной в гетто. ( Еврейский духовный рост - перевод Хахшора ха-Аврехим Яакова Давида Шульмана )
- Мево ха-Шеорим - оба являются продолжением книги «Хахшорас ха-Аврехим» и должны были стать введением в «Ховас ха-Аврехим», которая должна была стать последней книгой в серии об образовании и духовном руководстве. Из этой рукописи, похороненной в гетто, уцелел только Мево ха-Шеорим. По словам Дэниела Райзера, рукопись «Ховас ха-Аврехим» не была утеряна, скорее, у раввина Сапиро не было возможности составить ее до Второй мировой войны, за исключением краткого раздела, опубликованного в «Дерех а-Мелех».
- Цав В'Зируз — личный дневник раввина Сапиро, переведенный на английский как «Исцелить душу: духовное путешествие хасидского ребе» . Он также был опубликован на основе рукописи, захороненной в гетто.
- «Бней Махшава Това» («Ощущение божественного: руководство по еврейской духовной практике и общине») первоначально была распространена раввином Сапиро своим ближайшим хасидам в начале 1920-х годов как секретное руководство для создания тайных мистических братств. Книга представляет собой руководство по достижению духовности с помощью различных духовных и мистических техник, включая управляемую образную медитацию в групповой обстановке. Перевод Яакова Дэвида Шульмана. [1]
- Дерех Ха-Мелех (Путь Царя — также, идиоматически, «большая дорога» на современном иврите) — беседы Торы, которые произносились в субботу и Йом Тов в 1920-х и 1930-х годах. Текст основан на копиях проповедей последователей раввина Сапиро. Он также включает письма, документы и другие сочинения, такие как единственные сохранившиеся главы из его запланированной работы «Ховас ха-Аврехим» и его комментарий к «Зогару». Он также включает описание его оригинальной техники медитации «хашката» (успокоение ума).
- Айш Кодеш (Благодатный огонь) — его вдохновляющие речи, произнесенные в период Холокоста . [ 5 ] ( Критическое и аннотированное издание проповедей раввина Калонимуса Кальмана Шапиры во время Холокоста, 2 том, 630 стр. )
Наследие
[ редактировать ]Израиль
[ редактировать ]Нынешним Ребе Пясечно является раввин Кальман Менахем Шапира, внучатый племянник первого Ребе Клонимуса Кальмана. Раввин Кальман Менахем проживает в Рамат-Бейт-Шемеш , Израиль , и возглавляет Конгрегацию Айш Кодеш. [ 6 ] который является одновременно синагогой и всемирной штаб-квартирой по распространению учения его двоюродного дедушки. Учебные залы под названием «Айш Кодеш» также расположены в мошаве Мево Модиим , Бейтар-Илите и в Бней-Браке . В Баке, Иерусалим, есть ешива под названием «Ешиват Ховат Хаталмидим», где студенты под руководством раввина Яира ха-Леви изучают легендарное учение раввина Пясечны. [ 7 ] В Самарии есть небольшое поселение под названием «Айш Кодеш». Он был установлен в память об Айш Кодеш Гилмор, погибшей в результате теракта ООП 30 октября 2000 года во время Второй интифады. [ 8 ] [ 3 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Конгрегация Айш Кодеш , основанная в 1992 году и посвященная памяти и учению раввина Сапиро, является первой синагогой, назвавшей себя этим именем. синагога , возглавляемая раввином Моше Вайнбергером , Неохасидская расположена в Вудмире , Лонг-Айленд , Нью-Йорк . [ 7 ] также есть ешива под названием Айш Кодеш В Вирджинии . [ 7 ]
В Боулдере, штат Колорадо, также есть синагога, основанная в 2000 году. [ 9 ] по имени Айш Кодеш. [ 10 ] Его возглавлял раввин Гавриэль Гольдфедер в течение десяти лет, с 2003 по 2013 год. [ 11 ] В Манчестере, Англия, недавно была основана синагога под названием Айш Кодеш.
Европа
[ редактировать ]В 2010 году первая синагога в Европе после Холокоста была открыта под названием Адас Айш Кодеш , ее возглавляет раввин Ю. Реувен Рубин . Архивировано 17 марта 2016 г. в Wayback Machine , бывшей синагоге Южного Манчестера .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Неемия Польша: Божественный плач. Теология катастрофы в Варшавском гетто раввина Калонимоса Шапиро , в: Modern Judaism 7 (1987) 253-269; [2]
Неемия Полен: Благодатный огонь: учение раввина Калонимуса Кальмана Шапира, ребе Варшавского гетто . Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон Пресс ;
Исаак Гершковиц: Раввин Калоним Калмиш Шапиро, Ребе Пьясехнер: Его мысли о Холокосте и до Холокоста, преемственность или прерывистость?, Магистерская диссертация, Университет Бар-Илан, Рамат-Ган, Израиль (2004).
Раввин Сапиро появляется как главный персонаж в романе Джозефа Скибелла 2010 года «Излечимый романтик» .
Моше Вайнбергер; «Согретые огнем Айш Кодеш: Тора из Хилул Реба Калонима Кальмана Сапиро из Пясечны», в адаптации Бенджамина Вольфа. Иерусалим, издательство Feldheim, 2015.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видеолекция о раввине Калонимусе Кальмане Шапире доктора К. Генри Абрамсон
- Lectures on Chovat HaTalmidim by Rav Ari Shames at Midreshet HaRova in mp3
- Статья о Великом раввине Шапире
- Английский перевод вводной главы «Ховат хаталмидим» - Послание учителям и родителям
- Отрывки из Сефер Айш Кодеш на иврите - PDF-файл
- «Сефер Ховас а-Талмидим» на иврите - PDF-файл и «Сефер Ховас а-Талмидим», издание 1975 г. на идише - PDF-файл
- Айш Кодеш Шиурим - Еженедельные занятия по главе Айш Кодеш, проводимые раввином Хенохом Дов Хоффманом [аудиофайлы в формате mp3]
- Авихай Цур, «Господь прячется во внутренних покоях»: Доктрина страдания в теософии раввина Калонимуса Кальмана Шапира из Пясечно» , Дапим - Исследования Шоа , 2011 (Том 25), стр. 183–237. Еврейская версия .
- Цви Лешем: «Между мессианством и пророчеством: хасидизм по мнению Пясечнерского ребе», докторская диссертация на иврите:
- Цви Лешем: « Я умоляю и умоляю каждого еврея изучать мои книги »
- Цви Лешем, « Техники управляемого изображения у Пясечнского Ребе и Р. Менахема Экштейна »] (иврит)
- Цви Лешем, « Эмоциональное хасидское образование как ответ на секуляризацию в трудах РКК Шапиро из Пясечны » (иврит)
- Цви Лешем, « Свет в стенах сосудов: служение через телесность в мысли РКК Шапиро из Пясечны » (иврит)
- Цви Лешем, « Визуализация Бога для достижения намерения и разделения во время молитвы как часть хасидского видения РКК Шапиро из Пясечны » (иврит)
- Цви Лешем, « Излияние своего сердца: Хитбодедут раввина Нахмана и его пиасечнские отголоски »
- Чен Малул, « Мистическая тетрадь, которая учит восстанавливать пророчества » (иврит)
- Дэниел Райзер, «Разорвать всю завесу»: пророчество в учении раввина Калонимуса Кальмана Шапира из Пьяцекны (sic!) и его обновление в двадцатом веке , Современный иудаизм 34, 3 (2014), стр. 334–352.
- Дэниел Райзер, Видение как зеркало: методы изображения в еврейском мистицизме двадцатого века (на иврите), Лос-Анджелес: Cherub-Press 2014, стр. 105–224.
- Дэниел Райзер, « Историзм и/или феноменология в изучении еврейского мистицизма: образные методы в учении раввина Калонимуса Кальмана Шапира как пример », Modern Judaism 36, 1 (2016), стр. 1–16.
- Дэниел Райзер, « [4] Эш Кодеш: новая оценка в свете филологического исследования рукописи, Исследования Яд Вашем 44, 1 (2016), стр. 65–97.
- Ниггун (песня) Дереха Ахима в память о Пясечно Ребе
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Представители Библиотеки Конгресса: Халонимус Халмиш бен Элимелех, 1889-1943 гг.
- ^ Jump up to: а б с д Неемия Полен (1994), Благодатный огонь: учение раввина Калонимуса Кальмана Шапиро, ребе Варшавского гетто , Jason Aronson Inc., ISBN 0-87668-842-3 .
- ^ Jump up to: а б «Слава Б-гу, этот классический раввинистический текст пережил Варшавское гетто» . Планшетный журнал . 04 февраля 2019 г. Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Хорошо, Лоуренс; Фишбейн, Эйтан; Роза, или Н (2010). Еврейский мистицизм и духовная жизнь: классические тексты, современные размышления . Издательство «Еврейские огни» . п. 26. ISBN 978-1-58023-434-4 .
- ^ JewishBooks.org Благодатный огонь
- ^ Официальный сайт Шула
- ^ Jump up to: а б с Франкфуртер, раввин Ицхок (25 мая 2016 г.). «Зажигая еврейские души искрами Эмуны: беседа с раввином Моше Вайнбергером из Айш Кодеш». Ами : 56–66.
- ^ Репортер, штат МЭРИЛИН Х. КАРФЕЛЬД (3 мая 2001 г.). «ПА и ООП предъявили иск на 250 миллионов долларов по делу Эш Кодеш Гилмор» . Кливлендские еврейские новости . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Андреа Джейкобс (23 января 2014 г.). «Кехилат Айш Кодеш закрывает свои двери?» . ИДН | Межгорные еврейские новости . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Видение нового Айш Кодеш» . Боулдерские еврейские новости . 17 января 2014 г. Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Раввин Гольдфедер покинет Айш и перейдет в Массачусетский технологический институт» . Боулдерские еврейские новости . 29 марта 2013 г. Проверено 24 января 2021 г.
- 1889 рождений
- 1943 смертей
- Хасидские ребе
- Хасидские раввины в Европе
- Польские хасидские раввины
- Польские мирные жители, убитые во Второй мировой войне
- Польские евреи, погибшие во время Холокоста
- Люди, погибшие в концлагере Травники
- Узники Варшавского гетто
- Смерти от огнестрельного оружия в Польше
- Жители Гродзиска-Мазовецкого.
- Поляки казнены в нацистских концлагерях
- Люди, казненные нацистской Германией с применением огнестрельного оружия
- Казненные жители Мазовецкого воеводства
- Кожниц (Hasidic dynasty)